Научная статья на тему 'Методический инструментарий оценки влияния ценностных установок предпринимателей на решение задач импортозамещения в регионе'

Методический инструментарий оценки влияния ценностных установок предпринимателей на решение задач импортозамещения в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ГОТОВНОСТЬ / УСЛОВИЯ БИЗНЕСА / ТРУДНОСТИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / МЕТОДИКА СОЦОПРОСА / ENTREPRENEURS / IMPORT SUBSTITUTION / VALUE GUIDELINES / READINESS / BUSINESS TERMS / DIFFICULTIES / IMPORT SUBSTITUTION STIMULATION / OPINION POLL TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна, Жеренков Даниил Владимирович, Мыслякова Юлия Геннадьевна, Ратнер Артем Витальевич

В статье предлагается и обосновывается методический инструментарий социологического исследования предпринимателей, позволяющий выявить, насколько предприниматели различных российских регионов готовы к осуществлению импортозамещения, какие они видят препятствия к этому и какие перспективы, каково влияние внутренних и внешних факторов ведения бизнеса и какой организационно-экономический механизм стимулирования импортозамещения среди предпринимателей возможно разработать. Предлагаемый инструментарий основывается на разработанной авторами модели готовности предпринимателя к импортозамещению, отражающей наличие потенциальной возможности осуществления импортозамещения и наличие реального процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL TOOL SET FOR ESTIMATION OF INFLUENCE OF ENTREPRENEURS’ VALUE GUIDELINES ON SOLVING OF IMPORT SUBSTITUTION TASKS IN REGION

The relevance of the research is caused by a course on import substitution in terms of external economic restrictions. The subject of the research are value guidelines of entrepreneurs. The authors have analyzed typical value guidelines of entrepreneurs on the whole, possible internal resource problems and external market problems of companies, as well as general peculiarities of import substitution. This analysis has allowed to work out the model of readiness of an entrepreneur to import substitution reflecting the presence of possibility of carrying out the import substitution and the presence of a real process. On the basis of this model the authors propose the methodical tool set of sociological survey of entrepreneurs allowing to reveal, in what extent the entrepreneurs in various Russian regions are ready to carry out import substitution, what obstacles and prospects to it they see, what is the influence of inand external factors of business carrying out and what organizational-economic mechanism of stimulating the import substitution among entrepreneurs it’s possible to develop. The results of the research can be useful for institutes of entrepreneurship development.

Текст научной работы на тему «Методический инструментарий оценки влияния ценностных установок предпринимателей на решение задач импортозамещения в регионе»

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

УДК 334.722+338.45

Методический инструментарий оценки влияния ценностных установок предпринимателей на решение задач импортозамещения в регионе

В статье предлагается и обосновывается методический инструментарий социологического исследования предпринимателей, позволяющий выявить, насколько предприниматели различных российских регионов готовы к осуществлению импортозамещения, какие они видят препятствия к этому и какие перспективы, каково влияние внутренних и внешних факторов ведения бизнеса и какой организационно-экономический механизм стимулирования импортозамещения среди предпринимателей возможно разработать. Предлагаемый инструментарий основывается на разработанной авторами модели готовности предпринимателя к импортозамещению, отражающей наличие потенциальной возможности осуществления импортозамещения и наличие реального процесса.

Ключевые слова: предприниматели, импортозамещение, ценностные установки, готовность, условия бизнеса, трудности, стимулирование импортозамещения, методика соцопроса.

Курс на импортозамещение в российской экономике стал особенно актуален с 2014 года. Наряду с этим, актуальной темой является организация и развитие предпринимательства, в том числе малого, что включается в региональные программы развития. Цель исследования, проводимого Центром региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН по оценке влияния ценностных установок предпринимателей на решение задач импортозамещения в регионе, — выявить, насколько предприниматели различных российских регионов готовы к осуществлению импортозамещения, какие они видят препятствия к этому и какие перспективы, и какой организационно-экономический механизм стимулирования импортозамещения среди предпринимателей возможно разработать. Для этого был разработан методический инструментарий,

Е.Л. Андреева

Д.В. Жеренков

Ю.Г Мыслякова

* Публикация подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта социологического исследования «Оценка влияния ценностных установок предпринимателей на решение задач импортозамещения в регионе», проект № 16-02-18006-е.

© Андреева Е.Л., Жеренков Д.В., Мыслякова Ю.Г., Ратнер А.В., 2016

щ

А.В. Ратнер

базирующийся на системе групп факторов влияния ценностных установок предпринимателей на импортозамещение в регионе. Во многом здесь помог анализ теоретической базы. Он показывает, что, с одной стороны, в условиях потребительского общества индивидам свойственен вещизм [1, с. 94—95, 97], и во многом ценностными установками предпринимателей становится стремление максимизировать прибыль и минимизировать издержки и сделать это стабильным через гарантирование коммерческих заказов. Вместе с тем, с другой стороны, по мере удовлетворения базовых физиологических потребностей человек начинает нуждаться в более высокой мотивации. Так, в литературе встречается такое исследование ценностей предпринимателей (проведенное с использованием методики Шварца в адаптации В.Н. Карандышева), где, на основе факторного и дисперсионного анализа, к наиболее значимым ценностям отнесены: достижения, самостоятельность, безопасность, доброта и власть [5, с. 50, 52]. Рядом авторов упор делается на социальную ценностную окраску предпринимательства, обосновывается подход, согласно которому большая часть успешных предпринимательских проектов имела в качестве первичной мотивации — именно социальную, что и позволило создававшим их командам сформировать долгосрочное конкурентное преимущество [9, с. 204—205]. В целом же, в литературе подчеркивается, что индивидуальный выбор предпринимателя складывается под влиянием не только личного рационального интереса, но и моральных ограничений, социальных обязательств и ожиданий, ограничивающих спектр выбора целей и средств их достижения. Таким образом, следование моральным нормам может быть одновременно рациональным. Кроме того, сама рациональность может быть различных типов [7].

Система групп факторов влияния ценностных установок предпринимателей на импортозамещение в регионе, разработанная в том числе с учетом теоретической базы, должна, как представляется, включать следующие группы факторов (личностные, внутренние, внешние):

1. Ценностные установки (отношение, стремление, готовность, установка), носящие в большей степени личностных характер:

1.1. В сфере предпринимательства;

1.2. В сфере импортозамещения;

1.3. В области позиционирования региона и страны на мировом рынке.

2. Ресурсы (материальные, трудовые, финансовые, нематериальные активы), имеющиеся в распоряжении компании.

3. Внешние по отношению к фирме факторы, так называемые рыночные возможности, которые могут как препятствовать, так и содействовать развитию импортозамещения.

Алгоритм проведения исследования предполагает получение ответов на следующие группы вопросов:

1. Каково ваше отношение к процессу импортозамещения в целом и к возможности его осуществления в частности?

2. Какие Вы видите перспективы в сфере импортозамещения для Вашего предприятия?

3. Какие трудности при импортозамещении встречаются?

4. Как они могут быть преодолены в процессе стимулирования им-портозамещения в регионе?

Описанные факторы и алгоритм позволяют выработать модель готовности предпринимателя к импортозамещению (рисунок 1).

Рисунок 1. Модель готовности предпринимателя к импортозамещению

Данная модель отражает наличие потенциальной возможности осуществления импортозамещения и наличие реального процесса. Потенциальная возможность зависит от того, считает ли предприниматель целесообразным проведение импортозамещения, а во-вторых, готов ли он осуществлять данный процесс. Выявленные ценностные установки могут не совпадать у одного и того же предпринимателя, так как каждый предприниматель является одновременно и потребителем отечественной и зарубежной продукции, поступающей на внутренний рынок. Реальный процесс импортозамещения определяется внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными) факторами. Как внутренние факторы — ресурсы, так и внешние факторы — рыночные возможности могут являться как способствующими, так и препятствующими осуществлению данным предприятием процесса импортозамещения.

На основании обозначенных групп факторов влияния ценностных установок предпринимателей на импортозамещение в регионе, а также на основании базирующейся на данных факторах модели готовности предпринимателя к импортозамещению может быть разработан методический инструментарий по оценке готовности предпринимателей к импортозамещению.

Опрос целесообразно проводить в форме анкеты. Она будет представлена вопросами двух типов. Первый тип вопросов касается восприятия

респондентом целесообразности и успешности осуществления импорто-замещения в стране, характеристик региона проживания респондента в части, касающейся перспектив осуществления импортозамещения. Данный тип вопросов посвящен выяснению общего мнения респондента. Второй тип вопросов касается непосредственно деятельности предприятий — внутренних ресурсов и внешних возможностей, предоставляемых рынком предприятиям. От респондентов запрашиваются такие личные сведения, как субъект Российской Федерации, населенный пункт, сфера деятельности. Если это бизнес, то предлагается указать: отрасль; сколько лет предприятию; малое это предприятие, среднее или крупное; статус респондента на предприятии — руководитель, сотрудник, собственник или другое.

1.1. На начальном этапе выявляется восприятие респондентами ценности, целесообразности осуществления импортозамещения. Во-первых, представляется актуальным выяснить, для какого уровня вклад импортозамещения кажется респонденту наиболее значительным: отдельной личности, компании, региона или страны в целом. После этого возможно выяснить, какую пользу от импортозамещения для каждого из этих уровней респондент видит. Представляется, что стратегия импортозамещения может позволить реализовать ряд ценностей. Так, касаясь уровня страны, это — патриотизм, вера в сильную державу, независимость, толерантность; для уровня региона это может быть взаимопонимание, уважение, доверие, бережливость; для уровня компании — самостоятельность, ответственность, предприимчивость, креативность; для уровня индивида — оптимизм, настойчивость, профессионализм, трудолюбие.

Что касается восприятия пользы импортозамещения для страны, то представляется, что политика импортозамещения потенциально может представляться респондентам одним из инструментов реализации национальных экономических интересов и стратегических целей развития, в частности, таких как: национальная идея по созданию сильной державы; повышение экономической безопасности и независимости страны; рост конкурентоспособности отечественных товаров и услуг; повышение уровня и качества жизни населения страны; рост ВВП; инновационное развитие и модернизация производства; диверсификация производства и экспорта; создание рабочих мест; рост налоговых поступлений; улучшение позиций платежного баланса. В частности, замещение импорта товарами, производимыми внутри страны, будет уменьшать потребность российской экономики в валютных средствах, а значит, в экспорте, который в настоящее время большей частью представлен сырьем. Это будет означать снижение потребности в добыче минеральных и лесных ресурсов, то есть улучшение экологической обстановки, движение в сторону «зеленой экономики» [6, с. 189].

При этом респондент может обозначить, в каких, по его мнению, отраслях импортозамещение наиболее значимо для страны. Здесь выделяются отрасли машиностроения (производство станков и оборудования, производство сельскохозяйственной техники, автомобилестроение, элек-

тротехническая промышленность, авиастроение и судостроение и др.), химическая промышленность, легкая промышленность, мебельная промышленность, производство медицинского оборудования, производство информационно-коммуникационного оборудования, животноводство и растениеводство, пищевая промышленность, банковские и страховые услуги, образование и медицина, туризм и транспорт, культура и наука и др.

Не менее важным является оценка респондентами ценности импортоза-мещения для предприятия. Представляется, что стратегия импортозамещения может обеспечить предприятию такие шансы, как возможность повысить долю рынка, максимизировать прибыль, повысить финансовую стабильность, внедрить инновации, сделать производство более экологичным, сделать производство более социально ориентированным, улучшить имидж предприятия.

Также важно выяснить восприятие ценности импортозамещения для индивида как потребителя товаров. При этом выявляется, каким качествам товара респондент отдает предпочтение при выборе. В частности, для потребителя могут быть важны объективные технические параметры (качество, мощность, скорость и др.); личностные предпочтения (дизайн, форма, цвет); субъективные параметры (бренд, товарная марка); дополнительное обслуживание (доставка, сервис, до- и послепродажное обслуживание); акции, скидки при продаже; частота обновления коллекции; рекламные кампании; каналы продвижения (личные продажи, число филиалов, уровень персонала); низкая стоимость; соотношение цены и качества; применение современных технологий, в том числе экологичных, ресурсосберегающих.

1.2. После оценки целесообразности, ценности осуществления импор-тозамещения респондентами следует оценка готовности к осуществлению этого процесса. Здесь следует выявить видение респондентами потенциала региона в данной сфере. Для этого устанавливается, каким видит респондент имидж своего региона в различных отраслях специализации: выступает ли регион в каждой конкретной отрасли лидером или нет или может ли претендовать на роль лидера. Обозначены такие потенциальные профили региональной экономики, как горно-, нефте-, газодобывающий, металлургический, машиностроительный, химико-промышленный, лесопромышленный, сельскохозяйственный, торгово-финансовый, туристический, научно-образовательный и культурный. Также готовность отражает видение респондентами оснований успеха импортозамещения. Это проиллюстрировано вопросом о том, чем определяется успех импортозамещения в большей степени — усилиями властей или самих предпринимателей. При этом, так как респондент выступает представителем компании, то он может оценить не только личное, но и производственное потребление. В связи с этим перспективно выяснить, какие товары и услуги (отечественные или зарубежные) преобладают в личном потреблении, а также в потреблении предприятия (сырье и расходные материалы), и каким это соотношение может быть в будущем (в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе).

Непосредственно готовность респондента к участию в осуществлении импортозамещения может быть выявлена при оценке его настроя как предпринимателя на осуществление импортозамещения. При этом предусмотрены следующие варианты ответа: «реализуем (осуществляем)», «считаем целесообразным и планируем», «обсуждаем (наблюдаем)», «не считаем целесообразным», «не обсуждали и не планировали», «другое (указать)». Наряду с этим ставится вопрос, касающийся готовности самих компаний и фирм как экономических единиц. В частности, здесь актуально отследить готовность по таким направлениям, как модернизация имеющихся мощностей, увеличение объемов производства; модификация и разработка новой продукции; приобретение новых технологий. Кроме того, о готовности предпринимателя к импортозамещению свидетельствует наличие в его деятельности стратегии (или иного документа) производства импортозамещающих видов продукции (услуг). Если такая стратегия отсутствует, то и тогда устанавливается готовность (или неготовность) респондента ее разработать.

2. После того, как выявлено восприятие респондентом целесообразности и успешности осуществления импортозамещения в стране, а также готовность респондента как представителя предпринимательства к осуществлению импортозамещения, можно перейти непосредственно к анализу деятельности предприятий, то есть к выявлению их внутренних ресурсов, а также возможностей, предоставляемых им рынком. Собственно, данное выявление представляет собой SWOT-анализ предпринимательства (компаний) регионов в части его готовности к осуществлению импортоза-мещения. В рамках анализа ресурсы предприятия будут выступать эндогенными факторами, а рыночные возможности — экзогенными. Как внутренние ресурсы, так и внешние возможности могут как способствовать, так и препятствовать осуществлению предприятием импортозамещения, то есть быть как положительными, так и отрицательными, что отражает модель готовности предпринимателя к импортозамещению (рисунок 1). При выявлении ресурсов и условий ведения бизнеса необходимо учитывать, что в условиях информационной экономики важными ценностными установками предпринимателей становятся: осознание ценности информации как экономического фактора, содействующего результативному использованию ресурсов; осознание необходимости умения работать с информационными технологиями; нацеленность на высокое качество, минимизацию расходов и удовлетворение потребителей за счет непрерывных инноваций; кооперирование в предпринимательские сети; умение пользования различными информационными источниками для выработки собственного подхода к принятию стратегически важных решений [10, с. 153].

В случае ресурсов можно отметить, что они могут быть либо достаточны, либо недостаточны для импортозамещения. Можно выделить следующие показатели, учитывающие различные виды ресурсов (трудовые, финансовые, материальные, нематериальные): количество сотрудников у

компании, уровень подготовки сотрудников, доля собственного капитала и заемного капитала, технологический уровень производства и производственного оборудования, производственные площади, реклама и др. Сюда же может быть отнесен опыт организации предпринимательской деятельности, владение методиками создания и развития бизнеса. К таким современным методиками относят «Lean Canvas», «бережливый стартап», методику от «Customer Development» [4, с. 225—226]. Родственным видом внутренних ресурсов предприятия является менеджмент, выступающий конкурентным фактором стратегического управления и снижения рисков компании, а также инструментом мотивирования перехода компании к инновационной модели хозяйствования, предполагающей в том числе снижение транзакционных издержек и развитие человеческих ресурсов [8, с. 117]. На условия ведения бизнеса влияют такие факторы, как: спрос на ассортимент компании, возможность получения кредитов на приемлемых условиях, стоимость получения кредитов; наличие конкурентов, в том числе зарубежных; наличие информации о потенциальных поставщиках и потребителях, система участия в тендере (конкурсе) на поставку продукции, влияние мирового кризиса, наличие информации о программах импорто-замещения, исполнение контрактов со стороны поставщиков и партнеров; получение разрешений на строительство, подключение к сетям, регистрация предприятия и др. Обозначение способствующих и препятствующих ресурсов предприятия и возможностей рынка даст картину фактического импортозамещения на обследуемых предприятиях.

При этом предполагается выявить мнение респондентов относительно того, какой фактор в большей степени определяет импортозамещение — ресурсы предприятия или условия ведения бизнеса (рыночные возможности и препятствия). Характеристика условий ведения бизнеса может быть детализирована, в частности, за счет выявления того, кто выступает основными конкурентами — отечественные компании (в регионе или в стране) или компании зарубежья (ближнего или дальнего), изменилось ли положение иностранных конкурентов конкретной компании (или микроотрасли): ушли ли они с рынка полностью или конкуренция усилилась, число их уменьшилась, или не изменилось.

Кроме того, в части рыночных условий, помимо конкурентов рассмотрена и такая категория акторов, как партнеры для конкретной компании. В частности, выявляется мнение респондентов касательно того, возможно ли осуществление импортозамещения компанией в одиночку, или необходимы различные виды кооперации. При этом кооперация возможна в различных вариантах: кооперация в одиночку (собственными силами), кооперация крупных отечественных компаний, крупной компании с малыми и средними, малых и средних компаний между собой; кооперация компаний своего региона, компаний различных регионов России, кооперация с зарубежными компаниями; и др.

Следующим важным шагом является выяснение мнения респондентов касательно значимости возможных инструментов стимулирования импор-тозамещения со стороны государства. Данные инструменты можно подразделить на несколько групп. Инструменты финансовой поддержки могут включать в себя льготное кредитование и кредитование с государственной гарантией; льготное налогообложение; субсидии на возмещение затрат, связанных с импортозамещением; финансирование из государственных целевых программ. В последнее время особенно активно развивается поддержка предприятий, использующих инновации. Такие малые инновационные предприятия создаются в том числе при вузах, имеющих соответствующую исследовательскую и техническую инфраструктуру [2]. Далее среди инструментов выделена институциональная поддержка, то есть содействие процессу импортозамещения путем заключения соглашений различного уровня. Здесь можно отметить заключение внутрирегиональных соглашений, заключение межрегиональных соглашений и заключение международных соглашений. Еще одна группа инструментов предусматривает информационно-организационную поддержку предприятий при поиске рынков сырья и сбыта и других партнеров. Сюда относятся такие инструменты, как проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, обустройство информационного портала — федерального и регионального, создание центров промышленных компетенций, содействие организации повышения квалификации персонала, содействие в осуществлении сертификации импортозамещающей продукции, содействие в получении патента для импортозамещающей продукции, содействие участию предприятий в программах технологической модернизации, информационное содействие в участии в тендерах на поставку товаров. Важным инструментом здесь выступает точечная поддержка кластерных инициатив, складывающихся на базе группы предприятий и индустриальных парков, позволяющих локализовать иностранные производства «на российской почве», а также создание территорий опережающего развития [3, с. 14].

При возможности развернутого (нарративного) интервью, выявление потребности предпринимателя-респондента в том или ином инструменте поддержки может быть детализировано. Так, одним из институциональных инструментов, влияющих на конкуренцию для отечественных компаний со стороны импорта, а также на поставки отечественным компаниям перспективного зарубежного оборудования и технологий, выступает развитие международного партнерства и интеграции. В связи с этим актуально выяснить, считают ли респонденты, что развитие международного партнерства и интеграции может способствовать решению задач импорто-замещения, и, если да, то в рамках каких интеграционных объединений — Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, группы БРИКС, с Европейским союзом, со странами Азии и Латинской Америки и др. В рамках третьей группы инструментов можно

детализировать такой инструмент, как имиджевые мероприятия. Сюда отнесена не только организация выставок и ярмарок, продвигающих продукцию региона, но и реализация программ по пропаганде и содействию импортозамещению, освещение целей и успехов импортозамещения в публикациях и в Интернете, проведение конгрессов и конференций по вопросам импортозамещения, популяризация технических и инженерных специальностей, развитие традиционных для региона народных промыслов, развитие и популяризация туристической инфраструктуры региона и др.

В качестве целевой группы выступают руководители и сотрудники предприятий, принимающие участие в решении управленческих, производственных, снабженческих, маркетинговых проблем. Это могут быть микропредприятия (до 10 сотрудников), малые (до 50 сотрудников), средние (до 250) и крупные предприятия, из любого сектора экономики. Высока вероятность того, что это будут малые предприятия из третичного и вторичного секторов экономики.

Особую актуальность представляет опрос представителей органов власти и учреждений, содействующих развитию предпринимательства, так как они владеют информацией и опытом в исследуемой области. По этой же причине актуален опрос представителей научного и образовательного сообщества, представляющего как изучаемых потенциальных предпринимателей, так и обучающих основам ведения предпринимательства.

Также данная анкета пригодна для опроса потребителей, так как они во многом определяют, будет ли востребованной продукция той или иной сферы отечественной экономики.

Таким образом, объект исследования будет включать следующие категории респондентов:

— малые, средние, крупные предприятия;

— эксперты от органов власти;

— эксперты от институтов развития предпринимательства;

— эксперты от науки и образования;

— потенциальные предприниматели;

— потребители отечественной и зарубежной продукции на внутреннем рынке.

Опрос проводится как очно, так и дистанционно — через Интернет. Дистанционный способ призван увеличить географический охват (разнообразие) респондентов. Онлайн-версия анкеты размещена по веб-адресу: http://goo.gl/forms/tSL4ysC2QK.

Таким образом, методический инструментарий проведения исследования предпринимателей на предмет их отношения к импортозамещению основывается на модели готовности предпринимателя к импортозамеще-нию, которая, в свою очередь, базируется на системе факторов влияния ценностных установок препринимателей на импортозамещение в регионе. Данная модель отражает наличие потенциальной возможности осуществле-

ния импортозамещения и наличие реального процесса. Потенциальная возможность определяется, во-первых, тем, в какой степени целесообразным считает предприниматель проведение импортозамещения. Здесь оценивается ценность, необходимость осуществления импортозамещения для страны, предприятия и также для индивида как потребителя. Во-вторых, потенциальная возможность в рамках модели определяется готовностью самого предпринимателя осуществлять данный процесс. Для этого выявляется мнение респондентов о потенциале региона в сфере импортозамещения, видение респондентами оснований успеха импортзамещения, настрой респондента как предпринимателя на осуществление импортозамещения, а также готовность самих компаний к модернизации и импортозамещению, в том числе наличие у них соответствующей стратегии. Реальный процесс импортозамещения определяется внутренними и внешними факторами. Как внутренние ресурсы предприятия, так и внешние факторы — условия ведения бизнеса — могут как способствовать, так и препятствовать осуществлению процесса импортозамещения. Виды ресурсов предприятия, как и виды рыночных возможностей, разнообразны, и их характеристика может быть детализирована. Их выявление призвано получить картину фактического импортозамещения на предприятиях. Это позволит перейти к выяснению мнения респондентов касательно значимости возможных инструментов стимулирования импортозамещения со стороны государства, которые также разнообразны и условно могут быть отнесены к финансовой, институциональной либо информационно-организационной поддержке предприятий.

Представляется, что данное исследование поможет собрать систему новых эмпирических данных, характеризующих такие экспериментальные показатели, как: степень доступности для компаний необходимых способностей и ресурсов, уровень рыночных возможностей, степень понимания целесообразности и общая готовность предпринимателя к импортозамеще-нию, а также видение перспектив в данной сфере и потребность в инструментах стимулирования к участию в импортозамещении. Практическая значимость исследования будет состоять в том, что оно позволит в итоге выработать организационно-экономический механизм стимулирования импортозамещения среди предпринимателей, то есть позволит получить адресные рекомендации для институтов развития предпринимательства по улучшению условий ведения предпринимательства, в том числе производственного и инновационного; позволит выработать комплекс мер по повышению степени информированности как потенциальных предпринимателей (и по повышению их готовности к ведению бизнеса), так и всех субъектов региона о лучших достижениях в сфере предпринимательства.

Литература

1. Боровой Е.М. Существование человека в обществе «избыточного потребления» // Ценности и смыслы. 2015. № 5 (39). С. 94—105.

2. Волкова А.И., Сапир Е.В. Государственная поддержка малых инновационных предприятий вузов: особенности финансово-экономического механизма // Россия в период трансформации: молодежь и вызовы современного общества : материалы седьмой междунар. науч.-практ. конф-и студ. и аспирантов. Ярославль: Междунар. акад. бизнеса и новых технологий, 2013. С. 128—129.

3. Воронкова О.Н. Формирование стратегии импортозамещения на уровне региона в контексте зарубежного опыта и национальных приоритетов // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2015. Т. 3. № 1—3. С. 9—15.

4. Глухих П.Л. Обучение предпринимательству: ответ на новые запросы // Управление экономикой: методы, модели, технологии : сборник научных трудов четырнадцатой международной научной конференции. Уфа: Уфимский гос. авиац. технич. ун-т, 2014. Т. 2. С. 223—226.

5. Дементий Л.И., Щепоткин С.В. Ценности предпринимателей как детерминанты представлений о социальной ответственности бизнеса у представителей среднего и крупного бизнеса // Вестник НГУ. Сер.: Психология. 2010. Т. 4. № 1. С. 48—54.

6. Ломакина Н.В. Восточный вектор, ресурсные регионы и «зеленая экономика» // Пространственная экономика. 2015. № 3. С. 187—190.

7. Плосконосова В.П. Предпринимательство и культурно-нравственные ценности // Техника и технологии строительства. 2016. № 1 (5). С. 20.

8. Прудский В.Г. Развертывание перехода промышленно развитых стран к постиндустриальной экономике и формирование механизмов инновационной мотивации в системе менеджмента корпораций // Теория и практика корпоративного менеджмента: сб. науч. ст. Пермь: Перм. гос. нац. исследоват. ун-т, 2012. Т. 9. С. 113—117.

9. Свирина А.А. Создание социальной ценности как результат развития предпринимательской деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 1—2 (023—024). С. 203—206.

10. Шорохова Н.А. Основные аспекты и тенденции развития культуры предпринимательства в информационной экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № 40. С. 150—153.

References

1. Borovoi E.M. Sushchestvovanie cheloveka v obshchestve «izbytochnogo potre-bleniya» [Existence of man is in society of "surplus consumption"]. Tsennosti i smysly [Values and meanings], 2015, no. 5 (39), Pp. 94-105 (in Russian).

2. Volkova A.I., Sapir E.V. Gosudarstvennaya podderzhka malykh innovatsion-nykh predpriyatii vuzov: osobennosti finansovo-ekonomicheskogo mekhanizma [State support of small innovative enterprises of higher education institutions: peculiarities of financial-economic mechanism], Rossiya v period transformat-sii: molodezh' i vyzovy sovremennogo obshchestva : materialy sed'moi mezh-dunar. nauch.-prakt. konf-i stud, i aspirantov [Russia in the period of transfor-matiokn: youth and challenges of modern society: proceedings of the seventh

international scientific conference of students and Ph.D. students], Yaroslavl, 2013. 164 p. Pp. 128-129 (in Russian).

3. Voronkova O.N. Formirovanie strategii importozameshcheniya na urovne regio-na v kontekste zarubezhnogo opyta i natsional'nykh prioritetov [Formation of the strategy of import substitution at the regional level in the context of foreign experience and national priorities], Intellektual'nye resursy — regional'nomu raz-vitiyu [Intellectual resources — for regional development], 2015, vol. 3, no. 1-3, pp. 9-15 (in Russian).

4. Glukhikh P.L. Obuchenie predprinimatel'stvu: otvet na novye zaprosy [Teaching the entrepreneurship: answer to new inquiries], Upravlenie ekonomikoi: metody, modeli, tekhnologii : sbornik nauchnykh trudov chetyrnadtsatoi me-zhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Governing the economy: methods, models, technologies : proceedings of the fourteenth international scientific conference], Ufa, 2014, vol. 2. 242 p. Pp. 223-226 (in Russian).

5. Demetiy L.I., Schepotkin S.V. Tsennosti predprinimatelei kak determinanty predstavlenii o sotsial'noi otvetstvennosti biznesa u predstavitelei srednego i krupnogo biznesa [Values of entrepreneurs as determinants of social representations of the business's responsibility to society in the field of the middle and large businesses]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya: Psikhologiya [Bulletin of Novosibirsk state university. Series: Psychology], 2010, vol. 4, no. 1, Pp. 48-54 (in Russian).

6. Lomakina N.V. Vostochnyi vektor, resursnye regiony i «zelenaya ekonomika» [The eastern vector, resource regions and the «green economy»] // Prostranst-vennaya ekonomika [Spatial economics], 2015, no. 3, Pp. 187-190 (in Russian).

7. Ploskonosova V.P. Predprinimatel'stvo i kul'turno-nravstvennye tsennosti [Business and cultural and moral values], Tekhnika i tekhnologii stroitel'stva [Engineering and technology of building], 2016, no. 1 (5), Pp. 20. (in Russian)

8. Prudskiy V.G. Razvertyvanie perekhoda promyshlenno razvitykh stran k postindustrial'noi ekonomike i formirovanie mekhanizmov innovatsionnoi mo-tivatsii v sisteme menedzhmenta korporatsii [Developing the transition of industrially developed countries to post-industrial economics and forming the mechanism of innovation motivation in the system of corporations' management], Teoriya i praktika korporativnogo menedzhmenta [Theory and practice of corporative management]. Perm, 2012, vol. 9. 131 p. Pp. 113-117 (in Russian).

9. Svirina A.A. Sozdanie sotsial'noi tsennosti kak rezul'tat razvitiya predprinimatel'skoi deyatel'nosti [Creation of social value as result of development of entrepreneurial activity], Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Social and economic phenomena and processes], 2011, no. 1-2 (023-024), Pp. 203-206 (in Russian).

10. Shorokhova N.A. Osnovnye aspekty i tendentsii razvitiya kul'tury predprinimatel'stva v informatsionnoi ekonomike [The basic aspects and trends of development of entrepreneurial culture in the information economy], Iz-vestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of Sankt-Petersburg agrarian university], 2015, no. 40, Pp. 150-153 (in Russian).

11. Belyaeva Z. Systemic approach to social responsibility: building and mapping sustainable practices at Ural federal university. 8th EuroMed-Academy-of-Busi-ness conference readings book proceedings. Verona, Italy, 2015. Pp. 274-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.