Научная статья на тему 'Методический инструментарий анализа и оценки бизнес-процессов предприятий'

Методический инструментарий анализа и оценки бизнес-процессов предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2014
784
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / АНАЛИЗ / ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕТОДИКА / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ASSESSMENT / ANALYSIS / ENTERPRISE / METHODOLOGY / REGULATION OF BUSINESS PROCESS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махметова Айна-жан Ербулатовна

В статье представлен методический инструментарий анализа и описания бизнес-процессов предприятий с позиции различных исследователей. Сформирован авторский подход к оценке ключевых показателей эффективности процессов. Представлены результаты использования экспресс-метода оценки бизнес-процессов на примере промышленных предприятий, направленного на распознавание ранних признаков проблем в целях разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности управления ими. Обоснованы преимущества расчета показателей KPI (результат затраты) при построении алгоритма оценивания на примере отдельного бизнес-процесса с использованием нотации функционального моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL TOOLS FOR ANALYSIS AND ASSESSMENT OF BUSINESS PROCESSES

The paper discusses methodological tools for analyzing and describing business processes from different perspectives, and presents an original approach to the assessment of key performance processes. The author uses an express-method for the assessment of business processes at industrial enterprises, and presents the results. The method is designed for recognizing the early signs of problems in order to develop a set of measures to improve their management efficiency. The advantages of calculating KPI in the business process evaluation algorithm with the help of functional modeling notation are shown.

Текст научной работы на тему «Методический инструментарий анализа и оценки бизнес-процессов предприятий»

Айна-Жан Ербулатовна Махметова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье представлен методический инструментарий анализа и описания бизнес-процессов предприятий с позиции различных исследователей. Сформирован авторский подход к оценке ключевых показателей эффективности процессов. Представлены результаты использования экспресс-метода оценки бизнес-процессов на примере промышленных предприятий, направленного на распознавание ранних признаков проблем в целях разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности управления ими. Обоснованы преимущества расчета показателей KPI (результат - затраты) при построении алгоритма оценивания на примере отдельного бизнес-процесса с использованием нотации функционального моделирования.

Ключевые слова: оценка, анализ, предприятие, методика, регламентация бизнес-процессов, эффективность.

A.-Zh.Ye. Makhmetova

METHODOLOGICAL TOOLS FOR ANALYSIS AND ASSESSMENT

OF BUSINESS PROCESSES

The paper discusses methodological tools for analyzing and describing business processes from different perspectives, and presents an original approach to the assessment of key performance processes. The author uses an express-method for the assessment of business processes at industrial enterprises, and presents the results. The method is designed for recognizing the early signs of problems in order to develop a set of measures to improve their management efficiency. The advantages of calculating KPI in the business process evaluation algorithm with the help of functional modeling notation are shown.

Keywords: assessment, analysis, enterprise, methodology, regulation of business process, efficiency.

aina2306@mail.ru

УДК 338.24

Анализ и описание бизнес-процессов предприятия в широком понимании не только предполагает работу с графическими схемами на основе их моделирования с использованием 1Т-технологий и нотаций, но и сопровождается оценкой их результативности, показателей и критериев эффективности. Важно отметить, что в процессе выбора методического инструментария для анализа процессов предприятий (организаций) возникает необходимость в проведении сравнительной оценки существующих методик и отбора из них наиболее подходящих, учитывающих параметры организации, отвечающих необходимым требованиям стандартов системы менеджмента качества в соответствии с ожидаемыми запросами руководителей и целевой ориентацией на процессы.

По мнению В.В. Репина, В.Г. Елиферова [1], анализ бизнес-процессов можно разделить на две группы: качественный анализ на основе субъективных оценок (SWOT-анализ, анализ проблем процессов, ранжирование процессов) и количественный анализ по показателям эффективности процессов (АВС-анализ - операционный анализ затрат, сравнительный анализ процессов, имитационное моделирование процессов). Качественный анализ основан на методиках, разработанных основоположниками методологии реинжиниринга бизнес-процессов (М. Хаммер, Дж. Чампи [8], М. Робсон, Ф. Уллах [6]), а также на общеизвестных методах анализа (БКГ, SWOT-

анализ, методы графического анализа процессов и т.д.). Наиболее удобным и менее трудоемким принято считать метод ранжирования бизнес-процессов, который позволяет на подготовительной стадии совершенствования процессов принять решение о последовательности выполняемых действий. Следует отметить, что метод ранжирования бизнес-процессов весьма субъективен, однако в сочетании с другими методами качественной и количественной оценки процессов применим в практической деятельности организаций.

Количественный анализ бизнес-процессов предполагает исследование стандартных экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия с учетом их отклонений от нормативных значений. Дополнительно к методам количественной оценки бизнес-процессов применим анализ соответствия процесса типовым требованиям стандартов ИСО серии 9000, 9001 и нормативно-законодательным актам. Безусловно, методики количественного анализа бизнес-процессов разработаны более подробно, поскольку предполагают сбор, обработку и анализ статистической информации по совокупности бизнес-процессов. Как показывают проведенные исследования (В.В. Репин, В.Г. Елиферов [5]), использование методов имитационного моделирования и АВС-анализа в организациях, которые не имеют четкой регламентации бизнес-процессов и необходимых средств измерения показателей, является нецелесообразным,

поскольку для большинства отечественных предприятий применение данных методов преждевременно.

Интересным представляется подход к оценке результативности ранжирования бизнес-процессов по степени их важности на основе расчета интегрального показателя с учетом выявленного значения результативности и весового коэффициента отдельного бизнес-процесса. Для анализа весовых коэффициентов вполне обоснованно использование метода анализа иерархий (МАИ) Т. Саати [7], который проводится путем парного сравнения показателей по 9-балльной шкале. В результате использования данного метода в анализе бизнес-процессов производится сравнение их между собой. Далее выстраивается таблица с нормированными значениями, которые являются весовыми коэффициентами бизнес-процессов. Таким образом, ранжирование бизнес-процессов методом Т. Саати позволяет получить объективное и достоверное значение интегрального показателя результативности бизнес-процессов и способствует принятию эффективных управленческих решений.

Итак, в ходе анализа бизнес-процессов предприятия целесообразно определить стратегические направления его функционирования, доступность исходной информации для анализа, а также выявить ключевые показатели эффективности его деятельности.

Показатели эффективности бизнес-процессов предприятия условно делят на следующие группы [1]:

- показатели качества продукции и удовлетворенности потребителя (соответствие требованиям стандарта системы менеджмента качества, удельный вес простоев и пр.);

- организационные и технические показатели (уровень специализации, производительность, время выполнения процесса, обеспеченность ресурсами, количество видов услуг);

- экономические показатели (затратоемкость, рентабельность затрат, стоимость процесса, удельные затраты на единицу выпускаемой продукции, затраты на качество и т.п.).

По мнению К.К. Чупрова [9], принципы, положенные в основу эффективности процессного управления, перенесены в плоскость оценочных показателей с определением их нормативных значений. В частности, к количественным показателям эффективности бизнес-процессов с использованием методики SADT (Structured Analysis & Design Techniques - структурный анализ и технологии проектирования моделей) следует отнести:

- сложность (отношение уровней модели бизнес-процессов к количеству экземпляров процессов, характери-

зует сложность иерархической структуры бизнес-процессов);

- процессность (отношение количества разрывов в бизнес-процессах к сумме классов процессов);

- контролируемость (отношение количества классов бизнес-процесса к количеству собственников процесса);

- ресурсоемкость (отношение количества используемых ресурсов к количеству выходов бизнес-процессов);

- регулируемость (отношение количества имеющейся регламентной документации к количеству классов бизнес-процессов).

При этом сумма показателей бизнес-процессов должна соответствовать 2,86 (1 < Zk1 > 2,86). При значении суммы коэффициентов > 1 можно полагать, что анализируемый бизнес-процесс эффективен, в случае > 2,8 модель бизнес-процесса неэффективна. Используя предложенный метод, проанализируем показатели эффективности бизнес-процессов на примере производственных предприятий (таблица). Совокупные значения показателей эффективности бизнес-процессов по обследованным предприятиям практически соответствуют эталонному значению, однако необходимо обратить внимание на низкий уровень контролируемости процессов и установления недостаточного уровня регламентации бизнес-процессов.

Следует отметить, что экспресс-метод оценки эффективности бизнес-процессов направлен на распознавание ранних признаков проблемности, что позволяет разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности процессов. Однако именно четкая детализация каждой выявленной проблемы позволит обнаружить источники их возникновения, факторы, оказывающие существенное влияние на процессы, параметры регламентации организационно-управленческих процессов. Данный факт обусловливает необходимость выявления критериев эффективности выполнения бизнес-процессов предприятия с учетом предполагаемых направлений по их совершенствованию. В качестве оценочных критериев целесообразно использование KPI (Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности), поскольку они являются измерителями результативности, эффективности, производительности, позволяющими дать комплексную оценку процессов предприятия. В качестве примера приведем алгоритм оценивания KPI на примере отдельного бизнес-процесса ОАО « Проммаш» (рисунок) с использованием нотации IDEF0. Показатели эффективности и показатели производительности, являясь производными, при использовании такой схемы характеризуют процесс в целом.

Показатели эффективности бизнес-процессов по предприятиям

Показатели Предприятия Значение коэффициента

ОАО «Энергомаш» ОАО «Проммаш» ООО «СЗТМ»

Сложность 0,08 0,06 0,12 ксл < 0,66

Процессность 0,4 0,32 0,5 к < 1 пр

Контролируемость 0,3 0,5 0,2 к = 1 отв

Ресурсоемкость 0,5 0,7 0,7 кр < 1

Регулируемость 0,8 0,6 0,7 крег > 1

Итого 2,08 2,18 2,22

KPI функционирования (на осуществление деятельности)

регламенты, инструкции

ресурсы

О

KPI затратресурсов (приобретение ТМЦ) KPI производительности

KPI эффективности (стоимость выполнения 1-й заявки)

Материально-техническое обеспечение

О

KPI затратресурсов (на осуществление деятельности)

персонал,оборудование

ТМЦ

О

КР1 результата (количество выполненных заявок в срок, % заявок выполненных в срок, % ТМЦ надлежащего качества

Оценка KPI бизнес-процесса «Материально-техническое обеспечение» (ОАО «Проммаш»)

Соответственно, на выходе бизнес-процесса «Материально-техническое обеспечение» процент выполненных заявок в срок определяется как частное от деления количества заявок на ТМЦ в срок и общего количества поданных заявок; процент ТМЦ надлежащего качества, поступивших в производство, определяется как частное от деления количества ТМЦ надлежащего качества, поступивших в производство, и общего количества ТМЦ, поступивших в производство. На входе бизнес-процесса целесообразно оценить показатели затрат (затраты на ресурсы, затраты на персонал и оборудование и т.д.). Показателем эффективного функционирования анализируемого бизнес-процесса выступает количество срывов сроков подачи проекта бюджета в финансовое управление за год, а показателем производительности - среднее количество заявок, обработанных отделом снабжения в день (количество обработанных заявок в месяц/количество рабочих дней в месяце). Тогда расчет показателей эффективности осуществляется на основе предварительно выделенных KPI результата и KPI затрат; показатели эффективности выступают интегральными характеристиками деятельности - стоимость выполнения одной заявки (количество заявок на ТМЦ, выполненных в срок/затраты на осуществление деятельности). После осуществления деятельности измеряются фактические значения показателей. При возникших отклонениях фактических значений от плановых в негативную сторону необходимо провести анализ деятельности и разработать корректирующие мероприятия.

Итак, преимущества использования KPI в деятельности предприятия заключаются в том, что в процессе планирования и анализа деятельности оценка показателей осуществляется на основе тех результатов, которые необходимы конкретному бизнес-процессу. Важно отметить эффективность мотивационной составляющей и со стороны лица, принимающего решения, и со стороны владельца процесса, ответственного за результаты выполнения бизнес-процесса.

Многие исследователи утверждают, что система KPI имеет прямое отношение к BSC (Balanced Scorecard -сбалансированная система показателей), однако разработчики сбалансированной системы показателей

(Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон [2]) в своих работах использовали термин «measure» («мера», «измеритель»), а не KPI. Но стоит отметить, что между системой KPI и BSC существует косвенная связь, поскольку в BSC в проекции «бизнес-процессы» в качестве измерителей достижения целей часто используются показатели KPI (KPI результата и затрат, функционирования - показатели выполнения бизнес-процессов, производительности, эффективности). Как показал опыт внедрения BSC на отечественных предприятиях, необходимо учитывать многоаспектность их деятельности, существующие ограничения и возникающие дополнительные возможности, по которым трудно оценить конечные результаты процессов. Следует критически оценивать показатель ресурсозатрат (финансовых, трудовых, временных) бизнес-процессов в соотношении с предполагаемыми выгодами от их использования. Учет интересов различных стейк-холдеров (органы власти, налоговые инстанции, потребители и пр.) является немаловажным элементом в стратегическом планировании предприятия, реализующего концепцию BSC.

Таким образом, выбор методики оценки эффективности (комбинации методик) должен определяться целью, поставленной при описании бизнес-процессов, и стратегическими направлениями деятельности предприятия. Следует отметить, что кроме задач, которые необходимо решить с помощью конкретного метода, в выборе методики важно учесть организационно-экономические и социальные критерии (удобство, простота и наглядность для пользователя, поддержка, дополнительная документация, доступность технологических инструментов и пр.). При установлении приоритетов в выборе методики оценки эффективности бизнес-процессов на предприятии и дальнейшем ее внедрении требуются четкая детализация всех процессов, анализ последовательности работ, операций и процедур, систематизация бизнес-процессов для принятия соответствующего решения о преобразовании системы в целом.

1. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. и^: Ь|Пр://\\\\\\.е-геа<1пд. co.uk/bookreader.php/ (дата обращения: 14.02.2014).

3. Попова Л.Ф. Влияние информационных технологий на формирование устойчивого развития предприятия // Вестник СГСЭУ. 2014. № 1 (50). С. 73 - 77.

4. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Практический менеджмент качества. URL: http://www.pqm-online.com/ assets/files/lib/saaty.pdf (дата обращения: 09.11.2013).

5. Репин В.В., Елиферов В.Г. Методики анализа бизнес-процессов. URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/fsa/bp-01. gif (дата обращения: 24.02.2014).

6. Робсон М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. URL: http://log-in.ru/books/reinzhiniring-biznes-

procsessov-robson-m-ullakh-f-biznes-knigi (дата обращения: 24.02.2014).

7. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / пер. с англ. Р.Г. Вачнадзе. URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/ archive/9/196 (дата обращения: 14.02.2014).

8. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чампи. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2007.

9. Чупров К.К. Экспресс-метод диагностики бизнес-процессов компании. URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/fsa/ express.shtml (дата обращения: 09.11.2013).

Сергей Юрьевич Наумов,

доктор исторических наук, профессор, директор, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

konstantinova@ssea.runnet.ru Лариса Владимировна Константинова,

доктор социологических наук, профессор, зам. директора по международной деятельности и дополнительному образованию, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

yashin@ssea.runnet.ru Николай Сергеевич Яшин,

доктор экономических наук, профессор, зам. директора по научной работе и инновациям, Саратовский социально-экономический институт (филиал) 33109 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВ ДЛЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

В статье рассматриваются проблемы подготовки кадров для реального сектора экономики в условиях изменившихся социально-экономических реалий и нового управленческого контекста, связанного с реформированием профессионального образования. Анализируются вопросы влияния рынка труда на формирование рынка образовательных услуг. Приводятся аргументы в пользу необходимости развития систем взаимодействия с работодателями в вузах как важного механизма повышения эффективности воспроизводства кадров для реального сектора экономики. Затрагиваются вопросы использования потенциала магистратуры и дополнительного профессионального образования для подготовки топ-менджмента промышленных предприятий.

Ключевые слова: воспроизводство кадров, реальный сектор экономики, профессиональное образование, рынок труда, система взаимодействия с работодателями, образовательные стандарты, профессиональные стандарты.

S.Yu. Naumov, L.V. Konstantinova, N.S. Yashin

REPRODUCTION OF LABOUR POWER IN

THE REAL SECTOR OF ECONOMY: SOCIAL AND MANAGERIAL CONTEXT

The paper discusses vocational training of specialists for the real sector of economy in the changing socio-economic realities and new managerial context caused by the reform of vocational education, analyzes the correlation between the labor ma^et and ma^et for educational services, and argues for the need to develop interaction systems between employ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.