Methodical possibilities of development of key competencies of pupils of 6-7 classes
in the course of music education Veretnova Yu.
Методические возможности развития ключевых компетенций учащихся 6-7 классов в процессе обучения музыкой Веретнова Ю. А.
Веретнова Юлия Александровна / Veretnova Yuliya—учитель музыки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 46, г. Красноярск
Аннотация: статья посвящена особенностям развития ключевых компетенций учащихся 6-7 классов в процессе обучения музыкой в формате ФГОС. На основе анализа психолого-педагогической литературы определены возрастные особенности учащихся 6-7 классов в условиях реализации компетентностного подхода, и даны рекомендации по выбору образовательной программы. Abstract: the article is devoted to the peculiarities of the development of key competencies of pupils of 6-7 classes in the process of learning music in FSES format. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature identified age features of pupils of 6-7 classes in the conditions of implementation of the competency approach and recommendations on the choice of the educational program.
Ключевые слова: ключевые компетенции, компетентностный подход, ФГОС. Keywords: core competencies, competence-based approach, FSES.
В своей статье я постараюсь проанализировать возможности развития ключевых компетенций учащихся 6-7 классов по программам:
1. «Музыка» В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.
2. «Музыка» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Введение ФГОС изменило содержание образования. Сегодня огромное значение имеет его практическая направленность. По мнению отечественных ученых (В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев и др.), основа современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций. У школьников 6-7 классов ключевые компетенции - это такие необходимые умения, которые помогут им в настоящем и будущем быть социально успешными [1].
Приоритетами для предмета музыки основного общего образования являются: эмоционально-ценностная компетентность, информационно-коммуникативная компетентность, рефлексивная компетентность. Остановимся на каждом из них подробнее.
Эмоционально-ценностная компетентность
Эмоционально-ценностная компетентность — личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства.
Информационно-коммуникативная компетентность
Информационно-коммуникативная компетентность — переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, культуре; воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, использование различных источников информации [3].
На своих уроках я стараюсь использовать разнообразные задания: сообщения фактов из жизни и творчества композиторов, музыкантов; определение на слух характерных особенностей разных стилей искусства; создание видеороликов; сравнительный анализ различных стилей музыки; сочинение авторских песен;
Рефлексивная компетентность
Рефлексивная компетентность - оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности. Результаты проектно-творческих заданий разнообразны: эссе, сочинение-размышление о музыкальном произведении, коллаж, презентация, видеоролик.
В 6 классе по программе «Музыка» В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак тема года: «В чем сила музыки».
На каждом уроке музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Анализируют, рассуждают, сравнивают. Постепенно они проникаются
тем, что музыка может отражать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. У учащихся расширяется представление о роли музыки в жизни человека. Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными средствами композитор передаёт радостное восприятие весны, взволнованность чувств в теме). Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет подростков вслушиваться в произведение, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы. Из содержания тем года мы видим, что у учащихся развивается и формируется эмоционально-ценностная, коммуникативная, рефлексивная компетенции.
В 7 классе по программе «Музыка» В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак тема года: «Содержание и форма в музыке».
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содержание, и форма в музыке неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Таким образом, развиваются и совершенствуются ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции. В учебнике после прохождения каждой темы даны вопросы, помогающие детям глубже понять тему [4].
В 6 классе по программе «Музыка» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия:
Тема первого полугодия - «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»; Тема второго полугодия - «Мир образов камерной и симфонической музыки». Программа раскрываются в обширном материале на основе разных видов искусств: музыка, картины, скульптура.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предлагается проследить, как классическая музыка отражена в различных жанрах и рассмотреть различные художественные направления и стили. Ученики пробуют распознавать произведения искусства по их стилистическим и жанровым особенностям [2].
Из содержания тем 6-7 классов мы видим, что у учащихся развивается и формируется познавательная, общекультурная компетентность.
Рассмотрим возрастные особенности учащихся 6-7 классов.
6-7 класс - это подростковый кризисный период. Он является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка. Важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью. В 13 лет у подростков происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности.
14 лет - возраст осознания себя как личности. Подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей и учителей может создаться такое чувство, что ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель - оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать - «Я - другой!» - огромно. Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Подростку важно иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем [5]. Учитывая психологические особенности подросткового возраста, для успешного преодоления возрастных особенностей и формирования всесторонней развитой личности, на первый план выступает развитие коммуникативной и рефлексивной компетентностей.
Таким образом, для успешного развития ключевых компетенций учащихся 6-7 классов наиболее эффективна реализация программы по предмету «Музыка» В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.
Литература
1. Апраксина О. А. Современные требования к школьному учителю музыки / О. А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. М., 1982. Вып. 15. С. 32-43.
2. Арчажникова Л. Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки / Л. Г. Арчажникова // Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе: межвуз. сб. науч. тр. Ярославль, 1985. С. 5-17.
3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблеме образования? / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2006. № 8. С. 20-26.
4. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
5. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. М., 1994.
6. Apraksin O. A. Modem requirements for school music teacher / O. A. Apraksin // Musical education in school. M., 1982. Vol. 15. S. 32-43.
7. Archazhnikova L. G. structure of professional work of music teacher / JI. G. Archazhnikova // Prepare a music teacher for professional work in the school: Hi. Sat. scientific. tr. Yaroslavl, 1985. C. 5-17.
8. Zimnyaya I. A. Competence approach. What is its place in the system of approaches to the problem of education? / I. A. Winter // Higher education today, 2006. № 8. S. 20-26.
9. Panfilov A. P. Innovatsionnye educational technology. M.: Publishing Center «Academy», 2009. 192 s.
10. Zuckerman G. A. The psychology of self-development: a challenge for teenagers and teachers. M., 1994.
About written business communication Mamytkanova G. О письменном деловом общении Мамытканова Г. Н.
Мамытканова Гульмира Нуркасымовна /Mamytkanova Gulmira - соискатель, лаборатория педагогики и профессионального образования, Кыргызская академия образования, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: рассматривается понятие «деловое общение». Обосновывается важность подготовки специалистов по навыкам ведения письменного делового общения. Приводятся письменные виды делового общения. Представлены различные виды и формы написания деловых писем. Abstract: discusses the concept of "business communication". The importance of training in the skills of written communication is explained. The types of business communication are written. Various types and forms of writing business letters are presented.
Ключевые слова: деловое общение, письмо, деловая переписка, письменное деловое общение. Keywords: business communication, writing, business correspondence, written business communication.
В нашем постоянно развивающемся мире, как никогда, важны навыки письменного делового общения. Данный процесс нельзя назвать легким, ведь человек должен обладать определенными навыками и умениями, которые необходимы для ведения деловой переписки, и относятся к числу базовых умений специалиста любого профиля. Оба этих фактора доказывают необходимость подготовки специалистов по навыкам ведения письменного делового общения.
Исследователи отмечают, что пути и способы реализации дифференцированного подхода к обучению деловому общению зависят от многих факторов и, прежде всего, от того, что понимается сегодня под «деловым общением». Зачастую это понятие подменяется близким ему, но не равным объему понятием «профессиональное общение» в экономической сфере. Понятие «деловое общение» полифункционально, так как в основе данной сферы общения лежит не только официально-деловой стиль и его документальные жанры, но и элементы профессионального языка, публицистики, разговорной речи [1, c. 27].
Как известно общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Деловое общение -это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, в которой происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Деловое общение представляет собой широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения.
Устное деловое общение представлено деловыми беседами и переговорами, встречами, консультациями и т.д.
Письменное деловое общение - общение с документами, фиксирующими социально-правовые отношения (деловые письма, контракты, договоры, соглашения).
Письменное деловое общение отличается от других видов делового общения тем, что протекает в письменной форме. Если переговоры состоялись по телефону, то какие-либо гарантии в отношении предлагаемых услуг партнеру или клиенту, подтверждение документов предоставляются в письменной форме. Именно в сфере письменного делового общения, как ни в одной другой сфере, ярко проявляется