Научная статья на тему 'Методические вопросы психодиагностики личностной самоэффективности студентов-психологов'

Методические вопросы психодиагностики личностной самоэффективности студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1161
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГА / ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ / SELFEFFICIENCY / PERSONALITYRELATED SELFEFFICIENCY OF PSYCHOLOGIST / DIAGNOSTICS OF PERSONALITYRELATED SELF-EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдар Марк Игоревич

В статье анализируются имеющиеся в психологии диагностические инструменты изучения самоэффективности, делается вывод об ограниченности их возможностей для диагностики личностной самоэффективности психолога. Представлена характеристика авторского опросника личностной самоэффективности студентов-психологов, излагаются полученные с его помощью результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical issues of psychodiagnostics of personality-related self-efficiency of students-psychologists

Diagnostic tools of studying selfefficiency available in psychology are analyzed. It is concluded that their opportunities for diagnostics of personalityrelated selfefficiency of a psychologist are limited. The author's questionnaire of personalityrelated selfefficiency of studentspsychologists is characterized; the research results received with its help are presented.

Текст научной работы на тему «Методические вопросы психодиагностики личностной самоэффективности студентов-психологов»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

М.И. Гайдар

В статье анализируются имеющиеся в психологии диагностические инструменты изучения самоэффективности, делается вывод об ограниченности их возможностей для диагностики личностной самоэффективности психолога. Представлена характеристика авторского опросника личностной самоэффективности студентов-психологов, излагаются полученные с его помощью результаты исследования.

Ключевые слова: самоэффективность, личностная самоэффективность психолога, диагностика личностной самоэффективности.

В настоящее время обществу настоятельно требуются высокоэффективные личности, способные правильно оценить и результаты своей деятельности, и собственные возможности. Субъективное отношение к ним, способность их оценки определяются, в конечном счете, самоэффективностью личности. Самоэффективность - это интегративное многомерное образование, представляющее собой сплав социальных представлений о собственных возможностях и потенциях и уверенности человека в том, что в конкретной ситуации он сможет проявить свою компетентность и достичь успеха.

В основном и зарубежные, и отечественные авторы уделяют внимание т. н. общей самоэффективности, которая подразделяется на виды в соответствии с ведущими сферами человеческой активности, в частности, самоэффективность в деятельности и самоэффективность в общении. В то же время представляется важным ввести понятие личностной самоэффективности, отражающее восприятие, оценку и веру человека в эффективность своих личностных качеств. Особенно это значимо, на наш взгляд, в профессии психолога, для которого особым средством деятельности служит собственная личность.

Личностную самоэффективность психолога мы определяем как его представления о присущих ему профессионально важных качествах, которые, как он считает, будут востребованы при выполнении профессиональных функций и обеспечат успешность решения стоящих перед ним задач, в сочетании с уверенностью в своей способности актуализировать эти качества, используя как специальный профессиональный инструмент в работе с людьми.

К сожалению, сегодня остается неизученной личностная самоэффективность как уже работающих, так и будущих психологов. Ее исследование требует адекватного диагностического инструментария. Однако здесь возникают определенные трудности. Дело в том, что сам автор концепции самоэффективности, американский психолог А. Бандура, не разрабатывал универсальный инструмент для ее измерения, и это было обусловлено его четкой теоретической позицией. Он не считал самоэффективность генерализованной чертой, напротив, утверждал ее ситуационно-специфический характер, т. е. она может быть различной в разных сферах активности человека [1].

Однако зарубежом были предприняты попытки создать методики опросного типа для диагностики самоэффективности. Наиболее известны из них методика Маддукса-Шеера, переведенная на русский язык и адаптированная А.В. Бояринцевой [2-4], а также шкала общей самоэффективности Шварцера-Ерусалема, русская версия которой создавалась при участии В.Г. Ромека [5, 6]. Первая позволяет измерять отдельно самоэффективность в деятельности и в общении, а также получать показатель общей самоэффективности, вторая диагностирует только общую самоэффективность.

Проведенный нами теоретико-методический анализ позволил сделать вывод о том, что ни одна из этих методик не позволяет исследовать личностную самоэффективность студентов-психологов. Дальнейшее развитие психодиагностики самоэффективности может быть связано с созданием такого инструмента, который интегрирует в себе положительный опыт, накопленный ранее при изучении самоэффективности различными

авторами. На наш взгляд, это может быть опросник для изучения конкретного вида самоэффективности.

Нами сформулированы принципы, на которые должна опираться психодиагностика самоэффективности: 1) поскольку самоэффективность связана с самосознанием личности, ее изучение должно осуществляться путем выявления представлений человека о своих возможностях, быть продуктивным при решении конкретных задач, иными словами, его самоотчета; 2) в силу наличия у человека различных самоэффективностей в разных сферах активности, обусловленного ее ситуативным характером, она должна изучаться как частная психологическая характеристика, касающаяся строго определенного вида деятельности или задачи; 3) поскольку самоэффективность имеет лишь положительную модальность, связанную с представлениями субъекта о наличии у себя некоего потенциала, уверенностью в своей способности реализовать его в конкретной ситуации, при измерении самоэффективности следует использовать критерии мастерства и компетентности, а не нормативные критерии сравнительного характера: необходимо представить испытуемому возможность оценить уровень своей уверенности в том, что он сможет достичь успеха в определенной деятельности, а не провоцировать сравнение себя с другими; 4) самоэффективность предполагает обращенность в будущее, когда объектом самосознания являются те особенности и возможности, которые предстоит реализовать в будущих ситуациях и в эффективности которых человек уверен, поэтому диагностика самоэффективности должна проводиться до начала соответствующей деятельности.

С учетом данных принципов нами в период 2006-2007 гг. был создан, подвергнут психометрической проверке и апробирован опросник личностной самоэффективности студентов-психологов.

Оценка объективности сформулированных для него утверждений проводилась методом экспертной оценки. Экспертами выступали преподаватели-психологии и студенты-психологи 5 курса Воронежского гос-университета, которые оценивали формулировки пунктов, пользуясь трехбалльной шкалой, по следующим критериям: соответствие

концепту, однозначность формулировки и пригодность вариантов ответов, включенных в инструкцию для испытуемых. После обработки и анализа экспертных оценок в окончательном варианте опросника осталось 29 утверждений. С целью уменьшить возможность преднамеренного искажения результатов испытуемыми мы применили прием сочетания прямых и обратных пунктов, для чего использовали известную в математике таблицу случайных последовательностей рангов. В итоге в опросник вошли l5 прямых и l0 обратных формулировок пунктов, чередующихся в случайном порядке.

Выборку стандартизации составили 2 і6 студентов-психологов 1-5 курсов Воронежского государственного университета. Для разработки статистических норм к опроснику их результаты подверглись процедурам нормирования и перевода «сырых» баллов в z-оценки. В итоге были рассчитаны нормы, позволяющие дифференцировать уровни личностной самоэффективности студентов-психологов.

Опросник был проверен на ретестовую надежность и валидность.

Ретестовая надежность изучалась с помощью коэффициента корреляции Пирсона между результатами первого замера и ретеста (спустя б недель после первого замера). Был получен статистически значимый коэффициент r = 0,69 (при а < 0,05), свидетельствующий об удовлетворительной ретестовой надежности данного опросника.

В ходе определения его валидности изучалась как теоретическая, так и эмпирическая валидность. В первом случае мы использовали описанную выше процедуру экспертных оценок. Проверка эмпирической (критериальной) валидности опросника проводилась с помощью результатов исследования испытуемых выборки стандартизации по опроснику Маддукса-Шеера. Эти результаты рассматривались как критерий эмпирической валидизации опросника. Сравнивались показатели общей самоэффективности данного опросника с результатами опросника личностной самоэффективности. Путем корреляционного анализа получен статистически значимый коэффициент эмпирической валидности r = 0,51 (при а < 0,05). Таким образом, осуществленные нами процедуры теоретической и эмпирической валидизации оп-

росника позволяют сделать заключение о его достаточной валидности.

В 2007-2008 гг. нами было предпринято эмпирическое исследование с целью изучения динамики личностной самоэффективности студентов-психологов в период обучения в вузе. Проверялась гипотеза о нелинейном характере этой динамики. В качестве базы исследования выступили факультет философии и психологии Воронежского государственного университета и психологический факультет Воронежского филиала Московской открытой социальной академии. Объектом исследования являлись студенты-психологи 1-5 курсов в количестве 298 человек.

Остановимся только на тех статистически подтвержденных результатах, которые были получены с помощью предложенного нами опросника личностной самоэффективности:

- у большинства студентов-психоло-гов, независимо от курса обучения, преобладает средний уровень личностной самоэффективности;

- низкий уровень личностной самоэффективности чаще встречается у студентов 1, 3 и 5 курсов, а высокий - у студентов 2 и 4 курсов;

- динамика личностной самоэффективности студетнов-психологов в период обучения в вузе имеет нелинейный характер, а именно: в целом на 1 курсе ее уровень невысок, на 2 курсе он повышается за счет увеличения числа тех, у кого высокий и выше среднего уровни личностной самоэффективности, на 3 курсе этот уровень снова снижается, затем на 4 курсе он возрастает у большей части студентов, на 5 курсе вновь в целом падает.

Таким образом, используя авторский опросник, нам удалось, во-первых, эмпирическим путем установить нелинейный характер динамики личностной самоэффективности

студентов-психологов, во-вторых, уточнить ее картину в период их обучения в вузе, в-третьих, подтвердить диагностические возможности данного опросника.

1. Bandura A., Reese L., Adams N.E. Microanalysis of action and fear arousal as a function of different levels of perceived self-efficacy // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. № 43. P. 5-21.

2. Бояринцева А.В. Мотивационно-когнитивные характеристики личности молодого предпринимателя: дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

3. Деркач А.А., Огнев А.С., Гончаров Ю.Н. Психодиагностика и акмеография. Воронеж, 1997. С. 54-57.

4. Sheier M.F., Maddux J.E., Prentice-Dunn B.J., Rogers R. W. The self-efficacy scale: Construction and validation // Psychological Report. 1982. № 51. P. 663-671.

5. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71-76.

6. Jerusalem M., Schwarzer R. Selbstwirksamkeit (Self-efficacy). Skalen zur Befindlichkeit und Personlichkeit // Research Report. Berlin, 1986. № 5. P. 15-28.

Поступила в редакцию 5.09.2008 г.

Gaidar M.I. Methodical issues of psychodiagnostics of personality-related self-efficiency of students-psychologists. Diagnostic tools of studying self-efficiency available in psychology are analyzed. It is concluded that their opportunities for diagnostics of personality-related self-efficiency of a psychologist are limited. The author's questionnaire of personality-related self-efficiency of stu-dents-psychologists is characterized; the research results received with its help are presented.

Key words: self-efficiency, personality-related selfefficiency of psychologist, diagnostics of personality-related self-efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.