Научная статья на тему 'Методические вопросы по составлению бизнес-плана'

Методические вопросы по составлению бизнес-плана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хечоян Т.Б.

В статье изложены цель и задачи бизнес-плана, как основного инструмента управления предпринимательской деятельности, который представляет собой комплексное исследование различных сторон работы предприятия. Автор затрагивает вопросы составления бизнес-плана, его структуру и комментарии и инструкции к отдельным разделам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические вопросы по составлению бизнес-плана»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА

© Хечоян Т.Б.*

Академия государственного управления Республики Армения, Республика Армения, г. Ереван

В статье изложены цель и задачи бизнес-плана, как основного инструмента управления предпринимательской деятельности, который представляет собой комплексное исследование различных сторон работы предприятия. Автор затрагивает вопросы составления бизнес-плана, его структуру и комментарии и инструкции к отдельным разделам.

В условиях рыночной экономики большую роль для предпринимателей играют факторы неопределенности и непредсказуемости. Предприниматель в своей деятельности не может достичь больших успехов, конкретно не запланировав свою деятельность, не будучи постоянно в курсе о рынке, конкурентах, возможных рисках и своих возможностях. Бизнес план в условиях рыночной экономики является одной из важных инструментов управления предприятиями.

Бизнес план дает возможность предпринимателю решить ряд таких вопросов, как место предприятия на рынке, цели и стратегия и тактика достижения их, определение видов продукции (услуг), оценка (приблизительный подсчет) расходов на их производство и реализацию, мероприятия, направленные на исследование рынка, рекламы, ценообразования, реализации, стимулирование продажи, оценки финансовых и материальных средств предприятия, выявление всех возможных препятствий в осуществлении бизнеса.

Составление бизнес-плана осуществляется тремя основными этапами:

- анализ состояния бизнеса в настоящее время,

- определение задач, целей и миссии организации,

- разработка бизнес-плана.

Говоря иначе, бизнес-план является сводным документом, который включает в себя анализ возможностей организации и средства достижения желаемых результатов.

Разработка бизнес-плана, в зависимости от направления и объема бизнеса, может быть разной. Ведение нового бизнеса или его расширение является очень серьезным и ответственным делом и связано с большим риском. Поэтому предприниматель должен ясно представить правовое

* Проректор по международным связям

поле, вопросы управления персоналом, рынок, конкурентов, банковское дело и т.д.

Очень важно, чтобы предприниматель имел представления о финансовых потоках: принято прибыль называть сердцем бизнес-плана, а финансовые потоки - кровеносными сосудами.

Представим типовую структуру бизнес плана:

- Сводный раздел.

- Возможности предприятия.

- Виды товаров / услуг.

- Рынки сбыта.

- Конкуренты.

- План маркетинга.

- Производственный план.

- Управление предприятия и правовое обеспечение деятельности.

- Финансовый план.

- Оценка рисков и страхование.

Ниже представлен краткий типовой пример бизнес-плана, где представлены требования по разделам. Конечно, его не надо воспринять как догму, но может быть полезен как ориентир. В зависимости от типа бизнеса и задач, которые представлены в плане, разделы бизнес-плана могут отличаться объемом и структурой. Например, можно поговорить о конкурентах в каком-нибудь из разделов (например, в разделах «Рынки сбыта» или «Товары / услуги»), не предоставляя отдельный раздел.

Бизнес-план.

Название фирмы_

Юридический адрес_

Телефон, факс, эл. почта_

Сводный раздел.

Здесь необходимо представить:

- Основные направления бизнеса (товары/услуги, которые должны быть предложены, потребности, которые должны быть удовлетворены).

- Рынок (местный / внешний, производственный / потребительский, его характеристика и размеры).

- Потенциальные возможности бизнеса в течение ближайших 1-5 лет, стратегии ух осуществления.

- Конкурентные преимущества предприятия.

- Размеры ожидаемой продажи и прибыли.

- Размер необходимой суммы (кредит, инвестиция).

- Для чего она необходима?

- Срок кредита и схема возвращения суммы.

Возможности предприятия.

Необходимо представить:

- Отраслевую принадлежность предприятия, основные направления деятельности, положение.

- Характеристика отрасли (быстро развивающаяся, стабильная и т.д.), динамика продажи отрасли производства.

- Слабые и сильные стороны бизнеса. Чем ваше предприятие отличается от других предприятий отрасли (преимущества)?

- Ваши краткосрочные и долгосрочные цели.

- Финансовые показатели вашего предприятия последних трех лет: объем реализации / продажи, балансовая прибыль, чистая прибыль. Можно это представить в виде таблицы.

- Какие имеются законодательные, налоговые привилегии или ограничения, связанные с вашим бизнесом? Можно отметить о так называемых «налоговых каникулах», если есть таковые. Если для ведения данного бизнеса требуется лицензия, надо отметить это.

Товары /услуги.

Необходимо обосновать, почему ваш бизнес может быть успешным, преимущества вашего товара/ услуги, в приложении прилагать описание товара/услуги, рекламные проспекты.

Необходимо также представить:

- Какие товары / услуги вы выпускаете, покажите часть каждого раздела в процентном выражении в общей продаже.

- Чем специфичен ваш товар / услуга, качество, единственный в своем роде и т.д.

- Хотите ли усовершенствовать ваш товар / услугу. Если да, то как?

- Есть ли у вас торговая марка, патент, исключительные права (привилегии) и другая интеллектуальная собственность.

- Планируете ли выпускать новые виды продукции? Опишите их.

- Кто ваши главные конкуренты? Сравните ваш товар/услугу с товаром / услугой вашего конкурента.

Рынок сбыта.

Необходимо представить рынок вашего товара / услуги:

- Какой ваш рынок, основные тенденции его развития (возрастающий, стабильный, убывающий)?

- Объем рынка и ваша доля в нем.

- Есть ли другие рынки: каковы их потенциальные возможности?

- Представьте ваш сегмент рынка (приблизительное число ваших потенциальных клиентов, место проживания / работы, уровень доходов и т.д.).

- Можете ли вы изменить ваш товар / услугу так, чтобы удовлетворить больше чем один сегмент рынка? Как можете это сделать?

- Представьте ожидаемый объем реализации на месяц, 6 месяцев, год.

- Сравните эти прогнозы с данными прошлого года (увеличение, снижение).

- Представьте ваших главных конкурентов и покажите их долю на рынке в процентах.

Конкуренты.

Если в предыдущем разделе уже говорили о конкурентах, то не надо повторять то же самое (и наоборот). Если у вас нововведение на рынке и нет предлагающих подобного товара / услуги, то понятно, что в таких случаях нет необходимости предоставить отдельный раздел конкурентам, а можно об этом кратко поговорить в предыдущем разделе или в разделе маркетинга.

План маркетинга.

Надо представить:

- Цену вашего товара / услуги, как он формируется.

- Сравнение цены вашего товара / услуги с ценами конкурентов.

- Используете ли вы скидки, каковы эти скидки?

- Как вы реализуете ваш товар / услугу (самостоятельно или с помощью посредников)? Какую часть реализуете без посредников? Кто ваши посредники, и какие договоры есть у вас с ними?

- Какие услуги оказываете вашим потребителям?

- Какие мероприятия осуществляете в рынке для продвижения вашего товара / услуги? Каковы расходы на рекламу?

- Какова ваша стратегия в сфере маркетинга?

Производственный план.

Необходимо дать информацию о вашем бизнесе: площадь, используемые оборудования, снабженцы:

- Адрес предприятия. Обосновать, почему выбрали это место для ведения вашего бизнеса.

- Есть ли у вас площадь или планируете купить / арендовать в ближайшем будущем?

- Если площадь арендована, укажите на какое время, сумма аренды и форма оплаты (с какой периодичностью).

- Опишите производственный цикл.

- Возможна ли экономия расходов? Как?

- Представьте, какие оборудования, транспортные средства вы используете.

- Какие оборудования планируете купить или арендовать в следующем году?

- Кто являются вашими основными снабженцами?

- Есть ли у вас резервные снабженцы. Кто они? Управление и обеспечение правовой деятельности. Необходимо представить:

- Организационно-правовую форму предприятия.

- Собственников и их доли.

- Организационную структуру управления предприятия (можете представить схему).

- Руководящий состав предприятия и зарплату.

- Требования, предъявляемые к квалификации работников, форма занятости.

- Способ оплаты труда.

- Ожидаются ли изменения в составе правления. Когда? Почему?

- Каковые слабые места правления и как можете преодолеть их?

- Число работников в настоящее время, через год. Финансовый план.

Необходимо представить:

- Требование краткосрочных / долгосрочных кредитов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Гарантии, представленные кредиторам (помещения, акции, имущество). Если ответственность риска неоплаты кредита застрахована, то надо представить страховой полис.

- Срок возвращения кредита.

- Доля собственных финансовых средств.

- Другие источники финансирования.

В разделе представляются финансовые потоки, расчеты прибыли, дохода/выручки в дневном, месячном, годовом разрезе, а также расчеты уровня безубыточности.

Оценка рисков и страхование. Необходимо представить:

- Какие факторы могут препятствовать успешной деятельности предприятия? Вероятность возникновения и ожидаемый ущерб.

- Как вы планируете защищать ваш бизнес от возможных рисков (самострахование, внешнее страхование)?

Список литературы:

1. Зелль. А. Бизнес-план: Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. - М., Ось-89, 2001.

2. Бизнес-план. Методические материалы / под ред. Р.Г. Маниловского. - М., Финансы и статистика, 1997.

3. Блэквелл Э. Как составить бизнес план. - М.: ИНФРА-М, 1996.

4. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / Науч. ред. С.И. Шумилин. - М., 1995.

5. Зигель Э.С., Шульц Л.А., Форд Б.Р., Карни Д.С. Составление бизнес-плана. - М., Джон Уайли енд Санз, 1995.

6. The successful Business Plan: secrets of strategies, by Khonda Abrams.

7. William A. Cohen, Model Business Plans for service businesses.

8. William A. Cohen, Model Business Plans for products business.

9. www.bplans.com.

10. http://business.bprojects.ru.

11. http://kommersant.org.ua/Bizplan.html.

12. http ://www.smallbusinessadvice.org.uk.

13. http://sbinformation.about.com/od/bizplansamples/Business_Plan_Sa-mples.html.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

© Чиркова И.Л.*

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

В данной статье рассмотрены основные направления развития судостроения в Астраханской области. Предложена модель развития рыболовного флота, определена перспектива развития в Астраханской области строительства технических средств для разведки и добычи нефти и газа на Каспийском море.

Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Стратегии развития судостроительной промышленности на период 2020 года определены 3 направления восстановления и развития российского судостроения, где мы обязаны и можем конкурировать с западными фирмами [1]:

1. Военное кораблестроение;

2. Строительство технических средств для разведки и добычи нефти и газа на морском шельфе;

3. Строительство судов для рыбной промышленности.

Указом о создании Объединенной судостроительной корпорации (далее ОСК) начато организационное решение первой задачи, хотя и недостаточно быстро. Частично в рамках ОСК решается и вторая задача по ор-

* Аспирант кафедры «Производственный менеджмент и организация предпринимательства»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.