Методические вопросы формирования стратегии технологического развития предприятий лесопромышленного комплекса в регионе
Поконов Александр Андреевич,
аспирант, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, [email protected]
Технологическое развитие отечественной промышленности требует усовершенствования системы государственного стратегического управления данным организационно - экономическим процессом. В настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность субъектов РФ по формированию отраслевых документов стратегического планирования. Вместе с тем, отсутствие в регионе отраслевых документов стратегического планирования (принятых на уровне региона) значительно снижает эффективность проведения структурно - технологической модернизации его промышленного комплекса. В настоящее время во многих регионах РФ не уделяется достаточного внимания вопросам научно - технологического развития региональной промышленности, что приводит к снижению темпов социально - экономического развития таких регионов. В статье рассмотрены методические вопросы формирования стратегии технологического развития предприятий лесопромышленного комплекса в регионе, раскрыто ее потенциальное положение в системе стратегического управления региона. В статье представлены основные составляющие стратегии технологического развития предприятий лесопромышленного комплекса в регионе. Рассмотрены основные этапы формирования стратегии технологического развития предприятий лесопромышленного комплекса в регионе. Ключевые слова: Технологическое развитие, лесопромышленный комплекс (ЛПК), стратегическое управление, методика.
Стратегия технологического развития предприятий ЛПК в регионе и ее положение в системе стратегического управления региона.
Интенсификация технологического развития предприятий отечественного лесопромышленного комплекса предполагает усовершенствование системы стратегического управления данным организационно - экономическим процессом. В настоящее время система государственного стратегического управления в Российской Федерации урегулирована на законодательном уровне. Так, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» устанавливает правовые основы функционирования комплексной системы государственного стратегического управления, реализуемого на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований. Данный закон определяет полномочия участников государственного стратегического планирования, а также порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования [1]. Законодательством Российской Федерации установлен перечень основополагающих документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.
Следует отметить, что к документам стратегического планирования, в обязательном порядке разрабатываемым на федеральном уровне, законодательством РФ отнесены отраслевые документы стратегического планирования. При этом под отраслевым документом стратегического планирования понимается документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования [1]. Вместе с тем, необходимость разработки отраслевых документов стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации законодательством не предусмотрена.
В свете проводимой структурно - технологической модернизации отечественной промышленности разработка отраслевых документов стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации представляется автору неотъемлемым элементом системы стратегического управления научно - технологическим развитием Российской Федерации. При этом представляется обязательным разработка отраслевых документов стратегического планирования по всем наиболее развитым и перспективным в регионе отраслям. Для регионов Российской Федерации, богатых лесными ресурсами, к таковым следует отнести лесную промышленность. Принятие регионом стратегии развития лесной промышленности позволяет обеспечить системный подход к решению проблем лесного комплекса региона.
Формирование стратегии развития лесного комплекса для каждого из «лесных» регионов России представляется целесообразным и с той точки зрения, что регионы РФ существенно отличаются друг от друга по уровню запасов лесных ресурсов, их экономической доступности и сортиментного состава. В связи с этим, при разработке стратегии технологического развития предприятий ЛПК в конкретном регионе необходимо учитывать особенности лесного комплекса этого региона.
Следует отметить, что на сегодняшний день опыт принятия региональных стратегий развития лесного комплекса укоренился в Республике Татарстан, Алтайском крае, Кемеровской, Ульяновской областях и других регионах РФ [2,3,4,5 и др.]. Также на территориях некоторых регионов Российской Федерации действуют соответствующие государственные программы по развитию лесного комплекса. Ориентиры развития всего отечественного ЛПК заложены в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года [6].
О £
Я
3
9
2 а
6
со
сэ
см
£
Б
а
2 ©
Исследовав существующие документы стратегического планирования в области ЛПК, действующие в Российской Федерации как на региональном, так и на федеральном уровнях, можно выделить основные элементы стратегии развития лесного комплекса региона. Так, традиционная структура стратегия развития лесного комплекса в регионе имеет следующие разделы:
1. Общие положения;
2. Анализ состояния, перспектив и основных проблем лесного комплекса;
3. Цели, задачи и основные направления стратегии;
4. Основные сценарии развития лесной отрасли в долгосрочной перспективе;
5. Механизмы и мероприятия, обеспечивающие реализацию стратегии;
6. Финансирование стратегии;
7. Мониторинг и контроль реализации стратегии;
8. Прогнозируемые результаты реализации стратегии [2,3,4,5 и др.].
Следует отметить, что документы стратегического планирования в области лесной промышленности, принятые в различных регионах Российской Федерации, в значительной степени различаются друг от друга по своей структуре и содержанию. Данное обстоятельство связано с отсутствием утвержденных Правительством Российской Федерации единых методических указаний по разработке отраслевых документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации.
Проведенный анализ указанных документов стратегического планирования, принятых как на федеральном, так и на региональном уровнях, позволяет выявить их общий недостаток - отсутствие разделов, посвященных вопросам научно - технологического развития. В рассмотренных стратегиях развитие отрасли представлено в отрыве от процесса ее научно - технологического развития. В условиях глобализации мирового рынка лесопродукции, при которой научно -технологический прогресс является основой конкурентоспособности регионального ЛПК, такой подход представляется автору ошибочным. Так, в процессе формирования отраслевой стратегии региона необходимо уделять значительное внимание вопросам научно - технологического развития отрасли. При этом необходимо учитывать, что стратегия развития лесного комплекса в регионе и, соответственно, стратегия технологичес-
кого развития предприятий ЛПК в регионе должны разрабатываться на долгосрочный период (15-20 лет).
В процессе формирования стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. принцип согласованности и взаимосвязи;
2. принцип целенаправленности;
3. принцип приоритетности воспроизводства инноваций;
4. принцип актуальности;
5. принцип отраслевой дифференциации стратегии;
6. принцип индикативности;
7. принцип комплексного развития;
8. принцип изменяемости;
9. принцип прогнозирования сопротивлений;
10. принцип ресурсных ограничений;
11. принцип формирования стратегии всеми заинтересованными группами;
12. принцип экологизации производства;
13. принцип управления рисками технологического развития [7].
Стратегия технологического развития предприятий регионального ЛПК является функциональным подразделом стратегии развития лесного комплекса региона. Вместе с тем, научно - технологическое развитие отрасли представляет собой специфическое направление развития, для реализации которого необходима постановка самостоятельных целей, создание соответствующего организационно - экономического потенциала и др. Таким образом, стратегия технологического развития предприятий ЛПК в регионе должна быть представлена в форме отдельного профильного раздела Стратегии развития лесного комплекса региона. При этом следует учитывать, что стратегия технологического развития предприятий ЛПК в регионе в значительной мере влияет на другие элементы стратегии развития лесного комплекса региона.
Структура и содержание стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе.
В стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе автор считает целесообразным наличие следующих разделов:
1. Общие положения.
В данном разделе отражаются:
- существующий уровень и основные проблемы научно - технологического развития предприятий ЛПК в регионе;
- цели и основные задачи стратегии научно - технологического развития лесного комплекса региона;
- сценарии научно - технологического развития предприятий ЛПК в регионе;
- прогноз научно - технологического развития предприятий ЛПК в регионе;
- механизмы реализации стратегии технологического развития отрасли в регионе;
- механизмы мониторинга реализации стратегии технологического развития отрасли в регионе.
2. Приоритетные направления научно - технологического развития предприятий ЛПК в регионе.
В данном разделе рассматриваются передовые технологии в области лесной промышленности. Также в нем представляются приоритетные направления научно - технологического развития предприятий ЛПК, развитие которых целесообразно для региона в стратегической перспективе (с учетом особенностей регионального ЛПК), в частности:
- приоритетные направления развития технологий лесозаготовки;
-приоритетные направления развития технологий лесовосстановления;
- приоритетные направления развития технологий деревообработки (в том числе химической обработки древесины);
-приоритетные направления развития технологий целлюлозно-бумажной промышленности;
- приоритетные направления развития технологий переработки древесных отходов;
- приоритетные направления научно
- технологического развития в области биотехнологий;
- приоритетные направления научно
- технологического развития в области производства инновационной лесопро-дукции.
Наличие указанных разделов в стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе представляется автору обязательным.
Методика формирования стратегии научно - технологического развития предприятий ЛПК в регионе.
Методика формирования стратегии научно - технологического развития предприятий ЛПК в регионе должна содержать следующие этапы:
- анализ уровня технологического развития предприятий ЛПК в регионе;
- проведение Форсайт - исследования в области технологического развития предприятий ЛПК в регионе;
- разработка стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе;
- согласование и утверждение разработанной стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе;
- реализация и мониторинг исполнения принятой стратегии.
Следует обратить внимание, что формируемая стратегия в конечном итоге должна стать концептуальной основой для государственно - частного партнерства в области технологического развития предприятий ЛПК в регионе. В связи с этим властям региона необходимо обеспечить участие частного бизнеса, малых и средних инновационных компаний на каждом из этапов формирования стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе.
Анализ уровня научно - технологического развития предприятий ЛПК в регионе.
Формированию стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе должно предшествовать проведение системного анализа состояния регионального ЛПК в целом и уровень его научно - технологического развития в частности.
Основной задачей данного этапа формирования стратегии является проведение системного анализа уровня научно -технологического развития предприятий регионального ЛПК, использование результатов которого необходимо на последующих этапах разработки стратегии технологического развития регионального ЛПК.
Анализ уровня научно - технологического развития предприятий ЛПК в регионе следует проводить по нескольким направлениям, в том числе:
- Оценка уровня технологического развития предприятий ЛПК в регионе.
Анализ уровня технологического развития предприятий ЛПК в регионе проводится по каждому из видов экономической деятельности, реализуемых в рамках регионального ЛПК. Во - первых, исследуются технико - экономические показатели деятельности предприятий ЛПК, такие как: производительность труда, экологичность производства, энергоэффективность предприятий ЛПК и др. Для оценки уровня технологического развития предприятий определенного вида лесной промышленности (лесоперера-ботки, целлюлозно - бумажной промышленности и др.) также используются специальные показатели.
Анализ уровня технологического развития предприятий ЛПК также предполагает исследование объема, структуры и технологической сложности производимой в регионе лесопродукции. При проведении данного исследования используются технико - экономические показатели производимой в регионе ле-сопродукции, такие как себестоимость продукции, ее материалоемкость, качество, технологическая сложность, инно-вационность и др.
Вместе с тем, при оценке уровня технологического развития предприятий ЛПК в регионе также рассматривается степень производственно - технологической взаимосвязи предприятий регионального ЛПК друг с другом и с предприятиями других отраслей промышленности. Исследуется степень замкнутости производственного цикла лесопродукции с высокой степенью добавленной стоимости в пределах регионального ЛПК. Для проведения такого рода анализа используются показатели специализации и кооперирования предприятий ЛПК в регионе.
- Анализ инновационной активности предприятий регионального ЛПК.
- Анализ научно - образовательного потенциала региона, обеспечивающего технологическое развитие предприятий ЛПК.
- Анализ конкурентной среды предприятий регионального ЛПК.
- Анализ системы управления технологическим развитием предприятий ЛПК в регионе.
- Анализ регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность предприятий ЛПК и др.
Проведение Форсайт - исследования в области технологического развития предприятий ЛПК в регионе;
Для достижения эффективности разрабатываемой стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе необходимо обеспечить ее соответствие основным тенденциям научно - технологического развития мирового ЛПК. Одним из наиболее эффективных инструментов решения данной задачи является проведение Форсайт - исследования. Проведение Форсайт - исследования представляет собой систематическую попытку заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономи-
ческие и социальные выгоды (Ben Martin,1995) [8].
Применительно к технологическому развитию предприятий ЛПК в регионе программа Форсайт - исследования должна включать в себя следующие шаги:
- Разработка альтернативных сценариев технологического развития предприятий ЛПК в регионе;
- Прогнозирование технологического развития предприятий регионального ЛПК.
- Определение приоритетных направлений научно - технологического развития предприятий ЛПК в регионе.
Разработка стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе.
На данном этапе производится:
- Определение целей и задач технологического развития отрасли в регионе;
- Разработка механизмов реализации стратегии технологического развития отрасли в регионе;
- Разработка системы мониторинга исполнения стратегии (в том числе разработка показателей реализации стратегии технологического развития отрасли);
Согласование и утверждение разработанной стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе.
На данном этапе формирования стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе производится:
1. Общественное обсуждение проекта стратегии развития отрасли в регионе;
2. Утверждение разработанной стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе в составе общей стратегии развития лесного комплекса региона на законодательном уровне, внесение соответствующих изменений в региональное законодательство;
Реализация и мониторинг исполнения принятой стратегии.
На данном этапе осуществляются:
1. Реализация стратегии;
2. Мониторинг исполнения стратегии.
Следует отметить, что для повышения конкурентоспособности предприятий регионального ЛПК разработанная властями региона стратегия технологического развития предприятий ЛПК в регионе должна использоваться частными предприятиями при формировании их корпоративных стратегий.
О
3
в
S
ff
2 е
6
(S
CS
CM
£
Б
2 ©
Литература
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ - Режим доступа: https:/ /rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html. (дата обращения 29.11.2016г.).
2. Об утверждении стратегии развития лесной отрасли Алтайского края на период до 2025 года [электронный ресурс]: постановление Администрации Алтайского края от 2 июля 2014 года N 304 - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/412384620 (дата обращения 29.11.2016г.)
3. Стратегия развития лесопромышленного комплекса Кемеровской области до 2025 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kemles.ru/ departament/strat. (дата обращения 29.11.2016г.)
4. Об утверждении стратегии развития лесного комплекса Ульяновской области до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 24.08.2015 № 1409 - Режим доступа: http:/ /agro-ul.ru/index.php?id=6404. (дата обращения 29.11.2016г.)
5. Об утверждении Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года [Электронный ресурс]: Постановление Кабинета Министров № 61 от 10.02.2010 - Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/docs/post/ post1.htm?pub_id=44932. (дата обращения 29.11.2016г.)
6. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Приказ Минпромторга РФ N 248, Минсельхоза РФ N 482 от 31.10.2008 - Режим доступа: http:// minforest.saratov.gov.ru/doc/ ?SECTION_ID=49. (дата обращения 29.11.2016г.)
7. Беляков Г.П., Поконов А.А. Принципы формирования стратегии технологического развития предприятий лесопромышленного комплекса в регионе [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. УЭкС, 10/2016. URL: http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/ 4099-2016-10-06-06-26-24 (дата обращения: 25.11.2016).
8. Беляков Г.П., Поконов А.А. Анализ факторов, влияющих на технологическое развитие предприятий лесопромышленного комплекса в регионе. // Инновации
и инвестиции. 2016. №9. с. 88-94
9. Перепелица Д.Г. Оценка природных месторождений с применением реальных опционов // Бурение и нефть. 2009. № 4. С. 24-25.
Methodological issues of formation the technological development strategy of timber industry enterprises in the region Pokonov A. A
Siberian State Aerospace University The technological development of the domestic industry needs to improve the system of state strategic management of this organizational - economic process. Currently, the Russian legislation does not provide for the obligation of the Russian Federation subjects for the formation of industry section strategy planning documents. At the same time, absence of region industry section strategic planning documents in the region (adopted at the regional level) significantly reduces the effectiveness of the structural - technological modernization of its industrial complex. Currently, many regions of Russian Federation do not pay sufficient attention to questions of scientific - technological development of the regional industry, resulting in lower rates of socio - economic development of such regions. The competitiveness of the timber industry enterprises is largely determined by the level of their technological development. In connection with this, to enhance the competitiveness of the regional timber industry is necessary to form a strategy for its technological development. It is helpful to formation the region strategy of technological development of the timber industry in each of the regions of Russian Federation, rich in forest resources. However, in the current economic conditions, the system of strategic management of the technological development of industrial enterprises in the regions of the Russian Federation requires its qualitative improvement. Thus, it is becoming increasingly important study methodological problems of formation of strategy of technological development of forestry enterprises in the region. In the article considers the methodological issues of formation the strategy of technological development of timber industry enterprises in the region, revealed its potential position in the region strategic control system. The article presents the basic components of the technological development strategy of timber industry enterprises in the region. Also, considers the main stages of the formation of enterprise technology development strategy of timber industry enterprises in the region. Keywords: Technological development, timber industry, strategic management, method.
References
1. On strategic planning in the Russian
Federation [Electronic resource]: Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ - Access mode: https: / / rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html. (date of circulation on 29.11.2016).
2. On the approval of the strategy for
the development of the forestry sector in the Altai Territory for the period until 2025 [electronic resource]: Resolution of the Administration of the Altai Territory of July 2, 2014 No. 304 - Access mode: http://docs.cntd.ru/ document / 412384620 (date 29.11.2016)
3. Strategy for the development of the
timber industry complex of the Kemerovo region until 2025 [Electronic resource] Access mode: http://kemles.ru/ departament / strat. (circulation date 29.11.2016).
4. On the approval of the strategy for
the development of the forestry complex of the Ulyanovsk region until 2030 [Electronic resource]: Order of the Ministry of Agriculture, Forestry and Natural Resources of the Ulyanovsk region on August 24, 2015 № 1409 - Access mode: http: / agro-ul.ru/index .php? id = 6404. (circulation date 29.11.2016).
5. On the approval of the Forestry Development Strategy of the Republic of Tatarstan for the period until 2018 [Electronic resource]: Cabinet of Ministers Resolution No. 61 of 10.02.2010 - Access mode: http://prav.tatarstan.ru/docs/post/ post1.htm ? pub_id = 44932. (circulation date 29.11.2016).
6. On the approval of the Strategy for
the development of the forestry complex of the Russian Federation for the period until 2020 [Electronic resource]: Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation No. 248, Ministry of Agriculture of the Russian Federation No. 482 dated October 31, 2008 - Access mode: http: // minforest.saratov.gov.ru/ doc /? SECTION_ID = 49. (circulation date 29.11.2016).
7. Belyakov GP, Pokonov AA Principles
of forming the strategy of technological development of enterprises of the timber industry complex in the region [Electronic resource] // Management of economic systems. Electronic scientific journal. UECC, 10/2016. URL: http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/ 4099-2016-10-0606-26-24 (date of circulation: 25.11.2016).
8. Belyakov GP, Pokonov AA Analysis of
factors affecting the technological development of enterprises of the timber industry complex in the region. // Innovations and investments. 2016. № 9. from. 8894
9. Perepelitsa D.G. Evaluation of natural
deposits using real options // Drilling and oil. 2009. № 4. With. 2425.