Portal // Earthtrends wri. org., 2002. Environmental Sustainability Index. An Initiative of the Global Leaders of Tomorrow Environment Task Force, World Economic Forum // http://www.ciesin.columbia.edu/indicators/ESI; Indicators of Sustainable Development: Framework and Methodologies. Background. P. 3. UN Commission on Sustainable Development. N. Y., 2001.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
И.А. Данилов
Челябинский государственный университет
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЮДЖЕТНОМУ КОНТРОЛЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Методические требования представляют собой совокупность методов и приемов целесообразного осуществления какого-либо процесса или деятельности.
Следовательно, для разработки методических основ бюджетного контроля на предприятии целесообразно изначально сформулировать основополагающее определение наиболее содержательным и точным образом.
В отечественной экономической литературе при всей проработанности определения «контроль» применительно к сфере управления дальнейшая детализация является недостаточной. В частности, в зарубежной литературе понятие «бюджетный контроль» (budgetary control) рассматривается как [3. С. 131]:
• бюджетное руководство, бюджетный метод, основанный на предвидении;
• система: а) предвидения и оценки, к которым относится: формулирование политики предприятия, предвидение мероприятий на будущее и подготовка возможно более точных оценок влияния внешних факторов на деятельность предприятия; б) координации, обеспечивающей осуществление деятельности предприятия как единого целого, а не механического объединения отдельных подразделений; в) контроля и измерения полученных результатов, предполагающих установление ответственности и определение выполнения мероприятий, направленных на достижение предусмотренной прибыли;
• триединство понятий: а) предварительное установление точной цели; б) приспособление для измерения результатов или наблюдений, дающее возможность сопоставить фактическое состояние желаемому; в) корректирующее воздействие, дающее возможность выправлять фактическое положение и приводить его в соответствие с заранее определенным (определение Французской Комиссии общих исследований по научной организации труда).
Наиболее содержательное, по нашему мнению, определение предложено в Энциклопедии малого бизнеса, где бюджетный контроль понимается как «непрерывный вычислительный процесс, включающий постановку целей и ориентиров деятельности, процесс составления и реализации планов и бюджетов хозяйственной деятельности, а также непосредственно процесс контроля в виде сравнения запланированных показателей с полученными» [4. С. 16]. Однако и оно не учитывает профилактического характера бюджетного контроля, смещая содержательное значение в сторону фиксирующего, поэтому
для данного исследования вышеизложенное определение мы уточняем следующим образом: бюджетный контроль — это непрерывный вычислительный процесс, включающий постановку целей и ориентиров деятельности, процесс составления и реализации планов и бюджетов хозяйственной деятельности, а также непосредственно процесс контроля в виде сравнения запланированных показателей с полученными, осуществляемый с целью выявления и своевременной корректировки возможных отклонений от плана.
В российской экономической науке можно выделить несколько понятий, которые различными авторами употребляются как синонимы в качестве определения «бюджетный контроль»:
• система внутреннего контроля исполнения бюджета предприятия, представляющая собой, во-первых, логическую структуру формальных и (или) неформальных процедур, предназначенную для анализа и оценки эффективности управления финансовыми ресурсами, затратами, обязательствами предприятия в течение бюджетного периода; во-вторых, периодический мониторинг текущей деятельности, сравнение объемов и затрат с бюджетными стандартами и избежание чрезмерных расходов [2. С. 42];
• наиболее важный вид внутрихозяйственного контроля, предусматривающий обоснование, осуществление, контроль и анализ бюджета предприятия для обеспечения максимальной эффективности использования финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта [1. С. 13];
• логическая структура формальных и/или неформальных процедур (контроль, мониторинг или контроллинг бюджета), предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение бюджетного периода и включающая текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведется структурными подразделениями — объектами планирования (или, как их еще называют, центрами ответственности предприятия); поступление от центров ответственности (объектов планирования) соответствующим управленческим службам (субъектам планирования), таким как ПЭУ, ФЭУ, УКС, ОТиЗ, планово-аналитический отдел, информации о ходе выполнения бюджетного задания; анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству (первому вице-президенту по экономике) по корректировке оперативной деятельности в разрезе различных центров ответственности [6. С. 235].
Таким образом, с учетом предложенных формулировок под бюджетным контролем правомерно понимать совокупность действий, позволяющих достичь соответствия фактически полученных показателей формирования фондов денежных средств, имеющих целевое назначение, и их использования для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения предприятия, заранее документально запланированным.
Изучение сущности основных понятий, связанных с бюджетным контролем, создает возможность сформулировать требования к бюджетному контролю на предприятии. По нашему мнению, общая логика создания системы бюджетного контроля должна включать следующие положения.
I. Организация бюджетного контроля должна учитывать всю совокупность элементов системы контроля [5. С. 8]: субъект, объект, предмет, принципы, методы, техника и технология, процесс, сбор и обработка исходных данных, результат контроля и затраты по его осуществлению; субъект, принимающий решения по результатам контроля. Однако для наибольшей эффективности бюджетного контроля на предприятии мы предлагаем в качестве дополнительного элемента характер контроля, который определяется исходя из целей, задач и принципов, поставленных перед субъектом контроля, и обусловливает применяемые формы, методы, технику, технологию, а также результативность бюджетного контроля на предприятии.
На основании анализа работ отечественных и зарубежных специалистов в области бюджетного контроля (см. А.Г. Андреев, А.Д. Соменков. Правовые основы финансового контроля; М.А. Белобжецкий. Ревизия и контроль в промышленности; Э.А. Уткин, И.В. Мартынюк. Контроллинг для начинающих (российская практика); В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В. Гамаюнов. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования; К.В. Щиборщ. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий) мы сформировали следующую элементную систему бюджетного контроля на предприятии:
1) субъекты бюджетного контроля — структурные подразделения и экономические службы предприятия, ответственные за процесс бюджетирования;
2) объекты бюджетного контроля — функциональные, операционные и финансовые бюджеты предприятия, бюджеты структурных подразделений, финансовые планы;
3) предметы бюджетного контроля — отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов энергии, сырья и материалов);
4) принципы организации бюджетного контроля:
- верховенство закона (при организации бюджетного контроля должны быть соблюдены необходимые нормы и правила);
- строгая централизация (установление центров ответственности за осуществление наиболее существенных положений данного вида контроля);
- соблюдение финансовой дисциплины;
- разделение обязанностей (ответственность между персоналом фирмы распределяется таким образом, чтобы ни один служащий не являлся ответственным за всю операцию в целом);
- разрешение и одобрение [все операции должны быть одобрены главным финансовым менеджером (директором) фирмы в пределах тех объемов денежных средств, на которые он имеет полномочия];
- физический контроль (заключается в праве доступа проверяющего к активам и документам фирмы, чтобы эффективно управлять контрольной работой, руководство должно составить план ее организации, который должен содержать четкие инструкции, права и обязанности различных официальных лиц, чтобы исключить дублирование в их контрольной работе);
- важность свидетельства (свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера, является основной частью системы контроля);
- относительная независимость (функционирование бюджетного контроля не должно однозначно зависеть от административной системы предприятия);
- непрерывность процесса контроля в пространстве и времени (в пределах структурных подразделений и всей организации в целом, в течение всего отчетного периода);
5) цель и задачи бюджетного контроля:
главная цель бюджетного контроля — повышение эффективности использования ресурсов предприятия на основе снижения издержек производства; основные задачи бюджетного контроля формируются исходя из поставленной корпоративной цели и включают, по нашему мнению, следующие основные задачи (см. таблицу).
6) характер бюджетного контроля — укрупненно можно выделить фактический (целью которого является фиксирование отклонений, фактически достигнутых от запланированных значений, причин таких отклонений, и принятие мер, препятствующих повторению данного опыта в будущем), использующий в основном методы последующего контроля, и профилактический контроль (имеющий предупредительный характер, обеспечивающий выявление отклонений на ранних стадиях и совокупность корректирующих мер по нейтрализации данных локальных отклонений в общей массе запланированных показателей), использующий в основном методы предварительного и текущего контроля, дополняемые результатами последующего контроля.
Задачи бюджетного контроля на предприятии (предложено автором)
организационные функциональные методические
1) формирование органов и центров, осуществляющих контролирующую деятельность; 1) обеспечение правильности формирования и использования ресурсов субъекта; 1) контроль за бухгалтерским учетом и отчетностью;
2) формирование информационной базы и информационное обслуживание руководства предприятия; 2) проверка эффективности целевого использования ресурсов на предприятии; 2) разработка положений, инструкций, заданий для системы бюджетного контроля на предприятии;
3) организация центров ответственности за своевременное привлечение и использование финансовых ресурсов; 3) соблюдение финансовой и налоговой дисциплины, предотвращение необоснованных выплат (штрафов, пеней и т.п.); 3) составление прогнозов на основе анализа и сопоставления фактических финансовых результатов с плановыми;
4) проведение контрольных мероприятий различных форм и видов; 4) обеспечение правильности составления и исполнения бюджетов; 4) обеспечение правильности финансовой отчетности;
5) составление отчетов по итогам контролирующих мероприятий, их систематизация и хранение; 5) обеспечение соблюдения действующего финансового, бюджетного, налогового законодательства; 5) разработка современных форм и методов контроля на предприятии;
6) организация внешних и внутренних проверок предприятия; 6) обеспечение соблюдения внутренних нормативных актов субъекта; 6) методическое обеспечение деятельности центров ответственности;
7) контроль исполнения поручений; 7) выявление злоупотреблений и резервов роста; 7) внедрение системы управленческого учета;
7) характер бюджетного контроля — укрупненно можно выделить фактический (целью которого является фиксирование отклонений, фактически достигнутых от запланированных значений, причин таких отклонений, и принятие мер, препятствующих повторению данного опыта в будущем), использующий в основном методы последующего контроля, и профилактический контроль (имеющий предупредительный характер, обеспечивающий выявление отклонений на ранних стадиях и совокупность корректирующих мер по нейтрализации данных локальных отклонений в общей массе запланированных показателей), использующий в основном методы предварительного и текущего контроля, дополняемые результатами последующего контроля.
Характер бюджетного контроля определяет форму и методы, технику и технологию, результативность всего процесса бюджетного контроля.
8) форма бюджетного контроля — закрепление вида, способа и метода бюджетного контроля во времени и пространстве; метод бюджетного контроля — осуществление процедур, необходимых для определения отклонения фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в относительном выражении;
9) технология бюджетного контроля — осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых; техника бюджетного контроля — совокупность средств и приспособлений, задействованных в технологическом процессе контроля;
10) процесс бюджетного контроля — деятельность субъектов контроля, направленная на гарантирование достижения поставленных целей управления наиболее эффективными
способами, путем использования в качестве основных ориентиров прогнозируемых результатов, а не фактических;
11) сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
12) результат контроля, субъект, принимающий решения по результатам контроля (оценка эффективности бюджетного контроля на основании результатов и затрат).
II. Объекты бюджетного контроля следует определять исходя из первичности показателей (направление информации «сверху») и организационных центров контроля (направление информации «снизу»), то есть в зависимости от показателей, установленных для каждого уровня, с учетом корректировок, которые получены на основе расчетнопрактических данных организационно выделенных центров контроля.
На основе декомпозиции объекта необходимо разрабатывать систему целей функционирования объекта и всех его подсистем. Создание обоснованного «дерева целей», раскрывающего направления использования ресурсов и получения материально-вещественных результатов, позволяет установить обоснованные и реально отражающие деятельность исполнителей и подразделений показатели.
III. Каждый хозяйствующий субъект должен иметь индивидуальную схему бюджетного контроля, учитывающую специфику его деятельности.
Современное промышленное предприятие — сложная многоуровневая система, поэтому организационная схема бюджетного контроля должна быть многоступенчатой, то есть предусматривать выполнение контрольной функции на всех уровнях — от администрации до отдельных работников. Следовательно, помимо контроля «сверху» на уровне всего хозяйствующего субъекта, целесообразно создать локальные центры ответственности так, чтобы каждый вышестоящий уровень обладал новыми свойствами, которых нет ни у одного из составляющих его подуровней, то есть отражал свойство эмердж-ментности.
Данное методическое требование, по нашему мнению, отражает иерархичность структуры промышленного предприятия и целесообразность использования данной структурной особенности в бюджетном контроле.
IV. Организация и функционирование бюджетного контроля должны базироваться на принятом в качестве основополагающего документа положении об организации бюджетного контроля на данном предприятии, регламентирующем порядок организации, проведения и распределения ответственности по структурным подразделениям и предприятию в целом.
V. Бюджетный контроль должен охватывать все стадии бюджетирования. Предлагается применять к укрупненно выделяемым в составе бюджетного процесса четырем стадиям бюджетной деятельности (составление проекта бюджета, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета), бюджетный контроль в одной из форм в зависимости от стадии (см. рисунок).
бюджетный процесс
Бюджетный процесс: основные стадии и формы контроля (предл. автором)
VI. Бюджетный контроль требует четкого разграничения обязанностей и ответственности между уровнями и исполнителями за те или иные показатели (или корректировки) деятельности, осуществляемых в одних подразделениях, но формируемых под воздейст-
вием иных центров ответственности. Данное требование к бюджетному контролю на предприятии логически предопределяет следующее положение.
VII. Бюджетный контроль требует выделения координационных центров ответственности. Отсутствие единого методического и методологического руководства не позволяет реализовать принцип системного упорядочения функции бюджетного контроля. С одной стороны, ее несистемное осуществление не дает возможности выявлять отклонения во всех сферах деятельности предприятия, и поэтому бюджетный контроль недостаточно целенаправленно и четко взаимодействует с другими функциями управления. Практически не работают функции регулирования, экономического анализа и планирования, призванные воздействовать па отклонения в предварительном, текущем и последующем режимах. С другой стороны, из поля зрения бюджетного контроля выпадают вопросы организации и достоверности учета предприятия.
VIII. Бюджетный контроль на предприятии должен использовать наиболее эффективные виды и способы организации бюджетного контроля. В качестве основных, по нашему мнению, следует применять следующие виды [1. С. 13]:
• предварительный контроль (осуществляется до фактического начала работ); имеет две разновидности: диагностический и терапевтический;
• текущий контроль (осуществляется в ходе проведения работ); позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций;
• последующий контроль (его цель — помочь предотвратить ошибки в будущем); дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, способствует мотивации.
IX. Бюджетный контроль должен формировать такую собственную количественную и качественную структуру, которая бы обеспечивала его эффективность. Эффективность бюджетного контроля на предприятии, по нашему мнению, определяется исходя из общего соотношения результатов контрольной деятельности к затратам на ее реализацию.
X. Бюджетный контроль должен обеспечивать повышение эффективности использования ресурсов предприятия путем снижения издержек производства на основе своевременной корректировки фактических результатов и приведения их в соответствие плановым.
XI. Бюджетный контроль на предприятии требует создания качественно новых возможностей улучшения организации и совершенствования своих методов на основе автоматизации, разработки и применения специализированного для данного предприятия программного обеспечения.
Методические требования к бюджетному контролю на предприятии являются исходной базой теоретических основ бюджетного контроля как фактора снижения издержек производства. На наш взгляд, указанная теория в настоящее время открывает широкий простор для научных исследований, что в совокупности с комплексным подходом позволит придать теории бюджетного контроля на предприятии последовательность, целостность и завершенность.
Список литературы
1. Аблеханов И. Бюджетирование как инструмент планирования и контроля // Управление. 2000. № 4. С. 13.
2. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. М., 1998.
3. Обер-Крие Дж. Управление предприятием. М., 1998.
4. Питателев В.А. Энциклопедия малого бизнеса: Финансы и бухучет. Составление бюджета. М., 1993.
5. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит: теория и практика применения в России. М., 1997.
6. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий. М., 2001.