Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ НА ДИСТАНТЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ НА ДИСТАНТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ВУЗЕ / СТУДЕНТЫ-ФИЛОЛОГИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьева Нина Павловна, Галицких Елена Олеговна

Внедрение дистанционного обучения в вузах страны обусловливает необходимость анализа его результатов. Целью авторов было выявление эффективных форматов и технологий организации самостоятельной деятельности студентов-филологов при изучении методики преподавания литературы в условиях дистанционного обучения. Это своеобразный эксперимент, с одной стороны, и поиск методологии, с другой. Показаны приемы, активизирующие работу с методической периодикой, пособиями, цифровыми ресурсами, в том числе перевод информации в тексты новой природы с использованием визуальных средств и цифровых технологий. Рефлексия результатов обучения, проведенная в форме диалога студентов и преподавателей, обнаруживает значительное расширение представлений студентов о методике, ее креативном и ценностном потенциале, обогащение инструментария работы с информацией, возможности профессионального диалога, творческой самореализации будущего учителя. Определены условия, необходимые для эффективного обучения методике в дистанционном формате: смысловой, ценностный вектор в предъявлении учебного материала, определяемый его практической значимостью для будущего учителя, четкость в определении целей и задач, алгоритм выполнения заданий, системная организация самостоятельной работы студентов, которые пополняют свою методическую копилку, создаваемую на протяжении изучения всего курса, целенаправленно, продуктивно, последовательно, алгоритмично, конструктивно осваивая методические источники и материалы разных жанров и форматов, применяют цифровую грамотность, демонстрируют умение учиться в условиях дистанта. Принципиальна значимость диалога, обратной связи, рефлексии, живого, заинтересованного общения, понимания, доверия и поддержки во взаимоотношениях студентов и преподавателей. Статья адресована как студентам, так и педагогам вузов и представляет научный интерес для разработки новых дидактических векторов развития процесса образования в условиях дистанционного, гибридного обучения и цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терентьева Нина Павловна, Галицких Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS RESOURCES FOR E-LEARNING STUDENTS OF PHILOLOGY

The introduction of distance learning in the Russian universities makes it necessary to analyze its results. The aim of the authors was to identify effective formats and technologies for organizing independent activities of e-learning philology students in the study of methods of teaching literature. On the one hand, it is a kind of experiment; on the other hand, it is a search for new methods. The article highlights techniques that stimulate work with methods periodicals, manuals, digital resources, including the translation of information into texts of a new nature using visual means and digital technologies. The reflection of learning outcomes conducted in the form of a dialogue between students and teachers reveals a significant expansion of students’ ideas about the methods as a discipline and its creative and value-based potential, the development of the tools for work with information, the opportunities for professional dialogue, and the creative self-realization of the future teacher. The authors describe the conditions necessary for effective e-learning of the methods of teaching literature: the semantic, value-based vector in the presentation of learning material, determined by its practical significance for the future teacher, clarity in defining aims and objectives, the task completion algorithm, the systemic organization of independent work of students who expand their methods knowledge and skills throughout the course by purposefully, productively, consistently, algorithmically, and constructively mastering methods sources and materials of different genres and formats, apply digital literacy, and demonstrate the ability to study remotely. The importance of dialogue, feedback, reflection, lively, interested communication, understanding, trust and support in the relationship between students and teachers is fundamental. The article is addressed to both students and university teachers and may be of scholarly interest for the development of new didactic vectors for the development of the education process.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ НА ДИСТАНТЕ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

УДК 378.016:82. DOI 10.517б2/1П<-2022-27-03-12. ББК Шзр. ГРНТИ 14.35.07. Код ВАК 5.8.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ НА ДИСТАНТЕ

Терентьева Н. П.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(Челябинск, Россия) ORCID Ш: https://0rcid.0rg/0000-0002-i386-6ll6

Галицких Е. О.

Вятский государственный университет (Киров, Россия) ORCID Ш: https://0rcid.0rg/0000-0003-1145-3315

Аннотация. Внедрение дистанционного обучения в вузах страны обусловливает необходимость анализа его результатов. Целью авторов было выявление эффективных форматов и технологий организации самостоятельной деятельности студентов-филологов при изучении методики преподавания литературы в условиях дистанционного обучения. Это своеобразный эксперимент, с одной стороны, и поиск методологии, с другой. Показаны приемы, активизирующие работу с методической периодикой, пособиями, цифровыми ресурсами, в том числе перевод информации в тексты новой природы с использованием визуальных средств и цифровых технологий. Рефлексия результатов обучения, проведенная в форме диалога студентов и преподавателей, обнаруживает значительное расширение представлений студентов о методике, ее креативном и ценностном потенциале, обогащение инструментария работы с информацией, возможности профессионального диалога, творческой самореализации будущего учителя. Определены условия, необходимые для эффективного обучения методике в дистанционном формате: смысловой, ценностный вектор в предъявлении учебного материала, определяемый его практической значимостью для будущего учителя, четкость в определении целей и задач, алгоритм выполнения заданий, системная организация самостоятельной работы студентов, которые пополняют свою методическую копилку, создаваемую на протяжении изучения всего курса, целенаправленно, продуктивно, последовательно, алго-ритмично, конструктивно осваивая методические источники и материалы разных жанров и форматов, применяют цифровую грамотность, демонстрируют умение учиться в условиях дистанта. Принципиальна значимость диалога, обратной связи, рефлексии, живого, заинтересованного общения, понимания, доверия и поддержки во взаимоотношениях студентов и преподавателей. Статья адресована как студентам, так и педагогам вузов и представляет научный интерес для разработки новых дидактических векторов развития процесса образования в условиях дистанционного, гибридного обучения и цифровизации.

Ключевые слова: методика преподавания литературы; методика литературы в вузе; студенты-филологи; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; дистанционное обучение; дистанционные образовательные технологии;

© Н. П. Терентьева, Е. О. Галицких, 2022

135

формы обучения; самообразование студентов; информационные методические ресурсы; обратная связь; рефлексия

Для цитирования: Терентьева, Н. П. Методические ресурсы для студентов-филологов на дистанте / Н. П. Терентьева, Е. О. Галицких. - Текст : непосредственный // Филологический класс. - 2022. - Т. 27, № 3. - С. 135-144. - DOI: 10.51762/1FK-2022-27-03-12.

METHODS RESOURCES FOR E-LEARNING STUDENTS OF PHILOLOGY

Nina P. Terentieva

South Ural State Humanities Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia) ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-1386-6116

Elena O. Galitskikh

Vyatka State University (Kirov, Russia) ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0003-1145-3315

Ab stract. The introduction of distance learning in the Russian universities makes it necessary to analyze its results. The aim of the authors was to identify effective formats and technologies for organizing independent activities of e-learning philology students in the study of methods of teaching literature. On the one hand, it is a kind of experiment; on the other hand, it is a search for new methods. The article highlights techniques that stimulate work with methods periodicals, manuals, digital resources, including the translation of information into texts of a new nature using visual means and digital technologies. The reflection of learning outcomes conducted in the form of a dialogue between students and teachers reveals a significant expansion of students' ideas about the methods as a discipline and its creative and value-based potential, the development of the tools for work with information, the opportunities for professional dialogue, and the creative self-realization of the future teacher. The authors describe the conditions necessary for effective e-learning of the methods of teaching literature: the semantic, value-based vector in the presentation of learning material, determined by its practical significance for the future teacher, clarity in defining aims and objectives, the task completion algorithm, the systemic organization of independent work of students who expand their methods knowledge and skills throughout the course by purposefully, productively, consistently, algorithmically, and constructively mastering methods sources and materials of different genres and formats, apply digital literacy, and demonstrate the ability to study remotely. The importance of dialogue, feedback, reflection, lively, interested communication, understanding, trust and support in the relationship between students and teachers is fundamental. The article is addressed to both students and university teachers and may be of scholarly interest for the development of new didactic vectors for the development of the education process.

Keywords: methods of teaching literature; method of teaching literature at higher school; students-philologists; information and communication technologies; informatization of education; digital education environment; distance learning; e-learning technologies; learning forms; students' self-education; digital methods resources; feedback; reflection

For citation: Terentieva, N. P., Galitskikh, E. O. (2022). Methods Resources for e-Learning Students of Philology. In Philological Class. Vol. 27. No. 3, pp. 135-144. DOI: 10.51762/1FK-2022-27-03-12.

Как известно, «есть упоение в бою» [А. С. Пушкин]. Прошедшие два года убедили в том, что экстремальная ситуация для педагогики, методики - это вызов, с одной стороны, и шанс, возможность, активный поиск, с другой. Однозначно то, что из дистанта (признанный лингвистикой неологизм для обозначения дистанционного обучения1) мы вышли другими, что

дистант отнюдь не временное, экстремальное событие образования и что его результаты в целом важно осмыслить с позиций цифровой дидактики, чтобы в ближайшей перспективе разработать и обосновать методологию дистанционного обучения. Отметим, что интерес к проблеме преподавания литературы в школе в дистанционном формате возник незамедли-

1 Новые слова и словари новых слов. 2020: сборник научных статей / отв. ред. Н. В. Козловская; Институт лингвистических исследований РАН. СПб.: ИЛИ РАН, 2020. 220 с.

тельно: убедительным доказательством тому стала онлайн-лаборатория Гильдии словесников «Русский и литература в дистанте», проведенная уже 27 марта 2020 года. Столь же оперативным был отклик сетевого издания «Могу писать», центра инновационного педагогического образования «Умная методика»1, чего нельзя сказать о преподавании литературных и методических дисциплин в вузе. И в настоящее время в научной электронной библиотеке статьи по этой проблеме немногочисленны, что свидетельствует о ее актуальности.

В основе дистанционного обучения студентов вуза лежит организация их самостоятельной учебной деятельности. В методологии философии образования XXI века (Б. С. Гершунский, З. Р. Девтерова, В. А. Плешаков, Ю. В. Сень-ко и др.) и инновационных технологий профессионального образования (Е. О. Галицких, Е. С. Полат, Е. А. Ходырева и др.) доказано, что мыслительная деятельность студентов наиболее активна в процессе самостоятельной работы, когда им удается интегрировать потоки информации в осмысленный и объективированный результат-продукт разного уровня сложности - от вебинара до проекта, от научной статьи до курсовой работы, от создания портфолио до сборки кейса. В современном университете студенты ориентированы не на получение готовой информации, а на формирование компетенций, осмысление результатов своих поисков и открытий, на их применение в живой практике познания и преподавания уже в условиях дистанционного обучения и цифровой среды.

Самостоятельная работа студентов-филологов, будучи неотъемлемой составляющей образовательного процесса в вузе, сопутствует традиционным аудиторным занятиям, и опыт ее организации широко представлен в педагогической литературе: организация читательской деятельности студентов как путь самообразования и способ получения обратной связи (Е. О. Галицких), опыт проектной читательской деятельности (Т. Г. Галактионова), читательский портрет молодого учителя (Д. Н. Федоров). Вместе с тем в недавней экстремальной ситуации организация самостоятельного освоения разнообразных информационных методиче-

ских ресурсов студентами стала, на наш взгляд, центральным событием дистанционного обучения, а дистант - своеобразным образовательным «полигоном» для апробации технологий обучения студентов-филологов методике.

Сложности дистанционного освоения методики связаны прежде всего с тем, что это практико-ориентированная дисциплина. С одной стороны, необходимо обращение к теоретическим основам методики, с другой - важно отработать разнообразные способы практической деятельности учителя во взаимодействии с учениками. Работа в дистанционном формате побудила каждого преподавателя вуза определить тексты для самостоятельного освоения студентами как в плане содержательном (проблемы методики, образовательные технологии, культурологический контекст), так и источниковедческом, связанном в современных условиях с разными способами коммуникации, предъявления методической информации в цифровом пространстве интернета ^а!к$Ы1Л, Тегешуеуа 2020]. На завершающем этапе изучения дисциплины «Методика обучения литературе» (8 семестр) и факультатива «Актуальные проблемы обучения литературе в школе» (4 курс) - именно в этот период образовательный процесс был переведен в дистанционный режим весной 2020 года - была выстроена и апробирована работа со следующими информационными ресурсами, профессионально необходимыми учителю-словеснику:

- Статьи по методике из журнала «Филологический класс».

- Видеозаписи вебинаров корпорации «Умная методика» (Ю. В. Ээльмаа, Ю. В. Мал-кова, Н. Р. Ванюшева), СПбАППО (Ю. В. Мал-кова), корпорации «Росучебник» (М. М. Каз-бек-Казиева), мастерской «Читательский дневник сегодня» (Е. С. Квашнина).

- Материалы сайта Гильдии словесников (на выбор студентов).

- Выпуски атласа «100 проектов про чтение» (Р. В. Раппопорт, Е. И. Казакова, Т. Г. Га-лактионова).

- Учебник «Методика обучения литературе в школе» / под общ. ред. Н. М. Свириной (СПб., 2018).

1 Русский и литература на дистанте. URL: https://slovesnik.org/kopilka/metodicheskie-razrabotki/prepodavanie-russkogo-i-literatury-v-usloviyakh-distanta.html; Как работать во время карантина. URL: https://mogu-pisat.ru/about/now/5359232/; Обучение онлайн: новый опыт и решения. URL: http://kursy.ummetodika.ru/marafon-distant.

Отбор содержания учебного материала и образовательных ресурсов для апробации был продиктован местом конкретных тем в программе обучения методике на определенном этапе (локальность), что предполагало дальнейшее расширение видового и содержательного спектра ресурсов при подготовке к педпрактике на 5 курсе.

Признаемся, что методическая периодика - весьма редкая гостья в круге чтения студентов-филологов, будущих педагогов. Для студентов, не всегда разборчивых в стремлении «себе присвоить ум чужой», интернет с готовыми конспектами уроков стал своеобразной альма матер. Дистант создал условия для решения этой проблемы: пара - 1,5 часа учебного времени - вполне может быть посвящена самообразовательному осмысленному чтению статьи с экрана, а также личностной и профессиональной рефлексии прочитанного.

Отбирая методические источники, мы делали ставку на статьи, которые на частном, локальном материале дают представление о значимом методическом явлении, проблеме с возможностью «переноса» знаний о приеме, технологии, структуре урока на изучение другого литературного произведения. Выбор был остановлен на открытом, общедоступном (это крайне важно) архиве журнала «Филологический класс». Необходимыми критериями выбора статей были методическая актуальность и мастерство в их написании: они интересны для будущих учителей, грамотно методически структурированы и понятны студентам, соответствуют программе и определенному разделу изучения методики (в нашем случае - развитие письменной речи, технологии в литературном образовании). Так, оптимально содержательными для освоения технологий смыслового и медленного чтения стали статьи Э. Р. Бик-баевой и О. А. Даниловой1. Обращение к статье Н. А. Милашевич и В. Б. Сергеевой2 раскрыло методику работы над жанром эссе, которая было дополнена творческим заданием: после чтения эссе Нобелевского лауреата

Ольги Токарчук «Окно» написать эссе, сделав темой важную для читателя цитату.

Не менее значимым стал выбор приемов читательской интерпретации методических статей, связанный с возможностью перевода их смысла в текст иной природы («тексты новой природы») [Тексты новой природы... 2016] или иного жанра. Предложенное студентам задание было сформулировано так:

1. Прочитайте статью внимательно.

г. Прочитайте произведение, о котором идет речь.

3. Осмыслите содержание статьи, методический потенциал и переведите информацию в текст новой природы или нового жанра: эссе (ваши мысли, чувства после прочтения статьи, ее оценка), диалог с автором; опорный конспект урока; методическая памятка; таблица, схема, интеллект-карта, облако слов, инфографика, глоссарий, эйдос-конспект, скетчноутинг (на выбор).

4. Важноеусловие - в вашем распоряжении одна страница формата А4. Если задание выполнено от руки (схема, инфографика и др.), можно представить фото.

Ограничения в объеме - принципиальное условие, которое располагает к критическому чтению, выбору существенных фактов, осмыслению материала, его компрессии, структурированию. Выбор способов методической интерпретации статей стимулировал творчество студентов, использование ими визуальных и цифровых технологий [Sosnovskaya 2021]. Нам близка мысль В. С. Браташ о том, что на основе трансформации учебных текстов целесообразно строить вербальное высказывание, в котором «задействованы коды различных семиотических систем». «Такие тексты «новой природы» предполагают большую гибкость и вариативность, так как могут объединить в себе уже существующие форматы трансформации текста (диаграмму, схему и таблицу), поддерживают творческое осмысление информации и групповой формат работы, предусматривают отражение эмоционального отклика на прочитанный текст.» [Браташ 2020: 10]. Критерии оценивания подобных работ

1 Бикбаева Э. Р. Большие тайны малых жанров: проект урока литературы по рассказу Н. Дашевской «Крендельков» // Филологический класс. 2018. № 2. С. 129-133; Данилова О. А. Прием «медленного чтения» на уроках по современной прозе: рассказ Нины Дашевской «Ой, то не вечер» // Филологический класс. 2017. № 1. С. 34-37.

2 Милашевич Н. А., Сергеева В. Б. Жанр - личность - смысл: образовательный ресурс урока литературы в 10 классе по эссе Д. В. Драгунского // Филологический класс. 2018. № 1. С. 72-77.

связаны с полнотой осмысления материала, корректностью, лаконизмом его презентации с учетом выбранного жанра. Поощрялись творческий компонент - особенно когда это касалось различных форм визуализации, а также выражение отношения к прочитанному, его оценка.

Поддержанию атмосферы диалога на дис-танте способствовали самопрезентация, обратная связь для всех участников методического диалога, афиширование и обязательная личностная рефлексия результатов работы (Мои методические открытия. В чем методическая ценность статьи? Вклад в методическую копилку). Рефлексия после выполнения очередного задания фиксировалась в Google Классе. Интерактивный формат, творчество и рефлексия поддерживали мотивацию изучения методики.

Успешность работы с первыми журнальными статьями сделала возможным расширение

круга чтения методической периодики. После работы над тремя указанными выше статьями студенты обратились к составленному нами списку из 40 статей из архива журнала. Им предстояло выбрать одну из статей и презентовать ее в виде аннотации. Затем, по аналогии с буккроссингом, был организован агпс!е-кроссинг: его участники выложили в группе в социальных сетях свои работы, собрав таким образом методическую копилку, и составили индивидуальные списки для дальнейшего самообразовательного чтения по технологии «Список» [Галицких 20X6].

Коллективная профессиональная рефлексия была проведена в форме составления дайджеста заветных мыслей, важных советов, наставлений, изречений педагогов - авторов прочитанных статей. Приведем пример дайджеста, раскрывающего актуальные для будущего учителя проблемы методики.

Рис. 1. Дайджест «Читай и учись учить!»

Настоящее «погружение» в методику требовало обращения к разного рода ресурсам, в том числе сетевым. Мы предложили студентам открыть для себя сайт Гильдии словесников, выбрав самый интересный для каждого из них материал, и представить его в виде презентации (10-15 слайдов). Студенты отдали предпочтение статьям и методическим материалам М. А. Павловой, О. В. Смирновой, Т. Ю. Смирновой, С. В. Волкова, А. А. Скулачева, С. Л. Ка-

ганович, И. А. Мухиной, Е. С. Абелюк, И. И. Коган, С. И. Красовской, А. К. Северинец). Фестиваль идей Гильдии стал итогом этой работы, а набор презентаций пополнил методическую копилку студентов.

Знакомство с фундаментальными проблемами современной методики сопровождалось оформлением опорных конспектов лекций, вебинаров, выложенных на канале YouTube (Ю. В. Малкова «Развитие речи учащихся в ус-

ловиях самоизоляции», «Чего не могут наши дети? - как учить писать и говорить в старшей школе»; Ю. В. Ээльмаа «Урок литературы в цифровой школе»). Такое деятельностное расширение «методических горизонтов» ведет к тому, что студенты-филологи убеждаются в безграничном творческом потенциале методики, а также начинают ощущать свою причастность методическому сообществу.

Что касается работы с учебником, мы предлагали студентам для самостоятельного ознакомления отдельные темы нового учебника «Методика обучения литературе» («Развитие речи на уроках литературы», «Оценивание на уроках литературы») [Методика обучения литературе 2018]. Этот учебник отличает добротный методический аппарат - свою эффективность показало письменное выполнение студентами заданий для самостоятельной работы. Работа над темами «Внеклассная работа», «Внеклассное чтение» была дополнена обращением к различным изданиям атласа «100 проектов про чтение»: в ходе круглого стола студенты представляли самый интересный, по их мнению, проект, оформив его паспорт, а затем, объединившись в группы, работали над своими проектами по продвижению книги и чтения для дальнейшей их реализации в период педпрактики.

Любой учебный процесс для оценки его результативности и успешности требует рефлексии, тем более если он протекает в новом формате, близком к эксперименту. Рефлексия предполагает «обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту - мышления, деятельности, переживаний и т.д. - ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п., и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует» [Богин. URL]. Субъектами рефлексии выступают вузовский преподаватель и студенты-филологи. Нас интересовали три проблемы:

- Удался ли диалог при обучении в дистанционном формате?

- Что взять из дистанта в повседневную практику обучения методике?

- Чем студенты обогатили свою методическую копилку для дальнейшей педагогической деятельности?

Педагогу важно знать, «как наше слово отзовется». Организация личностной и профес-

сиональной рефлексии студентов - проявление диалога в обучении. Мы исходили из бахтин-ского понимания диалога как ответственного поступка, «события бытия», структура которого может быть описана тремя категориями: 1) я-для-себя, 2) другой-для-меня, 3) я-для-другого [Бахтин. URL]. Интерактивность, обратная связь являются непременными сторонами дистанционного обучения.

Для активизации рефлексивных реакций мы обратились к студентам с развернутым письмом, которое, при всей официальности учебной ситуации, носило выраженный личностный характер, так как и от студентов мы ожидали открытой, честной и личностной реакции:

«Позади три месяца освоения методики в дистанционном формате. Это ситуация эксперимента, поиска со всеми вытекающими последствиями... Это вызов для всех нас. Мне очень не хотелось, чтобы это была ситуация отчуждения, изоляции, формализации учебного процесса. Я рада, что, помимо собственно МОЛ, у нас был факультатив, который давал свободу погружения в «живую» методику - разную: теоретическую, практическую, а главное - творческую! Методические журналы, сайты, вебинары, мастер-классы... Ваши замыслы - конспекты уроков с «разбором полетов». Я благодарна вам за творческий отклик - иногда фонтан творчества! Я по-новому открыла для себя вас и ваши возможности! Спасибо за творческий резонанс!

Содержание рефлексии: методика на дистан-те: «за» и «против». Рефлексия может быть представлена в выбранной вами форме: эссе, таблица (за и против), инфографика, интеллект-карта, методические рекомендации (Что делать? Чего не делать?) и т. п.

Интересно узнать ваше мнение: что мы приобретаем в условиях дистанционного обучения методике, что теряем? Возможен ли живой дистант с «человеческим лицом»? Что делать, «чтоб не пропасть поодиночке» (Б. Окуджава)? Что взять из дистанта в учебный процесс? Что вам особенно понравилось делать (задания, формы работы)? Что было целесообразно? Какие из предложенных материалов были для вас сущим открытием? Загляните в свою методическую копилку.

Что для вас Number one: методическая статья из журнала «Филкласс» или с сайта Гильдии словесников, вебинар из «Умной методики», конспект

урока студента? Получится своего рода методический рейтинг.

Резюме и пожелания педагогу (т. е. мне): критические тоже приветствуются».

Обратимся к систематизированным и проанализированным материалам рефлексивных откликов студентов.

Что будущие педагоги не могут принять в дистанционном обучении:

- Нет живого контакта с преподавателем. Качественное образование предполагает живое общение с профессиональными, квалифицированными специалистами-преподавателями.

- Дистанционное образование не подходит для проявления и развития коммуникабельности. Очень важны опыт публичных выступлений, ощущения контакта с аудиторий, живого разговора с присутствующими.

- Не все можно изучить дистанционно. В некоторых случаях нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника.

Понятно, что неприятие дистанционного формата обучения вызвано прежде всего нарушением привычной коммуникации, взаимодействия с участниками образовательной деятельности.

Что же оказалось привлекательным в «дис-танте» для студентов? Выделим заявленные позиции.

Опыт самостоятельного освоения методического материала (учимся учиться)

- Вы давали нам необходимую свободу: мыслей, творчества в конспектах, анализе статей и т. п.

- Дистанционное обучение приучает к персональной ответственности. На аудиторном занятии уровень ответственности намного ниже, потому что спрашивают со всей группы в целом, на дистанте же получается, что на каждый вопрос должен отвечать персонально каждый студент. Это сложнее, но и намного полезнее.

- У каждого студента была возможность индивидуально подойти к выполнению задания. Он мог показать себя, возможно, раскрыть в себе новые возможности. Видеолекции, статьи и пр. оформлялись каждым студентом в удобной для него форме.

Действительно, «дистант», как это ни парадоксально, стал для студентов пространством

свободы, самоорганизации, самостоятельности и персонализации обучения.

Расширение «методических горизонтов» -содержательного и жанрового спектра методических источников, вовлеченных в самостоятельную работу студентов.

- Статьи из «Филологического класса» и с сайта «Гильдии словесников». Это открытие! А краткие сведения и отклик на многие статьи однокурсников позволят мне сэкономить драгоценное время и выбрать тот материал, который будет отвечать моим целям (презентации, «агас1екроссинг»).

Обогащение методического инструментария работы с информацией, освоение текстов новой природы.

- Понравилось составлять опорные конспекты. Обычно мне сложно сжать текст, так как кажется, что важна каждая мысль.

- Было увлекательно анализировать и преобразовывать материал в интересной форме (схема, таблица, инфографика и т.д.), а также рефлексировать по актуальной теме.

Творчество

- Очень много возможностей для творчества и самовыражения.

- Не менее интересным для меня было осмысление статьи с сайта Гильдии словесников. Вот тут мне захотелось «покреативить».

Важно, что опыт работы в нестандартных условиях позволил студентам пережить «расширение личности» через творчество и выйти за рамки привычной самооценки.

Обратная связь

- Контроль преподавателем выполнения заданий (дисциплина).

- Развернутые комментарии на выполненное домашнее задание (всегда приятно получить указание на недочеты и похвалу, осознавать важность своей работы).

Диалог

- В это сложное для нашего привычного восприятия время мы смогли найти общий язык, договориться. Спасибо Вам за понимание!

- Невозможно быть неуслышанным, незамеченным, неоцененным, не успеть «вставить слово».

Единство свободы, высокой степени самостоятельности, самоорганизации, осознание обязательности выполнения заданий, с одной

стороны, и педагогическая организация процесса обучения преподавателем, поэтапный контроль выполнения заданий, определенный ритм, постоянство обратной связи создают у будущих учителей живое представление о сочетании «свободы и необходимости» в работе педагога для достижения результатов обучения. Это и есть проявление педагогики поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преемственность с традиционным форматом обучения

- Все было точно так же (наполненно, результативно, интересно!), только в другом формате, к которому (хоть и трудно, и неудобно, и немного не до конца) мы все сумели приспособиться. В итоге дистант стал не такой уж плохой заменой обыкновенной очной форме - возникали трудности, но они все были преодолимы.

Педагогическое сообщество

- Я даже не представляла, сколько талантливых учителей, которые в сети Интернет, на сайте Гильдии словесников делятся своим опытом, стараются быть полезными.

Результат обучения

- Несмотря на удаленное обучение, не было «простоев» или нехватки материала, задания предлагались интересные, я постоянно знакомилась с чем-то новым в методике преподавания литературы, можно даже сказать, что в таком формате я получила даже больше материала, как для образования, так и для личностного роста, чем при обычной форме обучения.

- Теперь у меня есть опыт, теперь я знаю, как можно дистанционно обучаться и обучать.

Действительно, в условиях дистанционного обучения открываются ценностные измерения методики: новые ресурсы и возможности профессионального самообразования, освоения педагогических технологий через собственный опыт активного участия в образовательной деятельности, через освоение опыта педагогов-практиков - отсюда личностное открытие и переживание того, сколько талантливых учителей, для которых преподавание литературы - сфера творчества, поиска, самореализации, готовности поделиться методическими открытиями. И студенты начитают осознавать свою причастность этому сообществу.

В топ рейтингового списка актуальных методических источников, по выбору будущих педагогов, попали самостоятельно освоен-

ные материалы сайта Гильдии словесников. Среди них особо выделены статьи С. Л. Каганович «Еще раз об анализе поэтического текста» и С. В. Волкова «Надо ли заставлять детей читать то, что задают в школе?». Из самостоятельно проработанных методических материалов с канала YouTube частотностью выбора отмечены лекции Ю. В. Малковой «Развитие речи учащихся в условиях самоизоляции», «Чего не могут наши дети? - как учить писать и говорить в старшей школе» и Ю. В. Ээльмаа «Урок литературы в цифровой школе», а также вебинар Е. С. Квашниной «Читательский дневник сегодня». Из методических статей (архив журнала «Филологический класс»), указаны следующие:

- Коптяева Т. Е. Работа с произведениями малых жанров на уроках русского языка и литературы.

- Данилова О. А. Прием «медленного чтения» на уроках по современной прозе: рассказ Н. Дашевской «Ой, то не вечер».

- Бикбаева Э. Р. Большие тайны малых жанров: проект урока литературы по рассказу Н. Дашевской «Крендельков».

- Алексеева М. А. Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (урок-мастерская).

- Гутрина Л. Д. В чем фокус?: (урок по творчеству М. Я. Бородицкой в школе).

- Милашевич Н. А., Сергеева В. Б. Жанр -личность - смысл: образовательный ресурс урока литературы в 10 классе по эссе Д. В. Драгунского.

- Соловьева Ф. Е. Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма (на примере анализа рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле» в 5 классе).

Итоговая рефлексия позволила определить условия, необходимые для эффективного обучения в дистанционном формате.

Поставим на первое место гуманизацию образовательного процесса в широком смысле этого понятия: диалог, живое, заинтересованное общение, понимание, отношения доверия и поддержки рождают событийную общность участников педагогической коммуникации. Обратная связь, диалоговая рефлексия становятся необходимыми коммуникативными инструментами обучения методике.

Особую значимость приобретает смысловой, ценностный вектор в предъявлении учебного материала, четкость в определении целей и задач, алгоритмов выполнения заданий: классическая методическая триада: Что? Зачем? Как? Это касается прежде всего системной организации самостоятельной работы студентов, освоения методических источников и материалов разных жанров и форматов, овладения умением учиться.

Самостоятельное освоение значительного информационного массива, осмысление методического материала, организация личностной и профессиональной рефлексии «запускаются» технологически через перекодировку, преобразование информации, обращение к «текстам новой природы», визуальным практикам, цифровым технологиям, что позволяет студентам ощутить важность творчества, самореализации, нового открытия своих возможностей.

Опыт работы и анализ результатов дистанционного обучения методике литературы в локальный период убедили в том, что дистант и цифровизация в разумном стратегическом, содержательном и технологическом соотношении позволяют привнести в методику новое измерение, сделать ее освоение гуманитарно ориентированным, полифоничным, персона-

лизованным. Дистант не может быть альтернативой традиционному образовательному процессу, но способен его обогатить: укажем, например, на медиаэкологический подход к литературному образованию (А. А. Архангельский, Е. С. Романичева, А. А. Новикова). Очевидно, что мы переживаем период экспериментов, педагогических прецедентов, активного инновационного опыта. Необходим системный гуманитарный подход к решению проблемы гибридного обучения методике. А. Г. Асмолов своевременно указал на проблему «страхования антропологических рисков», перехода «от антропологических рисков к антропологическому конструированию реальности» [Асмолов. URL]. Это положение имеет прямое отношение к методологии трансформации литературного образования в условиях не только дистанционного, но и гибридного обучения. Поскольку уже выявлены сильные и слабые стороны дистанционного образования, то видится перспектива разработки таких форматов и технологий, которые бы могли их максимально учесть. И в этом поиске предметные методики должны быть ориентированы на будущее в образовании и подготовку учителей к профессиональной деятельности в цифровой среде.

Литература

Асмолов, А. Г. Сочтемся смыслами: антропологические изыскания помогают развиваться русской школе / А. Г. Асмолов. - URL: https://asmolovpsy.ru/ru/audio/356 (дата обращения: 19.06.2022). - Текст : электронный.

Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин. - URL: http://philosophy.ru/library/bahtin/post.html (дата обращения: 19.06.2022). - Текст : электронный.

Богин, Г. И. Обретение способности понимать. Введение в филологическую герменевтику / Г. И. Богин. -URL: http://www.psy.az/lib.php?book_id=379downlood=book (дата обращения: 19.06.2022). - Текст : электронный.

Браташ, В. С. Визуальные заметки (скетчноутинг) как инструмент трансформации учебного текста : дис. ... канд. пед. наук / Браташ В. С. - СПб., 2020. - 365 с.

Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования / Е. О. Галицких. - М. : Акад. Проект, 2004. - 233 с.

Галицких, Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества / Е. О. Галицких. - М. : Библиомир, 2016. -272 с.

Девтерова, З. Р. Методология реализации систем дистанционного обучения / З. Р. Девтерова. - Текст : электронный // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 11. - С. 31-39. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologiya-realizatsii-sistem-distantsionnogo-obucheniya/viewer (дата обращения: 25.09.2022).

Методика обучения литературе в школе : учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов : в 2 кн. Кн. 2 / под общ. ред. Н. М. Свириной. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - 304 с.

Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. - 3-е изд. - Москва : Издательство «Юрайт», 2020. - 392 с.

Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы : сборник материалов VIII международной научно-практической конференция «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. - СПб. : Издательство «Лема», 2016. - 118 с.

Федоров, О. Д. Читательский портрет современного молодого российского учителя / О. Д. Федоров // Непрерывное образование. - 2017. - № 1 (19). - С. 73-76.

Ходырева, Е. А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество / Е. А. Ходырева. - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2011. - 107 с.

Galitskikh, E. О. A Digital Model of the Organization of Individual Reading for Students Studying Pedagogy / E. О. Galitskikh, N. P. Terentyeva. - Text : electronic // ARPHA Proceedings. - 2020. - Vol. 3. - P. 661-668. - URL: https://ap.pensoft.net/article/22321/ (mode of access: 10.06.2022).

Sosnovskaya, I. V. Visualization Practices in Training Pedagogy Students / I. V. Sosnovskaya, N. I. Nikonova, S. Yu. Zalutskaya, N. P. Terentyeva, E. O. Galitskikh. - Text : electronic // Webology. - 2021. - Vol. 18, Special Issue on Computing Technology and Information Management. - URL: https://www.webology.org/issue.php?volume=18&is-sue=49&page=4 (mode of access: 10.06.2022).

References

Asmolov, A. G. Sochtemsya smyslami: antropologicheskie izyskaniya pomogayut razvivat'sya russkoi shkole [Let's Consider the Meanings: Anthropological Research Helps to Develop the Russian School]. URL: https://asmolovpsy.ru/ru/ audio/356 (mode of access: 10.06.2022).

Bakhtin, M. M. K filosofii postupka [To the Philosophy of the Post]. URL: http://philosophy.ru/library/bahtin/post. html (mode of access: 10.06.2022).

Bogin, G. I. Obretenie sposobnosti ponimat'. Vvedenie vfilologicheskuyugermenevtiku [Gaining the Ability to Understand. Introduction to Philological Hermeneutics]. URL: http://www.psy.az/lib.php?book_id=379downlood=book (mode of access: 16.06.2022).

Bratash, V. S. (2020). Vizual'nye zametki (sketchnouting) kak instrument transformatsii uchebnogo teksta [Visual Notes (Sketchnouting) as a Tool for the Transformation of the Educational Text]. Dis. ... kand. ped. nauk. Saint Petersburg. 365 p.

Devterova, Z. R. (2010). Metodologiya realizatsii system distantsionnogo obucheniya [Methodology of Implementation of Distance Learning Systems]. In Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. No. 11, pp. 31-39. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodologiya-realizatsii-sistem-distantsionnogo-obucheniya/viewer (mode of access: 25.09.2022).

Fedorov, O. D. (2017). Chitatel'skii portret sovremennogo molodogo rossiiskogo uchitelya [Reader's Portrait of a Modern Young Russian Teacher]. In Nepreryvnoeobrazovanie. No. 1 (19), рp. 73-76.

Galaktionova, T. G., Kazakova, E. I. (Eds.). (2016). Teksty novoiprirody v obrazovatel'nomprostranstve sovremennoi shkoly [Texts of a New Nature in the Educational Space of a Modern School]. Saint Petersburg. Izdatel'stvo «Lema». 118 p.

Galitskikh, E. O. (2004). Dialog v obrazovanii kak sposob stanovleniya tolerantnosti [Dialogue in Education as a Way to Develop Tolerance]. Moscow, Akademicheskii Proekt. 233 p.

Galitskikh, E. O. (2016). Chtenie s uvlecheniem: masterskie zhiznetvorchestva [Reading with Passion: Workshops of Life Creation]. Moscow, Bibliomir. 272 p.

Galitskikh, E. О., Terentyeva, N. P. (2020). A Digital Model of the Organization of Individual Reading for Students Studying Pedagogy. In ARPHA Proceedings. Vol. 3, pp. 661-668. URL: https://ap.pensoft.net/article/22321/ (mode of access: 16.06.2022).

Khodyreva, E. A. (2011). Innovatsionnye tekhnologii professional'nogo obrazovaniya: kompetentnost', samostoyatel'nost', tvorchestvo [Innovative Technologies of Professional Education: Competence, Independence, Creativity]. Kirov. Izdatel'stvo VyatGGU. 107 p.

Polat, E. S. et al. (2020). Pedagogicheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniya [Pedagogical Technologies of Distance Learning]. Moscow. Izdatel'stvo «Yurait». 392 p.

Sosnovskaya, I. V., Nikonova, N. I., Zalutskaya, S. Yu., Terentyeva, N. P., Galitskikh, E. O. (2021). Visualization Practices in Training Pedagogy Students. In Webology. Vol. 18, Special Issue on Computing Technology and Information Management. URL: https://www.webology.org/issue.php?volume=18&issue=49&page=4 (mode of access: 10.06.2022).

Svirina, N. M. (Ed.). (2018). Metodika obucheniya literature v shkole: v 2 kn. [Methods of Teaching Literature at School, in 2 books]. Book 2. 2nd edition. Saint Petersburg, Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gertsena. 304 p.

Данные об авторах Authors' information

Терентьева Нина Павловна - доктор педагогиче- Terentieva Nina Pavlovna - Doctor of Pedagogy, Asso-

ских наук, доцент, профессор кафедры литературы и ciate Professor, Professor of Department of Literature and методики обучения литературе, Южно-Уральский го- Teaching Methods of Literature, South Ural State Human-сударственный гуманитарно-педагогический универ- ities Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia). ситет (Челябинск, Россия).

Адрес: 454085, Россия, Челябинск, пр-т Ленина, 69. Galitskikh Elena Olegovna - Doctor of Pedagogy, Pro-

E-mail: terninapavl@yandex.ru. fessor of Department of Russian and Foreign Literature

and Teaching Methods, Vyatka State University (Kirov,

Галицких Елена Олеговна - доктор педагогиче- Russia) ских наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и методики обучения, Вятский государственный университет (Киров, Россия).

Адрес: 610020, Россия, Киров, ул. Преображенская, 41, корп. 11.

E-mail: galitskiheo@rambler.ru.

Дата поступления: 21.06.2022; дата публикации: 31.10.2022 Date of receipt: 21.06.2022; date of publication: 31.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.