Научная статья на тему 'Методические рекомендациипо рассмотрению служебных споров'

Методические рекомендациипо рассмотрению служебных споров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ломова Наталья Григорьевна, Бердыченко Дарья Сергеевна

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью формирования у государственных и муниципальных служащих четкого представления о порядке и способах разрешения индивидуальных служебных споров. Рекомендации составлены в соответствии с принятым 27.07.2004 Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ, в котором установлены нормы о разрешении вышеуказанных споров, исходя из специфики такого вида трудовой деятельности, как государственная служба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендациипо рассмотрению служебных споров»

л

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

Чоов I

Наталья Григорьевна ЛОМОВА, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики Алтайского филиала ФГОУВПО «Сибирская академия государственной службы» в г. Барнауле, кандидат психологических наук

Алрья Сергеевна БЕРДЪ1ЧЕНК0, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Алтайского филиала ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы» в г. Барнауле

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью формирования у государственных и муниципальных служащих четкого представления о порядке и способах разрешения индивидуальных служебных споров. Рекомендации составлены в соответствии с принятым 27.07.2004 Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ, в котором установлены нормы о разрешении вышеуказанных споров, исходя из специфики такого вида трудовой деятельности, как государственная служба.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ

Понятие служебного спора впервые появилось в законодательстве о государственной гражданской службе с вступлением в силу Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - Закон о государственной службе). В статье 69 названного закона дается его понятие.

Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Закон вводит понятие индивидуального служебного спора по аналогии с Трудовым Кодексом РФ. Нужно заметить, что Закон о государственной службе не содержит специальных правил урегулирования коллективных споров на государственной гражданской службе. Между тем именно в этой сфере проявляется специфика государственной службы как особого вида профессиональной деятельности. Например, государственные гражданские служащие не обладают правом на забастовку и т.п.

К индивидуальным служебным спорам относятся разногласия, неурегулированные сторонами спора самостоятельно, о которых было заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Таким образом, юридически индивидуальный служебный спор возникает лишь с момента обращения заинтересованного лица в соответствующий орган. Согласно ст. 70 Закона о государственной службе индивидуальные служебные споры рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам и судом.

Сторонами индивидуального служебного спора, как правило, являются представитель нанимателя и гражданский служащий, однако служебный спор в некоторых случаях может возникать у лиц, служебные отношения с которыми еще не возникли или уже прекратились. В частности, к служебному относится спор об отказе в приеме на государственную гражданскую службу. Статья 22 Закона о государственной службе закрепляет право лица, которому отказано в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, обжаловать это решение. Кроме того, согласно той же статье претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать и решение конкурсной комиссии. С другой сто-

роны, по прямому указанию Закона о государственной службе к служебным относятся споры об увольнении с гражданской службы, т.е. с лицами, с которыми уже прекратились служебные отношения. Нужно заметить, что согласно ч. 14 и 15 ст. 70 Закона о государственной службе указанные выше споры неподведомственны комиссии государственного органа по служебным спорам и рассматриваются непосредственно судом.

К органам, компетентным рассматривать индивидуальные служебные споры, относятся:

1) комиссия государственного органа по служебным спорам;

2) суд.

По общему правилу лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в любой из них. Ранее, до принятия ТК РФ, существовал обязательный претензионный порядок: сначала нужно было обратиться в комиссию по трудовым спорам, и только затем можно было обжаловать ее решение в суде. Действующий ТК РФ этот порядок изменил. В частности, Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что, поскольку ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защитуи ТКРФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам, а в случае несогласия с ее решением - в суд, либо сразу обратиться в суд (постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации ТК РФ»), Ввиду того, что положения Закона о государственной службе фактически воспроизводят соответствующие нормы трудового законодательства, есть основания полагать, что указанное разъяснение справедливо и в отношении служебных споров на гражданской службе.

Вместе с тем, как и ТК РФ, Закон о государственной службе устанавливает ряд исключений из этого правила. Непосредственно в судах рассматри-

ваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по ниже-оплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Принцип недискриминациизакрепляется в ст. 3 ТК РФ. Согласно этой норме никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, атакже отдругихобстоятельств, не связанных с деловым и качествам и. Комментируемый Закон в ст. 4 закрепляет право на равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного

и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего. При нарушении указанного права соответствующий гражданский служащий или гражданин могут обратиться за защитой своих прав в суд.

Комиссия по служебным спорам

Норма, предусматривающая образование в государственных органах комиссий по служебным спорам, является новеллой законодательства о государственной службе. Ранее закон прямо не предусматривал создание специальных органов по разрешению трудовых споров в государственном органе и на практике такие органы не создавались.

Комиссия по служебным спорам создается решением представителя нанимателя на паритетных началах из равного числа представителей профсоюза и представителя нанимателя.

Частью 4 статьи 70 Закона о государственной службе устанавливается порядок формирования персонального состава комиссии по служебным спорам. Представители выборного профсоюзного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих. Под конференцией гражданских служащих следует понимать собрание делегатов, избранных коллективом. Нужно отметить, что трудовое законодательство предусматривает избрание представителей работников в комиссию по трудовым спорам как конференцией, так и общим собранием работников. Закон не определяет, сколько делегатов должно присутствовать на конференции гражданских служащих, чтобы она была правомочна избирать представителей в состав комиссии по служебным спорам. По всей видимости, конференция правомочна решать такие вопросы, когда присутствуют не менее половины делегатов. Избранными в состав комиссии по служебным спорам будут считаться гражданские служащие, получившие большинство голосов.

Представители руководителя государственного органа назначаются в

комиссию по служеоным спорам приказом (распоряжением) представителя нанимателя. Правомерно, чтобы в состав комиссии входили представители правового подразделения и подразделения государственного органа по работе с кадрами.

Несмотря на то, что комиссия по служебным спорам создается на паритетных началах, организационно-техническое обеспечение ее деятельности закон возлагает на представителя нанимателя. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам предполагает выделение помещения для проведения заседаний комиссии, обеспечение ее оргтехникой и т.п. Решения комиссии по служебным спорам, удостоверения, которые выдаются для принудительного исполнения решений, должны обладать необходимыми реквизитами, поэтому каждая комиссия должна иметь свою печать.

Закон предусматривает избрание комиссией по служебным спорам из своего состава председателя комиссии и секретаря. Председатель комиссии проводит ее заседания, разрешает организационные вопросы, а секретарь ведет протокол заседаний и т.п. Кроме того, для организационно-технического обслуживания комиссии (делопроизводство) может назначаться постоянный сотрудник, в обязанности которого будет входить регистрация поступающих заявлений, выдача копий решений и выписок из протокола заседания и т.п.

Рассмотрение служебного спора входит в компетенцию комиссии по служебным спорам, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя. Другими словами, прежде чем обратиться в комиссию по служебным спорам, гражданский служащий, полагающий, что его права нарушены, должен провести переговоры (лично или через своего представителя) с представителем нанимателя.

Все заявления, поступающие в комиссию по служебным спорам, необходимо регистрировать в журнале их регистрации с указанием даты поступления заявления, предмета спора и

мм

л

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

Чоов I

срока принятия решения по данному спору.

В соответствии с ч. 8 статьи 70 Закона о государственной службе гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 указанной статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Необходимо отметить, что пропуск сроков, установленных настоящей статьей для обращения в комиссию по служебным спорам, не влечет отказа в принятии соответствующего заявления. Так, например, гражданский служащий может сослаться на пропуск указанного срока по уважительной причине. В таком случае комиссия по служебным спорам может восстановить пропущенный срок и рассмотреть спор по существу. Поэтому согласно ч. 9 статьи 70 заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, поступившее в комиссию по служебным спорам, в любом случае должно быть принято и зарегистрировано в день его подачи. Если же при решении вопроса о пропуске срока обращения за защитой своих прав, комиссия по служебным спорам придет к выводу, что данный срок пропущен без уважительных причин, то она выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Закон не содержит перечня причин, которые могут считаться уважительными в данном случае, оставляя решение этого вопроса на усмотрение комиссии по служебным спорам.

Порядок рассмотрения служебного спора

Порядок рассмотрения служебных споров, т.е. процедура их разрешения компетентным органом, устанавливается в зависимости от подведомственности. Разрешение спора комиссией по служебным спорам осуществляется прежде всего по правилам, установленным Законом о государственной службе, а также другими федеральными законами (например, ТК РФ). Порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством. Действующим ГПК РФ в подразделе II установлен порядок искового производства: порядок предъявления иска, подготовки дела к судебномуразбирательству, судебного разбирательства, вынесения судом решения и т.п. Кроме того, гражданским процессуальным законодательством предусмотрен институт судебного приказа, который может применяться для взыскания начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы (гл. 11 ГПК РФ). Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд и является одновременно исполнительным документом, который приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений. Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Необходимо отметить, что порядок разрешения служебных споров не может определяться ни подзаконным актом, ни законом субъекта РФ.

Закон не устанавливает порядка разрешения служебного спора комиссией по служебным спорам. В этой связи ч. 11 статьи 70 содержит отсылку к федеральному закону. В настоящее время закон, которым бы регламентировался порядок работы комиссии по служебным спорам, отсутствует. На наш взгляд, порядок рассмотрения служебного спора, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения должны устанавливаться по аналогии с правилами рассмотрения трудового спора комиссией по трудовым спорам. Порядок рассмотрения индивидуаль-

ного трудового спора в комиссии по трудовым спорам установлен ТК РФ.

Спор рассматривается в присутствии лица, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в его отсутствие допускается лишь по письменному заявлению. В случае неявки заявителя на заседание указанной комиссии рассмотрение спора откладывается. В случае вторичной неявки без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает заявителя права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного для обращения в комиссию.

Комиссия имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В таком решении указываются:

1) наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

2) даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

3) фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

4) существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

5) результаты голосования.

Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются заявителю и руководителю

организации в течение трех дней со дня принятия решения.

Указанное решение подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения в установленный срок заявителю выдается удостоверение, которое имеет силу исполнительного документа. На основании данного удостоверения судебный пристав приводит решение комиссии в исполнение в принудительном порядке. ТК РФ устанавливает, что удостоверение должно быть предъявлено к исполнению в течение трех месяцев с даты его выдачи. В случае пропуска установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Законом установлен десятидневный срок обжалования решения комиссии по служебным спорам. Решение комиссии может быть обжаловано не только заявителем, но и представителем нанимателя. Начало течения указанного срока определяется датой вручения соответствующей стороне спора копии решения комиссии по служебным спорам. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам суд может его восстановить.

При рассмотрении индивидуальных служебных споров в судах следует иметь в виду, что:

1) В суд может обратиться любая из сторон служебного спора в случае несогласия с решением комиссии по служебным спорам. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано в суд в десятидневный срок с даты вручения соответствующей стороне спора копии решения комиссии.

2) Всудможетобратитьсялюбая из сторон служебного спора, минуя стадию рассмотрения спора комиссией по служебным спорам. Рассматриваемый нами Закон содержит отсылку к федеральному закону при определении сроков для обращения в суд за рассмотрением служебного спора. В данном случае должны применяться по аналогии нормы ТК РФ. В соответствии со ст.392 ТК РФ гражданский

служащий может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии распоряжения об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки. Представитель нанимателя имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.

Следует иметь в виду, что Закон устанавливает категории служебных споров, рассматриваемых непосредственно в судах (следовательно, комиссии по служебным спорам данные категории споров рассматривать не уполномочены):

- по письменному заявлению гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

- по письменному заявлению представителя нанимателя о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральным законом;

- о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

- по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

3) В суд может обратиться прокурор, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует

законам или иным нормативно-правовым актам.

При пропуске всех вышеперечисленных сроков по уважительным причинам они могут быть восстановлены судом.

Подсудность служебных споров определяется по правилам ст.ст. 23,24

Определенные сложности могут возникать на практике в связи с определением подсудности служебных споров. Поскольку Закон не содержит специальных указаний на этот счет, не вполне понятно, как будет решаться вопрос о подсудности соответствующей категории дел. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что все дела об увольнении, включая и увольнение в связи с неудовлетворительным результатом испытания, подсудны районному суду. Дела по искам об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения.

Кроме того, гражданские дела, связанные с государственной тайной, согласно ст. 26 ГПК РФ подсудны верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.

Служебная проверка

Служебная проверка не является совершенно новым институтом законодательства Российской Федерации о государственной службе. Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» уже вводит термин «служебная проверка».

В большинстве случаев под служебной проверкой и служебным расследованием понимается совокупность действий уполномоченных должностных лиц по изучению обстоятельств какого-либо проступка (обычно дисциплинарного) или происшествия.

Согласно ч. 1 статьи 59 Закона о государственной службе служебная проверка может проводиться как по инициативе представителя нанимателя, так и по инициативе самого гражданского служащего. В этой связи необходимо заметить, что норма ч. 2 ст. 58 Закона о государственной службе императивно устанавливает необходимость проведения служебной

86

щ

л

А/1 ТАЙСКИИ ВЕСТНИК

государственной и муниципальной службы

где

1008 1

проверки перед применением дисциплинарного взыскания.

Основанием проведения служебной проверки по решению представителя нанимателя является поступившая к нему информация о совершении дисциплинарного проступка с участием сотрудника государственного органа либо об установленном факте совершения или подготовки им преступления. Указанная информация может содержаться в обращениях граждан, сообщениях государственных органов, общественных объединений, организаций и публикациях средств массовой информации. Исходя из буквального толкования этой нормы, дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему можно применить только после проведения служебной проверки.

Закон о государственной службе предусматривает право гражданского служащего на проведение служебной проверки (п. 14 ч. 1 ст. 14). Исходя из сказанного, представляется, что при наличии письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки представитель нанимателя должен издать соответствующее распоряжение о ее проведении. Таким образом, служебная проверка проводится:

1) по инициативе представителя нанимателя перед применением дисциплинарного взыскания в обязательном порядке;

2) по заявлению гражданского служащего - для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Часть 2 статьи 59 Закона о государственной службе называет обстоятельства, которые должны быть исследованы в ходе проведения служебной проверки. К ним относятся:

1)факт совершения гражданским служащим дисциплинарного поступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причина и условия, способствующие совершению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно ч. 3 ст. 58 Закона о государственной службе при применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дис-

циплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. На выяснение указанных обстоятельств и направлена служебная проверка.

Во-первых, необходимо установить сам факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка. Согласно ст. 57 Закона дисциплинарным проступком на государственной гражданской службе признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. В данном случае необходимо установить противоправность и виновность поведения гражданского служащего.

Помимо наличия вины гражданского служащего в нарушении служебной дисциплины, необходимо установить ее форму и степень. С этой целью необходимо установить причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка.

Характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка, также влияют на применение к нему определенного дисциплинарного взыскания. Кроме того, в случае причинения гражданским служащим имущественного ущерба на него может быть возложена материальная ответственность. Материальная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности и применяется независимо от наложения на гражданского служащего дисциплинарного взыскания.

В том случае, если служебная проверка проводится по инициативе гражданского служащего, должны быть установлены обстоятельства, на которые он ссылается в своем письменном заявлении о проведении служебной проверки.

Ответственность за своевременность и правильность проведения служебной проверки закон возлагает на представителя нанимателя, ее назначившего.

Закон о государственной службе не содержит правил проведения служебной проверки. Видимо, такие правила должны быть предусмотрены

подзаконным актом (Положением о служебной проверке). Эти.м нормативным актом должны быть урегулированы те вопросы, которые не нашли отражения в законе. К ним, в частности, могут относиться:

1) установление сроков назначения служебной проверки;

2) указание перечня лиц, которые не могут привлекаться к проведению служебной проверки;

3) закрепление права гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, на отвод долж-ностныхлиц от проведения проверки, с конкретными доводами, объясняющими отвод;

4) установление полномочий лиц, проводящих служебную проверку;

5) определение перечня сведений, которые должны содержаться в заключении о проведении служебной проверки.

Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (кадровой службой) при участии юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. На представителя нанимателя возлагается обязанность контролировать своевременность и правильность ее проведения. Кроме того, , по усмотрению представителя нанимателя к проведению служебной проверки могут привлекаться служащие других подразделений государственного органа, а также эксперты и специалисты. Например, при разрешении сложных технических или финансовых вопросов может возникнуть необходимость в привлечении соответствующего специалиста.

Вместе с тем Закон о государственной службе запрещает участвовать в проведении служебной проверки гражданским служащим, которые могут быть прямо или косвенно заинтересованы в ее результатах. При возникновении подобной ситуации такой гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты

служебной проверки считаются недействительными. Данная норма направлена на устранение возможного конфликта интересов при проведении служебной проверки. Не вполне понятно, однако, каким образом нужно интерпретировать понятие косвенной заинтересованности в результатах служебной проверки, поскольку определенная заинтересованность существует, например, у самого представителя нанимателя. Представляется, что во всяком случае не могут участвовать в проведении служебной проверки:

1) гражданский служащий, совершивший проступок по которому проводится проверка;

2) родственник гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, или имеющий с последним дружеские (неприязненные) отношения гражданский служащий (в том числе специалист или эксперт);

3) гражданский служащий, прямо подчиненный по службе гражданскому служащему, в отношении которого проводится проверка.

Часть 6 статьи 59 Закона о государственной службе устанавливает максимальную продолжительность служебной проверки - не более одного месяца со дня принятия решения о ее проведении. По истечении этого срока по результатам проверки должно быть составлено письменное заключение, которое направляется представителю нанимателя.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает возможность отстранения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки. Решение о временном отстранении гражданского служащего при проведении служебной проверки принимается представителем нанимателя. Нужно заметить, что согласно буквальному толкованию указанной нормы представитель нанимателя вправе, но не обязан отстранять соответствующего гражданского служащего от замещаемой должности на время проведения служебной проверки. В связи с тем, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении максимальный срок временного отстранения гражданского служащего в связи с прове-

дением служебной проверки не может превышать одного месяца.

Общие нормы, регламентирующие правила и порядок временного отстранения от замещаемой должности, содержатся в ст. 32 Закона о государственной службе. Согласно указанной статье в период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Одним из таких исключений является временное отстранение от должности в связи с проведением служебной проверки. По прямому указанию ч. 7 ст. 59 гражданский служащий отстраняется от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.

Вместе с тем в целях объективного исследования всех обстоятельств, которые являются предметом служебной проверки гражданский служащий, в отношении которого она проводится (в том числе и временно отстраненный от замещаемой должности) вправе:

1) давать объяснения с изложением своего мнения, заявлять о доказательствах по существу своего объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать представителю на-нимателярешения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по р езультатам служе бн ой пров ерк и, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Результаты служебной проверки оформляются письменным заключением и направляются представителю нанимателя ее назначившему.

В этом заключении прежде всего необходимо указать факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки. В этой связи в обязательном порядке к заключению должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, ус-

тановленные в результате проверки, объяснения гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка, других сотрудников и иных лиц и иные материалы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам.

Кроме того, заключение о результатах служебной проверки должно содержать предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Надо отметить, что дисциплинарное взыскание применяется к гражданскому служащему представителем нанимателя, поэтому заключение о результатах служебной проверки может носитьлишьрекомен дательный характер. Рекомендации по результатам служебной проверки по смыслу закона могут касаться только решения вопроса о применении или неприменении дисциплинарного взыскания, но не конкретного вида дисциплинарного взыскания.

Заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, а также другими участниками служебной проверки.

Вместе с тем может сложиться ситуация, когда участники служебной проверки (членыкомиссии) непришли к единому мнению. Закон не содержит указаний, как составлять заключение по результатам служебной проверки в этом случае. Представляется, что соответствующим нормативным актом должно быть предусмотрено право участника служебной проверки при несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения, подписав заключение, приобщить к нему свою объяснительную записку, содержащую особое мнение.

Представитель нанимателя с учетом заключения по результатам служебной проверки может (но не обязан) принять решение о применении к соответствующему гражданскому служащему определенного дисциплинарного взыскания.

Заключение о результатах служебной проверки приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.