Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ УНИФИЦИРОВАННОГО СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕРМИНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ УНИФИЦИРОВАННОГО СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕРМИНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
433
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
унифицированный словарь / термин / термины образовательных программ / унификация терминов / гирлянда терминов. / unified dictionary / term / terms of educational programs / unification of terms / garland of terms.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеев Владимир Михайлович

В статье представлены методические рекомендации по составлению унифицированного словаря терминов, в том числе терминов образовательных программ, сформулированы требования к структуре словарей. Предложенные методические рекомендации предполагается сделать обязательными для всех педагогических работников и научных работников. Изложены принципиальные отличия основных типов словарей: толковый словарь, стандартизированный словарь, унифицированный словарь. В соответствии с рекомендациями, словарь к научным публикациям и образовательным программам может быть только стандартизированным словарем или унифицированным словарем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR COMPILING A UNIFIED DICTIONARY OF TERMS, INCLUDING TERMS OF EDUCATIONAL PROGRAMS

The article presents methodological recommendations for compiling a unified dictionary of terms, including terms of educational programs, formulated requirements for the structure of dictionaries. The proposed guidelines are expected to be mandatory for all teachers and researchers. The main differences between the main types of dictionaries are described: explanatory dictionary, standardized dictionary, and unified dictionary. According to the recommendations, the dictionary for scientific publications and educational programs can only be a standardized dictionary or a unified dictionary.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ УНИФИЦИРОВАННОГО СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕРМИНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ УНИФИЦИРОВАННОГО СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕРМИНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

GUIDELINES FOR COMPILING A UNIFIED DICTIONARY OF TERMS, INCLUDING TERMS OF EDUCATIONAL PROGRAMS

УДК 001

Алексеев Владимир Михайлович, ректор, Академия подготовки главных специалистов (АНО ДПО), Россия, г. Краснодар. adm@rosakademia.ru

Alekseev Vladimir Mikhailovich, Rector, Academy of Training of Chief Specialists (ANO DPO), Russia, Krasnodar

Аннотация

В статье представлены методические рекомендации по составлению унифицированного словаря терминов, в том числе терминов образовательных программ, сформулированы требования к структуре словарей. Предложенные методические рекомендации предполагается сделать обязательными для всех педагогических работников и научных работников. Изложены принципиальные отличия основных типов словарей: толковый словарь, стандартизированный словарь, унифицированный словарь. В соответствии с рекомендациями, словарь к научным публикациям и образовательным программам может быть только стандартизированным словарем или унифицированным словарем.

Annotation

The article presents methodological recommendations for compiling a unified dictionary of terms, including terms of educational programs, formulated requirements for the structure of dictionaries. The proposed guidelines are expected

to be mandatory for all teachers and researchers. The main differences between the main types of dictionaries are described: explanatory dictionary, standardized dictionary, and unified dictionary. According to the recommendations, the dictionary for scientific publications and educational programs can only be a standardized dictionary or a unified dictionary.

Ключевые слова: унифицированный словарь, термин, термины образовательных программ, унификация терминов, гирлянда терминов.

Keywords: unified dictionary, term, terms of educational programs, unification of terms, garland of terms.

Методические рекомендации по составлению унифицированного словаря терминов, в том числе терминов образовательных программ (далее -Методические рекомендации) разработаны В.М. Алексеевым и до утверждения их соответствующими министерствами обязательными на территории РФ предлагаются для использования добросовестными педагогическими работниками и научными работниками.

Методические рекомендации основаны на приоритете главы 1 Конституции РФ над любыми другими источниками права, из которого следует принцип «один термин - один смысл».

Цели Методических рекомендаций:

а) разработка конкретных способов унификации терминов,

б) обеспечение защиты прав граждан на достоверную информацию,

в) обеспечение защиты добросовестных педагогических работников и научных работников от недобросовестных конкурентов.

Для справки:

- определения ключевых слов, использованных в Методических рекомендациях, приведены в других публикациях автора [см.: 1-6].

- основные типы словарей использованных ключевых слов:

а) толковый словарь - это словарь слов, в котором определения слов даются по наитию автора-составителя, полностью или частично состоит из жаргонизмов и архаизмов,

б) стандартизированный словарь - это словарь слов, в котором определения слов приводятся дословно из действующих отраслевых нормативных источников,

в) унифицированный словарь - это словарь терминов, используемых в действующих нормативных источниках, в котором определения терминов приводятся по единым правилам.

1. Общие требования к словарям.

1.1. Название словаря должно содержать указание на тип словаря -толковый словарь, стандартизированный словарь, унифицированный словарь.

1.2. Недопустимо вводить в заблуждение о типе и целевой аудитории словаря. Например, недопустимо сообщать о том, что словарь, являющийся толковым словарем, предназначен для гражданских служащих, научных работников, педагогов или учащихся по образовательным программам.

1.3. Словарь к научным публикациям и образовательным программам может быть только стандартизированным словарем или унифицированным словарем. Не допускается недословное воспроизведение в словаре определений ключевых слов научных публикаций и образовательных программ.

1.4. Словарь к образовательной программе является обязательным и для целей проверки знаний обучающихся имеет высший приоритет над остальными частями образовательной программы, в том числе над КИМ. Недопустимо использовать в КИМ задания, ответы на которые не дословно воспроизводят определения ключевых слов из словаря к образовательной программе.

2. Общие требования к структуре словарей.

2.1. Если в словаре помимо нарицательных имен реальных объектов приводятся определения нарицательных имен других типов объектов, в целях

исключения смешения нарицательных имен разных типов у каждого определяемого нарицательного имени обязательно указывать тип объекта: реальный объект, условный объект, вымышленный объект. Это требование может быть реализовано обособлением нарицательных имен разных типов по отдельным реестрам нарицательных имен.

2.2. Если в словаре приводятся определения нарицательных имен объектов, принадлежащих разным доменам объектов, в целях исключения смешения нарицательных имен объектов разных доменов у каждого определяемого нарицательного имени обязательно указывать домен объекта: тело, явление, величина и т.п. Это требование может быть реализовано обособлением нарицательных имен разных типов по отдельным реестрам нарицательных имен.

2.3. В словаре не допускается искажать физический смысл нарицательных имен нарицательных имен, упомянутых в главе первой Конституции РФ, и в нормативно-правовых актах, полностью соответствующих главе первой Конституции РФ.

2.4. Если в словаре приводится определение нарицательного имени объекта, отличающееся от определения нарицательного имени объекта, приведённого в нормативно-правовом акте (далее - НПА), необходимо рядом привести дословное определение нарицательного имени объекта из НПА. При этом в случае существенных отличий необходимо рядом привести обоснование (комментарий).

3. Требования к родовидовым связям нарицательных имен домена тел (далее - тел).

Требования этого раздела Методических рекомендаций частично или полностью могут применяться к родовидовым связям нарицательных имен других типов доменов объектов.

3.1. Реестр нарицательных имен тел создаётся на основе гирлянды терминов (рис. 1). Не допускается создавать реестр нарицательных имен тел,

в котором все нарицательные имена тел не связаны родовидовыми связями в одну гирлянду терминов.

Ч- ¥ V 4 "ч

Рис. 1. Гирлянда терминов

3.2. Гирлянда терминов - это блочно-схематичное изображение родовидовых связей классов объектов (далее - таксонов), начиная от подвида 1-уровня и кончая подвидами п-уровня, где п - предельное число уровней классификации таксонов.

3.3. На гирлянде терминов каждый таксон 1-уровня обозначается как звено, соединённое непересекающейся прямой линией только с таксоном 1-1-уровня и/или только с таксоном 1+1-уровня, где 2 < 1 < п (далее - линия). Соединяться линиями могут быть только таксоны, соотносимые друг с другом как род объекта (таксоном 1-1-уровня) и вид объекта (таксоном 1+1-уровня). Таксоны одного уровня, имеющие общий род, считаются разновидностями.

3.4. Все разновидности, которые мысленно можно соединить непересекающейся прямой линией с подвидом 1 -уровня, считаются однородными.

3.5. Таксоны гирлянды терминов могут принадлежать только к одному типу объектов. Другими словами, гирлянда терминов может изображать родовидовые связи либо только реальных объектов, либо только условных объектов, либо только вымышленных объектов (при их наличии).

3.6. Термин (обозначает таксон 1-уровня) определяется только через

ближайший род (таксон ь1-уровня).

3.7. Не допускается определять нарицательное имя реального объекта через нарицательное имя объекта другого типа. Не допускается определять нарицательное имя условного объекта через нарицательное имя вымышленного объекта.

3.8. Не допускается определять нарицательное имя объекта через нарицательное имя родового объекта во множественном числе, если данный родовой объект существует по отдельности (обособленно).

3.9. У таксона может быть ноль видов либо не менее двух видов. Если у таксона на какой-либо стадии составления словаря был выделен только один вид, необходимо объединить его с родом либо найти ещё не менее одного вида.

3.10. Таксон, не имеющий ни рода, ни видов, считается вымышленным.

3.11. Не допускается выделение видов, отличающихся от рода малосущественными признаками, например, цветом и т.п.

3.12. Все линии, соединяющие разновидности ьуровня с таксоном верхнего уровня, именуются ветвёй гирлянды терминов.

3.13. Таксоны одной ветви гирлянды терминов имеют все существенные свойства и признаки таксонов верхнего уровня. Чем ниже уровень таксона, тем больше существенных свойств и признаков у таксона.

Литература

1. Алексеев В.М. ЕГЭ по обществознанию незаконен из-за несоответствия КИМ, утвержденных ФИПИ, требованиям ФГОС (в печати).

2. Алексеев В.М. Методические рекомендации по использованию терминов и их определений в науке и образовании (в печати).

3. Алексеев В.М. Образовательные программы «Унифицированная правовая терминология», «Терминология ГМУ» и «Терминология общественных наук» (в печати).

4. Алексеев В.М. Основные термины унифицированного словаря правовых терминов (в печати).

5. Алексеев В.М. Реализация унифицированного словаря правовых терминов на Reestrslov.ru (в печати).

6. Алексеев В.М. РеестрСлов - первый нормативно-правовой онлайн-словарь типа «слово-объект» // Инновационная наука. 2017. № 1-2. С. 4246.

Literature

1. Alekseev V.M. The Unified State Exam in Social Studies is illegal due to the discrepancy between the KIM, approved by FIPI, and the requirements of the Federal State Educational Standard (in press).

2. Alekseev V.M. Methodical recommendations on the use of terms and their definitions in science and education (in press).

3. Alekseev V.M. Educational programs "Unified Legal Terminology", "Terminology of the State Medical University" and "Terminology of Social Sciences" (in press).

4. Alekseev V.M. Basic terms of the unified dictionary of legal terms (in press).

5. Alekseev V.M. Implementation of a unified dictionary of legal terms at Reestrslov.ru (in press).

6. Alekseev V.M. RegistryWords - the first normative-legal online dictionary of the "word-object" type // Innovative Science. 2017. No. 1-2. S. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.