Научная статья на тему 'Методические рекомендации по регулированию рентных отношений в системе государственных финансов'

Методические рекомендации по регулированию рентных отношений в системе государственных финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНАЯ РЕНТА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНЫЙ ДОХОД / NATURAL RENT / SUBSURFACE USE / TAXATION / FINANCIAL SYSTEM / BUDGETARY INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаров Александр Владимирович

Рассмотрены возможные механизмы распределения рентных доходов в системе государственных финансов России. Автор считает, что для перехода к устойчивому развитию экономики необходимо изменить систему государственных финансов, и параллельно осуществлять снижение налогов. Решение указанных вопросов в значительной мере может быть осуществлено за счет усиления рентной составляющей в системе налогов, сборов и других обязательных платежей в сфере природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL RECOMMENDATIONS ABOUT REGULATION OF THE RENT RELATIONS IN SYSTEM OF PUBLIC FINANCES

Possible mechanisms of distribution of investment incomes in system of public finances of Russia are considered. The author considers that for transition to a sustainable development of economy it is necessary to change system of public finances, and in parallel to carry out decrease in taxes. The solution of the specified questions in a considerable measure can be carried out due to strengthening of a rent component in system of taxes, collecting and other obligatory payments in the environmental management sphere.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по регулированию рентных отношений в системе государственных финансов»

Овчаров Александр Владимирович, канд. экон. наук, доц., aovcharov@mail.ru, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева

THE ANALYSIS OF USE OF THE RENT IN FINANCIAL SYSTEMS OF THE FOREIGN STA TES

A.V. Ovcharov

World experience of withdrawal, accumulation and rent use in a financial system of the state is considered. In foreign practice the author allocates three main tax tools on withdrawal of a natural rent: profit taxes; taxes on the income (royalty) or production, excises; bonuses and payment for using field.

Key words: investment income, subsurface use, financial mechanism, taxation, accumulation.

Ovcharov Alexander Vladimirovich, candidate of economic sciences, docent, aovc-harov@mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University

УДК 338.2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

А.В. Овчаров

Рассмотрены возможные механизмы распределения рентных доходов в системе государственных финансов России. Автор считает, что для перехода к устойчивому развитию экономики необходимо изменить систему государственных финансов, и параллельно осуществлять снижение налогов. Решение указанных вопросов в значительной мере может быть осуществлено за счет усиления рентной составляющей в системе налогов, сборов и других обязательных платежей в сфере природопользования.

Ключевые слова: природная рента, недропользование, налогообложение, финансовая система, бюджетный доход.

По сравнению с большинством стран мира Россия занимает громадную территорию, которая составляет 1/8 части мировой суши и на которой сосредоточены значительные и весьма разнообразные природные ресурсы. По объёму разведанных запасов минерального сырья и топливноэнергетических ресурсов Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых за-

пасов основных видов полезных ископаемых России в начале третьего тысячелетия оценивалась почти в 30 трлн. долл., а прогнозный потенциал - в 150 трлн. дол. Разнообразие природных ресурсов сочетается с огромными запасами некоторых их видов, а также значительными объемами их использования. На территории России сосредоточено: 22% лесных ресурсов планеты; более 20% мировых запасов пресных вод; 13,7% нефти; 34% природного газа; 23,9% железных руд.

По запасам многих видов полезных ископаемых Россия может соперничать с такими континентами, как Европа, Африка, Северная Америка, Южная и Центральная Америка, Австралия и Океания, и во многих случаях существенно превосходить их. По запасам на душу населения она превосходит среднемировые показатели: по нефти - в 5,5 раз, природному газу - в 13,5 раз, углю - в 4,6 раз, железной руде - в 10,7 раз [1, 2].

В настоящее время провозглашенная в России государственная собственность на недра по существу сводится к двум компонентам - лицензированию права пользования участком недр и налогообложению обладателя лицензии.

Сам же участок недр, передаваемый в пользование, устанавливается произвольно. Это могут быть: месторождение; его часть; несколько месторождений; площадь, предназначенная для геологического изучения недр, ограниченная географическими координатами. Но нигде не фиксируется государственная собственность на участок недр. Передаваемый в пользование участок не имеет регистрации как государственная собственность и признаков, присущих объекту недвижимости (недвижимому имуществу) в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ. Регистрируется только лицензия.

В сегодняшней ситуации наблюдается смешение формальных и неформальных собственников на природные ресурсы, а также нет достаточной определенности объекта собственности. Вопрос о том, кому принадлежит ассимиляционный потенциал территории, остается открытым. С одной стороны, он принадлежит всему обществу, с другой - каждое административно-территориальное образование должно иметь хозяйственное право распоряжаться своим потенциалом. Это порождает множество неясностей правового характера и, в итоге - бессистемное использование экономико-экологического потенциала в целом.

Следовательно, необходимо распределение государственных, региональных и местных прав на паритетной основе, то есть определение экономического и юридического собственника. При этом, однако, надо помнить об относительности права собственности на природные ресурсы, поскольку с теоретической точки зрения собственность на природные ресурсы не может принадлежать какой-то группе людей, но экономическая, социальная и экологическая ответственность ни в коей мере не снимается с тех, кто этот потенциал использует. Это указывает на необходимость об-

щественного контроля за процессом экономического использования ассимиляционного потенциала с точки зрения устойчивого развития.

Отношения собственности возникают и в том случае, если ресурс не рассматривается законодательством как объект собственности, но так или иначе используется или подвергается воздействию. Поэтому необходим учет и таких объектов. Распределение объектов экологической собственности должно осуществляться с учетом роли конкретного объекта в формировании макроэкономических показателей, а также на мировом рынке. Кроме того, необходимо учитывать соотношение распространенности того или иного природного ресурса и величины спроса на соответствующем рынке ресурсов.

Российская система государственного управления недропользованием в настоящее время малоэффективна. Установление обоснованного размера ресурсных платежей должно создавать условия для сбалансированного сочетания фискальной и регулирующей функций налогов при эксплуатации природных ресурсов и принятия взвешенных решений по распределению доходов между федеральным и территориальными бюджетами.

На государственном уровне вопросы полноты извлечения природоресурсной ренты невозможно рассматривать вне отношений собственности. Высказываются мнения о необходимости урегулирования этих отношений, наряду с решением других проблем, и при определении ответственности Федерации и ее субъектов за воспроизводство природных ресурсов и одновременно за распределение экономического эффекта от использования природных благ.

Поскольку с помощью налогов «уловить» всю ренту невозможно, ее весомая доля будет оставаться у недропользователей как собственников добытых полезных ископаемых. Можно рассмотреть два сценария недропользования.

Первый - частная форма собственности на добытые полезные ископаемые, в таком случае целесообразно:

- сохранить действующую систему лицензирования доступа к недропользованию;

- отказаться от распространения закона «О соглашениях о разделе продукции» (СРП) на новых участках недр, сохранив его только для трех действующих проектов СРП («Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинское нефтяное месторождение);

- ввести в закон «О недрах», сохранив его концепцию и структуру, положение о дифференцированном по месторождениям рентном платеже в виде роялти с пределами (максимальным и минимальным) изменения ставки налогообложения, конкретный размер которой должен определяться стоимостной оценкой месторождения с учетом действующей системы налогообложения.

При частном присвоении добытых полезных ископаемых рынок становится доминирующим регулятором горных отношений. Большая часть ренты остается у недропользователей и распоряжение ею также будет подчиняться рыночным механизмам.

Второй - государственная форма собственности на добытые полезные ископаемые.

В случае государственной собственности на добытые полезные ископаемые общая схема управления фондом недр и система рентных отношений должны претерпеть глубокие изменения:

- доступ к недропользованию следует осуществлять исключительно по договорам концессий (на добычу полезных ископаемых) и договорам подряда (на геологическое изучение недр, поиск и разведку полезных ископаемых);

- совершенствование законодательства, регулирующего вопросы пользования недрами;

- совершенствование механизма налогообложения нефтедобывающих предприятий путем введения дифференциации НДПИ;

- обеспечение инвестиций в разведку новых месторождений;

- стимулирование введения в промышленную разработку законсервированных скважин, мероприятий по повышению нефтеотдачи;

- введение специального налогового режима, направленного на изъятие рентных платежей.

Преимущества государственной формы собственности на добытые полезные ископаемые, с учетом повышения эффективности государственных институтов и снижения уровня коррупции над частной формой их присвоения, по мнению автора, состоят в более эффективном управлении собственностью на добытые полезные ископаемые и распоряжении доходами от собственности на эти ресурсы.

В результате, недропользователю, во-первых, возмещаются нормативные капиталовложения (с учетом нормативных эксплуатационных затрат), во-вторых, обеспечивается получение нормальной прибыли (нормального дохода на вложенный капитал). Преобладающая часть горной ренты поступает в распоряжение государства, которое определяет направления ее рационального использования, связанные с проведением геологоразведочных работ, освоением новых месторождений, строительством производственной и социальной инфраструктуры и пр. Часть полученной ренты государство может оставить недропользователю, например, для инвестиций в поиск и разведку.

Автор считает, что в настоящее время представляется возможность реализовать следующую идею - неотъемлемого права каждого члена общества на природные ресурсы своей страны и на равную долю благ, получаемых от них. Россия может первой в мире пойти по новому, более эффективному пути в сфере социально-экономических отношений в обществе.

Это можно осуществить лишь тогда, когда люди смогут получить возможность использовать землю и природные ресурсы на правах долгосрочной аренды в обмен на уплату обществу дифференциальной ренты I. Она представляет собой дополнительную прибыль, возникающую вследствие дифференциации земельных участков по плодородию или местоположению и получаемая на средних и лучших участках.

Дифференциация участков земли по признакам экономического плодородия отличается от дифференциации по естественному плодородию. Речь идет о том, что дополнительные вложения капитала могут давать различную отдачу на неодинаковых по естественному плодородию участках земли, отсюда разница в размерах выручки и прибыли от использования этих участков. Дополнительная прибыль, возникающая вследствие новых вложений капитала, образует дифференциальную ренту II. Современные достижения научно-технического прогресса, биологии, биохимии, генетики и других наук позволяют поднять экономическое или искусственное плодородие земли.

Дифференциальная рента I должна принадлежать всему обществу, а дифференциальная рента II до перезаключения нового договора - тем, кто ее создает. Еще имеется возможность исключить образование абсолютной ренты, не передавая (кроме городских и приусадебных участков) в частую собственность. Наличие абсолютной ренты означает появление группы крупных землевладельцев - рантье, которые будут опосредовать допуск к земледельческому труду фермеров и сельскохозяйственных рабочих, удорожание всей продукции как минимум на 15-20 процентов.

В земельных отношениях на современном этапе можно допустить куплю-продажу права на аренду земли на следующих принципах:

- «прозрачность» процедуры оформления купли-продажи права на аренду земли;

- сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения;

- недопущение ухудшения качества сельскохозяйственных угодий.

Как считают многие отечественные и зарубежные ученые, Россия

имеет возможность пользоваться преимуществами рынка земли и другой недвижимости без обязательной на Западе купли-продажи земельных участков. Она должна избежать влияния ошибочных западных концепций, поощряющих спекуляцию землей. Политика, ведущая к исправлению ошибок Запада, состоит в следующем. Здания и учреждения на земле продаются и покупаются, исходя из их «стоимости», то есть по определенной цене, но при этом ежегодная рентная стоимость земли или местоположения идет в доход общества. Одно из условий подобных сделок - обязательство выплачивать ежегодную земельную ренту. Размер земельной ренты будет определяться профессиональными оценщиками. Для этого должны быть созданы соответствующие организационные структуры на

федеральном и местном уровнях.

Если каждый будет выплачивать ренту, соответствующую местоположению и качеству природного ресурса, конкуренция на рынке станет честной: никто ни перед кем не будет иметь преимуществ, если только они не получены благодаря его способностям и уму. В этом случае заработная плата и прибыль целиком достанутся рабочим и капиталу. Это поистине заработанный доход, на который не должно покушаться государство, поскольку появится новый источник пополнения бюджета - рента. В результате этого возникнут условия, стимулирующие повышение эффективности производства и обеспечивающие справедливое распределение благ, получаемых от использования природных ресурсов.

В условиях государственной собственности на недра государство, получая с недропользователей плату за пользование месторождениями полезных ископаемых, выступает как рядовой участник хозяйственного процесса, аналогично собственнику любого имущества, сдающего его в аренду. Поэтому один из вариантов количественной оценки рентного дохода заключается в сопоставлении первичных доходов (до уплаты налогов), которые получают компании, использующие ограниченные природные ресурсы, с первичными доходами тех компаний, которые такие природные ресурсы не используют. Данный подход ориентирует недропользователей на признание независимости категории ренты от действующих налогов, или, иначе говоря, налоговая система должна отдельно учитывать первичные доходы государства и компаний для объективного выделения рентного дохода.

Кроме этого, говоря о потенциальной налоговой базе при пользовании ресурсами недр, необходимо учитывать мнение крупных специалистов в области минерально-сырьевых ресурсов. По оценкам некоторых аналитиков, разведанные запасы нефти, газа и свинца почти полностью будут исчерпаны до 2025 года, запасы алмазов и золота - к 2015 году, а серебра и цинка - к 2020 году.

В настоящее время появился проект сокращения налогов в обрабатывающей промышленности при оставлении их на прежнем уровне в топливно-сырьевых отраслях. Таким образом, существует движение в правильную сторону, но скорость этого движения пока минимальна, близка к нулевой.

Необходимость действий в этом направлении обусловлена следующими основными причинами:

- увеличением экономической ценности ресурсов, что дает основания для существенного изменения уровня платности за их эксплуатацию;

- ограниченностью (невозобновляемостью либо уязвимостью) многих видов природных ресурсов, что должно стимулировать их рациональное использование с целью обеспечения экологической и экономической безопасности страны;

- созданием равных условий хозяйствования в сфере экономики природопользования, чего можно добиться только при учете в налогообложении предпринимательства разных эколого-географических и экономико-геологических факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов.

Решение всех вышеуказанных вопросов в значительной мере может быть осуществлено, по мнению многих экспертов, за счет усиления именно рентной составляющей в системе налогов, сборов и других обязательных платежей в сфере природопользования. В этом случае изъятие государством ренты с учетом различных объективных факторов может явиться достаточно эффективным инструментом выравнивания межотраслевых соотношений в рентабельности, что позволит преодолеть заметный разрыв между топливно-энергетическим комплексом и другими отраслями.

Налоги и налоговая политика объективно включены в систему экологической безопасности, во-первых, как мощный ресурсный фактор, находящийся в руках государства, а значит, и инструмент воздействия на экономику. Во-вторых, как механизм обратной связи и зависимости государства от субъектов экономики.

Поэтому налоговый механизм может выступать в качестве средства обеспечения безопасности во всех ее аспектах, особенно в моменты усиления угроз и рисков. Не случайно, все наборы ключевых показателей, как предлагаемые экспертами, так и официально утвержденные Советом Безопасности РФ, в существенной мере касаются государственного бюджета, формируемого на основе налоговых поступлений.

Система налогов и платежей должна предоставлять загрязнителю максимальную свободу выбора стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющую минимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью издержек для них.

Если природоохранные издержки низки, то вместо того, чтобы платить налоги организация сократит выбросы до оптимального уровня, когда прирост затрат на дополнительную очистку становится равным ставке платежей. Экологические налоги, по мнению автора, должны быть региональными, а иногда даже местными, как в большинстве стран мира.

На экологические налоги ни в коем случае не следует возлагать фискальную функцию. Можно сказать, что чем меньше поступлений от них, тем лучше. Они должны быть инструментом конкретной политики в стимулировании сохранения окружающей среды и природного ландшафта. По своей сущности они тяготеют к регионам и местностям.

В соответствии с поставленными на макроуровне целями устойчивого развития требуется обязательная экспертная оценка всех предлагаемых к реализации государственных программ и концепций экономического и социального развития, а также частных проектов и мероприятий. Она

должна рассматривать в качестве целевой функции не просто экономический рост, а его качество. Иными словами, социоэкологический контроль хозяйственных проектов и решений подразумевает комплексную оценку их возможного влияния на социальное и экологическое состояние. В процедуре оценки должны участвовать специалисты, независимые эксперты, представители широкой общественности и политических движений. Необходима юридическая разработка механизма отказа от программ и проектов, не отвечающих требованиям социоэкологической устойчивости и безопасности.

Необходимо изменить систему государственных финансов России, и параллельно осуществлять снижение налогов. Результаты проведения в жизнь подобных программ зависят от количественных значений целого ряда экономических параметров, которые должны быть определены.

Россия должна сделать ренту основным источником бюджетного дохода, тогда она сможет сохранить уровень этого дохода, отменив при этом все основные налоги, кроме акцизов. Автор полагает, что определенное количество акцизных налогов можно сохранить, добавив еще ряд новых «экологических». В настоящее время крайне важным представляется «экологическое» реформирование налоговой системы России на основе максимально полного извлечения и направления в бюджет рентных доходов, связанных с эксплуатацией природных ресурсов.

Таким образом, включение вопросов регулирования процессов использования, воспроизводства, охраны и защиты разнообразных природных ресурсов в систему налоговых и, в целом, бюджетных отношений создаст условия, с одной стороны, для существенного повышения доходов государства от хозяйственного использования находящегося в его распоряжении природного потенциала, а с другой стороны, для создания в соответствующих отраслях необходимого финансового резерва за счет ассигнований из бюджета для реализации мер по восстановлению природных ресурсов или, как минимум, по поддержанию обоснованного уровня их эксплуатации. Переход к устойчивому развитию требует такой экологической ориентации хозяйства, которая достигается путем повсеместного и постоянного учета экологического фактора при принятии управленческих решений.

Список литературы

1. Топливно-энергетический комплекс и экономика России: вчера-сегодня-завтра. Взгляд из 2007 года. М.: ИЭС, 2007. 212 с.

2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 года №1234-р.)

Овчаров Александр Владимирович, канд. экон. наук, доц., aovcharov@mail.ru, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева

METHODICAL RECOMMENDATIONS ABOUT REGULATION OF THE RENT RELATIONS IN SYSTEM OF PUBLIC FINANCES

A.V. Ovcharov

Possible mechanisms of distribution of investment incomes in system of public finances of Russia are considered. The author considers that for transition to a sustainable development of economy it is necessary to change system of public finances, and in parallel to carry out decrease in taxes. The solution of the specified questions in a considerable measure can be carried out due to strengthening of a rent component in system of taxes, collecting and other obligatory payments in the environmental management sphere.

Key words: natural rent, subsurface use, taxation, financial system, budgetary income.

Ovcharov Alexander Vladimirovich, candidate of economic sciences, docent, aovc-harov@mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.