Научная статья на тему 'Методические рекомендации по повышению эффективности работы ученического самоуправления посредствам электронных ресурсов (сетевых сообществ)'

Методические рекомендации по повышению эффективности работы ученического самоуправления посредствам электронных ресурсов (сетевых сообществ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1324
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Марина Васильевна

Методическая разработка опирается на опыт сетевого сообщества, разработанного на примере окружного сайта ученического самоуправления www.lider.edusite.ru в 2009 году и активно действовавшего в течение трех лет. Данные методические рекомендации не были ранее использованы и научно обоснованы. При использовании методических рекомендаций любая образовательная организация может разработать свое сетевое сообщество по ученическому самоуправлению или присоединиться к существующему, для обмена информацией, возможностью поделиться опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по повышению эффективности работы ученического самоуправления посредствам электронных ресурсов (сетевых сообществ)»

Отечественное образование: история и традиции

УДК 37.014

М. в. Федосеева

J ^

методические рекомендации

по повышению эффективности работы

ученического самоуправления посредствам

электронных ресурсов (сетевых сообществ)

л________________________________________________г

Аннотация. Методическая разработка опирается на опыт сетевого сообщества, разработанного на примере окружного сайта ученического самоуправления www.lider.edusite.ru в 2009 году и активно действовавшего в течение трех лет. Данные методические рекомендации не были ранее использованы и научно обоснованы.

При использовании методических рекомендаций любая образовательная организация может разработать свое сетевое сообщество по ученическому самоуправлению или присоединиться к существующему, для обмена информацией, возможностью поделиться опытом.

Ключевые слова: сетевое сообщество, ученическое самоуправление, методические рекомендации, типичные ошибки.

Abstract. Methodical development relies on experience of the network community which is developed on the example of a district site of student’s self-government of www.lider.edusite.ru in 2009 and active for three years. The made methodical recommendations weren’t earlier used and scientifically proved.

When using methodical recommendations any educational organization can develop the network community on student’s self-government or join to existing, for exchange of information, opportunity to share experience.

Keywords: community network, students’ (pupils) self-government, methodical recommendations, typical mistakes.

Ученическое самоуправление является одной из демократических форм управления образовательной организацией. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» развитие ученического самоуправления входит в компетенцию системы образования и рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений воспитательного процесса.

Выборные органы ученического самоуправления являются одним из субъектов государственно-общественного управления образовательной организации, предметом деятельности которой является реализация уставных целей и задач школы, таких, как работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; воспитанию у сверстников ответственности за результаты учёбы и труда; координация деятельности всех органов и объединений учащихся школы; поддержание дисциплины и порядка в образовательном учреждении; а также решение вопросов поощрения и даже наказания и ряд других актуальных вопросов [2].

Важным условием создания в школе эффективной системы ученического самоуправления является заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, к их представителям со стороны администрации и педагогов образовательной организации, понимание важности и многообразия их деятельности, умение найти компромиссное решение, моральная поддержка обучающихся, а также создание ситуаций, где дети и подростки чувствовали бы свою значимую роль в управлении образовательной организацией [1,4].

Важно обратить внимание, что успешность ученического самоуправления в образовательной организации зависит от решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера. При организации ученического самоуправления в школах необходимо учитывать, что образовательная организация свободна в выборе модели ученического самоуправления, исходя

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/3

69

Отечественное образование: история и традиции

из своей специфики, опыта работы, имеющихся традиций.

Следует подчеркнуть, что развитие ученического самоуправления предполагает ориентацию на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители). Деятельностная основа ученического самоуправления должна быть направлена на социально-значимые и социально-полезные для учреждения дела.

Необходимо помнить также о тесном взаимодействии ученического самоуправления с другими органами самоуправления в образовательной организации: педагогические, родительские советы, управляющие советы и т.д.

Обращаю внимание, что разработанные методически рекомендации будут полезны в работе как для педагогического коллектива, так и учащихся, которые участвуют в государственно-общественном управлении своей образовательной организации посредствам сетевых сообществ.

Методическая разработка опирается на опыт сетевого сообщества, разработанного на примере окружного сайта ученического самоуправления www. lider.edusite.ru в 2009 году и активно действовавшего в течение трех лет. Данные методические рекомендации не были ранее использованы и научно обоснованы.

Цель методических рекомендаций раскрыть возможности электронных ресурсов для привлечения учащихся к решению проблем общественного характера, научить пользоваться сетевыми сообществами, показать реально действующее сетевое сообщество как форма организации ученического самоуправления.

При использовании методических рекомендаций любая образовательная организация может разработать свое сетевое сообщество по ученическому самоуправлению или присоединиться к существующему, для обмена информацией, возможностью поделиться опытом.

Сетевое сообщество - это сайт, который содержит самую актуальную и полезную информацию по ученическому самоуправлению, имеет ссылки на сайты страничек всех школ ученического самоуправления, где можно изучить Положение по ученическому самоуправлению (УС), состав УС, модель УС, план мероприятий, отчет о прошедших мероприятиях, контакты УС и другую полезную информацию.

Поэтапный порядок (алгоритм) разработки сетевого сообщества по ученическому самоуправлению:

1) пробоподготовительный этап.

На первом этапе рекомендуется ведущую роль отвести педагогу как организатору проекта. Здесь определяется проблематика проекта (выделяются основные направления по ученическому самоу-

правлению), круг участников (в проекте возможно участие не только педагога и учащихся, но и педагогов других дисциплин, учащихся других учебных заведений, родителей, специалистов разных областей и др.), уточняются цели организации проектной деятельности, намечаются сроки реализации, подготавливаются необходимые ресурсы (включая разработку ресурсов Интернета, необходимых для начала проектной деятельности) и др. Также на пробоподготовительном этапе должна проводиться и предварительная подготовка учащихся, связанная с освоением компьютерного инструментария, необходимого в планируемом проекте, изучением ресурсов Интернета, возможностей осуществления коммуникаций, правила работы в сетевом ученическом сообществе и др.

2) организация сетевого сообщества.

На втором этапе, начальном этапе коллективного взаимодействия, в создаваемых сетевых сообществах происходит определение целей и задач, вырабатываются нормы и правила, формируются первичные представления каждого об участниках группы, своей роли и статусе в данном сообществе. При этом сетевое общение во многом анонимно, поэтому круг участников сообщества не всегда может быть определен.

Сетевое ученическое сообщество создается в рамках учебного проекта, работа учащихся на этапе «вхождения» в проект должна организовываться преимущественно на основе принципа «полного охвата», под которым мы понимаем то, что в групповое обсуждение должны включаться все учащиеся учебной группы.

3) разработка сетевого сообщества.

Третий этап подразумевает индивидуальную работу учащихся по своим темам (либо работу в микрогруппах), а также консультирующую роль вожатого (сотрудник ответственный за работу с органами ученического самоуправления), который помогает учащимся в затруднениях, координирует и направляет их работу. В деятельности учащихся и педагогов на этапе разработки сетевого проекта необходимо ориентироваться на следующие характеристики:

• целенаправленность, мотивированность и результативность индивидуальной и совместной деятельности; совместное определение целей участниками сетевого сообщества;

• интенсивность сетевых коммуникаций, возможность и востребованность непосредственных коммуникативных связей между всеми участниками;

• сотрудничество в совместной деятельности и взаимная поддержка, открытая разработка собственных ресурсов, доступных для использования другими участниками сетевого сообщества;

• выстраивание различных форм групповой активности, преобразование возникающих ситуаций

70

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/3

Отечественное образование: история и традиции

с одновременным пониманием того, что источником этих преобразований является групповая активность;

• осуществление здорового соперничества участников сетевого сообщества и стремление к самосовершенствованию, инициированию групповой активности, выполнению лидерских функций по разным направлениям сетевой деятельности;

• формирование собственного контекста и языка общения, своих правил и норм поведения, способствующих определению своеобразия сетевого сообщества, формированию чувства групповой принадлежности и образа «Мы».

Таким образом, создание сетевого ученического сообщества - это формирование ученического самоуправления как коллективного субъекта деятельности в социальной среде Интернет.

4) презентация результатов, обсуждение (рефлексия).

Четвертый этап - это анализ проектной деятельности, который через характеристики создаваемого сетевого сообщества позволяет понять природу активности учащихся, проследить динамику развития проекта и сформированность тех новообразований, которые закладываются в структуру личности обучаемого. При этом возможна и дальнейшая проектная деятельность, в значительной степени определяемая внутренней активностью обучаемых, сформированным опытом совместной деятельности. Это означает, что создаются возможности дальнейшего роста субъектности обучаемых, что является определяющим фактором успешного обучения, реализуемого в нашем случае на основе новых возможностей информационных технологий.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам учебной жизни от имени своих «избирателей» - учащихся. Такие органы, соответственно, являются выборными. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.

Границы власти органов ученического управления определяются уставом образовательного учреждения и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти - конкретные органы самоуправления - может выбирать сама образовательная организация.

Типичные ошибки при работе над формированием ученических сетевых сообществ [3].

• Навязывание мнения взрослых, администрации школы по созданию сетевого сообщества, придание сайту излишне официального характера.

• Сверхконтроль со стороны взрослого по отбору и размещению информации по ученическому самоуправлению, или наоборот чересчур вседозволенность в написании статей об ученическом самоуправлении, попустительство, откуп ведения сетевого сообщества на совесть учащихся.

• Ситуация неопределенности и непредсказуемости для обучающихся, непонимание структуры сайта, с чего начать работу, какие рубрики наиболее важные, актуальные, востребованные.

• Неизвестность правил и норм поведения, непонимание собственной цели участия в сообществе, отсутствие невербальных механизмов передачи информации и т.д.

• «Закрытость» и изолированность органов ученического самоуправления.

• Перенос профессионального стиля общения с урока, в деятельность по самоуправлению.

• Смещение акцента работы органов ученического самоуправления только на досуговую деятельность.

• Неверное толкование (использование) юридических терминов.

• Игнорирование мнения меньшинства.

• Недостаточная регламентированность деятельности школьных ученических советов нормативно-правовыми актами.

Сегодня в сети Интернет существует достаточно много сайтов, которые ориентированы на развитие ребенка, получение качественной информации, возможности дистанционно обучаться, познакомиться с различными субкультурами и т.д. Но важно не столько разработать сетевое сообщество и запустить его в сеть Интернет, а главное удержаться в рейтинге детских предпочтений, привлечь как можно больше учащихся, при этом, заинтересовав воспитанников в дальнейшем продвижении сообщества, предоставить им право в наполнении сайта информацией. Сетевое сообщество должно способствовать решению сложных ситуаций благодаря открытому обсуждению, обмену мнениями и т.д. Ведь не секрет, что много сайтов, разработанных для детей, не востребованы самими учениками, поэтому быстро изживают себя, превращаются в сайты однодневки. В XXI веке необходим мобильный сайт, который идет в ногу со временем, и даже опережает на шаг вперед. Информация в сетевом сообществе должна быть свежей и актуальной, должны быть рубрики: обсуждения и решения сложностей, с которыми сталкиваются учащиеся в школьной жизни, вопросы, затрагивающие ситуации в стране и мире в целом, рассказ об успехах ученического самоуправления, конкурсах и многое другое.

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/3

71

Отечественное образование: история и традиции

Рассмотрим рекомендации по формированию ученических сетевых сообществ.

Формирование сетевых сообществ ученического самоуправления наиболее успешно при создании определенных условий. Для этого необходимо:

1. Определить границы группы, члены которой имеют возможность встречаться, узнавать друг друга, получать информацию об ученическом самоуправлении образовательных организаций округа, обмениваться информацией, вырабатывать консолидированные решения.

2. Разработать четкие правила работы в сетевом сообществе, принимаемые каждым участником коллектива.

3. Организовать систему наблюдения за поведением членов ученического сообщества, которое может проводиться самими членами сообщества, с использованием разработанной системой санкций.

4. Сфокусировать ученическое онлайн сообщество на нуждах своих членов, а не на интересах администрации школы.

5. Актуализировать сетевое сообщество, увеличить его востребованность детским (ученическим) коллективом. Сетевое сообщество должно привлекать внимание учащихся, поднимать актуальные для детей вопросы, транслировать передовой опыт, способствовать обмену информацией. Ученическое самоуправления должно давать возможность реального участия в соуправлении образовательной организацией.

6. Минимизировать контроль со стороны взрослых, т. к. слишком сильный контроль повлечет за собой снижение количества членов ученического сообщества.

7. Поддерживать материально-технические (необходимо иметь в свободно доступе компьютеры, для этого можно задействовать кабинет информатики в школе), финансовые (за размещения сайта на домене взимается ежегодная плата), кадровые ресурсы (необходим постоянный человек, который будет обновлять сайт, а еще лучше администратор сайта и модератор).

8. Сформировать в ученическом сообществе общий дух, убеждения.

9. Разработать конкретную программу (проект, план) ученического сообщества.

10. Заинтересовать администрацию в развитии сетевого ученического сообщества, растолковать понимание педагогическим коллективом смысла и значения деятельности ученического самоуправления.

11. Проводить мониторинг коммуникаций внутри сетевого сообщества, корректное регулирование проблем (тем) обсуждений.

Безусловно, формируя ученическое самоуправление не стоит ограничиваться только сетевым сообществом, рекомендуем также использовать и другие электронные ресурсы. Наиболее перспективными в образовательных целях являются школьные конференции с привлечением сетевых Интернет-сообществ. В условиях сетевого взаимодействия проявляются новые возможности для организации диалога, представления телеконференций как нового вида интерперсональных и масс-медиа коммуникационных средств массовой информации, богатейшие возможности асинхронных и синхронных форм взаимодействия участников сообществ. Из опыта работ, а также обобщая выше сказанное, хочется отметить, что при формировании сетевых сообществ в образовательных целях актуальными остаются создание сетевых проектов, презентации и использование других электронных ресурсов.

Литература

1. Бочкарев В. И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. 192 с.

2. Валькова М. В. Формирование школьного ученического самоуправления: функции педагогов и учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.51-54.

3. Калиш И., Прутченков А., Солодова О. Типичные ошибки ученического самоуправления // Народное образование. 2003. № 7. С.61-69.

4. Классному руководителю. Учеб-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. 280 с.

72

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.