Научная статья на тему 'Методические рекомендации по подготовке научных статей'

Методические рекомендации по подготовке научных статей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2000
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / РАЗРАБОТКА СТАТЬИ / ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ / METHODIC APPROACH / SCIENTIFIC ARTICLE / PRACTICAL RECOMMENDATIONS / WRITING A SCIENTIFIC ARTICLE / RULES OF WRITING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Липатова Н. Г.

В статье проводится анализ трудностей и ошибок, встречающихся при написании научных статей. Определяются основные методические подходы, порядок и правила подготовки научных статей, даются практические рекомендации по их качественной разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical recommendations on scientific articles writing

The author analyzes difficulties and mistakes made while writing scientific articles. The basic methodological approach and the main rules to be followed while writing a scientific article are defined. Some practical recommendations on the issue are given.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по подготовке научных статей»

В помощь СОИСКАТЕЛЯМ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ

Н.Г. Липатова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

С каждым годом интерес к научному творчеству у студентов и аспирантов Российской таможенной академии растет. Однако не всегда в студенческих работах присутствуют характерные формы и признаки научной работы, в частности научной статьи.

Цель данной статьи - провести анализ проблем и ошибок, наиболее часто встречающихся при подготовке студентами научных работ, определить методические подходы, порядок и правила подготовки научных статей, дать практические рекомендации для профессионального и качественного их представления.

Приведем определение понятий «статья», «научная статья».

Статья - произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или непериодического сборника как составная часть его основного текста [1].

Научная статья - законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной проблеме, входящей в круг проблем, связанных с темой диссертации (от автора: связанных с темой любого научного исследования). Научная статья раскрывает наиболее значимые результаты, требующие развернутой аргументации [2].

Из приведенных выше определений следует, что написать статью, научную статью без предварительной подготовки научных материалов невозможно. Основными предпосылками, предшествующими систематизированному и логическому изложению научных материалов и (или) результатов исследования, являются:

- наличие исследовательской проблемы и идеи ее решения;

- соответствующий уровень проведенных исследований;

- определенная оценка реализуемости результатов исследования;

- существование интереса к проблеме и результатам исследования со стороны профессиональной (в том числе научной) общественности.

Подготовка научной статьи - это ответственный этап представления научных материалов и результатов исследования, методично организованный и целенаправленный процесс.

Следует отметить, что абсолютно универсальных правил, связанных с подготовкой статьи, не существует, они могут варьироваться в зависимости от характера проведенного исследования и вида (жанра) статьи. В качестве наиболее общих этапов подготовки научной статьи можно выделить следующие:

- определение названия статьи;

- разработка развернутого плана статьи;

- написание основного текста статьи;

- представление библиографии.

В научной статье название играет ключевую роль. Оно должно быть ясным, библиографически точным, определенным, конкретным, проблемным, компактным, литературным. Поясним эти требования.

1. Название статьи должно быть ясным по форме, т.е. не должно иметь неудобочитаемых и заумных фраз или слов и словосочетаний, известных лишь одному автору и узкому кругу специалистов.

2. Библиографически точное название означает, что оно должно содержать ключевые слова, которые репрезентируют наше исследование. Этим преследуется две цели: во-первых, по названию можно ориентироваться, о чем идет речь в статье; во-вторых, библиографическое описание и каталогизация (УДК) научной статьи производятся именно по ее названию (заголовку). Библиографически точное название облегчает работу библиографов, сведения о статье и ее описание помещаются в нужный раздел, где ее смогут найти интересующиеся этой темой специалисты.

3. Название статьи должно быть конкретным. Следует избегать слов-паразитов типа «некоторые», «определенные», «особые» и др. Эти слова никакой информационной нагрузки не несут, они только мешают дать четкое определение темы.

4. Название должно нести в себе какую-то проблему или хотя бы ссылку на нее. Это требование выполнить намного сложнее, чем предыдущие. Некоторые названия статей студентов зачастую являются прямым определением объекта. Например, в чем состоит проблема, выраженная заголовком: «Таможенный контроль товаров и транспортных средств» или «Ориентация на потребителя», или «Торговля людьми», или «Следы компьютерных преступлений». Ни в чем. Это просто указание на объект исследования.

5. Пятое требование говорит о желательной компактности. Название статьи не должно быть длинным. Например, такой заголовок: «Структурные факторы, методы и технология информационного взаимодействия таможенной службы с другими ведомствами силовых структур в процессе борьбы с терроризмом на современном этапе». Это название не содержит вроде бы ничего лишнего. Но по сути это характеристика объекта и предмета исследования. Недостаток здесь один: название слишком длинное. Одним из путей его сокращения является использование несложных приемов разбивки заголовка с помощью двоеточий, скобок и др.

6. Название должно быть литературным. Существует ряд специальных правил и требований из области литературного редактирования. Например, нельзя использовать в заголовке одно и то же слово несколько раз или сленговые слова и выражения, или три родительных падежа подряд в одном предложении. Таких требований множество. Это специальная издательская тема, в которой, как правило, участвует и оказывает помощь коллектив редакционно-издательского отдела Академии.

В методике подготовки научной статьи немаловажным является вопрос: когда формулировать название статьи?

Существует распространенное мнение, что формулировать название следует после того, как текст статьи написан.

Действительно, когда уже работа состоялась, «приделать» ей заголовок намного проще. Однако опыт показывает, что вариант названия лучше иметь с самого начала работы над статьей.

Другое дело, что вначале законченной и отточенной формулировки не получится или в процессе работы над статьей она может измениться. В результате название статьи можно будет уточнить в соответствии с содержанием статьи.

В процессе подготовки научной статьи может возникнуть проблема определения названия темы. С этой проблемой сталкиваются многие студенты, аспиранты и даже опытные исследователи. Для ее решения можно воспользоваться известным подходом, который заключается в следующем.

На бумаге фиксируются названия статьи по мере прихода идеи. Таким образом можно придумать не более десятка формулировок.

После первого, даже поверхностного, просмотра списка формулировок остается 5-6 потенциальных тем, остальные исключаются как несущественные. Затем более критично проводится сопоставительный анализ названия статьи с содержанием текста. В итоге остается 2-3 формулировки. После этого, посоветовавшись с научным руководителем, можно достаточно быстро выбрать наиболее адекватный вариант названия. В результате целенаправленного творческого поиска то же самое может сделать и сам автор без посторонней помощи.

Такой подход к определению названия статьи полезен тем, что автор уже вначале определяется с тем, о чем он будет писать, в чем состоит основная идея и цель работы, где и как расставить акценты. А это уже элементы планирования научной статьи.

Составить хорошо продуманный, структурированный и развернутый план научной статьи - это только половина работы. В плане необходимо отразить содержательные вопросы вводной, основной и заключительной частей статьи.

Во вводной части, как правило, раскрываются основные пункты исследования, излагаемого в материалах статьи:

- проблема;

- цель и задачи исследования;

- условия и ограничения;

- характер предполагаемого материала статьи;

- структура работы, последовательность и логичность изложения.

В заключительной части статьи формулируются общие выводы, которые вытекают из изложенного материала. Закончить статью после общих выводов целесообразно следующим образом:

- определить пути дальнейшего развития исследований в данной области;

- указать нераскрытые проблемы и риски, которые могут возникнуть при исследовании новых проблем;

- оценить сильные стороны, которые могут быть открыты в результате исследования новых путей и проблем.

Такое заключение позволит очертить границы статьи, подтвердить то, что удалось сделать, определить «вехи» на будущее, заложить основы новых исследовательских направлений.

Основная часть статьи - это текст, который находится между введением и заключением. Это, как правило, аргументация идеи и результатов исследований. Стандар-

тная схема изложения такого текста заключается в раскрытии схемы: тезис - аргумент. Реализация данной схемы зависит от характера научной статьи: она может быть теоретической и эмпирической.

Теоретическая работа - статья, основанная преимущественно или исключительно на литературных источниках. Такая работа, как правило, структурируется следующим образом:

- краткий обзор источников, традиций и предшественников в данном направлении исследования;

- тезис, идея, концепция, где предлагаются варианты объяснения ключевых вопросов исследования;

- аргументация идеи.

Работа эмпирического характера - статья, базирующаяся на исследовании эмпирических данных. Структура ее уже другая, она может быть выражена следующим образом:

- концептуальная часть - излагаются замысел, содержательное описание задачи и ее математическая постановка;

- методическая часть - раскрываются характер факторов и данных, методология, методика, метод решения задачи;

- результативная часть - представляются результаты исследования, их оценка.

Следует отметить, что как для теоретической, так и для эмпирической работы существуют и другие, менее стандартные, варианты построения текстов статей.

После составления плана автор приступает к написанию текста статьи.

Стандартных подходов и готовых рецептов для написания текста статьи не существует. Даже при наличии типовых вопросов во вводной, заключительной и основной частях авторы по-разному подходят к изложению текста. Например, во введении одни авторы сразу излагают содержательные вопросы; другие - делают длинное вступление к теме, начиная издалека; третьи - объясняют важность заявленной темы. В статью, которая построена на литературных источниках, авторы часто включают и эмпирические элементы. Некоторые авторы удачно сочетают и связывают отечественную и зарубежную практику с современными проблемами.

Среди множества неформальных требований к написанию научной статьи, которые делают ее по настоящему «сильной», есть требование присутствия «живой» авторской мысли. Как демонстрация ее в научной статье выступает аргументация, т.е. умение автора доказательно выстраивать свою мысль (идею) логическими средствами.

В настоящее время чуть ли не единственным способом аргументированно излагать сложные вопросы становятся примеры. Однако классическая школа ведения научных исследований говорит о том, что пример - это не доказательство, а иллюстрация позиции, которая или совпадает, или не совпадает с мнением автора. Надо помнить, что примеры могут быть использованы только для построения логики доказательства.

Другой способ аргументации заключается в последовательном разворачивании научных позиций какого-либо автора (авторов). При этом грамотно и терминологически правильно формулируется представление о данном исследовании в определенном ракурсе. Показывается, что решена (и довольно успешно) только одна задача или ее часть. Далее должна присутствовать критическая оценка изложенных позиций и определен главный аргумент, который будет служить автору обоснованием для решения своих исследовательских проблем. Такой подход к аргументации авторской идеи (на базе главного аргумента) является искусством исследователя.

Для того чтобы статья была не только «сильной» с научной точки зрения, но и легко воспринималась широким кругом специалистов, целесообразно учитывать следующие практические рекомендации:

1) каждый фрагмент текста следует оформлять в виде относительно законченного логического блока;

2) при изложении материала ориентироваться на профессионального читателя, но по возможности избегать сложных наукообразных выражений, иностранной терминологии, стремиться к ясности мысли, идеи;

3) не перегружать тексты подробностями и деталями, соблюдать «чувство меры» при употреблении формул, таблиц, цифр, примеров и т.д.;

4) избегать множества вводных слов, таких как «общеизвестно», «как известно», «совершенно ясно», «как мы уже подчеркивали» и др., которые не несут смысловой нагрузки;

5) не повторять одних и тех же слов и выражений на ограниченном текстовом пространстве. Например, словосочетания «итак», «таким образом», «в этой связи» употреблять один раз на странице.

При подготовке научной статьи очень важным является вопрос, как достичь соответствующего качества статьи. Практический опыт научно-исследовательской работы позволяет утверждать, что написать текст научной статьи, полностью удовлетворяющий автора, сразу не получается. Научный труд - это творчество, которое всегда находится в развитии. И при любом повторном прочтении «рабочего» материала обнаруживаются различные изъяны. Это говорит о том, что для получения соответствующего качества научной статьи надо вкладывать больше сил в редактирование ее текста.

Такого числа, которое бы определило сколько раз надо редактировать текст - нет, но есть убежденность - чем больше, тем лучше.

По опыту многих научных сотрудников можно сказать, что текст получается пригодным для прочтения после, как минимум, трехкратного авторского редактирования. При этом каждый раз выполняются следующие работы: редактирование - распечатка текста - редактирование.

Последовательность редактирования такова: сначала отрабатывается содержательная часть, затем литературные формы, потом шлифуется стиль.

В этом трудном и рутинном процессе есть очень приятный момент: с каждой новой редакцией статья становится более ясной, конкретной, аргументированной, литературной - одним словом, качественной.

Таким образом, подготовка научной статьи - важное и трудное дело, не надо оставлять его на последний момент, как практикуется у некоторых студентов и аспирантов. Качественная научная статья может быть подготовлена только в результате методичной и целенаправленной научно-исследовательской работы.

список использованных источников

1. ГОСТ 7.5-98 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Журналы, сборники, информационные издания, издательское оформление публикуемых материалов».

2. Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие. М.: Гардари-

ка, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.