Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / УРОК / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / CONCISE PRESENTATION / EXPERIMENT / TRAINING / LESSON / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якоб Г.В.

В данной статье представлены методические рекомендации по обучению написанию сжатого изложения. Также представлены основные направления работы для успешного написания сжатого изложения: - закрепления представления о сжатом изложении как жанре; - знакомство с критериями оценки изложения на ОГЭ; - отработка алгоритма действий обучающихся на экзамене. Направления работы, представленные в статье, способствуют формированию коммуникативной компетенции школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR TEACHING CONCISE WRITING

This article presents guidelines for teaching writing a concise presentation. The main directions of work for the successful writing of a concise exposition are also presented: - acquaintance with the criteria for evaluating the presentation on the OGE; - development of the algorithm of actions of students in the exam. The directions of work presented in the article contribute to the formation of communicative competence of students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Якоб Г.В. студент магистратуры Филиал ОмГПУ в г. Таре Россия, г. Омск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Аннотация: В данной статье представлены методические рекомендации по обучению написанию сжатого изложения. Также представлены основные направления работы для успешного написания сжатого изложения: - закрепления представления о сжатом изложении как жанре; - знакомство с критериями оценки изложения на ОГЭ; -отработка алгоритма действий обучающихся на экзамене. Направления работы, представленные в статье, способствуют формированию коммуникативной компетенции школьников.

Ключевые слова: сжатое изложение, эксперимент, обучение, урок, обучающийся.

Jacob G. V. graduate student Branch of OmGPU in the city of Tara

Russia, Omsk

GUIDELINES FOR TEACHING CONCISE WRITING

Annotation: This article presents guidelines for teaching writing a concise presentation. The main directions of work for the successful writing of a concise exposition are also presented: - acquaintance with the criteria for evaluating the presentation on the OGE; - development of the algorithm of actions of students in the exam. The directions of work presented in the article contribute to the formation of communicative competence of students.

Key words: concise presentation, experiment, training, lesson, student.

В ходе настоящего исследования мы выяснили, что начальный этап обучения изложению происходит еще в начальных классах, в средних классах идет систематическое обучение написанию изложения.

В общей системе школьного курса развития речи можно отметить три фактора, не способствующих очевидной выработке устойчивого навыка написания сжатого изложения девятиклассниками.

Во-первых, среди уроков развития речи есть не только уроки изложения, но и уроки сочинения и анализа текста, соответственно, сокращается доля уроков написания изложения (менее 30 уроков с 5 по 9 класс по программам Т.А. Ладыженской, А.Д. Шмелева, М.М. Разумовской).

Во-вторых, школьники учатся писать разные типы изложений, а не только сжатые, что не всегда позволяет получить устойчивые умения компрессии текста (от 10 до 12 уроков по написанию сжатого изложения рассредоточены в программах с 5 по 9 класс).

В-третьих, анализ УМК и учебников показал, что не каждый из них имеет полноценный материал, полезный для данного вида речевых упражнений. Так, например, в учебниках Т.А. Ладыженской нет никакой информации о способах сжатия текста, УМК под редакцией А.Д. Шмелева имеются инструкции, в том числе содержащие информацию о некоторых способах сжатия текста, а в УМК под редакцией М.М. Разумовской есть теоретический материал о способах компрессии.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что учитель с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся и устойчивого навыка в написании сжатого изложения должен грамотно выстроить систему работы по данному виду речевой деятельности.

Бесспорно, что общие навыки написания изложения должны отрабатываться систематически на уроках развития речи, особое внимание должно уделяться сжатым изложениям в связи с тем, что этот вид изложений пишется на ОГЭ и имеет особые критерии оценки.

Для выработки твердых навыков и поддержания систематичности в работе над сжатым изложением представляется целесообразным включать в работу на уроке специальные задания на отработку отдельных умений:

- сокращение предложений на основе исключения однородных членов;

- сокращение предложений на основе исключения синонимов;

- сокращение количества определений в предложении;

- исключение из текста деталей;

- исключение из текста повторов, примеров;

- обобщение на основе замены ряда однородных членов обобщающим словом;

- обобщение на основе объединения предложений в одно;

- упрощение текста путем разделения сложной конструкции на сокращенные простые предложения;

упрощение текста путем замены придаточного предложения причастным оборотом и др. К примеру:

Упражнения на отработку навыков сжатия текста

1. Сократите данное предложение, исключив слова из ряда однородных членов предложения без ущерба содержания.

Обычно интерес к своей личности, желание понять себя, заняться самосовершенствованием приходит к человеку в юности. (15 слов)

2. Сократите данные предложения, обобщив их содержание в виде одного предложения.

Робототехника развита настолько, что простое нажатие кнопки обеспечивает автоматизированную уборку квартиры. Обед на любой вкус

заказывается по дисплею. Для того чтобы сшить себе новое платье, и в ателье ходить не надо: подключился к системе обслуживания и набрал соответствующий код. Домашний робот службы быта снимает мерку, экран дисплея высветит всевозможные фасоны...(50 слов)

3. Сократите количество предложений, исключив то, которое содержит пояснение к предыдущему предложению.

Стереотипность восприятия может помочь нам в общении с людьми, поскольку подскажет, какого поведения следует ожидать от малознакомого человека. Она может помочь прежде всего во взаимодействии с незнакомыми нам людьми или теми, с кем мы не связаны личными отношениями. А вот в неформальном общении, связывающем людей личностными контактами, за пределами официальных отношений, стереотипность чаще всего мешает. (55 слов)

4. Сократите данное предложение, оставив один синоним из ряда однородных членов предложения.

Способный, знающий, полезный для общества человек может страдать от одиночества, а другой - «совершенная пустота» - наслаждается интенсивным общением. (17 слов)

5. Сократите данное предложение, заменив придаточное обстоятельственное деепричастным (- и) оборотом (- ами).

Но если ты считаешь себя совершенным и не хочешь меняться, а жаждешь исправления других, то не жалуйся на одиночество. (19 слов)

6. Объедините данные предложения в одно, исключив повтор слов.

Привычные вещи помогут быстрее адаптироваться к новым

обстоятельствам. У многих подростков есть вещи, которые они считают приносящими удачу. (18 слов)

7. Сократите данное предложение, заменив однородные члены обобщающим понятием.

Таким образом проще разобраться в отношениях внутри коллектива и в людях, его составляющих. (13 слов)

8. Сократите данное предложение, заменив придаточные части одной, наиболее общей по смыслу.

Как часто мы досадуем, что не умеем найти к кому - то подход, что кого - то не поняли, невзначай обидели, отдалили от себя или, наоборот, дали повод для слишком фамильярного с собой обращения. (30 слов)

9. Объедините два предложения в одно, исключив вводное слово и обобщив единичные понятия.

Другими словами, нормы этики обеспечивают людям возможность полагаться друг на друга, беречь нервы и время. А это очень важно в условиях современной жизни с ее напряженным ритмом и значительными нагрузками на психику.

10. Сократите данное предложение, заменив прямую речь косвенной и исключив из нее риторические вопросы и восклицания.

Некоторые, не задумываясь, режут правду - матку, а потом искренне недоумевают: «И чего это он на меня обиделся? Ну что такого я сказал? Чистую правду! По - нашему, по - простому...» (25 слов)

11. Объедините данные предложения в одно, исключив оценочные выражения.

Этика поведения не рекомендует изображать на лице гамлетовские страсти, особенно по пустякам. В реальной жизни нам нечего слишком уж демонстрировать свои переживания. Лучше попридержать их в себе. (27 слов)

12. Объедините данные предложения в одно, исключив внутренний диалог.

Навстречу идет человек, который вам кажется знакомым, но стопроцентной уверенности у вас нет. Как быть? Здороваться или ненужно? Конечно, здороваться! Поймав взгляд этого человека, кивните ему головой. (28 слов)

13. Сократите данный абзац, исключив одно из второстепенных по смыслу предложений.

Вряд ли найдется человек, который будет всерьез возражать против того, что цветы - это прекрасно! Действительно, ведь цветы - это многообразие эстетически совершенных форм, богатейшая палитра красок и оттенков, тончайший, ни с чем не сравнимый аромат. Цветы - это и залитая солнцем лесная лужайка, и благоухающий вечерний сад, и праздничный букет в руках любимой. Одним словом, цветы - это цветы! (56 слов)

14. Сократите данное предложение, заменив выделенную часть обобщающим понятием.

Единственное, что требуется в данном случае от воспитанного человека - это по возможности заранее известить хозяина о своем приходе, чтобы не свалиться человеку как снег на голову, неожиданно не нарушить его планы, не оторвать от других, может быть, неотложных дел. (39 слов)

По нашему мнению, для успешного написания сжатого изложения, в том числе и на государственной итоговой аттестации, необходимо провести с обучающимися работу по следующим направлениям:

1. Закрепление представления о сжатом изложении как жанре. Данное направление работы может включать закрепление знаний о характеристиках сжатого изложения, правилах его написания, приемах компрессии (исключение, обобщение, упрощение). Также школьники должны иметь четкое представление о таких понятиях, как текст, тема текста, основная мысль текста, микротема, абзац, логичность, связность и цельность текста.

2. Знакомство с критериями оценки изложения на ОГЭ. Для того чтобы выстроить стратегию подготовки к экзамену, необходимо знать, по каким критериям будет оцениваться работа. С этой целью ежегодно на сайте Федерального института педагогических измерений размещаются

демоверсии, спецификации и кодификаторы. Учитель должен помочь школьникам познакомиться с демоверсией (демонстрационным вариантом), в которой представлены структура работы, количество и форма заданий, а также критерии оценивания выполнения заданий. Спецификация содержит информацию, полезную в первую очередь, для учителя. Обучающимся необходимо знать условия, отведенное время и этапы проведения экзамена, а также изменения в КИМ. Так, в 2020 году текст для сжатого изложения по содержанию не связан с другими частями работы. Кроме того, изменилось жанровое разнообразие текстов для изложения: это могут быть путевые заметки, дневник, очерк, записки, рецензия и т.д. Ограничений по жанрам нет. Это в определенной степени усложняет работу школьников, так как передавать в сжатой форме содержание текста незнакомого жанра гораздо сложнее. Следовательно, выстраивая стратегию подготовки к выполнению этого задания, нужно использовать тексты самых разнообразных жанров.

3. Отработка алгоритма действий обучающихся на экзамене. Он может быть таким:

1) Слушая текст первый раз, необходимо понять, о чем он, зачем написан, какова последовательность событий.

2) Во время чтения и перерыва между прочтениями текста (5 - 6 минут) сформулировать основную тему, записать ключевые слова, записать микротемы тезисами.

3) Во время второго прослушивания проверить правильность понятого и подготовленных материалов, внести коррективы в черновые записи.

4) Написать изложение на черновике, используя приемы сжатия текста всех трех микротем и точно передав основное содержание текста.

5) Прочитать, проверить и внести корректировки при необходимости.

6) Переписать текст набело.

Изложение как задание ОГЭ относится к основному содержательному разделу курса русского языка «Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)» [5, с. 4].

Среди блоков предметных результатов обучения (в соответствии с ФГОС) изложение относится к «совершенствованию видов речевой деятельности (аудирования, чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения» [5, с. 3]. Следовательно, успешное выполнение изложения как комплексного речевого упражнения свидетельствует о формировании коммуникативной компетенции школьников.

Использованные источники:

1. Баранов, М.Т., Ивченков П.Ф., Ладыженская Т.А., Напольнова Т.В. Обучающие изложения в VII - VIII классах М 2012.

2. ОГЭ. Практикум по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. - М. : Издательство «Экзамен», 2017. - 110, [2] с. (Серия «ОГЭ. Практикум»).

3. Русский язык : учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2007. -237 с.

4. Русский язык : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2007. -206 с.

5. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по русскому языку: [сайт]. - URL: http://www. fipi.ru/ (дата обращения: 10.01.2020).

6. Шмелёв, А. Д., Флоренская Э. А., Савчук Л. О., Кустова Г.И., Шмелёва Е. Я. Русский язык: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Под ред. А. Д. Шмелёва. - Москва: Вентара-Граф, 2015. ISBN 978-5-360-06059-8.

7. Шмелёв, А. Д., Флоренская Э. А., Савчук Л. О., Кустова Г.И., Митюрёв С. Н., Шмелёва Е. Я. Русский язык: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Под ред. А. Д. Шмелёва. - Москва: Вентара-Граф, 2015. ISBN 978-5-360-06059-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.