Научная статья на тему 'Методические рекомендации по композиции тестовых заданий в курсе « Безопасность жизнедеятельности»'

Методические рекомендации по композиции тестовых заданий в курсе « Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОБУЧЕНИЯ / TEST TASKS / SOCIAL CHARACTERISTICS OF EDUCATION / EDUCATIONAL EFFECT OF INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бардина Екатерина Геннадьевна

Для повышения мотивации к освоению содержания курса « Безопасность жизнедеятельности» рекомендуется, кроме обязательного контроля профессиональных знаний, умений и навыков, включать в композицию тестовых заданий вопросы, направленные на развитие интеллектуального потенциала, на формирование нравственно-волевой готовности к активной деятельности в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бардина Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical recommendations to test task compositions in course «Personal Safety»

To find reasons for mastering the course theme «Personal safety» it's recommended to include questions directed to the development of intellectual potential, forming moral and volitional readiness for activity actions in extreme situations into test compositions in addition to compulsory elements of professional knowledge, abilities and skills.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по композиции тестовых заданий в курсе « Безопасность жизнедеятельности»»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

УДК 378.146:614.8

Е. Г. БАРДИНА

Омский государственный технический университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПОЗИЦИИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В КУРСЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»__________________________________

Для повышения мотивации к освоению содержания курса «Безопасность жизнедеятельности» рекомендуется, кроме обязательного контроля профессиональных знаний, умений и навыков, включать в композицию тестовых заданий вопросы, направленные на развитие интеллектуального потенциала, на формирование нравственно-волевой готовности к активной деятельности в экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: тестовые задания, социально значимые характеристики образования, воспитательный эффект обучения.

Улучшение качества обучения по курсу «Безопасность жизнедеятельности» — актуальная педагогическая проблема, которая может быть решена комплексными методами:

— совершенствованием системы контроля качества подготовки выпускников на уровне самообсле-дования и на уровне аттестационной экспертизы (внутренняя и внешняя оценка деятельности вуза);

— преподавание курса «Безопасность жизнедеятельности» с применением новых информационных и коммуникационных технологий.

Несмотря на то обстоятельство, что проблема безопасности жизнедеятельности носит универсальный и глобальный характер, понимание важности данной проблемы со стороны граждан Российской Федерации и, в частности, в студенческой среде не достигает необходимых кондиций. Специалисты по безопасности жизнедеятельности отмечают, что Россия несет колоссальные убытки (ежегодно более 500 млрд руб.) из-за неудовлетворительных условий труда, и в то же время по техническим причинам происходит не более 20 % несчастных случаев, источник опасности в подавляющем большинстве случаев травматизма и гибели работников — человеческий фактор [1-4].

Поэтому в преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности» на одно из первых мест выходит задача усиления мотивации к усвоению содержания курса. С целью усиления мотивации в обучении при композиции тестовых заданий следует включать в перечень тестовых заданий вопросы внутренних факторов (общая культура личности, мировоззренческие установки, нравственные и эстетические позиции) и внешних факторов мотивации к обучению (стимулов, таких как материальное и моральное поощрение).

Например, в тесты, контролирующие остаточные знания по теме «Техносферная безопасность», нужно включать цикл тестовых заданий по активизации внутренних факторов мотивации к обучению, который можно условно обозначить как «Воспитательный потенциал курса «Безопасность жизнедеятельности»» в разделе «Техносферная безопасность» и разделе «Учение о рисках» (ноксология).

Например, по разделу «Учение о рисках» можно порекомендовать включить в композицию тестовых заданий следующие вопросы, относящиеся к таким социально значимым характеристикам образования, как готовность к активной деятельности в экстремальных ситуациях, ориентировка на строгое соблюдение норм охраны труда, забота о сохранении здоровья самого себя и всех окружающих:

— Каковы морально-этические нормы поведения работников МЧС на производстве и в быту?

— Вы живете вблизи радиационно-опасного объекта. Как подготовиться к возможной аварии на нем?

— Считаете ли Вы, что сами несете ответственность за свою жизнь?

Большое значение в преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности» имеет показ положительных примеров воздействия человека на окружающую среду, а также примеров умелых и решительных действий людей в критических ситуациях, поэтому мы рекомендуем включать в тестовые задания соответствующие вопросы позитивного, мажорного содержания, например:

— Приведите примеры героических действий при спасении людей в экстремальных ситуациях (при пожарах, землетрясениях, наводнениях, техногенных авариях);

— Какие Вы можете предложить мероприятия по психологической закалке людей с целью выработки смелости, воли, хладнокровия, выдержки и умения преодолеть чувство страха?

Часть тестовых заданий рекомендуется формировать таким образом, чтобы они побуждали к действию, ставили острые вопросы, ответ на которые требует активной жизненной позиции, к примеру:

— Какие напитки Вы считаете наиболее опасными? Считаете ли, что государственное или частное их производство следует прекратить?

— В чем причины распространения наркомании и токсикомании? Что Вы можете предложить для искоренения этих губительных для молодежи социальных явлений?

При соблюдении нормативных актов человек также может вести себя по-разному: активно или пассивно. Вопросы по нормативной части курсов

должны подаваться так, чтобы вызвать внутреннее непроизвольное управление мыслительной деятельностью обучаемого, то есть форма подачи вопросов тестового задания должна стимулировать мыслительный процесс при усвоении таких, казалось бы, скучных и «необязательных» к усвоению вещей, как нормативы и правила техники безопасности труда. Например, приведем две формулировки одного и того же вопроса:

1. В каком разделе типовой инструкции по охране труда содержится требование о запрете курения на рабочих местах?

2. Существует ли, по Вашему мнению, связь между употреблением алкоголя, курением и употреблением наркотиков и в чем она состоит?

Как видно из этого примера, вторая формулировка быстрее вызовет положительную реакцию у обучаемого, нежели стандартная первая форма вопроса.

Если говорить о четырех критериях оценки качества подготовки специалиста по безопасности жизнедеятельности (профессиональные знания, коммуникативная культура, стремление к профессиональному росту, способность к рефлексии), то можно и весь комплекс педагогических измерительных материалов разбить на соответствующие четыре блока, причем способность к рефлексии и коммуникативная культура заполняют область формирования общепрофессиональных (в том числе ключевых) компетенций специалиста. Следовательно, при композиции тестовых заданий по курсу «Безопасность жизнедеятельности» надо проектировать все четыре блока подготовки специалиста, при этом «воспитательный блок» будет пронизывать как блок «профес-

сиональные знания», так и блок «способность к рефлексии».

Подводя итоги, можно утверждать, что комплексный характер композиции тестовых заданий по курсу «Безопасность жизнедеятельности» является отражением сложной структуры этого курса, а также он обусловлен важностью и многогранностью связанных с ним педагогических проблем.

Библиографический список

1. Сердюк, В. С. Производственная санитария и гигиена труда: учеб. пособие / В. С. Сердюк, Л. Г. Стишенко, Е. Г. Бардина. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. — 80 с.

2. Коньшин, Д. В. Просвещение безопасности труда / Д. В. Коньшин, Е. О. Каргаполова // Омский регион — месторождение возможностей : матер. II Региональной молодежной науч.-техн. конф. 14 — 17 апреля 2011 г. Кн. 1. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. - С. 393-395.

3. Николаев, С. М. Чрезвычайные ситуации и экологические проблемы / С. М. Николаев — Новосибирс : Гео, 2007. - 379 с.

4. Тихомиров, О. К. Психология мышления : учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров - М. : Издательский центр Акдемия, 2007. — 288 с.

БАРДИНА Екатерина Геннадьевна, кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности».

Адрес для переписки: e-mail: bardina_55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2011 г.

© Е. Г. Бардина

уДК 51:378.147 И. В. СЕЧКИНА

Г. И. СЕЧКИН

Омский государственный технический университет

Омский государственный педагогический университет

УРОВЕНЬ СИНТЕЗА ЗНАНИЙ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ____________________________________________

К ранее сформулированным Р. Атахановым уровням развития математического мышления (эмпирический, уровень анализа, планирования и рефлексии) авторы добавляют новый уровень — уровень синтеза знаний и раскрывают его отличительные признаки (фундаментальность и универсальность мыслительных операций, способность к обобщению и свертыванию операций).

Ключевые слова: математическое мышление, уровень синтеза знаний.

При разработке стандартов третьего поколения высшего профессионального образования центральной идеей стала концепция интеграции науки и образования [1]. Магистральным путем претворения этой идеи в жизнь может и должен послужить синтетический подход в преподавании дисциплин физико-математического направления [2, 3].

Анализ психодидактических основ синтетического подхода в профессиональном математическом

образовании к ранее сформулированным Р. Ата-хановым уровням развития математического мышления (эмпирический, уровень анализа, планирования, рефлексии) позволяет добавить новый уровень — уровень синтеза знаний, который следует непосредственно за уровнем рефлексии и занимает в новой иерархии уровней математического мышления самое высокое, господствующее положение [4, 5].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.