Научная статья на тему 'Методические разработки дистанционных курсов и дистанционного обучения'

Методические разработки дистанционных курсов и дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровин Анатолий Георгиевич

Рассмотрен подход к организации одной из перспективных форм современного образования дистанционному обучению. Выделены характеристики обучения дистанционного курса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the approach to organizing one of the most perspective forms of modern education-remote learning is considered. The characteristics of remote learning are put forward.

Текст научной работы на тему «Методические разработки дистанционных курсов и дистанционного обучения»

УДК 338.46:37

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Л.Г. Коровин (Кончат!ТУ)

Рассмотрен nottxfxt к ормтимции скУпой «;• перспеюпимных форм спнремспчого образования - дистанционному обучению, Выделены характеристики обучении дистанционного курса

In the article the approach to organizing one of (hi- most perspective forms of modern education-remote learning is considered, The characteristics of remote learning are pul forward.

Распространение информационных технологии, локальных и глобальных электронных сстсЙ, мультимедийных средств обучения, стремительной бытовой компьютеризации приводит к суше-ствснному изменению содержания и форм образования. Одной из наиболее перспективных форм современного образования является дистанционное обучение уго обучение на расстоянии, kouw преподаватель и обучаемый разделены пространством и учебное взаимодействие осуществляется с помошыо средств телекоммуникаций. Особенно актуальной является эта форма обучения в России с ее обширной территорией и сосрс лог очен нем научных центров в крупных городах. Но оценкам отечественных специалистов, спрос на дистанционное образование в России сопоставим с потребностями и дневной форме обучения и составляет примерно 1,5 млн человек в гол - так говорится в научном докладе, представленном нашей страной на II Международном конгрессе ЮНЬСКО.

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого, т. с. учение. Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; moi работать с этой информацией в удоб ное для него время, обращаясь к различным способам познавательной дея>елыюсти. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) работы обучаемых npeanoaaiaei использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы мучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого слушателя и одновременно способствующих формированию социально значимых качеств личности.

Можно выделить рял характеристик, присущих дистанционному обучению. Дистанционные курсы предполагают четкую постановку целей и задач обучения, более тщательное и легальное планирование деятельности обучаемых, сс организации, доставку необходимых учебных материалов. Рассмотрим цели дистанционного курса. Почему учащимся необходим этот курс? Что является наиболее важным в данной области знаний? Что должны освоить учащиеся? Определение целей - это способ определения значимости курса для преподавателя и учащихся. Вот, например, некоторые целевые установки раздела «Предотвращение столкновений судов» дистанционного курса «Управление судном»:

— выработать вопросы возникновения и создания МППСС-72;

- выявить принципы строения MI II ЮС 72.

Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогли определить, «тто ожидается от учащихся после изучения этого курса Поставленные цели часто выглядят глобально, в них порой отсутствуют детали, необходимые для формирования основы всего курса. 11оэтому необходима установка задач. Задачи отражают более специфические, по сравнению с целями, прел ставлепия о том, что учащийся способен будет сделать в конце каждого урока. В качестве при мера приведем некотрые задачи, соответствующие указанным целевым установкам:

№ 4, декабрь. 2005 г.

определить части МППС'С-72, их название и содержание; проанализировать разделы и приложения МППСС-72;

- оценить перспективы познании правил МППСС-72 в будущих вопросах безопасности мореплавания.

Ознакомление учащихся с задачами курса позволяет: настроить мышление на тему обучения; сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;

- тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средст вам оценивания.

Следующим шагом является использование разработанных задач для проектирования обучающей деятельности, которая поможет учащимся овладеть целями и задачами.

Обучающая деятельность в условиях дистанционного образования приобретает особое значение. Взгляд на цели и задачи поможет выстроить линию: цеди — задачи —* познавательная деятельность > оценка. Примерами могут служить следующие задачи

- подготовка статьи, описывающей исследование;

- критический обзор устного сообщения по выполненному научному проекту.

Какие виды обучающей деятельности будут соответствовать этим задачам? 11рсподлватель может ныбрать следующие альтернативные варианты

- предложит!, учащимся прочитать о научных методах и исследовательских проектах; предложить учащимся критические и акту альные статьи по аварийности морского флота; указать учащимся достоинства и недостатки подхода, который представлен в статье,

Затем учащиеся упражняются в применении полученных знаний. Па этом этапе они нуждаются в обратной связи. Наличие эффективной обратной связи позволяет ученику получить информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как кооперационной, операт ивной, так и отсроченной (и виде внешней оценки). Мотивация также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Чтобы се повысить, важно применять разнообразные приемы и средства. Структурирование курса должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение 01 модуля к модулю. Объемные модули и курсы замет но снижают мотивацию обучения.

В любом случае, какие бы виды дистанционного обучения ни разрабатывались, возникает необходимость предусмотреть определенные компоненты, как-то:

1) общие сведения о курсе, его название, цели, задачи, содержание (структу ра);

2) справочные материалы по предметной области курса;

3) собственно обучающий курс, структурированный по модулям;

4) блок заданий, направленный на усвоение материала и проверку его понимания:

5) блок творческих заданий, направленных на самостоятельное применение усвоенных знаний;

6) блок контрольных заданий, тестов, вопросов, предусматривающих оценку знаний.

При разработке методик необходимо учитывать особые виды подготовки специалистов для работы на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.