УДК 614.2:063
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Е.П. Данилина1, A.A. Белобородое1, Ю.С. Белобородова2
'ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого» г. Красноярск, Россия, 660022
2КГБУЗ КМК «Больница скорой медицинской помощи им. Н. С. Карповича» г. Красноярск, Россия, 660078
Аннотация. В статье описаны методические проблемы исследований в области оценки качества медицинских услуг, таких как наличие нескольких понятий, смешение понятий и инструментария в области оценки качества, представлен авторский подход к решению ряда методических проблем, в частности, определена разница понятий «оценка», «контроль» и «экспертиза», показана системность понятия «оценка качества медицинских услуг», разделены методики и методы оценки качества медицинских услуг, показано значение объектов и концептуальных подходов к обеспечению качества услуг медицинских организаций для совершенствования проведения оценки их качества.
Ключевые слова: оценка, контроль и экспертиза качества медицинских услуг, методики, методы, объекты и концептуальная основа оценки качества медицинских услуг.
Новый этап реформы общественного здравоохранения в России, старт которому был дан принятием новых законов1 в сфере охраны здоровья россиян, актуализировал внимание профессионалов здравоохранения и исследователей на повышении качества медицинской помощи. Однако практика показывает, что в здравоохранении даже при наличии отраслевых документов, регламентирующих проведение независимой оценки качества оказания медицинских услуг2, обеспечение их качества медицинскими организациями остается далеким от желаемого уровня и вызывает вполне обоснованное нарекание населения и общественности. Поэтому необходимо повышать эффективность исследований в такой области медицин-
ских знаний, как оценка качества медицинских услуг, которые смогла бы стать основой для принятия решении по совершенствованию деятельности медицинских организаций.
Несмотря на то, что наука оценки качества [6] начала формироваться в России почти 20 лет назад и в настоящее время появилось много работ в этой области, вопросам качества медицинской помощи посвящен специализированный журнал3, до сих пор методические вопросы исследования качества медицинских услуг, в частности, вопросы оценки качества, как объекта научных изысканий, не потеряли свою актуальность.
На наш взгляд, не потеряли свою актуальность выводы ряда авторов, что для повышения
—--—
~ 434 ~
—--—-
эффективности методик оценки качества медицинских услуг необходимо разрабатывать концептуальную основу методик и способы оценки качества [6].
В данной статье авторы опишут ряд методических проблем, выявленных в результате автор-
ских исследований. Проведенный анализ отраслевых документов и публикаций по теме исследования показал отсутствие единого подхода к использованию терминов и определению сущности понятий (табл. 1).
Таблица 1
Используемые понятия в области качества медицинских услуг
Понятия Источник
Контроль качества медицинской помощи Глава 9. Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Экспертиза качества медицинской помощи Контроль качества медицинской деятельности Статьи 58 и 64. Статьи 86, 87. Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323 ФЗ
Оценки качества оказания услуг медицинскими организациями Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. № 240 от 14 мая 2015
Оценка качества медицинской помощи Критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные приказом Минздрава России № 422ан от 7 июля 2015 г.
Контроль качества медицинской помощи [5]
Оценка качества медицинского обслуживания [1; 2; 6]
Оценка уровня качества лечения (диспансеризации) [3, с. 113]
Мониторинг уровня удовлетворенности пациентов качеством стационарной помощи [4]
Анализ качества медицинской помощи; оценки качества медицинской помощи; контроль качества; анализ дефектов качества медицинских услуг; слежение за качеством оказания медицинской помощи [7, с. 73—74]
Анализ сущности понятий «контроль качества» и «оценка качества» медицинских услуг позволил сделать определенные выводы. Во-первых, в большинстве источников эти термины используются как синонимы, во-вторых, в одних и тех же официальных документах и некоторых публикациях используются разные термины. В-третьих, часто происходит смешение понятий и методических инструментов оценки качества медицинской помощи.
На наш взгляд, использование единых терминов в области оценки качества позволит всем участникам здравоохранения и исследователям «говорить на одном языке» и проводить исследования
качества медицинских услуг более эффективно. Различие терминов и понятий позволил авторам сформулировать свою точку зрения к данной методической проблеме.
Контроль качества медицинской помощи заключается в проверке соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным порядком предоставления медицинской помощи и федеральным стандартам в сфере здравоохранения. Проводится для выявления нарушений и дефектов с целью их устранения, а также для планирования и организации обеспечения качества медицинской помощи в рамках управления качеством медицинских организаций.
—--—
~ 435 ~
Since 1999
p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
—■--—
Экспертиза качества медицинской помощи заключается в установлении соответствия сведений об объемах, сроках и качестве оказанной медицинской помощи установленным правилами обязательного медицинского страхования, а также с целью выявления нарушений при оказании медицинской помощи в случае судебных разбирательств по жалобам пациентов и др.
Оценка качества в соответствии с международными стандартами ISO — это более широкое понятие, чем контроль качества. Таким образом, оценку качества медицинской помощи можно определить как интегрированное понятие в процессе обеспечения качества, а контроль и экспертиза являются способами оценки качества. На наш взгляд, эволюция использования терминов в документах Минздрава (табл. 1), регулирующих деятельность медицинских организаций, в частности в области обеспечения качества медицинских услуг, показывает, что они приводятся в соответствие с международными стандартами, и использование термина «оценка качества медицинской помощи» представляется нам более правильным.
Однако, на наш взгляд, понятие «оценка качества медицинской помощи» должно быть скорректировано с учетом расширения взглядов на понятие «медицинская услуга», рассматривающих медицинскую услугу как комплексную, включающую медицинскую помощь и услуги по медицинскому обслуживанию [1; 4; 6]. Думается использование понятия «оценка качества медицинских услуг» позволит охватить все виды деятельности медицинских организаций. Особенно это актуально для стационаров, отличающихся от других форм медицинской помощи включением пациентов в процесс предоставления медицинских услуг на определенный срок, что усиливает роль сервисных услуг в процессе медицинского обслуживания. На основе расширенного понимания качества медицинской услуги предлагаем использовать как самостоятельные понятия «оценка качества медицинской помощи» и «оценка качества медицинского обслуживания». Ряд авторов использует такой дифференцированный подход в своих исследованиях [4; 8].
Другой методической проблемой оценки качества медицинских услуг является отделение по-
нятий от инструментария, под которым понимаются совокупность методов проведения исследований оценки качества. Достаточно часто в публикациях встречаются как синонимы понятия «анализ качества» и «оценка качества» медицинской помощи. Как было отмечено выше, оценка качества — это интегрированное понятие, представляющее определенную систему, включающую виды оценки, методики и методы сбора информации, зависящие от объектов оценки. Оценка качества медицинских услуг может быть проведена с использованием таких методик, как анализ, экспертные оценки, наблюдение, отличающиеся разными методами сбора информации. Например, анализ, как сравнение данных, может быть проведен с помощью методов изучения стандартов, медицинской документации, определенных показателей в статистических документах медицинских организаций, результатов социологических и маркетинговых опросов и пр. Некоторые авторы предлагают и проводят исследования, используя разнообразный набор методик [7], другие - исключают наблюдение, которое почти всегда непрактично, предлагая «золотой стандарт» оценки медицинской помощи, включающий изучение историй болезни или сбор данных с помощью опросов [6]. Нам наш взгляд, выбор эффективных методов оценки качества медицинских услуг должен определяться объектами исследований на концептуальной основе. Отметим, что в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены 5 групп конечных результатов, которые выступают объектами для оценки качества медицинских услуг.
В качестве концептуальной основы оценки качества медицинских услуг выступает ориентация на интересы субъектов, обосновывающая для чего проводится оценка качества. Отраслевой подход, учитывающий в первую очередь интересы медицинских организаций [1], ориентирован на оценку качества медицинской помощи, используя в большей степени экспертизу для выявления дефектов с целью их устранения, как основание для финансирования через систему ОМС. Клиенто-ориентированный подход, направленный на обеспечение удовлетворенности потребителей медицинскими услугами [1], ориентирован на интеграцию оценки качества медицинской помощи и медицинского обслуживания, используя контроль для
—--—
~ 436 ~
совершенствования управления качеством медицинских организаций с целью повышения эффективности их деятельности.
Главным, на наш взгляд, является интеграция научных исследований по оценке качества медицинских услуг в практическую деятельность организаций системы здравоохранения, для совершенствования деятельности всей системы здравоохранения с целью обеспечения не только здоровья людей, но и качества их жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323 ФЗ.
2 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 мая 2015 № 240 ФЗ. «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от № 422ан от 7 июля 2015 г.
3 «Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутова Т.Г., Данилина Е.П., Белобородова Ю.С.. Белобородов A.A. Качество медицинского обслуживания: методологические проблемы практической оценки // Современные проблемы науки и образования. 2015.
№ 5; Режим доступа: URL: http://www.science-education.ruy 128-22401 (дата обращения: 28.10.2015).
2. Бутова Т.Г., Яковлева Е.Ю., Данилина Е.П.. Белобородов A.A. Сервис и качество медицинских услуг // ЭПИ «Сервис в России и за рубежом». 2014. Т. 8 № 8(55). С. 1—8. Режим доступа: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/2014_8 (дата обращения: 13.02.2016).
3. Дьяченко В.Г. Качество в современной медицине. Издательство ГОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский университет Росздрава, 2007.
4. Касапов К.И. Организация мониторинга уровня удовлетворенности пациентов качеством стационарной помощи // Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. 2015. № 6. (46). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/723/30/lang,ru/ (Дата обращения 12 февраля 2016).
5. Контроль качества скорой медицинской помощи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kontrol-kachestva-medicinskoj-html (дата обращения: 04.02.2016).
6. Ланска ДДж, Харц А.Дж Оценка качества медицинского обслуживания // Международный медицинский журнал. 1999. № 1. С. 6—9.
7. Поляков Б.А., Мушников Д.Л., Курбанов М.А.. Баютин A.M., Наумов A.B. Характеристика дефектов качества оказания скорой медицинской помощи с позиции их повторяемости // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2015. Т. 7. № 4. С. 73—79.
8. Спиридонов A.B., Шулаев A.B. Метод оценки удовлетворенности пациентов качеством стационарных услуг в условиях модернизации здравоохранения // Современные проблемы науки и образования. 2013. 4; [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id= 10001 (дата обращения: 02.03.2016).
METHODOLOGICAL ISSUES STUDY EVALUATING THE QUALITY OF MEDICAL SERVICES
E.P. Danilina1, A.A. Beloborodov1, Y.S. Beloborodova2
1 Krasnoyarsk State Medical University prof. Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk, Russia. 660022
2Hospital emergency medical care to them. N.S. Karpovich Krasnoyarsk, Russia, 660078
Annotation. This article describes the methodological problems in assessing the quality of health services research, such as the presence of several concepts, confusion and tools in the field of quality assessment, presents the author's approach to solving a number of methodological problems, in particular, to determine the difference the concepts of "evaluation", "controls" and "expertise", shows the system concept "evaluation of the quality of medical services" are separated by
—--—
~ 437 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
—■--—
techniques and methods for evaluating the quality of health services, shows the value of objects and conceptual approaches to the provision of quality medical services organizations to improve the evaluation of their quality. Key words: evaluation, supervision and examination of the quality of medical services, procedures, methods, objects, and conceptual framework for assessing the quality of medical services.
REFERENCES
1. Butova T.G., Danilina E.P., Beloborodova Y.S., Beloborodov A.A. Quality of care: methological problems of practical assessment. Modern problems of science and education, 2015, no. 5; URL: http://www.science-education.ru/ 128-22401 (date of access: 28.10.2015).
2. Butova T.G., Yakovleva E.Y., Danilina E.P., Beloborodov A. A. Service and the quality of medical services. EPI «Service in Russia and abroad», 2014, vol. 8, no. 8(55), pp. 1—8. URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php? do=cat&category=2014_8 (date of access: 13.02.2016).
3. Dyachenko V.G. Quality in modern medicine. Publisher SEI HPE Far Eastern State Medical University, 2007.
4. Kasap K.I. Organization of monitoring the level of patient satisfaction with the quality of hospital care. Social aspects of health [electronic scientific journal, 2015, no. 6 (46). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/ 723/30/lang,ru (date of access 12 February 2016).
5. Quality control of ambulance [electronic resource]. Mode of access: http://kontrol-kachestva-medicinskoj-html (date of access: 04.02.2016).
6. Lanska D.J., Harz A.J. Quality assessment of medical care. International medical journal, 1999, no. 1—2, pp. 6—9.
7. Polyakov B.A., Mushnikov D.L., Kurbanov M.A., Boutin A.M., Naumov A.V. Characteristic defects in the quality of emergency medical care from the perspective of their frequency of occurrence. The Journal of scientific articles «Health & Education Millennium», 2015, Vol. 17, no. 4, pp. 73—79.
8. Spiridonov A.V., Shulaev A.V. Method for assessing patient satisfaction with the quality of hospital services in the health conditions of modernization. Modern problems of science and education, 2013, 4; [Electronic resource]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=10001 (date of access: 02.03.2016).
* I4MII1I1
niBitTiu
INJ^OBASE '
INDEX
(gvttwteus OAJI JEMS QULRICMSWEB
é li i T ! c s i I nc* .-.-
Goggle Çi^Factor @ IÎÎÎIL-