Научная статья на тему 'Методические принципы применения интерактивных методов обучения математике в начальных классах'

Методические принципы применения интерактивных методов обучения математике в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ / TEACHING MATHEMATICS / ELEMENTARY SCHOOL / METHODICAL PRINCIPLES / INTERACTIVE METHODS / SUBSTANTIAL LINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Г. В.

В данной статье дана методологическая характеристика интерактивных методов обучения математике в начальных классах. Выделены основные содержательные линии школьного курса математики для начальных классов и описаны цели изучения этих линий. Важное место в обучении этим линиям в начальной школе занимают такие интерактивные методы обучения, как учебная игра, ребусы, рассказы. Опытно-экспериментальная работа показала, что применение интерактивных методов стимулирует процесс формирования основных понятий математики в начальных классах. Автор делает вывод о том, что применение различных форм интерактивной методики, в частности учебных игр, диалогов, бесед, занимательных задач и ребусов в обучении математике в начальных классах, стимулирует чувственно-наглядное, мотивационное отношение учащихся к предмету обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODICAL PRINCIPLES OF THE USE OF INTERACTIVE METHODS OF TRAINING MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL

In the article the methodological characteristic of interactive methods of training mathematics to elementary school children is given. The main substantial lines of a school course of mathematics at an elementary level are allocated and the objectives of the studying these lines are described. The important place in training these lines at the elementary school is taken by such interactive methods of training as an educational game, rebus and story. The researcher’s experimental work has shown that, when the interactive methods are used, they stimulate the process of formation of the basic concepts of mathematics in the math class for younger pupils. The author concludes that the use of different forms of interactive techniques, such as teaching games, dialogues, conversations, entertaining problems and puzzles in teaching mathematics in elementary school grades, stimulates sensory-visual and motivational attitude of children to the subject of study.

Текст научной работы на тему «Методические принципы применения интерактивных методов обучения математике в начальных классах»

Библиографический список

1. Чекунов Е. В. Педагогические условия патриотического воспитания студентов вузов в условиях гуманизации образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Сочи, 2006.

2. Колчина А.А. Педагогические условия организации воспитательной деятельности в современном вузе. Человек и образование. 2012; 1: 142-145.

3. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. Москва: Издательство АПН РСФСР, 1960.

4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Под редакцией А.М. Арсеньева. Москва: Педагогика, 1982

5. Фоменко С.И., Шаталова Н.П. Проектирование поля мотивации при подготовке военных кадров. В мире научных открытий. 2014; 11.11 (59): 4437 - 4445.

6. Адаева Н. А. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тверь, 2014.

7. Телегин В. А. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания студентов колледжей. Диссертация . кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2005.

8. Шаталова Н.П. Сущность конструктивного обучения. Директор школы. 2006; 5: 56

9. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. Москва: Педагогическое общество России, 1998.

10. Томилина С. Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодёжи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2015.

References

1. Chekunov E. V. Pedagogicheskie usloviya patrioticheskogo vospitaniya studentov vuzov v usloviyah gumanizacii obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sochi, 2006.

2. Kolchina A.A. Pedagogicheskie usloviya organizacii vospitatel'noj deyatel'nosti v sovremennom vuze. Chelovek i obrazovanie. 2012; 1: 142-145.

3. Vygodskij L.S. Razvitie vysshih psihicheskih funkcij. Moskva: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1960.

4. Kapterev P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Pod redakciej A.M. Arsen'eva. Moskva: Pedagogika, 1982

5. Fomenko S.I., Shatalova N.P. Proektirovanie polya motivacii pri podgotovke voennyh kadrov. V mire nauchnyh otkrytij. 2014; 11.11 (59): 4437 - 4445.

6. Adaeva N. A. Patrioticheskoe vospitanie studentov tehnikuma sredstvami narodnojpedagogiki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tver', 2014.

7. Telegin V. A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya patrioticheskogo vospitaniya studentov kolledzhej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2005.

8. Shatalova N.P. Suschnost' konstruktivnogo obucheniya. Direktorshkoly. 2006; 5: 56

9. Schurkova N.E. Programma vospitaniya shkol'nika. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 1998.

10. Tomilina S. N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. admirala F.F. Ushakova, 2015.

Статья поступила в редакцию 14.12.15

УДК 378

Isaeva G.V., doctoral postgraduate, Azerbaijani State Pedagogical University (Baku, Azerbaijan), Е-mail: [email protected]

THE METHODICAL PRINCIPLES OF THE USE OF INTERACTIVE METHODS OF TRAINING MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL. In the article the methodological characteristic of interactive methods of training mathematics to elementary school children is given. The main substantial lines of a school course of mathematics at an elementary level are allocated and the objectives of the studying these lines are described. The important place in training these lines at the elementary school is taken by such interactive methods of training as an educational game, rebus and story. The researcher's experimental work has shown that, when the interactive methods are used, they stimulate the process of formation of the basic concepts of mathematics in the math class for younger pupils. The author concludes that the use of different forms of interactive techniques, such as teaching games, dialogues, conversations, entertaining problems and puzzles in teaching mathematics in elementary school grades, stimulates sensory-visual and motivational attitude of children to the subject of study.

Key words: teaching mathematics, elementary school, methodical principles, interactive methods, substantial lines.

Г.В. Исаева, докторант, Азербайджанский Государственный Педагогический Университет, г. Баку,

Е-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В данной статье дана методологическая характеристика интерактивных методов обучения математике в начальных классах. Выделены основные содержательные линии школьного курса математики для начальных классов и описаны цели изучения этих линий. Важное место в обучении этим линиям в начальной школе занимают такие интерактивные методы обучения, как учебная игра, ребусы, рассказы. Опытно-экспериментальная работа показала, что применение интерактивных методов стимулирует процесс формирования основных понятий математики в начальных классах. Автор делает вывод о том, что применение различных форм интерактивной методики, в частности учебных игр, диалогов, бесед, занимательных задач и ребусов в обучении математике в начальных классах, стимулирует чувственно-наглядное, мотивационное отношение учащихся к предмету обучения.

Ключевые слова: обучение математике, начальные классы, методические принципы, интерактивные методы, содержательные линии.

Для определения методических принципов применения интерактивных методов обучения математике в начальных классах, мы считаем, что должны быть обозначены цели и задачи; состав содержательных линий; результаты обучения математике на этапе начального образования общеобразовательной школы.

Цель обучения математике на этапе начального образования общеобразовательной школы заключается в обеспечении процесса формирования у учащихся знаний и навыков, необхо-

димых для выполнения арифметических действий, вычисления числовых выражений, решение задач, а также пространственных и геометрических представлений.

Выделяются следующие содержательные линии обучения математике в системе начального образования:

- Числа и вычисления (неотрицательные целые числа, создание представлений о значении единиц разряда отдельного числа);

- Алгебра и функции (манипуляция простыми обобщениями, посредством использования понятия переменной величины; формирование начальных представлений о равенстве и неравенстве посредством сравнения чисел; формирование начальных представлений об уравнении и об их решении; формирование представлений о функциональной зависимости различных величин);

- Гэометрия (формирование начальных пространственных представлений; формирование начальных представлений о геометрических формах и об их взаиморасположении; формирование начальных представлений о геометрических фигурах; формирование навыков решения задач, на основе соответствующего геометрического описания);

- Измерения (формирование начального представления о единицах и способах измерения величин; формирование представлений о характере связей между единицами величин; формирование первичных навыков вычисления значения величин при помощи измерительных инструментов; формирование начальных представлений о периметре и площади, а также навыков вычисления периметра многоугольника и площади прямоугольника);

- Статистика и вероятность (сбор, систематизация и разъяснение данных; формирование навыков выдвижения простых прогнозов).

Общие результаты обучения математике на этапе начального образования общеобразовательной школы определены следующим образом: учащийся умеет выполнять четыре арифметических действия с натуральными числами в пределах миллиона, включая ноль, а также положение и удельный вес цифр в числах десятичной системы исчисления; умеет находить неизвестную величину в ходе выполнения арифметических действий; использует различные величины при решении бытовых проблем; выявляет и описывает особенности простых плоских фигур и пространственных тел; собирает, систематизирует, демонстрирует и разъясняет числовые данные.

Обозначенные нами цели и задачи, включающие в состав содержательных линий результаты обучения математике на этапе начального образования общеобразовательной школы, требуют применения интерактивных методов обучения математике в начальных классах. В первую очередь, рассмотрим дидактические особенности обучения математике в начальных классах общеобразовательной школы. Здесь главное дидактическое требование, предъявляемое к обучению математике в начальных классах, заключено в особой значимости фактора мотивации и чувственно-наглядного восприятия при обучении основным понятиям. В данном случае речь идёт о формировании таких фундаментальных понятий, как число, арифметическое действие, геометрические фигуры (прямая линия, треугольник, четырёхугольник и так далее), рассмотренных нами при исследовании содержательных линий обучения математике в начальных классах.

Изучая роль мотивационного фактора в процессе обучения основных понятий математики в начальных классах, в рамках применения интерактивной методики необходимо коснуться вопроса об особой роли эвристического метода, в частности -эвристической беседы. В данном случае в ходе эвристической беседы учащийся самостоятельно приобретает соответствующие знания и представления о количественной характеристике конкретных предметов на основе соответствующих разъяснений педагога.

Ранее в исследованиях [1 - 4] в составе интерактивной методики была указана диалоговая форма организации обучения.

Библиографический список

Как видно из вышеуказанной характеристики эвристической беседы, здесь речь идёт именно о применении диалоговой формы интерактивной методики.

Диалоговая форма разъяснения, по мнению известного азербайджанского учёного профессора С.С. Гамидова [5], применяется: в приобретении нового знания, в его закреплении, в проверке знаний у учащихся.

В рамках диалогового разъяснения, при изучении понятия «число», учитель нацеливает внимание учащихся на наличие качественной характеристики предметов и явлений действительности и на необходимость вычислений количественных отношений. Данное разъяснение обуславливает самостоятельного формирования у учащихся понятие число, а также представлений об арифметических действиях над ними. На последующем этапе учитель задаёт учащимся соответствующие задачи, в ходе решения которых происходит закрепление приобретённых знаний. На заключительном этапе диалогового разъяснения проверяется уровень усвоения знаний.

Общеизвестно, что школьный курс математики в начальных классах представляет собой интегративную систему организации математических знаний, включая в свое содержание различные элементы, в том числе представления о натуральных числах, арифметический действиях, геометрических фигурах.

Выше мы рассмотрели применение конкретных форм инте-гративной методики, в частности - диалоговой формы организации учебного процесса, при формировании понятие «число». Следует отметить, что формирование геометрических представлений при обучении математике в начальных классах, также предполагает применение соответствующих форм интегратив-ной методики. При этом, наряду с мотивационным фактором, в данном случае используется фактор чувственно-наглядных представлений.

Рассматривая роль чувственно-наглядных представлений в процессе обучения математике в начальных классах, профессор С.С. Гамидов [5] приводит нижеследующую классификацию по учебным материалам: изучение натуральных чисел; представление понятия о дробях и их сравнение; арифметические действия и их свойства; количества и единицы их измерения; материалы геометрии.

Основываясь на вышеизложенном, рассмотрим применение интерактивной методики при формировании пространственных представлений, представлений геометрических фигур. При формировании у учащихся начальных классов геометрических представлений особой эффективностью обладают интерактивные приёмы, при помощи которых происходит сравнительный анализ пространственных представлений различных фигур. В данном случае особой эффективностью обладают проведение ролевых игр, решение соответствующих занимательных задач. В ходе реализации подобных игр у учащихся складывается чув-ственно-мотивационное отношение к игровой ситуации, занимательным задачам, предложенным учителем.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что применение различных форм интерактивной методики: учебных игр, диалогов, бесед, занимательных задач и ребусов - в обучении математике в начальных классах стимулирует чувственно-наглядное, мотивационное отношение учащихся к предмету обучения. В частности, именно применение интерактивных методов стимулирует процесс формирования основных понятий математики в начальных классах (число, арифметические действия с числами, геометрические фигуры).

1. Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. Москва, 1992; Ч. 1.

2. Серве В. Преподавание математики в средних школах: пособие для учителей. Москва, 1978.

3. Фрейденталь Х. Математика как педагогическая задача. Москва, 1982.

4. Методика преподавания математики в средней школе. Москва, 1985.

5. Гамидов С.С. Методы обучения математике в начальных классах. Баку, 2004.

References

1. Psihologo-pedagogicheskie osnovy obucheniya matematike vsrednejshkole. Moskva, 1992; Ch. 1.

2. Serve V. Prepodavanie matematiki vsrednih shkolah: posobie dlya uchitelej. Moskva, 1978.

3. Frejdental' H. Matematika kakpedagogicheskaya zadacha. Moskva, 1982.

4. Metodika prepodavaniya matematiki v srednej shkole. Moskva, 1985.

5. Gamidov S.S. Metody obucheniya matematike vnachal'nyh klassah. Baku, 2004.

Статья поступила в редакцию 17.12.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.