Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОНЛАЙН-УРОК / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева О. А., Смирнова Е. Е., Ручина Л. И.

Рассматривается организация онлайн-урока по русскому языку как иностранному. Представляются методические принципы, которые должны лежать в основе моделирования онлайн-урока, а именно единство педагогических целей, наглядность и доступность, гибкость структуры, интерактивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES FOR MODELING ONLINE LESSONS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the issue of organizing an online lesson in Russian as a foreign language. The article considers the methodological principles that should underlie the modeling of an online lesson in Russian as a foreign language, including the unity of pedagogical goals, visibility and accessibility, structure flexibility, interactivity.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2021, № 2, с. 209-212

УДК 81

Б01 10.52452/19931778_2021_2_209

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

© 2021 г. О.А. Лебедева, Е.Е. Смирнова, Л.И. Ручина

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

lebedevaoa 1981 @шаИги

Поступила в редакцию 15.12.2020

Рассматривается организация онлайн-урока по русскому языку как иностранному. Представляются методические принципы, которые должны лежать в основе моделирования онлайн-урока, а именно единство педагогических целей, наглядность и доступность, гибкость структуры, интерактивность.

Ключевые слова: иностранные студенты, моделирование, онлайн-урок, методические принципы.

В системе образования РФ сейчас происходят кардинальные изменения. Технологии дистанционного обучения набирают большую популярность. Это обусловлено, с одной стороны, внешними обстоятельствами, ситуацией в стране и в мире, а с другой - бурным ростом информационных технологий. Дистанционное обучение представлено двумя направлениями: созданием «сетевых платформ, на которых студент постигает иностранный язык самостоятельно, без контакта с преподавателем» и занятия с преподавателем, «проводимые с помощью современных программ, обеспечивающих надежную видеосвязь» [1, с. 195]. Плюсы и минусы есть у каждого из направлений, поэтому исследователи предлагают искать так называемую «золотую середину», которая поможет в моделировании курса по русскому языку как иностранному (далее - РКИ) [1, с. 195].

Моделирование урока - это вид деятельности педагога, который включает определение основных параметров урока, уточнение концепции или технологической идеи обучения, соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида урока. Моделирование применяется для оптимизации структуры и объёма учебного материала, максимально эффективного управления временем на учебном занятии и повышения познавательной активности учеников. Но прежде чем начинать моделирование конкретного урока или системы уроков РКИ в онлайн-формате, необходимо определить специфику онлайн-урока как формы организации дистанционного обучения, понять, какие достоинства и недостатки есть у данного формата по отношению к содержанию РКИ, оценить трудности, которые могут возникнуть у учащихся.

Понятие онлайн-урока уже довольно подробно рассмотрено в методической литературе

[2; 3]. Онлайн-урок - это «основная организационная единица учебного процесса, назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения, реализуемой в режиме реального времени с бесперебойным доступом в интернет с применением электронных средств обучения» [2, с. 215-216].

Специфика онлайн-формата урока РКИ определяется, в первую очередь, общими особенностями, которые обусловлены направленностью на коммуникацию как основной стратегией обучения. К специфическим особенностям урока РКИ относятся коммуникативная направленность [4-6], комплексный характер [7], гуманистический подход к обучению, разнообразие форм работы, функциональный подход [4; 6; 8].

Рассмотрим специфику реализации некоторых особенностей уроков РКИ в онлайн-формате.

1. Коммуникативная направленность как базовый методический принцип организации урока РКИ должна сохраняться и при онлайн-формате урока. Организация грамматического материала должна быть подчинена процессу формирования и развития речевых умений и навыков. Трудность коммуникации «через экран» требует от педагога большей наглядности материалов урока, а также четкой и понятной для учащихся системы ответов на вопросы (значок поднятой руки, включенный/выключенный микрофон, очередность ответов). Создать атмосферу общения в языковой среде онлайн-урока возможно только за счет четкого осознания всеми участниками правил речевого поведения.

2. Комплексный характер урока, который предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности, - это одна из самых важных особенностей урока РКИ. Считается, что один из видов речевой деятельности должен быть ведущим на каждом

конкретном уроке. Безусловно, онлайн-формат урока не позволяет использовать привычные приемы обучения, заставляет искать новые решения. Например, освоение графической системы русского языка на начальном этапе в он-лайн-формате может вызвать трудности, так как нет непосредственного контакта с педагогом, который формирует графические умения и контролирует сформированность навыка. Тем не менее не допустима «концентрация» только на «удобных» для онлайн-формата видах речевой деятельности.

3. При гуманистическом подходе к обучению создаются положительные условия, при которых происходит развитие тех или иных умений в деятельности. Учащийся получает возможность свободного выражения своих мыслей и чувств, он «имеет право» на совершение ошибки (например, при построении высказывания), за которой не последует наказание. На уроке РКИ необходимо сохранять не просто рабочую атмосферу. Важна доброжелательная обстановка, располагающая участников учебного процесса к речевому взаимодействию. Технические трудности, невозможность абстрагироваться от реальности и погрузиться в языковую среду, которую создает педагог в онлайн-формате, являются серьёзными проблемами, которые мешают учащемуся быть свободным в речевом взаимодействии с другими участниками. Задача педагога - сохранять терпение и позитивный эмоциональный настрой урока, помогать студентам решать технические проблемы.

4. Использование разнообразных форм работы, в частности комбинирование индивидуальной работы и коллективной, является важной частью урока РКИ. Как правило, проблем с организацией индивидуальной работы в онлайн-формате не возникает. Коллективные формы (работа в парах, группах, хоровые ответы) являются перспективными для обучения общению, они увеличивают время активности учеников и уменьшают состояние тревоги, помогают преодолеть страх. Однако технически не всегда возможно организовать коллективные формы работы, так как у учащегося нет реального речевого взаимодействия с другими участниками процесса.

5. Функциональный подход предполагает приближение учебной деятельности к естественным условиям общения [4]. Создание речевых ситуаций - это неотъемлемая и важная часть урока РКИ. Учебная ситуация по возможности должна быть адекватна реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление. Также она должна быть предельно ясна учащимся. Создание речевых

ситуаций в онлайн-формате требует от педагога мастерства, так как отсутствие непосредственного контакта вызывает психологический дискомфорт у учащихся.

Моделирование онлайн-урока РКИ должно опираться на понимание того, как учебный материал будет воспринят учащимися, какие трудности могут возникнуть. В рамках данного исследования был проведен опрос студентов, знакомых с форматом онлайн-урока по РКИ. Всего в опросе участвовало 28 студентов первого курса, обучавшихся на программах подготовительных отделений.

Результаты опроса были ожидаемыми, но тем не менее отметим некоторые моменты, на которые необходимо обращать внимание педагогу, моделирующему процесс обучения в он-лайн-формате. 61% опрошенных считает, что урок РКИ в онлайн-формате не должен быть похож на урок в аудитории, он должен иметь иную структуру. И с этим мы не можем не согласиться.

Труднее всего было выполнять в онлайн-формате задания по развитию письменной речи, задания на аудирование, а легче, комфортнее -задания по грамматике и на развитие навыков говорения. По мнению опрошенных, самыми продуктивными формами работы на онлайн-уроке были онлайн-тесты (71%), выполнение лексических и грамматических упражнений (43%), просмотр видео и обсуждение увиденного (39%).

Большинство опрошенных (53%) высказались, что контактная работа с преподавателем на онлайн-уроке РКИ должна продолжаться не более 60 минут, остальное время должно быть отведено на выполнение тестовых, письменных заданий. Это связано, безусловно, с тем, что долгое нахождение перед экраном компьютера, сосредоточенность на одной точке экрана компьютера вызывает как физическую, так и эмоциональную усталость.

Моделирование онлайн-урока РКИ должно опираться на общие принципы моделирования занятия, проводимого в онлайн-формате.

Во-первых, необходимо деление онлайн-урока на части (например, по видам речевой деятельности, по работе с новым или изученным материалом, по формам речевого взаимодействия).

Во-вторых, педагог должен следовать принципам проблемного обучения, которое предполагает использование эвристического метода, заключающегося в «организации поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности учащихся» [9, с. 321].

В-третьих, весь предъявляемый материал должен быть наглядным и точным, чтобы логика занятия была прозрачной.

Методические принципы моделирования онлайн-урока по русскому языку как иностранному

211

В-четвёртых, необходимо поддерживать активность студентов, которые в формате онлайн-занятия могут только терять интерес к занятию в связи с отсутствием физического контакта с преподавателем.

Какими же методическими принципами необходимо руководствоваться при разработке онлайн-урока РКИ на этапе моделирования?

Единство целей. При моделировании необходимо помнить, что онлайн-урок РКИ, как и любой другой урок, должен быть смоделирован с учетом единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Цель педагога - не только донести информацию до учащегося, сформировать умения и навыки, но и помочь развитию его личности. Онлайн-формат позволяет использовать материалы Интернета, различных образовательных платформ, которые можно интерпретировать в соответствии с конкретной целью урока.

Наглядность и доступность. Формат он-лайн-урока дает возможность расширить диапазон средств обучения РКИ. Если при аудиторном формате основными средствами обучения являются простые словесные (текстовый материал, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе) и простые визуальные (таблицы, схемы, карточки) средства, то на онлайн-уроке русского языка главными становятся сложные аудиовизуальные средства и информационные системы. Использование учебных и аутентичных видеоматериалов дает возможность погружения в языковую среду. При дистанционном формате средства обучения выступают в роли представления содержания обучения, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Использование сетевых платформ становится необходимостью, так как они позволяют смоделировать как весь курс целиком, так и конкретный онлайн-урок с учетом наглядности, интерактивности и доступности всем участникам процесса. Это особенно актуально в условиях отсутствия непосредственного контакта

Гибкость структуры. Необходимо учитывать технические трудности, которые могут возникать у некоторых учащихся при работе в он-лайн-формате, поэтому оптимальной моделью урока должен быть урок с гибкой структурой и четким пониманием, сколько времени может про-

должаться каждый этап урока, чтобы иметь возможность корректировать последовательность.

Интерактивность. Выполнение онлайн-тестов, использование онлайн-игр в режиме реального времени позволяет осуществить текущий контроль, а также стать звеном гибкой структуры модели урока в случае возникновения технических трудностей.

Подводя итоги, отметим, что при моделировании онлайн-уроков РКИ необходимо учитывать не только трудности, которые неизбежно связаны с данным форматом, но и дополнительные возможности, которые дистанционный формат открывает педагогу. Важно помнить, что онлайн-урок - это форма обучения, которая будет частью образовательного пространства в ближайшие десятилетия.

Список литературы

1. Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018. Т. 15. № 2. С. 195-209.

2. Дьякова Т.А., Хворова Л.Е. Онлайн-урок русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации педагогической деятельности // Русистика. 2020. Т. 18. № 2. С. 209-219.

3. Садыкова Р.Х. Дистанционное обучение студентов: реалии и опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 09. С. 41-56.

4. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2004. 256 с.

5. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

6. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку / Под ред. И.П. Лысаковой. М.: ВЛАДОС, 2004. 270 с.

7. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. М.: Флинта: Наука, 2009. 397 с.

8. Виноградов В.Д. Функциональная грамматика современного русского языка: Теоретический курс грамматики в общей системе обучения русскому языку как иностранному. Н. Новгород: НГПУ, 2004. 358 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES FOR MODELING ONLINE LESSONS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

O.A. Lebedeva, E.E. Smirnova, L.I. Ruchina

The article is devoted to the issue of organizing an online lesson in Russian as a foreign language. The article considers the methodological principles that should underlie the modeling of an online lesson in Russian as a foreign language, including the unity of pedagogical goals, visibility and accessibility, structure flexibility, interactivity.

Keywords: foreign students, modeling, online lesson, methodological principles.

References

1. Vinogradova E.N., Klobukova L.P. In search of the golden mean: distance learning online and offline // Bulletin of the RUDN University. Series: Education issues: Languages and specialty. 2018. Vol. 15. № 2. P. 195-209.

2. Dyakova T.A., Khvorova L.E. Online-lesson of the Russian language as a foreign language in the conditions of digital transformation of pedagogical activity // Philology. 2020. Vol. 18. № 2. P. 209-219.

3. Sadykova R.H. Distance learning of students: realities and experience // Scientific and methodological electronic Journal «Concept». 2020. № 09. P. 41-56.

4. Akishina A.A., Kagan O.E. Learning to teach. Russian as a foreign language teacher. M.: Russian language. Courses, 2004. 256 p.

5. Azimov E.G., Shchukin A.N. New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching). M.: IKAR, 2009. 448 p.

6. Russian as a foreign language. Methods of teaching the Russian language / Edited by I.P. Lysakova. M.: VLADOS, 2004. 270 p.

7. Kryuchkova L.S., Moshinskaya N.V. Practical methods of teaching Russian as a foreign language. M.: Flinta: Nauka, 2009. 397 p.

8. Vinogradov V.D. Functional grammar of the modern Russian language: A theoretical course of grammar in the general system of teaching Russian as a foreign language. N. Novgorod: NSPU, 2004. 358 p.

9. Pedagogical encyclopedic dictionary / Main ed. B.M. Bim-Bad. M.: The Great Russian Encyclopedia, 2002. 528 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.