Научная статья на тему 'Методические принципы и этапы формирования финансовой стратегии предприятия'

Методические принципы и этапы формирования финансовой стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / FINANCIAL STRATEGY / STRATEGIC PLANNING / FINANCIAL AND ECONOMIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудская Ирина Андреевна, Родионов Дмитрий Григорьевич

Статья посвящена анализу методических принципов и представляет концептуальную схему разработки финансовой стратегии предприятия. Подробно рассмотрены этапы формирования финансовой стратегии предприятия от порядка и принципов проведения финансового стратегического анализа, до моделирования будущего финансового состояния, формирования стратегического финансового плана и контроля его реализации. Определены базовые принципы формирования финансовой стратегии, необходимые в рамках реализации финансовой стратегии направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical principles and stages of the formation of the financial strategy of the enterprise

The article is devoted to the analysis of methodological principles and presents a conceptual scheme for the development of the financial strategy of an enterprise. The stages of the formation of the financial strategy of an enterprise are considered in detail, from the order and principles of conducting a financial strategic analysis to modeling the future financial state, forming a strategic financial plan and monitoring its implementation. The basic principles of the formation of a financial strategy, which are necessary as part of the implementation of the financial strategy of the direction, have been determined.

Текст научной работы на тему «Методические принципы и этапы формирования финансовой стратегии предприятия»



LH

s о

LH 3-

s X

О X

о

л

#

* *

350

Сербия, что доказывается увеличением количества выданных сертификатов с 39 и 37 штук в 2015 и 2016 годах соответственно до 81 штуки в 2017.

Очередное изменение политики взаимодействия с Украиной в октябре 2018 года, а именно полный запрет на экспорт на Украину может существенно снизить общий объем выдаваемых сертификатов, как в ноябре-декабре настоящего года, так и в 2019 и последующих годах, пока не изменится политическая ситуация, но более тесное сотрудничество с Азербайджанской Республикой, Грузией и Республикой Молдова может изменить ситуацию в сторону увеличения экспорта и замены крупной страны-импортера Украины, другими страной или странами.

Литература:

1. О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации: закон РФ: [принят Президентом РФ 7 июля 1993 года] // [КонсультантПлюс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_2269/ (дата обращения: 24.10.2018);

2. Положение о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности утвержденное (утв. постановлением ПравленияТПП РФ от 23.12.2010) // [КонсультантПлюс] URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 130264/(дата обращения: 24.10.2018).

3. Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 20.1 1.2009г. (в ред. от 30.10.2015 г.) "О п ра вилах оп ределе ниястранып ро-исхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" // [КонсультантПлюс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 95897/(дата обращения 6.11.2018);

4. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 года // [ТЕХЭКСПЕРТ] URL: http://docs.cntd.ru/ document/902303150/(flaTa обращения6.11.2018).

METHODICAL PRINCIPLES AND STAGES OF THE FORMA TION OF THE FINANCIAL STRA TEGYOF THE ENTERPRISE Rudskaia Irina Andreevna, DSc of Economics, Associate Professor Rodionov Dmitrii Grigorievich, DSc of Economics, Professor St. Petersburg State Polytechnic University, Saint-Petersburg

The article is devoted to the analysis of methodological principles and presents a conceptual scheme for the development of the financial strategy of an enterprise. The stages of the formation of the financial strategy of an enterprise are considered in detail, from the order and principles of conducting a financial strategic analysis to modeling the future financial state, forming a strategic financial plan and monitoring its implementation. The basic principles of the formation of a financial strategy, which are necessary as part of the implementation of the financial strategy of the direction, have been determined.

Keywords: financial strategy; strategic planning; financial and economic analysis.

УДК 336 ВАК РФ 08.00.10

© Рудская И.А., 2018 © РодионовД.Г., 208

РУДСКАЯ Ирина Андреевна, доктор экономических наук, доцент

РОДИОНОВ Дмитрий Григорьевич, доктор экономических наук, профессор

Санкт-Пе тербургский

государственный

политехнический

университет,

Санкт-Петербург

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРА ТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья посвящена анализу методических принципов и представляет концептуальную схему разработки финансовой стратегии предприятия. Подробно рассмотрены этапы формирования финансовой стратегии предприятия - от порядка и принципов проведения финансового стратегического анализа, до моделирования будущего финансового состояния, формирования стратегического финансового плана и контроля его реализации. Определены базовые принципы формирования финансовой стратегии, необходимые в рамках реализации финансовой стратегии направления.

Ключевые слова: финансовая стратегия; стратегическое планирование; финансово-экономический анализ.

I

Нестабильность финансовых и ресурсных рынков, процессы глобализации и интеграции производительных сил в мировую экономическую систему, цифровизация производства и развитие инноваций обусловливают для предприятий необходимость поиска и совершенствования финансово-хозяйственной деятельности с целью оперативного реагирования на вызовы внешней среды. Что, в

свою очередь, подчеркивает значимость и необходимость создания и реализации такой финансовой стратегии, которая была бы ориентирована на формирование конкурентных преимуществ, позволяющих компании занимать лидирующую позицию на рынках присутствия, увеличивать стоимость бизнеса, а также укреплять свое финансовое положение. [1 ]

В современных экономических условиях именно эффективная финансовая стратегия должна создать базу для устойчивого развития предприятия. Различные вопросы стратегического управления широко представлены в практике зарубежных и отечественных исследований. В то же время вопросам разработки финансовой стратегии как одной из важнейших функциональных стратегий организации, по мнению авторов,уделяется по-прежнему недостаточное внимание. Что, в свою очередь, обусловливает актуальность более детального и серьезного анализа проблем, связанных с методическими принципами и этапами формирования финансовой стратегии предприятия.

Среди наиболее значимых исследований в сфере формирования стратегии предприятий и стратегического управления следует упомянуть работы Р. Акоффа, И. Ансоффа, П.Ф. Гра-дова, П.Ф.Друкера,Б.Г.Литвак,Д.Таргета,М. Портера и др. [2] На сегодняшний же день выделяют ряд подходов к определению сущности финансовой стратегии хозяйствующего субъекта, среди них: функциональный, процессный, системный, методический и интегральный. [3] Однако несмотря на очевидные различия, можно говорить о том, что финансовая стратегия, как правило, рассматривается как важная часть общей стратегии развития предприятия наряду с другими функциональными стратегиями. Как экономическая категория финансовая стратегия компании характеризует различные отношения между субъектами рынка в финансовой сфере. [2] Общими элементами для любого вида стратегии предприятия является наличие целей и задач, при этом различия стратегических приоритетов, масштабов деятельности и функционала позволяет выделить корпоративный и проектный уровень реализации финансовой стратегии. Для любого уровня реализации финансовой стратегии должно выполняться соответствие производственным задачам. При этом реализуемая система мер должна обеспечивать полноту выявления ресурсов и доходов, а также ихэффективное распределение и использование. Стоит отметить, что применение следующих элементов финансовой стратегии - а именно, различных инст-

рументов и методов, по своей сути ситуационно и выбор их комбинации зависит от огромного количества факторов: от риска неплатежей до глобальных социально-экономических тенденций.Так, в качестве примера инструментов финансовой стратегии предприятия можно привести: финансовую политику предприятия, финансовую реструктуризацию, диверсификацию деятельности, программы и проекты. Подчеркнем, что финансовая политика и финансовая стратегия имеют различные цели, формируются на разных уровнях планирования. Как указывает ряд исследователей, финансовая стратегия предприятия предполагает долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач. Совокупность мероприятий, направленных на решение стратегических и тактических задач с целью эффективного функционирования и позиционирования субъекта бизнеса уже представляет собой финансовую политику. [4]

Широко распространенными методами формирования финансовой стратегии являются финансовое моделирование и финансовый анализ, стратегическое финансовое планирование, прогнозирование. Применение указанных методов финансовой стратегии предприятия позволяет осуществить переход от реактивного к проак-тивному управлению финансами организации, имеющему под собой серьезную аналитическую базу для принятия управленческих решений.

Концептуальная схема роли и содержания финансовой стратегии предприятия, а также ключевые этапы ее разработки и взаимосвязь элементов представлены на рисунке 1.

В процессе формирования финансовой стратегии хозяйствующего субъекта можно выделить ряд основополагающих этапов, которые будут являться общими для любого предприятия независимо от отраслевой принадлежности и специфики деятельности.

На первом этапе разработки финансовой стратегии предприятия осуществляется стратегический финансовый анализ, необходимыми элементами которого выступают: определение горизонта планирования, анализ внутренней и внешней среды.

Горизонт планирования или, другими словами, период формирования финансовой стратегии также испытывает влияние большого количества факторов. Однако основным здесь можно считать срок общей стратегии развития предприятия, определяющий рамки,

1-И S

О 1-И 3-

за которые не может выходить финансовая стратегия в силу своей подчиненности. Помимо этого, важное значение играют также как макроэкономические характеристики, так и конъюнктура отдельных рыночных сегментов, стадия жизненного цикла производимой продукции, масштаб предприятия и многие другие.

О

X.

Л

#

* *

352

Общая стратегия предприятия

О

Функциональные стратегии предприятия

Стратегия конкуренции

Финансовая стратегия

--1 Финансовая идео- •---

| ЛОГИЯ ХОЗЯЙСТ- I

| зующего субъекта \

Стратегические финансовые цели; Стратегические финансовые показатели: Определение содержания финансовой стратегии и оценка ее эффективности

Финансовая политика предприятия

Ценовая политика Дивидендная Инвестиционная

Рисунок 1 - Концептуальная схема финансовой стратегии предприятия

В ходе анализа внешней среды производится конкурентный анализ, анализ взаимодействия предприятия с контрагентами, поставщиками, потребителями, анализ конъюнктуры рынка и отдельных рыночных сегментов, а также нормативно-правового контекста и экономических условий деятельности предприятия и осуществляется прогнозирование возможных тенденций изменения текущей ситуации.

В ходе анализа внутренней финансовой среды организации на основании комплекс-

ного финансово-экономического анализа происходит оценка сильных и слабых в финансовой деятельности предприятия, исследование особенностей и закономерностей^ также тенденций развития, схемы управления финансами, применяемой на предприятии. Конечная цель данного этапа - выявление проблем управления финансами и обоснование и принятие различных управленческих решений, будь то обращение к процедурам банкротства, или привле-"---..^ чение инвестиционных

ресурсов, приобретение бизнеса или пакета акций. Осуществляется оценка текущего финансового положения предприятия и определение фазы его функционирования; определяется динамика основных финансовых показателей предприятия, тенденции его развития; выявляются проблемы предприятия и характеристики денежных потоков предприятия.

Таким образом, данный этап позволяет сформировать информационную базу принятия управленческих решений в сфере долгосрочной стратегии развития предприятия и разработки плана оперативных и среднесрочных задач деятельности предприятия, определения источников финансирования и оценки инвестиционных проектов, а также инструментов управления инвестиционными и финансовыми рисками предприятия. [5] Однако, в силу того, что результаты данного этапа могут использоваться различными группами заинтересованных лиц, как-то: менеджеры и собственники бизнеса, кредиторы и инвесторы,арбитражные управляющие и представители органов государственного управления, приведенный перечень целей финансового анализа может быть дополнен другими.

Следует обратить внимание на то, что рассматриваемый здесь комплексный анализ финансово-экономической деятельности пред-

ставлен двумя большими аналитическими направлениями: финансовый анализ и управленческий анализ. Выделение этих направлений в отдельные элементы, будучи условным, тем не менее основано на различиях, которые существуют между финансовымучетом и управленческим учетом. В частности, это различия нормативно-правовой базы ведения учета, а также целей и охвата каждого вида анализа. Так, финансовый анализ приобретает черты внешнего анализа, осуществляемого, в частности, за пределами предприятия различными группами заинтересованных пользователей, и, опираясь исключительно на данные публичной отчетности, имеет несколько ограниченную информационную базу. В рамках данного вида анализа, как правило, осуществляется горизонтальный, вертикальный и сравнительный анализ показателей отчетности, коэффициентный анализ, анализ ликвидности и платежеспособности предприятия, исследуется структура источников капитала предприятия, производится оценка использования собственного и заемного капитала,экспертиза финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия.

Управленческий же анализ за счет использования данных управленческого учета дает возможность осуществить более глубокий, внутрифирменный анализ. При этом в целях обеспечения коммерческой тайны сохраняется закрытость результатов анализа, они максимально отвечают конкретным запросам руководства предприятия по определенным аспектам финансово-хозяйственной деятельности, процесс проведения не регламентирован какими-либо внешними требованиями и является комплексным в силу использования всевозможных информационных источников о деятельности предприятия, с использованием соответствующего математического аппарата может проводиться факторный и трендо-вый анализ. Инструментарий финансового анализа чрезвычайно широк и выбор той или иной методики или их последовательной комбинации зависит как от применяемой системы учета, отраслевой принадлежности, так и непосредственно от целей анализа и ресурсного обеспечения его проведения, в том числе технического и программного.

Выделяют следующие общие этапы финансово-экономического анализа: подготовка информационной базы проведения анализа, представленной отчетностью предприятия, а также данными регистров бухгалтерского, налогового и управленческого учета; определе-

ние целей анализа; экспресс-диагностика финансового состояния и финансовых результатов; оценка качества информации и, в случае необходимости, корректировка показателей отчетности с целью повышения объективности результатов анализа и качества принимаемых на их основе решений; комплексный анализ финансового состояния предприятия.

На втором этапе разработки финансовой стратегии необходимо провести моделирование финансового состояния в будущих периодах и на основе результатов прогнозирования разработать альтернативные стратегии и определить оптимальный вариант.

В первую очередь осуществляется формирование системы стратегических финансовых целей, выраженных в ключевых стратегических показателях деятельности. [6] В качестве таких конкретных показателей могут рассматриваться как соотношения оборотных и внеоборотных активов предприятия, собственных и заемных источников финансирования деятельности в общем объеме капитала предприятия, значения коэффициентов рентабельности активов, продаж и собственного капитала, предельный уровень финансовых рисков осуществления деятельности и т.д. При этом важно отметить, что достижение стратегических показателей деятельности должно быть синхронизировано как внешне - по времени достижения с показателями общей и частных стратегий организации и возможными изменениями экономической конъюнктуры, так и внутренне - все целевые показатели должны быть синхронизированы между собой.

При разработке альтернативных вариантов финансовой стратегии следует учитывать ее корреляцию с общими стратегиями предприятия. Так, например, стратегия расширения предполагает резкое увеличение источников финансирования, связанное со скачкообразным увеличением активов предприятия. Помимо дополнительной эмиссии акций происходит, как правило, и привлечение заменого капитала, что, в свою очередь, возможно приведет к росту стоимости капитала.

Постепенное наращивание активов, осуществляемое в рамках стратегии стабилизации, предполагает рост собственного капитала за счет реинвестирования прибыли. Сокращение же активов в рамках стратегии экономии предполагает реализацию мероприятий, направленных на оптимизацию структуры капитала и уменьшение его стоимости.

Безусловно, на практике имеет место скорее сочетание указанных стратегий. В части же

ш S

О ш

X

О X

о ^

й

■X

■X *

354

финансовой стратегии выделяют три основных вида: самофинансирования, привлечения внешних источников финансирования и смешанная. И выбор конкретных вариантов стратегий должен быть, своего рода, "кастомизирован" и осуществляться с учетом специфики данного предприятия и ряда уникальных для его деятельности факторов.

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии является оценка ее эффективности, осуществляемая по ряду критериев:

- согласованность финансовой стратегии предприятия с общей стратегией его развития;

- согласованность финансовой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней финансовой среды;

- внутренняя сбалансированность финансовой стратегии;

- реализуемость финансовой стратегии;

- приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией финансовой стратегии;

- результативность разработанной финансовой стратегии.

На третьем этапе работы с финансовой стратегией осуществляется формирование стратегического финансового плана, одним из наиболее распространённых подходов, к разработке которого в российской и зарубежной практике стало на сегодняшний день применение сбалансированной системы показателей (ССП),для которой характерно использование взаимосвязанных нефинансовых и финансовых показателей, измерение эффективности мероприятий в различных аспектах - от бизнес-процессов до удовлетворенности клиентов и эффективности персонала, а также создание долгосрочных конкурентных преимуществ как основных ориентиров. При этом целевые показатели выступают в роли индикаторов, отражающих финансовое состояние предприятия к концу периода, на который формируется финансовая стратегия.

Далее происходит разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности, конкретизирующей мероприятия, которые должны быть реализованы в рамках принятой финансовой стратегии. Необходимым шагом является также разработка модельной финансовой отчетности, формируемой на основании прогнозных данных о деятельности предприятия и позволяющей оценить чувствительность показателей финансового состояния к изменениям внешних и внутренних факторов. Современное программное обеспечение создает широкие возможности для применения математического инструментария для модели-

рования исследуемых параметров, зачастую используемого не только в рамках стратегического планирования, но и оперативного управления в целях контроля за деятельностью предприятия.

Необходимость администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов и относительная самостоятельность движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства обусловливает выделение финансового планирования как особого вида планирования, занимающего одно из ключевых мест в разработке финансовой стратегии предприятия. И завершающим этапом становится разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации принятой финансовой стратегии, которые, как правило, предусматривают формирование отвечающей стратегическим целям новой финансовой структуры предприятия и центров финансовой ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключительным, четвертым этапом, разработки финансовой стратегии должен являться контроль реализации стратегического финансового плана, подразумевающий осуществление регулирующих воздействий при отклонении фактических финансовых показателей от планируемых. В связи с этим необходима организация эффективной системы учета, обеспечивающей полноту и прозрачность информации, а также ее достоверность и оперативность получения. Помимо этого, целесообразна четкая регламентация и выстраивание системы и процедур контроля, направленных на минимизацию различных рисков деятельности компании путем как стратегического, так и текущего и оперативного контроллинга. [7]

Таким образом, построение финансовой стратегии хозяйствующего субъекта должно, в первую очередь, опираться на ряд базовых положений стратегического управления. Подводя итог вышесказанному, выделим следующие базовые принципы, в соответствии с которыми должна формироваться финансовая стратегия предприятия.

Выстраивания иерархии целей в соответствии с миссией организации. Контроль за непротиворечивостью системы финансовых целей и показателей должен обеспечиваться эффективной организационной структурой.

Системности и дифференциации. При формировании финансовой стратегии целесообразно рассмотрение предприятия как открытой системы, со множеством взаимосвязей с внешней средой, представленной контраген-

тами, поставщиками, органами власти, создающих контекст деятельности рассматриваемого субъекта.

Полноты и объективности информации. Принятие эффективных решений по управлению финансами должно базироваться на всестороннем анализе деятельности организации, основанном на исчерпывающей и реалистичной информации как о возможностях и угрозах внешней среды, так и сильных и слабых сторонах предприятия.

Количественной измеримости. Разработка финансовой стратегии подразумевает количественное обоснование принимаемых решений, а также установление конкретных целевых показателей для каждого этапа реализации.

Максимизации финансовых возможностей. Реализация финансовой стратегии должна обеспечивать максимизацию финансовых ресурсов организации при соответствующих затратах.

Сбалансированной ответственности. Относительная финансовая свобода подразделений должна сопровождаться соответствующей ответственностью, обеспечивая, таким образом, цели стратегического централизованного руководства.

Вместе с тем, стоит отметить специфические для разработки финансовой стратегии условия. На сегодняшний день волатильность рыночной конъюнктуры, тенденции развития финансовых инструментов, используемых предприятиями, инновационность технологий предоставления финансовыхуслуг, особая чувствительность финансовой сферы к макроэкономическим изменениям и социально-политическим процессам, происходящим в мире, обусловливают необходимость реализации в рамках финансовой стратегии таких направлений, как:

- определение стратегических приоритетов в разрезе целевых рыночных сегментов и финансовых рынков в соответствии с общей стратегией предприятия;

- определение среди финансовых институтов долгосрочных партнеров и посредников финансовых услуг;

- определение эффективных источников финансирования, характеризующихся устойчивостью, а также приоритетов и инструментов долгосрочной инвестиционной программы предприятия;

- обеспечение поступательной динамики роста рыночной стоимости предприятия;

- определение оптимальных внутрифирменных финансовых потоков предприятия;

- обеспечение эффективного централизованного финансового управления, предусматривающего при этом децентрализацию определенных управленческих функций;

- реализация такого подхода к стратегическому планированию, который обеспечивал бы экономическую безопасность и необходимые условия для финансовой устойчивости предприятия на основе моделирования и прогнозирования финансовых показателей. [8]

Примечания:

1. Rodionov D.G., Nikolova L.V, Litvinenko A.N. Sustainability of the business in the conditions of globalization // Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development. Innovation Management, and Global Growth, IBIMA. - 2017 - c. 417-421.

2. Sokolova N.N Financial strategy as the important component of the general strategy of the company / N.N. Sokolova,T.N. Egorova // Modern problems of science and education. - 2015. - № 2 - c. 2701 -2704.

3. Kosinova N.N. Development of Methodological Approach to Enterprise's Financial Strategy Based on Comprehensive Evaluation of Its Strategic Potential / N.N. Kosinova, M.S. Tolstel, S.P. Sazonov, K.D. Vaysbeyn //European Research Studies Volume XIX. - 2016. - № 2 - c. 21-33

4. Юзвович Л.И., Вертипрахова Е.П. Современная дефиниция финансовой политики предприятия в системе корпоративного управления // Фундаментальные исследования. - 2014. - №5 - с. 10831087.

5. Rodionov D.G. Impact of Globalization on Innovation project Risks Estimation / D.G. Rodionov, L.V Nikolova, N. V. Afanasyeva // European Research Studies - 2017. - № 20 (2) - C. 396-410.

6. Van Home J. С., Wachowicz J. M. Fundamentals of financial management. - 2008.

7. Старовойтов M.К., Фомин П.А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием : монография. - М. : Высшая школа, 2002.

8. Rodionov D.G., Nikolova L.V., Malinin A.M., Velikova M.D. Performance management of innovation program atan industrial enterprise: An optimisation model / Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development. Innovation Management, and Global Growth, IBIMA. - 2017 -C. 1033-1040.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.