Научная статья на тему 'Методические приемы работы на интерактивной доске средствами программы Smart Notebook'

Методические приемы работы на интерактивной доске средствами программы Smart Notebook Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3419
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / INTERACTIVE WHITEBOARD / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / METHODICAL PROCEDURE / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ SMART NOTEBOOK / SMART NOTEBOOK SOFTWARE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кюршунова Вероника Владимировна

В настоящее время в практику работы образовательных учреждений активно внедряются интерактивные доски. Однако часто учителя используют новое оборудование в качестве демонстрационного средства, не реализуя всех его возможностей. В данной статье рассматриваются методические приемы работы с интерактивной доской на разных этапах урока с помощью популярного программного обеспечения SMART Notebook. Описанные приемы иллюстрируются на примере конкретных заданий для младших школьников, разработанных в среде данного программного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кюршунова Вероника Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические приемы работы на интерактивной доске средствами программы Smart Notebook»

Список литературы /References

1. Закон Кыргызской Республики «Об информатизации». Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Бишкек 30 сентября 1999 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=13 1/ (дата обращения: 05.05.2017).

2. Маклаков С.В. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем / С.В. Маклаков. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1999. 256 с.

3. Статья: BPwin и Erwin. CASE-средства для разработки информационных систем: Сергей Маклаков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://programming-lang.com/ru/comp_db/maklakov/0/j128.html/ (дата обращения: 05.05.2017).

4. Вендров А.М. CASE-технологии: Современные методы и средства проектирования информационных систем / А.М. Вендров. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1999. 256 с.

5. Осмоналиев К.О., Каниметов Ж.К., Абылгазиев Р.И., Шаршеналиева З.Ш., Султанкулова А. С. Основные проблемы развития кадрового потенциала науки в Кыргызской Республике. Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И.В. Войтова. Минск: ГУ «БелИСА», 2007. 200 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vivakadry.com/74.htm/ (дата обращения: 05.05.2017).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ SMART NOTEBOOK Кюршунова В.В. Email: [email protected]

Кюршунова Вероника Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики преподавания математики и ИКТ в образовании, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

Аннотация: в настоящее время в практику работы образовательных учреждений активно внедряются интерактивные доски. Однако часто учителя используют новое оборудование в качестве демонстрационного средства, не реализуя всех его возможностей. В данной статье рассматриваются методические приемы работы с интерактивной доской на разных этапах урока с помощью популярного программного обеспечения SMART Notebook. Описанные приемы иллюстрируются на примере конкретных заданий для младших школьников, разработанных в среде данного программного продукта.

Ключевые слова: интерактивная доска, методический прием, обучение, программное обеспечение SMART Notebook.

THE METHODICAL TECHNIQUE TO WORK WITH INTERACTIVE WHITEBOARD BY MEAN OF SMART NOTEBOOK APPLICATION Kyurshunova V.V.

Kyurshunova Veronika Vladimirovna - PhD in Pedagogic, Associate Professor, DEPARTMENT OF THEORY AND TEACHING METHODOLOGY OFMATHEMATIC AND INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN EDUCATION, PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY, PETROZAVODSK

Abstract: in nowadays, interactive white boards are often used for teaching and training in educational institutions. But, teachers and trainers do not use all the possibilities of modern demonstration equipment. This article describes methodical technique of teaching (on different layers of lesson) with interactive whiteboard by means of widely used SMART Notebook software. Described technique are illustrated by examples of teaching works for junior high school students, that examples was created by mentioned software application. Keywords: interactive whiteboard, methodical procedure, training, SMART Notebook software.

УДК 371.68

Вместе с компьютером и проектором в настоящее время в учебных заведениях широко применяются интерактивные доски. Для полноценной реализации на уроке всех возможностей этого средства учителю необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок, изучить его основные возможности. Часто при разработке учебных материалов для интерактивной доски используют программу SMART Notebook. Данный программный продукт обладает простым и понятным интерфейсом и позволяет создавать документы собственного формата, содержащие набор страниц (слайдов). На страницах может быть представлена различная информация: текст, графические объекты, анимация, аудио- и видеоматериалы, интерактивные задания, гиперссылки на объекты Интернет и др.

Чаще всего интерактивная доска на уроке используется в качестве средства фронтальной работы с учащимися и предполагает тщательную подготовку и разработку необходимого набора слайдов с учебными материалами и заданиями. На этапе проектирования слайдов в программе SMART Notebook важно заранее предусмотреть методические приемы работы с интерактивной доской на различных этапах урока.

1. Прием «Напиши от руки».

Данный прием очень прост и эффективен в работе, к тому же он не требует большой подготовки. С помощью инструмента Перо на слайдах можно различными цветами делать пометки, осуществляя графическое комментирование, записывать решения задач, примеров, вставлять пропущенные символы и слова.

Для начала необходимо создать заготовки заданий, в условиях которых детям предлагается использовать инструменты рисования: впиши, подпиши, подчеркни, нарисуй, обведи, соедини, установи связь и т.п. При подготовке заданий используются такие инструменты, как работа с текстом, линиями, фигурами, вставка рисунков и других объектов. Те объекты, которые должны быть статичными на странице, следует заблокировать (закрепить), чтобы случайно не сдвинуть их в процессе работы. Для этого нужно выбрать в контекстном меню объекта команду Блокировка - Закрепить.

На рис. 1 представлены примеры использования данного приема. В первом задании дети обводят в филворде найденные слова, во втором - исправляют ошибки красным цветом.

Найдите в филворде названия перелетных птиц

О ч к а р к а

т с а з я н а

л а с о р е к

3 д к в м Ц в

о Р Д К у л 0

14. н о х о ж

liL _и)о р о в а

Проверьте работу Незнайки. Исправьте ошибки.

6 * 6 = 36 35 : 9 = 5 4 * 5 = 25 63 : 7 = 9

Рис. 1. Прием «Напиши от руки»

2. Использование инструмента «Волшебное перо».

Среди набора инструментов программы SMART Notebook следует выделить «Волшебное перо». Этот инструмент интересен тем, что записи, сделанные им, исчезают через 10 секунд. Это позволяет учителю делать временные пометки на слайде. Также можно использовать данный инструмент при выполнении одного и того же задания на интерактивной доске несколькими учениками поочередно. В этом случае нет необходимости стирать ластиком результат работы предыдущего ученика.

У данного инструмента есть еще одна очень интересная функция. Если нарисовать им окружность или овал, то все, что не попало в нарисованную область, будет затемнено. Таким образом, можно привлекать внимание учеников к нужному фрагменту страницы. Если же начертить волшебным пером квадрат или прямоугольник, то все, что оказалось внутри данной фигуры, увеличивается, что также позволяет акцентировать внимание на необходимом материале. За счет возможности перемещать и изменять размер выделенной области можно делать акцент на той или иной части объекта и более детально его рассматривать [1], [2].

Рис. 2. Работа с «Волшебным пером»

3. Прием «DragandDrop» («Перетащи и отпусти»).

При помощи этой технологии любой объект на интерактивной доске рукой (или маркером) может быть перемещен в другое положение. Технология свободного перемещения объектов открывает широкие возможности для создания разнообразных заданий в любой предметной области. Она позволяет решить множество задач: передвигать объект из одного места на доске в другое, устанавливать соответствие между объектами, группировать, сортировать, восстанавливать правильную последовательность, располагать элементы в порядке возрастания или убывания, конструировать объекты из набора деталей. В качестве объектов могут выступать надписи, схемы, фигуры, рисунки, и т. д. Для реализации заданий такого типа требуется только разместить исходные элементы на слайде и выбрать их начальное положение. Объекты, которые не должны быть передвинуты, обязательно нужно закрепить, чтобы исключить возможность случайного их перемещения [2].

Данный прием можно использовать как для закрепления пройденного материала, так и при изучении новой темы.

4. Использование «Утилиты множественного клонирования».

Часто на уроке возникает необходимость использования некоторых объектов несколько раз. Копирование объектов, особенно если копий нужно много, отнимает много времени. Выходом из данной ситуации является «Утилита множественного клонирования», позволяющая автоматически создавать копии объектов бесконечное число раз. Для того, чтобы воспользоваться данной функцией, необходимо выделить нужный объект и через контекстное меню выбрать команду «Утилита множественного клонирования». Теперь при перетаскивании объекта, перемещается его копия, а оригинал остается на месте.

Использование этой утилиты позволяет учителю экономить время на уроке за счёт того, что объекты в необходимом количестве уже есть на доске, достаточно их только перемещать в нужное место. Такая технология очень удобна и в том случае, когда заранее неизвестно (или учитель не хочет демонстрировать), сколько раз будет использоваться объект-оригинал [2]. Эту функцию можно использовать при изучении нового материала (например, для демонстрации приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток), для отработки навыков и для закрепления изученного материала, для проверки усвоения устного материала, при организации эмоциональной рефлексии.

В примере на рис. 3 ученики собирают из частей квадрата, к которым была применена «Утилита множественного клонирования», фигурки путем перетаскивания частей.

Составьте фигурки из частей квадрата

Рис. 3. Использование «Утилиты множественного клонирования» и приема «DragandDrop»

5. Использование анимации.

К любым объектам на слайде в программе SMART Notebook можно применить анимацию. Для этого нужно выделить объект и на вкладке «Свойства» на боковой панели нажать на кнопку «Анимация объекта». Далее в списках можно выбрать тип анимации, направление, события, скорость и повторы. Анимация запускается щелчком по объекту, поэтому работать с ней можно в любой последовательности, как в PowerPoint при использовании триггеров [2].

Описанный прием можно использовать при изучении нового, а также при закреплении пройденного материала. Например, в задании требуется найти лишнее слово (рис. 4). В процессе обсуждения это слово исчезает при касании его вызвавшимся учеником (применен эффект анимации - исчезание), а остальные остаются на доске. Часть материала на слайде прикрыта шторкой (см. далее), чтобы не отвлекать внимание.

Найдите в каждой группе лишнее для общего правила слово

1) луч ключ | туч грач Гмосквич

2) встреч луж чиж | рощ удач

Рис. 4. Использование анимации и шторки 6. Прием «Рентген».

Данный прием, разработанный А.Б. Розенфельдом, реализует идею рентгеновского аппарата, позволяющего заглянуть под оболочку некоего объекта.

Сначала нужно подготовить 2 изображения одинакового размера - фоновое и то, которое будет проявляться под «рентгеном». Далее на слайд помещается фоновое изображение - иллюстрация внешнего вида изучаемого объекта (например, системный блок). Затем создается ячейка таблицы нужного размера и заливается изображением, которое мы будем рассматривать под «рентгеном» (для нашего примера - внутреннее устройство системного блока). Для заливки выделяем ячейку таблицы и на вкладке «Свойства» на боковой панели выбираем Эффекты заливки - Заливка изображением - нужный рисунок.

Таким же образом можно создать иллюзию просмотра нескольких слоев, когда ряд отдельных ячеек заливаются нужными изображениями, на время закрываются шторкой и открываются по мере необходимости. Необычный инструмент создаёт яркий зрительный образ и побуждает запоминать информацию.

Рис. 5. Использование приема «Рентген»

7. Приемы временного скрытия информации.

Эту технологию, позволяющую предъявлять материал в нужный момент, учителя часто применяют для проверки правильности решения или для постепенного вывода информации на слайд. Существует целый ряд приемов скрытия информации. Рассмотрим некоторые из них.

a) Использование инструмента «Затенение экрана».

Данный инструмент закрывает необходимый фрагмент слайда прямоугольной областью. Его использование дает возможность организовать как поэтапное изложение материала, так и его проверку. Чтобы спрятать содержимое слайда за шторкой, достаточно выбрать соответствующую кнопку на панели инструментов. Если требуется частично прикрыть экран, следует уменьшить размер шторки, потянув за ее границы. При работе со слайдом шторка постепенно открывается маркером или рукой, предъявляя ту порцию материала, которая в это время необходима. Использовать инструмент можно и для отдельных ячеек таблицы. Для этого нужно выделить ячейку, содержимое которой требуется скрыть, и в контекстном меню выбрать команду «Добавить затенение ячейки».

Этот прием эффективен на любом этапе урока. Например, при изучении нового материала, закрыв шторкой весь слайд, постепенно открывают его по мере надобности. При закреплении изученного и проверке домашнего задания шторкой можно скрыть часть экрана (к примеру, ответы) и в нужный момент их демонстрировать. С помощью затенения ячейки в таблице возможно спрятать тему урока, задание или ответ [2]. В моменты, когда учитель не пользуется интерактивной доской, шторкой можно закрыть всю поверхность экрана, чтобы материал не отвлекал учеников [1].

На рис. 6 представлен пример задания с использованием данного приема. В ходе проверки учитель щелкает по затененной ячейке и ответ становится виден.

Рис. 6. Использование инструмента «Затенение» Ь) Использование инструмента «Ластик».

Суть приема: для того, чтобы скрыть текстовый или графический объект на слайде, его закрашивают инструментом «Перо» или «Художественное перо», а показывают спрятанное с помощью ластика. Например, закрасив ответы цветом фона или любым другим так, чтобы их не было видно при выполнении задания, при проверке стирают ластиком «закраску» (это можно делать в произвольной последовательности). При использовании ластика необходимо обязательно закрепить на слайде объекты, чтобы случайно не сдвинуть их и не открыть ответы [2].

С помощью этого инструмента можно разнообразить проверку, создавать игровые ситуации. Данная технология применима при фронтальном опросе, закреплении изученного, проверке домашнего задания. В задании, представленном на рис. 7, в ходе обсуждения кляксы стираются и производится проверка.

Какие буквы скрываются за кляксами?

З&ЖлуА' в мфл} П&Щпши, пфял' и> Л^ьоу. Льдошу «^ощнмм^ь- рфссц ОнЛ' усмл;\смо в слоафкл/. Нсо дфръбыяу; лфюсшь ьнфьовм/ и^уЗьи Пуиьфалшг' бя-ре^к^ нл* вшчса^у со-се+и Мфлфдш ¿¿м^ои* уюръышмг

М^фкЛ^Му (АК^^иНЛЛл Нл- СЛИЛЦ \CfHjVOMs

у&о-ръь уьупмллгьщ; илфдов.

Рис. 7. Использование инструмента «Ластик» с) Использование фона и порядка объектов.

Прием заключается в том, что текст, написанный цветом фона и потому невидимый, «волшебно» появляется в нужный момент на другом контрастном фоне. Чтобы сделать проверку более наглядной и зрелищной, нужно создать фигуру -проверочный элемент (лупа, труба, бочка и пр.). Таким образом скрывают пропущенные буквы в словах или ответы в математических примерах, а при проверке

с «волшебной лупой» (когда лупу наводят на скрытый ответ) или «волшебной трубой» (когда объекты перемещаются через трубу) все становится видным.

При использовании этой технологии необходимо продумать порядок размещения информации на слайде. Ответы обязательно нужно предварительно поместить на передний план (в контекстном меню объекта выбрать Порядок - На передний план), чтобы проверочный элемент не закрыл их при наведении.

Также можно спрятать объект, нарисовав поверх него любую геометрическую фигуру с цветной заливкой или просто картинкой. Сдвигая закрывающее ответ изображение, осуществляют проверку. Картинка, закрывающая ответ, может нести смысловую нагрузку.

С этой же целью можно использовать и средства встроенной Коллекции SMART Notebook в форме прямоугольника, круга, треугольника, звезды, воздушного шарика (на боковой панели выбираем вкладку Коллекция, далее выбираем раздел LAT 2.0-RU - Средства - Интерактивные средства и мультимедиа и перетаскиваем на слайд нужный объект). У фигуры можно поменять цвет и размер. При нажатии на такой объект он становится прозрачным, и появляются спрятанные за ним ответы.

Выразите в сантиметрах Найдите закономерность и продолжите ряд 1) 1381401Д£1441 | | | | —ВШШ1ИЯ 2) 88135 | 82179 | | j | 3) 5 110 115120 | | | | |

2 U4 см = 15 дм = 3 м 2 дм = 5м = см

Щ 4) | 91181 | 711611 | | | |

Рис. 8. Использование фона и порядка объектов

Этот прием можно использовать при фронтальном опросе, при проверке домашнего задания, при закреплении изученного материала. На рис. 8 показаны примеры использования данного приема. В первом случае дети работают устно, для проверки учитель проводит выражение через «волшебную трубу». Во втором задании дети записывают решение на доске по цепочке и осуществляют проверку с помощью «волшебной лупы».

d) Вынесение объектов за край слайда.

Сначала готовится слайд с заданием и ответами. Чтобы впоследствии было удобнее искать и доставать спрятанные блоки из-за края слайда, нужно сделать «язычок», за который их можно будет выдвинуть. Такие блоки можно нарисовать с помощью инструментов Фигуры и Текст и затем сгруппировать их. А можно воспользоваться язычками из встроенной Коллекции SMART Notebook (на боковой панели выбираем вкладку Коллекция, далее выбираем раздел LAT 2.0-RU - Графики - Язычки - Рисунки, перетаскиваем на слайд нужный объект и вписываем в него текст). После этого сгруппированный объект необходимо переместить таким образом, чтобы он скрылся за краем слайда, а на виду был только «язычок».

Рис. 9. Прием вынесения объектов за край слайда

Таким образом, можно прятать не только ответы к заданиям, но и дополнительный теоретический материал, а также сами задания, чтобы не перегружать слайд. В нужный момент достаточно потянуть за «язычок», выдвинув блок с материалом из-за края слайда.

e) Прием «Волшебная таблица».

Этот прием использует два свойства. Первое - это свойство ячейки таблицы подгонять размер фигуры, помещенной в него, под размер ячейки. Второе - свойство объекта Фигура при уменьшении размера скрывать часть текста (если этот текст создан в фигуре с помощью двойного щелчка), а также скрывать часть изображения, если используется заливка фигуры изображением. Для использования приема необходимо создать ячейку таблицы и фигуру с ответом, которую мы будем перемещать в ячейку, одинаковых размеров. Затем уменьшить фигуру так, чтобы ответ (или его часть) не был виден. На этапе проверки при перетаскивании в ячейку таблицы фигуры, размер последней восстанавливается и можно увидеть ответ.

С помощью данной технологии можно создавать контейнеры с информацией, уменьшая их до минимального размера, а в нужный момент использовать, помещая в ячейку таблицы и предъявляя тем самым материал. Этот прием удобно применять при фронтальном опросе, изучении нового и закреплении изученного материала.

В примере на рис. 10 ученики перетаскивают в ячейку таблицы устройства ввода. При правильном ответе под устройством появляется надпись «Верно», при неправильном «Неверно». Прямоугольники с соответствующей заливкой и надписью были подготовлены заранее и уменьшены так, чтобы надпись было не видно.

Рис. 10. Использование «Волшебной таблицы» 72

8. Использование «Коллекции» SMART Notebook.

Встроенная коллекция заготовок насчитывает несколько тысяч элементов, размещенных по темам на вкладке Коллекция на боковой панели. Необходимый элемент коллекции перемещается на страницу способом перетаскивания или двойным щелчком по объекту коллекции.

Коллекцию SMART Notebook можно использовать при объяснении нового и закреплении изученного материала. Например, при подготовке к уроку математики учитель может воспользоваться коллекцией разнообразных математических объектов (объемные и плоские фигуры, углы, координатные прямые и плоскость и т. д.) и инструментов (линейка, транспортир, циркуль и др.).

Особенно интересна коллекция интерактивных объектов на русском языке LAT 2.0, которая подробно описана в работе А.Б. Розенфельда [3]. Средства данной коллекции позволяют учителю на основе готовых шаблонов создавать разнообразные интерактивные задания, которые можно использовать на всех этапах урока. На рис. 11 представлено интерактивное задание, выполненное с помощью шаблона «Выбор изображения». На этапе подготовки учитель заполняет шаблон, используя заранее подготовленные картинки. В процессе работы эти изображения быстро сменяют друг друга в окне в случайном порядке. При щелчке по окну в нем остается одна картинка, а под ней - три варианта ответа, из которых нужно выбрать верный. Программа отреагирует либо зеленой галочкой, либо красным крестиком. После этого смена картинок продолжится. К доске можно пригласить другого ученика.

Рис. 11. Пример использования интерактивного средства «Выбор изображения» Список литературы /References

1. Аствацатуров Г.О., Кочегарова Л.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). М.: Национальный книжный центр. ИФ «Сентябрь», 2015. 176 с.

2. Иванова И.И. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в учебном процессе / И.И. Иванова. Под ред. Е.М. Ганичевой. Вологда: ВИРО, 2012. 32 с.

3. РозенфельдА.Б. Коллекция LAT 2.0. [Электронный ресурс]: А.Б Розенфельд, 2010. 37 с. Режим доступа: http://sc48.rU/files/collection_LAT%202.0.pdf/ (дата обращения: 20.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.