Научная статья на тему 'Методические приемы формирования учебной мотивации обучаемых на занятиях по информатике в высшем учебном заведении'

Методические приемы формирования учебной мотивации обучаемых на занятиях по информатике в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МОТИВАЦИЯ / СИСТЕМЫ ЭВРИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / COMPUTER SCIENCE / INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY / HIGHER SCHOOL / MOTIVATION / SYSTEMS OF HEURISTIC ORIENTED TASKS / PROFESSIONALLY FOCUSED TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тутова Ольга Васильевна

Если у студентов сформирована положительная мотивация к учению, присутствует познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, то учебная деятельность обучаемых происходит более успешно. В статье рассмотрены методические приемы формирования учебной мотивации курсантов, которые мы используем на занятиях по курсу «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Одним из важнейших способов формирования устойчивой мотивации к обучению является использование систем эвристически ориентированных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL METHODS OF FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS IN THE CLASSROOM IN COMPUTER SCIENCE IN HIGHER EDUCATION

Educational activity is more successful if students have a positive motivation to learning. If students have cognitive interest and need for cognitive activity they effectively master skills and ways of activities. Methods of forming the motivation of police employees which we use on classes in the course "Informatics and Information Technologies in Professional Activity" are considered in the article. One of the most important ways of formation the steady motivation to learning is using systems of heuristic oriented tasks.

Текст научной работы на тему «Методические приемы формирования учебной мотивации обучаемых на занятиях по информатике в высшем учебном заведении»

методические разработки, пособия и исследования по джазовой импровизации.

Исследователи, музыканты-педагоги говорят о том, что владение умениями джазовой импровизации влияет на развитие музыкальных способностей, музыкального мышления, стимулирует творческую самостоятельность, вдохновляет на творческое самовыражение личности и способствует профессиональному развитию не только музыкантов-исполнителей, композиторов, но и учителей музыки.

Важно отметить, что использование джазовой импровизации во время профессиональной подготовки студентов художественных факультетов значительно расширяет их педагогические возможности и способствует развитию творческого потенциала музыканта-педагога, формированию и совершенствованию исполнительских умений и навыков, расширению сферы применения профессиональных возможностей.

Выводы. Таким образом, применение в профессиональной подготовке будущего учителя музыки такого вида творческой деятельности как джазовая импровизация, будет способствовать развитию его творческих умений. Важно отметить также, что основополагающим фактором при обучении джазовой импровизации выступает активизация творческого потенциала личности, развитие музыкального мышления, способностей, исполнительских умений и навыков, скорости психических реакций. Обучение будущего учителя музыкально-педагогичного профиля навыкам джазовой импровизации будет способствовать совершенствованию не только практических творческих умений, но и подготовке квалифицированного специалиста, который свободно владеет своей профессией и готов к профессиональному росту, профессиональной мобильности, конкурентоспособности и творческой самореализации.

Литература:

1. Дряпика В.И. Развивающее обучение и полифункциональная подготовка педагога-музыканта средствами джазового испольнительства / В.И. Дряпика // Научные записки НГПУ им. М.Гоголя. - 2002. -№ 1. - С. 12-14.

2. Кинус Ю. Импровизация в джазе / Ю. Кинус // От фольклора до джаза: сб. науч. ст. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. гос. консерватории им. С.В. Рахманинова, 2002. - С. 177-197.

3. Конен, В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века / В. Конен - М.: Музыка, 1994. - 160 с.

4. Молотков, В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре. - К., 1983. - 112 с.

5. Никитина Г.В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / Г.В. Никитина, В.Н. Романенко. - СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 1992. - 168 с.

6. Обыскалова, JI.P. Формирование музыкально-эстетических представлений и понятий у студентов педагогического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.Р. Обыскалова. Липецк, 1996. - 17 с.

7. Падалка Г.М. Педагогика искусства (Теория и методика преподавания художественных дисциплин) / Г.М. Падалка - К, 2008. - 274 с.

8. Психология. Словарь / [под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского]. - М.: Политиздат, 1990. - 2-е изд., испр. и доп. - 494 с.

9. Рапацкая, Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки / Л.А. Рапацкая. - М.: Прометей, 1991. - 139 с.

10. Ригина, Г.С. Вокальная импровизация в первом классе / Г.С. Ригина // Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. - С. 82-85.

11. Чугунов, Ю. Гармония в джазе: учебно-метод. пособие / Ю. Чугунов. - М.: Советский композитор, 1988. - 152 с.

12. Mehegan J. Jazz Improvisation. Tonal and Rhythmic Principles. - New York, - P. 1959-1965.

Педагогика

УДК 378:004.4

кандидат педагогических наук Тутова Ольга Васильевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. Если у студентов сформирована положительная мотивация к учению, присутствует познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, то учебная деятельность обучаемых происходит более успешно. В статье рассмотрены методические приемы формирования учебной мотивации курсантов, которые мы используем на занятиях по курсу «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Одним из важнейших способов формирования устойчивой мотивации к обучению является использование систем эвристически ориентированных задач.

Ключевые слова: информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности, высшая школа, мотивация, системы эвристически ориентированных задач, профессионально ориентированные задания.

Annotation. Educational activity is more successful if students have a positive motivation to learning. If students have cognitive interest and need for cognitive activity they effectively master skills and ways of activities. Methods of forming the motivation of police employees which we use on classes in the course "Informatics and Information Technologies in Professional Activity" are considered in the article. One of the most important ways of formation the steady motivation to learning is using systems of heuristic oriented tasks.

Keywords: computer science, information technologies in professional activity, higher school, motivation, systems of heuristic oriented tasks, professionally focused tasks.

Введение. Личность, грамотно использующая средства информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности, достаточно востребована в обществе. Данный факт особенно актуален для сотрудников органов внутренних дел, так как их деятельность по решению определенных профессиональных задач с использованием информационно-коммуникационных технологий можно осуществить быстро, достаточно эффективно и продуктивно.

Поэтому важной целью преподавателя информатики в образовательных организациях МВД России является развитие способностей курсантов творчески использовать знания, полученные при изучении курса «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», эффективно решать профессиональные задачи, возникающие в повседневной служебной деятельности, используя при этом умения и навыки, приобретенные в процессе изучения рассматриваемого курса.

Известно, что для осуществления успешной учебной деятельности должна быть сформирована мотивационная сфера обучаемого. Под мотивацией понимают процессы, методы или средства побуждения обучаемых к активной познавательной деятельности, глубокого усвоения содержания обучения [1]. В мотивации учебной деятельности обычно определяют две главные группы учебных мотивов: познавательные мотивы и социальные мотивы.

Познавательные мотивы достаточно тесно связаны с содержанием учебной деятельности, а также с процессом ее выполнения, они заложены в самой учебной деятельности. Социальные же мотивы связаны с разнообразными социальными взаимодействиями обучаемых с другими людьми. В связи с тем, что социальные мотивы у курсантов образовательных организаций МВД являются достаточно устойчивыми, данную группу мотивов в работе рассматривать не будем. Таким образом, целью данной статьи является описание некоторых методических приемов формирования познавательных мотивов курсантов, которые мы используем на занятиях по курсу «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».

Изложение основного материала статьи. И.С. Якиманская отмечает, что познавательные мотивы обуславливают интерес обучаемых к самому процессу усвоения знаний - к их содержанию и способу получения. То есть, мотивы этой группы стимулируют овладение не только содержанием знаний, но и способами их усвоения [2]. Источником познавательных мотивов, считает Е.И. Машбиц, является сама учебная деятельность [3].

Кроме учебных мотивов мотивация включает в себя также и ситуативные факторы, к которым относятся влияние людей, специфика осуществляемой деятельности и различные ситуации. Ситуативные факторы являются достаточно динамическими и переменчивыми, что позволяет использовать их для влияния на мотивацию обучаемого и на его активность в целом. Это позволяет сместить акцент в деятельности человека. Для обучаемого становится важным не только получение результата, но и осуществление самой деятельности, обнаружение физической и интеллектуальной активности.

Отсутствие необходимой мотивации обучения обуславливает слабый интерес курсантов к изучению информационно-коммуникационных технологий, отсутствию или слабой выраженности познавательной активности и потребности курсантов в самостоятельном получении знаний. Для решения этой проблемы считаем, что каждое занятие по информатике должно содержать:

- приемы, которые стимулируют влияние содержания учебного материала на учебную деятельность обучаемых. К ним относим демонстрацию новизны изучаемого учебного материала, обновление уже усвоенных знаний, их углубление за счет включения в курс информатики нового материала прикладного характера, а также систем эвристически ориентированных задач, раскрытие практической, научной значимости знаний и способов действий в различных сферах жизни сотрудников ОВД и др. [4];

- создание проблемных ситуаций, для решения которых необходимо усвоить новый материал, организация ролевых игр [5];

- профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи, связь учебного материала по изучаемой дисциплине с реалиями жизни, представления его практического значения для сотрудников ОВД [5];

- занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки, использование ярких афоризмов, сравнений, образов и пр.

Рассмотрим некоторые приемы формирования мотивации, которые активно используем в процессе обучения курсантов информатике.

Одним из важнейших способов формирования устойчивой мотивации к обучению считаем проблемную ситуацию. Когда человек попадает в проблемную ситуацию, то, как правило, стремится выйти из нее, преодолеть препятствие, поэтому у него возникает активная умственная деятельность.

Создать проблемную ситуацию преподаватель может, поставив перед обучаемыми проблемное задание. Если проблемное задание представляет собой эвристическое задание, то курсант не только вынужден вспомнить, воспроизвести, актуализировать некоторые знания, общие положения, правила, способы действия, но и после применения эвристик («модифицируй», «ищи эквивалентную проблему», «ищи аналогию» и др.) способен приобретать новые знания и умения на высоком уровне интереса к поставленной проблеме [6].

Рассмотрим приемы формирования мотивации к изучению информационных технологий у курсантов с помощью включения в курс информатики эвристических заданий на примере темы «Вычислительные основы информационных технологий» [7].

На одном из практических занятий предлагаем систему эвристических задач, некоторые из которых приведем в данной работе с методическими указаниями к их выполнению.

Пример 1. Найти основаниер системы счисления и цифру п, если верно равенство: 33т5п+2п443=55424. Пример выполнен в системе счисления с основанием р, т - максимальная цифра в этой системе [8].

При решении данной задачи используется прием «Модификация» - это эвристический прием преобразования чего-либо. Он характеризуется появлением новых свойств у объекта, нового выражения, которое тождественно равно данному, однако является более удобным для выполнения последующих преобразований [6].

Курсантам дается эвристическая подсказка: модифицируй (изменяй, преобразуй с появлением новых свойств). Использование данной подсказки позволяет записать предложенное в задании сложение столбиком:

ЗЗтЬп 2п443 55424

После этого становится очевидным, что основание системы V ® , так как присутствует цифра 5. Сложение в младшем разряде дает: ^ ^ ^ . Отсюда ^ ^ . Сложение во втором разряде слева

5 + 4 = 12р = (1-р + 2)10 = 910

дает: ^

Отсюда следует, что V ^ ^ Наибольшая цифра в семеричной системе - 6. Значит

^ ® . Если теперь подставить в данное выражение вместо букв соответствующие им цифры: ^

■' ■'1 6 и выполнить сложение в семеричной системе счисления, то получится сумма, данная в условии задачи.

Пример 2. В какой системе счисления выполнено следующее сложение?

756 , 307 2456 24

3767

Решение задачи из примера 2 рекомендуется искать, используя метод гипотез. Курсантам предлагается сконструировать версии ответов на поставленный вопрос в задании. Вопросы преподавателя, звучащие как: всегда ли? правильно ли? что будет, если...? порождают часто различные гипотезы обучаемых, которые в дальнейшем обсуждаются.

Курсанты отмечают, что основание системы V ® , и предполагают, что оно меньше 10, поскольку нет буквенных цифр, а правилам десятичной арифметики данный пример не удовлетворяет.

Они выдвигают гипотезу о том, что V ® или V ' , и выполняют сложение младших разрядов в десятичной системе:

6 + 7 + 6 + 4 = 23р = Х7р

В системе с основанием р это двузначное число с младшей цифрой 7 и неизвестной первой цифрой А" слева. После перевода числа в восьмеричную и девятеричную системы, курсанты получают:

2 3 j^Q — 27g — 25g

Становится очевидным, что подходит вариант V ® . Проверяя выполнение сложения других разрядов в восьмеричной системе, курсанты убеждаются, что предположение, сделанное ими, правильное.

Ответ: Р ® .

В процессе решения данного задания курсанты предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез, учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов на вопросы, опираясь на логику и интуицию.

Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала, позволяют продемонстрировать необходимость изучения нового материала, значимость его в различных сферах жизни сотрудников ОВД. Поэтому в курсе «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» используем системы профессионально ориентированных заданий, что позволяет показать курсантам связь учебного материала по информатике с реалиями жизни и представить его практическое значение в профессиональной деятельности.

Пример 3. При изучении темы «Проектирование и обработка баз данных» предлагаем обучаемым такое задание: по данным ориентировок на разыскиваемые лица, предоставленные на сайте М1р://фсин.рф/сптта1, средствами системы управления базами данных MS Access спроектируйте и создайте базу данных с именем «Ориентировки» [9].

База данных должна состоять из трех таблиц, имеющих такие имена:

1) «Личные данные» (первое поле - Код (тип данных - Счетчик), остальные поля выберите самостоятельно из ориентировок, тип поля задайте самостоятельно);

2) «Данные о судимости» (поля - код (тип данных - Счетчик), фамилия, имя, отчество, статья УК РФ, срок осуждения);

3) «Особые приметы» (поля - код (тип данных - Счетчик), фамилия, имя, отчество, словесный портрет, особые приметы, кличка).

Внимание! При выполнении задания во всех создаваемых таблицах рекомендуется в качестве первичного ключа использовать код разыскиваемых лиц (поле «Код»). Это можно сделать с помощью такой последовательности действий: щелкните правой кнопкой мыши на имени поля «Код» и выберите опцию «Ключевое поле».

1. Откройте Microsoft Access и создайте новую базу на рабочем столе с названием «Ориентировки».

2. Создайте структуру таблиц в режиме «Конструктор». Для этого щелкните по иконке «Режим» на вкладке «Поля» и выберите команду «Конструктор», сохранив при этом таблицу под соответствующим именем.

В режиме конструктора таблиц создайте соответствующую структуру каждой таблицы.

Установите для каждой таблицы размер шрифта - 14, цвет символов - темно-синий.

Внимание! При создании структуры каждой таблицы для всех полей продумайте и задайте соответствующую размерность полей. Это можно сделать с помощью такой последовательности действий:

3. Оформите связи между таблицами базы данных «Ориентировки».

Для создания связей между таблицами выполните следующие действия.

1. Закройте все открытые таблицы базы данных.

2. Выберите команду «Схема данных» на вкладке «Работа с базами данных».

3. В диалоговом окне «Добавление таблицы» последовательно выделите название каждой из трех таблиц и нажмите кнопку «Добавить» или дважды щелкните по названию таблиц. После этого закройте диалоговое окно.

4. Для того чтобы установить связи между полями, выберите поле в одной таблице и переместите его на соответствующее поле второй таблицы.

Выберите поле «Код» из таблицы «Личные данные» и переместите его на поле «Код» из таблицы «Данные о судимости».

В появившемся диалоговом окне «Изменение связей» отметьте «Обеспечение целостности данных», «Каскадное обновление связанных полей» и «Каскадное удаление связанных полей». Тип отношения должен быть указан «один-к-одному».

Выберите поле «Код» из таблицы «Личные данные» и переместите его на поле «Код» из таблицы «Особые приметы».

В появившемся диалоговом окне «Изменение связей» отметьте «Обеспечение целостности данных», «Каскадное обновление связанных полей» и «Каскадное удаление связанных полей». Тип отношения должен быть указан «один-к-одному».

После создания связей закройте окно «Схема данных», предварительно его сохранив.

4. Заполните таблицы конкретными данными.

Таблица 1 отображает личные данные обо всех разыскиваемых лицах.

Таблица 2 содержит конкретные данные о судимости разыскиваемых лиц.

Таблица 3 содержит информацию об особых приметах разыскиваемых лиц.

Внимание! Если данные не вмещаются в поле, то увеличьте в свойствах поля длину вводимого текста, а также четко и лаконично излагайте мысль.

5. Осуществите сортировку и отбор данных в созданных Вами таблицах.

A. Отсортируйте таблицу «Личные данные» по полю Фамилия, Имя.

Б. Отсортируйте таблицу «Данные о судимости» по полю «Срок осуждения».

B. Используя фильтр, выведите на экран записи, содержащие фамилии, имена, отчества преступников, имеющих гражданство Украины.

6. Создайте запрос «Осужденные» на выборку записей из таблицы «Данные о судимости» о преступниках, которых осудили на срок более одного года.

7. Создайте запрос «Сбежавшие» на создание таблицы с записями из таблицы «Данные о судимости» о преступниках, сбежавших из мест лишения свободы.

8. Создайте форму для базы данных «Розыск».

9. Создайте отчет для стенда «Внимание, розыск!» на основе таблицы «Дактилоскопические данные» с информацией о преступнике (фамилия, имя, отчество, фото, особые приметы).

Все данные, которые мы используем в заданиях, являются официальными и соответствуют практической деятельности органов внутренних дел. При выполнении заданий курсанты учатся анализировать и систематизировать представленную информацию, проектировать базу данных, оформлять связи между таблицами, выполнять сортировку и фильтрацию данных, составлять запросы и отчеты, создавать формы для базы данных, используя программное средство MS Access. При выполнении таких заданий должна реализовываться самостоятельная работа как составляющая системы организации учебного процесса в присутствии преподавателя и под его контролем [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование учебной мотивации осуществляем также, используя занимательность изучаемого материала. Для этого включаем в курс информатики загадки, ребусы, кроссворды, дидактические игры. Стимул игры позволяет активизировать деятельность обучаемых. Работа над игровыми задачами побуждает курсанта к анализу предложенного задания, поиску способов его решения, построению траектории его выполнения, в учебных и познавательных целях содействует проведению анализа решения с целью обобщения задачи, получению полезных выводов из решения.

Приведем примеры игровых заданий, которые предлагаются курсантам при изучении темы «Вычислительные основы информационных технологий».

Пример 4. Решите задания, найдите ответ на каждое из них в таблице и составьте из полученных слов достаточно известное высказывание.

1. В саду 100q фруктовых деревьев, из них 33q яблони, 22q груши, 16q слив и 17 q вишен. В какой системе счисления посчитаны деревья?

2. Трехзначное число, записанное в системе счисления с основанием 3, при перестановке крайних цифр становится числом, выражающим то же количество, но уже в системе счисления с основанием 4. Найдите это число.

3. Найдите среднее арифметическое следующих чисел:

100101102; 1100100b 110010.

Результат переведите в десятичную систему счисления.

4. Найдите среднее арифметическое следующих чисел:

226S; Ó4i6, Ó2S

Результат переведите в десятичную систему счисления.

5. Выполните операцию сложения над двоичными числами 10010011+101101.

6. Выполните операцию вычитания над двоичными числами 100001000-10110011.

7. Выполните операцию умножения над двоичными числами 111110 100010

8. Выполните операцию деления над двоичными числами 111010001001:111101.

кто тот компьютером владеет

1010101 11000000 10101 Ю0ю 211

информацией миром - интернетом

111101 100000111100 9 1000110 11000

Ответ: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Правильно решив задания, предложенные в примере 4, курсанты получают правильный ответ: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Автора данной фразы можно определить, правильно решив задание из следующего примера (см. пример 5).

300,05s,222,012U01,01b.

Пример 5. Какое из чисел "4 V1VL,|H и 1 ii уменьшится в 8 раз при

переносе запятой влево на три знака?

Аристотель Ротшильд Сократ

З00,053 101,0112 222.0124

Ответ: «Ротшильд».

После этого преподаватель кратко рассказывает обучаемым исторический материал, касающийся данной фразы. О том, каким образом данная фраза стала знаменитой и как разведение почтовых голубей (единственное увлечение Ротшильдов) однажды позволило им сделать целое состояние и стать обладателями значительной части британской экономики.

Выводы. Нами описаны некоторые методические приемы формирования познавательных мотивов курсантов, которые мы используем на занятиях по курсу «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Одним из важнейших способов формирования устойчивой мотивации к обучению является использование на занятиях разработанных нами систем эвристически ориентированных профессионально ориентированных заданий. Дополнительным средством является занимательность изучаемого материала: включение в ход занятия тематических загадок, ребусов, кроссвордов, дидактических игр.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. -М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

2. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. М. - 2000. - 176 с.

3. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Изд-во «Вища школа», 1987. - 223 с.

4. Шипанова Е.В. Модельное представление многомерного психологопедагогического инструментария для формирования мотивационноориентированной образовательной среды / Е.В. Шипанова, М.А. Родионов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2010. - № 22. - С. 237 - 239.

5. Агаева А.В. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования. / Агаева А.В. [и др.] - Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. - 2011. - 338 с.

6. Скафа О.1. Евристичне навчання математики: комп'ютерно-орieнтованi уроки: навчально-методичний поабник / О.1. Скафа, О.В. Тутова. - Донецьк: ДонНУ, 2013. - 399 с.

7. Тутова О.В. Методическая система эвристического обучения информатике в высшей школе / О.В. Тутова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. -2019. - № 2. - Том 5 (71). - С. 38-46.

8. Теория и методика обучения информатики [Электронный ресурс]. http://docme.ru/doc/923865/teoriya-i-metodika-obucheniya-informatike (дата обращения: 15.08.2019).

9. Тутова О.В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / О.В. Тутова. - Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2018. - 120 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Гущин Алексей Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория имени Михаила Ивановича Глинки» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, доцент Шобонов Николай Александрович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье рассмотрены перспективные направления развития профессионального образования в информационном обществе, выявлены проблемы, которые решает система профессионального образования на этапе формирования цифрового общества.

Ключевые слова: профессиональное образование, информатизация профессионального образования, цифровая экономика.

Annotation. The article discusses promising areas of education development in the digital economy, identifies problems that the vocational education system solves at the stage of the formation of a digital society.

Keywords: vocational education, informatization of vocational education, digital economy.

Введение. Профессиональное образование, как и российское общество за последние два с не большим десятилетия, прошло сложный период кардинальных изменений. В начале девяностых годов прошлого столетия отечественное образование претерпело время стабилизации, в середине девяностых время реформирования и с конца девяностых годов - до настоящего времени развития, модернизации и информатизации. И если развитие образования при реализации ряда внутренних модификаций на базе введения инноваций, рассчитывало на сохранение достигнутого качества системы образования то модернизация и информатизация вызвала острую необходимость глубокой содержательной и деятельностной трансформации не только от системы образования в целом, но и от профессионального образования в частности.

Изложение основного материала статьи. Вопросами информатизации в сфере профессионального образования всегда занимались не только ученые: педагоги, социологи, психологи, дидакты, специалисты по информатике и вычислительной технике, методисты, но и практические сотрудники системы профессионального образования: руководители учебных заведений, методисты, преподаватели, мастера производственного обучения и сами студенты.

В ближайших перспективах развития информатизации профессионального образования, большинство специалистов представляют себе учебную аудиторию, как учебную медиа-лабораторию, содержащую несколько много аппаратных пользовательских мест, оснащенных специализированным программным обеспечением, аудио и видеосистемами подключённых к глобальным телекоммуникационным сетям, обеспечивающих проведение онлайн и офлайн индивидуальных и групповых учебных действий одновременно, а также организацию индивидуально-групповой проектной деятельности обучающихся. Роль педагога профессионального обучения в данном процессе обучения состоит в эффективном управлении деятельностью обучающихся и оказании им необходимой консультационной помощи. Всё это даст педагогу профессионального обучения совершенно новые возможности демонстрации сложных явлений, процессов и понятий, доступа к самым различным базам данных и научно-профессиональным и образовательным сетевым сообществам и т.д. Специализированные программные комплексы управления учебным и дидактическим процессом позволят ему лучше отслеживать качество усвоения пройденного материала и формирования необходимых общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Еще в начале двадцать первого века в своих работах Е. Полат пишет: - «Информатизация образования создает предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику психолого-педагогических разработок, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, в том числе в рамках новых моделей. Развитие методов и организационных Форм обучения обусловлено возможностями информационных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения» [3].

Современные разноуровневые программы информатизации профессионального образования выделяют следующие основные этапы:

1. Массовое освоение средств информационно-коммуникационных технологий; научно-исследовательская деятельность по изучению и разработке новых методов и организационных форм педагогической работы, новых составляющих содержания профессионального образования;

2. Энергичное овладение и фрагментарно-оптимальное внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс преподавания традиционных учебных дисциплины и на данной основе - массовое овладение педагогами новыми организационными формами и методами учебно-методической работы; практическая постановка проблемы о кардинальном пересмотре образовательного контента, традиционных методов и форм учебно-воспитательной работы;

3. Решительная реорганизация содержания профессионального образования на всех его этапах, определенная процессами информатизации общества, смена учебно-методической основы учебного процесса, обязательное освоение педагогами профессионального обучения обширного спектра взаимодополняющих и конкурирующих организационных форм и методов обучения, поддерживаемых соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.