Научная статья на тему 'Методические приемы, активизирующие самостоятельную работу студентов при изучении иностранного языка'

Методические приемы, активизирующие самостоятельную работу студентов при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ / ENCOURAGING CREATIVE AND INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / METHODS / ORGANIZATIONAL FORMS / INDEPENDENT WORK / CREATIVE TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варенина Л.П.

В представленной статье рассматриваются некоторые методические приемы, активизирующие самостоятельную работу студентов при изучении иностранного языка. Выбор приемов для активизации самостоятельной работы студентов зависит как от профессиональных, так и от личностных качеств преподавателя. В статье представлены рекомендации по ведению индивидуальной самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical techniques that activate students’ independent work while learning a foreign language

The presented article shows some methodical techniques that stir up the independent work of students in the study of a foreign language. The choice of techniques encouraging creative and independent work of students depends on both professional and personal characteristics of a teacher. The article presents recommendations on the design of individual work of students in the study of a foreign language.

Текст научной работы на тему «Методические приемы, активизирующие самостоятельную работу студентов при изучении иностранного языка»

Л.П. Варенина

0-Асй

1—^0

Фшгл

Методические приемы, активизирующие !"-§■ самостоятельную работу студентов при изучении иностранного языка

В представленной статье рассматриваются некоторые методические приемы, активизирующие самостоятельную работу студентов при изучении иностранного языка. Выбор приемов для активизации самостоятельной работы студентов зависит как от профессиональных, так и от личностных качеств преподавателя. В статье представлены рекомендации по ведению индивидуальной самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка. Ключевые слова: изучение иностранного языка в вузе, иностранный язык в неязыковом вузе, самостоятельная работа студентов, организационные формы самостоятельной работы студентов, творческие задания при изучении иностранного языка в вузе.

Формирование культуры мышления студентов при изучении иностранного языка является одной из задач образовательного процесса. В свете требований высшей школы предполагается развитие такой компетенции, как умение самостоятельно находить информацию и работать над материалом, критически его осмысливая. Следует признать, что сегодня преподавателю сложно проверить и оценить истинные знания студентов. Современный студент виртуозно владеет информационными технологиями и молниеносно находит в интернете ответ на любой вопрос. Зачастую преподавателям приходится оценивать не самостоятельную творческую работу студентов, а качество материалов, выложенных «экспертами» в интернете.

Для успешного выполнения этой задачи, прежде всего, необходима осознанность как обучения (деятельности преподавателей), так и учения (деятельности студентов). И так как главный субъект этого процесса - преподаватель, то он должен, кроме всего прочего, разрабатывать методы, средства и формы обучения студентов основам самостоятельной учебной деятельности. В условиях учебного процесса понятие «самостоятельный» понимается как свободный от посторонних влияний, помощи, совершаемый собственными силами, добытый личными творческими усилиями. В педагогической литературе чаще всего самостоятельной именуют планируемую работу студентов, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его

ее

конкретной роли. Значимость самостоятельной работы студентов выхо- | дит далеко за рамки отдельного учебного курса и становится средством § ® формирования навыков самостоятельной работы вообще. 5 °

Следовательно, решение данной задачи связано с формированием | 1 конкретных качеств у студентов, важнейшим из них является стремле- | 2 ние и умение будущего специалиста самостоятельно принимать реше- о § ния в рамках своей компетенции, брать ответственность на себя. Дан- чю ный ориентир и должен быть положен в основу всей педагогической с деятельности по организации самостоятельной работы студентов.

Основных условий, способствующих успешности выполнения данной задачи, два: желание студентов учиться и их осознанное стремление добиваться успехов в учебе. Чем более активный интерес к будущей профессии, а следовательно, к получению необходимых знаний проявляет обучающийся, тем более результативен процесс обучения. Таким образом, именно интерес становится важнейшей психологической установкой в организации учебного процесса вообще и самостоятельной работы, в частности.

Психологи делят интерес на непосредственный и опосредованный. На отношении студентов к учению сказывается интерес обоих видов. Задача преподавателя - способствовать их формированию и развитию. Опосредованный интерес к учению - это представление об основных квалификационных характеристиках (назначение и характер будущей деятельности, требования к знаниям, умениям и др.), а также о том, каким образом весь учебный процесс и каждая дисциплина в отдельности способствуют выработке этих качеств. Непосредственный же интерес ориентирован на ближайшие положительные результаты учебы (получение хороших оценок на экзаменах, успешную сдачу зачетов и т.д.). Непосредственный интерес очень сильно зависит от отношений между преподавателем и студентом, главным образом, от личностных качеств первого. Всякое общение со студентами при изучении иностранного языка должно быть построено так, чтобы они ощущали заинтересованность преподавателя в их успехах.

Преподавателем должно быть осознано все то, что требует осознания обучающимся: цели обучения, средства их достижения и средства контроля. Бесполезно пытаться преподавать, не обращая внимания на то, понимают ли вас студенты. Чтобы этого не произошло, необходимо выяснить первоначальный уровень их подготовки к восприятию учебного материала. Если он оказался ниже ожидавшегося, то надо откорректировать программу и методику подачи информации. В принципе, разные аудитории требуют индивидуального методического подхода. Творческая работа в этом направлении и составляет суть педагогического

го о к

ЪС ' — I Ч

О

55 I мастерства. Корректировка программы предполагает возможность объ-^ о единения некоторых схожих тем; разные уровни рассмотрения тем

Сигогл

| о о. (в полном объеме или только для ознакомления); при небольшом объе-^ 5 ме часов возможно изучение только некоторых основополагающих тем, о-е- но не в ущерб целостности курса и т.д.

^ С целью методической корректировки преподавателю необходимо проработать и апробировать несколько методик, будь то ролевые игры, тренинги, доклады, дискуссии, тесты и др. Чтобы чувствовать себя уверенно, рекомендуется по каждому занятию составить план его проведения с учетом определенной методики, распределения бюджета времени, формулировки вопросов и заданий, применения технических средств и т.д.

Задания должны быть не настолько просты, чтобы студент мог выполнить их без помощи преподавателя, но и не настолько сложны, чтобы было невозможно их выполнить. Именно при составлении заданий осуществляется выход на индивидуализацию обучения. Даже люди исключительных способностей могут сильно различаться по быстроте течения мысли. Встречаются «генераторы идей», которые утрачивают интерес к проблеме, как только способ ее решения становится им принципиально ясным, но есть люди, легко принимающие чужие предложения и тщательно разрабатывающие их до конца. Кто-то отдает предпочтение широкой сфере деятельности, кто-то - узкой. Одним нравится коллективная работа, другим - индивидуальная и т.д. Это разнообразие характеристик делает индивидуализацию обучения непростым делом. Оценивать человека по какому-нибудь одному признаку нельзя. Необходимо знать студентов так, чтобы стали очевидными как сильные их стороны, которые надо развивать, так и слабые, - которые надо помочь смягчить, преодолеть.

Важную роль в процессе изучения иностранного языка имеют различные приемы активизации самостоятельной работы студентов [1]. Рассмотрим лишь некоторые из них: обучение методам самостоятельной работы, в том числе сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки; убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым материалом для предстоящей профессиональной или дальнейшей учебной деятельности студентов.

К самостоятельной аудиторной работе при обучении иностранному языку можно отнести всевозможные виды упражнений, самостоятельную поисковую работу (страноведческой, политической, экономической тематики), работу над письменным переводом отрывка текста, работу с газетой или журналом, а также работы исследовательского или проблемного характера (составление каталогов, рекламы, аннотации)

и многие другие виды работы; проблемное изложение материала, вос- | производящее типичные способы реальных рассуждений; применение § ® операциональных формулировок законов и определений для установле- 5 ° ния однозначной связи теории и практики; применение методов актив- ^ 1 ного обучения (деловые игры, анализ конкретных ситуаций, дискуссии | <§ по сложным вопросам, критический разбор концепций и т.д.); разработ- о § ка и сообщение студентам структурно-логических схем построения дис- ч о циплины: ее разделов, тем. Со временем надо постепенно «свертывать» с подробности разъяснений, давая возможность обучающемуся проявить собственную творческую активность. Если работа коллективная, то каждый из студентов получает определенный, точно оговоренный раздел работы. Эффективным способом активизации повторения пройденного материала студентами является проведение небольших (примерно 10-15 минут) проверочных работ в начале занятия.

Также необходимо обратить внимание на организационные формы преподавательской работы. Самое широкое распространение имеют «обычные» занятия: сначала объяснение материала, а потом чтение и перевод текста, обсуждение поднимаемых в нем вопросов и проблем. В этом случае ведущая роль отводится преподавателю, а студент здесь является ведомым и в определенной степени пассивным.

Основным критерием усвоения лексического и грамматического материала студентами является выведение его в речь: сначала в письменную, а затем в устную. Именно здесь требуется активизация самостоятельной работы студентов, их творческий подход к решению поставленных преподавателем задач: от самых простых до достаточно сложных. Можно использовать такие приемы, как описание картинки (предложить ключевые слова, которые необходимо вплести в текст высказывания); ведение переписки; игры; проектная деятельность; обучение других студентов (студент становится преподавателем).

При использовании игровых методов даже слабые студенты начинают говорить, забывая о своих комплексах. Что касается проектной деятельности, то здесь необходима постановка задачи преподавателем, создание алгоритма действий: поиска информации и оформление конечного результата в виде доклада или презентации. Проектная деятельность вырабатывает навыки самостоятельного поиска заданной информации, умения ее анализировать. Надлежащим образом структурированная информация, представленная студентом в форме монологической речи, и является непосредственной задачей в плане формирования коммуникативной компетенции.

При использовании метода «Обучение студентом студента» учащийся может объяснять своим товарищам грамматический материал

4 X го О ^ т

к ^ о

Ш го т

5 л го ^ О О.

го о к

о =1 с собственными примерами для иллюстрации с активной лексикой урока, а также объяснить какие-то моменты, связанные с профессиональной тематикой.

се у о Вовлечение студентов в ситуации, в которых необходимо проявлять

о-е- самостоятельность в принятии решений, планировании собственной

ш о

_ ^ деятельности, нестандартный подход к решению задач на занятиях изучения иностранного языка способствует развитию творческой самостоятельности [3]. Сама творческая деятельность предполагает наличие у субъекта творчества определенной подготовки нетворческого характера. Например, эта подготовка может заключаться в наличии знаний оригинальных текстов и критической литературы, наличии представления о социокультурной ситуации, в которой эти тексты создавались, и результатом попытки ответа на запросы которой они являлись, возможность отделить изложение позиции от оценки, умение осуществлять определенные теоретические процедуры - реконструкцию, концептуализацию, сравнение и т.д.

Приведем лишь некоторые рекомендации по ведению индивидуальной самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка:

а) занятия следует проводить, обеспечивая, с одной стороны, безусловное выполнении некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами, а с другой - более интенсивную работу студентов, подготовленных лучше;

б) особое значение приобретают консультации и регулярный контроль успешности выполнения слушателями самостоятельной работы;

в) необходимо как можно более полное информирование студентов о предстоящей самостоятельной работе - ее целях, ожидаемых результатах, средствах, трудоемкости, сроках, формах самоконтроля и контроля со стороны преподавателя.

В начале курса преподавателю иностранного языка желательно проводить «входное» тестирование - определять готовность обучающихся к овладению материалом и умение самостоятельно работать. Имеет смысл практиковать выдачу заданий, содержащих две части - обязательную, соответствующую установленным нормам времени, и факультативную, рассчитанную на учащихся, желающих освоить темы предмета более объемно и глубоко. Тогда возможна и дифференциация экзаменационных вопросов с заранее объявленным их «весом» в баллах.

На практических занятиях обычно легко обнаруживаются студенты «слабые» и «сильные». Последним необходимо специально уделять внимание. На практике бывает наоборот: преподаватель занимается со слабым студентом, а сильный, оставленный без внимания, «перегорает». Что делать с теми, кто хочет и, главное, может заниматься?

cc

Для начала следует давать им дополнительные задания. В случае успеха |

и заинтересованности далее можно предложить более сложные индиви- § ®

дуальные задания, участие в научной работе. Полезно привлекать таких g °

студентов к консультированию более слабых, проводя с ними самими | i

дополнительные занятия. | <g

В конечном счете, путь для творческого подхода в создании и выборе о §

организационных форм открыт. В любом случае лучше не отказываться S vg

от проверенных и испытанных моделей и форм обучения, но работать с над их совершенствованием в течение всей педагогической деятельности необходимо.

Библиографический список

1. Даськова Ю.В. Самостоятельная работа в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3. С. 81-87.

2. Зверева Е.А. Творческие задания как средство развития самодеятельности студентов в учебно-воспитательном процессе: Дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2007.

3. Кулешова А.А. Понятие творческой самостоятельности в контексте лич-ностно развивающего образования // Автономия личности. 2013. № 2 (8). С. 17-24.

Варенина Людмила Петровна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры иностранных языков № 2, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. E-mail: luvaren@starlink.ru

L.P. Varenina

Methodical techniques

that activate students' independent work

while learning a foreign language

The presented article shows some methodical techniques that stir up the independent work of students in the study of a foreign language. The choice of techniques encouraging creative and independent work of students depends on both professional and personal characteristics of a teacher. The article presents recommendations on the design of individual work of students in the study of a foreign language.

Key words: encouraging creative and independent work of students, methods, organizational forms, independent work, creative tasks.

Varenina Lyudmila P. - PhD in Pedagogy; Associate Professor of the Department of Foreign Languages № 2, Plekhanov Russian University of Economics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.