Научная статья на тему 'Методические предпосылки к организации лизинга тракторов и машин АО "Онежский тракторный завод"'

Методические предпосылки к организации лизинга тракторов и машин АО "Онежский тракторный завод" Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лесозаготовки / лесозаготовительные предприятия / тракторы и машины

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — И Р. Шегельман, Д Б. Одлис

В статье изложен методический подход к организации лизинга тракторов и машин АО "ОТЗ", базирующийся на учете специфики лесопромышленного региона, а также на современном законодательстве в области лизинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические предпосылки к организации лизинга тракторов и машин АО "Онежский тракторный завод"»

Методические предпосылки к организации лизинга тракторов и машин АО "Онежский тракторный завод"

И. Р. Шегельман' Д. Б. Одлис

Петрозаводский государственный университет Карельский научно-исследовательский институт лесной промышленности АО "Онежский тракторный завод"

В статье изложен методический подход к организации лизинга тракторов и машин АО "ОТЗ", базирующийся на учете специфики лесопромышленного региона, а также на современном законодательстве в области лизинга.

Ключевые слова: лесозаготовки, лесозаготовительные предприятия, тракторы и машины.

Онежский тракторный завод (АО "ОТЗ") - крупнейшее машиностроительное предприятие России в области выпуска специализированных тракторов и машин для лесозаготовок.

Модернизация базовых тракторов АО "ОТЗ" предусматривает [1]:

• первый этап - освоение трактора ТДТ-55А-13 путем оснащения серийного трактора ходовой системой повышенной проходимости по грунтам с низкой несущей способностью и двухступенчатым бортовым редуктором;

• второй этап - разработка и освоение в производстве семейства машин на базе тракторов ТЛТ-100 и ТБ-1М с дизелем мощностью 120 л. е., безопасной кабиной, системой нормализации климата в зимнее и летнее время года; унифицированными гидроусилителями и др. усовершенствованиями конструкции;

• третий этап модернизации - создание машин семейства ТБ-1Г, отличительная особенность которых - способность работать "челноком", без разворота в конце холостого и грузового ходов, позволяющая реализовать новые лесоводственные требования в отношении сохранения подроста и повреждаемости лесных почв и повысить производительность этих машин. В 1997 году разработана проектно-конструкторская документация и начато изготовление этих машин.

АО "ОТЗ" создает семейство колесных машин: начато изготовление пачкоподборщика ТЛК4-01 класса 3 т. е., запланировано изготовить скидцср ТЛК4-01 и

1 Авторы - соответственно профессор кафедры технологии и оборудования лесного комплекса и зам. генерального директора АО "ОТЗ" © И. Р. Шегельман, Д. Б. Одлис, 1999

на его базе харвестер ТЛК4-15 с оборудованием фирмы "Форестери", создается мощный высокопроизводительный колесный сортиментовоз ТЛК6-04, по техническим параметрам являющийся аналогом финского форвардера Тимберджек 1710. Трактор-сортиментовоз ШЛК6-04 класса 2 т. с. соответствует параметрам форвардера Тимберджек 1010 и найдет широкое применение для использования при сплошных и особенно несплошных рубках главного и промежуточного пользования в средних по тяжести условиях эксплуатации.

На базе тракторов АО "ОТЗ" разработаны модификации новых машин:

• гусеничные для хлыстовой технологии: ТЛГ-3-12 - валочно-пакетирующая машина, ТЛГ-100 (ТЛТ-100-06) - тросочокерный трелевщик, ТБ-1М-15 (ТБ-1Г-15) - бесчокерный трелевщик;

• гусеничные для сортиментной технологии: ТЛГ-3-15 - харвестер, ТБ-1М-16 (ТБ-1Г-16) - гусеничный форвардер;

• колесные для хлыстовой технологии: ТЛК4-01 -колесный скиддер;

• колесные для сортиментной технологии: ТЛК4-15 - харвестер, ТЛК6-04 - колесный форвардер. ШЛК6-04 - колесный форвардер.

В столице Карелии Петрозаводске АО "ОТЗ" является градообразующим предприятием. Карелия характеризуется наличием крупных лесозаготовительных предприятий, развитыми деревоперерабатывающими и деревообрабатывающими предприятиями (Кондо-пожский и Сегежский ЦБК, Питкярантский целлюлозный завод, лесопильные предприятия и др.), испытывающими острую потребность в древесном сырье (балансах, пиловочнике и др.).

Стабилизация и особенно подъем лесозаготовительной подотрасли в Карелии могут быть достигнуты только в комплексе с подъемом лесоперерабатывающих подотраслей республики и прежде всего за счет оживления деревообрабатывающих производств, повышения спроса на круглый лес на внутреннем рынке, что, в свою очередь, связано с преодолением кризисной ситуации в экономике России в целом [2].

Выполненный анализ показал, что в Карелии, как и в целом в стране, преобладают технологические процессы, основанные на заготовке хлыстов. Около 80% древесного сырья в республике заготовляется в хлыстах, преимущественно с использованием тракторов АО "ОТЗ".

Исследования КарНИИЛПа [2, 3, 4] показывают, что в Карелии, где хорошо развиты лесоперерабатывающие подотрасли и относительно успешно развивается и совершенствуется сеть автомобильных дорог, технология заготовки сортиментов на лесосеке имеет перспективы. Эта технология развивается в республике более быстрыми темпами, чем в других регио-

178

Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ

нах, и уже в 1996 году составила около 20% от общего объема лесозаготовок (для сравнения - в Архангельской области объемы сортиментной заготовки составляют менее 2%, в Республике Коми - около 10%) [2].

Практически весь объем сортиментов в Карелии заготовляют с помощью импортной техники: бензи-номоторных пил "Хюскварна" и "Штиль", харвесте-ров и форвардеров преимущественно фирмы "Тим-берджек".

Технология заготовки сортиментов на лесосеке предпочтительна с лесоводственно-экологической точки зрения, поэтому ее необходимо развивать, предусмотрев при этом использование экономичной отечественной техники.

Как показали исследования [4], затраты при заготовке сортиментов с помощью комплекта "бензиномотор-ная пила + импортный форвардер" и при заготовке хлыстов с использованием отечественной техники по комплексу работ "валка-вывозка на нижний лесо-склад" практически одинаковы.

При заготовке сортиментов с помощью импортных харвестера и форвардера эксплуатационные затраты значительно выше, и в этом случае сортиментная технология неконкурентоспособна по сравнению с традиционной хлыстовой технологией (расчеты выполнены в ценах 1996 года).

Очевидно, что после экономического кризиса, вызвавшего резкий рост цен на импортную технику по сравнению с отечественной лесозаготовительной техникой, последняя станет еще более предпочтительной.

Предложенная КарНИИЛПом концепция технического перевооружения отрасли исходит из следующих основных предпосылок [1]:

1. В Карелии 40% составляют грунты с низкой несущей способностью, суходолы при обильных осадках и характерной слабой испаряемости зачастую переходят в категорию временно переувлажненных грунтов, снежный период - более 6 месяцев в году, снежный покров в 2 годах из 5 превышает 80 см.

2. Возможности организационно-технологического маневра и обеспечение минимальной зависимости работы лесосечных машин от погодных условий и их круглогодовое использование, и, следовательно, производительность труда и эффективность рубок в значительной степени определяются наличием на лесозаготовках как колесной, так и гусеничной техники.

С учетом этих предпосылок и возможностей отечественного машиностроения заготовка сортиментов в Карелии может базироваться на технологических комплексах "комплект бензопил + форвардер".

Гусеничный форвардер ТБ-1-16 разработан и освоен АО "ОТЗ", колесный ЛТ-189М (разработка КарНИ-ИЛПа) - АО "Орелдормаш".

В Карелии в последние годы при хлыстовой заготовке из отечественной лесозаготовительной техники используются преимущественно тракторы ТДТ-55А с тросочокерной оснасткой и практически не используются более энергонасыщенные бесчокерные тракторы типа ТБ- 1М.

В дальнейшем заготовка леса бесчокерными тракторами сравняется по экономическим показателям с технологией заготовки леса тракторами с тросочокерной оснасткой, а в перспективе обеспечит экономию финансовых ресурсов [3, 5].

В этом случае будет не только целесообразен, но и необходим переход на технологию трелевки леса за вершины с использованием разработанных КарНИИЛПом и АО "ОТЗ" захватно-режущих устройств.

При их применении средняя рейсовая нагрузка на трактор ТБ-1 за счет перехода от трелевки деревьев за комель к трелевке за вершины возрастет на 30...50%, сменная производительность - на 10...25% [5].

Технология трелевки деревьев с использованием захватно-режущего устройства позволяет отказаться от трудоемких работ по обрубке вершин деревьев топором, сохранить на лесосеке 60...70% подроста, уменьшить нагрузку на трактор (большая часть веса пачки передается на грунт).

Разработаны технические решения на захватно-режущие устройства, защищенные изобретениями (а. с. № 1237605, № 1493581, № 1289424). При их внедрении годовой экономический эффект за счет увеличения рейсовой нагрузки и сокращения времени захвата и погрузки деревьев в коник в расчете на объем трелевки 1 100 000 м3 при трелевке до 300 м составит 634,7 тыс. руб.

Анализ свидетельствует о том, что на лесозаготовках в Карелии как при хлыстовой, так и при сортиментной заготовке леса будут преобладать тракторы и машины на базе тракторов АО "ОТЗ". Однако спрос на эти тракторы не подкреплен наличием у лесозаготовительных предприятий оборотных средств.

Процесс старения машин и оборудования привел к катастрофическому состоянию производственные фонды не только в Республике Карелия, но и в Российской Федерации в целом. Их износ в лесном комплексе приближается к 70% - порогу, за пределом которого начинается физическое уничтожение производственного потенциала.

В то же время предприятия, как правило, не в состоянии сами приобретать для себя лесозаготовительную технику на выдвигаемых машиностроительными предприятиями условиях предоплаты.

В числе основных причин: значительный период окупаемости лесозаготовительной техники, нехватка у предприятий оборотных средств, высокая доля бартера, заблокированные счета, сложности с получением кредитов, высокая ставка за пользование кредитными ресурсами.

С одной стороны, предприятиям для необходимого и ускоренного технического перевооружения требуется техника АО "ОТЗ", а народному хозяйству и отрасли нужна древесина, которую можно заготовлять в требуемых количествах только при насыщении лесозаготовительных предприятий обновленными тракторами. С другой - АО "ОТЗ" готов производить эти тракторы, но при условии их своевременной оплаты.

В то же время как лесозаготовительные предприятия, так и АО "ОТЗ" не имеют оборотных средств не только для расширенного производства и обновления, но и для успешного функционирования. АО "ОТЗ" не имеет возможности самостоятельно передавать свою технику в лизинг.

Устранению этого сложившегося явления и решению сформулированной проблемы ускоренного перевооружения предприятий лесного комплекса может способствовать организация обеспечения предприятий лесозаготовительной промышленности как основного звена лесопромышленного комплекса лесозаготовительной техникой на условиях лизинга.

Подобная попытка была сделана в Карелии, когда согласно поручению председателя Правительства Российской Федерации № ВЧ-111124570 от 09.08.94 г. и постановлению председателя правительства Республики Карелия № 405 от 30.11.94 г., АО "ОТЗ" совместно с предприятиями лесного комплекса Северо-Западного региона России учредило лизинговую компанию АО "Онего-лизинг".

После принятия Федерального закона "О лизинге" в России, как и в большинстве развитых государств, имеется нормативная база для широкого применения лизинговых операций. В законе сформулированы меры государственной поддержки деятельности лизинговых компаний, которые, к сожалению, к настоящему времени не отработаны.

Приведение нормативных актов Правительства Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом необходимо для того, чтобы вместо сильно запаздавшего, но все еще крайне нужного для экономики страны закона, не получить еще один неработоспособный документ.

Основная причина, сдерживающая расширение деятельности АО "Онего-лизинг", - отсутствие оборотных средств, т. к. вопрос об их выделении не решен. В случае положительного решения плановых и организационных вопросов обеспечения действенности лизинговых операций, связанных с передачей в лизинг тракторов и машин АО "ОТЗ", лесной комплекс получит постоянный канал обновления парка лесозаготовительной техники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пыжиков А. В. Новые лесозаготовительные машины Онежского тракторного завода // Актуальные проблемы лесного комплекса Карелии: Науч. тр. № 1 / КРИА. Петрозаводск, 1998. С. 33-36.

2. Дёмин К. К., Мощевикин П. Е., Васильев И. А., Шегельман И. Р. Актуальные технические и экологические проблемы развития лесозаготовок в Карелии // Там же. С. 4-9.

3. Шегельман И. Р. Ресурсосберегающие технологии лесозаготовок // Там же. С. 17-24.

4. Состояние лесного комплекса Карелии и прогноз его развития: Технико-экономический доклад / КарНИИЛП: Петрозаводск, 1996. 150 с.

5. Шегельман И. Р., Скрыпник В. И. Разработка технических решений и моделирование процесса трелёвки деревьев трелевочным трактором с за-хватно-режущим устройством // Повышение эффективности подготовки биомассы дерева к переработке на щепу: Сб. науч. тр. КарНИИЛП. Петрозаводск, 1997. С. 14-17.

6. Одлис Д. Б. Операции лизинга - эффективные формы инвестиций в средства производства // Современные методы обработки древесного сырья: Сб. науч. тр. / Под ред. И. Р. Шегельмана; КарНИИЛП. Петрозаводск, 1999. С. 32-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.