Научная статья на тему 'Методические положения анализа и оценки влияния фактора сезонности на величину издержек обращения'

Методические положения анализа и оценки влияния фактора сезонности на величину издержек обращения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЕ / АНАЛИЗ / СЕЗОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Иван Александрович

В статье анализируется роль анализа и оценки влияния фактора сезонности на величину издержек обращения. Роль фактора сезонности в торговле в отличие от других отраслей экономики весьма значительна. Применительно к торговле сезонность является закономерным явлением, которое выражается в неравномерности продажи товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические положения анализа и оценки влияния фактора сезонности на величину издержек обращения»

Общим для этих инструментов является то, что все они относятся к методам целевого управления, то есть управленческим подходам, основанным на формализации целей и показателей, планировании и контроле достижения поставленных целей. Каждый из инструментов хорош в применении, но стоит отметить что особый интерес представляет система сбалансированных показателей , так как в ней заключено все выше перечисленное а также отражена взаимозависимость главных направлений концепции BSC .

Недостатком являются такие факторы, как трудоемкость разработки сбалансированной системы показателей и отсутствие недорогих и эффективных программных продуктов, тоже осложняют практическую реализацию BSC.

В связи с вышеперечисленым автор считает, что на сегодняшний день наиболее эффективным инструментом стратегического управления является система сбалансированных показателей - ССП (Blanced Scorecard - BSC), во главе разработки которой стояли Роберт Каплан, профессор Harvard Business School, и Дэвид Нортон, основатель и президент компании "Balanced Scorecard Collaborative". При этом примеров успешного применения сбалансированной системы показателей на практике пока не так много, поскольку при внедрении BSC компании сталкиваются с рядом проблем. Наиболее серьезные из них чаще всего связаны с неправильной трактовкой методологии или организационных моментов.

Список литературы

1. БланкИ.А. Финансовая стратегия предприятия. Киев: Ника-Центр, 2004. Бобков Н.В.

2. Управление формированием финансовой стратегии развития корпорации. // Вестник университета (ГУУ), 2013. № 12. С. 138-141.

3. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2014.

4. Неудачин В.В. Реализация стратегии компании. Финансовый анализ и моделирование. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2013. 168 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ НА ВЕЛИЧИНУ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

Захаров И.А.

Захаров Иван Александрович — бакалавр экономики, кафедра бухгалтерского учета, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется роль анализа и оценки влияния фактора сезонности на величину издержек обращения. Роль фактора сезонности в торговле в отличие от других отраслей экономики весьма значительна. Применительно к торговле сезонность является закономерным явлением, которое выражается в неравномерности продажи товаров. Ключевые слова: издержки обращение, анализ, сезонность.

Деятельность торговых организаций как экономических систем зависит от воздействия различных факторов внутренней и внешней среды. Внешние факторы включают: особенности регулирования экспортно-импортных операций со стороны государства, изменение спроса и предпочтений потребителей, поставщиков товарных ресурсов, конкурентов и т.д. Одним из таких факторов, оказывающих существенное влияние на финансовые показатели деятельности торговых организаций, является сезонность.

В широком смысле под сезонностью принято понимать регулярное изменение объемов спроса и предложения в зависимости от смены времени года, выполнения определенных работ, а также под влиянием обычаев, традиций, праздников и т.д. Применительно к торговле сезонность является закономерным явлением, которое выражается в неравномерности продажи товаров.

Роль фактора сезонности в торговле в отличие от других отраслей экономики весьма значительна. В качестве основных проявлений сезонности выделяют неравномерность денежных потоков, рост издержек обращения, изменение спроса и цен на реализуемые товары, колебание уровня производительности труда, прибыли и иных показателей деятельности организации.

Многие отечественные ученые-экономисты, такие как Л.И. Брагин, И.И. Елисеева, Л.Т. Гиляровская и др., уделяют особое внимание оценке сезонности и ритмичности деятельности организации [1], [2], [3]. Нарушение ритмичности, а также негативное влияние сезонных колебаний рынка ухудшают экономические показатели: снижается качество продаваемых товаров, увеличивается объем товарных запасов и сверхнормативные остатки товаров на складах, замедляется товарооборачиваемость и оборачиваемость капитала торговой организации, не выполняются поставки по договорам, что приводит к возникновению штрафов и неустоек и несвоевременной отгрузке покупателю товаров. В результате имеет место излишний перерасход средств, несвоевременно поступает выручка, увеличивается дебиторская задолженность организации, уменьшается сумма прибыли и ухудшается финансовое состояние торговой организации. Неритмичная работа и значительная зависимость от сезонных колебаний рынка способна привести к банкротству малых и средних торговых организаций, а также обесценить преимущества, которые получают крупные организации за счет действия эффекта масштаба [2].

Основными причинами неритмичной работы и сезонной динамики рынка могут быть: отсутствие спроса на продаваемые товары, нерациональное использование ресурсов организации, наличие избыточной производственной мощности, превышающей потребности населения в данных видах услуг и т.д. На сегодняшний день менеджмент торговой организации уделяет недостаточно внимания данному направлению внутрихозяйственного анализа и контроля, от которого напрямую зависит результативность мероприятий по ликвидации сезонных колебаний спроса и равномерной загрузке торговой организации в течение года.

Наибольшему влиянию фактора сезонности и неритмичной работы торговой организации подвержены товарооборот и издержки обращения. При прогнозировании объема продаж по различным отчетным периодам с учетом сезонных колебаний Л.А. Брагин предлагает рассчитывать индекс сезонности, который отражает степень отклонения объема товарооборота какого-либо отчетного периода от его среднегодового значения [1]. Так как объем, состав и групповая структура товарооборота оказывает наибольшее влияние на величину издержек обращения, то расчет индекса сезонности целесообразно применять и для издержек обращения.

Аналогично, как и на товарооборот, влияние фактора сезонности на издержки выражается либо в их увеличении, либо уменьшении. Таким образом, управление величиной издержек обращения на основе сезонных колебаний рынка является на сегодняшний день актуальным и необходимым.

Для целей учета, анализа и управления целесообразнее использовать в финансово-хозяйственной деятельности торговой организации методический подход к расчету величины издержек обращения с учетом влияния фактора сезонности.

Для руководства организации сведения об индексах сезонности представляют особую значимость. Они позволяют проследить закономерности развития торговой организации в отчетном периоде, рассчитывать суммы издержек обращения, а также разрабатывать соответствующие меры по управлению сезонными изменениями в бизнесе.

Для более детального анализа влияния фактора сезонности на издержки обращения представленный метод расчета можно проводить в разрезе структурных подразделений, филиалов и представительств, а также по каждому месяцу отчетного периода. Для руководства торговой организации эти ведения представляют собой особую практическую значимость, так как позволяет проследить закономерности развития организации, разработать меры по управлению сезонными изменениями издержек обращения и тем самым изыскать резервы сокращения их величины в последующих отчетных периодах.

Важнейшим направлением минимизации издержек обращения является их экономическое обоснование на стадии принятия экономических решений. При этом расчет текущих затрат торговой организации является одной из функций управления ее деятельностью.

В современных условиях неопределенности и риска одним из необходимых условий, а также важнейшим звеном системы управления расходами торговой организации является расчет предполагаемых издержек обращения с учетом фактора сезонности. Работа по управлению издержками на основе сезонной динамики - задача сложная, но результативная, так как обеспечивает минимизацию расходов, рост чистой прибыли.

Применение в финансово-хозяйственной деятельности методического подхода к расчету величины издержек обращения с учетом фактора сезонности позволит руководству организации принять соответствующие экономические решения по снижению их величины, провести в отчетном периоде детальный внутрихозяйственный анализ возникших отклонений, выявить факторы внешней и внутренней среды и рассчитать их влияние на издержки обращения. Кроме того управление выявленными особенностями издержек обращения с учетом сезонности позволит избежать возникновения нерациональных затрат и потерь,

73

переориентировать часть основной деятельности в неблагоприятные периоды отчетного года на дополнительные более прибыльные виды деятельности, а также смягчить сезонную неравномерность объема продаж торговой организации.

Как в производстве, так и в торговле сезонные колебания отрицательно сказываются на дальнейшем развитии экономики в целом: сезонные изменения в одних отраслях приводит к возникновению данных изменений в торговле путем изменения величины объема продаж и издержек обращения. Вследствие этого, сезонные колебания необходимо изучать и измерять с целью последующего детального внутрихозяйственного анализа и выработки рациональных экономических решений, необходимых для минимизации его отрицательного влияния. Таким образом, посторенние политики управления с учетом указанного фактора способствует достижению коммерческих целей торговой организации и позволяет минимизировать величину издержек обращения.

В процессе деятельности торговой организации перед ее руководством выдвигаются разноплановые управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенностей учета издержек обращения и признания в учете расходов, но и проведения их внутрихозяйственного анализа, технико-экономического прогнозирования и статистики. На сегодняшний день при выявлении разнообразия факторов и причин, оказывающих влияние на основные показатели деятельности торговой организации, весьма важное значение отводится внутрихозяйственному анализу издержек обращения. Углубление теоретических знаний об издержках и современная практика хозяйствования в условиях рынка требуют от торговых организаций разработки новых направлений внутрихозяйственного анализа текущих затрат торговых организаций.

Проведение внутрихозяйственного анализа результативности издержек обращения на основе расчета коэффициентов издержкоотдачи, издержкоемкости и рентабельности издержек, рассчитанных по трем основным группам издержек, позволяет оценить их экономическую обоснованность и рациональность использования имеющихся ресурсов, выявить скрытые резервы минимизации расходов, а также принять рациональные решения по обеспечению функции обратной связи и контроля деятельности торговой организации. Кроме того, использование методического подхода к расчету величины издержек обращения с учетом влияния фактора сезонности позволяет получить дополнительную информацию об издержках обращения для целей управления, а также обосновать текущие и перспективные планы, направленные на достижение краткосрочных и стратегических целей торговой организации.

Список литературы

1. Брагин ЛА Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник / Л.А. Брагин. М.: ИНФРА-М, 2006. 314 с.

2. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л.Т. Гиляровская, Д.В. Лысенко, Д.А. Ендовицкий. М.: Издательство Проспект, 2008. 360 с.

3. ЕлисееваИ.И. Статистика: учебник для вузов / И.И. Елисеева. СПб.: Питер, 2011. 361 с.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ

Захаров И.А.

Захаров Иван Александрович — бакалавр экономики, кафедра бухгалтерского учета, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется влияние оценки результативности анализа издержек обращения. Также произведена оценка влияния значимости учетной информации в целях управления организацией. Обозначена цель внутрихозяйственного анализа издержек обращения, которая является оценкой результативности текущих затрат подразделений торговой организации. Ключевые слова: издержки обращение, внутрихозяйственный анализ, организационное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.