Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОГРАММ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ И ОТБОРА СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОГРАММ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ И ОТБОРА СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO COMPOSING PROFESSIOGRAMS FOR SOLVING TASKS AND SELECTING MEANS OF PROFESSIONAL-AND-APPLIED PHYSICAL TRAINING

Keywords: professiogram, physiological and psycho physiological blocks, professional-and-applied physical training (PAPT)

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОГРАММ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ И ОТБОРА СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

ISSN 1026-9428. Медицина труда и промышленная экология, № 9, 2015

работанных ЗСТ занимает физкультурный блок. Главной задачей которого должна быть организация оптимального двигательного режима дня обучающихся, обеспечивающий выполнение гигиенических нормативов суточной двигательной активности. В ЗСТ включен медицинский блок, где медперсонал учреждения проводит контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований и оздоровительные. Вывод. Разработаны и обоснованы ЗСТ для учреждений ТиПО, способствующих сохранению и укреплению здоровья подростков, осваивающих массовые профессии.

УДК 613

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОГРАММ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ И ОТБОРА СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Киспаев Т.А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, ул. Университетская, 28, Караганда, Республика Казахстан, 100028

METHODOLOGICAL APPROACHES TO COMPOSING PROFESSIOGRAMS FOR SOLVING TASKS AND SELECTING MEANS OF PROFESSIONAL-AND-APPLIED PHYSICAL TRAINING. Kispayev T.A. Y.A. Buketov Karaganda State University, 28, str. Universitetskaya, Karaganda city, Republic of Kazakhstan, 100028

Ключевые слова: профессиограмма, санитарно-гигиенический, физиологический и психофизиологический блоки, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Key words: professiogram, sanitary and hygienic, physiological and psycho physiological blocks, professional-and-applied physical training (PAPT).

Целью работы явилось обоснование методических подходов к составлению профессиограмм для решения задач и отбора средств ППФП. Методы. Комплекс физиолого-гигиенических и психолого-педагогическим методов исследования. Результаты. Одним из путей совершенствования трудового и профессионального обучения учащейся молодежи, осваивающих профессию в образовательных учреждения, является ППФП. Для анализа трудовой деятельности при решении задач ППФП используются профессиограммы, составление которых осуществляется с разным методическим подходом. В практической деятельности в основном используется описательный метод, что суживает задачи и отбор средств ППФП. Происходящие в настоящее время радикальные изменения производства и производственных отношений предъявляют высокие требования к организму рабочего. Организм подростка по сравнению с взрослыми более уязвим к факторам производственной среды. На современном этапе от индивидуально-типологических особенностей организма подростка зависит правильный выбор профессии. Повысились требования к составлению профессиограмм для решения задач ППФП, которые должны включать три крупных блока: санитарно-гигиенический, физиологический и психофизиологический. В первом дается полная характеристика санитарно-гигиенических условий труда; во втором — физиологическая характеристика труда; в третьем — дается характеристика психофизиологическим функциям и качествам необходимых для успешного освоения профессии от уровня развития которых зависит профессиональная пригодность. Вывод. Составление профессиограмм с учетом физиолого-гигиенических особенностей трудовой деятельности способствует лучшему решению задач и отбору средств ППФП

УДК 613

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ПРОФПРИГОДНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЛИЦЕЯХ Киспаев Т.А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, ул. Университетская, 28, Караганда, Республика Казахстан, 100028

WAYS OF FORMING HEALTH AND PROFESSIONAL SUITABILITY OF ADOLESCENTS MASTERING OCCUPATIONS IN VOCATIONAL AND TECHNICAL SCHOOLS. Kispayev T.A. Y.A. Buketov Karaganda State University, 28, str. Universitetskaya, Karaganda city, Republic of Kazakhstan, 100028

Ключевые слова: суточная двигательная активность, профессионально-значимые функции, профпригодность, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Key words: day motion activity, professionally significant functions, professional suitability, professional-and-applied physical training (PAPT).

Целью работы явилось обоснование путей формирования здоровья и профпригодности подростков, осваивающих рабочих профессии профессионально-технических лицеев (ПТЛ) г. Караганды. Методы. Комплекс физиолого-гигиенических и психолого-педагогических методов исследования. Результаты Разнообразные формы физического воспитания в режиме дня подростков, проводятся не регулярно. Исследование ДА выявило, что у 40-60% подростков отмечается гипокинезия, характеризующая низким уровнем показателей суточной двигательной активности (СДА) не соответствующих гигиеническим нормам, что оказало отрицательное влияние на их состояние здоровья. Исследования показали, что на занятиях по физической культуре не проводилась ППФП которая обеспечивает развитие профессионально-значимых функций и качеств (ПЗФ и К), от уровня развития которых зависит профессиональная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.