Научная статья на тему 'Методические подходы оценки качества внутренних водных путей'

Методические подходы оценки качества внутренних водных путей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ / КАЧЕСТВО / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / INLAND WATERWAYS / QUALITY / MAINTENANCE / CONTENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладков Г. Л., Королева Е. А.

В статье предлагается оценивать качество внутренних водных путей как иерархическую совокупность свойств, направленных на полное удовлетворение требований системы: изыскание путевые работы эксплуатация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article suggests estimating quality of inland waterways as hierarchical sum of characteristics which are directed to meet all the requirements of the system: investigationway work maintenance.

Текст научной работы на тему «Методические подходы оценки качества внутренних водных путей»

ВОДНЫЕ ПУТИ, ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ И ПОРТЫ

Г. Л. Гладков,

д-р техн. наук, проф., СПГУВК;

Е. А. Королева,

д-р экон. наук, проф., СПГУВК

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE QUALITY ESTIMATION

OF INLAND WATERWAYS

В статье предлагается оценивать качество внутренних водных путей как иерархическую совокупность свойств, направленных на полное удовлетворение требований системы: изыскание — путевые работы — эксплуатация.

The article suggests estimating quality of inland waterways as hierarchical sum of characteristics which are directed to meet all the requirements of the system: investigation- way work — maintenance.

Ключевые слова: внутренние водные пути, качество, эксплуатация, содержание.

Key words: inland waterways, quality, maintenance, content.

ОГЛАСНО ГОСТ 15467-70 под качеством продукции следует понимать совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением.

Внутренние водные пути (ВВП) предназначены для удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов в грузовых и пассажирских перевозках. Таким образом, развивая трактовку ГОСТ 15467-70, под качеством ВВП следует понимать совокупность свойств, обусловливающих пригодность ВВП удовлетворять потребности потребителей в грузовых и пассажирских перевозках с заданным типом подвижного состава и уровнем безопасности движения.

Однако качество ВВП недостаточно характеризовать только пригодностью удовлетворять потребности в перевозках с определенными требованиями. При оценке уровня качества ВВП целесообразно установить большую полноту удовлетворения предъявляемых к ним требований. В соответствии с этим можно расширить определение качества ВВП. Под качеством ВВП следует понимать

совокупность свойств, определяющих оптимальное функционирование системы «судоводитель — судно — водные пути — среда».

Такое определение качества как системы позволяет всесторонне характеризовать качество ВВП. Основанное на системном подходе, данное определение позволяет рассмотреть различные функции ВВП.

Качество ВВП — проблема комплексная, научная, техническая, экономическая и социальная.

С целью анализа качества ВВП на различных этапах его формирования и оценки условно можно выделить 2 класса продукции ВВП:

— продукция на стадии производства, то есть в процессе выполнения путевых работ (качество содержания ВВП);

— продукция на стадии эксплуатации.

Эта продукция используется по назначению в соответствии с общественной потребностью в перевозках до определенного уровня износа.

В соответствии с этим целесообразно определить понятие «потребительские свой-

Выпуск 3

Выпуск 3

| 10]

ства ВВП» как свойства, формирующие качество ВВП.

Потребительские свойства ВВП — это совокупность их транспортно-эксплуатационных показателей, отражающих интересы пользователей ВВП и влияние на окружающую среду.

К потребительским свойствам ВВП целесообразно отнести следующие: способность пропускать флот с заданными габаритами и грузоподъемностью; гарантированность габаритов судового хода; безопасность и удобство движения; обеспечение требуемой скорости; пропускная способность; непрерывность движения; экологическая безопасность.

Одной из задач системы управления качеством является выбор номенклатуры показателей качества, которые устанавливаются в зависимости от назначения продукции и целей управления.

По ГОСТ 15467-70 показатель качества — это количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации. Таким образом, показатель качества является количественной характеристикой свойств.

Качество ВВП может формироваться уже на стадии изыскания, далее — на стадии выполнения путевых работ и уже на стадии эксплуатации начинают проявляться свойства, заложенные на предыдущих этапах.

Таким образом, качество ВВП с целью управления целесообразно рассматривать на всех этапах его формирования как иерархическую совокупность свойств, направленных на полное удовлетворение требований системы: изыскание — путевые работы — эксплуатация.

На каждом этапе создания продукции проявляются те или иные свойства. Для оценки качества продукции на разных этапах ее создания применяют систему показателей.

0 В зависимости от различных признаков

показатели качества можно классифицировать следующим образом:

— по численности применяемых показателей — на единичные, комплексные, интегральные;

— в зависимости от стадии создания продукции — на изыскательские, производственные (при выполнении путевых работ), эксплуатационные;

— по совокупности близких свойств (по видам) — на целевые, технические, эргономические, стандартизации, эстетические, экономические;

— по уровню представления — на абсолютные и относительные;

— по значимости — на основные и дополнительные.

Единичный (дифференциальный) показатель качества характеризует одно свойство продукции. Например, безопасность судоходства, глубина, ширина судового хода, радиус закругления, ветроволновой режим, скорость течения.

Комплексный показатель характеризует несколько свойств качества продукции. Он учитывает все показатели, установленные для данной продукции на любом этапе ее производства и представляет собой обобщенное значение всего комплекса показателей качества. При применении комплексного показателя учитывается степень влияния различных свойств.

Для ВВП использование данного показателя не представляется целесообразным, так как затруднительно оценить степень влияния отдельных показателей качества, например габаритов судового хода, на условия судоходства. Кроме того, данный показатель не будет иметь практического значения.

Интегральный показатель представляет собой комплексный показатель качества продукции, определяемый как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации к суммарным затратам на эксплуатацию.

Применительно к ВВП данный показатель может быть определен отношением эффекта от увеличения грузоподъемности судов, эксплуатируемых на данном участке ВВП, и снижения себестоимости перевозки к расходам по содержанию ВВП.

Учитывая специфику ВВП, показатели качества по видам можно классифицировать следующим образом: показатели назначения (целевые), надежности, эргономические.

Показатели назначения характеризуют общее назначение продукции, ее принадлежность и способность удовлетворять основные целевые требования.

Учитывая назначение ВВП — создание условий для перевозки грузов и пассажиров, к показателям назначения можно отнести:

— габариты судового хода и их обеспеченность;

— класс и группа внутренних водных путей;

— обеспечиваемая скорость движения транспортных средств;

— пропускная способность пути;

— ветроволновой режим (разряд внутренних водных путей);

— безопасность движения.

Показатели надежности

Надежность — одно из основных

свойств продукции. Ее можно рассматривать как комплексный показатель, включающий в себя безотказность, долговечность, сохранность.

Учитывая назначение ВВП и условия их эксплуатации, в составе свойств надежности целесообразно рассмотреть безотказность и долговечность.

Безотказность — это свойство продукции сохранять работоспособность в течение определенного времени. Для ВВП в качестве показателя безотказности следует рассматривать обеспеченность гарантированных габаритов судового хода.

Долговечность — это свойство продукции сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания.

Для ВВП показатель долговечности — периодичность проведения путевых работ с целью поддержания заданных габаритов судового хода и безопасности судоходства. Данный показатель целесообразно устанавливать для отдельных видов путевых работ.

Эргономические показатели

Эти показатели качества характеризуют соответствие продукции требованиям системы судоводитель — внешняя среда — ВВП. Они оценивают условия, влияющие на работающего человека с учетом действия внешней среды.

Эргономические показатели разделяются на гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические.

Выбор номенклатуры показателей является важным этапом в системе управления качеством.

Методика выбора номенклатуры показателей сводится к следующему:

1. Назначают объект оценки качества и стадию создания продукции.

2. Для различных стадий создания продукции устанавливают свойства, которые в наибольшей степени удовлетворяют поставленным потребностям.

3. Для принятых свойств устанавливают виды показателей. В каждом случае обязательны показатели назначения.

4. Устанавливают группу показателей и выделяют наиболее существенные.

5. На основе подробного анализа оцениваемой продукции устанавливают дифференциальные показатели.

6. При наличии нескольких существенных показателей выделяют основные и дополнительные, а также устанавливают интегральный показатель качества.

Для установления показателей качества применяются различные методы: экспериментальный, расчетный, социологический, экспертный.

Основным методом является экспериментальный. Он обеспечивает наиболее надежные результаты оценки качества. Достоверность экспериментального метода зависит от качества средств измерения и количества измерений.

Расчетный метод основан на экспериментальном определении уровня качества ВВП (характеристики «у») и вычислении по ней показателя качества. В этом случае измерение «у» значительно упрощается по сравнению с экспериментальным методом определения показателя. Расчетный способ позволяет снизить трудоемкость и затраты времени на установление показателя.

Социологический метод основан на массовом опросе анкетным способом потребителей продукции и обработке полученной информации статистическим способом. При

Выпуск 3

Выпуск 3

оценке качества эксплуатации ВВП практически не применим.

Экспертный метод основан на анализе мнений высококвалифицированных специа-листов-экспертов.

Требуемый уровень качества внутренних водных путей ( УТР ) может быть определен либо в соответствии с потребностью пользователя услуг, либо как качество, установленное в нормативном документе, то есть как степень соответствия фактического состояния внутренних водных путей нормативным требованиям по установленным потребительским свойствам. В период эксплуатации фактический уровень качества Уф снижается, что объясняется рядом причин и, прежде всего, ростом воздействия природных факторов.

В результате, по истечении определенного периода времени Т1 Уф > УТР (рис. 1). Поэтому в данной ситуации актуальной является задача повышения фактического уровня качества Уф.

4 /

/ 2 /

ТР \

1

Т, годы

Рис. 1. График снижения уровня качества внутренних водных путей по времени:

1 — фактический уровень качества;

2 — воздействие природных ресурсов;

3 — воздействие движения транспортных средств;

4 — суммарное воздействие факторов на качество

внутренних водных путей

На стадии эксплуатации внутренних водных путей систематически возникает потребность в установлении необходимого оптимального уровня качества У0, который определяется новыми условиями движения по данным участкам пути.

Установление оптимального уровня качества связано с особенностями эксплуатации внутренних водных путей, базирующимися на следующих трех принципах.

1. Обеспечение максимальной провозной способности флота и минимальной себестоимости перевозки.

Для оптимального функционирования системы «судоводитель — судно — внутренние водные пути — среда» необходимо создание благоприятных условий, способствующих движению судна заданных габаритов с установленной скоростью и безопасностью. Поэтому важнейшими технико-экономическим показателем системы будут:

— провозная способность флота — П;

— себестоимость перевозки----С;

— безопасность движения — Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, У0 = f (П, С, Б ).

2. Обеспечение минимума препятствий (ограничений) на внутренних водных путях.

Наличие тех или иных ограничений снижает показатели П, С, Б. Ограничение скорости движения транспортных средств, одностороннее движение на отдельных участках пути, ограничения по ветроволновому режиму, движение только в дневное время суток напрямую влияют на провозную способность транспортного флота, рост себестоимости перевозок.

3. Обеспечение минимума суммарных затрат.

Затраты на обеспечение качества внутренних водных путей в системе «судоводитель — судно — внутренние водные пути — среда» на стадии эксплуатации включают в себя дорожную составляющую (Cg — затраты на поддержание внутренних водных путей), а также транспортную составляющую ( СТР — расходы, связанные с перевозкой груза).

Следовательно У0 = f (7 )= Cg + СТР .

В соответствии с этими принципами можно рассмотреть один из методических подходов установления необходимого оптимального уровня качества внутренних водных путей на стадии эксплуатации.

Основная цель управления качеством сводится к установлению заданного уровня качества продукции с наименьшими затрата-

ми. Поэтому важен анализ затрат по элементам в увязке с суммарными затратами.

Схема установления оптимального уровня качества эксплуатируемых внутренних водных путей представлена на рис. 2.

5 4 3

Уровень качества (балл)

Рис. 2. Схема установления оптимального уровня

качества внутренних водных путей:

1 — убытки от ограничений на внутренних водных путях;

2 — затраты на обеспечение заданного уровня качества;

3 — убытки при эксплуатации внутреннего водного транспорта

Линия 1 характеризует убытки от ограничений на внутренних водных путях при перевозках. При анализе суммарных затрат убытки от ограничений проявляются в снижении скорости движения, увеличении времени рейса и росте себестоимости перевозок __С

ТР

Приближенно можно полагать, что эти затраты пропорциональны росту ограничений и отображаются восходящей прямой. На практике возможны ситуации, когда при определенном количестве ограничений, расходы могут резко возрасти.

Кривая 2 характеризует суммарные затраты Сg на поддержание внутренних водных путей и устранение отдельных ограничений на пути.

Если просуммировать убытки от ограничений на внутренних водных путях и затраты на содержание внутренних водных путей,

то получим суммарные затраты С = Сg + СТР. Точка, соответствующая Стт, характеризует оптимальный уровень качества (У0 ).

Целесообразно проанализировать связь уровня качества с прибылью Р в народном хозяйстве от эксплуатации внутреннего водного транспорта (кривая 4 на рис. 2). При низком уровне качества внутреннего водного транспорта возможны случаи, когда транспорт может работать убыточно. По мере повышения уровня качества внутренних водных путей (начиная с точки А на кривой 4) транспорт начинает обеспечивать прибыль, которая быстро возрастает в связи со снижением затрат на обеспечение качества (линия 3).

В некоторый момент времени прибыль Р начинает снижаться (точка В на кривой 4) за счет существенного возрастания затрат на содержание внутренних водных путей и устранение ограничений. Кривая 4 становится более пологой. Следовательно, исходя из условий наилучшего использования транспорта в народном хозяйстве, уровень качества У0 не является предельным. Его можно поднять до У0 , при котором обеспечивается максимальная прибыль Ртах в народном хозяйстве.

Из приведенного анализа следует, что оптимальный уровень качества может меняться от У0 до У0 .

Рассмотренный методический подход технико-экономического обоснования уровня оптимального качества может быть применен на стадии перспективного планирования (прогнозирования) повышения качества эксплуатируемых внутренних водных путей.

При текущем и оперативном планировании необходимого уровня качества на стадии эксплуатации внутренних водных путей основными принципами должны быть следующие: обеспечение безопасного движения судов заданных габаритов, грузоподъемности, с установленной скоростью.

Наряду с рассмотренным методическим подходом может быть рассмотрен и другой метод, позволяющий обосновать оптимальный уровень качества.

При экономическом обосновании целесообразности улучшения судоходных условий на внутренних водных путях на стадии

Выпуск 3

Выпуск 3

исследования инвестиционных возможностей должны быть решены три основные задачи:

— определена заинтересованность судоходных компаний в проведении предполагаемых работ и установлена экономическая эффективность инвестиций;

— выбраны и обоснованы технические параметры габаритов судового хода (исходные данные для технической разработки проекта);

— определены источники финансирования капитальных вложений в реализацию проекта.

Экономическое обоснование технических проектов на стадии исследования инвестиционных возможностей выполняется последовательно в несколько этапов.

На первом этапе экономического обоснования устанавливаются объем, условия и характер использования улучшенных условий судоходства.

При решении вопроса об улучшении условий судоходства на внутренних водных путях определяются объем, состав и направление перевозок. Объем и размеры предстоящей транспортной работы оказывают существенное влияние на выбор оптимальных параметров габаритов судового хода.

Перспективный грузооборот устанавливается на два расчетных периода: на первые годы эксплуатации и на перспективу. Грузооборот, установленный на первый период, характеризует актуальность и своевременность реализации проекта, а на отдаленную перспективу — максимальную пропускную способность проектируемого пути.

На втором этапе устанавливаются основные условия эксплуатации предполага-

емого к использованию водного пути (длительность навигационного периода, гидрометеорологические условия плавания, провозная способность судов, пропускная способность причалов и отдельных участков внутренних водных путей и др.).

Обоснование и выбор оптимальных вариантов габаритов судового хода производятся вариантным способом. Для этого в рассмотрение вводятся возможные варианты технических решений. Поэтому на третьем этапе экономического обоснования устанавливаются возможные варианты габаритов судового хода и приводятся их размеры.

На четвертом этапе выполняются эксплуатационно-экономические расчеты по каждому варианту возможного решения.

На пятом этапе проводится сопоставление и анализ экономических и эксплуатационных показателей, введенных в рассмотрение вариантов, и по установленному критерию выбирается оптимальный вариант технического решения, основные параметры которого включаются в задание на техническую работу.

На шестом этапе проводятся расчеты показателей абсолютной эффективности оптимального варианта технического решения, которые сравниваются с показателями, используемыми в настоящее время (габаритами судового хода водных путей).

На седьмом этапе определяются необходимые размеры инвестиций для реализации оптимального варианта габаритов судового хода и устанавливаются источники финансирования.

На последнем этапе экономического обоснования разрабатываются условия эксплуатации оптимального технического решения.

Е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.