Научная статья на тему 'Методические подходы к стоимостной оценке предприятия'

Методические подходы к стоимостной оценке предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / MARKET VALUE / ВНУТРЕННЯЯ (ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ) СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / INTERNAL (FUNDAMENTAL) VALUE OF COMPANY / ПОДХОДЫ К СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / APPROACHES TO VALUATION OF COMPANY / ДОХОДНЫЙ ПОДХОД / INCOME APPROACH / ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД / COST APPROACH / РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД / MARKET APPROACH / ФАКТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ БИЗНЕСА / ACTUAL STATE OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарелкин Алексей Александрович

В статье рассматриваются основы теории стоимостной оценки предприятия, анализируются особенности применения доходного, затратного и рыночного подходов, предлагается алгоритм определения стоимости предприятия. При этом автор использует понятия «рыночная стоимость» (формируемая на организованном открытом рынке) и «внутренняя (фундаментальная) стоимость» (определяемая экспертным путем) и объясняет, почему на практике должен применяться комплексный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарелкин Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the Valuation of a Company

The article covers the basics of the theory of company's cost estimation, analyzes the features of the income, cost and market approaches, and suggests an algorithm for the company's valuation. The author uses the terms «market value» (formed in an organized open market) and «internal (fundamental) value» (defined by experts) and explains why an integrated approach should be applied in practice.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к стоимостной оценке предприятия»

_Аннотация

В статье рассматриваются основы теории стоимостной оценки предприятия, анализируются особенности применения доходного, затратного и рыночного подходов, предлагается алгоритм определения стоимости предприятия. При этом автор использует понятия «рыночная стоимость» (формируемая на организованном открытом рынке) и «внутренняя (фундаментальная) стоимость» (определяемая экспертным путем) и объясняет, почему на практике должен применяться комплексный подход.

Ключевые слова: рыночная стоимость, внутренняя (фундаментальная) стоимость предприятия, подходы к стоимостной оценке предприятия, доходный подход, затратный подход, рыночный подход, фактическое состояние бизнеса

Тарелкин Алексей Александрович

канд. экон. наук, доцент, кафедра общего и стратегического менеджмента,

Самарский государственный университет

tarelkin.alexey@list.ru

методические подходы

к стоимостной оценке

предприятия

Следует различать рыночную и внутреннюю (или фундаментальную) стоимость предприятия. Рыночная стоимость - это стоимость, устраивающая большинство продавцов и покупателей, формирующаяся на организованном открытом рынке под влиянием множества факторов. Рыночной стоимостью обладают предприятия, акции которых активно обращаются на рынке ценных бумаг и имеют признаваемые котировки, а также предприятия, с пакетами акций которых осуществлялись сделки между независимыми покупателями и продавцами в условиях конкуренции и открытой информации о торгах (2).

Внутренняя (или фундаментальная) стоимость - это стоимость, рассчитываемая независимыми оценщиками на субъективной основе, которая формируется под влиянием внутренних факторов компании-эмитента (стоимости его активов, текущего финансово-экономического положения и перспектив развития). Это не рыночная стоимость, это рекомендуемая стоимость, близкая к рыночной.

Внутренняя (фундаментальная) стоимость предприятия

Внутренней (фундаментальной) стоимостью обладают низколиквидные и неликвидные предприятия, с пакета-

йское предпринимательство, 2011, № 2 (2)

ми акций которых не осуществлялись сделки между независимыми продавцами и покупателями, либо осуществлялись, но данные недоступны широкой общественности, Внутренней (фундаментальной) стоимостью также обладают предприятия, стоимость акций которых определяется на основе иных, чем рыночные, котировок или реальных публичных сделок, подходах (например, при выходе учредителя из ЗАО выкупная стоимость его доли определяется методом чистых активов),

Рассмотрим основы теории стоимостной оценки предприятий, лежащие в основе определения внутренней стоимости неликвидных компаний, а также представляющую базу и ориентир для формирования рыночной стоимости публичных компаний для оценки их инвестиционной привлекательности,

Алгоритм определения внутренней стоимости предприятий

Примерный алгоритм определения внутренней стоимости предприятий можно представить в виде следующих этапов,

Этап 1: аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия, Результатом данного этапа является:

- аудиторское заключение о правильности (неправильности) ведения бухгалтерского учета и соответствии учетных документов производственно-хозяйственной деятельности предприятия (1);

- заключение о текущем финансово-экономическом и производственном состоянии;

- заключение о перспективах развития бизнеса предприятия,

Этап 2: выбор методов, используемых для определения рыночной стоимости,

Существует 3 классических подхода к оценке бизнеса, Это: Доходный подход, ориентированный на результаты будущей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (дисконтирование денежного потока, дисконтирование прибыли, капитализация денежного потока/прибыли и т,д,), Предполагает, что рыночная стоимость определяется суммой текущих стоимостей будущих доходов, генерируемых предприятием в целом или каким-либо ее активом,

Затратный подход, ориентированный на определение рыночной стоимости имущества предприятия (балансовой или скорректированной стоимости активов, стоимости полного замещения или частичного воспроизводства, ликвидационной стоимости и т,д,), Предполагается, что стоимость определяется суммой затрат на воспроизводство или замещение имущества с учетом физического и морального износа,

внутренняя (или фундаментальная) стоимость - это стоимость,

рассчитываемая независимыми оценщиками на субъективной основе,

которая формируется под влиянием внутренних факторов компании-эмитента

стратегический менеджмент

Таблица

Сравнительная характеристика подходов определения рыночной стоимости предприятия*

Основные характеристики Доходный подход Затратный подход Рыночный подход

Позволяет определить стоимость на основе оценки стоимости будущих доходов предприятия от его фи-нансово-хозяйственной деятельности. Подход основан на принципе дисконтирования прогнозируемых результатов Позволяет определить стоимость на основе оценки стоимости активов и имущества предприятия, которыми оно владеет в настоящее время. Подход определяет рыночную стоимость как сумму рыночной стоимости активов за вычетом заемных средств Позволяет определить стоимость на основе сравнения со среднерыночным уровнем цен на акции аналогичных предприятии в ближайшей ретроспективе. Использует данные рынка ценных бумаг, отражающие фактически достигнутые результаты деятельности предприятия

Преимущества Дает оценку доходов предприятия на ближайшую перспективу Отражает стоимость текущего состояния активов и долгов Ориентируется на стоимость в зависимости от общего развития фондового рынка. Прост в понимании и применении. Возможно применение при экспресс-оценках

Недостатки Требует подробного понимания финансово-хозяйс-твенной деятельности и особенностей бизнеса предприятия. Необходима дополнительная финансово-про-изводственная информация как ретроспективного, так и перспективного характера о развитии предприятия, перспективах и тенденциях в отрасли, страновые особенности. Неопределенность долгосрочного прогнозирования. Сложности определения ставки дисконтирования, оценки факторов, влияющих на нее Требует подробной информации о наличии и состоянии активов. Методы данного подхода очень трудоемки. Невозможно оценить финансовые показатели деятельности предприятия Игнорирует перспективы развития предприятия. Требует функционирования активного финансового рынка. Требует открытости рынка - доступности фактических данных по совершенным сделкам на рынке и разносторонней финансовой информации, как по рассматриваемому предприятию и по компаниям, отобранным в качестве аналогов. Требует сложных корректировок и поправок к итоговой стоимости и промежуточным расчетам

Область применения Применение к предприятиям, имеющим значительные материальные активы, но находящихся в состоянии устойчивого финансового кризиса, - не возможно. Рекомендуется применять по отношению к стабильным и прибыльным предприятиям Наиболее приемлемой сферой применения являются предприятия, обладающие значительными материальными активами Метод компаний-аналогов в рамках данного подхода рекомендуется применять по отношению к небольшим и средним предприятиям,а метод продаж - наоборот, к крупным

Значение и роль подходов Основное. Как правило, используется для определения верхнего уровня стоимости предприятия Вспомогательное. Как правило, используется для определения нижней границы стоимости предприятия Вспомогательное. Первичное представление о стоимости предприятия

* Авторское предложение.

Подходы И МЕТОДЫ

+

+

I. Группа методов,

основанных

на дискомтиропаиии

будущих

лохолоп;

1. Метод дисконтирования

будущих денежных

потоков

2. Метод дисконтирования

будущих ПОТОКОВ ЧИСТОЙ прибыли

5. Метод дисконтирования будущих дивидендных выплат

II. Группа методов, основвккьи на капнтали'нщин фактически полученных доходов ]. Метод капитализации денежных потоков/прибыл и

2. Метод периода окупаемости

3. Метод внутренней ставки доходности

Доходный подход

Затратный подход

1. Метод балансовой стоимости

акта воч/ч истых актинов,

2, Метол

скорректированной балансовой стоимости

активов (ПИДСКС11ЫП метол)

Метод

восстановительной стоимости (метод стоимости строительства точной копни объекта).

4. Метод замещения (метод стоимости строительства нового сопоставимого обьекта)

5. Метод ликвидационной стоимости

Рыночный подход

1. Метод компаний-аналогов

2. Метод ретроспективных сделок (метод прОдЗД)

3. Метод отраслевых коэффициентов (соотношений)

4. Метод ценовых мультипликаторов развития предприятия.

Рис. Подходы и методы к стоимостной оценке предприятия (авторская разработка)

Рыночный подход, ориентированный на сравнительную оценку аналогичных отраслей, предприятий, акций, мультипликаторов (цена/балансовая прибыль, цена/чистая прибыль, цена/ денежный поток, цена/выручка и т.д.). Предполагает, что рыночная стоимость может быть определена с помощью анализа ретроспективных продаж сравниваемых активов или их показателей (5).

Сравнительная характеристика, раскрывающая преимущества и недостатки вышеперечисленных подходов представлена в таблице (см. на с.76).

Наглядное представление существующих методов в рамках каждого из подходов отражено на рис. (см. выше).

При выборе метода определения рыночной стоимости следует руководствоваться:

- преследуемыми целями;

- возможностями выбранного метода;

- особенностями предприятия; Выбор метода также зависит и от масштабов рассматриваемого предприятия. Специфика вида деятельности предприятия также обуславливает выбор метода определения рыночной стоимости (3).

^оте^еский менеджмент

внутренней (фундаментальной) стоимостью обладают предприятия, стоимость акций которых определяется на основе иных, чем рыночные, котировок или реальных публичных сделок...

Этап 3: определение рыночной стоимости по каждому из выбранных методов,

Этап 4: интегральная оценка стоимости предприятия на основе полученных результатов по каждому из выбранных методов, Интегральная оценка применяется при условии, что используется два и более метода, а разница между стоимостью, полученной по каждому из которых, не должна превышать 30% (4), Обычно взвешивание стоимости производится на основе присвоенных методу коэффициентов, определяемых экспертным путём в зависимости от объекта оценки,

Этап 5: Определение стоимости предприятия пропорционально полученной интегральной оценке, Этап 6: Корректировка стоимости предприятия (определение скидок «-» / премий «+») на:

- страновые особенности предприятия;

- отраслевые особенности;

- экономическое состояние и перспективы развития бизнеса предприятия;

- контрольный (неконтрольный) характер пакета акций предприятия: правовая способность акционеров и их групп, владеющая данным пакетом, принимать участие в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и принятии стратегических решений;

- ликвидность (недостаточную ликвидность) акций предприятия,

Этап 7: Определение стоимости предприятия с учетом полученных корректировок - стоимость, наиболее близкая к рыночной, рекомендуемая продавцу и покупателю,

Вывод

Таким образом, «рыночная» стоимость предприятия с не обращающимися или ограниченно обращающимися на рынке акциями определяется аналитиками и оценщиками на основе внутренней стоимости с учетом факторов макро- и микроуровня, Внутренняя стоимость как наиболее близкая к рыночной

.«рыночная» стоимость

предприятия с не обращающимися или ограниченно обращающимися на рынке

акциями определяется аналитиками и оценщиками

на основе внутренней стоимости с учетом факторов макро- и микроуровня

российское предпринимательство, 2011, № 2 (2)

стоимости формируется под влиянием фактического состояния бизнеса предприятия и ожиданий перспектив его развития,

Специалисты-оценщики определяют стоимость предприятия на базе собственных индивидуальных знаний, жизненного опыты и профессионального мастерства, Следовательно, наличие человеческого фактора может исказить полученную величину стоимости, При оценке стоимости предприятия необходимо применять комплексный подход для получения отражения реальной ситуации в деятельности предприятия,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1, Браун Марк Г, Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Пер, с англ, - М,: Альпина Бизнес Букс, 2005, - 226 с,

2, Есипов В,Е,, Маховикова Г,А,, Терехова В,В, Оценка бизнеса, - 2-е изд -СПб,: Питер, 2006, - 464 с,

.наличие человеческого фактора может исказить полученную величину стоимости

3, Калинин Д, Новые методы оценки стоимости компаний и принятия инвестиционных решений, // Рынок ценных бумаг, - 2000, - №8, - С,43-46,

4, Нильс-Горан Ольве, Жан Рой, Магнус Веттер, Оценка эффективности деятельности компании, Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей / Пер, с англ, - М,: Вильямс, 2003, - 304 с,

5, Ревуцкий Л,Д, Виды и методические особенности определения стоимости предприятий на разных стадиях их экономического развития // Аудит и финансовый анализ, - 2009, - № 2, с,

Aleksei A. Tarelkin

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor,

Chair of General and Strategic Management, Samara State University Methodological Approaches to the Valuation of a Company

_Abstract

The article covers the basics of the theory of company's cost estimation, analyzes the features of the income, cost and market approaches, and suggests an algorithm for the company's valuation. The author uses the terms «market value» (formed in an organized open market) and «internal (fundamental) value» (defined by experts) and explains why an integrated approach should be applied in practice.

Keywords: market value, internal (fundamental) value of company, approaches to valuation of company, income approach, cost approach, market approach, actual state of business

^стег^ес/кий менеджмен:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.