Научная статья на тему 'Методические подходы к созданию регионального центра взаимодействия «Власть-бизнес-наука» в контексте модели «Тройной спирали»'

Методические подходы к созданию регионального центра взаимодействия «Власть-бизнес-наука» в контексте модели «Тройной спирали» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ВУЗ / REGIONAL CENTER / TRIPLE HELIX / THE ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Василий Николаевич

В статье раскрыты механизмы по взаимодействию внешних форм и методов партнерских отношений науки/образования, бизнеса, государства в контексте модели «тройной спирали». Предложен проект создания регионального научно-образовательного центра взаимодействия «власть-бизнеснаука».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлов Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEVELOPMENT REGIONAL INTERACTION CENTER «GOVERNMENT-BUSINESS-SCIENCE» IN THE CONTEXT OF «TRIPLE HELIX» MODEL

The article describes the interaction mechanisms of external forms and methods of partnership of science/education, business and government in the context of «triple helix» model. The author suggests a project to development regional research and education interaction center «government-business-science».

Текст научной работы на тему «Методические подходы к созданию регионального центра взаимодействия «Власть-бизнес-наука» в контексте модели «Тройной спирали»»

УДК 332.1-001.895(470.325) В.Н. Михайлов

Vasiliy Mikhaylov

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВЛАСТЬ-БИЗНЕС-НАУКА» В КОНТЕКСТЕ МОДЕЛИ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ»

Аннотация. В статье раскрыты механизмы по взаимодействию внешних форм и методов партнерских отношений науки/образования, бизнеса, государства в контексте модели «тройной спирали». Предложен проект создания регионального научно-образовательного центра взаимодействия «власть-бизнес- наука». Ключевые слова: региональный центр, тройная спираль, предпринимательский вуз.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEVELOPMENT REGIONAL INTERACTION CENTER «GOVERNMENT-BUSINESS-SCIENCE» IN THE CONTEXT OF «TRIPLE HELIX» MODEL

Annotation. The article describes the interaction mechanisms of external forms and methods of partnership of science/education, business and government in the context of «triple helix» model. The author suggests a project to development regional research and education interaction center «government-business-science». Keywords: regional center, triple helix, the entrepreneurial university.

В настоящее время модель «тройной спирали» объединяет усилия вузов, бизнеса и государства как основных драйверов инновационного процесса, эффективно обобщая опыт взаимодействия между этими элементами инновационной системы. Их взаимодействие способствует развитию технологий, задает условия для создания и внедрения инноваций. Преобразование научных исследований в инновационные продукты и сервисы способствует улучшениям в социальной сфере, макроэкономике, развитию конкурентных преимуществ.

Модель «тройной спирали» находит широкое применение в теории и практике инновационного развития наукоемких отраслей в экономически развитых и развивающихся странах. Используя передовые знания науки, эта модель получает поддержку государства и бизнеса для коммерциализации исследований и разработок. В рамках «тройной спирали» происходит поэтапное инновационное развитие в результате конструктивного взаимодействия научно-образовательного комплекса, бизнеса и власти как на национальном, так и на региональном уровнях. Для реализации инновационной модели любого уровня (национальной, региональной) необходимо с одной стороны, партнерство науки, образования, власти и бизнеса, а с другой - определенный уровень развития региональных институтов [2].

Центральным ядром модели «тройной спирали» является концепция так называемой «третьей миссии» университета. На протяжении длительного времени считалось, что у университетов есть две ключевые сферы деятельности - две «миссии»: образование и исследования. В последние десятилетия стало очевидным, что университеты должны становиться «активными участниками процессов экономического и культурного развития; преобразовываться в организации, тесно связанные с промышленностью и обществом в целом» [1].

В статье приведена схема партнерства науки/образования, бизнеса, государства в рамках «тройной спирали» в контексте регионального развития (см. рис. 1). Региональная власть должна создавать привлекательные условия для притока на территорию региона инновационных бизнесов. Од-

© Михайлов В.Н., 2016

но из базовых преимуществ такого подхода - учет характера спроса на инновации Важно понимать, что для реализации в регионе инновационной модели любого типа необходимо с одной стороны, партнерство науки, образования, власти и бизнеса, а с другой - определенный уровень развития региональных институтов (такое партнерство получило название модели «тройной спирали»).

Концепция «тройной спирали» предусматривает поэтапное инновационное развитие как результат конструктивного взаимодействия научно-образовательного комплекса, бизнеса и власти (на национальном и региональном уровнях). Научное направление определяется эффективной научно-исследовательской деятельностью вузов, которые реализуют как фундаментальные, так и прикладные исследования. Также выполнение приоритетных инфраструктурных проектов будет способствовать развитию инноваций в регионе через содействие инновационному процессу малых предприятий.

Рис. 1. Схема партнерства науки/образования, бизнеса, государства в рамках «тройной спирали» в контексте

регионального развития

Автором предлагается создание регионального научно-образовательного центра взаимодействия «власть - бизнес - наука», образующих «тройную спираль» (см. рис. 2). Структура регионального научно-образовательного центра включает в себя три крупных блока: власть, представленную региональными и местными органами; бизнес в который входят бизнес-структуры и наука, представленная вузами, малыми инновационными предприятиями с их непосредственным участием.

Региональное пространство состоит из совокупности государственных организаций, частных предприятий и научных учреждений (исследовательских, предпринимательских вузов), которые работают совместно с целью формирования эффективной инновационной структуры, обеспечивающей развитие инновационной деятельности в регионе. Каждый из участников научно-образовательного центра вносит значимый вклад в реализацию инновационных проектов и общее развитие инновационной составляющей экономики региона. Паритетный вклад региональных властей заключается, в первую очередь, в предоставлении материальных и финансовых ресурсов: земли и сооружений, целевых средств бюджета на развитие инноваций, венчурного капитала. Взаимодействие вуза с бизнес-сообществом предполагает активное развитие и расширение связей с бизнес-структурами региона с целью более эффективной коммерческой реализации результатов интеллектуальной и научной деятельности и создания деловой репутации надежного бизнес-партнера [3]. Эти три ключевых элемента

Рис. 2. Структурная схема научно-образовательного центра взаимодействия «власть - бизнес - наука»

в региональном пространстве имеют особое значение и органично дополняют друг друга в процессе развития инновационного бизнеса в регионе. При этом вуз начинает играть расширенную роль, ставя «капитализацию знаний» в качестве академической цели [4]. Исходя из этого, назначение предпринимательских университетов в модели региональной «тройной спирали» - развитие научно-технологического комплекса и обеспечение его необходимыми человеческими ресурсами за счет проведения исследований, трансфера технологий в экономику и формирования пояса инновационных компаний вокруг вуза. Таким образом, и появляется третья миссия университета - быть активным игроком в социально-экономическом развитии региона.

Реализация научно-образовательного центра взаимодействия «власть - бизнес - наука» позволит получить новые возможности роста для региона, среди которых в первую очередь стоит выделить:

- обеспечение в регионе стабильного развития экономики, основанной на инновациях; разработка экономически обоснованной модели размещения производственных сил и

формирования точек роста;

- повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности в регионах и, как следствие, развитие человеческого капитала;

- повышение занятости через создание рабочих мест, инициированное реализацией инновационного проекта;

- увеличение налоговых поступлений как от реализации проекта в краткосрочной и среднесрочной перспективе, так и за счет реинвестирования прибыли в долгосрочной;

- повышение образовательного и квалификационного уровня рабочей силы, сокращение масштабов применения неквалифицированного труда;

содействие малым предприятиям в реализации их идей и др.

Таким образом, в предлагаемом центре взаимодействия «власть - бизнес - наука» при реализации инновационных программ будут задействованы научно-образовательный, промышленный и трудовой потенциалы, что обеспечивает интенсивность и сбалансированность развития национальной инновационной системы на региональном уровне.

Библиографический список

1. Андрюшкевич, О. А. Опыт формирования предпринимательских университетов в контексте модели «тройной спирали» [Электронный ресурс] / О. А. Андрюшкевич, И. М. Денисова // Капитал страны. - Режим доступа : http://kapital-rus.ru/articles/article/opyt_formirovaniya_predprinimatelskih_universitetov_ v_kontekste_modeИ_troj/ (дата обращения : 17.08.2016).

2. Пахомова, И. Ю. Модель «тройной спирали» как механизм инновационного развития региона / И. Ю. Па-хомова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2012. - № 7(126). - С. 5055.

3. Развитие инновационных экосистем вузов и научных центров // Отчет о совместном исследовательском проекте Российской венчурной компании (РВК), Москва и бизнес-инкубатора «Ингрия», Санкт-Петербург. - М., 2015. - 30 с.

4. Университет - регион - бизнес на путях интеграции / Программа «ЭВРИКА»: ресурсный сборник // Под общ. ред. Н. Р. Валамат-заде, Е. А. Головко, А. А. Шапошникова. - М. : Некоммерческая организация Фонд «Новая Евразия», 2013. - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.