питания, необходимых на уровне физиологических норм, и одновременно обеспечивает увеличение производства в хозяйстве мяса на 239% (с 1151 до 3899 ц), молока - на 31% (с 19773 до 25806 ц) от базисного года, принятого за начало прогнозного периода. Сценарий рассмотрен в трёх вариантах: на краткосрочную перспективу с ростом прибыли на 48%; среднесрочную - на 46%; долгосрочную - на 41%.
Оптимальный сценарий. Сокращение поголовья животных привело к дисбалансу потребления и насыщенности внутреннего рынка дотированной в основном импортной животноводческой продукцией. В Российской Федерации за 1990-2007 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 62%, свиней - на 58% и овец - на 64%.
Сценарий обеспечивает удовлетворение потребностей населения в продуктах питания в основном за счёт отечественного производства и обеспечения продовольственной независимости страны от импорта. Выбор данного сценария позволяет увеличить производство мяса на 23,1 % молока - на 2,3% от базисного года. Сценарий рассмотрен в трёх вариантах: на кратко- и среднесрочную перспективу с ростом прибыли на 36%; долгосрочную - на 27%.
Инерционный сценарий. В основе инерционного сценария лежит достигнутый уровень производства как показатель экономической эффективности интенсификации. В 1990 г. был достигнут наиболее высокий уровень производства сельскохозяйственной продукции. Соответственно эти показатели, ввиду высокой достоверности и вероятности их повторного достижения, в расчётах и приняты как плановые. Сценарий обеспечивает увеличение производства в хозяйстве мяса на 9,9%, молока - на 7,7% от базисного года. Сценарий рассмотрен в трёх вариантах: на кратко- и среднесрочную перспективу.
Сценарий на основе национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства» на краткосрочную перспек-
тиву на 2006-2008 гг. обеспечивает сохранение поголовья сельскохозяйственных животных при заданных темпах роста, установленных Правительством РФ.
Сценарий рассмотрен в двух вариантах, первый
- уровень производства мяса планируется увеличить на 7%, молока - на 4,5% согласно национальному проекту от базисного года, принятого за начало прогнозного периода. Во втором - темпы роста достигаются за 1 год и составляют на весь период увеличение производства мяса на 14%, молока - на 9% от базисного года, принятого за начало прогнозного периода. Первый вариант сценария обеспечивает рост прибыли на 11%, второй - на 17%.
Сценарий на основе показателей Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Программа является продолжением национального проекта «Развитие АПК» на основе заданных темпов роста, установленных Правительством Республики Башкортостан.
Результаты служат базой при определении планового поголовья скота для обеспечения его полноценными кормами. Основной источник кормов
- кормопроизводство. На основе рационов кормления по половозрастным группам определяются посевные площади зернофуражных, кормовых культур, площади естественных сенокосов и пастбищ.
Выполнение плановых показателей производства мяса и молока в хозяйстве предполагает выделение посевных площадей под зернофуражные, кормовые культуры, естественные сенокосы и пастбища.
Рекомендуемые в сценариях структуры посевных площадей зернофуражных и кормовых культур ориентированы на обеспечение выполнения производства продукции животноводства и формирование прочной кормовой базы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ РЫНКА И МЯСОПРОДУКТОВ)
В.Л. Дунаев, к.э.н., ведущий науч. сотр., Л.А. Лащева, ст. науч. сотр.к, А.Р. Петкова, ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов, Л.Я. Дунаева, к.э.н., доц. Педагогического института ЮФУ
Производство продуктов питания является самым первым условием жизнедеятельности любого общества. Поэтому обеспечение продовольствием является самым важным направлением политики государства.
На национальном уровне, в этой связи основной проблемой является достижение продовольственной безопасности и независимости страны. Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации установлены соответствующие критерии. Однако многие регионы страны из-за чрезвычайно разнообразных природных и экономических условий не имеют реальных возможностей для самообеспечения населения различными видами продовольствия. Всё это предполагает необходимость разработки индивидуальных критериев продовольственного обеспечения для каждого региона Российской Федерации.
На первом этапе разработки методики прогнозирования продовольственного обеспечения регионов РФ, предлагается использовать методический подход, включающий применение корреляционно-регрессионного анализа и разработку уравне-
ний регрессии по основным видам продуктов питания, отражающих зависимости значений соответствующих показателей всех 77 регионов РФ.
Например, при прогнозе среднедушевого производства мяса в процессе расчетов с использованием корреляционно-регрессионного анализа и целого ряда исследуемых показателей были выявлены три фактора, в наибольшей степени влияющие на уровень среднедушевого производства мяса и мясопродуктов (У):
хі - приходится баллогектаров на одного сельского жителя, б/га; х2 - уровень производства зерна на одного жителя региона, кг; хз - приходится сельскохозяйственных угодий в расчете на одного жителя региона, га.
Все эти факторы вошли в следующее уравнение регрессии:
У = 21,8+0,04хі+0,022х2+5,45хз; Р = 0,69.
Следует отметить, что заложенные в данное уравнение закономерности распространяются на каждый ее отдельно взятый регион Российской Федерации.
Прогноз среднедушевого производства мяса и мясопродуктов в Ростовской области на 2012 г. показал:
У=21,8+0,04х161+0,022х1536+5,45х1,8=21,8+6,44+3 3,79+9,81 = 71,8 кг.
Прогноз на 2020 г.:
У=21,8+0,04x161+0,022x1688+5,45x1,8=21,8+6,44+ +37,14+9,72 = 75,1 кг.
Таким образом, рост производства к уровню 2007 г. может составить 154,8%.
На втором этапе разработки методики прогнозирования продовольственного обеспечения регионов РФ предлагается рассмотреть методические подходы прогноза среднедушевого потребления, производства, уровня самообеспечения собственным продовольствием, а также объемов ввоза и вывоза конкретных видов продовольствия на примере всех регионов конкретного федерального округа РФ с использованием системы экономико-математических методов, а также балансового метода.
Пороговые значения самообеспечения, принятые на национальном уровне, в процессе этих
разработок на региональном уровне заменяются индивидуальными для каждого региона научно обоснованными и рациональными уровнями самообеспечения по каждому продукту питания.
В качестве методического примера, с использованием системы экономико-математических методов по каждому региону Южного федерального округа обоснованы прогнозные балансы производства и использования мяса и мясопродуктов на 2012 и 2020 гг. В табл. 1 показан анализ структуры этих прогнозных балансов на 2012 и 2020 гг.
Основным индикатором уровня жизни населения является уровень среднедушевого потребления населением регионов основных продуктов питания.
Необходимо обосновать «коридор» допустимых колебаний этого показателя на каждом прогнозируемом горизонте. При этом следует исходить из следующих общих принципов. Нижней границей этого «коридора» во всех случаях будет являться нормативный уровень минимальной потребительской корзины, установленный по методике формирования минимального прожиточного минимума. Для условий ЮФО эта норма по мясу равна 35,3 кг.
Таблица 1. Прогноз структуры баланса мяса по регионам ЮФО на 2012 и 2020 гг.
Наименование региона Год прог- ноза Самообеспечение производство в % к Среднедушевое производство Среднедуше- вое потребление де ре ный вес фсах, %
норме РАМН фактическому потреблению ввоза вывоза
Республика Дагестан 2012 43,9 86,5 36 42 12,7 0,2
2020 51,2 70,0 42 50 19,1 0,3
Республика Ингушетия 2012 10,4 20,0 8,5 42 76,6 -
2020 16,2 22,2 13,3 60 75,4 -
Чеченская Республика 2012 22,4 40,5 18,4 45 58,5 -
2020 26,3 36,1 21,6 60 63,3 -
Краснодарский край 2012 92,7 109,2 76 70 9,4 15,3
2020 112,2 115,4 92 80 3,8 15,6
Ставропольский край 2012 90,2 121,9 74 61 10,2 23,3
2020 112,2 127,5 92 72 7,1 23,9
Астраханская область 2012 37,2 45,5 30,5 67 54,0 0,7
2020 50,0 57,1 41 72 42,6 0,7
Волгоградская область 2012 69,5 81,1 57 70 22,0 5,1
2020 80,5 88,3 66 75 13,7 3,3
Ростовская область 2012 78,0 92,9 64 69 17,2 10,5
2020 103,7 113,1 85 75 4,1 14,9
Южный Федеральный округ 2012 72,0 93,5 59 63 18,1 11,9
2020 86,6 100,0 71 71 13,0 12,6
Верхней границей в большинстве случаев является уровень рационального потребления конкретных продуктов питания, установленный институтом питания Российской Академии медицинских наук (ИП РАМН). Этот норматив по мясу и мясопродуктам как уровень среднедушевого потребления установлен в размере 82 кг в год.
Однако для конкретных регионов ЮФО должны быть свои уровни. Так, например, исходя из данных табл. 1, можно сделать следующие выводы. В устойчивую дотационную группу с низким уровнем среднедушевого потребления мяса и минимальными резервами увеличения уровня производства, о чем свидетельствуют и данные 1990 г., вошли три Республики ЮФО:
1990 г. 2007 г. 2012 г. 2020 г.
Ингушская Республика 25 33 42 60-70
Чеченская Республика - 38 45 60-70
Республика Дагестан 36 34 42 60-70
Фактически среднедушевое потребление в основном ниже нормативов минимальной потребительской корзины (35,3 кг), да и в 1990 г. уровень был низким (36 кг). Согласно Концепции долгосроч-
ного развития АПК до 2020 г. средний уровень потребления мяса и мясопродуктов достигнет 70-75 кг на душу населения. Для рассматриваемых республик «коридор» среднедушевого потребления мяса может быть принят пределах 65-70 кг. Аналогичным путем определяются «коридоры» потребления и для других групп регионов.
В целом, ЮФО является вывозящим округом. По прогнозным расчетам среднедушевое производство мяса здесь возрастет с 50 в 2007 г. до 59 кг - в 2012 г. и 71 кг - в 2020 г. (на 45,3%), а потребление с 55 кг соответственно до 63 и 71 кг. Самообеспеченность может возрасти с 89,7 до 100% в 202 0г. (однако по отношению к норме РАМН этот показатель составит только 86,6%). При этом ввоз мяса может сократиться в 2012 г. на 13,2%, а в 2020 г. - на 28%, а вывоз мяса может возрасти на 17,3%. При этом фонд потребления мяса к 2020 г. может увеличиться на 30,2%.
Следует отметить, что обоснованные прогнозные балансы могут служить основой для установления примерных критериев (нормативных уровней) самообеспечения отдельных регионов определенными видами продуктов питания.
Все эти взаимоувязанные прогнозные расче- ционных процессов между субъектами РФ по меж-
ты могут быть положены в основу прогноза интегра- региональному обмену продуктами питания.
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ СЦЕНАРИЕВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Е.В. Стовба, к.э.н., доц. Бирской государственной социально-педагогической академии
В настоящее время, с учетом имеющихся негативных последствий в аграрной сфере Российской Федерации, вызванных продолжающимся экономическим кризисом и в существующих напряженных финансовых условиях, неспособствующих оптимальному развитию сельскохозяйственных организаций, актуальным является использование в агроэкономи-ческих исследованиях сценарного подхода. Применение данного подхода позволяет при разработке модельных конструкций выделить определенный набор ключевых экономических показателей развития агропродовольственного сектора (АГС) муниципального образования при различных сценариях на перспективу. При использовании интегральных оценок исходы сравниваются, и из всего спектра полученных модельных сценариев выбирается оптимальный вариант, на основе которого строится прогноз развития муниципального образования.
Безусловно, что в проводимых исследованиях не следует ограничиваться рассмотрением только одного возможного сценария развития исследуемого объекта. Ведь разработка сценариев развития позволяет решать многокритериальные и многовариантные задачи, выделять возможные альтернативные варианты развития производства и формировать модельные прогнозы при варьируемых изменениях условий моделируемого объекта.
Дополнительным преимуществом разработки сценариев прогнозирования агропродовольственного сектора является возможность проведения исследований и анализа свойств и поведения моделируемой экономической системы в любой ситуации, что не всегда реально достижимо традиционными методами планирования и прогнозирования экономической теории. Применение данного подхода особенно эффективно для описания такой сложной и вероятностной агроэкономической системы, как сельскохозяйственное производство на муниципальном уровне.
В то же время решение по управлению сельскохозяйственным производством лицом, принимающим решение, необходимо принимать лишь после тщательного многофакторного анализа при сравнении ряда альтернативных сценариев и выбора наиболее рационального из них. При выборе будущих сценариев и практической реализации принятия решений по принципу «от будущего к настоящему» исследователю необходимо в большей мере использовать аппарат качественного анализа, методы стохастического программирования, методы системного анализа, информационных систем, эвристические методы. Вышеперечисленные методы позволяют на основе использования принципа аналогии «проигрывать» возможные производственные ситуации, возникающие в пределах исследуемого объекта.
Разработка сценариев прогнозирования развития АГС может основываться и на результатах экономико-математического моделирования. Выбор оптимального варианта из всей совокупности сценариев осуществляется, в том числе, и с помощью метода Дельфи, с учетом его практической реализуемости в современный период развития аграрной экономики.
Нами разработаны сценарии развития агро-продовольственного сектора Бирского района Республики Башкортостан, основанные на прогнозировании возможных объемов производства и реализации основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия хозяйств всех категорий, а также фактических и предполагаемых объемов потребления продуктов питания городским и сельским населением муниципального образования.
Данные сценарии предполагают применение различных гипотез, которые характеризуют перспективное развитие агропродовольственного сектора, с учетом фактического состояния аграрной сферы муниципального образования. Составление сценариев развития подразумевает использование оптимизационных, эконометрических и имитационных моделей дискретно определяющих принципиально качественно новые состояния прогнозируемого объекта. Сценарии включают в себя три прогнозных варианта, а именно: пессимистический сценарий, сценарий безопасного (компромиссного) развития и сценарий устойчивого (оптимистического) развития и рассчитаны до 2015 года. Прогнозные сценарии разработаны на основе балансовых расчетов, исходя из фактических и предполагаемых производственных, материальных и трудовых ресурсов, а также прогнозируемых величин среднедушевых доходов и платежеспособного спроса населения муниципального образования.
Основными целями построения сценариев являются: предупреждение возможных негативных последствий развития аграрной сферы; научно-обоснованный выбор реально осуществимого на практике сценария, который можно принять в качестве стратегии развития экономики муниципального образования на перспективу. При расчете потребностей рынка сельскохозяйственной продукции рассматриваются следующие показатели: численность городского и сельского населения; величина совокупного душевого дохода населения; потребности населения в продовольствии на основе научно-обоснованных рекомендаций по рационам питания, разработанных Институтом питания РАМН и физиологического (кризисного) минимума - прожиточного минимума, установленного в РБ и РФ; фактические и прогнозируемые объемы производства сельскохозяйственной продукции.
При разработке сценариев развития нами учитывались нормативы калорийности наборов продуктов питания, рекомендованные Институтом питания РАМН и прожиточного минимума, а также нормативы расхода сельскохозяйственного сырья на получение продуктов питания. При формировании рынка продовольствия на перспективу в основе прогнозных сценариев рассматриваются два принципиальных момента:
- максимальное наполнение рынка продуктов питания и полноценный учет потребностей городского и сельского населения в сельскохозяйственной продукции, произведенной непосредственно в муниципальном образовании (поставщики продукции -сельхозпредприятия, К(Ф)Х, ЛПХ);
- обеспечение тех продовольственных товаров и видов сельскохозяйственного сырья, производ-