Научная статья на тему 'Методические подходы к разработке инновационной политики промышленного предприятия'

Методические подходы к разработке инновационной политики промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ / НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / INNOVATIVE POLICY / DEVELOPMENT STAGES / DEFINITION OF THE PURPOSES AND TASKS / DIRECTIONS OF INNOVATIVE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барабицкий Андрей Александрович, Масленникова Ольга Анатольевна

В основе успешного осуществления инновационной деятельности предприятия лежит рациональная инновационная политика. В статье рассматриваются основные подходы к разработке инновационной политики, учитывающие основные направления деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approaches to development of innovative policy of the industrial enterprise

At the heart of successful implementation of innovative activity of the enterprise the rational innovative policy lies. In article the main approaches to development of the innovative policy, the considering main activities of the enterprise are considered.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к разработке инновационной политики промышленного предприятия»

Барабицкий А. А., РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Масленникова О. А. ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

11.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Барабицкий Андрей Александрович, аспирант НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права»

topman@aaanet.ru

Масленникова Ольга Анатольевна, д.э.н., проф., проректор по научной работе НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права»

oamaslennikova@mail.ru

Аннотация. В основе успешного осуществления инновационной деятельности предприятия лежит рациональная инновационная политика. В статье рассматриваются основные подходы к разработке инновационной политики, учитывающие основные направления деятельности предприятия.

Ключевые слова: инновационная политика, этапы разработки, определение целей и задач, направления инновационной политики.

METHODICAL APPROACHES TO DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POLICY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

Barabitsky Andrey Aleksandrovich, graduate student of NOU VPO «Moscow institute of business and right»

Maslennikova Olga Anatolevna, the prof., the vice rector on scientific work of NOU VPO «Moscow business and right institute»

At the heart of successful implementation of innovative activity of the enterprise the rational innovative policy lies. In article the main approaches to development of the innovative policy, the considering main activities of the enterprise are considered.

Keywords: innovative policy, development stages,

definition of the purposes and tasks, directions of innovative policy.

Одним из основополагающих моментов успешной инновационной деятельности предприятия является разработка инновационной политики предприятия, направленной на достижение им поставленных целей. На основе работ экономистов, занимавшихся разработкой данного вопроса [6], автором отмечены следующие этапы разработки инновационной

политики (рис. 1).

Рис. 1. Схема разработки инновационной политики предприятия

Рассмотрим подробнее этапы предлагаемой процедуры.

Этап 1. Определение целей и задач инновационной политики. Исходной позицией при разработке инновационной политики предприятия является определение руководством целей и задач организации, в том числе «инновационного кредо», отражающего отношение и приверженность к инновационной деятельности. Целеполагание -важная процедура, поскольку поставленные цели и задачи устанавливают определенные ориентиры инновационного развития организации на заданный период времени. Цели должны быть сбалансированы, поскольку, с одной стороны, они являются ожидаемым результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой -выступают ограничениями для планируемых мероприятий.

Формулировка цели должна отвечать следующим признакам: начинаться с глагола неопределенной формы в повелительном наклонении; конкретизировать требуемый конечный результат в количественном или качественном выражениях; определить заданный срок достижения цели, накладывать ограничения на используемые ресурсы;

оговаривать, когда и что должно быть сделано. Цели и задачи утверждаются в качестве управленческого решения, фиксируются в документе и доводятся до всех заинтересованных лиц.

Этап 2. Конкретизация поставленных целей и задач инновационной политики предприятия. Основные, поставленные в самой общей форме цели должны быть конкретизированы до технологичных целей деятельности. Конкретизация цели, таким образом, выступает как существенно необходимый момент целеполагания. Одной из главных процедур конкретизации считается выделение из общих целей частных. Таким образом выстраивается иерархия целей.

Этап 3. На этом этапе проводится анализ внешней и внутренней среды с диагностикой инновационной проблемной ситуации. Цель диагностики - оценка сложившейся ситуации, определение основных проблем в инновационной сфере и возможностей их решения.

Инновация возникает в ответ на потребность в решении проблемных ситуаций в хозяйственной деятельности предприятия, которую нельзя решить иначе, как путем целенаправленного изменения структуры, состава функций, технологий, организации процесса, методов работы и т.д.

Этап 4. После осуществления анализа и диагностики инновационной проблемной ситуации

разрабатывается общая концепция инновационной политики промышленного предприятия. Для этого необходимо осуществить синтез полученной информации и определить основные направления инновационной политики.

Рис. 2. Направления инновационной политики

промышленного предприятия Можно выделить следующие направления

инновационной политики промышленного

предприятия, отраженные на рисунке 2 [6].

По характеру развития инновационную политику делят на две группы: политику НИОКР и политику внедрения и адаптации нововведений. Политика

НИОКР связана с проведением предприятием исследований и разработок. Она определяет характер заимствования идей, инвестирования НИОКР,

взаимосвязи с существующими продуктами и процессами.

В соответствии с лицензионной политикой предприятие покупает лицензии на результаты исследований и разработок научно-технических и других организаций. При этом приобретаются как незаконченные, так и завершенные разработки с целью их дальнейшей доработки и использования в процессе осуществления собственных НИОКР. В итоге предприятие получает собственные результаты в более короткие сроки с меньшими затратами.

Политика параллельной разработки предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс с целью их форсированного опытного освоения и проведения собственных разработок для дальнейшего производства технологий. Она позволяет осуществлять инновационное развитие на собственной основе и способствует росту рыночной доли предприятия.

Политика исследовательского лидерства нацелена на достижение долговременного пребывания предприятия на передовых позициях в области НИОКР. Данная политика предполагает стремление находиться по большинству видов продукции на начальных стадиях роста и требует постоянных инвестиций в новые НИОКР.

Политика опережающей наукоемкости используется, если предприятие стремится повысить наукоемкость продукции выше среднего отраслевого уровня. Она может быть применена в условиях конкурентной борьбы, когда имеет значение время выхода нового продукта на рынок, или в периоды, когда важно опередить другие предприятия в области снижения цен и издержек.

Политика следования жизненному циклу означает, что НИОКР жестко привязаны к циклам жизни выпускаемых продуктов и применяемых процессов. Она позволяет накапливать результаты НИОКР, которые могут быть использованы для замещения выбывающих продуктов и процессов.

Политика адаптации нововведений относится к системе обновления производства и вывода продуктов на рынки.

Политика поддержки продуктового ряда заключается в стремлении предприятия улучшать потребительские свойства выпускаемых традиционных товаров, не подверженных сильному моральному старению.

Политика ретро нововведений применяется к устаревшим товарам, пользующимся спросом и находящимся в эксплуатации изделиям. Например, изготовление запчастей для техники с длительным сроком службы. Инновации здесь будут направлены па совершенствование процессов их изготовления.

Политика продуктовой и процессной имитации сводится к тому, что предприятие заимствует технологии со стороны. Подобное заимствование осуществляется по отношению, как к продукции, так и к процессам ее производства. Если приобретаются уже использующиеся технологии, то возникает опасность выпуска устаревшей продукции. Эта политика эффективна в тех случаях, когда предприятие сильно отстает от конкурентов по научнотехническому потенциалу или входит в новую сферу бизнеса.

Политика технологического трансферта реализуется головными предприятиями вертикально

интегрированных структур, которые передают уже

Барабицкий А. А., Масленникова О. А.

РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

отработанные технологии малым предприятиям, входящим в структуру. Последние, как правило, работают на более крупные и поэтому вынуждены использовать предложенные им технологии. Политика таких «принимающих» предприятий называется вертикальным заимствованием.

Политика стадийного преодоления предполагает переход к высшим стадиям технологического развития, минуя низшие. Она тесно связана с имитационной политикой и политикой опережающей наукоемкоемой.

Политика следования за рынком нацеливает предприятие на выпуск наиболее рентабельной и пользующейся рыночным спросом продукции. Она может реализовываться на начальных стадиях развития предприятия, когда ещё не определены приоритеты в выпуске продукции.

Политика технологической связанности проводится, когда предприятие осуществляет технологически связанные инновации, т.е. изготовляет технологически связанную продукцию (если на долю такой продукции приходится более 70 % совокупного выпуска).

Политика радикального опережения выражает действия предприятия и его стремление выйти первым на рынок с радикально новым продуктом (или производить его новым способом). В ряде случаев предполагается реализация двух видов политик НИОКР - исследовательского лидерства и опережающей наукоемкое. Политика радикального опережения высокозатратная и высокорискованная. Она оправдывает себя на вновь созданных предприятиях, имеющих передовые инновационные разработки.

Политика выжидания лидера осуществляется крупными предприятиями в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. Первоначально на рынок выходит малое предприятие, а затем в случае успеха инициативу перехватывает лидер.

Политика сохранения технологических позиций используется предприятиями, которые занимают прочные конкурентные позиции, но по определённым причинам на некоторых этапах своего развития испытывают сильный и неожиданный натиск конкурентов и не имеют возможности вкладывать необходимые средства в обновление производства. Она не может быть успешной в долгосрочной перспективе.

Таким образом, цель данного этапа состоит в разработке некоторого множества направлений политики инновационного развития предприятия.

Этап 5. Следующей стадией является диагностика инновационного потенциала предприятия. К началу этого этапа известны основные направления инновационной политики, следуя которым

предприятие будет развиваться в соответствии с поставленными целями, состоянием внешней и внутренней среды.

Выбор направления инновационной политики зависит от величины инновационного потенциала. В связи с этим оценка инновационного потенциала является важнейшим этапом разработки эффективной инновационной политики.

Существует множество методик оценки

инновационного потенциала промышленного предприятия, среди которых следует отметить труды.

Митяковой О.И [3], Сакадынец Е.А. [4], Трифиловой А.А. [5], Кислициной О.А. [2] и других исследователей.

Под инновационным потенциалом понимается системный показатель, характеризующий степень готовности предприятия к выпуску

конкурентоспособной инновационной продукции. Этап 6. После оценки потенциала и выбора соответствующих направлений инновационной

политики осуществляется формирование

«инновационного портфеля». Необходимость

формирования портфеля обусловлена тем, что промышленное предприятие, развивающееся в

соответствии с выбранным направлением инновационной политики, может реализовывать несколько взаимосвязанных инновационных проектов, осваивать и внедрять дополняющие друг друга новшества.

Портфель новшеств представляет собой перечень оформленных результатов фундаментальных,

прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в виде изобретений,

открытий, патентов, рационализаторских

предложений, ноу-хау, подлежащих продаже или использованию на предприятии [1]. Портфель новшеств удобно рассматривать в табличной форме с указанием наименования, вида, идеи новшества, уровня новизны, разработчика, сроков и затрат на внедрение, ожидаемого эффекта от продажи.

Под портфелем инновации понимается совокупность новшеств как покупных, так и собственной разработки, внедренных на промышленном предприятии. При формировании портфеля инноваций в табличной форме указывают наименование, вид инновации, цель и место внедрения, ответственных лиц, сроки, затраты и ожидаемый эффект от внедрения в натуральном и стоимостном выражении.

Этап 7. После формирования «инновационного портфеля» необходимо окончательно

сформулировать инновационную политику промышленного предприятия. При этом общее руководство разработкой инновационной политики осуществляет временная творческая группа или центр инновационного развития предприятия, в состав которых входят топ- менеджеры и представители основных подразделений организации.

Результаты совместной работы удобно представлять в табличной форме, содержащей следующие разделы: основные особенности работы предприятия, нацеленного на реализацию собственной инновационной политики; краткая характеристика управления организацией; существенные изменения и тенденции развития предприятия за последние 3 года; наличие перспективных технологий, имеющихся в наличии и требующихся предприятию; комплексный SWOT-анализ; стратегические цели на ближайшие три года; резервы повышения эффективности; ключевые проблемы и возможные направления их решения.

Особое внимание следует уделить мероприятиям по совершенствованию организационного обеспечения инновационной деятельности. Это относится к разработке внутренних стандартов (положений):

о порядке формирования и реализации инновационной политики;

о деятельности центров инновационного развития;

о порядке подачи и регистрации инновационных предложений;

о критериях оценки и конкурсном порядке

рассмотрения инновационных проектов комиссией промышленного предприятия;

о фонде материального поощрения сотрудников за результативные инновационные предложения.

Этап 8. Реализация инновационной политики предприятия. После проведения всех

вышеизложенных мероприятий наступает саамы ответственный этап - реализация намеченной инновационной политики. Здесь важными факторами его успеха выступают:

- наличие резервов финансовых и материальнотехнических ресурсов на предприятии;

- высокий уровень научно-технологического

потенциала предприятия;

- наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;

- наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;

- наличие оптимальной законодательно базы и

государственная поддержка проведения

инновационной политики.

Этап 9. Оценка результатов реализованной инновационной политики предприятия. Данным этапом заканчивается процедура разработки инновационной политики предприятия. Оценку результатов реализованной инновационной политики можно провести путем сравнения результатов хозяйственной деятельности за прошлый и текущий период, в котором была реализована выбранная стратегия развития предприятия. Также возможна оценка путем сравнения полученных результатов с эталонными, то есть с теми, которые были заложены в процессе разработки инновационной политики предприятия.

Таким образом, нами были сформулированы методические подходы к разработке инновационной политики промышленного предприятия. С нашей точки зрения разработка инновационной политики промышленного предприятия предусматривает определение целей и стратегий его развития на перспективу, исходя из оценки потенциальных возможностей самого предприятия (объемов производства, номенклатуры выпускаемой продукции, рентабельности, финансового состояния) и обеспеченности необходимыми ресурсами, потенциалом (трудовыми, материальными, финансовыми).

Список литературы:

1. Валдайцев С.В.Антикризисное управление на основе инноваций. — М.: Проспект, 2005.

2. Кислицына Ольга Анатольевна. Управление

инновационным потенциалом промышленных

предприятий: стратегические подходы и методы оценки. Дис. ... к. э. н. - Новосибирск, 2003.

3. Митякова, О.И. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия. // Финансы и кредит, № 13, 2004.

4. Сакадынец Е. А. Совершенствование управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инновационным потенциалом промышленных

предприятий. Дис. ... к.э.н. - Н. Новгород, 2003.

5. Трифилова А.А. Использование инновационного подхода в стратегическом управлении предприятием. Дисс. ... к.э.н. - Н. Новгород, 2000.

6. Шутилина Е.Ю. Формирование инновационной политики

предприятия (на примере предприятий пищевой

промышленности) . Дис.. к.э.н. - Воронеж, 2009.

Reference list:

1. Valdaytsev S.V.Antikrizisnoye management on the basis of innovations. — M: Prospectus, 2005.

2. Kislitsyn Olga Anatolyevna. Management in innovative capacity of the industrial enterprises: strategic approaches and assessment methods. - Novosibirsk, 2003.

3. Mityakova, O.I. Otsenka of innovative capacity of the industrial enterprise.//Finance and credit, No. 13, 2004.

4. Sakadynets E. A. Improvement of management in innovative capacity of the industrial enterprises. - N Novgorod, 2003.

5. Trifilova A.A. Use of an innovative approach in strategic business management. - N Novgorod, 2000.

6. Shutilina E.Yu. Formation of innovative policy of the enterprise (on an example of the enterprises of the food industry). - Voronezh, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.