О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015
УДК 614.3/.4
Попова А.Ю.1,3, Зайцева Н.В.2, Май И.В.2, Кирьянов Д.А.2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАСЧЕТУ ФАКТИЧЕСКИХ И ПРЕДОТВРАЩЕННЫХ МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ, АССОЦИИРОВАННЫХ С НЕГАТИВНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
'Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 127994, г. Москва, Россия; 2ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, г. Пермь, Россия; 3ГБО УДПО «Российская медицинская академия последипломного образования», 125993, г. Москва, Россия
В статье изложены методические подходы к расчету фактических и предотвращенных в результате контрольно-надзорной деятельности экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания. Предложено последовательное решение цепочки задач: установление причинно-следственных связей показателей состояния здоровья от показателей качества среды обитания; показателей качества среды обитания от параметров контрольно-надзорной деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора; расчет случаев нарушений здоровья, предотвращенных в результате деятельности службы; оценка их экономических эквивалентов. Апробация подходов на примере Российской Федерации позволила установить, что в результате деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в 2013 г. положительная динамика отмечалась по 51 показателю качества среды обитания, предотвращено порядка 160 тыс. случаев смертей и более чем 2 млн случаев заболеваний, которые состоялись бы в условиях отсутствия адекватных контрольно-надзорных мер в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предотвращение потерь валового внутреннего продукта составило более 120 млрд руб., недопоступления налогов в федеральный бюджет - порядка 25,7 млрд руб. С учетом расходов федерального бюджета на деятельность Роспотребнадзора в 2013 г. в части обеспечения санэпидблагополучия в сумме 11,386 млрд руб. предотвращено потерь ВВП в размере 10,56 руб. на 1 руб. затрат федерального бюджета и предупреждено недополучение налогов в федеральный бюджет 2,28руб. на 1 руб. затрат федерального бюджета.
Ключевые слова: санитарно-эпидемиологический надзор; рискориентированное управление; экономическая эффективность.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 95-99.
Popova A.Yu.13, Zaytseva N.V.2, May I.V.2, Kir'yanov D.A.2 METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE CALCULATION OF ACTUAL AND PREVENTED AS A RESULT OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES, MEDICAL-DEMOGRAPHIC AND ECONOMIC LOSSES, ASSOCIATED WITH THE NEGATIVE IMPACT OF ENVIRONMENTAL FACTORS
'Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing, Moscow, Russian Federation, 127994; 2Center for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies, Perm, Russian Federation, 614045; 3Russian Medical Academy of Postgraduate Education, Moscow, Russian Federation, 125993
In the article there are reported the methodological approaches to the calculation of actual and avoided as a result of control and supervisory activities of economic losses caused by mortality, morbidity and disability in the population, associated with the negative impact of environmental factors. There is suggested a consistent solution of the chain of problems: the establishment of cause-and-effect relationships between indices of the health status and indices of the quality of the environment; indices of the quality of the environment and indices of the control and supervision activity of organs and institutions of Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing calculation of the cases of violations of health prevented as a result of the activity of the service; evaluation of their economic equivalents. Approbation of approaches on the example of the Russian Federation allowed to establish that as a result of the activity of organs and institutions of Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing in 2013, a positive trend was observed on 51 indices of quality of the habitat environment, there were prevented about 160 thousands of deaths and more than 2 million cases of disease that would be held in conditions of the lack of adequate control and surveillance measures in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population. Loss prevention of gross domestic product (GDP) amounted to more than 120 billion rubles, Tax shortfalls in the federal budget - about 25.7 billion rubles. With taking into account the costs of the federal budget for the activities of the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing in 2013 in part to ensure sanitary epidemiological surveillance in the amount of11.386 billion rubles there was prevented loss of GDP of 10.56 rubles per 1 rub. of the cost of the federal budget and there was warned the shortfall of taxes to the federal budget of 2.28 rubles per 1 rub. of the cost of the federal budget.
Key words: sanitary and epidemiological surveillance; risk-based management; economic efficiency. For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(7): 95-99. (In Russ.) For correspondence: Irina V. Mai; e-mail: [email protected] Received 02.03.15
Для корреспонденции: Май Ирина Владиславовна, [email protected]
Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности является важнейшей задачей, поставленной в целом ряде стратегических документов страны, включая Послание Президента Российской Федерации к Федеральному собранию Российской Федерации [10] и проект Концепции повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления [7].
Для Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совершенствование контрольно-надзорной деятельности имеет целью повышение качества среды обитания и состояния здоровья населения при одновременном снятии избыточных административных барьеров в ведении хозяйственной деятельности [6, 9]. Важнейшим шагом в достижении этой двуединой цели явился переход Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) [14, 15]. В рамках БОР для оценки деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора были определены оперативные показатели непосредственного результата, отражающие объем и качество выполнения государственных услуг и показатели конечного результата, отражающие уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. К показателям конечного результата были отнесены медико-демографические показатели, показатели здоровья населения (заболеваемость детей первого года жизни, первичная заболеваемость, в том числе онкологическая, первичная инвалидность детей и подростков, показатели временной нетрудоспособности и т.п.), показатели качества окружающей среды (атмосферного воздуха, питьевых вод, продуктов питания), показатели радиационной безопасности населения и т.п. [2, 9, 11, 13].
Если измерение и оценка показателей непосредственного результата многократно апробированы и внедрены в практику органов и организаций Роспотребнадзора, то оценка показателей конечного результата в связи с деятельностью органов санитарного надзора и, в частности, с контрольно-надзорной деятельностью, требует научно-методического и практического развития. Задача крайне актуальна, поскольку подтверждения и демонстрации значимости и результативности деятельности службы требуют современные подходы к организации государственного управления, ждут этого бизнес и гражданское общество. Параллельно ставится и задача развития методических подходов к оценке конечного результата в экономическом выражении [5].
Проблема определила основную цель исследования - разработку научно-методического обоснования подходов к расчету фактических и предотвращенных в результате контрольно-надзорной деятельности экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания.
Материалы и методы
Предложенные методические подходы учитывают и развивают «Методологию расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации занятого населения страны» [8], которая применяется для общероссийских и региональных оценок общих экономических потерь (ущербов) [3, 4]. Потери от указанных нарушений здоровья населения определяются как недопроизводство валового внутреннего продукта (ВВП) из-за выбытия человека из трудовой деятельности.
Методология дополнена элементами, позволяющими устанавливать последовательные связи между параметрами контрольно-надзорной деятельности и показателями качества среды обитания, а также показателями качества среды обитания и характеристиками состояния здоровья населения [12]. Это позволяет выделить долю факторов среды обитания, управляемую средствами санитарного надзора и контроля, и долю смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, ассоциированную как с фактически установленным, так и с предотвращенным воздействием негативных факторов среды обитания.
Экономические потери рассчитываются отдельно по ВВП и по налоговым поступлениям.
Общий алгоритм расчетов предусматривает выполнение следующих этапов:
- установление причинно-следственных связей показателей состояния здоровья от показателей качества среды обитания;
- определение количественных параметров изменения качества среды обитания в результате деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора (управляемость качества среды обитания деятельностью Роспотребнадзора);
- расчет количества случаев нарушений здоровья, предотвращенных в результате деятельности органов и организаций Роспотребнадзора;
- расчет экономических потерь от случаев смертности, ин-валидизации и заболеваемости населения, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания и предотвращенных контрольно-надзорными действиями.
При установлении зависимостей показателей здоровья населения от условий среды обитания в качестве зависимых переменных выступают показатели заболеваемости, инвалиди-зации и смертности населения, в качестве независимых - характеристики условий среды обитания, к примеру, доли проб объектов среды обитания, не соответствующих гигиеническим нормативам.
Исходной информацией для анализа зависимостей показателей качества среды обитания от контрольно-надзорных действий Роспотребнадзора являются данные государственной статистики и социально-гигиенического мониторинга, а также формы ведомственного статистического наблюдения: № 1-11 и форма № 1-12 (с 2012 г.) «Сведения о результатах осуществления федерального государственного надзора территориальными органами Роспотребнадзора».
В результате пошагового регрессионного анализа с выбором оптимальной линейной, квадратической или экспоненциальной функций для независимых переменных получают математические модели - уравнения регрессии. При этом для зависимых переменных применяют временной лаг, равный 1 году, позволяющий учесть причинность связи - влияние действий Роспотреб-надзора на качество объектов среды обитания.
При анализе экономических потерь для уровня Российской Федерации единицами наблюдений выступают субъекты Федерации; для уровней регионов - их административные образования и т. п. Для повышения адекватности моделей объем выборочных данных должен включать наблюдения не менее, чем за три года.
Для выполнения расчетов дополнительных случаев нарушений здоровья используются только модели, соответствующие критериям достоверности и адекватности. Абсолютные показатели (случаи смертности, заболеваемости или инвалидности) рассчитываются по данным о численности экспонированного населения.
Параметры надзорной деятельности переведены в относительные величины (например, «число внеплановых проверок хозяйствующих субъектов на 100 тыс. населения», «сумма наложенных штрафов на 100 проведенных проверок» и т. п.). Полученные модели характеризуются формулой зависимости, содержащей значения всех коэффициентов; параметрами достоверности; значениями показателей, отражающих качество модели.
Предотвращенное в результате деятельности органов и организаций Роспотребнадзора число случаев смерти, инвалидности, заболеваемости определяется на основании результатов первых двух этапов моделирования.
Расчет выполняется в разрезе отдельных субъектов (наблюдений) с последующим суммированием. Необходимым условием включения регионов в расчет является наличие данных по зависимой и всем независимым переменным.
Получаемый в виде параметров модели коэффициент детерминации ^2) характеризует долю дисперсии зависимой переменной, объясняемую полученной моделью зависимости, т. е. позволяет оценивать, насколько показатели здоровья ассоциированы с фактором опасности, а также насколько управляющие контрольно-надзорные действия влияют на изменение параметров среды обитания.
Относительное число дополнительных случаев нарушений здоровья (заболеваемость, инвалидность, смертность) для каждого наблюдения (региона) рассчитывается как разность оценок по модели при фактических уровнях независимых переменных и минимально наблюдаемых (целевых) по всем регионам, участвующих в расчетах по формуле (1):
Приоритетные факторы среды обитания, ассоциированные с медико-демографическими потерями и экономическим ущербом внутреннему валовому продукту Российской Федерации в 2013 г.
Число доп. Экономиче-
Факторы риска для здоровья Основные показатели здоровья, ассоциированные с фактором случаев, ский ущерб,
тыс. млрд руб.
Загрязнение атмосферного воздуха
химическими компонентами (взвешенные вещества, оксиды азота, бенз(а)пирен, ароматические углеводороды, фтор и его соединения, фенол, формальдегид, тяжелые металлы) 76 субъектов РФ
Загрязнение питьевых вод
химическими компонентами (хлор, алюминий, свинец, мышьяк, сульфаты, хлорорганические соединения) и микробиологическими агентами 80 субъектов РФ
Загрязнение почв тяжелыми металлами (кадмий, ртуть, свинец), микробиологическое и паразитарное загрязнение 81 региона
Физические факторы среды (шум, электромагнитное излучение, ионизирующее излучение, недостаточная освещённость, вибрация) 79 регионов
Смертность по причине болезней органов дыхания, кровообращения, 18,1 8,6
новообразований
Заболеваемость органов дыхания, глаз, эндокринной системы, крови, 3 979,4 60,6
кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, новообразования, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде
Смертность от инфекционных заболеваний, болезней органов 14,1 6,7
пищеварения, болезней системы кровообращения
Заболеваемость органов пищеварения, кровообращения, кожи 3 151,9 47,9
и подкожной клетчатки, костно-мышечной системы, крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, мочеполовой системы, эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, инфекционные и паразитарные болезни
Смертность от новообразований, болезней органов дыхания, 9,1 4,3
кровообращения
Заболеваемость некоторыми инфекционными и паразитарными болезнями, 1212,3 18,5
болезнями органов дыхания
Смертность от внешних причин 6,7 3,2
Заболеваемость глаз, костно-мышечной системы, последствия воздействия 2837,8 43,2 внешних причин
Аук= а/ДФС^+а/ДФС0^
(1)
где Ау- нарушения здоровья населения (показатели смертности, инвалидности, заболеваемости), ассоциированные с изучаемыми факторами в к-м наблюдении (регионе); ФСО1Ь фСО2к....-значения независимых переменных для к-го наблюдения (региона).
Полученные относительные показатели приводятся к абсолютному виду (используя численность населения), и определяется средняя доля случаев, обусловленная влиянием факторов, как отношение суммарного числа дополнительных случаев к суммарному числу фактических (наблюдаемых) случаев по всем регионам, принятым в расчет. Вычисления выполняются для каждого рассматриваемого года (2).
АYk=АykЧНk/100 000, (2)
где АYk - абсолютное число случаев нарушений здоровья (смерти, инвалидности, заболеваний), ассоциируемых с факторами среды обитания в k-м наблюдении (регионе); ЧНк - численность населения ^го региона.
В целом каждый из результатов: комплекс внутренних взаимосвязей факторов риска; набор моделей причинно-следственных связей между показателями здоровья и факторами риска; приоритетные группы факторов риска и ассоциированные с их негативным воздействием здоровья населения, долевые вклады отдельных факторов риска в негативное изменение показателей здоровья населения; набор моделей причинно-следственных связей между контрольно-надзорными действиями и факторами среды обитания может быть по отдельности или в системе использован для обоснования широкого круга управленческих решений.
Экономические потери от ассоциированной с негативным воздействием факторов среды обитания смертности населения, предотвращенной за отчетный год в целом по Российской Федерации в результате контрольно-надзорной деятельности, рассчитываются по следующей формуле (3):
ОААЯ. = х Ох
х АА1
х I,
х V
■ 0,5 -Е,
(3)
где дАШх 5 с - предотвращенные потери в производстве ВВП (объем недопроизведенного ВВП) в результате сокращения ассоциированной с факторами среды обитания смертности лиц в возрасте (х) пола (л) по причине смерти (С) в отчетном году, млн руб.;
Ох_, с - число предотвращенных смертей лиц в возрасте (х) пола (л) по причине, ассоциированной с факторами среды обитания смерти (С), человек; £ - общая численность занятых в отчетном году, человек; 5 - численность занятых в возрасте (х), пола (л), человек; 4 л - численность населения в возрасте (х), пола (л), человек; ВВП - валовой внутренний продукт Российской Федерации, млн руб; Кх- поправочный коэффициент для учета сокращенного рабочего времени и увеличенной продолжительности отпуска лиц возраста (х) младше 18 лет (для х = 15 К= 0,5922, для х = 16 Кх= 0,8636, для х =17 К= 0,8636, для х > 17
1); 0,5 - коэффициент, учитывающий распределение времени смертей в течение года.
По этому же принципу рассчитываются потери от ассоциированной с негативным воздействием факторов среды обитания инвалидизации и заболеваемости населения.
При расчетах учитывали, что в Российской Федерации порядка 35% пенсионеров являются работающими [14], а больничные листы по уходу за больным ребенком трудоспособные граждане берут примерно в 28% случаев заболеваний [1].
Результаты и обсуждение
Обработка по предложенному алгоритму многомерных данных Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга 2009-2013 г. позволила установить порядка 40 достоверных зависимостей между факторами риска для здоровья и реально сформированными показателями состояния здоровья на уровне Российской Федерации. Так, к примеру, установлена достоверная зависимость смертности населения (детей от 0 до 17 лет и лиц пенсионного возраста) от доли проб атмосферного воздуха городских и сельских поселений с превышением ПДК по содержанию диоксида азота, взвешенных веществ и ароматических углеводородов (р <0,05, R2=0,233 для детей и 0,249 для пенсионеров). Установлены и параметризованы связи болезней системы кровообращения и у взрослых, и у детей с частотой несоответствия воды системы хозяйственного питьевого водоснабжения гигиеническим требованиям по сани-тарно-химическим показателям (р <0,05, R2=0,118). Показано, что повышенные уровни жёсткости воды, концентраций железа, марганца, алюминия, хлора и хлорорганических соединений связаны с формированием заболеваний органов пищеварения, кровообращения, кожи и подкожной клетчатки, костно-мы-шечной системы, крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм. Нарушение са-
5, С
нитарных норм по микробиологическому фактору достоверно ассоциировано с частотой инфекционных болезней, в том числе вспышечного характера (р <0,05, R2= 0,102 -^0,472).
В целом только в 2013 г. экономические потери от смертности и заболеваемости населения, обусловленные вредным воздействием химических, физических и биологических факторов среды обитания, имели следствием недопроизводство ВВП около 192,8 млрд руб. (см. таблицу).
Действия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направлены на предупреждение и демпфирование негативного влияния хозяйствующих субъектов на среду обитания населения и опосредованно - на здоровье населения.
Моделирование связей контрольно-надзорных действий Роспотребнадзора с факторами среды обитания способствовало установлению порядка 30 достоверных моделей, позволяющих говорить о том, что контрольно-надзорные действия службы доказано управляют санитарно-эпидемиологической ситуацией. Так, к примеру, выявлено, что в регионах доля нестандартных проб атмосферного воздуха по содержанию различных химических примесей достоверно связана:
- с числом проверок, по результатам которых выданы предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований: внеплановых, отнесенных к общему числу проверок (коэффициенты детерминации от -0,188 до -0,532;
- с числом дел о привлечении к административной ответственности промышленных предприятий, отнесенных к общему числу проверок (коэффициенты детерминации от -0,025 до -0,201;
- с общей суммой уплаченных промышленными предприятиями штрафов в пересчете на одну проверку (коэффициенты детерминации от -0,03 до -0,08.
В целом анализ показал, что на улучшение параметров среды обитания по Российской Федерации оказывают влияние:
- доля проверок с привлечением объекта к административной ответственности;
- доля внеплановых проверок;
- доля внеплановых проверок, при которых применялись лабораторные и инструментальные методы исследования;
- доля проверок, по результатам которых вынесены представления об устранении причин, способствовавших совершению административного нарушения;
- величина штрафа на одну выполненную проверку;
- доля обследований, при которых были выявлены нарушения санитарного законодательства.
Полученные модели связи контрольно-надзорная деятельность - качество среды обитания и качество среды обитания -состояние здоровья населения позволили установить, что положительная динамика ряда показателей качества среды обитания, состояния субъектов надзора и здоровья населения достоверно определяется действиями службы.
Так, в 2013 г. действиями Роспотребнадзора предотвращен рост на 7,87%. удельного веса источников водоснабжения и водопроводов, не отвечающих санитарным нормам и правилам. Результатом осуществления органами и учреждениями Рос-потребнадзора контрольно-надзорной деятельности явилось снижение в 2013 г. удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям на 3,14%, санитарно-химическим показателям - на 1,74% проб. Существенный эффект в 2013 г. зафиксирован в отношении снижения удельного веса проб с превышением нормативов содержания в атмосферном воздухе: взвешенных веществ, предотвращено около 0,76% проб, не соответствующих нормативам; фенола, предотвращено более 5% проб, не соответствующих нормативам; бенз(а)пирена, предотвращено 2,7% проб, не соответствующих нормативам. В 2013 г. достигнуто снижение загрязнения почв селитебных территорий на 11% по санитар-но-химическим, 1,75% - по паразитологическим и 1,21% - по микробиологическим показателям и т.п.
В целом в результате действий Роспотребнадзора предотвращено более 162,3 тыс. случаев смертей и порядка 3,2 млн случаев заболеваний, которые состоялись бы в условиях отсутствия адекватных контрольно-надзорных мер в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В структуре этих нарушений здоровья порядка 115,6 тыс. случаев смертей и 2,1 млн случаев нетрудоспособности занятого населения по причине заболевания и уходу за больным.
Как следствие действиями Роспотребнадзора предотвращены экономические потери на сумму 123,6 млрд руб. и недопоступление налогов в федеральный бюджет на сумму 25,7 млрд руб. В условиях расходов 2013 г. федерального бюджета на деятельность Роспотребнадзора в части обеспечения санэпидблагопо-лучия в сумме 11,386 млрд руб. эффективность контрольно-надзорной деятельности составила 10,6 руб. на 1 руб. затрат федерального бюджета.
Полученные результаты позволяют сделать выводы:
- предложенные методические подходы обеспечивают поддержку рискориентированной модели организации надзорной деятельности инструментом экономической оценки с возможностью оценки медико-демографических и экономических потерь, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания на здоровье населения и предотвращенных в результате контрольно-надзорных мероприятий; выявление приоритетных факторов риска, контингентов риска и приоритетных видов нарушения здоровья, детерминирующих экономические потери; определение параметров управления качеством среды обитания действиями органов и учреждений Роспотребнадзора, расчет вклада службы в улучшение среды обитания и сохранение здоровья населения;
- ежегодные экономические потери, выражаемые в недопроизводстве ВВП вследствие смертности и заболеваемости населения, обусловленных вредным воздействием химических, физических и биологических факторов среды обитания, составляют порядка 200 млрд руб., что сопоставимо с величинами ежегодных валовых региональных продуктов ряда совсем не самых слабых регионов страны;
- действиями Роспотребнадзора только в 2013 г. предотвращено экономических потерь на сумму 123,6 млрд руб. и недопоступления налогов в федеральный бюджет на сумму 25,7 млрд руб. При этом наибольшую эффективность показали: проверки, по результатам проведения которых выданы предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, дела с привлечением к административной ответственности промышленных предприятий, штрафные санкции, проверки с привлечением объекта к административной ответственности и внеплановые проверки, в том числе с применением лабораторных и инструментальных методов исследования.
Литер ату р а
1. Александрова О.Ю. Заболеваемость детей как причина трудопо-терьработающих: Автореф. дис. ... канд. мед наук. Рязань; 1995.
2. МР 5.1.2133-06. Бюджетировние, ориентированное на конечный результат в условиях среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Методические рекомендации. Утверждены 10.10.2006. М.; 2006.
3. Голева О.И. Экономическая оценка потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 12 (261): 7-9.
4. Гусева Н.К., Герман С.В. Оценка экономических потерь вследствие инвалидности взрослого населения Нижегородской области за 2002-2012 гг. Социальные аспекты здоровья населения. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/551/30/lang.ru/. (доступно 11 августа 2014).
5. Зайцева Н.В., Шур П.З., Бабушкина Е.В., Гусев А.Л. Методические подходы к определению вклада органов и организаций Роспотребнадзора в управление риском здоровью населения. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 11: 11-3.
6. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад. 2-е изд. М.: МАКС Пресс; 2014.
7. Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Проект. Available at: http://www.vcci.ru/ vtpp/adinf/andetail.php?ID=24141. (доступно 20 сентября 2014 г.).
8. Методология расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации занятого населения страны: Методические рекомендации. Утверждены Приказом от 10 апреля
2012 года № 192/323н/45н/113 Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики. М.; 2012.
9. ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии». О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году: Государственный доклад. М.; 2014.
10. Онищенко Г.Г., Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З. Анализ риска здоровью в задачах совершенствования санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации. Анализ риска здоровью. 2014; 1: 4-13.
11. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному собранию Российской Федерации. Available at: http://kremlin.ru/ news/47173. (доступно 10 октября 2014 г.).
12. МР 5.1.0095-14. Расчет фактических и предотвращенных в результате контрольно-надзорной деятельности экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания: Методические рекомендации. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2015.
13. Система оценки деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Методические рекомендации. Утверждены Приказом Роспотребнадзора от 03.10.2008. № 355. М.; 2008.
14. Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ urov/urov_p2.htm. (доступ 5 марта 2014 г.).
15. Шестопалов Н.В., Симкалова Л.М., Митрохин О.В. Бюджетирование, ориентированное на результат, для специалистов Роспотребнадзора. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007.
References
1. Aleksandrova O.Yu. The Incidence of ChildLaborLosses as a Cause of Work: Diss. Ryazan'; 1995. (in Russian)
2. MR 5.1.2133-06. Budgeting, focused on the end result in a medium-term financial planning in the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare: Guidelines. Approved 10.10.2006. Moscow; 2006. (in Russian)
3. Goleva O.I. Economic evaluation of losses from mortality, morbidity and disability in the Russian Federation: problems and prospects. Zdorov'e naseleniyai sredaobitaniya. 2014; 12 (261): 7-9. (in Russian)
4. Guseva N.K., German S.V. Assessment of economic losses due to disability of the adult population of the Nizhny Novgorod region in
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015
2002-2012 years. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/551/30/lang.ru/ (accessed 11 August 2014). (in Russian)
5. Zaytseva N.V., Shur P.Z., Babushkina E.V., Gusev A.L. Methodological approaches to the determination of the contribution of agencies and organizations in the management of Rospotrebnadzor health risk. Zdorov'e naseleniya i .sreda obitaniya. 2010; 11: 11-3. (in Russian)
6. Control and Supervisory Activities in the Russian Federation: Analytical Report. 2nd edition. Moscow: MAKS Press; 2014. (in Russian)
7. The concept of improving the effectiveness of control and supervisory activities of state and local governments. Project. Available at: http://www.vcci.ru/vtpp/adinf/andetail.php?ID=24141 (accessed 20 September 2014). (in Russian)
8. The methodology for calculating the economic cost of mortality, morbidity and disability in the working population: Guidelines. Approved. Order dated April 10, 2012 № 192 / 323n / 45H / 113 Ministry of Economic Development, Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation and the Federal State Statistics Service. Moscow; 2012. (in Russian)
9. FBUZ "Federal Center of Hygiene and Epidemiology." On the State Sanitary and Epidemiological Welfare of the Population in the Russian Federation in 2013: State Report. Moscow; 2014. (in Russian)
10. Onishchenko G.G., Popova A.Yu., Zaytseva N.V., May I.V., Shur P.Z. Analysis of health risk in the task of improving the sanitary and epidemiological supervision in the Russian Federation. Analiz riska zdorov'yu. 2014; 1: 4-13. (in Russian)
11. Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation. Available at: http://kremlin.ru/ news/47173 (accessed 10 October 2014). (in Russian)
12. MR 5.1.0095-14. Calculation of actual and avoided as a result of control and supervisory activities of economic losses from mortality, morbidity and disability in the population, associated with the negative impact of environmental factors: Methodical recommendations. Moscow: Federal Center of Hygiene and Epidemiology; 2015. (in Russian)
13. The evaluation system of the organs and agencies of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-being: Guidelines. Approved by Order of 10.03.2008 Rospotrebnadzor. № 355. Moscow; 2008. (in Russian)
14. Number of pensioners and average pensions by type of pension and categories of pensioners. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/urov/urov_p2.htm (accessed 05 March 2014). (in Russian)
15. Shestopalov N.V., Simkalova L.M., Mitrokhin O.V. Performance-based Budgeting for Rospotrebnadzor Specialists [Byudzhetirovanie, orientirovannoe na rezul'tat, dlya spetsialistov Rospotrebnadzora]. Moscow: GEOTAR-Media; 2007. (in Russian)
Поступила 02.03.15
УДК 614.7:612.799.1:577.118].08
Вильмс Е.А.1, Гогадзе Н.В.1, Турчанинов Д.В.1, Корчина Т.Я.2
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИКРОЭЛЕМЕНТНОГО СОСТАВА ВОЛОС ГОРОДСКИХ ЖИТЕЛЕЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
'ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России, 644099, Омск; 2БУ ВО ХМАО-Югра «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», 628011, r. Ханты-Мансийск
Проведено исследование элементного статуса (анализ волос) населения двух городов Западной Сибири: Сургута (n=350) и Омска (n=385). Определение элементов проводилось методами атомно-эмиссионной и масс-спектрометрии. У населения Сургута в сравнении с жителями Омска биоэлементы характеризовались более высоким содержанием B, Cu, Со, Fe, Mg, I, Zn (p <0,001) и более низким содержанием Cr, Se (p <0,001). Дефицитными элементами для омичей являлись I, Se. В волосах сургутян в более высоких концентрациях обнаружены такие токсичные и потенциально опасные элементы, как Pb, Hg, Be, Cd, Li, Sn (p <0,001). В то же время отмечены более низкие, чем у омичей, значения концентраций Al, As, V. В группах сравнения установлены статистически значимые различия коэффициентов, используемых для оценки метаболической активности, таких как Na/K, Ca/K, Na/Mg, Fe/Cu. В выборке из г. Сургута коэффициенты Ca/K, Fe/Cu и «коэффициент токсичности» имели высокие значения. Установленные различия в обеспеченности макро- и микроэлементами населения территорий сравнения определяются климатогеографическими, геохимическими особенностями и спецификой структуры питания.
Ключевые слова: микроэлементы; макроэлементы; Западная Сибирь; север; сравнительное исследование; волосы; экологические особенности.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 99-103.