Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕЗИДЕНТУРЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕЗИДЕНТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИДЕНТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абугалиева Т.О., Абеуова Б.А., Алиханова К.А., Такирова А.Т., Жакипбекова В.А.

В статье представлены материалы о системе мониторинга и оценки образовательной программы по специальности «Семейная медицина», которая охватывает все аспекты организации, реализации и оценки образовательной программы: сбор информации, разработка, утверждение программы, организация и проведение учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абугалиева Т.О., Абеуова Б.А., Алиханова К.А., Такирова А.Т., Жакипбекова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE EVALUATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN RESIDENCY

The article presents materials on the system of monitoring and evaluation of the educational program in the specialty “Family Medicine”, which covers all aspects of the organization, implementation and evaluation of the educational program: information collection, development, approval of the program, organization and conduct of the educational process.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕЗИДЕНТУРЕ»

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Р01: 10.24412/2707-6180-2022-64-101-104 УДК 61:37; 615.1:37 МРНТИ 76.75.33

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В

РЕЗИДЕНТУРЕ

Т.О. АБУГАЛИЕВА, Б.А. АБЕУОВА, К.А. АЛИХАНОВА, А.Т. ТАКИРОВА, В.А. ЖАКИПБЕКОВА

Медицинский Университет Караганды, Караганда, Казахстан Алиханова К.А. - https://orcid.org/ 0000-0003-4254-2636

Citation/

библиографиялыщ сттеме/ библиографическая ссылка:

Abugaliyeva TO, Abeuova BA, Alikhanova KA, Takirova AT, Zhakipbekova VA. Methodological approaches to the evaluation of educational programs in residence. West Kazakhstan Medical Journal. 2022;64(2):101-104

Абугалиева ТО, Абеуова БА, Алиханова КА, Такирова АТ, Жакипбекова ВА. РезидентурадаFы бЫм беру баедарламаларын баFалаудын,

эд^темелт тэстдерк West Kazakhstan Medical Journal. 2022;64(2):101-104

Абугалиева ТО., Абеуова БА., Алиханова КА., Такирова АТ., Жакипбекова ВА. Методические подходы к оценке образовательных программ в резидентуре. West Kazakhstan Medikal jornal.2022;64(2):101-104

Methodological approaches to the evaluation of educational programs in residency

T.O.Abugaliyeva, B.A.Abeuova, K.A. Alikhanova, A.T.Takirova, V.A.Zhakipbekova Karaganda Medical University, Karaganda, Kazakhstan

The article presents materials on the system of monitoring and evaluation of the educational program in the specialty "Family Medicine", which covers all aspects of the organization, implementation and evaluation of the educational program: information collection, development, approval of the program, organization and conduct of the educational process.

Keywords: residency, educational program, family medicine

РезидентурадаFы бШм беру баFдарламаларын баFалаудыц эдктемелж Tac^epi

Т.О. Абугалиева, Б.А. Абеуова, К.А. Алиханова, А.Т. Такирова, В.А. Жакипбекова

Караганды медицина университета, Караганды, ^аза;стан

Ма;алада «Отбасыльщ медицина» мамандыгы бойынша бЫм беру багдарламасын багалау мен оган мониторинг ЖYргiзу ЖYЙесi туралы мэлiмет берiлген. Ол бiлiм беру багдарламасыныц ^йымдастыру, жузеге асыру, багалаудыц барлы; аспектiлерiн, ягаи мэлiмет жинау, багдарламаны ойластыру мен бекiту, о;у процесш ^йымдастыру мен eткiзудi ;амтиды. Негiзгi свздер: резидентура, бглгм беру багдарламасы, отбасылыц медицина

Методические подходы к оценке образовательных программ в резидентуре Т.О. Абугалиева, Б.А. Абеуова, К.А. Алиханова, А.Т. Такирова, В.А. Жакипбекова

Медицинский Университет Караганды, Караганда, Казахстан

В статье представлены материалы о системе мониторинга и оценки образовательной программы по специальности «Семейная медицина», которая охватывает все аспекты организации, реализации и оценки образовательной программы: сбор информации, разработка, утверждение программы, организация и проведение учебного процесса.

Ключевые слова: резидентура, образовательная программа, семейная медицина

Введение

Образовательная программа (ОП) - это единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения [1].

Всем известно, что оценка качества образовательных программ в целом направлена на обеспечение прозрачности деятельности образовательных учреждений; выделение лучших образовательных практик и улучшение качества профессионального образова-

ния. Оценка качества образования на программном уровне основывается на экспертной оценке степени соответствия программы определенным критериям. Конечно, образовательная программа должна соответствовать критериям качества в том, что касается ее целей, структуры и содержания, квалификации преподавательского состава, образовательных ресурсов, организации и управления программой [2, 3].

В НАО «Медицинский университет Караганды» (НАО «МУК») оценка ОП осуществляется в соответствии с положением об Академической политике НАО «МУК». Система мониторинга и оценки ОП по специ-

е

Абугалиева Т.О.

e-mail: Abugalieva@qmu.kz

Received/ Кел!П mycmi/ Постууиил: 08.04.2022

Acceptedd BacbMbiMfü цабылданды/ Принята к публикации: 22.08.2282

ISSN 2707-6180 (Print) © 2021 The Authors Published by West Kazakhstan Marat Ospanov Medical University

альности «Семейная медицина» охватывает все аспекты организации, реализации и оценки ОП: сбор информации, разработка, утверждение ОП, организация и проведение учебного процесса, достижение конечных результатов обучения резидентов через рецензирование работодателями, через утверждение каталога элективных дисциплин, анализ результатов внешнего и внутреннего аудита образовательных программ и учебного процесса в вузе, анализ данных обратной связи от всех участников образовательного процесса и заинтересованных сторон.

В университете мониторинг реализации ОП осуществляется в рамках внутривузовского контроля при проведении аудита всех видов деятельности ППС и обучающихся, оценкой комиссий по обеспечению качества через рецензирование внешними и внутренними экспертами, через качество самой образовательной программы. Ежемесячно на заседаниях кафедры обсуждаются результаты мониторинга учебного процесса, выполнение учебного плана, результаты контроля качества учебного процесса (обсуждение практических занятий, лекций и др.). Мониторинг успеваемости и посещаемости осуществляют кафедры согласно расписанию занятий, с фиксированием данных в журнале; при отсутствии обучающихся или их задолженностях каждое 25 число месяца информируется Школа Р и ПР.

Важным механизмом оценки ОП является получение обратной связи от обучающихся (резидентов) путем анкетирования после каждой дисциплины. По результатам этих данных проводится корректировка стратегии ОП.

При разработке новой ОП и подаче заявки в уполномоченный орган учитывается обеспеченность и уровень квалификации ППС по данной специальности. При мониторинге ОП учитываются возможности университета, потребности системы здравоохранения, конечные результаты обучения резидентов. Кафедры предлагают дисциплины компонента по выбору в соответствии с потребностями практического здравоохранения. Представителями практического здравоохранения проводится экспертиза ОП на этапе ее рассмотрения и утверждения. По специальности «Семейная медицина» экспертами ОП являлись директор КГП "Поликлиника №1 г. Караганды" Разиева Р. С. и директор "ГП "Поликлиника №4 г.Караганды" Шай-дарова С.Ж.

Качество ОП обеспечивают участники ее реализации: декан Школы, Руководитель ОП, координаторы модулей, ответственные за дисциплину, заведующие кафедр, преподаватели. Обеспечение оценки качества на уровне образовательной программы осуществляет Комиссия по обеспечению качества. Обеспечение оценки качества на институциональном уровне обеспечивает Отдел стратегического развития и управления качеством. С целью контроля и совершенствования качества ОП проводятся: 1) внутренние процедуры оценки качества (внутренний аудит); 2) результаты ПА, ИА, анкетирование обучающихся и вы-

пускников, отзыв работодателей, отзыв пациентов. 3) внешние процедуры оценки качества: аккредитация в соответствии с документированной процедурой «Организация подготовки к институциональной и специализированной аккредитации в НАО «МУК» и иные внешние проверки уполномоченными органами. Комиссия по обеспечению качества осуществляет внутренний аудит образовательной программы не реже 1 раза в 3 года.

В резидентуре для достижения цели оценка образовательных программ осуществляется с учетом миссии образовательных программ постдипломного образования (резидентуры) в соответствии с миссией Университета и заключается в качественной подготовке профессионалов, отвечающих требованиям национальной системы здравоохранения и международным стандартам через внедрение инновации в образование, науку и практику.

Перечень элективных дисциплин по специальности «Семейная медицина» согласовывается с представителями практического здравоохранения. Каталог элективных дисциплин (далее КЭД) располагается на студенческом портале. Количество часов компонента по выбору (элективных дисциплин), их соотношение с обязательными дисциплинами регламентированы ГОСО РК 2015.

Мониторинг процесса выполнения образовательной программы и прогресса обучающихся в Университете проводится на основании результатов успеваемости по дисциплинам, результатов анкетирования обучающихся и ППС, протоколов заседаний кафедр, Школы РиПР, актов проверок, отчетов председателей итоговой аттестации (выпуск по специальности рези-дентуры «Семейная медицина» в 2021 году составил 139 человек).

Подготовка и обучение резидентов проводится под контролем куратора и клинических наставников с регулярной оценкой и обратной связью. Клиническая работа резидентов во время обучения проводится под руководством клинических наставников, утвержденных приказом ректора НАО «МУК». Требования к квалификации клинического наставника отражены в Положении о резидентуре.

Показателями эффективности работы клинического наставника являются получение обучающимися врачебных навыков и компетенций по специальности, достижение качественной подготовки и эффективного распределения в соответствии с потребностями практического здравоохранения и прохождения независимой экзаменации.

Процесс обучения резидентов по специальности «Семейная медицина» направлен на продолжение клинической подготовки врача, приобретение и совершенствование им теоретических и практических умений и навыков при проведении комплексного обследования для диагностики заболеваний, освоение современных методов лечения больных, а также освоение методов функциональной, в объеме, необходимом для самостоятельной работы в условиях поликлиники и дневного

Методические подходы к оценке образовательных программ в резидентуре

стационара. По достижению конечных результатов обучения, в соответствии с содержанием профилирующих дисциплин, образовательные программы обеспечивают овладение резидентами по специальности «Семейная медицина» практических навыков. Оценка учебных достижений резидентов проводится с помощью критериев, в соответствии с поставленными целями и задачами и присваиваемых квалификаций. Общее положение по оценке резидентов, отражается в силлабусах каждой дисциплины. После завершения экзамена по каждой дисциплине заполняется экзаменационная ведомость.

Выполняя индивидуальный учебный план, слушатели резидентуры, как одна из заинтересованных сторон, участвуют в контроле реализации ОП. Отчет о выполнении индивидуального плана резидент докладывает ежегодно в конце учебного года на заседании кафедры. На основании выбора элективной дисциплины и посредством обратной связи резиденты проводят оценку образовательной программы. Выбор элективных дисциплин приводит к повышению уровня индивидуального образовательного достижения, которое проявляется в подготовке к осознанному и ответственному выбору своей специальности, выработке у резидентов умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач, создание условий для самообразования, формирование умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.

При определении цели и согласовании ОП по специальности «Семейная медицина» обязательно учитываются мнения представителей медицинских организаций, выступающих в качестве заинтересованных сторон. Каталог элективных дисциплин формируется с учетом мнений представителей практического здравоохранения, а также согласно траектории обучения по специальности. При составлении рабочих программ по элективным дисциплинам клинического направления обязательно учитывается изучение клинических протоколов.

Одним из важных условий непрерывного мониторинга и повышения качества учебного процесса является его коррекция на основе обратной связи с участием заинтересованных сторон.

В соответствии с «Положением об управлении образовательной программой НАО «МУК» (решение Правления 09.09.2020г. пр.14) качество ОП обеспечивают участники ее реализации: декан Школы Р и ПР, Руководитель ОП, координаторы модулей, ответственные за дисциплину, заведующие кафедр, преподаватели. Обеспечение оценки качества на уровне образовательной программы осуществляет Комиссия по обеспечению качества. Обеспечение оценки качества на институциональном уровне обеспечивает Отдел стратегического развития и управления качеством. С целью контроля и совершенствования качества ОП проводятся: 1. внутренние процедуры оценки качества (внутренний аудит); 2. внешние процедуры оценки качества: аккредитация в соответствии с доку-

ментированной процедурой «Организация подготовки к институциональной и специализированной аккредитации в НАО «МУК» и иные внешние проверки уполномоченными органами. ОП по специальности «Семейная медицина» внесена в реестр ОП ЕСУВО, что определяет ее положительную оценку внешними экспертами.

НАО «МУК» систематически проводит мониторинг удовлетворенности потребителей, предоставляемых образовательно-воспитательных, лечебно-диагностических и научно- исследовательских услуг (анкеты работодателей). При завершении каждой дисциплины резиденты заполняют анкеты "Анкета для обучающегося" (для улучшения качества образовательного процесса) и анкета "Преподаватель глазами обучающегося" заполняется резидентами по окончанию каждой дисциплины.

Оценку качества проекта образовательной программы проводит Комиссия по обеспечению качества. Деятельность Комиссии по обеспечению качества регламентируется приложением 6 Положение об управлении образовательной программой. Проводится анализ удовлетворенности преподавания, выявляются слабые и сильные стороны, учитываются все ошибки, выявляются причины неудовлетворительных средних оценок. Разработана система мониторинга качества профессионального и личностного развития, качества социальной компетентности обучающихся. Мониторинг развития обучающихся проводится поэтапно и в таких направлениях: мониторинг качества развития обучающихся, по результатам которой проводится рейтинг в разрезе специальностей, курсов, модулей/ дисциплин; мониторинг качества выпускников; мониторинг качества выпускников-специалистов.

После получения обратной связи (анкет) производится подсчет результатов с последующим анализом полученных данных и информированием на заседании кафедры, где решается и выносится решение для модификации образовательной программы.

Непосредственное руководство подготовкой резидентов осуществляется руководителем ОП по специальности резидентуры. ППС и клинический наставник несут солидарную ответственность в подготовке резидента и за результаты его обучения. Руководитель образовательной программы по специальности рези-дентуры, совместно с деканатом Школы Р и ПР участвуют в разработке учебного плана программы ре-зидентуры, образовательных траекторий, совместно с выпускающей кафедрой определяют ключевые компетенции выпускника резидентуры, конечные результаты обучения при согласовании с другими кафедрами, осуществляющими обучение резидентов.

Подготовка в резидентуре включает практическую работу в условиях клиники через приобретение соответствующего клинического/практического опыта на базах резидентуры соответствующих уровням оказания медицинской помощи по выбранной специальности. Подготовка резидентов для приобретения соответствующих клинических навыков осуществля-

ется непосредственно клиническими наставниками в учреждениях ПМСП. Результаты освоения клинических навыков, выполнение функциональных обязанностей врача ПМСП докладываются клиническими наставниками на совместных заседаниях ППС и клинических наставников, а также в оценке различных сторон деятельности резидента в оценочных листах и оценке Портфолио резидента, которые отражены в Формах резидентуры. Выездная резидентура проводится в центральных районных больницах, центральных больницах моно/малых городов, городских и областных клиниках.

Самостоятельная клиническая практика резидента оценивается клиническим наставником по оценочным листам, которые вкладываются в Портфолио резидента. На Портфолио также есть оценочный лист на каждый год обучения резидентуры, который также оценивается клиническим наставником.

Контроль качества клинической среды осуществляют клинические наставники на рабочих местах резидентов за выполнением функциональных обязанностей врачей через оценочные листы различных видов деятельности резидента, а также его портфолио с заслушиванием результатов деятельности резидента в конце учебного года на заседании кафедры. Контроль качества образовательной среды резидента осуществляется сотрудниками кафедры посредством текущей оценки на занятиях, сдачи промежуточной аттестации,

владение практическими навыками в ЦСОТ, также заслушиванием отчета резидента на итоговом заседании кафедры и выполнения индивидуального плана резидента. За качество клинической работы отвечают клинические наставники в ПМСП, где работает резидент. За качество образовательной среды отвечает сотрудник из числа ППС по соответствующей дисциплине или модулю.

Таким образом, оценка образовательной программы, осуществляемой в НАО «МУК», охватывает все аспекты организации и реализации ОП. Оценка ОП по специальности «Семейная медицина» проводится согласно внутривузовской системе контроля качества образования и привлечения к оценке деятельности университета резидентов и работодателей. Реализация ОП достигается созданием, поддержанием и постоянным совершенствованием условий, гарантирующих доступность, безопасность и высокое качество оказываемых населению медицинских услуг; организации и работы по управлению качеством в соответствии с международными стандартами и действующими нормативными документами в области здравоохранения; внедрение в образовательный процесс достижений науки и инновационных технологий; повышение компетентности, знаний и освоение практических навыков резидентами по специальности «Семейная медицина».

Список литературы:

1. Приказ МОН РК № 124 от 2 февраля 2016 года «Об утверждении критериев оценки организаций образования». https:// adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013364

Prikaz MON RK № 124 ot 2 fevrala 2016 goda «Ob utverjdenii kriteriev osenki organizasi obrazovania». https://adilet.zan.kz/rus/ docs/V1600013364 (In Russian)

2. Стыцюк РЮ, Артемьева ОА, Мотагали ЯБ. Методические подходы к оценке качества образовательной программы вуза.

Науки об образовании. 2017;166:592-598.

Stysuk RU, Artemeva OA, Motagali iAB. Metodicheskie podhody k osenke kachestvaobrazovatelnoi programy vuza. Nauki ob obrazovanii. 2017;166:592-598. (In Russian) 3. Государственная программа развития здравоохранения РК на 2020-2025 гг. http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000982 Gosudarstvennaia programa razvitia zdravoohranenia RK na 20202025 gg. http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000982 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.