Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности организаций перерабатывающей промышленности Могилевской области'

Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности организаций перерабатывающей промышленности Могилевской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Какора М.И.

В статье раскрываются основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности организаций. Проведен сравнительный анализ методик оценки инвестиционной привлекательности организации. Разработана комплексная методика оценки инвестиционной привлекательности организации с выделением основных этапов ее проведения и расчетом итогового рейтингового показателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approaches to the estimation of investment attractiveness of processing industry organizations in Mogilev region

The article shows the main approaches to the evaluation of investment attractiveness of companies. We have conducted comparative analysis of methods of estimation of organizations investment attractiveness and developed complex procedure of estimation of organization investment attractiveness, highlighting the main stages of its implementation and calculating the final rating index.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности организаций перерабатывающей промышленности Могилевской области»

УДК 338.24:664

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

М. И. КАКОРА, старший преподаватель УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

METHODICAL APPROACHES TO THE ESTIMATION OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF PROCESSING INDUSTRY ORGANIZATIONS IN MOGILEV REGION

M. I. KAKORA, Senior Lecturer Mogilev State University of Foodstuffs

В статье раскрываются основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности организаций. Проведен сравнительный анализ методик оценки инвестиционной привлекательности организации. Разработана комплексная методика оценки инвестиционной привлекательности организации с выделением основных этапов ее проведения и расчетом итогового рейтингового показателя.

The article shows the main approaches to the evaluation of investment attractiveness of companies. We have conducted comparative analysis of methods of estimation of organizations investment attractiveness and developed complex procedure of estimation of organization investment attractiveness, highlighting the main stages of its implementation and calculating the final rating index.

Введение. В соответствии с национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года стратегической целью инвестиционной политики является привлечение инвестиций в основной капитал и их приоритетное направление в инновации, производства с высокой добавленной стоимостью, развитие человеческого потенциала и сферы, призванные обеспечить экологическую и социально-экономическую безопасность страны. На первом

этапе (до 2020 года) особое внимание будет уделено повышению инвестиционной привлекательности страны [1].

Инвестиционная привлекательность экономики Республики Беларусь в целом в значительной мере зависит от проводимой государством инвестиционной политики, которая направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата в стране, способствующего привлечению инвестиций и их эффективному использованию. Кроме государственной, должна разрабатываться и отраслевая региональная инвестиционная политика, а также инвестиционная политика для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на микроуровне, причем разработка последней невозможна без оценки инвестиционной привлекательности организаций.

Методы исследования. При проведении исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, аналогии, метод сравнения, монографический, аналитический методы.

Анализ источников. В экономической литературе существует множество методик оценки и анализа инвестиционной привлекательности организаций. Все существующие можно разделить на две группы:

1) методики, согласно которым уровень инвестиционной привлекательности предприятия определяется его финансовым состоянием. Причем в качестве исходной информационной базы используются разные показатели финансового состояния [2, 8,11,13];

В методиках первой группы выделяют два подхода к оценке инвестиционной привлекательности:

- рейтинговый. Базируется на оценки финансового состояния организации, которая даёт возможность сравнить уровень инвестиционной привлекательности данной организации с другими хозяйствующими субъектами (А. Д. Шеремет, Р. С. Сай-фулин) [12];

- скоринговый. Базируется на анализе, который позволяет классифицировать организации по уровню привлекательности в

зависимости от степени риска долгосрочных вложений (скорин-говые модели Донцовой-Никифоровой и Г. В. Савицкой) [10];

2) методики, учитывающие влияние внутренних и внешних факторов на инвестиционную привлекательность предприятия. Причем авторы выделяют различные внутренние факторы: характер привлекательности предпринимательства для инвестора, уровень корпоративности бизнеса [5]; финансовое состояние, корпоративное управление [9]; конкурентные преимущества предприятия, стратегический потенциал предприятия [7] и внешние факторы: уровень прогрессивности взаимоотношений бизнеса с регионами, место и роль в общественном разделении труда [5]; рыночное окружение [9]; привлекательность отрасли для инвестора; стабильность окружающей среды [7].

Преимущества и недостатки методик оценки инвестиционной привлекательности представлены в табл. 1.

Таблица 1. Преимущества и недостатки методик оценки инвестиционной привлекательности организации

Методики Преимущества Недостатки

Первая группа порядок расчёта финансовых коэффициентов является достаточно доступным и понятным не учитывают качественные факторы, характеризующие инвестиционную привлекательность предприятия

Вторая группа позволяют дополнительно к рассчитываемым показателям инвестиционной привлекательности оценить стратегическую позицию анализируемого предприятия на рынке учет большого числа определяющих инвестиционную привлекательность предприятия факторов, при этом степень проработки методики подобного учета разная

Обобщение методик оценки инвестиционной привлекательности организаций представлено в табл. 2

Таблица 2. Обобщение различных методик оценки инвестиционной привлекательности организации

Элементы методики Авторы методик оценки инвестиционной привлекательности организации

Крылова Э. И., Бланк И. А., Шиборщ К. В. Шеремет А. Д., Савицкая Г. В., Донцова Л. В. Ендовицкий Д. А. Федорович Т. В. Севрюгин Ю. В. Валинурова Л. С., Казакова О. Б. Дорошин Д. В. Кожухар В. М.

Оценка финансового состояния + + + + + + + +

Оценка рыночного окружения организации (географическое месторасположение, конкуренция на рынке, развитость отрасли и др.) - - + - + - + +

Оценка корпоративного управления - - - - + + + -

Оценка кадрового потенциала организации - - - - - + - -

Оценка производственного потенциала организации - - - - - + + -

Примечание - Составлено автором на основании источников [2-12]

Основная часть. Анализ различных подходов и методик позволил автору выделить основные составляющие оценки инвестиционной привлекательности организации:

1) финансовая привлекательность, которая предполагает расчет следующих коэффициентов:

а) группа 1 - характеризует степень защищенности инвесторов и кредиторов:

коэффициент финансовой независимости (Хг); коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (Х2); коэффициент устойчивого финансирования (Х3);

б) группа 2 - характеризует возможность предприятия погашать краткосрочную задолженность:

коэффициент абсолютной ликвидности (Х4); общий коэффициент покрытия (Х5);

в) группа 3 - характеризует эффективность деятельности предприятия

коэффициент рентабельности продаж (Х6); коэффициент рентабельности продукции (Х7); коэффициент рентабельности собственного капитала (Х8); коэффициент рентабельности заемного капитала (Х9); коэффициент рентабельности совокупного капитала (Х10);

2) производственная привлекательность: коэффициент фондоотдачи (Х11);

3) кадровая привлекательность: коэффициент рентабельности персонала (Х12);

4) привлекательность корпоративного управления: коэффициент эффективности управления (Х13);

5) привлекательность рыночного окружения: коэффициент экспорта (Х14).

Проведенные исследования показали, что комплексная методика оценки инвестиционной привлекательности организации должна включать в себя следующие этапы:

1) отбор и анализ показателей, характеризующих финансовое состояние организации, производственный и кадровый потенциал, корпоративное управление и рыночное окружение организации;

2) расчет итогового показателя рейтинговой оценки и ранжирование организаций по рейтингу;

3) оценка инвестиционной привлекательности организации.

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю, с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. При этом эталоном сравнения является самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие. Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции.

Итоговый показатель рейтинговой оценки (Кг) определяем по формуле:

Я г = ^ ( 1-^) + ( 1 - + • • • + (1 - ; (1)

где - стандартизированные (в отношении эта-

лонного предприятия) показатели анализируемой организации.

С помощью формулы 1 были проведены расчеты всех вышеуказанных показателей организаций пищевой промышленности Могилевской области за 2013-2015 гг., на основании которых был рассчитан итоговый показатель рейтинговой оценки и проведено ранжирование организаций по рейтингу (табл. 3).

На основании рассчитанного показателя рейтинговой оценки делаем вывод о том, что наивысший рейтинг имеет та организация, у которой значение является минимальным, именно эта организация будет наиболее привлекательной, с точки зрения вложения инвестиций.

Согласно расчетам показателя рейтинговой оценки, организации перерабатывающей промышленности можно разделить на три группы:

с высоким уровнем инвестиционной привлекательности - I класс ( );

со средней степенью инвестиционной привлекательности - II класс ;

с низким уровнем инвестиционной привлекательности - III класс .

На основании рассчитанного показателя рейтинговой оценки делаем вывод о том, что наивысший рейтинг имеет та организация, у которой значение является минимальным, именно эта организация будет наиболее привлекательной, с точки зрения вложения инвестиций.

Таким образом, наиболее инвестиционно привлекательными стали следующие организации пищевой промышленности: ОАО «Можелит», ОАО «Могилевская фабрика мороженого», ОАО «Бабушкина крынка».

С целью определения факторов, оказывающих наибольшее влияние на инвестиционную привлекательность организации, был проведен корреляционный анализ и составлены уравнения регрессии, которые представлены в табл. 4.

В общем виде уравнение регрессии имеет следующий вид:

Y = а0 + а1х1 + а2х2 + а3х3 (2)

где a0, a1, . ...a3 - параметры уравнения регрессии, подлежащие оценке.

Расчет уравнений регрессии проводился с помощью MS Excel.

Таблица 3. Итоговый показатель рейтинговой оценки анализируемых организаций мясомолочной промышленности Могилевской области

Место в Место в

Рейтин- рейтинге ин- Рей-тин- рейтинге ин- Рейтин- Место в рейтинге

Наименование организации говая вести- говая вести- говая инвести-

оцен- цион- оцен- цион- оценка ционной

ка ной ка ной (И) привлека-

(И) привле-катель-ности (И) привле-катель-ности тельности

2013 год 2014 год 2015 год

ОАО «Могилевская 1,58 3 1,72 1 2,6 3

фабрика мороженого»

ОАО «Бабушкина 1,53 2 1,97 2 2,87 4

крынка»

ОАО «Могилевский 3,82 7 2,61 4 1,85 2

мясокомбинат»

ОАО «Бобруйский 7,72 8 14,73 8 9,25 8

мясокомбинат»

ОАО «БКК «Домочай»» 2,37 4 2,51 5 2,78 5

ОАО «Могилевхлебопро- 2,92 5 2,97 7 3,08 6

дукт»

ОАО «Можелит» 1,36 1 2,09 3 1,6 1

ОАО «Холдинг 2,95 6 2,91 6 3,49 7

«Могилевоблпищепром»»

Таблица 4. Уравнения регрессии организаций пищевой промышленности Могилевской области

Наименование организации Уравнение регрессии

ОАО «Могилевская фабрика мороженого» У = 3,56-0,28* -1,27х 10 11

ОАО «Бабушкина крынка» У = 2,93 - 4,197*4 + 0,42*! 2

ОАО «Могилевский мясокомбинат» У = 1,75 + 0,793*! 1 - 2,164*! 2

ОАО «Бобруйский мясокомбинат» У = 25,6 - 5,08х8 -12,97*! г

ОАО «БКК «Домочай»» У = 3,55 - 0,39х10 - 0,603*! 2

ОАО «Могилевхлебопродукт» У = 2,87 + 0,24*! 1 + 0,06* 4

ОАО «Можелит» У = 0,47 + 1,198*4 - 0,414*!2

ОАО «Холдинг «Могилевоблпищепром»» У = 2,74 + 0,167*2 - 2,017*!2

Для данных уравнений регрессии коэффициент множественной корреляции и Я2 равны 1, что свидетельствует о полной их состоятельности и наличии связи между выбранными факторными показателями.

Экономический анализ данных уравнений регрессии позволил выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на уровень инвестиционной привлекательности анализируемых организаций: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент фондоотдачи, коэффициент рентабельности персонала, коэффициент рентабельности совокупного капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, для осуществления эффективной инвестиционной политики на предприятиях перерабатывающей промышленности необходимо предусмотреть комплекс мер по управлению собственным и заемным капиталом и эффективному проведению технического перевооружения и модернизации производства с целью осуществления быстро окупаемых инвестиционных проектов.

Заключение. Разработанная методика комплексной оценки инвестиционной привлекательности организаций перерабатывающей промышленности, в основу которой положен расчет итогового показателя рейтинговой оценки (Ri), которая позволяет распределить организации перерабатывающей промышленности на три класса инвестиционной привлекательности:

I класс - высокий уровень (ОАО «Можелит», ОАО «Могилев-ская фабрика мороженого», ОАО «Бабушкина крынка»),

II класс - средний уровень (ОАО «БКК «Домочай»», ОАО «Мо-гилевский мясокомбинат», ОАО «Могилевхлебопродукт»),

III класс - низкий уровень инвестиционной привлекательности (ОАО «Бобруйский мясокомбинат» и ОАО «Холдинг Могиле-воблпищепром» (т. к. итоговый показатель стремится к 3,0, а в 2015 году выше 3,0)).

Данная методика, в отличие от существующих, наряду с финансовой привлекательностью учитывает производственную и кадровую привлекательность, а также привлекательность рыночного окружения и корпоративного управления.

Преимуществами данной методики являются: расчеты выполняются на основе статистической отчетности; базируется на системном подходе, который позволяет получить комплексный показатель оценки инвестиционной привлекательности; позволяет сравнивать организации между собой не только в рамках одной отрасли, но и различных отраслей, т.к. является универсальной; позволяет принимать оперативные управленческие решения по вопросам вложения инвестиций.

Список литературы

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 // Экономический бюллетень. -2015. - № 4 (214). - С.93-95.

2.Бланк, И. А. Финансовый менеджмент: учебник / И. А. Бланк. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 656 с.

3.Валинурова, Л. С. Управление инвестиционной деятельностью: учебник / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова. - М.: КНОРУС, 2005. - 384 с.

4.Бабук, И. М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности / И. М. Бабук. - Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ,1996. -352 с.

5. Дорошин, Д. В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленных предприятий / Д. В. Дорошин // Справочник экономиста. - 2005. -№ 8 (26). - С. 122-128.

6. Ендовицкий, Д. А. Методология оценки инвестиционной привлекательности / Д. А. Ендовицкий // Экономический анализ: теория и практика, № 6, 2008, с. 2-14.

7. Кожухар, В. М. Практикум по иностранным инвестициям / В. М. Ко-жухар. - М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 256 с.

8. Крылова, Э. И., Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия / Э. И. Крылова, В. М. Власова, М. Г. Егорова и др. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 192 с.

9.Севрюгин, Ю. В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного предприятия: автореф. дис.....канд. экон. наук. Ижевск, 2004. 27с.

10.Скоринговые модели оценки платежеспособности предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://finzz.ru/skoringovye-modeli-ocenki-platezhesposobnosti-predpriyatiya.html - Дата доступа: 17.08.2016.

11.Федорович, Т. В. Финансовая отчетность как индикатор инвестиционной привлекательности корпорации / Т. В. Федорович // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - №12(117). - С. 29-35.

12. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. - М.: Инфра, 2003. - С. 89 - 97.

13. Щиборщ, К. В. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий / К. В. Щиборщ // Банковские Технологии. - 2000. - №4. С. 32-36.

Информация об авторе.

Какора Марина Ивановна - старший преподаватель кафедры экономики и организации производства учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия». Информация для контактов: тел. служ. (0222) 48-24-00, моб. 80296034076, е^Д: marina.kakora@mail.ru

Материал поступил в редакцию 18.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.