Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке интернет-сайтов как источника фармацевтической информации'

Методические подходы к оценке интернет-сайтов как источника фармацевтической информации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1353
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-САЙТ / ИНФОРМАТИВНОСТЬ / PHARMACEUTICAL INFORMATION / INTERNET-SITE / INFORMATION CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ежова Т.В.

Цель исследования разработка методических основ оценки фармацевтических интернет-сайтов по критерию «Информативность».Объектами исследования явились сайты аптек, производителей лекарственных препаратов (ЛП) и справочников о ЛП. Использовались методы структурного и контент-анализа, логический, сравнительный, математико-статистический.По результатам исследования предложено 2 принципа оценки интернет-сайтов: анализ типов автоматизированных информационных продуктов (АИП) на сайтах (методика №1) и анализ тематики рубрик сайта (методика №2).Для методики №1 составлена характеристика АИП по видам и типам фармацевтической информации, разработанашкала оценки. Методика №2 заключается в экспресс-анализе карты сайта (структурный и контент-анализ), в оценке рубрик в баллах по видам информации, в сравнении со стандартной интервальной оценкой. Апробация проведена на сайтах аптечных сетей, в результате которой предложены стандарты структуры сайта для аптечной сети (9-15 рубрик) и интервальной оценки сайта (26-44 балла).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO RATING INTERNET SITES AS A SOURCE OF PHARMACEUTICAL INFORMATION

The aim of the research is to develop a methodological framework for assessing pharmaceutical Internet sites in terms of informative value.The objects of study were the websites of pharmacies, drug manufacturers and reference books on pharmaceuticals. We used methods of structural and content analysis, logical, comparative, mathematical and statistical ones.The results of the research proposed 2 principles of Internet sites assessment: an analysis of the types of automated informationproducts (AIP) on site (method 1) and analysis of the subject headings of the site (method 2).For method 1 we composed AIP characteristics based on forms and types of pharmaceutical information, also a rating scale was developed. Method 2 is to make a quick analysis of the site map (structural and content analysis), to evaluate sections by scores for the kinds of information, compared with standard interval estimation. Testing was conducted on the websites of the pharmacy networks, which resulted in the standards for website structure for pharmacy networks (9-15 headings) and interval estimation of the site (26-44 points).

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке интернет-сайтов как источника фармацевтической информации»

Сведения об авторах статьи: Егорова Светлана Николаевна - д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. Адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49. E-mail: svetlana.egorova@kazangmu.ru.

Гарифуллина ГюзельХисамовна - к.фарм.н., доцент кафедры фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. Адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49. E-mail: garfar@mail.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. - URL: http://grls.rosminzdrav.ru.

2. Егорова, С.Н. Подготовка провизора-технолога аптеки готовых лекарственных форм: проблемы и решение // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 5. - С. 26-29.

3. Каменев, О.Ю. Лечение пиявками: теория и практика гирудотерапии: Руководство для врачей / О.Ю. Каменев, А.Ю. Барановский. - СПб.: Изд-во «Весь», 2008. - 304 с.

4. Кучера, У. Каннибализм в популяции медицинской пиявки / У. Кучера, М. Рот // Известия Российской академии наук. Серия биологическая. - 2005. - № 6. - С.751-753.

5. Межгосударственный стандарт ГОСТ 17768-90. Средства лекарственные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. - М.: Издательство стандартов, 1992. - 11с.

6. Михайлов, С.В. Медицинская пиявка (hirudo medicinalis) в Краснодарском крае / С.В. Михайлов, В.А. Ярошенко // Успехи современного естествознания. - 2006. - № 5. - С.23-25.

7. Новочадова, А.С. Осложнения гирудотерапии и их профилактика / А.С. Новочадова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2009. - № 2 (32). - С. 130-136.

8. Попроцкий, А.В. К вопросу безопасности использования медицинских пиявок в превентивной ангионеврологии на курорте / А.В. Попроцкий, И.И. Гайдамака, А.А. Попроцкая, О.Л. Ващенко, С.К. Бондарев, Г.Л. Герасимова // Курортная медицина. -2015. - № 2. - С. 139-142.

9. Попроцкий, А.В. Алгоритм комплексной гирудобальнеотерапии пациентов с дискуляторной энцефалопатией на курорте / А.В. Попроцкий, И.И. Гайдамака, А.А. Попроцкая // Курортная медицина. - 2014. - № 4. - С.65-70.

10. Рудакова, И.П. Современные аспекты стандартизации Пиявки медицинской / И.П. Рудакова // Фармация. - 2013. - № 8. - С.44-46.

11. Тюкин, О.А. Гирудотерапия: Медико-социальный аспект / О.А. Тюкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 9 (часть 2). - С.244-247.

12. Фармакопейная статья предприятия ЗАО «Международный центр медицинской пиявки» Пиявка медицинская ФСП 420233090301 [Электронный ресурс]. URL: http://diagnoster.ru/sportmed/tradicionnoe/instruktsiya-po-piyavkam/

УДК 615.1:007.5 © Т.В. Ежова, 2016

ТВ. Ежова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ КАК ИСТОЧНИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет», Минздрава России г. Ярославль

Цель исследования - разработка методических основ оценки фармацевтических интернет-сайтов по критерию «Информативность».

Объектами исследования явились сайты аптек, производителей лекарственных препаратов (ЛП) и справочников о ЛП. Использовались методы структурного и контент-анализа, логический, сравнительный, математико-статистический.

По результатам исследования предложено 2 принципа оценки интернет-сайтов: анализ типов автоматизированных информационных продуктов (АИП) на сайтах (методика №1) и анализ тематики рубрик сайта (методика №2).

Для методики №1 составлена характеристика АИП по видам и типам фармацевтической информации, разработана шкала оценки. Методика №2 заключается в экспресс-анализе карты сайта (структурный и контент-анализ), в оценке рубрик в баллах по видам информации, в сравнении со стандартной интервальной оценкой. Апробация проведена на сайтах аптечных сетей, в результате которой предложены стандарты структуры сайта для аптечной сети (9-15 рубрик) и интервальной оценки сайта (26-44 балла).

Ключевые слова: фармацевтическая информация, интернет-сайт, информативность.

T.V. Ezhova

METHODICAL APPROACHES TO RATING INTERNET SITES AS A SOURCE OF PHARMACEUTICAL INFORMATION

The aim of the research is to develop a methodological framework for assessing pharmaceutical Internet sites in terms of informative value.

The objects of study were the websites of pharmacies, drug manufacturers and reference books on pharmaceuticals. We used methods of structural and content analysis, logical, comparative, mathematical and statistical ones.

The results of the research proposed 2 principles of Internet sites assessment: an analysis of the types of automated information products (AIP) on site (method 1) and analysis of the subject headings of the site (method 2).

For method 1 we composed AIP characteristics based on forms and types of pharmaceutical information, also a rating scale was developed. Method 2 is to make a quick analysis of the site map (structural and content analysis), to evaluate sections by scores for the kinds of information, compared with standard interval estimation. Testing was conducted on the websites of the pharmacy networks, which resulted in the standards for website structure for pharmacy networks (9-15 headings) and interval estimation of the site (26-44 points).

Key words: pharmaceutical information, Internet-site, information content.

Сайты сети Интернет давно уже стали источником информации о товарах и услугах (о цене, производителе, условиях поставки и т.д.) в области фармации. С их помощью можно узнать справочную, официальную, рекламную и научно-практическую информацию. Они также являются источником публикации нормативных документов.

В современных условиях формирования единого информационного пространства в здравоохранении и наличия необходимости быстрого предоставления достоверной информации для специалистов фармацевтического профиля актуальными являются вопросы оценки интернет-сайтов, содержащих фармацевтическую информацию.

На протяжении последнего десятилетия нами были проведены исследования и предложены методики оценки сайтов интернет-провайдеров [2], периодических изданий в области фармации [1], сайтов-справочников по лекарственным препаратам (ЛП) [6], сайтов аптек [3,6,7] и фирм-производителей ЛП и т.п. [4-7].

Целью данной работы явилась разработка методических основ оценки фармацевтических интернет-сайтов по критерию «информативность».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: выбор принципов оценки; разработка методик оценки; апробация методик на примере нескольких типов сайтов.

Материал и методы

Объектами исследования стали сайты аптек, сайты производителей лекарственных пре-

паратов (ЛП), интернет-справочники по ЛП. Были использованы следующие методы исследования: структурный и контент-анализ, логический, сравнительный, математико-статистический.

Результаты и обсуждение

Изучение интернет-сайтов позволило предложить 2 принципа оценки по критерию «информативность»:

1-й - на основании анализа размещенных на нем типов автоматизированных информационных продуктов (АИП) (методика № 1);

2-й - на основании анализа тематики рубрик сайта (методика № 2).

Для методики 1 была составлена характеристика типов АИП по видам и типам фармацевтической информации.

Под АИП, размещенном и функционирующим на сайте, мы понимали: электронные нормативные документы: приказы, инструкции по применению ЛП и т.п.; автоматизированные информационные системы (АИС): электронный справочник ЛП, АИС нормативно-правовой информации и т.п.; электронные учебные материалы: монографии, лекции, учебные пособия в электронном виде и т.п.

На первом этапе был определен перечень всех типов АИП, встречающихся на сайтах фармацевтического профиля.

На втором этапе в целях оценки каждого типа АИП была составлена их характеристика по видам и типам фармацевтической информации на основе типологии, предложенной Э.А. Коржавых [1] (табл. 1).

Характеристика АИП на сайтах по видам и типам информации

Таблица 1

Типы АИП Виды информации Типы фармацевтической информации

Электронный документ «Инструкция по применению ЛП» Официальная О свойствах ЛП

Электронные документы ФЗ, ОСТы, приказы Мин-здравсоцразвития и т.п. Официальная Нормативно-правовая

Электронный документ «Инструкция по применению ЛП сокращенная» Справочная О свойствах ЛП

АИС (электронные справочники) по ЛП Справочная О свойствах ЛП

АИС по ЛП (о наличии и цене) Справочная Маркетинговая

АИС нормативно-правовой информации Справочная Нормативно-правовая

Печатная реклама в электронном виде (проспект, буклет, листовка) Рекламная О свойствах ЛП

Интернет-реклама (баннер) Рекламная То же

Компьютерная презентация Рекламная « - »

Цифровые видеоматериалы (видеоролик, анимация) Рекламная « - »

Цифровая графическая реклама (фото препарата, плакат, постер) Рекламная « - »

Рекламная статья в электронном виде Рекламная « - »

Научно-практические публикации в периодических изданиях в электронном виде Научно-практическая « - », маркетинговая, управленческая

Отчет о клинических исследованиях в электронном виде Научная О свойствах ЛП, научно- фармацевтическая

Книга, брошюра (монография) в электронном виде Научная О свойствах ЛП, маркетинговая, управленческая

Учебные пособия в электронном виде Учебная О свойствах ЛП, маркетинговая, управленческая

Лекции в электронном виде Учебная О свойствах ЛП, маркетинговая, управленческая

Прайс-листы в электронном виде Справочная Маркетинговая

Информационные письма в электронном виде Справочная Маркетинговая

Пресс-релизы Новостная Маркетинговая

Из табл. 1 видно, что на сайтах выявлено 20 типов АИП, относящихся к 5 типам фармацевтической информации (о свойствах ЛП, нормативно-правовая, научно -фармацевтическая, маркетинговая, управленческая) и представляющих 6 видов информации (официальная, научная, научно-практическая, справочная, учебная, рекламная, новостная).

На третьем этапе была разработана шкала оценки информативности каждого вида АИП на основе значимости отдельных видов информации для специалистов аптечных организаций (АО): официальная - 5 баллов, научная и научно-практическая - 4, справочная и учебная - 3, рекламная - 2, новостная - 1 балл.

Оценку возможность получения на сайте полной и достоверной информации о ЛП было предложено проводить по таким типам АИП, как: инструкция по применению ЛП -официальная информация; отчет о клинических исследованиях ЛП - научная информация; статья о ЛП - научно-практическая информация.

Четвертый этап заключался в разработке методики оценки сайтов по критерию «информативность» на основании анализа размещенных на нем типов АИП. Были предложены следующие методики:

1) проведение оценки сайтов по каждому типу отдельно;

2) определение суммарной балльной оценки всех типов АИП, встречающихся на каждом сайте выборки;

3) выявление наименьшей и наибольшей сумм баллов для каждого типа сайтов и проведение интервальной оценки;

4) расчет среднего балла для каждого типа сайтов методом среднего арифметического.

Этапы оценки одного сайта заключались в выявлении на сайте типов АИП; определении видов информации для каждого АИП (табл. 1); оценке видов информации в баллах; суммировании оценок АИП.

Апробация методики была проведена на примере нескольких типов сайтов, содержащих сведения о ЛП, в том числе сайты аптек, сайты производителей, справочников по ЛП [6].

Методика № 2 - оценка сайтов по критерию «информативность» - заключалась в экспресс-анализе карты сайта (структурный и контент-анализ), в оценке рубрик в баллах по видам информации, в сравнении со стандартной интервальной оценкой. Она включала следующие этапы: изучение структуры сайта путем анализа карты сайта, анализ тематики рубрик по видам информации, оценка каждой

рубрики в баллах; умножение числа рубрик, относящихся к одному виду информации, на баллы его оценки; суммирование оценок всех типов рубрик; сравнительный анализ оценки сайта со стандартной интервальной оценкой сайтов данного типа.

Апробация методики № 2 была проведена на примере сайтов аптечных сетей. Для поиска сайтов использовались поисковые системы Интернет Яндекс и Гугл. Запрос был осуществлен по ключевым словам: «аптечные сети», «аптеки on-line», «Интернет -аптеки». Наиболее эффективным оказался запрос по ключу «Интернет - аптеки»: анализ первых 50 ссылок позволил выявить 38 сайтов аптек. Всего было выявлено 48 объектов исследования.

Информация на интернет-сайтах размещается на веб-страницах, которые группируются в рубрики. На главной странице сайта находится карта сайта с названием рубрик и гиперссылки на веб-страницы.

Количественный анализ рубрик на сайтах аптечных сетей позволил установить, что число рубрик колеблется от 5 до 36, средний выборочный показатель составил 15 рубрик [3].

Качественный анализ названий рубрик выявил 95 неповторяющихся названий. Методика предполагала анализ рубрик по тематике информации с целью выявления тематически однородных рубрик и их объединение под общим ключевым названием. В результате был сформирован словарь-тезаурус, включающий 44 ключевые рубрики.

На следующем этапе был проведен анализ частоты встречаемости рубрик, который позволил выявить их значимость. Анализ показал, что только 9 из 44 рубрик встречаются на более чем половине сайтов, а значит, являются наиболее значимыми (табл. 2). Это такие рубрики, как «О компании», «Новости», «Контакты», «Условия обслуживания клиентов», «Ассортимент, цены», «Аптеки сети», «Акции», «Карьера», «Партнёрам».

Из тематики рубрик видно, что сайт содержит информацию, которая необходима поставщикам (рубрика «Партнерам») и потребителям товаров (рубрики «Условия обслуживания клиентов», «Ассортимент, цены», «Аптеки сети», «Акции»), а также персоналу фирмы (рубрика «Карьера»).

Кроме того, 3 самые распространенные рубрики «О компании», «Новости», «Контакты» содержат информацию для всех категорий посетителей сайта.

На втором этапе анализа было проведено изучение тематики рубрик по типам и ви-

дам информации. Его провели на основе ана- лило выявить наиболее востребованные типы лиза часто встречающихся рубрик, что позво- и виды информации (табл. 2).

Таблица 2

Анализ тематики руб рик сайтов аптечных сетей по типам и видам информации

Типы рубрик (информации) Виды информации Названия рубрик

О компании Рекламная О нас; Сеть аптек; Об аптеках; Аптека; Информация об аптеке; Аптечная сеть; О проекте; О фирме; Описание компании

Новости компании Новостная Архив новостей; Объявления; Новости аптеки; Новости компании; Новости и события; Новости и статьи; Наши новости.

Контакты компании Справочная Контакты и лицензия; Адреса и контакты; Наши контакты.

Аптеки сети, маркетинговая Справочная География сети; Выбор региона; Специализированные аптеки; Адреса аптек; Наши аптеки; Адреса; Поиск аптек; Адреса наших аптек; Адреса и телефоны аптек

Условия обслуживания клиентов, маркетинговая Справочная Доставка; Заказ; Как оплатить покупку; Доставка лекарств; Условия доставки; Служба доставки; Доставка на дом; Информация о доставке; Получение заказа; Доставка заказов по Москве; Оформление; Заказ лекарств с доставкой; Как сделать заказ; Заказ лекарств; Заказ медикаментов; Заказ по телефону; Оформить заказ; Заказ товаров; Заказ через Интернет; Найти и заказать; Как заказать

Ассортимент и цены, маркетинговая и сведения о ЛП Официальная справочная Классификатор; Прайс-лист; Клинико-фармакологический классификатор; Тематический каталог; Фармацевтические группы; Заболевания; Поиск по фармакологическим группам; Классификатор по болезням; Классификатор по лечебному действию;Фармакологическая классификация; Нозологическая классификация; Товары по категориям.

Акции, маркетинговая Справочная Акции; Все акции; Скидки; Специальное предложение; Программы и акции; Специальные акции; Акции и скидки; Внимание акция; Акции в аптеке; Акции в Интернет - аптеке; Проводимые акции; Система скидок; Дисконтная программа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кадровый менеджмент Справочная Карьера, Вакансии; Стажёрам

Партнёрам, маркетинговая Справочная Поставщики; Безналичный отпуск; Постоянные клиенты; Реклама; Условия и гарантии; Предприятия; Наши партнёры; Партнёрская программа; Для производителей ГЛС и БАД; Партнёры и скидки; Сотрудничество; Ваши предложения; Предложения по совместной деятельности; Безналичный расчёт; Оплата по безналичному расчёту

Из табл. 2 видно, что из всех типов преобладает маркетинговая информация (5 из 9 типов рубрик). Таким образом, сайты аптечных сетей приспособлены для активной деятельности на фармацевтическом рынке. Кроме того, сайт является источником информации о самой фирме (5 типов рубрик из 9): реклама фирмы, новости, контакты, информация о подразделениях сети, а также сведения о вакансиях. В то же время сайт выполняет информационную функцию в области лекарствоведения в рубриках типа «Ассортимент и цены».

Анализ рубрик выявил следующие их названия, в которых могут находиться сведения по ЛС: «Классификатор», «Клинико-фармакологический классификатор», «Тематический каталог», «Фармацевтические группы», «Заболевания», «Поиск по фармакологическим группам», «Классификатор по болезням», «Классификатор по лечебному действию», «Фармакологическая классификация», «Нозологическая классификация», «Товары по категориям». Названия рубрик отражают удобство поиска информации, так как разработчики сайтов используют различные виды классификаций. Кроме того, сайты аптек содержат маркетинговую информацию, в том числе о цене.

Таким образом, информативность сайтов аптечных сетей связана с предоставлени-

ем таких типов информации, как маркетинговая, сведения о ЛП, по кадровому менеджменту и о компании.

На сайтах аптечных сетей нами выявлено 3 вида информации: рекламная, новостная, справочная.

Для оценки каждого сайта был предложен сравнительный анализ со стандартной интервальной оценкой сайтов данного типа. В связи с этим перед нами стояла задача разработки стандартной интервальной оценки для сайтов аптек.

Так как нами было установлено, что в среднем сайты аптек имеют 15 рубрик, а обязательной является структура из 9 ключевых рубрик, то в среднем сайт аптечной сети должен состоять из 9-15 рубрик: 1 - рекламная, 1 - новостная, 1 - рубрика с официальной информацией, а остальные содержат справочную информацию. Таким образом, расчеты показали, что стандартный сайт аптечной сети должен иметь оценку от 26 до 44 баллов.

Оценка информативности сайта согласно методике № 2 предназначена для предварительной оценки сайта при первом знакомстве с ним и основана на экспресс-анализе карты сайта: сайты, имеющие оценку ниже 26 баллов, являются низко информативными, сайты, содержащие более 15 рубрик неудобны для потребителей информации.

Выводы

1. Разработаны и апробированы методические подходы к оценке интернет-сайтов, содержащих фармацевтическую информацию по критерию «информативность» на основании анализа размещенных на нем типов АИП и тематики рубрик сайта.

2. Апробация методики анализа и оценки сайтов по типам АИП была проведена на примере нескольких типов сайтов, содержащих сведения о ЛП, в том числе сайтов аптек, про-

изводителей, справочников по ЛП. Для проведения анализа составлена характеристика типов АИП по видам и типам фармацевтической информации, разработана шкала оценки.

3. Анализ и оценка тематики рубрик сайта по методике, заключающейся в экспресс-анализе карты сайта, были апробированы на сайтах аптек и в результате предложены стандарты для структуры сайта для аптечной сети (9-15 рубрик) и интервальной оценки сайта (26-44 балла).

Сведения об авторе статьи:

Ежова Татьяна Вадимовна - д.фарм.н, доцент кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России. Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, 5. Тел./факс: 8(4852)72-56-33. E-mail: tvadim01@mail.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ежова, Т.В. Изучение профессиональных информационных интернет-сайтов в области фармации / Т.В. Ежова, Е.П. Удачина, Н.Е. Ставская// Университетская наука: взгляд в будущее: сб. тр. науч. конф. КГМУ и сессии Центр.-Чернозем. науч. центра РАМН, посвящен. 70-летию КГМУ. - Курск, 2005. - Т. 2. - С.225-226.

2. Ежова, Т.В. Методические подходы к анализу Интернет-сайтов на примере сайтов Интернет-провайдеров / Т.В. Ежова, Н.Е. Ставская // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - № 4. - С. 39-43.

3. Ежова, Т.В. Создание ВЕБ-представительств в сети Интеренет - перспективы развития аптечных сетей // Новая Аптека. Эффективное управление. - 2009. - № 11. - С. 36-38.

4. Ежова, Т. В. Особенности рекламирования лекарственных препаратов в сети Интернет на сайтах их фирм-производителей // Фармация и общественное здоровье: матер. конф. с международ. участием, г. Екатеринбург, 25 февраля 2010 г. - Екатеринбург, 2010. - С. 377-380.

5. Ежова, Т. В. Изучение возможности использования Интернет-сайтов фирм-производителей для получения сведений о препаратах природного происхождения // Создание лекарственных средств на основе продуктов природного происхождения: матер. росс. науч.-практ. конф., г. Пермь, 19-23 окт. 2010 г. - Пермь, 2010. - С. 69-72.

6. Ежова, Т.В. Оценка информативности Интернет-сайтов для специалистов в области фармации / Т.В. Ежова, Л.В. Мошкова // Фармация. - 2011. - № 2. - С. 50-52.

7. Ежова, Т.В. Информации о лекарственных средствах: методические подходы к использованию ресурсов сети Интернет - специалистами в области фармации / Т.В. Ежова // Безопасность жизнедеятельности. - 2011. - № 1. - С. 44-48.

8. Коржавых, Э.А. Терминологические аспекты фармацевтической информации / Э.А. Коржавых, Л.В. Мошкова // Фармация. -2001. - №1. - С. 11-16.

УДК 615.4:681.31

© Т.В. Ежова, Е.В. Стрелкова, 2016

Т.В. Ежова, Е.В. Стрелкова РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет», Минздрава России г. Ярославль

Цель исследования - разработка методических подходов к изучению рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения фармацевтических работников в сети Интернет для совершенствования управления фармацевтическими кадрами.

С использованием методов структурного и контент-анализа, группировки, экспертной оценки изучены 450 интернет-сайтов, оказывающих образовательные услуги, и результаты опроса менеджеров по персоналу 16 аптечных сетей г. Ярославля.

Определены типы и число сайтов, оказывающих электронные образовательные услуги (всего 58 сайтов), типы рубрик с информацией об образовательных услугах, частота встречаемости средств и форм обучения (электронные учебные материалы на 94,74% сайтов, компьютерные системы контроля знаний на 66,67% и др.) и их востребованность в аптеках. Разработаны и апробированы методики экспертной и экспресс-оценки сайтов по таким показателям, как информативность, актуальность и доступность.

Таким образом, разработаны методические подходы к анализу рынка образовательных услуг дистанционной формы обучения фармацевтических работников, заключающиеся в анализе (структурный и контент-анализ) и оценке (экспресс-оценка и экспертная) интернет-сайтов, предоставляющих образовательные услуги.

Ключевые слова: управление фармацевтическими кадрами, дистанционная форма обучения, интернет-сайты, информационно-коммуникационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.