Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОПК / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / УСТОЙЧИВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малкова Татьяна Борисовна, Богданова Ирина Васильевна

В статье рассмотрены факторы экономической безопасности промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса, особенности их функционирования в современных условиях, в том числе в условиях пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений. Отмечено, что некото -рые требования локальных нормативно-правовых актов, регулирующих внутреннюю деятельность МО РФ, противоречат нормам законодательства. В результате проведенного анализа показателей хозяйственной деятельности конкретных предприятий выявлены наиболее острые проблемы устойчивого функционирования промышленности ОПК, предложен ряд практических рекомендаций по минимизации негативного влияния внешних факторов и снижению воздействия экономических рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малкова Татьяна Борисовна, Богданова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSMENT OF THE ECONOMIC HAZARDOUS OF DIC ENTERPRISES

The article examines the factors of economic security of industrial enterprises of the military-industrial complex, the features of their functioning in modern conditions, including in the context of the coronavirus pandemic and related restrictions. It is noted that some of the requirements of local regulations governing the internal activities of the RF Ministry of Defense contradict the norms of the legislation. As a result of the analysis of the indicators of economic activity of specific enterprises, the most acute problems of the sustainable functioning of the defense industry industry were identified, a number of practical recommendations were proposed to minimize the negative influence of external factors and reduce the impact of economic risks.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК»

DoI 10.47576/2712-7559_2021_5_5_485 УДК 338

малкова Татьяна Борисовна,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики инноваций и финансов Владимирский государственный университет им. А. Г и Н. Г Столетовых, г. Владимир, Россия, mtb37@yandex.ru

богданова Ирина Васильевна,

аспирант кафедры экономики инноваций и финансов, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия

В статье рассмотрены факторы экономической безопасности промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса, особенности их функционирования в современных условиях, в том числе в условиях пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений. Отмечено, что некото -рые требования локальных нормативно-правовых актов, регулирующих внутреннюю деятельность МО РФ, противоречат нормам законодательства. В результате проведенного анализа показателей хозяйственной деятельности конкретных предприятий выявлены наиболее острые проблемы устойчивого функционирования промышленности ОПК, предложен ряд практических рекомендаций по минимизации негативного влияния внешних факторов и снижению воздействия экономических рисков.

Ключевые слова: экономическая безопасность; промышленность ОПК; экономические риски; устойчивое функционирование промышленных предприятий.

UDC 338

Malkova Tatiana Borisovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics innovation and finance ", Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs, Vladimir, Russia, mtb37@yandex.ru

Bogdanova Irina Vasilevna,

Post-graduate student of the Department of Economics of Innovation and Finance, Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs, Vladimir, Russia

The article examines the factors of economic security of industrial enterprises of the military-industrial complex, the features of their functioning in modern conditions, including in the context of the coronavirus pandemic and related restrictions. It is noted that some of the requirements of local regulations governing the internal activities of the RF Ministry of Defense contradict the norms of the legislation. As a result of the analysis of the indicators of economic activity of specific enterprises, the most acute problems of the sustainable functioning of the defense industry industry were identified, a number of practical recommendations were proposed to minimize the negative influence of external factors and reduce the impact of economic risks.

Keywords: economic security; defense industry; economic risks; sustainable operation of industrial enterprises.

методические подходы к оценке экономической безопасности предприятий оПк

methodological approaches to assessment of the economic hazardous of dic enterprises

Современные экономические условия, в которых приходится функционировать предприятиям ОПК, характеризуются глубокими изменениями и рисками. Эти риски обусловлены необходимостью внедрения концепции устойчивого развития промышленных предприятий, направленностью государства на проведение работ по созданию, усовершенствованию и адаптации российской продукции для дальнейшего использования конечной продукции (импортозамещение), ужесточением государственного контроля за эффективностью и целевым расходованием бюджетных средств, за ведением раздельного учета по контрактам в сфере гособоронза-каза (далее - ГОЗ), повышением требований к ценообразованию и качеству выпускаемой продукции, а также процессами повсеместной информатизации и цифровизации.

Несмотря на планы Правительства по содействию отечественным промышленным предприятиям в реализации комплексных проектов в целях стимулирования импорто-замещения и формирования благоприятных условий для сбыта продукции отечественных предприятий, в реальности отечественные предприятия, работающие в сфере ГОЗ, находятся в состоянии конкуренции с Министерством обороны РФ в лице Управления военных представительств (далее - ВП), Департамента по обеспечению государственного оборонного заказа МО РФ (далее - ДОГОЗ МО РФ), Департамента аудита государственных контрактов МО РФ (далее - ДАГК МО РФ), а также иных департаментов, за право получения обоснованной прибыли, как главной цели деятельности любой коммерческой организации.

Отметим, что в п. 2 ст. 9 закона 275-ФЗ устанавливаются основные принципы государственного регулирования цен на продукцию ГОЗ, среди которых выделим обеспечение прибыльности поставок продукции по государственному оборонному заказу и соблюдение баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, которые в большей мере защищают интересы промышленных предприятий.

Согласно п. 44 Положения о государствен -ном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой)

цены выпускаемой продукции в фиксированную цену должны предусматривать возможность установления значения фиксированной цены как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию, либо цены, возмещающей издержки, установленной государственным контрактом.

Согласно п. 54 того же Положения при определении цены на продукцию с применением затратного метода размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены устанавливается в размере суммы: не более 1 % плановых привнесенных затрат и не более 20 % плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции, но не менее 10 % плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции. При этом для головного исполнителя в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 % и более, плановая рентабельность (прибыль) не может быть менее 5 % себестоимости продукции.

Однако МО РФ рекомендовало руководителям ВП использовать Правила определения уровня рентабельности [7], согласно которым в случае применения исполнителем затратного метода определения цены продукции, расчетный процент рентабельности в расчетно-калькуляционных материалах (далее - РКМ) корректируется до меньшего, исходя из объема ассигнований, предусмотренных ГОЗ, цен, рассчитанных с применением индексов-дефляторов, уровнем ориентировочной (уточняемой) цены в зависимости от случаев, в которых устанавливается уровень рентабельности, а также в случае с предприятиями из цепочки кооперации, не выполняющих собственных работ (посредников), рентабельность принимается на уровне 0 % от уровня привнесенных затрат перепродавцов.

Такого рода Правила определения уровня рентабельности, инструкции и распоряжения, направляемые МО РФ для руководства своим структурным подразделения и отсутствующие в свободном доступе, по своей сути являются локальными нормативно-правовыми актами, регулирующими внутреннюю деятельность МО РФ, носят подзаконный характер и не могут противоречить нормам закона, что подтверждает и судебная практика

(дело №А40-264666/20-65-2257 от 16.06.2021 арбитражного суда г. Москвы).

Подобные ограничения рентабельности продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, являются крайне недальновидными, так как уже в ближайшее время приведут к уклонению от заключения договоров поставки предприятиями поставщиками 3-4 уровней кооперации, а также судебным искам к МО РФ в лице ДОГОЗ МО РФ, ДАГК МО РФ и ВП МО РФ от предприятий-изготовителей продукции ГОЗ, единственных поставщиков, фактически поставленных МО РФ в условия, близкие к убыточным.

Сложившиеся условия функционирования промышленных предприятий за последнее время привели к значительному снижению показателей эффективности их деятельности (рис. 1).

По данным финансовой отчетности промышленных предприятий ОПК из доступных источников, за последние три года наблюдается устойчивый спад показателей эффективности финансовой деятельности, некоторые предприятия ушли в зону отрицательной доходности (просадка) [8].

Рисунок 1 - Динамика показателей рентабельности флагманов Лиги оборонных предприятий

Владимирской области за 2018-2020 гг.

Такая динамика связана не только с ужесточением законодательства и госконтроля, но и с проблемой роста заболеваемости их сотрудников коронавирусной инфекцией и связанными с ней ограничениями во всех регионах страны. Работодателям рекомендовано оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому, однако большая часть бизнес-процессов предприятий ОПК, особенно производственных, не может осуществляться дистанционно.

По данным реального промышленного предприятия N за последние 4 года (рис. 2), отсутствие сотрудников по болезни достигало ежегодного максимума в апреле, что отражало сезонность заболеваемости.

Однако в 2020 году максимум заболева-

емости сотрудников пришелся на летние месяцы, установив антирекорд в июне (108 сотрудников из 292 находились на больничном). Динамика заболеваемости в 2021 году в целом была более благополучной, но начиная с сентября наблюдается рост заболеваемости, нехарактерный для аналогичных периодов.

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации промышленные предприятия несут значительные издержки, связанные с приостановкой их деятельности, повышением мер безопасности для преодоления коронавирусной инфекции, перестройкой производственного процесса, отсутствием сотрудников по болезни, штрафными санкциями.

На сегодняшний день промышленные

Рисунок 2 - Динамика заболеваемости сотрудников промышленного предприятия N

предприятия Владимирской области для обеспечения возможности оформить паспорт коллективного иммунитета к СОУЮ-19 и «находиться в режиме наибольшего экономического благоприятствования» обязаны обеспечить вакцинацию 80 % и более от фактической численности работников (вместе с переболевшими).

Мониторинг и контроль экономической безопасности промышленных предприятий ОПК связан прежде всего с оценкой экономических, финансовых, товарных, информационных, кадровых и технологических рисков (рис. 3) [2, с. 53-59].

На наш взгляд, промышленным предприятиям необходимо организовать контроль и анализ факторов, влияющих на возникновение рисковых ситуаций, способных нанести существенный ущерб их хозяйственной деятельности.

В условиях цифровой экономики целесообразно наладить работу промышленных предприятий, используя современные методы информатизации и цифровизации (формирование и подача отчетности, удаленная работа, электронные базы данных, защищенные каналы связи).

Для возможности внедрения автоматизации контроля и анализа факторов влияния на экономическую безопасность функционирования предприятий ОПК необходима разработка и внедрение соответствующих государственных программ. В условиях от-

сутствия свободных денежных средств и без господдержки предприятиям промышленности стакими задачами не справиться.

Таким образом, несмотря на попытки государственного стимулирования научных исследований и разработок промышленных предприятий ОПК, направленных на создание конкурентоспособной продукции мирового уровня, предприятия находятся в крайне тяжелой экономической ситуации отсутствия реальной поддержки государства, в условиях возрастания рисков ухудшения и ограничения коммерческой деятельности.

На рис. 3 показаны факторы влияния на экономическую безопасность функционирования предприятий ОПК. Эти факторы классифицированы на кадровые, технические, информационные, товарные и финансово-экономические.

На рис. 4 показаны особенности процесса оценки уровня экономической безопасности промышленных предприятий ОПК, на рис 5 представлена система показателей эффективности экономической безопасности промышленных предприятий ОПК.

В заключение следует отметить, что Министерству обороны РФ как одному из ключевых федеральных органов исполнительной власти, проводящему военную политику и осуществляющему государственное управление в сфере обороны России, необходимо пересмотреть и привести в соответствие с законодательством ряд локальных норма-

Факторы влияния на экономическую безопасность функционирования предприятий ОПК

Финансово-экономические

Финансовое планирование и управление активами предприятия, инвестиционна я политика, инструменты управления рисками в контрактах, состояние дебиторской задолженности, размер заработной платы рабочих и ФЗП

контроль ОА (в частности, товарных запасов), контроль за структурой капитала предприятия, затратами предприятия и

др.

Конкурентос пособность товара, ассортимент ная и

ценовая, закупочная и сбытовая политика, наличие системы управления качеством продукции, уровень качества обслуживания потребителей, сезонность реализации продукции, действия контрагентов (поставщиков, посредников)

Сбор

информации из открытых и закрытых источников, анализ и систематизаци я, обработка полученных данных, защита информационн ой среды, ошибки в ПО, разглашение конфиденциал ьной

информации, промышленны й шпионаж, несанкционир ованный доступ к информации, ее

уничтожение и др.

Технические

Процесс

предотвращ

ения

негативных воздействий на экономическ ую безопасность предприятия за счет ликвидации или

снижения рисков и угроз,

связанных с персоналом, его

интеллектуа льным потенциалом и трудовыми отношениям и в целом

Изношенность материально-технической базы,

неэффективное использование торговых/произ водственных площадей, оборудования, недостаточност ь ресурсов для ехнического переоснащения и

модернизации, нерациональна я структура ОФ, риск, связанный с введением новых

технологий и нового

оборудования

Рисунок 3 - Факторы влияния на экономическую безопасность функционирования предприятий ОПК

тивно-правовых актов, упомянутых в настоящем исследовании.

Законодатели должны понимать, что большинство предприятий ОПК имеют системообразующее значение для экономики региона и российской экономики в целом, а оборонно-промышленный комплекс является одной из ключевых отраслей экономики, обе-

спечивающих национальную безопасность государства, поэтому в погоне за экономией федерального бюджета нельзя ставить под удар экономическую безопасность промышленных предприятий, их конкурентоспособность и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе.

Уровень экономической безопасности промышленного предприятия ОПК

Рисунок 4 - Процесс оценки уровня экономической безопасности на промышленном предприятии ОПК

Рисунок 5 - Система показателей эффективности экономической безопасности промышленных предприятия ОПК

Список литературы

1. Коломыцева, О.Ю. Специфика обеспечения экономической безопасности предприятий в условиях циф-ровизации экономики / О.Ю. Коломыцева, В.А. Плотников // Известия СПбГЭУ. - 2019. - № 5. - С. 75-83.

2. Короткова, О.В. Особенности обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности в эпоху цифровых технологий / О.В. Короткова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2020. - № 7. - С. 53-59. - URL: https://doi. org/10.17803/2311-5998.2020.71.7.053-059 (дата обращения: 12.09.2021).

3. Крохичева, Г.Е. Модель управления экономической безопасностью бизнеса / ГЕ. Крохичева, Э.Л. Архипов, С.Ю. Казанцева // Вестник евразийской науки. -2019. - № 6. - URL: https://esj.bday/PDF/71ECVN619.pdf (дата обращения: 05.10.2021).

4. Манахова, И.В. Обеспечение экономической безопасности компании в условиях цифровизации экономики / И.В. Манахова, Е.В. Левченко // Известия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2020. - № 1. - С. 16-21.

5. О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (ред. от 23.08.2021) // Со -брание законодательства Российской Федерации. -2017. - № 50 (часть III). - Ст. 7624.

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. 31.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 18 (часть IV). - Ст. 2173.

7. Правила определения уровня рентабельности: письмо МО РФ руководителям ВП МО РФ № 214-11202 от 22.10.2021.

8. Центр раскрытия корпоративной информации ИНТЕРФАКС. - URL: https://www.e-disclosure.ru/ (дата обращения: 17.09.2021).

References

1. Kolomy'ceva, O.Yu. Specifika obespecheniya e'konomicheskoj bezopasnosti predpriyatij v usloviyax cifrovizacii e'konomiki / O.Yu. Kolomy'ceva, V.A. Plotnikov // Izvestiya SPbGE'U. 2019. № 5. S. 75-83.

2. Korotkova, O.V. Osobennosti obespecheniya e'konomicheskoj bezopasnosti predprinimatel'skoj deyatel'nosti v e'poxu cifrovy'x texnologij / O.V. Korotkova // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). 2020. № 7. S. 53-59. URL: https://doi.org/10.17803/2311-5998.2020.71.7.053-059 (data obrashheniya: 12.09.2021).

3. Kroxicheva, G.E. Model' upravleniya e'konomicheskoj bezopasnost'yu biznesa / G.E. Kroxicheva, E'.L. Arxipov,

5.Yu. Kazanceva // Vestnik evrazijskoj nauki. 2019. №

6. URL: https://esj.bday/PDF/71ECVN619.pdf (data obrashheniya: 05.10.2021).

4. Manaxova, I.V. Obespechenie e'konomicheskoj bezopasnosti kompanii v usloviyax cifrovizacii e'konomiki / I.V. Manaxova, E.V. Levchenko // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: E'konomika. Upravlenie. Pravo. 2020. № 1. S. 16-21.

5. O gosudarstvennom regulirovanii cen na produkciyu, postavlyaemuyu po gosudarstvennomu oboronnomu zakazu, a takzhe o vnesenii izmenenij i priznanii utrativshimi silu nekotory'x aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.12.2017 № 1465 (red. ot 23.08.2021) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2017. № 50 (chast' III). St. 7624.

6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj program my' Rossijskoj Federacii «Razvitie promy'shlennosti i povy'shenie ee konkurentosposobnosti»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 328 (red. 31.03.2021) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2014. № 18 (chast' IV). St. 2173.

7. Pravila opredeleniya urovnya rentabel'nosti: pis'mo MO RF rukovoditelyam VP MO RF № 214-11202 ot 22.10.2021.

8. Centr raskrytiya korporativnoj informacii INTERFAKS. URL: https://www.e-disclosure.ru/ (data obrashheniya: 17.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.