Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке эффективности деятельности профессиональных структур, управляющих инвестиционными процессами регионов'

Методические подходы к оценке эффективности деятельности профессиональных структур, управляющих инвестиционными процессами регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янчук Н. А., Елиневская И. Р.

Рассматривается возможность использования организационно-институционального инструментария в механизме управления инвестиционной деятельностью региона путем наделения специализированной профессиональной структуры (Регионального центра развития и инвестиций) функциями управления инвестиционным процессом субъекта Федерации. Предлагается система показателей эффективности функционирования некоммерческой профессиональной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Янчук Н. А., Елиневская И. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке эффективности деятельности профессиональных структур, управляющих инвестиционными процессами регионов»

Н.А. ЯНЧУК,

И.Р. ЕЛИНЕВСКАЯ

Методические подходы к оценке эффективности деятельности профессиональных структур, управляющих инвестиционными процессами регионов

Рассматривается возможность использования организационноинституционального инструментария в механизме управления инвестиционной деятельностью региона путем наделения специализированной профессиональной структуры (Регионального центра развития и инвестиций) функциями управления инвестиционным процессом субъекта Федерации. Предлагается система показателей эффективности функционирования некоммерческой профессиональной структуры.

Одна из важнейших задач органов государственной власти региона -привлечение инвестиций - в настоящее время решается, как правило, с помощью совершенствования регионального законодательства, т.е. использования правового инструментария управления инвестиционной деятельностью.

Однако агенты инвестиционного процесса в любом регионе представлены широким кругом лиц, на которых влияет ассиметричность информации. Большая осведомленность одних и меньшая - других определяется их возможностями (в том числе финансовыми), масштабом деятельности организации. Доступная информация, содержащаяся в прессе, статистических сборниках и специализированных бюллетенях, не способствует снижению неопределенности. Особое значение приобретают сведения из надежного источника, с приемлемым уровнем затрат по получению их в нужном формате.

В условиях, когда при работе с российскими и международными инвесторами необходимой становится информационная поддержка, особенно актуален вопрос использования организационно-институционального инструментария в механизме управления инвестиционными процессами. Повышение инвестиционной привлекательности региона предполагает создание специализированных структур (бюджетных и/или коммерческих), помогающих ориентироваться на локальном рынке капитала, обеспечивающих доступ владельцев инвестиционных ресурсов к надежной и исчерпывающей информации.

С 1999 г. субъекты Федерации начинают формировать специализированные структуры, управляющие процессом привлечения инвестиций в региональную экономику: Центр содействия инвестициям в Татарстане, агентства в Новгородской, Самарской, Сахалинской областях, Хабаровском крае, рязанская система «ИКАР» [4].

С идеей создания сети региональных агентств выступили Национальное агентство прямых инвестиций (НАПИ), образованное в 2001 г. Торгово-промышленной палатой РФ, ГУ «Высшая школа экономики» и НП «Центр правовых и инвестиционных программ». В 2003-2004 гг. к проекту НАПИ подключились Ростовская область, Пензенская область, Краснодарский край, образовав агентства инвестиционного развития региона. Руководством субъектов Федерации определены следующие основные направления деятельности агентств:

• привлечение инвестиций в субъект Федерации;

• формирование предложений для потенциальных инвесторов;

• сопровождение инвесторов и их проектов на территории субъекта Федерации;

• подготовка аналитических материалов об инвестиционном климате и ресурсном потенциале региона;

• совершенствование региональной нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности.

При общности целей организационно-правовые формы центров и агентств, организационные структуры и программы функционирования существенно различаются.

Следует отметить, что государственное управление инвестиционной деятельностью Приморского края осуществляется соответствующими департаментами и комитетами органов государственной власти. Для того чтобы придать процессам накопления и инвестирования в регионе импульс к развитию, требуются более активные действия со стороны государства, вполне уместно использование опыта других субъектов Федерации. В первую очередь это касается пересмотра организационных аспектов регулирования и внедрения описываемых структур в механизм управления инвестиционной деятельностью.

Полагаем, что такая структура должна быть создана в форме автономной некоммерческой организации и финансироваться за счет средств регионального бюджета, т.е. являться объектом государственного инвестирования. Поэтому целесообразно прогнозировать последствия создания некоммерческой организации (назовем ее «Региональный центр развития и инвестиций» (РЦРИ)), возможный вклад в инвестиционное развитие территории и, в случае принятия положительного решения о ее внедрении, оценивать эффективность деятельности.

Вполне очевидно, что создание и реализация программ деятельности подобных структур направлены на привлечение инвестиций в регион, повышение инвестиционной активности. Однако одни структуры достигают задекларированных целей, значительно улучшая инвестиционную привлекательность территории, другие не оказывают существенного влияния на инвестиционные процессы, иными словами, их деятельность неэффективна.

Кроме того, практика показывает, что деятельность инвестиционных агентств в регионах России не оказывает быстрого воздействия на повышение инвестиционной привлекательности. Так, ранее других - с 1999 г. -начало свою деятельность Агентство по привлечению иностранных инвестиций Хабаровского края. Рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности по данным журнала «Эксперт» свидетельствуют о том, что только в 2003-2004 гг. оценка привлекательности Хабаровского края из плоскости «3С1: пониженный потенциал - высокий риск» переходит в плоскость «2В: средний потенциал - умеренный риск». Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности Сахалинской области как до образования (1991 г.) агентства, так и после его образования колеблется в плоскости «3С2: незначительный потенциал - высокий риск» - «3В2: незначительный потенциал - умеренный риск» [7]. Таким образом, организационно-институциональные перемены в регулировании инвестиционных процессов оказывают воздействие на инвестиционную привлекательность только через три - четыре года.

Как нам видится, для решения проблем прогнозирования и последующей оценки эффективности деятельности РЦРИ вполне пригодны традиционно применяемые показатели: эффективность затрат, производительность труда, отношение прироста валового регионального продукта к сумме инвестиций. Однако необходимо принять во внимание некоммерческий характер деятельности структуры и возможность осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это способствует достижению целей создания организации.

1. Прогнозирование эффективности предлагаемых к внедрению структур

Суть этой процедуры заключается в сравнении отдельных «проектных» вариантов РЦРИ. Первый этап - идентификация расходов и результатов проекта.

К основным финансовым затратам, связанным с созданием и функционированием центра, относятся единовременные расходы на обеспечение необходимым оборудованием и текущие расходы.

Учитывая специфику работы центров, важно обозначить вызываемые ими эффекты. В общем виде эффект выражается в качественной постановке будущих результатов [6. С. 82].

В результате внедрения РЦРИ, на наш взгляд, прослеживаются два типа эффектов: внутренние и внешние. Внутренние эффекты относятся непосредственно к деятельности РЦРИ и, по нашему мнению, заключаются в:

• минимизации дублирования усилий по сбору однотипной информации органами управления субъектом Федерации;

• качественно- и результато-ориентированном подходе к обслуживанию потенциальных и реальных инвесторов;

• оперативности работы с инвесторами;

• росте числа клиентов и количества реализованных проектов в целом и по приоритетным направлениям в частности.

Внешние результаты заключаются в возможности РЦРИ оказывать влияние на:

• результаты финансово-хозяйственной деятельности участников инвестиционного процесса, как реципиентов, так и инвесторов. Реципиент получает возможность реализовать инвестиционный проект как с участием государственного финансирования, так и без него. Для инвесторов эффект будет сводиться к оптимизации затрат путем получения безвозмездных услуг и полной, своевременной и достоверной информации, экономии времени на поиске необходимой информации, содействию в проведении аудита инвестиционных проектов;

• развитие экономики региона. Участие в разработке инвестиционной стратегии региона, совершенствовании инвестиционного законодательства, содействие предпринимателям в реализации инвестиционных проектов и ряд других мероприятий должны улучшить инвестиционную привлекательность региона, активизировать инвестиционную деятельность, способствовать экономическому росту. Безусловно, накопленные результаты оказывают положительное воздействие не только на участников инвестиционного процесса, но и на общество в целом. Так, реализация эффективных инвестиционных проектов будет влиять на пополнение федерального, регионального и местного бюджетов, что обеспечит финансовую базу для реализации социальных программ.

Комплексная прогнозная оценка эффективности деятельности центра - сложная задача в связи с тем, что затраты в первые годы реализации проекта более высоки и с течением времени снижаются, а эффект от деятельности растет. Кроме того, далеко не все результаты реализации проекта можно представить в денежном выражении. Поэтому второй этап должен заключаться в выборе соответствующего показателя эффективности. Представляется целесообразным использовать методы «эффективность затрат» и «взвешенный анализ эффективность затрат» [1].

В процессе применения этих методов затраты принимаются равными их значению, полученному в ходе финансового анализа на основе «стоимостного подхода». Важнейшее отличие заключается в измерении результатов. В случае, если результаты измеряются в каких-либо единицах с точки зрения задач проекта, анализ носит название «эффективность затрат». Если результат проекта можно выразить, только используя несколько индикаторов, характеризующих разные эффекты, то следует применить «взвешенный анализ эффективность затрат». Выбор методики будет зависеть от характера задачи, временных ограничений для анализа и доступности данных. Критерием приемлемости в обоих случаях является показатель эффективности затрат, который может использоваться для сравнения эффективности вариантов проектов, мероприятий в пределах региона и между регионами.

Отбраковка проектов методом «эффективность затрат» осуществляется по формуле:

Эз = , (1)

С

где Эз - показатель эффективности затрат, Эф - эффект от реализации проекта РЦРИ, С - затраты на реализацию проекта РЦРИ.

На наш взгляд, величина эффекта может выражаться в сопоставимых и несопоставимых с затратами единицах:

• в количестве реализованных инвестиционных проектов;

• в количестве клиентов, использующих информацию центра для предпринимательских целей;

• как сумма привлеченных за определенный период времени инвестиций.

Необходимый для развития региона объем иностранных инвестиций предлагается установить с помощью комплексной модели оценки потребности в инвестициях, обеспечивающих экономическое развитие региона, предложенной в работе [3]. На основе установленной величины необходимого капитала руководство субъектом Федерации может ставить задачи привлечения конкретного, научно обоснованного объема капиталов.

Если показатели рассматриваются за определенный период, то в расчетах возникает необходимость учитывать фактор времени [6, 7]. При несопоставимости показателей формула будет иметь вид:

I Эф,

,=1

с,

Э =______—______________ (2)

РЦРИ (Д) п гч ’

=1 (1+н д)

где ЭРцРИ (Д) - эффективность деятельности РЦРИ за определенный период, п - число периодов осуществления затрат по созданию и функционированию РЦРИ и получению эффекта, Нд - норма дисконтирования денежных средств, учитывающая величину временного интервала.

Если числитель формулы (2) учитывается в сопоставимых со знаменателем показателях, то необходимо продисконтировать и результаты.

2. Ретроспективный анализ эффективности деятельности Когда известны затраты и результаты функционирования РЦРИ, оценка эффективности не представляет большой сложности.

2.1. Оценка эффективности отдельных программ и мероприятий Для расчета эффективности программ и мероприятий РЦРИ по привлечению инвестиций (Эзпр) используем (1).

Возможно применение и обратного показателя - затратоемкости (Зепр), который характеризует величину затрат на программу в единице результата:

С

Зе = —. (3)

пр Эф ’

Для более результативного анализа деятельности РЦРИ в ретроспективе эффект от реализации программ может быть представлен в стоимостном выражении (объем привлеченных инвестиций в рублях), а также в несопоставимых с затратами единицах: натуральных (количество привлеченных инвесторов и т.д.), стоимостных (иностранная валюта).

Показатели эффективности затрат (Эзпр) и затратоемкости (Зепр) позволяют сравнивать между собой различные программы РЦРИ, направленные на привлечение инвестиций, выявлять наиболее результативные и в дальнейшем проводить факторный анализ полученного результата.

Если какие-либо программы деятельности не обладают самостоятельным положительным эффектом, их необходимо закрыть.

2.2. Комплексная оценка эффективности деятельности

Деятельность центра - это совокупность программ, направленных на привлечение инвестиций в течение длительного периода времени, поэтому необходимо рассматривать эффективность его работы в динамике. Так как основные программы РЦРИ финансируются из бюджета, где плановым периодом является календарный год, то и результаты деятельности необходимо учитывать по такому же периоду. При большом количестве проводимых мероприятий возможны промежуточные периоды -квартал, месяц.

Таким образом, эффективность работы центра будет представлена в следующем виде:

I ,

¡1_____

п

¡=1

где ЭРцРИ - эффективность деятельности РЦРИ за анализируемый период (год, месяц, квартал), п - количество программ.

Затратоемкость (ЗеРцРИ) деятельности РЦРИ устанавливается по формуле:

J

Зе = —------------------ (5)

рцри п • У >

J=1

Если оценка экономической эффективности программ требует одновременного анализа нескольких результатов, применим метод «взвешенный анализ эффективность затрат». В этом случае необходимо проранжи-ровать важность каждого отдельного результата относительно единой, общей цели. Оценка важности обычно представляет собой некоторое субъективное суждение. Оно может быть получено из одного или нескольких источников, включающих мнение экспертов, государственных служащих и других лиц, определяющих инвестиционную политику. Суждения преобразуются в веса, на которые умножается каждый из полученных результатов, и выводится значение обобщающего показателя. Делением показателя на затраты, связанные с реализацией программ, устанавливается взвешенный показатель «эффективность затрат» [1].

По нашему мнению, предпочтение следует отдавать методу «затраты-эффективность», для которого характерна меньшая трудоемкость

расчетов и меньший субъективизм по отношению к использованию метода «взвешенный анализ эффективность затрат».

2.3. Оценка вклада РЦРИ в экономический рост региона

Как отмечено выше, результаты функционирования РЦРИ отражаются на состоянии экономики региона в силу наличия устойчивой связи между автономными инвестициями и национальным доходом. Ретроспективный анализ эффективности деятельности РЦРИ в целом поможет установить, насколько реализация всех программ способствует экономическому развитию территории.

Полагаем, здесь уместно применить отношение прироста валового регионального продукта к сумме вызвавших его инвестиционных вложений в экономику региона, осуществленных с участием Центра.

Авторы работы [2] в качестве критерия эффективности управления инвестиционной деятельностью региона предлагают использовать выражение:

ВРП , (6)

н еи

где ВРПн - норматив эффективности инвестиционных вложений, установленный в регионе, АВРП - годовой прирост валового регионального продукта, ЕИ - совокупные инвестиционные вложения в экономику региона.

Приведенное отношение не относится к новшествам. Соотношение прироста валового регионального продукта к объему инвестиций в экономику применялось и в условиях плановой экономики [6, 10, 11]. Оно неоднократно и вполне обоснованно подвергалось критике. Ведь, во-первых, выражение не является абсолютно верным, т.к. прирост ВРП обеспечивают не только субъекты рынка, осуществляющие капитальные вложения; во-вторых, осуществление инвестиций и их результаты в виде прироста ВРП будут разделены определенным периодом времени, и это не позволяет утверждать, что именно инвестиции текущего года вызвали рост экономики текущего года [4].

При таком анализе источниками информации выступают объем инвестиций, осуществленных с участием РЦРИ, общий объем инвестиционных вложений в экономику региона, годовой прирост валового регионального продукта.

Чтобы свести к минимуму указанные выше недостатки соотношения и провести анализ вклада РЦРИ в экономический рост региона на основе имеющихся в распоряжении данных, предлагается:

- ввести в формулу (6) мультипликатор инвестиций, позволяющий установить изменение ВРП, произошедшее в результате изменения автономных инвестиций;

- учесть временной лаг отдачи инвестиций, принимая к рассмотрению прирост ВРП года, следующего за годом осуществления инвестиций;

- норматив эффективности инвестиций рассчитать исходя из отношения среднего прироста ВРП к суммарной величине осуществленных инвестиций за ряд лет, предшествующих внедрению проекта РЦРИ.

Тогда

т АВРП

I-------L

^ И

ВРПн = —-------, (7)

н т

где ВРПн - норматив эффективности инвестиционных вложений в регионе, АВРП - годовой прирост валового регионального продукта, И -совокупные инвестиционные вложения в экономику региона, т - число лет в расчетном периоде (не менее 3).

Абсолютный эффект деятельности РЦРИ на уровне региона за определенный период времени получим на основе выражения:

ЭфРЦРИ = Ирцри1 Х М 7 _ ВРПн х Ирцри1 _, (8)

где ЭфРцРИ - годовой абсолютный эффект деятельности РЦРИ на уровне региона в 7-м году, ИРЦРИ - инвестиции в 7-1-м году, осуществленные с каким-либо участием РЦРИ, М7 - мультипликатор инвестиций 7-го года.

Мультипликатор находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению и рассчитывается по формуле [9]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М =------1—, (9)

1-------

ВРП

где Р - расходы на конечное потребление домохозяйств, ВРП - валовой региональный продукт за тот же период.

Анализ динамики абсолютного эффекта позволит выявить тенденцию его изменения. Вполне очевидно, что следует стремиться к достижению положительного эффекта. Однако, если не прибегать к сравнению, сам по себе абсолютный эффект мало информативен.

Полагаем, что решение проблем оценки общей эффективности деятельности новой управленческой структуры должно быть основано на использовании выражения:

ИРцРИ х Ы1

Эрегр^ =-ИИ----------1 _ ВРПн, (10)

И рцри7-1

где ЭрегРцРИ - эффективность развития региона, обусловленная работой РЦРИ.

Таким образом, в основу предлагаемых подходов к оценке эффективности функционирования некоммерческих структур, управляющих инвестиционной деятельностью региона, положены традиционно используемые выражения, дополненные показателями сопоставимого и несопоставимого эффекта, а также критерием оценки эффективности на уровне региона.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что лишь правильно построенный и эффективно работающий Региональный центр развития и инвестиций способен оказать стимулирующее влияние на всех агентов инве-

стиционного процесса, что наряду с другими мерами государственной экономической политики приведет к достижению долгосрочных конкурентных преимуществ региональной экономики.

Литература

1. Богатин Ю.В. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций / Ю.В. Бо-гатин, В. А. Щвандар. - М.: Фиансы; ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 254 с.

2. Воронова Т.А. Иностранные инвестиции и инвестиционная политика России и регионов / Т.А. Воронова, С.В. Сулоева. - Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2002. - 208 с.

3. Марголин А. Инвестиционная политика государства: какие критерии выбрать? / А. Марголин // Государственная служба. 2001. № 3. С. 113-120.

4. Мутахетдинова Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней / Н. Мутахетдинова // Российский экономический журнал. 2000. № 1. С. 49-56.

5. Осипов В.А. Эффективность производства и капитальных вложений: учеб. пособие / В.А. Осипов. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1998. - 112 с.

6. Планирование хозяйственной деятельности предприятий: учеб. пособие / под ред. Д.К. Шевченко. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2004.

- 315 с.

7. Рейтинги инвестиционной привлекательности российских регионов за 1999-2005 годы: регион. проект журнала «Эксперт». - Режим доступа: http:/www.region.investportal.ru [Дата обращения 20.12.2005 г.]

8. Селищев А.С. Макроэкономика / А.С. Селищев. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

9. Силаев Е.Д. Эффективность экономики региона / Е.Д. Силаев. - М.: Наука, 1987. - 168 с.

10. Экономическая эффективность управленческих и хозяйственных решений: справочник / под ред. Е.Г. Яковенко и др. - М.: Знание, 1984. - 240 с.

11. Levin H.M. Cost Effectiveness Analysis A Priner, Sage Production / H.M. Levin. - Beverly Hills, 1983.

© Янчук Н.А., Елиневская И.Р., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.