Научная статья на тему 'Методические подходы к организации и оценке эффективности индикативного планирования и прогнозирования развития региона'

Методические подходы к организации и оценке эффективности индикативного планирования и прогнозирования развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНДИКАТОРЫ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / METHODOLOGY / PLANNING / INDICATORS / DEVELOPMENT / REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мухорьянова Оксана Анатольевна, Богданов Дмитрий Сергеевич, Шмыгалева Полина Владимировна, Величенко Елена Анатольевна, Белецкая Элина Геннадьевна

В статье представлен комплексный подход к пониманию сущности эффективности индикативного планирования и прогнозирования развития региона. В статье рассмотрены теоретико-методические подходы и алгоритм практической реализации по оценке эффективности и совершенствования регионального социально-экономического развития, отличительной особенностью которых является последовательная поэтапность, включающая оптимизацию теоретического и методического базиса, проведение глубокого системного анализа пространственно-динамического развития отдельных территорий в сопоставлении с основными индикаторами социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мухорьянова Оксана Анатольевна, Богданов Дмитрий Сергеевич, Шмыгалева Полина Владимировна, Величенко Елена Анатольевна, Белецкая Элина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION AND EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF INDICATIVE PLANNING AND FORECASTING OF THE REGION

The article presents an integrated approach to understanding the essence of the effectiveness of indicative planning and forecasting of the region. The article deals with theoretical and methodological approaches and the algorithm of practical implementation to assess the effectiveness and improve the development of regional socio-economic development, a distinctive feature of which is a consistent phasing, including the optimization of the theoretical and methodological basis, a deep system analysis of the spatial and dynamic development of individual territories in comparison with the main indicators of socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к организации и оценке эффективности индикативного планирования и прогнозирования развития региона»

УДК 332.142 ББК 65.049 М 54

О.А. Мухорьянова,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь. Тел.: +7 (962) 403-35-69, e-mail: belchenko@mail.ru

Д.С. Богданов,

кандидат экономических наук, руководитель отдела методического и организационного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг и оценки регулирующего воздействия Комитета экономического развития администрации города Ставрополя, г. Ставрополь. Тел.: +7 (918) 884-19-55, e-mail: e-bogdanov-ncfu@yandex.ru

П.В. Шмыгалева,

кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь. Тел.: + 7 (928) 324-61-32, e-mail: polinamacanchi@yandex.ru

Е.А. Величенко,

старший преподаватель кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь. Тел.: (962)402-33-05, e-mail: sotnik15@mail.ru

Э.Г. Белецкая,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и менеджмента Ставропольского института кооперации (филиала) Белгородского университета кооперации, экономики и права, г. Ставрополь. Тел.: + 7 (961) 449-09-09, e-mail: el.beleczckaia@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлен комплексный подход к пониманию сущности эффективности индикативного планирования и прогнозирования развития региона. В статье рассмотрены теоретико-методические подходы и алгоритм практической реализации по оценке эффективности и совершенствования регионального социально-экономического развития, отличительной особенностью которых является последовательная поэтапность, включающая оптимизацию теоретического и методического базиса, проведение глубокого системного анализа пространственно-динамического развития отдельных территорий в сопоставлении с основными индикаторами социально-экономического развития. Ключевые слова: методика, планирование, индикаторы, развитие, регион.

O.A. Mukhoryanova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Management of the Stavropol Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Stavropol. Ph.: +7 (962) 403-35-69, e-mail: belchenko@mail.ru

D.S. Bogdanov,

Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Methodological and Organizational Support for the Provision of State and Municipal Services and the Evaluation of the Regulatory Impact of the Economic Development Committee of the Administration of the City of Stavropol, Stavropol. Ph.: +7 (918) 88419-55, e-mail: e-bogdanov-ncfu@yandex.ru

P.V. Shmygaleva,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of State, Municipal Administration and Management of the Stavropol Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Stavropol. Ph.: + 7 (928) 324-61-32, e-mail: polinamacanchi@yandex.ru

E.A. Velichenko,

Senior Lecturer of the Department of State, Municipal Administration and Management of the Stavropol Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Stavropol. Ph.: (962) 402-33-05, e-mail: sotnik15@mail.ru

E.G. Beletskaya,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Marketing and Management, Stavropol Institute of Cooperation (branch) Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Stavropol. Ph.: + 7 (961) 449-09-09, e-mail: el.beleczckaia@yandex.ru

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION AND EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF INDICATIVE PLANNING AND FORECASTING OF THE REGION

Abstract. The article presents an integrated approach to understanding the essence of the effectiveness of indicative planning and forecasting of the region. The article deals with theoretical and methodological approaches and the algorithm of practical implementation to assess the effectiveness and improve the development of regional socio-economic development, a distinctive feature of which is a consistent phasing, including the optimization of the theoretical and methodological basis, a deep system analysis of the spatial and dynamic development of individual territories in comparison with the main indicators of socio-economic development. Keywords: methodology, planning, indicators, development, region.

В современных условиях именно регион является основным катализатором политических, социальных и экономических отношений, происходящих на фоне глобальных трансформаций мировой экономики. Особая роль при этом отводится

региональным аспектам исполнения федеральных указаний, касающихся, прежде всего, социальной и экономической сфер, что во многом обеспечивается наличием необходимых ресурсов на той или иной территории.

Таким образом, трактовка регионального социально-экономического развития включает в себя экономические, социальные, политические и институциональные аспекты взаимодействия государства в целом и каждого отдельного региона в условиях эффективного выполнения стратегических целей государственного развития и соблюдения региональных интересов отдельной территории, а также межрегионального развития при паритетности интересов всех заинтересованных сторон.

Учитывая значимость определения эффективности при обосновании дефиниции «региональное социально-экономическое развитие», необходимо установить ее критерии, индикаторы, объекты и факторы, ее формирующие. Основной целью практической реализации индикативного планирования и прогнозирования является повышение результативности управления социально-экономическим развитием региона [1, с. 50].

В настоящее время вся система региональной социально-экономической политики рассматривается с позиции показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обозначенных в Указе Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и Постановлении Правительства РФ от 03.11.2012 № 1142 (ред. от 26.11.2015) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (вместе с «Правилами предоставления субъектам Российской Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»,

«Методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации») [2, с. 13].

В самом обобщенном виде суть методики, приведенной в указанных нормативных документах, сводится к расчету интегральных показателей, характеризующих: продолжительность жизни населения региона, объем инвестиций, оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, уровень безработицы в среднем за 1 год; объем реальных располагаемых денежных доходов населения; удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда; долю обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях; смертность населения; долю детей, оставшихся без попечения родителей, оценку населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Большое количество включенных индикаторов социально-экономического развития региона априори должно обеспечивать всеохватность и разносторонность, а следовательно, и объективность полученных результатов.

Указанная методика условно подразделяется на три основных блока: развитие экономической сферы, развитие социальной сферы, а также социальные опросы населения регионов. По каждому направлению рассчитывается интегрированный показатель из средних величин индикаторов, его составляющих, а также учитывается динамика роста включенных показателей.

Отдельный интерес представляет блок социологического опроса, результаты которого ежегодно формируются по всей территории РФ. Основной недостаток данного блока заключается в низкой его репрезентативности (фальсификация данных под воздействием давления

региональных властей, а также ввиду огромной трудоемкости данного процесса). Учитывая тот факт, что ежегодно на организацию социологических опросов тратятся огромные средства, а эффективность их весьма низка, по нашему мнению, необходимо совершенствовать действующую методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части замены социального опроса другими индикаторами.

Учитывая, что после нескольких лет апробации дайной методики на

территории всех субъектов РФ существует множество практических замечаний по ее совершенствованию, мы предлагаем методику индикативной оценки планируемых разработок по совершенствованию социально-экономического развития региона (рис. 1).

Отличительной особенностью предлагаемой методики является ее последовательная поэтапность, включающая оптимизацию теоретического и методического базиса, использование глубокого нистемного анализа пространственно-динамиче-ск ого развития отдельных территорий

Рис. 1. Структурнаясхема рекомендуемой методики индикативной оценки планируемых разработок по совершенствованию социально-экономического развития региона

в сопоставлении с основными индикаторами социально-экономического развития, а также апробация разработанного прогностического инструментария, направленного на совершенствование социально-экономического развития исследуемого объекта.

Первый этап характеризуется систематизацией категориального аппарата по определению сущности региональных систем, их классификации, выделению их отличительных характеристик и факторов развития. В рамках данного этапа предполагается также рассмотрение и дополнение системы принципов и инструментов формирования региональной социально-экономической политики. Теоретико-методический этап также характеризуется разработкой и конкретизацией основных параметров алгоритма оценки эффективности и совершенствования развития региональной социально-экономической политики.

Логическим продолжением теоретико-методического этапа является информационно-аналитический, в рамках которого будут реализованы несколько подходов:

- во-первых, для проведения сравнительного анализа и определения уровня социально-экономического развития отдельного региона (в нашем случае - Ставропольского края) необходимо будет провести пространственно-динамический сравнительный анализ в разрезе уровневого сопоставления (макроуровня, мезоуровня и микроуровня);

- во-вторых, необходимо провести факторный анализ компонентной оценки результативности социально-экономического развития отдельного субъекта РФ;

- в-третьих, необходимо дать объективную оценку эффективности действия региональных властей в области реализации социально-экономической политики на основе индикаторов развития территорий.

Результаты информационно-аналитического этапа должны являться эмпирическим базисом для следующего - формализовано-прогностического

этапа, в рамках которого должна быть проведена оптимизация системы оценки эффективности региональной социально-экономической политики на основе построения и формализации экономико-математической оценки данного процесса. По итогам практической апробации данного этапа построены прогнозные сценарии оптимизированных индикаторов эффективности регионального социально-экономического развития, расчет которых ориентирован на практическую реализацию следующего этапа - оптимизационного, в рамках которого будут определены траектории совершенствования социально-экономического развития исследуемых территорий. Положительным моментом данного этапа является экономическое обоснование предложенных разработок с целью дальнейшей их практической апробации на примере отдельного субъекта РФ. Несмотря на большое количество исследований по данной проблематике [3, с. 116], на наш взгляд, именно предложенные методические подходы позволят оптимизировать деятельность региональных структур в области социально-экономического развития, так как представленная методика базируется на комплексном аналитическом инструментарии, позволяющем проводить уровневую сравнительную оценку, не только идентифицировать факторы роста, но и своевременно выявлять насущные региональные проблемы, возникающие в современных условиях. Немаловажным является тот факт, что проведение подобных исследований влечет за собой выделение огромных бюджетных ресурсов, в то время как данная авторская методика позволит оптимизировать затрачиваемые ресурсы и повысить эффективность их использования. Рассмотрев основные этапы методики оценки эффективности перспективного (стратегического) управления регионом, необходимо определить алгоритм ее практической реализации (рис. 2).

Разработка методических подходов основана на определении конкретной проблематики, существование

Основные блоки механизма перспективного развития региональных социально-экономических систем на базе индикативного планирования и прогнозирования эффективности и перспектив развития регионального социально-экономического развития

Проблема: низкая результативность и эффективность социально-экономического развития

регионов

Стратегическое иелеполагание: повышение эффективности регионального социально-

экономического развития

Объект', региональные социально-экономические системы

Предмет', теоретические, методологические и практические аспекты оценки эффективности индикативного планирования и прогнозирования социально-экономического развития

Подходы: системный, функциональный, оптимизационный

I

I

I

Методы: количественные, качественные, институциональные

экономико-статистические; прогнозирование; математическое программирование

мониторинг; контроль

I

индикативное планирование; проектирование политики региона;

Инструменты:

опт имизационные методы и модели

системный анализ

региональные программы развития

<

I ш =г

о <

X

¡а

х ^

и =

о а, ш С

Оценка индикаторов социально-экономического развития региона

Диагностика результативности регионального социально-экономического развития

Обоснование стратегических направлений повышения эффективности регионального социально-экономического развития

Оптимизация индикаторов оценки эффективности регионального социально-экономического развития

Проверка адекватности построенных прогнозов стратегии социально-экономического развития региона

рис. 2. Механизмперспективногоразвитиярегионалъныхсоциалъно-экономических систем(набазе индиваиъивноговлвнироввсив ипрегноевиования)

которой априори объясняет и цель самого исследования. В нашем случае в качестве такого системообразующего базиса определена недостаточная эффективность деятельности региональных властей в области социально-экономического развития. Такой вывод в начале исследования основан на том, что общее развитие как отдельного

региона (Ставропольского края), так и Российской Федерации в условиях глобального политизированного давления происходит на фоне замедления экономического роста и ухудшения качества жизни населения.

В связи с этим основными целями исследования авторами обозначено развитие теоретико-методических основ

оценки эффективности перспективного управления регионом, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию организационного и методического инструментария планирования и прогнозирования регионального развития в современных условиях. Объектом исследования выступают региональные социально-экономические системы Северо-Кавказского федерального округа.

В качестве предмета проводимого исследования выступает совокупность теоретических, методологических и практических аспектов оценки эффективности индикативного планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов.

В рамках проводимого исследования предлагается использование нескольких базисных подходов, таких как системный, функциональный, а также оптимизационный подход, обусловленный особенностями изучаемого объекта.

Региональное социально-экономическое развитие является системным образованием, так как оно содержит взаимосвязанные и взаимообусловли-вающие элементы (социальная сфера, политика, экономическая сфера, производственная и т.д.), и развитие одного приводит к трансформации всей системы.

Использование функционального подхода при изучении регионального социально-экономического развития вызвано тем обстоятельством, что региональные власти выполняют только часть функций в контексте макроэкономического взаимодействия с федеральным центром, в результате чего их функции четко регламентированы нормативными документами, а значит - и их изучение, и возможную оптимизацию можно осуществлять только в рамках их действительных полномочий.

Нами предлагается введение и использование в данном исследовании третьего подхода - оптимизационного, сущность которого заключается в обеспечении рациональности и оптимальности в процессе реализации региональных программ социально-экономического развития. Данный

подход становится наиболее актуальным ввиду того, что все региональные программы являются бюджетными, а значит - расходование бюджетных ресурсов должно осуществляться максимально эффективно. Следует сразу отметить, что, конечно же, принцип оптимизации не является инновацией при разработке программ развития, функционирующих уже и разрабатываемых на будущее, речь идет о принципе оптимизации данных нормативных документов в соответствии с региональными условиями хозяйствования. Оптимизация в нашем исследовании будет обоснована в процессе разработки адаптированных сценариев развития социально-экономического развития на региональном уровне.

После установления подходов к оценке эффективности социально-экономического развития необходимо определить методы, с помощью которых будут реализованы указанные подходы. Мы предлагаем реализовы-вать системный подход с помощью количественных методов, основными из которых являются: экономико-статистические, прогнозирование и математическое моделирование. В качестве инструментов будут использованы оптимизационные методы и модели [4, с. 79].

В рамках функционального подхода к оценке региональных органов исполнительной власти использованы основные качественные методы -мониторинг и контроль, а основным практическим инструментом выступает системный анализ.

Целью применения системного анализа для изучения региональных социально-экономических систем является абсолютная и полная проверка многообразных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного соизмерения затраченных ресурсов с полученным в конечном счете результатом [5, с. 334].

Проанализировав теоретические аспекты системного подхода при исследовании регионального социально-экономического развития, мы можем сделать вывод, что системный анализ - это наиболее последовательная

реализация системного подхода к решению организационных, социально-экономических, технических проблем его развития.

Обобщение приведенных выше положений и частных выводов позволяет выделить основные исследовательские задачи, решаемые с помощью системного анализа в контексте изучения интересующего нас объекта:

- структурирование региональной социально-экономической системы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выявление взаимосвязей региональной социально-экономической системы;

- определение стратегической системы целеполагания в развитии региональной социально-экономической системы;

- осуществление сценарного моделирования развития региональной социально-экономической системы с учетом выделенных системообразующих факторов;

- разработка прогнозов формирования региональной социально-экономической системы на различных уровнях ее развития;

- корректировка принимаемых управленческих решений на основе полученных прогнозов и т.д.

В рамках реализации оптимизационного подхода предлагается использовать такие методы, как индикативное планирование и проектирование траекторий социально-экономического развития региона, а в качестве инструментов данного подхода будут использованы региональные программы развития.

На основании использования всех указанных подходов, методов и инструментов нами предлагается про-ектно-перспективный блок разработки прогнозов и стратегий развития регионального социально-экономического развития, включающий несколько этапов:

- оценку существующих в настоящее время основных индикаторов результативности социально-экономического развития региона;

- проведение компонентной диагностики результативности регионального

социально-экономического развития по выделенным направлениям;

- обоснование стратегических траекторий повышения эффективности регионального социально-экономического развития;

- оптимизация выделенных индикаторов оценки эффективности регионального социально-экономического развития;

- разработка прогнозных сценариев регионального социально-экономического развития на среднесрочную перспективу;

- проверка адекватности построенных прогнозов стратегии социально-экономического развития региона.

Рассматривая предложенные теоретико-методические подходы к проведению оценки эффективности и совершенствования регионального социально-экономического развития, следует отдельно акцентировать внимание на разделении таких дефиниций, как результативность и эффективность.

Зачастую при разработке программ социально-экономического развития разработчики отождествляют две упомянутые категории, в то же время и по сущностным характеристикам, и по функциональному их использованию они значительно различаются.

Автор схож во мнении с исследователями Строителевой Т.Г., Ятчен-ко Л.В. в том, что «применительно к деятельности органов исполнительной власти «результативность» понимается как степень достижения поставленных целей (ожидаемых результатов) деятельности какого-либо органа, проведения какого-либо этапа (или отдельного мероприятия) реформы и т.д. Количественное и предельно конкретное выражение этого результата становится главным условием оценки результативности» [6, с. 128].

При обосновании экономических индикаторов наиболее часто используются показатели экономической эффективности (прибыль, рентабельность и т.д.). Сделать это представляется возможным, так как для их расчета используются общепринятые

существующие количественные величины, поэтому применение в данном аспекте понятия «эффективность» (продуктивность использования

ресурсов в достижении какой-либо цели) вполне обоснованно. Более сложным является понятие «социальная эффективность», так как при ее расчетах отсутствует четкая регламентация использования определенной информационной базы, методические указания не всегда отражают реальное положение дел в исследуемом сегменте.

Между тем, общие теоретические подходы к проведению такой оценки известны. Необходимо тем или иным способом измерить результат, ожидаемый от реализации социальной программы, и сравнить его с объемом средств, затрачиваемых на ее реализацию. Главная трудность при этом заключается именно в измерении конечного результата.

Наиболее обобщенно социальную эффективность можно определить как отношение объема полученных дополнительно социальных благ по отношению к вложенным бюджетным средствам. В случае если речь идет о новом социальным эффекте, то его результативность можно будет оценить только прогнозно-перспективным способом и на основе сопоставления с расчетным объемом предполагаемых вложенных ресурсов.

Модернизация системы региональной социально-экономической политики напрямую связана с определением оптимальных индикаторов, позволяющих проводить оценку социально-экономического состояния и динамики развития исследуемых территорий.

В условиях функционирования региона как открытой, динамичной

социальной системы, а также с учетом изменений, происходящих во всех блоках-компонентах этих систем (институциональном, экономическом, природно-экологическом, социальном и т.д.), весьма актуализируется проблема разработки сбалансированной системы показателей (в том числе критериев эффективности деятельности органов исполнительной власти) и методики анализа и оценки эффективности регионального социально-экономического развития.

Таким образом, при разработке теоретико-методических подходов оценки эффективности регионального социально-экономического развития необходимо учитывать наряду с эффективными индикаторами также и результативные показатели.

Изучив теоретический базис формирования и развития регионального социально-экономического развития, структурировав и обосновав совокупность принципов, факторов, условий и инструментов его формирования на основе использования механизма взаимосвязи уровней экономической политики, нами были разработаны методические подходы по оценке эффективности и перспектив социально-экономического развития региона.

Согласно разработанным методическим подходам к организации и оценке эффективности перспективного развития региона, предложенным автороми, на следующем этапе необходимо провести системную оценку эффективности развития территорий, которая представляет собой трехступенчатый алгоритм, включающий как пространственно-динамическую оценку социально-экономического развития исследуемых регионов, так и оценку эффективности перспективного их управления.

Примечания:

1. Величенко Е.А., Шеховцова С.Р., Шаталова О.И. Государственное регулирование в сфере регионального социально-экономического развития на примере СКФО // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 2. С. 50-54.

2. Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2012 года № 1142 «О мерах по реализации

Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 46. Ст. 6350.

3. Гусев В.В. Совершенствование методического обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона на основе его системной диагностики: дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2014. 252 с.

4. Мельников А.Б., Саидов А.А. Основные составляющие устойчивого развития социально-экономической системы региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7-2. С. 77-80.

5. Пивень И.Г. Методика оценки эффективности системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 333-338.

6. Строителева Е.В. Обоснование методического инструментария социально-экономического развития региона // Экономика устойчивого развития. 2013. № 15. С. 122-130.

References:

1. Velichenko E.A., Shekhovtsova S.R., Shatalova O.I. State regulation in the field of regional socio-economic development on the example of the North Caucasian Federal District // Bulletin of the North Caucasus Humanitarian Institute. 2016. No. 2. Pp. 50-54.

2. Methods of evaluating the effectiveness of the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation: approved. Decree of the Government of the Russian Federation of November 3, 2012 No. 1142 "On measures to implement the Decree of the President of the Russian Federation of August 21, 2012 No. 1199" On evaluating the performance of the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation "// Collection of the legislation of the Russian Federation. 2012. No. 46. Art. 6350.

3. Gusev V.V. Improving the methodological support of sustainable socio-economic development of the region based on its systemic diagnosis: dis. ... Cand. Econ. Sciences. Ulan-Ude, 2014. 252 p.

4. Melnikov, A.B., Saidov, A.A. The main components of the sustainable development of the socio-economic system of the region // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2013. № 7-2. Pp. 77-80.

5. Piven I.G. Methods of assessing the effectiveness of the system of strategic management of the socio-economic development of the region // Theory and practice of social development. 2012. No. 3. Pp. 333-338.

6. Stroitelev E.V. Justification of the methodological tools of socio-economic development of the region // Economy of sustainable development. 2013. No. 15. Pp. 122-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.