10
ЗНиСО (iHTfliPt №9 (ДО)
более 1 млрд руб., экономическая эффективность в 2012 г. достигла более 8,2 руб. на каждый рубль затрат (рис. 4).
Мероприятия модуля «Оценка персональной экспозиции к токсичным веществам для детей с неэффективными результатами реабилитационных мероприятий» включают анализ причинно-следственных связей между воздействием химического загрязнения среды обитания и состоянием здоровья для каждого ребенка с разработкой индивидуальных и популяционных рекомендаций. Системное решение вопросов управления риском для здоровья населения реализуются в модуле «Рекомендации по мерам управления риском для здоровья населения» на основе результатов социально-гигиенического мониторинга. Существенная роль в системе реабилитации уделяется информированию и обучению населения по вопросам снижения риска развития заболеваний, обусловленных влиянием химически загрязненной среды обитания, реализация которых осуществляется в рамках отдельного модуля системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кацнельсон Б.А., Привалова Л.И., Кузьмин С.В. и др. Оценка и управление риском для здоровья населения: Сб. информ.-метод. документов. Екатеринбург, 2009. 456 с.
2. Кузьмин С.В., Кацнельсон Б.А., Кузьмина Е.А. и др. Современные технологии управления экологически обусловленным риском на основе системы реабилитации здоровья населения /Матер. XI Всеросс. съезда гигиенистов и санитарных врачей: Сб. статей. Т. I. М., Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2012. С. 542—544.
3. Кузьмин С.В., Привалова Л.И., Корнилков А.С. и др. Результаты многосредовой оценки риска для здоровья населения в промышленно развитых городах Свердловской области //Уральский медицинский журнал. 2012. № 10. С. 12—14.
4. Медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи детям на этапе восстановительного лечения с заболеваниями, связанными с воздействием загрязнения воды, воздуха, почвы. Код МЭС 42405096: Приказ Минздрава Свердловской обл. от 30.12. 2011 №1625-П.
5. Организация и проведение оценки содержания токсических элементов в биологических материалах: Пособие для врачей. Екатеринбург, 2004. 32 с.
6. Katsnelson B.A., Kuzmin S.V., PrivalovaL.I. et al. //European Epi Marker. 2006, V10, № 3. P. 1—8.
Контактная информация:
Малых Ольга Леонидовна,
тел.: 8 (343) 374-17-25,
e-mail: [email protected]
Contact information: Malykh Olga, рhone: 8 (343) 374-17-25, e-mail: [email protected]
-V-
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
С.В. Кузьмин1, О.В. Диконская1, С.В. Романов2, В.Б. Гурвич3
METHODICAL APPROACHES TO ACTIVITY OPTIMIZATION BODIES AND ROSPOTREBNADZOR ESTABLISHMENTS (ON THE EXAMPLE OF SVERDLOVSK REGION)
S.V. Kuzmin, O.V. Dikonskaya, S.V. Romanov, V.B. Gurvich
'Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Свердловской области, 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», 3ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора, г. Екатеринбург
Представлены научно-практические подходы к оптимизации организационно-штатной структуры Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» на основе интенсивности проблем в санэпидобстановке, на потребительском рынке с учетом численности обслуживаемого населения.
Ключевые слова: Роспотребнадзор, организационно-штатная структура, санэпидобстановка.
Scientific and practical approaches of optimization ofthe organization and staff structure ofthe Sverdlovsk Regional Office of the Federal Service on Customers' Rights Protection and Human Well-being Surveillance and Center for Hygiene and Epidemiology of the Sverdlovsk region are provided basing on the sanitary and epidemiological background, consumer market and the size of served population.
Keywords: Rospotrebnadzor, organization and staff structure, sanitary and epidemiological background.
В последние годы принят ряд законодательных и нормативно-правовых документов, вносящих изменения в технологию работы и принципы финансирования службы, связанные с изменившейся организацией контрольно-надзорной деятельности, организацией выдачи санэпидза-ключений и проведения санэпидэкспертиз, изменившейся градостроительной политикой, разработкой и вступлением в силу технических регламентов. В сложившихся условиях сокращение штатной численности, проводимое в рамках административной реформы, увеличивающаяся нагрузка на должностных лиц и специалистов службы, усиление контроля за соблюдением процедур проверок и обеспечение при этом эффективности деятельности сделали необходимым проведение оптимизации организационно-штатной структуры управления и центра.
Для этой цели были применены принятые в практической деятельности, утвержденные Роспотребнадзором нормативный, структурный и экспертный методы, а также предложены региональные методы, применяемые в практической деятельности службы Свердловской области [3, 4]. В основу определения необходимых трудозатрат управления положена надзорная деятельность, а центра — объем государственного задания для обеспечения деятельности управления [3, 4].
Установлена усредненная структура трудозатрат одного специалиста управления на выполнение основных функций, в которой отводится на проведение проверок 33 %, на сбор и анализ информации о состоянии здоровья населения, среды обитания — 29 %, на организационно-методическую работу — 29 %, на подготовку санитарно-эпидемиологических заключений —
сентябрь №9 (246) ЗНиСО
11
9 %. В настоящее время на учете в управлении зарегистрировано около 36 ООО хозяйствующих субъектов, которые имеют около 68 ООО объектов, для проведения проверок всех объектов хотя бы 1 раз в 3 года необходимо 914 специалистов, что почти в 2 раза превышает фактическое количество штатных сотрудников. В соответствии с принятой методологией управления риском по приоритетным объектам надзор организован за 14 О56 приоритетными объектами надзора [2]. Определено число штатных должностей основного персонала для выполнения контрольно-надзорных функций — 4О4, которые могут в течение года провести проверки в отношении 9 721 объекта, что составляет 68 % от всех приоритетных объектов. Таким образом, при существующей штатной численности возможно обеспечить надзор за приоритетными объектами на уровне достаточном для поддержания контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой и ситуацией на потребительском рынке. Но необходимо рационально перераспределить утвержденную штатную численность между структурными подразделениями управления и центра для обслуживания муниципальных образований в зависимости от проблем в санитарно-эпидемиологической обстановке, на потребительском рынке, численности обслуживаемого населения на территориях муниципальных образований [1]. Для этого рассчитано количество трудозатрат управления на 1 жителя области в год. В зависимости от интенсивности проблемы в санитарно-эпидемиологической обстановке и на потребительском рынке на территории (по значению индикативного показателя по всем задачам ВЦП) проведено ранжирование территорий муниципальных образований по индексам интенсивности проблем: О — фоновый уровень, 0,5 — средний уровень проблемы над фоновым, 1 — высокий уровень проблемы по сравнению с фоном.
Определен базовый уровень трудозатрат управления для каждого жителя муниципального образования, который составил 5О % трудозатрат управления на 1 жителя. Дополнительный объем трудозатрат, направленный на усиление штатов в зависимости от интенсивности проблем в санэпидобстановке и в сфере защиты прав потребителей на территории, сложился от перераспределения оставшихся 5О % трудозатрат управления на 1 жителя по результатам проведенного ранжирования проблем (от О, О,5, 1,О) в санэпидобстановке и ситуации на потребительском рынке на территориях муниципальных образований по всем задачам ВЦП.
Из суммы базового уровня трудозатрат по территориям и дополнительного уровня трудозатрат в зависимости от проблем на территориях сформировались необходимые трудозатраты, которые переведены в штатную численность основного персонала территориального отдела.
Управлением на основании данных ретроспективного анализа было сформировано государственное задание центру по 11 государственным услугам. В соответствии с трудозатратами был рассчитан годовой фонд рабочего времени основного персонала на выполнение государственного задания — 1 931 457 часов на 1 152,25 ставок основного
персонала и годовой фонд рабочего времени вспомогательного персонала — 941 О63 часов на 537,75 ставок вспомогательного персонала. Итого, для выполнения государственного задания необходимо 1 69О специалистов центра. По филиалам трудозатраты распределились в зависимости от объемов сформированного каждым территориальным отделом государственного задания в зависимости от проблем на территории (ситуации по заболеваемости населения, состояния факторов среды обитания, ситуации на потребительском рынке) и количества объектов приоритетного надзора.
В результате перераспределения штатов в управлении и в центре:
— в каждом территориальном отделе и филиале обеспечено наличие минимум одной штатной единицы по каждому из основных направлений деятельности: гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, радиационная гигиена, эпидемиология, защита прав потребителей, социально-гигиенической мониторинг, организация надзора;
— в штатном расписании увеличилась доля штатных единиц для специалистов с высшим образованием.
По результатам анализа новой штатной структуры установлено, что управление и центр не укомплектованы 2О1 специалистом с высшим образованием, в настоящее время ставки заняты специалистами со средним образованием. Первоочередная задача — укомплектовать выделенные ставки специалистами с высшим образованием, используя в первую очередь целевую подготовку в высших медицинских учебных заведениях.
Для выбора оптимального количества территориальных отделов управления и филиалов центра и оптимального объединения существующих структур для обслуживания населения муниципальных образований в основу были положены следующие подходы:
— экспертные оценки возможности выполнения функций службы с учетом конкретной сан-эпидобстановки и ситуации на потребительском рынке, численности населения, плотности проживания, транспортной логистики;
— нормативный метод расчета трудозатрат и необходимых штатов для управления санитарно — эпидемиологической обстановкой и ситуацией на потребительском рынке с помощью мероприятий по проверке приоритетных объектов управлением и выполнению государственного задания центром;
— максимально рациональное использование квалификации, опыта специалистов, работающих в службе в настоящее время, возможностей лабораторной службы, существующих материальных ресурсов.
Всего было проанализировано и предложено 11 вариантов организационной структуры с сохранением основополагающего принципа обеспечения деятельности одного территориального отдела одним филиалом.
По результатам проведенных экспертных оценок выбран оптимальный вариант структуры, обеспечивающий минимально достаточный уровень контроля за санэпидобстановкой и ситуацией на потребительском рынке, в соответствии
12
ЗНиСО сентябрь №9 (ДО)
с которым в управлении и центре количество структурных подразделений сокращается до 14 с сохранением принципа «один территориальный отдел — один филиал».
Вышеизложенные методические подходы могут быть применены Управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ и Центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ для оптимизации структуры и штатной численности для повышения эффективности управления санитарно-эпидемиологической обстановкой и ситуацией на потребительском рынке при условии, что в основу будет положена информация о санэпидобстановке и ситуации на потребительском рынке высокой степени достоверности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Диконская О.В. Методические подходы к проблемно-целевому планированию и оценке деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в Свердловской области //Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 1. С. 12—15.
2. Кузьмин С.В., Диконская О.В., Гурвич В.Б. и др. Роль органов и учреждений Роспотребнадзора в системе управления рисками для здоровья населения на региональном уровне // Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 10. С. 4—6.
3. Приказ Роспотребнадзора от 13.12.2010 № 461 (ред. от 03.11.2011) «Об утверждении методических рекомендаций «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Методическими рекомендациями «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).
4. Приказ Роспотребнадзора от 10.10.2008 № 368 «Об утверждении методических рекомендаций «Примерные нормативы деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях бюджетирования, ориентированного на результат».
Контактная информация:
Кузьмин Сергей Владимирович,
тел.: 8(343) 270-15-77,
e-mail: [email protected]
Contact information: Kuzmin Sergej, рИопе: 8( 343) 270-15-77, e-mail: [email protected];
-V-
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Т.М. Дерстуганова1, Б.Т. Величковский2, В.Б. Гурвич3, А.Н. Вараксин4, О.Л. Малых5, Н.И. Кочнева5, С.В. Ярушин3
THE IMPACT OF SOCIO-ECONOMIC FACTORS ON MORTALITY RATES AMONG THE WORKING AGE POPULATION (THE EXPERIENCE OF THE SVERDLOVSK REGION)
T.M. Derstuganova, B.T. Velichkovsky, V.B. Gurvich, A.N. Varaksin, O.L. Malykh, N.I. Kochneva, S.V. Yarushin
*ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», г. Екатеринбург; 2Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва; 3ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора, г. Екатеринбург; 4ФГБУН «Институт промышленной экологии» УрО РАН, г. Екатеринбург; 5Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, г. Екатеринбург
Показано наличие статистически значимых корреляционных связей между смертностью населения в трудоспособном возрасте и дифференцированными социально-экономическими показателями (степень благоустройства жилья, качество медицинской помощи, уровень социальной напряженности), а также между их приращениями с учетом временных сдвигов. Проведена дифференциация смертности населения в трудоспособном возрасте по уровню покупательной способности в различных группах муниципальных образований Свердловской области. Выполнена оценка экономического ущерба для здоровья в результате преждевременной смертности трудоспособного населения, вероятностно связанных с воздействием социально-экономических факторов.
Ключевые слова: смертность населения в трудоспособном возрасте, социально-экономические факторы, покупательная способность.
W; demonstrated statistically significant correlations between the mortality rates among the working age population and differentiated socio-economic indicators (the extent of home improvement, the quality of medical care, and the level of social tension) and also between their increments taking into account the time lags. We differentiated the mortality rates among the working age population by the level of purchasing capacity in various groups of municipalities of the Sverdlovsk Region. W; evaluated the economic damage for health from the premature mortality of the working age population probabilistically related to the impact of socio-economic factors. Keywords: mortality among the working age population, socio-economic factors, purchasing capacity
Социально-экономические факторы риска для здоровья населения в промышленных городах России являются наиболее значимыми в условиях финансово-экономической нестабильности и необходимости развития трудового потенциала, обеспечивающего решение задач модернизации промышленности и экономики. Существует необходимость изучения воздействия социально-экономических факторов на медико-демографические процессы и здоровье населения, прежде всего трудоспособного возраста. Воздействие социально-экономических факторов
может формировать особый вид стресса — «социальный» [1]. Подобный стресс имеет специфическую причину развития, которая заключается в утрате населением эффективной трудовой мотивации, основанной на возможности честным трудом обеспечить достойное существование себе и своей семье. Доказательное установление связи тех или иных нарушений здоровья населения с неблагоприятными социально-экономическими факторами является разделом информационно-аналитического блока системы социально-гигиенического мониторинга, а также позволяет