Методические подходы к определению платы за использование радиочастотного ресурса
Володина Е.Е., МТУСИ, БессилииА.В., НИИР
Введение
Современные информационные и телекоммуникационные технологии с их стремительно растущим потенциалом открывают все большие возможности для новых форм организации бизнеса в рамках как отдельных предприятий, так и общества в целом, усиления взаимосвязей между ростом производительности труда, объемами производства, инвестициями и занятостью.
В последнее время повышенный спрос предъявляется на услуги, предоставляемые с использованием радиотехнологий, т.е. с использованием радиочастотного спектра. Радиочастоты используются как в коммерческих интересах, в частности для подвижной связи и радиовещания, так и в интересах органов общественного сектора.
Повышение спроса на радиочастотный ресурс на фоне существующего дефицита обусловливают важность задач повышения эффективности использования РЧС за счет применения более актуальных методов его управления, в частности, экономических.
Регулирование использования РЧС в России является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и российским законодательством посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией РЧС и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования РЧС в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка [1]. Цель экономических методов — стимулировать пользователей к более рациональному использованию радиочастотного ресурса. Наиболее эффективным экономическим методом, широко представленным за рубежом, является взимание платы.
В РФ в соответствии с Федеральным законом "О связи" для пользователей радиочастотного спектра должна быть установлена разовая и ежегодная плата. Однако до сих пор не разработаны основные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок установления ее величины, распределения и использования.
В настоящее время с пользователей РЧС, в соответствии с Положением об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации [2], взимается плата в размере 2-кратного тарифа на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра. К основному недостатку действующего механизма взимания платы следует отнести отсутствие стимула эффективного использования частотного ресурса у операторов.
Методические основы определения платы за использование РЧС
Анализ международной и национальной практики позволил выявить несколько основных методов определения платы за радиоспектр.
Используемые методы основаны [3]:
• на покрытии административных расходов, связанных с управлением РЧС;
• на учете технических параметров радиоэлектронных средств связи (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧУ);
• на использовании величины дохода пользователя РЧС, как базы для начисления платы;
• на ценности радиочастотного ресурса для пользования и др.
При разработке методики определения платы за РЧС в РФ решались следующие задачи:
1. Определение термина "количество радиочастотного спектра", как измерителя ресурса, с помощью которого можно оценить объем его использования.
2. Определение базовой платы за использование единицы радиочастотного спектра.
3. Классификация и расчет значений корректирующих коэффициентов, учитывающих технические, рыночные и экономические свойства используемого ресурса.
Первая задача — определение термина "количество радиочастотного спектра" — носит технический и нормативно-правовой характер, но поскольку данный параметр используется при расчете платы за использование РЧС, остановимся на этой проблеме.
Возможным решением по упрощению действующих процедур документооборота и "справедливого" назначения оплаты может стать переход от платы за частотные присвоения к плате за реально используемую полосу частот каждого оператора связи. Таким образом, под количеством радиочастотного спектра можно понимать количество полос частот, используемых каждым оператором.
Реализация предлагаемого подхода может решить целый ряд проблем, а именно: уменьшить количество платежной документации, ускорить процесс ее прохождения и согласования, увеличить финансовые потоки, а главное объективно назначать размер платы — не за количество документов, а за количество радиочастот, как указано в законе "О связи".
При этом нет необходимости общего изменения действующей информационной базы для взимания платы за использование РЧС. Ее следует доработать лишь на уровне вспомогательных программных приложений и с помощью них осуществлять дополнительную калькуляцию.
Другими словами, радиочастотная служба посредством дополнительного программного обеспечения может переводить общее количество частотных присвоений оператора связи в одну или несколько полос частот, используемых им в конкретном регионе, и именно за полосы частот выставлять счет на оплату за использование РЧС.
Трудность практической реализации данного предложения заключается в привлечении инвестиций для разработки нового программного обеспечения, изменении нормативно-правовой базы, создании тестовых зон и других взаимодействий государственных органов.
Каждый метод в зависимости от задач его использования и принципов предусматривает особый подход к определению базовой величины, относительно которой рассчитывается плата за использование РЧС.
В ходе исследований были разработаны и проанализированы
4
Спецвыпуск Т-Сотт, август 2009
несколько вариантов методики, с учетом различных подходов к определению базовой величины платы. В качестве базовой платы рассматривались: валовой региональный продукт (ВРП), средний душевой доход населения региона, доход пользователя РЧС и др.
В результате, исходя из требований закона "О связи", определяющего, что плата за использование спектра должна быть установлена "в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих РЭС в другие полосы радиочастот", в качестве базовой платы была принята удельная величина затрат на проведение указанных мероприятий.
Таким образом, обоснованная базовая величина платы — средняя удельная величина затрат на управление РЧС, рассчитывается на основе ежегодных суммарных затрат на проведение мероприятий по конверсии (Зкон), обеспечению эксплуатационной готовности РЧС (Зрл) и переводу действующих РЭС в другие полосы радио-частот(Зпер), приведенных к единице РЧС:
Д,
ÇKOH + ÇPK + ÇnEP
NP4r ''
(1)
где Ырчс — общее количество радиочастотного спектра.
Следует отметить, что при расчете базовой величины платы авторы применили затратный метод, который, по мнению ряда специалистов в области управления РЧС, не стимулирует эффективного использования спектра и не отражает рыночные факторы [4]. Однако использование предлагаемого подхода при расчете базовой величины платы не исключает возможности учесть в общей величине платы и другие факторы, такие как коммерческая ценность спектра, платежеспособность спроса на спектр, социально-экономические факторы.
В частности, предусмотренная законодательством дифференциация платы в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий, реализуется в методике с помощью нескольких корректирующих коэффициентов:
1. Коэффициента используемых диапазонов радиочастот.
2. Коэффициента применяемых технологий.
3. Коэффициента социально-экономических и демографических условий регионов.
Учитывая предлагаемые подходы, величину платы за использование РЧС можно представить в виде следующей формулы:
Прчс = N™4C • П1 РЧС ' (K1 ' K2 ' ••• ' Kn),
(2)
где N рчс — количество РЧС определенного пользователя и региона РФ; Кп — корректирующий коэффициент, учитывающий свойства и условия использования радиочастотного спектра.
Величина коэффициента используемых диапазонов радиочастот (Кдиап) и соответственно величина платы должны стимулировать пользователей радиочастотного спектра к освоению более свободных и высоких диапазонов частот.
В связи с этим корректирующий коэффициент Кдиап учитывает:
1. Затратность развития сетей связи в различных диапазонах частот. В соответствии с Рекомендацией МСЭ-Р Р525-2 (08/94) чем выше диапазон рабочей частоты используемых РЭС, тем выше затраты на развитие сети связи. Исходя из этого, стимулирующим принципом является назначение меньшей платы за использование радиочастотного спектра в более высоких диапазонах РЧС.
2. Загруженность диапазонов частот радиоэлектронными средствами гражданского и военного назначения. Определяется на основе базы данных Радиочастотных центров Федеральных округов Российской Федерации. Основной принцип: чем большее количество радиооборудования работает в диапазоне частот, тем больше
плата за его использование.
Величина коэффициента применяемых технологий (Ктехн) и соответственно величина платы за использование РЧС должны стимулировать пользователей радиочастотного спектра внедрять передовые радиотехнологии и учитывать коммерческую привлекательность услуг, предоставляемых операторами с использованием РЧС.
В связи с этим корректирующий коэффициент Ктехн учитывает:
1. Перспективность радиотехнологий. Определяется на основе сравнительной оценки интегрального показателя перспективности технологий (совокупность технических, правовых и рыночных возможностей развития). Основной принцип: чем перспективней применяемая технология, тем меньше плата за использование радиочастотного спектра.
2. Доходность услуг радиосвязи. Определяется на основе статистической отчетности Минкомсвязи, представляемой Госкомстату России. Основной принцип: чем выше рентабельность услуг связи определенной технологии и радиослужбы, тем выше плата за использование радиочастотного спектра.
Величина коэффициента социально-экономического и демографического развития регионов (Крег) и соответственно величина платы должны стимулировать пользователей радиочастотного спектра развивать рынок услуг связи в удаленных и малонаселенных регионах страны.
В связи с этим корректирующий коэффициент Крег учитывает:
1. Уровень валового регионального продукта (ВРП).
2. Плотность населения региона.
Данные показатели определяются на основе статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики. Основной принцип: чем выше плотность населения региона и уровень его ВРП, тем выше спрос на услуги связи и коммерческая эффективность бизнеса. Следовательно, выше плата за использование радиочастотного спектра.
Применение предложенных корректирующих коэффициентов может стимулировать освоение высоких диапазонов частот и внедрение более прогрессивных технологий с точки зрения эффективности использования частотного ресурса, а также учесть ряд факторов, влияющих на доходность деятельности операторов, обусловленных региональными и демографическими особенностями места расположения базовых станций. С учетом расчета этих коэффициентов плата за использование РЧС рассчитывается по формуле (3) или (4) в зависимости от выбранной единицы измерения РЧС:
ПРЧС = П1ЧП ' ÊTEXH ' Ê ДИАП ' Ê РЕГ ' N ЧП >
(3)
где П]Чп — плата за использование 1 частотного присвоения, руб., ^п — количество частотных присвоений определенного пользова-
теля и региона РФ, шт.
N
МГц>
(4)
где Пщгц — плата за использование 1 полосы частот шириной 1 МГц, руб., ПМгц — количество МГц определенного пользователя и региона РФ, МГц.
Литература
1. Федеральный закон № 126-ФЗ "О связи" от 7 июля 2003 г.
2. Положение об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 895.
3. Бессилии А.В. Совершенствование экономического регулирования использования радиочастотного спектра на основе взимания платы//Труды Московского технического университета связи и информатики. — М.: ИД Медиа Паблишер, 2008. — Т. 2. — С. 162-163.
4. Martin Cave, Chris Doyle, William Webb. Essentials of modern spectrum management., 2007, 250 р.
Спецвыпуск T-Comm, август 2009
5