Научная статья на тему 'Методические подходы к определению нормативных затрат на научные исследования и разработки'

Методические подходы к определению нормативных затрат на научные исследования и разработки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1704
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ / STANDARD COSTS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАБОТ / STATE JOB / НИОКР / R&D / ТРУДОЗАТРАТЫ (ТРУДОЕМКОСТЬ) / LABOR COSTS / MANPOWER INPUT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богачева О.В., Феоктистова О.А.

Предмет. В статье отмечается, что планирование финансовых средств на выполнение НИОКР преимущественно осуществляется индивидуально для каждого государственного учреждения исходя из сметной стоимости в целом по всей совокупности государственных работ, входящих в государственное задание учреждению. Однако такой подход противоречит основным целям проводимой реформы государственных бюджетных учреждений, поскольку не позволяет увязать бюджетные расходы на НИОКР с результатами и не обеспечивает прозрачности в планировании бюджетных средств на финансирование научной и (или) научно-технической деятельности государственных учреждений. Начиная с бюджетов на 2016 г. и на плановый период 2017-2018 гг. существенно возрастает роль федеральных учредителей в применении нормативных методов расчета финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственных учреждений на оказание государственных услуг (выполнение работ), в том числе в сфере науки. Рассматривается один из возможных подходов к определению нормативных затрат на НИОКР на основе трудозатрат. Цели. Определение оптимальных путей применения нормативных затрат на научные исследования и разработки в настоящее время, а также перспектив их применения в будущем. Методология. Использованы методы анализа текущей ситуации и законодательства. Результаты. Предложены способы использования нормативного метода при расчете финансового обеспечения субсидии на выполнение государственного задания на государственные работы по НИОКР. Определены перспективы применения нормативного подхода в будущем. Выводы. Применение нормативного подхода позволит увязать бюджетные расходы на НИОКР с результатами, повысит прозрачность в планировании бюджетных средств на финансирование научной деятельности государственных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богачева О.В., Феоктистова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to assessing the standard costs for R&D

Importance Finance planning for R&D is usually individual for each public institution based on estimated costs of the entire set of works included in the State job. However, this approach contradicts to main goals of the on-going reform of public institutions as it fails to link R&D outlays and outputs and to ensure transparent financial planning for R&D. The paper discusses a possible approach to assessing standard costs of R&D based on labor inputs. Objectives The study aims to define the most efficient ways of applying standard costs for R&D at present and in future. Methods The study employs the method of analysis of the current situation and the legislation. Results We offer certain ways of using the standard method to calculate the financial support to State jobs to perform R&D activities. We also define prospects for applying the standard approach in the future. Conclusion and Relevance The standard approach will enable to coordinate budget expenditures for research and development activities and the performance. Furthermore, it will help increasing the transparency in planning the budgetary funds to finance the scientific activity of public institutions.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к определению нормативных затрат на научные исследования и разработки»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Бюджетное регулирование

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

Ольга Викторовна БОГАЧЕВАа% Олеся Александровна ФЕОКТИСТОВА"

а кандидат экономических наук, руководитель Центра бюджетной политики, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, Москва, Российская Федерация bogacheva@nifi.ru

ь кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра бюджетной политики, Научно-исследовательский

финансовый институт Министерства финансов РФ, Москва, Российская Федерация

feoktistova@nifi.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 13.11.2015 Одобрена 25.11.2015

УДК 336.02

JEL: G28, Н82, L32, 038

Ключевые слова: нормативные затраты, государственное задание на выполнение государственных работ, НИОКР, трудозатраты (трудоемкость)

Аннотация

Предмет. В статье отмечается, что планирование финансовых средств на выполнение НИОКР преимущественно осуществляется индивидуально для каждого государственного учреждения исходя из сметной стоимости в целом по всей совокупности государственных работ, входящих в государственное задание учреждению. Однако такой подход противоречит основным целям проводимой реформы государственных бюджетных учреждений, поскольку не позволяет увязать бюджетные расходы на НИОКР с результатами и не обеспечивает прозрачности в планировании бюджетных средств на финансирование научной и (или) научно-технической деятельности государственных учреждений. Начиная с бюджетов на 2016 г. и на плановый период 2017-2018 гг. существенно возрастает роль федеральных учредителей в применении нормативных методов расчета финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственных учреждений на оказание государственных услуг (выполнение работ), в том числе в сфере науки. Рассматривается один из возможных подходов к определению нормативных затрат на НИОКР на основе трудозатрат.

Цели. Определение оптимальных путей применения нормативных затрат на научные исследования и разработки в настоящее время, а также перспектив их применения в будущем. Методология. Использованы методы анализа текущей ситуации и законодательства. Результаты. Предложены способы использования нормативного метода при расчете финансового обеспечения субсидии на выполнение государственного задания на государственные работы по НИОКР. Определены перспективы применения нормативного подхода в будущем.

Выводы. Применение нормативного подхода позволит увязать бюджетные расходы на НИОКР с результатами, повысит прозрачность в планировании бюджетных средств на финансирование научной деятельности государственных учреждений.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Несмотря на существенное расширение сферы выполнения платных научных исследований и разработок, важнейшим источником

финансирования отраслевой науки остается федеральный бюджет. Значительное количество федеральных органов исполнительной власти имеют в своем ведении различные научные организации, а также организации высшего профессионального образования, которые осуществляют научные исследования и разработки (НИОКР). Их финансовое обеспечение происходит за счет выделения учреждению субсидии на выполнение государственного задания, которое согласно общим правилам формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) федеральными государственными

научными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Такой перечень, в свою очередь, составляется учредителем на основе базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ) в сфере образования и науки, принятого Минобрнауки России.

Научные исследования и разработки являются государственными работами, и в соответствии с действующим законодательством определение нормативных затрат при планировании финансового обеспечения государственного задания на выполнение государственных работ не является обязательным. Кроме того, в силу значительной специфики и уникальности научных работ для них достаточно сложно определить единицу работ и точное количество потребителей

результатов. В связи с этим до настоящего времени планирование финансовых средств на выполнение НИОКР преимущественно осуществляется индивидуально для каждого государственного учреждения исходя из сметной стоимости в целом по всей совокупности государственных работ, входящих в государственное задание учреждению.

Однако такой подход противоречит основным целям проводимой реформы государственных бюджетных учреждений, поскольку не позволяет увязывать бюджетные расходы на НИОКР с результатами и не обеспечивает прозрачности в планировании бюджетных средств на финансирование научной и (или) научно-технической деятельности государственных учреждений [1].

При планировании бюджетов на 2016 г. и на период 2017-2018 гг. существенно возросла роль федеральных учредителей в применении нормативных методов расчета

финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственных учреждений на оказание государственных услуг (выполнение работ), в том числе в сфере науки [2].

В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти наделяется правом принимать решение по определению объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на выполнение НИОКР на основе нормативных затрат на выполнение работ. В этом случае он разрабатывает и принимает собственную методику расчета нормативных затрат на выполнение работ с соблюдением общих требований, установленных законодательством1.

1 О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671; Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденные совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2010 № 137н/№ 527.

Нормативные затраты на научные исследования и разработки: возможности «сегодня». В настоящее время в базовом перечне для учреждений науки установлены следующие государственные работы:

• выполнение фундаментальных научных исследований;

• проведение прикладных научных исследований;

• экспериментальные разработки.

При этом в графе «Единицы измерения показателя объема (содержания) государственной услуги (работы)» отсутствуют единицы измерения научных работ. Методические материалы также не содержат рекомендаций относительно параметров, которыми могут быть измерены государственные научные работы.

Некоторые министерства, которые все-таки приняли свои порядки расчета нормативных затрат на выполнение научных работ, объем измеряют количеством НИР, включенных в тематический план, согласованный и утвержденный в установленном порядке. Поскольку любая НИР является уникальной по своему составу и содержанию, нормативные затраты согласно принятым правилам определяются исходя из сметной стоимости каждой работы. На практике расчет затрат по отдельной НИР не производится. Иными словами, нормативные затраты на научно-исследовательские работы не рассчитываются.

В то же время, как показали наши исследования [3, 4], нормативный метод может найти применение при расчете финансового обеспечения субсидии на выполнение государственного задания на государственные работы по НИОКР. Для этого планирование расходов должно основываться на расчете трудозатрат (трудоемкости) на проведение научных работ (по проектам НИР, ОКР). В таком случае мы основываемся как на зарубежном опыте проектного финансирования, в основе которого лежат трудозатраты [5-9], так и на примерах из российской практики по составлению смет на выполнение НИР по укрупненным показателям трудозатрат для обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение НИОКР [10, 11, 12-14].

При использовании нормативного метода в планировании финансового обеспечения государственного задания на НИОКР предполагается, что норматив затрат рассчитывается на единицу трудозатрат на выполнение государственной научной работы (фундаментальные исследования, прикладные исследования, экспериментальные разработки).

Трудозатраты измеряются объемом трудозатрат персонала, непосредственно связанного с выполнением государственной работы. При этом общий объем трудозатрат целесообразно приводить к одной из категорий специалистов (главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, научные сотрудники, младшие научные сотрудники, вспомогательный персонал), что позволит учитывать различия в качестве труда и уровне профессиональной квалификации научного персонала разных категорий, которые обусловливают неравенство их трудозатрат при выполнении НИОКР [15-17].

Для приведения трудозатрат предлагается использовать одну из категорий старших научных сотрудников (главный, ведущий, старший научный сотрудник в зависимости от принятой структуры в конкретном научном учреждении), труд которых определяет качество и сложность научных работ. Подчеркнем: расчетный показатель нормативных затрат, приходящихся на одного старшего научного сотрудника, является полезным статистическим показателем для сопоставления показателей бюджетной обеспеченности выполнения научных работ в разных отраслях науки.

Трудозатраты (трудоемкость) измеряются в человеко-часах, человеко-месяцах, человеко-годах с учетом законодательно установленной нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год). Это означает, что планируемые трудозатраты (трудоемкость) одного работника за определенный календарный период на выполнение проекта НИОКР не могут превышать установленной нормы рабочего времени за этот период. Если работник за определенный календарный период участвует в нескольких проектах НИОКР, то его совокупные планируемые трудозатраты по всем проектам НИОКР не могут превышать установленной нормы рабочего времени за этот период.

Продолжительность выполнения проекта НИОКР - это время его реализации, установленное техническим заданием и планом научно-технической деятельности организации. Если продолжительность проекта НИОКР измеряется календарным периодом, то время выполнения конкретной работы не может превышать установленной нормы рабочего времени за этот период.

Расчет трудозатрат (трудоемкости) в человеко-часах проекта НИОКР производится по месяцам календарного плана исходя из нормальной продолжительности рабочего времени,

определяемой в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации следующим образом:

• продолжительность рабочей недели принимается равной 40 часам при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье (ст. 111);

• продолжительность ежедневной работы принимается равной 8 часам;

• нерабочие праздничные дни определяются в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса РФ;

• накануне нерабочих праздничных дней производится сокращение рабочего времени на один час;

• в тех случаях, когда в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день.

Для удобства расчета может использоваться средняя норма рабочего времени в месяц, определяемая по производственным календарям.

Например, по производственному календарю в 2013 г. норма рабочего времени при сорокачасовой рабочей неделе составляет 1 970 часов. Среднемесячное количество рабочих часов -164,17. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями - 247 рабочих дней, в том числе 6 сокращенных на один час рабочих дней (22 февраля, 7 марта, 30 апреля, 8 мая, 11 июня и 31 декабря), и 118 выходных дней с учетом двух

дополнительных дней отдыха (8 января, 25 февраля) в связи с совпадением нерабочих праздничных дней 5 января, 23 февраля с выходными днями.

Расчет трудозатрат проводится по этапам проекта НИОКР, видам работ и в целом по каждому планируемому проекту, для чего предлагается использовать типовую табличную форму (форма 1).

Для определения суммарных трудозатрат по каждому проекту НИОКР трудозатраты по категориям специалистов приводятся к трудозатратам одной из категорий старших научных сотрудников на основе расчета коэффициентов уровня квалификации

специалистов.

Такие коэффициенты предлагается рассчитывать на основе фактически сложившихся различий в уровне оплаты труда специалистов разных категорий, что минимизирует субъективный фактор. Для этого определяются планируемые уровни оплаты труда одного сотрудника персонала, непосредственно участвующего в выполнении государственной работы, по категориям как частные от деления планируемых объемов оплаты труда для каждой категории сотрудников на количество сотрудников данной категории. Если в качестве единицы принимается оплата труда старшего научного сотрудника, то путем соотнесения оплаты труда других категорий сотрудников к категории старшего научного сотрудника определяются повышающие и понижающие коэффициенты для других категорий научного персонала. Для вычисления общего объема трудозатрат на проект НИОКР производится суммирование скорректированных трудозатрат. Совокупный объем трудозатрат на выполнение государственного задания

определяется как величина приведенных трудозатрат по всем научным работам.

При этом методе нормативные затраты на выполнение государственного задания

рассчитываются на единицу приведенных трудозатрат научного персонала, непосредственно участвующего в выполнении государственной работы. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания R на НИОКР рассчитывается по общей формуле:

я = т.м. V. + +

где N - нормативные затраты на выполнение 7-й государственной работы, включенной в ведомственный перечень;

V7 - объем приведенных трудозатрат по 7-й государственной работе, установленной государственным заданием;

- затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения;

№и - затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для выполнения научных работ.

В объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе выполнения работ по проекту НИОКР, могут определяться экспертным методом с учетом результатов анализа потребностей в материальных запасах, необходимых для выполнения работ и достижения запланированных результатов по проекту. В их составе целесообразно учитывать затраты на приобретение канцелярских товаров.

Затраты на общехозяйственные нужды и на содержание имущества определяются исходя из натуральных показателей их потребления в базовом году с учетом тарифов очередного финансового года и могут распределяться пропорционально по каждому проекту НИОКР.

Для улучшения понимания предлагаемых нами методических подходов приведем пример определения нормативных затрат на научные исследования и разработки.

Допустим, что расчет индивидуальных нормативных затрат для государственного научно исследовательского института (НИУ)

осуществляется по планируемым данным о трудозатратах на проведение научно-исследовательских работ (НИР) и затратах на выполнение государственного задания за базовый год п.

Будем исходить из значительного упрощения исходных данных. Предполагается, что НИУ осуществляет только один вид государственных работ (например, прикладные научно-исследовательские работы).

В базовом году п в научной деятельности планируется задействовать 300 человек штатной численности научного персонала (табл. 1).

Расчетная численность научных работников, необходимая для выполнения работ по проектам НИОКР, рассчитывается экспертным методом исходя из целей, задач, видов работ и результатов, которые запланированы в проектах НИР и на основании которых планируется количественный и квалификационный состав научных работников и формируется временный творческий коллектив.

По производственному календарю норма рабочего времени на одного сотрудника в году п составляет 1 810 часов. Планируется выполнить два проекта НИР (НИР 1 и НИР 2), причем каждый сотрудник в равной мере будет участвовать в их реализации, затратив 905 часов. Общие трудозатраты (произведение планируемого отработанного времени одним сотрудником на численность сотрудников соответствующей категории) представлены в табл. 2.

Для приведения трудозатрат к категории старших научных сотрудников необходимо рассчитать коэффициент уровня квалификации специалистов. Это предлагается сделать на основе складывающихся различий в уровне оплаты труда специалистов разных категорий, что минимизирует субъективный фактор в расчете коэффициентов. Определяются объемы фонда оплаты труда всех категорий специалистов за счет средств бюджета в базовом году п, средние уровни оплаты труда каждого специалиста, которые соотносятся с уровнем оплаты труда старшего научного сотрудника (табл. 3).

Трудозатраты по НИР приводятся к трудозатратам старшего научного сотрудника на основе применения коэффициентов уровня квалификации (табл. 4).

При данном методе нормативные затраты на выполнение государственного задания

рассчитываются на единицу общего объема

приведенных трудозатрат на выполнение научно-исследовательских работ.

Нормативные затраты будут состоять из норматива затрат, непосредственно связанных с выполнением государственной работы, и норматива затрат на общехозяйственные нужды в соответствии с общими требованиями к определению нормативов затрат на оказание государственных услуг.

В нашем примере в составе затрат, непосредственно связанных с выполнением государственной работы, предлагается учесть оплату труда работников, непосредственно связанных с выполнением НИР, и затраты на материальные запасы. В затраты на общехозяйственные нужды мы включили оплату труда административного персонала.

Расчет индивидуальных нормативов затрат на выполнение государственного задания в году п представлен в табл. 5.

Таким образом, индивидуальные нормативные затраты данного НИУ в базовом году п составляют 323,62 руб. на 1 чел.-ч. Они состоят из норматива в размере 255,06 руб. на 1 чел.-ч в части затрат, непосредственно связанных с выполнением государственной работы, и норматива в размере 68, 55 руб. на 1 чел.-ч затрат на хозяйственные нужды.

Дальнейшее планирование финансового обеспечения государственного задания на выполнение научных работ данного НИУ в году п + 1 будет осуществляться уже на базе этих нормативов и планируемого в году п + 1 трудозатрат.

Нормативные затраты на научные исследования и разработки: перспективы на «завтра». По нашему мнению, при использовании предлагаемого подхода возможно применение не только индивидуальных, но и групповых нормативов затрат в рамках групп научных учреждений с выраженной отраслевой спецификой на основе расчета базового норматива затрат на выполнение 1-й государственной работы и корректирующих коэффициентов. То есть метода, который используется сейчас при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг.

При этом базовый норматив затрат устанавливается также отдельно по видам государственных работ (фундаментальных исследований, прикладных исследований, экспериментальных разработок) и

о т р аж а е т минимальные затраты, характерные для НИР в рамках соответствующей группы НИУ (в частности, в связи с отсутствием дорогостоящей инфраструктуры и проведением исследований в обычных природно-климатических условиях).

Базовый норматив затрат на выполнение научных работ будет также состоять из следующих элементов:

• базового норматива затрат, непосредственно связанных с выполнением научных работ;

• базового норматива затрат на общехозяйственные нужды на выполнение научных работ.

Их следует рассчитывать с помощью методики, аналогичной методике, используемой для сферы государственных услуг, в части стоимостных показателей и приведенного объема трудозатрат основного научного персонала.

Для определения нормативных затрат для конкретных государственных научных учреждений к базовым нормативам могут применяться корректирующие коэффициенты, которые состоят из территориального корректирующего коэффициента и отраслевых

корректирующих коэффициентов.

Представляется, что для учета факторов, оказывающих влияние на стоимость выполнения работ по проектам НИОКР, могут быть применены, например, следующие

корректирующие коэффициенты:

• коэффициент интенсивности выполнения работ в проекте НИОКР;

• коэффициент уровня новизны проекта НИОКР.

Коэффициент интенсивности выполнения работ в проекте НИОКР применяется для учета повышенных трудозатрат на выполнение особенно сложной работы. Он используется на основе результатов экспертной оценки по целям, задачам, видам работ и условиям реализации планируемого проекта НИОКР.

Коэффициент уровня новизны проекта НИОКР применяется на основе результатов экспертной оценки планируемого проекта относительно завершенных проектов НИОКР за последние два года. В рамках экспертной оценки проводится сравнительный анализ целей, задач и результатов планируемого и завершенных проектов НИОКР.

Этот коэффициент может иметь следующую градацию:

• проект НИОКР направлен на уточнение отдельных результатов ранее выполненных исследований;

• проект НИОКР направлен на обобщение существующих знаний, разработку аналитических материалов с использованием известных методик;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проект НИОКР направлен на уточнение известных методов и методик, проект НИОКР направлен на разработку новых методов и методик на основе известных теоретических методологических положений;

• проект НИОКР направлен на уточнение существующих теоретических (методологических) положений;

• проект НИОКР направлен на решение вновь возникшей проблемы, разработку новых теоретических и методологических положений;

• проект НИОКР направлен на решение вновь возникшей проблемы, разработку основных положений теории, методологии.

Для определения планируемых объемов финансирования по отдельным проектам НИОКР скорректированные базовые нормативные затраты умножаются на планируемые объемы приведенных трудозатрат на выполнение соответствующих проектов. Объем

финансирования государственного задания на выполнение научных работ в конкретном учреждении на очередной год и плановый период определяется как сумма планируемых объемов финансирования по всем проектам НИОКР, утвержденным планом работ и государственным заданием.

Вполне возможно, что в перспективе на основе опыта применения индивидуальных нормативных

Финансы и кредит

затрат по каждой научной организации и получении необходимого массива данных [18-20] будут разработаны базовые нормативные затраты для групп научных

Finance and Credit

учреждений и корректирующие коэффициенты к ним, утверждаемые федеральными органами власти - учредителями государственных научных учреждений.

8 (2016) 22-34

Форма 1

Расчет трудозатрат при реализации проекта НИОКР

Наименование Трудозатраты по категориям специалистов, чел.-ч

решаемой задачи в соответствии с ТЗ и КП Вид работ Главные научные сотрудники Ведущие Старшие научные научные сотрудники сотрудники Научные сотрудники Младшие научные сотрудники Вспомогательный персонал

Этап 1. Подготовительный этап реализации НИР

Задача 1 Вид работ № 1

Вид работ № 2

Задача 2 Вид работ

№ 1

Итого по этапу 1

Этап 2. Теоретическая разработка проблематики НИР

Задача 1 Вид работ № 1

Зядячя 2 Вид работ Задача 2 № 2

Итого по этапу 2

Этап 3. Практическая апробация (экспериментальные исследования)

Зядячя 1 Вид работ Задача 1 № 1

Зядячя 2 Вид работ Задача 2 № 2

Итого по этапу 3

Этап 4. Обобщение и оценка результатов исследования

Задача 1 Вид работ Задача 1 № 1

Зядячя ? Вид работ Задача 2 № 2

Итого по этапу 4 Итого по НИР

Примечание. ТЗ - техническое задание. КП - календарный план.

Таблица 1

Распределение штатной численности персонала по категориям

Показатель Всего В том числе

главные научные сотрудники ведущие научные сотрудники старшие научные сотрудники научные сотрудники младшие научные сотрудники

Штатная численность научного персонала 300 57 46 73 58 66

Таблица 2

Общие трудозатраты

Показатель Всего В том числе

главные научные сотрудники ведущие научные сотрудники старшие научные сотрудники научные сотрудники младшие научные сотрудники

Штатная численность научного персонала 300 57 46 73 58 66

Отработанное время НИР 1, час. - 905 905 905 905 905

Отработанное время НИР 2, час. - 905 905 905 905 905

Отработанное время, всего, час. - 1 810 1 810 1 810 1 810 1 810

Трудозатраты НИР 1, чел.-ч - 51 585 41 630 66 065 52 490 59 730

Трудозатраты НИР 2, чел.-ч - 51 585 41 630 66 065 52 490 59 730

Всего трудозатрат, чел.-ч 543 000 103 170 83 260 132 130 104 980 119 460

Таблица 3

Расчет коэффициентов уровня квалификации специалистов

В том числе

Показатель Всего главные научные ведущие научные старшие научные научные сотрудники младшие научные

сотрудники сотрудники сотрудники сотрудники

Фонд оплаты труда за счет 145 924,74 46 316,46 22 375,3 32 910,67 22 284,03 22 038,28

бюджета, тыс. руб.

Штатная численность, чел. 300 57 46 73 58 66

Отплата труда одного 486,42 812,57 486,42 450,83 384,21 333,91

сотрудника за счет бюджета,

тыс. руб. в год

Коэффициент уровня квалификации - 1,80 1,08 1,00 0,85 0,74

Таблица 4

Приведение трудозатрат по НИР

В том числе

Показатель Всего главные научные ведущие научные старшие научные научные сотрудники младшие научные

сотрудники сотрудники сотрудники сотрудники

Трудозатраты НИР 1, чел.-ч - 51 585 41 630 66 065 52 490 59 730

Трудозатраты НИР 2, чел.-ч - 51 585 41 630 66 065 52 490 59 730

Коэффициент уровня квалификации - 1,80 1,08 1,00 0,85 0,74

Трудозатраты, всего, чел.-ч 543 000 103 170 83 260 132 130 10 4980 119 460

Приведенные трудозатраты на 292 929,86 92 975,83 44 916,26 66 065,00 44 733,04 44 239,72

НИР 1, чел.-ч

Приведенные трудозатраты на 292 929,86 92 975,83 44 916,26 66 065,00 44 733,04 44 239,72

НИР 2, чел.-ч

Приведенные трудозатраты, 585 859,72 185 951,66 89 832,52 132 130,00 89 466,09 88 479,45

всего , чел.-ч

Таблица 5

Расчет индивидуальных нормативов затрат на выполнение государственного задания

Показатель Норматив

Приведенные трудозатраты, всего, чел.-ч 5S5 S59,V2

Затраты, непосредственно связанные с выполнением государственной работы -

Затраты на оплату труда персонала, непосредственно связанного с выполнением НИР, тыс. руб. 145 924,74

Материальные запасы, тыс. руб. 3 50б,17

Затраты, непосредственно связанные с выполнением государственной работы, всего, тыс. руб. 149 430,91

Нормативные затраты, непосредственно связанные с выполнением государственной работы, руб. / чел.-ч 255,0б

Затраты на общехозяйственные нужды -

Затраты на оплату административного персонала, тыс. руб. 40 1б3,77

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды, руб. / чел.-ч 6S,55

Нормативные затраты, всего, руб. / чел.-ч 323,б2

Список литературы

1. Белоцерковский В.И. Нормирование научно-исследовательских и конструкторских работ. Л.: Лениздат, 1976. 120 с.

2. Ястребова О.К., МануиловН.А. Нормативные затраты на оказание государственных образовательных услуг как основной инструмент финансового обеспечения вузов // Образовательные технологии. 2014. № 3. С. 78-89. URL: http://www.iedtech.rU/files/journal/2014/3/standard-costs-financial-support.pdf.

3. Богачева О.В., Цветкова А.В. Подходы к применению нормативных методов в финансировании научной деятельности бюджетных учреждений // Бюджет. 2013. № 6. С. 66-72.

4. Феоктистова О.А. Планирование затрат на научные исследования: проектный подход // Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 69-80.

5. Maass G. Funding of Public Research and Development: Trends and Changes // OECD Journal on Budgeting. 2003. Vol. 3. № 4. P. 46.

6. Locke E.A. The Nature and Causes of Job Satisfaction. In: Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Chicago. Rand McNally, 1976. P. 1297-1349.

7. Locke E.A., Latham G.P. A theory of goal setting and task performance. Englewood Cliffs, New Jersey. Prentice-Hall, 1990.

8. Smith K.G., Locke E.A., Barry D. Goal setting, planning, and organizational performance: An experimental simulation // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1990. Vol. 46. P. 118-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Steen J. V. Modes of Public Funding of Research and Development: Towards Internationally Comparable Indicators // OECD Science, Technology and Industry Working Papers. OECD Publishing. 2012. № 04.

10. Беклешов В.К., Завлин П.Н. Нормирование в научно-технических организациях. М.: Экономика, 1989. 238 с.

11. Беклешов В.К., Завлин П.Н. Нормирование труда в НИИ и КБ. М.: Экономика, 1973. 206 с.

12. Боташев Р.А. Проблемы и пути совершенствования системы норм и нормативов труда в инновационной экономике // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 71. URL: http://sj .kubsau.ru/issues/71.

13. Звягин А.А, Мосин В.Н. Планирование труда и заработной платы в НИИ и КБ. М.: Экономика, 1969. 168 с.

14. МосейчукМ.А. Нормирование труда - понятие, виды и законодательное регулирование // Заработная плата. 2004. № 2. С. 20-32.

15. Акимов В.А., Дурнев Р.А., Жданенко И.В. В поисках подходов к оценке трудоемкости НИОКР в области безопасности жизнедеятельности: анализ основных факторов // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 6. С. 29-35.

16. Акимов В.А., Дурнев Р.А., Жданенко И.В. В поисках подходов к оценке трудоемкости НИОКР в области безопасности жизнедеятельности: предпосылки и допущения к определению трудозатрат // Современные наукоемкие технологии. 2012. № 1. С. 18-23.

17. Акимов В.А., Дурнев Р.А., Жданенко И.В. В поисках подходов к оценке трудоемкости НИОКР в области безопасности жизнедеятельности: процедура оценки трудозатрат // Современные наукоемкие технологии. 2012. № 2. С. 20-32.

18. Богачева О.В., Феоктистова О.А. Совершенствование статуса государственных учреждений // Бюджетный учет. 2013. № 6. С. 12-18.

19. Киссель Е.И. Организация труда и управления в НИИ и КБ в условиях НТР. М.: Экономика, 1979. 144 с.

20. Говорков А.С. Организация проектного подхода при реализации научных проектов в вузе. URL: http://ito.edu.ru/2009/Petrozavodsk/IV/IV-0-45 .html.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Budget Regulation

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE STANDARD COSTS FOR R&D Ol'ga V. BOGACHEVAa% Olesya A. FEOKTISTOVAb

a Financial Research Institute of Ministry of Finance of Russian Federation, Moscow, Russian Federation bogacheva@nifi.ru

b Financial Research Institute of Ministry of Finance of Russian Federation, Moscow, Russian Federation feoktistova@nifi.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 13 November 2015 Accepted 25 November 2015

JEL classification: G28, H82, L32, O38

Keywords: standard costs, State job, R&D, labor costs, manpower input

Abstract

Importance Finance planning for R&D is usually individual for each public institution based on estimated costs of the entire set of works included in the State job. However, this approach contradicts to main goals of the on-going reform of public institutions as it fails to link R&D outlays and outputs and to ensure transparent financial planning for R&D. The paper discusses a possible approach to assessing standard costs of R&D based on labor inputs.

Objectives The study aims to define the most efficient ways of applying standard costs for R&D at present and in future.

Methods The study employs the method of analysis of the current situation and the legislation. Results We offer certain ways of using the standard method to calculate the financial support to State jobs to perform R&D activities. We also define prospects for applying the standard approach in the future.

Conclusion and Relevance The standard approach will enable to coordinate budget expenditures for research and development activities and the performance. Furthermore, it will help increasing the transparency in planning the budgetary funds to finance the scientific activity of public institutions.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Belotserkovskii VI Normirovanie nauchno-issledovatel'skikh i konstruktorskikh rabot [R&D job standardization]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1976, 120 p.

2. Yastrebova O.K., Manuilov N.A. Normativnye zatraty na okazanie gosudarstvennykh obrazovatel'nykh uslug kak osnovnoi instrument finansovogo obespecheniya vuzov [Standard costs of rendering the State educational services as a main tool of financial support to higher education institutions]. Obrazovatel'nye tekhnologii = Educational Technologies, 2014, no. 3, pp. 78-89. Available at: http://www.iedtech.ra/files/joumal/2014/3/standard-costs-financial-support.pdf (In Russ.)

3. Bogacheva O.V., Tsvetkova A.V. Podkhody k primeneniyu normativnykh metodov v finansirovanii nauchnoi deyatel'nosti byudzhetnykh uchrezhdenii [Approaches to applying the standard methods of financing the scientific activity of State-financed institutions]. Byudzhet = Budget, 2013, no. 6, pp. 66-72.

4. Feoktistova O.A. Planirovanie zatrat na nauchnye issledovaniya: proektnyi podkhod [Cost planning for scientific researches: a project-based approach]. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2014, no. 1, pp. 69-80.

5. Maass G. Funding of Public Research and Development: Trends and Changes. OECD Journal on Budgeting, 2003, vol. 3, no. 4, p. 46.

6. Locke E.A. The Nature and Causes of Job Satisfaction. In: Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Chicago, Rand McNally, 1976, pp. 1297-1349.

7. Locke E.A., Latham G.P. A Theory of Goal Setting and Task Performance. Englewood Cliffs, New Jersey, Prentice-Hall, 1990.

8. Smith K.G., Locke E.A., Barry D. Goal setting, planning, and organizational performance: An experimental simulation. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 1990, vol. 46, pp. 118-134.

9. Steen J.V. Modes of Public Funding of Research and Development: Towards Internationally Comparable Indicators. OECD Science, Technology and Industry Working Papers, OECD Publishing, 2012, no. 4.

10. Bekleshov V.K., Zavlin P.N. Normirovanie v nauchno-tekhnicheskikh organizatsiyakh [Norm setting in scientific and technical organizations]. Moscow, Ekonomika Publ., 1989, 238 p.

11. Bekleshov V.K., Zavlin P.N. Normirovanie truda v NII i KB [Labor rating in research institutes and design centers]. Moscow, Ekonomika Publ., 1973, 206 p.

12. Botashev R.A. [Problems and ways to improve the system of norms and standards of labor in the innovation-driven economy]. Nauchnyi zhurnal KubGAU, 2011, no. 71. (In Russ.) Available at: http://sj .kubsau.ru/issues/71.

13. Zvyagin A.A., Mosin V.N. Planirovanie truda i zarabotnoiplaty v NII i KB [Planning of work and salary in research institutes and design centers]. Moscow, Ekonomika Publ., 1969, 168 p.

14. Moseichuk M.A. Normirovanie truda - ponyatie, vidy i zakonodatel'noe regulirovanie [Labor rate setting: the concept, types, and statutory regulation]. Zarabotnayaplata = Salary, 2004, no. 2, pp. 20-32.

15. Akimov V.A., Durnev R.A., Zhdanenko I.V. V poiskakh podkhodov k otsenke trudoemkosti NIOKR v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: analiz osnovnykh faktorov [In search of approaches to assessing the labor input of research and development in the field of health and safety: an analysis of major factors].

Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern High Technologies, 2011, no. 6, pp. 29-35.

16. Akimov V.A., Durnev R.A., Zhdanenko I.V. V poiskakh podkhodov k otsenke trudoemkosti NIOKR v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: predposylki i dopushcheniya k opredeleniyu trudozatrat [In search of approaches to assessing the labor input of research and development in the field of health and safety: prerequisites and assumptions to define labor costs]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern High Technologies, 2012, no. 1, pp. 18-23.

17. Akimov V.A., Durnev R.A., Zhdanenko I.V. V poiskakh podkhodov k otsenke trudoemkosti NIOKR v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: protsedura otsenki trudozatrat [In search of approaches to assessing the labor input of research and development in the field of health and safety: a procedure for labor input assessment]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern High Technologies, 2012, no. 2, pp.20-32.

18. Bogacheva O.V., Feoktistova O.A. Sovershenstvovanie statusa gosudarstvennykh uchrezhdenii [Improving the status of public institutions]. Byudzhetnyi uchet = Budgetary Accounting, 2013, no. 6, pp. 12-18.

19. Kissel' E.I. Organizatsiya truda i upravleniya v NII i KB v usloviyakh NTR [The organization of work and management in scientific research institutes and design centers under the scientific and technological revolution]. Moscow, Ekonomika Publ., 1979, 144 p.

20. Govorkov A.S. Organizatsiya proektnogo podkhoda pri realizatsii nauchnykh proektov v vuze [The organization of a project-based approach when implementing the scientific projects by higher education institutions]. Available at: http://ito.edu.ru/2009/Petrozavodsk/IV/IV-0-45.html. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.