Научная статья на тему 'Методические подходы к обоснованию системы экономических показателей оценки эффективности деятельности организации'

Методические подходы к обоснованию системы экономических показателей оценки эффективности деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1467
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ОБОРОТ / КРУГООБОРОТ / КАПИТАЛ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горелкина И.А.

В статье рассмотрены методические аспекты формирования системы экономических показателей оценки эффективности деятельности организации. Обосновывается необходимость учитывать влияние цены привлекаемого капитала при проведении оценки деятельности, уточняется схема кругооборота капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к обоснованию системы экономических показателей оценки эффективности деятельности организации»



УДК 338. 242

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ*

И. А. ГОРЕЛКИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: irgorelkina@yandex.ru Воронежский государственный аграрный университет

В статье рассмотрены методические аспекты формирования системы экономических показателей оценки эффективности деятельности организации. Обосновывается необходимость учитывать влияние цены привлекаемого капитала при проведении оценки деятельности, уточняется схема кругооборота капитала.

Ключевые слова: оценка, эффективность, прибыль, рентабельность, оборот, кругооборот, капитал, ресурсы.

Современная бизнес-среда формирует новые требования к оценке деятельности организации. Экономическая оценка эффективности деятельности предприятия позволяет сделать выводы о достигнутом уровне финансово-хозяйственного состояния, возможности привлечения необходимых ресурсов для дальнейшего развития. При этом необходимо учитывать множество факторов внешней и внутренней среды функционирования. В связи с этим формирование системы показателей эффективности деятельности предприятия приобретает особую значимость в современных условиях хозяйствования.

Оценка эффективности деятельности предприятий осуществляется на основе определенных

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Орловском государственном техническом университете.

принципов. В экономической литературе предлагаются различные варианты сочетания принципов оценки эффективности. К ним относятся научность, системность, комплексность, достоверность, объективность, релевантность, оперативность, сопоставимость, принцип древовидной структуры, принцип ясности и понятности, принцип разумного сочетания абсолютных и относительных показателей, принцип адекватности, принцип взаимосвязи цели и конечного результатадеятельности и др. [2, 5].

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности в экономической работе коммерческих организаций используются показатели рентабельности, являющиеся относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы организации в различные временные периоды, отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам.

Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции, продаж, активов, собственного (акционерного) капитала. Основополагающим подходом к формированию этих по-

казателей эффективности является соотношение конечного результата, эффекта с примененными и потребленными ресурсами. Традиционно система показателей эффективности предприятий ориентируется на максимизацию прибыли, рентабельности, улучшение финансовыхкоэффициентов [3, 6, 7].

Такой подход к оценке деятельности в настоящее время не отвечает требованиям усиления конкуренции, необходимости устойчивого развития предприятий, финансового рынка.

Основные недостатки традиционных показателей экономической эффективности:

- показатели прибыли, рентабельности не являются основными количественными характеристиками, характеризующими стратегию, идею, миссию предприятия. Они характеризуют финансовые результаты деятельности, не затрагивая направления использования прибыли, достаточности ее величины, параметров благосостояния собственников ит. д.;

- отсутствие учета взаимосвязи между различными аспектами деятельности организации, приводящее к потере стратегических ориентиров развития. Тактические цели достижения максимальной прибыли и увеличения рентабельности — снижение затрат, рост производства, продаж и т. п. — могут вступать в противоречие с задачами стратегической направленности. Например, это возможно в случае, когда для снижения издержек принимаются решения об отказе применения некоторых видов сырья, о приобретении более дешевых материалов, не учитываются потребности и предпочтения потребителей ит.д.;

- использование информации, характеризующей только внутренние процессы организации. Показатели результатов деятельности в большей степени ориентированы на сравнение текущего положения организации с ее положением в предшествующие периоды, поскольку достоверная, системная, сопоставимая информация аналогичных показателей по отраслям деятельности, регионам зачастую отсутствует или недоступна. Такая информация не дает системной и адекватной реальности картины развития бизнеса, и она недостаточна для собственников, инвесторов, оценивающих потенциал развития организации;

- не учитывается внешняя финансовая среда функционирования, что не позволяет оценить приемлемости существующих условий финансирования, возможных изменений на фи-

нансовом рынке в будущем и, следовательно, предсказать тенденции и масштабы развития предприятия; - проблематично определение научно обоснованного необходимого (требуемого) количественного размера эффекта — прибыли, который бы позволил предприятию не только удерживать достигнутые позиции на рынке, обеспечивать развитие производства, удовлетворение потребностей собственников, но и быть инвестиционно привлекательным, финансово устойчивым в условиях существующего финансового рынка, обеспечивать финансирование сбалансированного, устойчивого развития.

Наряду с определением показателей прибыли, рентабельности целесообразно проведение оценки эффективности по показателям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предприятия. Такой подход не противоречит стремлению к максимизации прибыли, рентабельности, но создает условия для успешного функционирования в перспективе. Необходимо сформировать систему показателей оценки эффективности, измеряющих результаты в каждом из ключевых аспектов деятельности по всей цепочке создания потребительной стоимости, отражающей причинно-следственные связи как между сферами деятельности, так и соответствующими показателями.

Деятельность коммерческой организации неразрывно связана с наличием и функционированием капитала. Главной целью использования капитала в процессе его движения является, с одной стороны, создание материальных благ и оказание услуг, с другой — получение дохода за счет вложенных в производство затрат. Механизм движения капитала и получения дохода выявляется в процессе кругооборота и оборота капитала [1].

Как известно, в модели кругооборота выделяются три стадии. На первой стадии денежный капитал авансируется на приобретение средств производства, предметов труда и рабочей силы. На этой стадии денежная форма капитала превращается в производительную. Вторая стадия — производительная, т. е. на этой стадии осуществляется процесс производства и создается новый продукт. Главное назначение этой стадии — создание новой стоимости, включающей прибавочную стоимость. Третья стадия — товарная, когда происходит реализация готовой продукции на рынке. В результате предпринимателю возвращается авансированный капитал и дополнительно получаемая прибавочная

стоимость {Тх— Дх\ Дх= Д+ АД), после чего начинается новый цикл кругооборота капитала: Д- Т(РС, СП)... - Т1 -Д ^ Т(РС, СП)... -

-т2- д2->...

На примере этой известной схемы наглядно видна методика формирования традиционно применяемых показателей оценки эффективности деятельности (прибыли, рентабельности): движение капитала последовательно охватывает авансирование капитала в производство, реализацию произведенного товара, возвращение капитала предпринимателю с приращением на величину прибавочной стоимости, что предполагает эффективное использование всех вложенных ресурсов и, соответственно, требует оценки.

Однако за пределами этой схемы кругооборота капитала остается процесс его формирования. Термин «формирование» означает создавать, составлять; придавать определенную форму, законченность [4]. Формирование капитала предприятия носит двойственный характер. С одной стороны, необходимо определение его объема, достаточного для ведения операционной деятельности в запланированном размере. С другой стороны, требуется обоснование схемы и выбор источников его финансирования, что связано с формированием структуры капитала, методами его привлечения, составом кредиторов и рядом других условий.

При формировании структуры капитала предприятия рассматриваются обычно две основные схемы его финансирования: полное самофинансирование (формирование капитала исключительно за счет собственных его видов) и смешанное финансирование (использование как собственных, так и заемных средств). На выбор схемы финансирования и конкретных источников формирования капитала оказывают влияние объективные и субъективные факторы, к которым относят:

- организационно-правовую форму предприятия;

- отрасльимасштабыдеятельности;

- технологические особенности производственного процесса;

- специфику выпускаемой продукции;

- характер государственного регулирования и налогообложения бизнеса;

- связи с банковскими структурами;

- репутацию на рынке;

- меру допустимого риска, принимаемую собственником;

- цену капитала, привлекаемого из различных источников;

- доступность источников финансирования;

- конъюнктуруфинансовогорынкаидр. [2].

Среди них следует особо выделить фактор, оказывающий количественное влияние на уровень получаемого эффекта от вложения капитала — цену капитала.

Привлечение капитала не является бесплатным для предприятия, и концепция структуры и цены капитала рассматривается как одна из фундаментальных концепций финансового менеджмента. Каждый из составляющих видов капитала имеет свою цену, методика расчета которой освещается в специализированной литературе, хотя и не является бесспорной. Расходы, связанные с выплатами за сформированный капитал, представляют для предприятия, получающего этот капитал, величину его цены. Для инвестора цена вложенного капитала — это альтернативная доходность, возникающая из-за утраты им возможности использовать денежные средства каким-то другим способом. Цена капитала— это единственный вид цены, измеряемый в процентах и приводящий к уменьшению экономического эффекта, получаемого предприятием в результате производственно-финансовой деятельности.

В схеме кругооборота каптала не находят отражения выплаты за привлечение капитала, что создает предположение о возможности начала нового кругооборота в размере вложения возросшего капитала Д, т.е., что не существует выплат инвесторам, кредиторам за привлеченный для авансирования бизнеса капитал Д. Логичным будет отражение этих расходов в схеме кругооборота капитала. Выплаты дивидендов, процентов за заемные средства и т.п., определяющие цену капитала ЦК, осуществляются за счет прибавочного продукта, поэтому источником их будет являться вновь созданная прибавочная стоимость, которая, соответственно, уменьшается на величину расходов по привлечению капитала: Д- Т(РС, СП)... - тх -Д (-ЦК) ^ Т(РС, СП)... --Т2-Д2 (-ЦК)

Выплаты за капитал по времени могут не совпадать с завершением кругооборота капитала, а происходить на других стадиях производственно-коммерческого цикла в соответствии с договорными условиями и иными обязательствами предприятия, и схема отражает лишь логическую цепочку движения стоимости.

До момента авансирования капитала в следующий производственный цикл следует принимать финансовые решения по формированию капитала одновременно по двум аспектам: - определение общей потребности в капитале

для финансирования основных и оборотных

средств в соответствии с производственной программой; - обоснование структуры необходимого размера капитала в зависимости от его цены. По мнению большинства ученых и практиков, занимающихся управлением финансами, структура и цена капитала взаимосвязаны. В целом цена заемного капитала, привлекаемого из различных источников, обычно ниже цены собственного капитала. Однако в разрезе отдельных источников привлечения заемных средств цена капитала существенно колеблется в зависимости от рейтинга кредитоспособности предприятия, формы обеспечения кредита и ряда других условий.

Формирование капитала предприятия носит характер оптимизационных расчетов выбора направления вложения средств, их размера и приемлемых источников финансирования. Критерием должны быть максимальный эффект от использования вложенных средств и минимальный расход по их привлечению.

Очевидно, что концепция структуры и цены капитала должна приниматься во внимание при формировании экономических показателей оценки эффективности. Предприятие функционирует эффективно, если получаемая доходность от деятельности превышает цену привлекаемого для этих целей капитала. Только в этом случае предприятие создает дополнительную чистую стоимость, т. е. увеличивает вложенный капитал и способно к продолжению деятельности в расширенном масштабе. Важно определение фактической цены уже имеющегося капитала, но гораздо важнее определение цены нового капитала, который предприятие только собирается привлечь для финансирования.

В условиях современной экономики формирование системы показателей деятельности организации целесообразно осуществлять на основе методики оценки эффективности формирования и использования ресурсов в отличие от традиционно применяемой методики оценки эффективности использования ресурсов. Наряду с оценкой прибыли,

Список литературы

рентабельности коммерческим организациям следует применять широко используемые в международной практике управления финансами показатели цены капитала (weighted average cost of capital — WACC), экономической добавленной стоимости (economic value added — EVA). Показатель цены (стоимости) капитала отражает расходы предприятия, осуществляемые за счет прибавочного продукта, связанные с привлечением и функционированием капитала, выраженные в процентах к сумме привлекаемого капитала, и, таким образом, оценивает формирование капитала как ресурса. Рентабельность капитала (активов) показывает уровень эффективности использования привлеченного в производственный процесс капитала. Экономическая добавленная стоимость означает доход предприятия после выплат всех обязательств, связанных с привлечением капитала, и оценивает эффективность от использования капитала с корректировкой на уровень потерь, связанных с формированием капитала.

Такой методический подход к формированию экономических показателей оценки позволит более комплексно, системно подходить к оценке деятельности предприятия, поскольку:

- в основу обоснования перечня показателей положено движение стоимости в процессе кругооборота капитала;

- наглядно демонстрируются условия и возможности роста бизнеса;

- отражает стратегические ориентиры для формирования уровня доходности, соответствующего желаемым (целевым) параметрам темпов роста, обеспечения устойчивости развития, финансового равновесия;

- определяет барьерные значения доходности для обоснования как долгосрочных инвестиционных решений, так и тактических приемов распоряжения ресурсами;

- устанавливает логическую количественную взаимосвязь и взаимозависимость между производственными и финансовыми аспектами деятельности организации.

1. Бланк И. А. Управление использованием капитала. М.: Омега-Л, 2008.

2. Бланк И. А. Управление формированием капитала. М.: Омега-Л, 2008.

3. БобылеваА. 3. Финансовые управленческие технологии: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999.

5. Терещенко Н. Н., Емельянова О. Н. К вопросу об оценке эффективности деятельности предприятий торговли // Проблемы современной экономики. 2004. № 4.

6. Финансы предприятий: учебник / подред. проф. Н. В. Колчиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

7. ШереметА.Д., ИоноваА. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.