Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НАЛОГОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НАЛОГОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДОБРОСОВЕСТНЫЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА / БЮДЖЕТ ОРГАНИЗАЦИИ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / TAXES / TAX PLANNING / CONSCIENTIOUS TAXPAYER / TAX BENEFIT / BUDGET OF THE ORGANIZATION / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеева Ольга Георгиевна, Исакова Юлия Владимировна

В статье содержится обоснование актуальности налогового планирования в деятельности организаций, с этой целью раскрыты правовые основы налогообложения и налогового планирования. Большое внимание уделено сложным вопросам особенностей управления налогообложением и порядка отражения в налоговом учете плановых и фактических показателей хозяйственной деятельности. Предложен порядок оценки действующего положения налогового планирования в организации, включающий в себя несколько этапов, при этом особое внимание уделено сложным моментам в налоговом планировании, например определению ответственных за плановые и фактические показатели налогооблагаемой базы и суммы налогов. Для целей совершенствования системы планирования налогообложения в организации предлагается несколько мероприятий по налоговому планированию с характерными свойствами и инструментарием. С целью повышения информативности налогового бюджета предложен вариант составления бюджетов отклонений по показателям налогооблагаемой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордеева Ольга Георгиевна, Исакова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE TAX PLANNING IN THE ORGANIZATION

The article provides a rationale for the relevance of tax planning in the activities of organizations, for this purpose, the legal foundations of taxation and tax planning are disclosed. Much attention is paid to complex issues of tax management features and the procedure for reflecting planned and actual indicators of economic activity in tax accounting. The procedure for assessing the current state of tax planning in an organization is proposed, which includes several stages, with special attention paid to complex moments in tax planning, for example, determining those responsible for the planned and actual indicators of the tax base and the amount of taxes. For the purpose of improving the tax planning system in the organization, several tax planning measures with characteristic properties and tools are proposed. In order to increase the informativeness of the tax budget, a variant of drawing up budgets of deviations according to the indicators of the tax base is proposed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НАЛОГОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 657

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НАЛОГОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ

О.Г. Гордеева, Ю.В. Исакова

В статье содержится обоснование актуальности налогового планирования в деятельности организаций, с этой целью раскрыты правовые основы налогообложения и налогового планирования. Большое внимание уделено сложным вопросам особенностей управления налогообложением и порядка отражения в налоговом учете плановых и фактических показателей хозяйственной деятельности. Предложен порядок оценки действующего положения налогового планирования в организации, включающий в себя несколько этапов, при этом особое внимание уделено сложным моментам в налоговом планировании, например определению ответственных за плановые и фактические показатели налогооблагаемой базы и суммы налогов. Для целей совершенствования системы планирования налогообложения в организации предлагается несколько мероприятий по налоговому планированию с характерными свойствами и инструментарием. С целью повышения информативности налогового бюджета предложен вариант составления бюджетов отклонений по показателям налогооблагаемой базы.

Ключевые слова, налоги; налоговое планирование; добросовестный налогоплательщик; налоговая выгода; бюджет организации; налоговое бремя.

O.G. Gordeeva, Yu.V. Isakova. METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE TAX PLANNING IN THE ORGANIZATION

The article provides a rationale for the relevance of tax planning in the activities of organizations, for this purpose, the legal foundations of taxation and tax planning are disclosed. Much attention is paid to complex issues of tax management features and the procedure for reflecting planned and actual indicators of economic activity in tax accounting. The procedure for assessing the current state of tax planning in an organization is proposed, which includes several stages, with special attention paid to complex moments in tax planning, for example, determining those responsible for the planned and actual indicators of the tax base and the amount of taxes. For the purpose of improving the tax planning system in the organization, several tax planning measures with characteristic properties and tools are proposed. In order to increase the informativeness of the tax budget, a variant of drawing up budgets of deviations according to the indicators of the tax base is proposed.

Keywords: taxes; tax planning; conscientious taxpayer; tax benefit; budget of the organization; tax burden.

Основной задачей налогового планирования каждой организации выступает планомерное снижение имеющейся налоговой нагрузки. Снижение налоговой нагрузки предполагает последовательно проводимые действия и выполнение целого ряда положений, к которым относятся:

- готовность руководства организации к осуществлению налогового планирования;

- наличие стратегии бизнеса в целом, что возможно при планировании продаж, ценовой политики и т.д.;

- формирование структурного подразделения по налоговому планированию;

- разработка регламента по налоговому планированию;

- внедрение системы сбора и обработки информации, т.е. системы расчетов и отчетности, должностные инструкции работни-

ков, которые задействованы во внедряемой системе.

Налоговое планирование организации в первую очередь должно обеспечить минимальные налоговые платежи в бюджет. При этом по каждому виду налоговых выплат должен быть разработан комплекс мер по формированию налогооблагаемой базы и снижению налоговых выплат. Многие субъекты хозяйствования стремятся минимизировать налоговое бремя, занижая свой доход не всегда законными способами. Но подобное пренебрежение обязанностями перед государством и обществом приводит к увеличению судебного взыскания сумм налогов и других нежелательных последствий.

Налоговое законодательство содержит методы и правовые инструменты, позволяющие весьма эффективно контролировать уровень налогообложения организации, осуществляя

22

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 4(42)

налоговое планирование. При определенных усилиях компания или предприниматели в состоянии законно свести бремя к минимуму и не столкнуться с последствиями за нарушение норм налогового права, в связи с чем актуальность правильного налогового планирования постоянно возрастает. «Налоговое планирование в организации - один из самых действенных инструментов повышения эффективности деятельности экономического субъекта, позволяющий существенно сократить расходы по налогам и сборам при соблюдении требований законодательства» [9], и, по сути, представляет собой выбор плательщиком наиболее выгодных правовых форм ведения бизнеса для достижения минимального уровня налогового бремени в соответствии с действующим законодательством.

Правовые основы налогообложения сформулированы в Налоговом кодексе Российской Федерации и раскрыты Конституционным Судом Российской Федерации. Обязанность по уплате налогов является конституционной, и ее важность не раз подчеркивалась Конституционным Судом РФ. В одном из постановлений Конституционный Суд РФ указал на неотвратимость наступления санкций при наличии деяния, которое совершено «с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил» [2], даже если способ избегания уплаты налогов на первый взгляд представляется законным.

Указанное постановление интересно еще и тем, что из него можно подчерпнуть ориентир для поиска законных методов налогового планирования и снижения налогового бремени. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, правомерными являются действия, совершенные с целью снижения сумм налогов, но при этом являются реализацией его прав, «связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа» [2]. В связи с этим было закреплено законное право субъектов производить планирование.

Иными словами, возможно разделить налоговое планирование на законное и незаконное (злоупотребление правом, обход закона, избежание налогообложения). Законное планирование всегда осуществляется «добросовестным налогоплательщиком». В судебной практике сформировалось весьма строгое определение, налагающее на налогоплательщика большую ответственность за свои действия. Согласно

мнению Конституционного Суда РФ [1] и Верховного Суда РФ, плательщик признается добросовестным, когда хозяйствующий субъект не просто готов был их уплатить, а сделал все от него зависящее, по его мнению, для выполнения своей обязанности.

Следующим ориентиром для налогового планирования является доктрина «налоговой выгоды», которая раскрыта в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» [3] и основана непосредственно на добросовестности налогоплательщика. Налоговая выгода выражается в виде интереса в получении налоговой льготы или возврата денег из бюджета. «Если интерес не противоречит закону, то налоговая выгода является обоснованной, а если нет, то говорим о необоснованной налоговой выгоде» [13]. Эта категория является достаточно оценочной, а как заметил К.А. Сасов, она фактически представляет собой «алгоритм проведения судебного налогового расследования, распределения бремени доказывания между сторонами судебного процесса и правила оценки судом представленных ими доказательств» [11]. Для признания налоговой выгоды обоснованной экономическая деятельность должна соответствовать условию реальности хозяйственной деятельности и необходимо присутствие должной осмотрительности при выборе контрагентов. В частности, об отсутствии осмотрительности при выборе контрагента свидетельствует отсутствие лицензии на осуществление планируемой деятельности или отсутствие персонала и имущества. Налогоплательщик также обязан доказать реальность произведенных операций: то, что товары были переданы, работы выполнены с помощью данных бухгалтерского или иного учета.

Необходимо отметить, что доктрину «налоговой выгоды» невозможно рассматривать отдельно от анализа наличия у сделок налогоплательщика деловой цели. Как отмечают Е.Д. Донцова, А.В. Денисов, «сущность доктрины «деловой цели» заключается в следующем: любая сделка, осуществляемая субъектом налогового права, должна иметь определенную деловую цель, т.е. иметь экономическую сущность. В случае если целью сделки является исключительно уменьшение суммы уплачиваемого налога, то такая сделка не должна учитываться при налогообложении» [8]. В случае с «деловой целью» анализу подлежат объективные и субъективные составляющие сделок. В объективный тест включается необычность

определенных операций для налогоплательщика. Однако, как отметил Конституционный Суд РФ, «обоснованность получения налоговой выгоды ... не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала» [4]. Здесь суд оставляет за субъектами предпринимательской деятельности право самостоятельно принимать бизнес-решения, и необычность операций оценивается только в связи с субъективным критерием, который включает в себя намерение получить реальный результат от совершенной сделки, а не исключительно снижение налогового бремени.

Как было отмечено выше, у организаций существуют огромные риски при отсутствии налогового планирования, начиная от неуплаты неустоек, заканчивая возбуждением уголовного дела за неуплату налогов. Соответственно, актуальным вопросом является наличие прозрачной системы налогового планирования, которая выступит информационной поддержкой принимаемых управленческих решений.

Для повышения эффективности налогового планирования необходимо в первую очередь проанализировать действующее положение налогового планирования.

На первом этапе необходимо определить состояние системы налогообложения в организации в целом. Объем налогового планирования компании напрямую связан с тяжестью налогового бремени. Существуют определенные характеристики состояния налогового планирования в зависимости от размера налогового бремени. Налоговое бремя (далее - НБ) рассчитывается по формуле: НБ = Н/В х 100 %, где Н - налоги, начисленные за отчетный период; В - выручка без НДС.

Для расчета налогового бремени организации необходимо взять показатели предыдущего отчетного периода либо показатели на плановый период. При уровне налогового бремени от 10 до 15 % необходимость в налоговом планировании минимальна, достаточно разовых мероприятий. При уровне налогового бремени выше данного критерия в организации существует потребность в налоговом планировании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этом же этапе необходимо проанализировать отклонения, возникшие при исполнении бюджета по налогам за предыдущий период, т.е. сопоставить запланированные суммы налога с фактическими суммами налога. Если отклонения плановых показателей от фактических находятся в пределах 10 %, то планирование в организации осуществляется на высоком уровне. Это значит, что данной системе налогового планирования можно доверять и принимать управленческие решения, опираясь на

полученные показатели. И, как следствие, нет необходимости в дальнейшем совершенствовании системы налогового планирования в организации, достаточно контролировать данную систему, чтобы она продолжала также работать, не снижая своей эффективности.

Если же отклонения фактических показателей сумм налогов от плановых превышают 10 %, то это значит, что система планирования в организации развита слабо и использовать ее показатели для принятия управленческих решений невозможно. Менеджмент организации не в состоянии планировать объем денежных средств, который необходим для уплаты налогов, следовательно, будут возникать просрочки платежей по налогам. В этой ситуации необходимо проводить более глубокое исследование и проанализировать выполнение плана по показателям, которые формируют налогооблагаемую базу. Так, например, на плановые значения налога на прибыль влияет прибыль до налогообложения и ставка налога на прибыль. В свою очередь, на налогооблагаемую прибыль влияют доходы и расходы организации. При отклонениях фактических показателей от плановых по доходам и расходам, соответственно, будут возникать отклонения в фактических показателях от плановых по налогу на прибыль.

На втором этапе необходимо определить ответственных за исполнение плановых показателей. Здесь следует изучить организационную структуру организации и при наличии финансовую и бюджетную структуры. За формирование налогооблагаемой базы, скорее всего, будут нести ответственность несколько центров финансовой ответственности. Так, например, доходная часть, влияющая на налог на прибыль, может быть зафиксирована в бюджете продаж (доходов), бюджете прочих доходов и расходов. За показатели данных бюджетов, как правило, отвечает центр финансовой ответственности (центр дохода), коммерческий отдел. Расходы, влияющие на налог на прибыль, могут находить отражение в следующих бюджетах: бюджет общепроизводственных расходов, бюджет коммерческих расходов, бюджет административных расходов, бюджет расходов энергоресурсов, бюджет фонда оплаты труда, бюджет прочих доходов и расходов и др. При этом центром финансовой ответственности (центром затрат) могут выступать такие подразделения организации, как производственный цех, подразделение, обеспечивающее отгрузки и производство, подразделение общего руководства и др. Должностные лица центров ответственности, пусть и косвенно, но также влияют на окончательную сумму налогов.

Непосредственно сами налоги отражаются, как правило, в бюджете расчетов по налогам. Ответственность за данный бюджет возлагается на центр финансовой ответственности (центр затрат), бухгалтерию. Казалось бы, в обязанности этого центра непосредственно входит ответственность за суммы как планируемых налогов, так и фактически исчисленных и отклонения между ними. Но основной смысл в создании центров финансовой ответственности в том, что должностные лица, которые отвечают за показатели центров финансовой ответственности, должны иметь возможность влиять на вменяемые им показатели. В случае с налогами получается, что влияние на значение налогов оказывают другие центры финансовой ответственности, а бухгалтерия лишь фиксирует их. Тем не менее среди ответственных за бюджет расчетов по налогам данные сотрудники не значатся, хотя напрямую влияют на налогооблагаемую базу. Налоговое планирование предполагает проведение анализа всех сделок (и текущих и новых) на стадии их оформления, заключения договоров. От того, как изложены те или иные условия в договорах (дата платежа, скидки, отсрочки и проч.) зависит величина возникающих при этом налоговых обязательств.

На третьем этапе необходимо оценить порядок расчета налогов в организации. На основании данных, которые имеются в бухгалтерии по состоянию на последнее число месяца, составить точный план по расчетам по налогам за текущий месяц в следующем месяце, невозможно. Как правило, в организациях себестоимость готовой продукции, работ и услуг за отчетный месяц, значение которой напрямую влияет на налоги, формируется до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Следовательно, планировать платежи по налогам на следующий месяц до конца текущего месяца невозможно, лишь опираясь на данные учета, которые будут сведены только к 15 числу следующего месяца.

Для совершенствования системы планирования налогообложения в организации предлагается реализовать несколько мероприятий:

1. Необходимо разработать Положение о бюджетном планировании и контроле с тем, чтобы увязать все действия и мероприятия в процедурах планирования и контроля в организации в одном документе.

2. Следующий этап - разработать Налоговый бюджет организации с целью сбора информации о налогах в одном документе.

3. Разработать Бюджет отклонений с целью своевременного отражения отклонений от пла-

на и влияния этих отклонений на налогооблагаемую базу.

В рамках разработки Положения о бюджетном планировании и контроле необходимо разработать единый документ по всем процессам бюджетирования, которые существуют в организации. Как правило, это Положение о бюджетном планировании и контроле, где будут детализированы процедуры сбора, обработки, анализа, корректировки необходимых данных. Это следует сделать для того, чтобы все участники процесса бюджетирования в организации могли в оперативном порядке уточнять необходимую информацию, касающуюся процедуры бюджетирования. Либо в случае возникновения необходимости внести изменения в процедуру бюджетирования, внести изменения в конкретный пункт Положения, а не доводить данную информацию отдельными приказами, устно и т.д.

После разработки данного Положения в должностные инструкции сотрудников, которые участвуют в процедуре бюджетирования, обязательно нужно добавить пункт о соблюдении Положения о бюджетном планировании и контроле. Все дальнейшие изменения в процедуре бюджетирования отражать в Положении, не затрагивая должностные инструкции.

Для реализации следующего мероприятия по разработке Налогового бюджета необходимо детально описать все виды налогов организации и показатели, формирующие налогооблагаемую базу. Далее необходимо провести изучение остальных видов бюджетов для понимания того, собирается ли информация в разрезе налогооблагаемой базы в других бюджетах. При ее отсутствии ввести эти показатели, детализировав имеющиеся бюджеты.

Для оперативного контроля за исполнением бюджета и отражения отклонений фактических данных от бюджетных необходимо реализовать третье мероприятие по формированию Бюджета отклонений. Для формирования Бюджета отклонений можно предложить два варианта контроля за фактическим исполнением бюджета. Первый вариант - это контроль за исполнением плановых показателей в конце текущего месяца. Второй вариант - это постоянный контроль за исполнением плановых показателей.

При выборе первого варианта контроля сотрудники, ответственные за плановые показатели, должны анализировать исполнение плана и оформлять служебные записки на отклонение от плана один раз в месяц в последних числах месяца и получать разрешительные подписи на дальнейшие операции до конца месяца. Дан-

ный вариант является более простым, он позволит заблаговременно планировать платежи по налогам на следующий месяц.

В этом варианте в течение текущего месяца в бюджеты вводятся фактические данные по исполнению бюджета, так же как и в настоящее время. На основании этих данных формируется финансовая модель организации в установленные даты. В последний день составления финансовой модели сотрудники, ответственные за выполнение фактических показателей, проводят сравнение факта и плана. На основании данного сравнения составляется служебная записка на перевыполнение или невыполнение бюджета до конца следующего месяца, т.е. ответственные сотрудники прогнозируют те суммы, которые будут перевыполнены или недовыполнены до 30 (31) числа месяца. Служебная записка подписывается финансовым контролером (экономистом), руководителем подразделения, инициирующего изменения в бюджете, начальником планово-экономического отдела либо другими ответственными лицами. Далее на данные показателей служебных записок будут рассчитаны суммы налогов к уплате в следующем месяце.

Для того, чтобы данные служебных записок попали в систему бюджетирования, необходимо ввести Бюджет отклонений. Показатели Бюджета отклонений будут соответствовать тем бюджетам, по которым возникли отклонения.

При выборе второго варианта контроля сотрудники, ответственные за плановые показатели, должны оформлять служебные записки в момент возникновения отклонения от плана и получать разрешительные подписи на совершение данных операций. Данный вариант является более сложным в части документооборота, зато позволит контролировать исполнение плановых показателей и своевременно принимать меры для предотвращения негативных последствий от неисполнения плана.

При данной процедуре осуществляется постоянный контроль за исполнением плановых показателей. В момент возникновения отклонений от плана, сотрудник, отвечающий за показатель бюджета, при возникновении отклонений оформляет служебную записку, где указывает сумму отклонений, причины отклонений, другую необходимую информацию. После этого служебная записка подписывается финансовым контролером (экономистом), руководителем подразделения, инициирующего изменения в бюджете, начальником планово-экономического отдела и представителем бухгалтерии (с целью оценки сделки с точки

зрения налогообложения). Если в служебной записке получены все разрешительные подписи, то сотрудник может осуществлять данную сделку, выставлять счет на оплату или другие действия с контрагентом; если разрешительные подписи не получены, то, следовательно, не предпринимать никаких действий.

Так же, как и в первом варианте, здесь необходимо формировать Бюджет отклонений, показатели которого будут соответствовать тем бюджетам, по которым возникли отклонения. Итоговые показатели по бюджетам с учетом отклонений станут основой для платежа налогов на следующий месяц.

Предложенные варианты организации налогового планирования станут действенным механизмом по сбору информации для принятия управленческих решений в области оптимизации налогов, а также позволят в оперативном порядке собрать всю информацию по суммам налогов, подлежащим уплате в бюджет.

Список литературы

1. По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 № 24-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова: постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 № 9-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Институт управления» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 366-О-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Ватанова А.С. Методические аспекты выявления и оценки налоговых рисков хозяйствующего субъекта // Экономика и предпринимательство. 2019. № 2 (103). С. 849-853.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 4(42)

6. Ватанова А.С. Методические аспекты оценки и управления налоговыми рисками организаций // Вестник научных конференций. 2019. № 5-1 (45). С. 28-30.

7. Гурова С.Ю., Шипеев Я.Г. Эволюция понятий «налоговая система» и «система налогов» в контексте развития налогообложения в Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1 (35). С. 34-37.

8. Донцова Е.Д., Денисов А.В. Кодификация доктрины «деловой цели» в налоговом праве // Налоги. 2018. № 7. С. 5-7.

9. Дятлова А.Ф., Нажмутдинова З.К. Сущность налогового планирования при оптимизации налоговых обязательств // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2018. № 11. URL: http://lexandbusiness. ru/view-article.php?id=8988 (дата обращения: 02.12.2020).

10. Пинская М.Р., Тихонова А.В. Налогово-бюджетная политика Российской Федерации: ответы на главные вопросы // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. № 1 (463). С.45-65.

11. Сасов К.А. Обоснованность налоговой выгоды: кризис доктрины или крушение права? // Налоговед. 2016. № 11. С. 24-33.

12. Федотов Д.Ю., Невзорова Е.Н., Орлова Е.Н. Налоговый метод расчета величины теневой экономики российских регионов // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. № 2 (464). С. 224-240.

13. Цветкова Е.А. Доктрина налоговой выгоды в правоприменительной практике // Налоги. 2017. № 6. С. 23-26.

References

1. Po delu o proverke konstitutsionnosti punkta 3 stafi 11 Zakona Rossijskoj Federatsii ot 27 de-kabrya 1991 goda «Ob osnovakh nalogovoj sistemy v Rossijskoj Federatsii» [In the case of checking the constitutionality of paragraph 3 of Article 11 of the Law of the Russian Federation of December 27, 1991 «On the Basis of the Tax System in the Russian Federation»]: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 12.10.1998 № 24-P. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «KonsuFtantPlyus».

2. Po delu o proverke konstitutsionnosti polo-zheniya stafi 199 Ugolovnogo kodeksa Rossij-skoj Federatsii v svyazi s zhalobami grazhdan P.N. Beletskogo, G.A. Nikovoj, R.V. Rukavishnikova, V.L. Sokolovskogo i N.I. Talanova [In the case of checking the constitutionality of the provision of Article 199 of the Criminal Code of the Russian Federation in connection with the complaints of citizens P.N. Beletsky, G.A. Nikova, R.V. Rukavishnikov, V.L. Sokolovsky and N.I. Talanov]: postanov-

lenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 27.05.2003 № 9-P. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «KonsuFtantPlyus».

3. Ob otsenke arbitrazhnymi sudami obosnovan-nosti polucheniya nalogoplatelshchikom nalogovoj vygody [On the assessment by arbitration courts of the validity of the taxpayer's receipt of tax benefits]: postanovlenie Plenuma Vysshego Arbitrazhnogo Suda RF ot 12.10.2006 № 53. Dostup iz sprav.-pra-vovoj sistemy «KonsuFtantPlyus».

4. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zha-loby negosudarstvennogo nekommercheskogo obrazovateFnogo uchrezhdeniya «Institut uprav-leniya» na narushenie konstitutsionnykh prav i svo-bod polozheniyami punkta 1 stafi 252 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federatsii [On refusal to accept for consideration the complaint of a non-governmental non-profit educational institution «Institute of Management» on violation of constitutional rights and freedoms by the provisions of paragraph 1 of Article 252 of the Tax Code of the Russian Federation]: opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 04.06.2007 № 366-O-P. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «KonsuFtantPlyus».

5. Vatanova A.S. Metodicheskie aspekty vy-yavleniya i ocenki nalogovykh riskov khozyajst-vuyushchego sub^ekta [Methodological aspects of identifying and assessing tax risks of an economic entity] // Ekonomika i predprinimateFstvo. 2019. № 2 (103). S. 849-853.

6. Vatanova A.S. Metodicheskie aspekty otsenki i upravleniya nalogovymi riskami organizatsij [Methodological aspects of assessment and management of tax risks of organizations] // Vestnik nauchnykh konferentsij. 2019. № 5-1 (45). S. 28-30.

7. Gurova S.Yu., Shipeev Ya.G. Evolyutsiya po-nyatij «nalogovaya sistema» i «sistema nalogov» v kontekste razvitiya nalogooblozheniya v Rossijskoj Federatsii [Evolution of the concepts of «tax system» and « system of taxes » in the context of the development of taxation in the Russian Federation] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2019. № 1 (35). S. 34-37.

8. Dontsova E.D., Denisov A.V. Kodifikatsiya doktriny «delovoj tseli» v nalogovom prave [Codification of the «business purpose» doctrine in tax law] // Nalogi. 2018. № 7. S. 5-7.

9. Dyatlova A.F., Nazhmutdinova Z.K. Sushch-nost nalogovogo planirovaniya pri optimizatsii nalogovykh obyazateFstv [The essence of tax planning in optimizing tax liabilities] // Finansovyj vestnik: finansy, nalogi, strakhovanie, bukhgalterskij uchet. 2018. № 11. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8988 (Accessed 02.12.2020).

10. Pinskaya M.R., Tikhonova A.V. Nalogovo-byudzhetnaya politika Rossijskoj Federatsii: otvety na glavnye voprosy [Fiscal policy of the Russian

Federation: answers to the main questions] // Mezh-dunarodnyj bukhgalterskij uchet. 2020. T. 23. № 1 (463). S. 45-65.

11. Sasov K.A. Obosnovannost nalogovoj vygody: krizis doktriny ili krushenie prava? [The validity of the tax benefit: the crisis of doctrine or the collapse of law?] // Nalogoved. 2016. № 11. S. 24-33.

12. Fedotov D.Yu., Nevzorova E.N., Orlova E.N.

Nalogovyj metod rascheta velichiny tenevoj eko-nomiki rossijskikh regionov [Tax method for calculating the size of the shadow economy of Russian regions] // Mezhdunarodnyj bukhgalterskij uchet. 2020. T. 23. № 2 (464). S. 224-240.

13. Tsvetkova E.A. Doktrina nalogovoj vygody v pravoprimenitelnoj praktike [The tax benefit doctrine in law enforcement practice] // Nalogi. 2017. № 6. S. 23-26.

ГОРДЕЕВА Ольга Георгиевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gog3@yandex.ru.

ИСАКОВА Юлия Владимировна - студент. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Россия. Москва. E-mail: iyv3@yandex.ru.

GORDEEVA, Olga Georgievna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Accounting and Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gog3@yandex.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISAKOVA, Yulia Vladimirovna - Student. National Research University «Higher School of Economics». Russia. Moscow. E-mail: iyv3@yandex. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.