ПОИСК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 339.56
Н.Ю. Бородавкина
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
Рассматривается вопрос определения объемов импорта продукции по каждой из отраслей экономики через анализ моделей межотраслевого баланса (МОБ) конкурентно-импортного типа с учетом объемов реэкспорта из Калининградской области. Предложено рассчитывать индекс внутриотраслевой торговли, коэффициент выявленного сравнительного преимущества для оценки уровня воздействия каждой товарной группы и индекс двусторонней торговли для анализа экономического взаимодействия со странами-контрагентами во внешней торговле.
The article reveals problems of defining import volumes for each sector of economy through analysis of inter-industry balance models of competitive-import type considering volumes of re-export from Kaliningrad region. The author suggests defining index of intra-branch trade, coefficient of revealed comparative advantage for estimating influence of each product and index of bilateral trade for analyzing economic cooperation with other countries in foreign trade.
В настоящее время можно говорить лишь о развитии функции Калининградской области как транзитной территории для перемещения грузов. Как следствие отсутствия четко выработанной концепции долгосрочного развития региона сложно оценить, насколько подобное положение соответствует региональным приоритетам. Однако анализ текущего состояния требует обязательного учета внешних для региона тенденций, включая новое европейское пространство и вступление России в ВТО, при разработке важнейших для развития области документов.
В ситуации отрицательного сальдо внешней торговли очень важно выделение в качестве одного из основных приоритетов развития области разработки и реализации программы поддержки экспорта из региона и разумного использования льгот Особой экономической зоны для развития производственной, а не импортной направленности хозяйственной деятельности региона.
Определение объемов импорта продукции по каждой из отраслей экономики для Калининградской области находится в числе самых важных исследовательских проблем, которая подлежит решению через анализ моделей межотраслевого баланса (МОБ).
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 97—103.
98
В известной модели конкурентно-импортного типа (или расширенной модели МОБ), где п — число отраслей экономики, система линейных алгебраических уравнений имеет следующий вид:
x = Ax + p + в - г г = О( Ах + р)
где х, р, в и г — векторы размерности п, элементами которых являются отраслевые объемы соответственно валового выпуска продукции, внутреннего конечного потребления, экспорта и импорта, А=[аіу]пхп — технологическая матрица, а О = [йу]пхп — диагональная матрица с элементами йу = йі при ї=], йіі = 0 при і Ф ] . Задача состоит в нахождении векторов х и г.
Следует отметить, что величина йі представляет собой коэффициент импорта і-й отрасли, т. е. отношение объема импорта гі к сумме промежуточного и внутреннего конечного потребления
§і =Х ачх1 + Рі
Считая, что все показатели МОБ заданы в стоимостном выражении, а векторы в и р неотрицательны, можно найти единственное экономически обоснованное решение х°, если х° > 8 и коэффициенты импорта удовлетворяют неравенствам 0 < йі < 1, У і є Ып, а матрица А продуктивна.
Традиционно импорт считается функцией внутреннего потребления, однако в данном утверждении не учитывается распространенное явление реэкспорта или операций с давальческим сырьем и последующим вывозом продуктов переработки (для краткости определяемых как реэкспортные операции). Для Калининградской области данный показатель является существенным в структуре внешнеторгового баланса, что определяет необходимость модификации модели МОБ следующим образом:
х = Ах + р+в - г, г = О( Ах + р) + гв.
Для адаптации существующей модели вводим показатель г8 — объем импорта для реэкспортных операций. Сразу следует отметить, что официальная статистика не учитывает отдельно объемы подобных операций в разрезе отраслей и в ценах МОБ. Для учета их оценок можно использовать следующую систему:
х = Ах + р + в - г, Гх = Ах + р + в - г,
г = О ( Ах + р + в). [г = О" х.
Величины й\ и й"і определяют соотношение объема импорта к сумме объемов внутреннего потребления и экспорта gi+вi и к валовому выпуску хі соответственно. Данные системы являются различными формами записи одной и той же модели. В таком случае с помощью матрицы О' реэкспорт учитывается и принимается пропорциональным доле экспорта в сумме объемов внутреннего потребления и экспорта.
Таким образом, в условиях ограниченности статистических данных по реэкспорту продукции в Калининградскую область использование подобной модели позволяет получать и оценивать результаты таких операций, выявляя их влияние на формирование межотраслевого баланса региона. Для улучшения прогнозных качеств модели необходимо провести мероприятия по изменению системы статистической отчетности.
Рассмотренные выше модели основаны на предположении о том, что объем поставок импорта продукции любой отраслью каждому промежуточному и внутреннему конечному потребителю пропорционален доле этого потребителя во внутреннем потреблении (как в модели (1)). Фактически для каждого региона существуют свои особенности, что в условиях эксклавного региона позволяет рассмотреть дополнительные составляющие к этой модели. Если добавить в модель МОБ матрицу коэффициентов прямых затрат импортной продукции промежуточным потребителям D'= [d'ijjnxn и вектор поставок импортной продукции внутренним конечным потребителям r', то модель примет следующий вид:
x = Ax + p + s - r, r = D ' x + r' .
В данном соотношении учитываются конкретные направления поставок каждой отраслью импортной продукции другим отраслям — промежуточным потребителям и внутреннему конечному потребителю. Соответственно, в случае изменения объема производства в одной потребляющей отрасли произойдет изменение импортных поставок для нее в соответствии с фактическим коэффициентом прямых затрат. Это позволяет говорить о большей адекватности данной модели условиям функционирования большинства предприятий, действующих в рамках Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».
Из множества существующих методик расчета показателей внешней торговли наибольший интерес представляет показатель Грубеля — Ллойда (Grubel — Lloyd), который применяется для оценки уровня внутриотраслевой торговли в рамках отдельных экономических рынков [1]. В нашем случае можно применить данный метод для расчета уровня внутриотраслевой торговли во внешнеэкономической деятельности. Так, индекс возможной внутриотраслевой торговли (Ив^ рассчитывается следующим образом:
100 • (ВТО i - |Ci I)
Ив . =-----^----i—,
i ВТО i
где ВТОi — внешнеторговый оборот i-го товара;
Ci — сальдо внешнеторгового оборота i-го товара.
Под видом отдельного товара понимается скорее отрасль промышленности, тем не менее статистические данные позволяют сопоставлять показатели по каждой товарной позиции экспорта или импорта.
100
Индекс Ив^ при расчете близкий к нулю, означает, что участники ВЭД региона (в данном случае Калининградской области) предпочитают одностороннее участие во внешней торговле, специализируясь только на экспорте либо только на импорте конкретного товара.
Напротив, значение индекса Ив^ приближающееся к 100, предполагает наличие «двусторонней» торговли, то есть одновременные экспортные и импортные потоки товаров. Следовательно, для данных групп товаров возможно наличие внутриотраслевой торговли и усиление взаимодействия между участниками рынка.
Нулевые значения индекса Ивi по ряду товаров соответствуют отсутствию рассматриваемых товарных позиций в одной из операций внешнеторгового баланса. В настоящее время в группу товаров с односторонней направленностью внешнеторговой деятельности Калининградской области за последних 6 лет входят до 24 товарных позиций. Так, в полной мере это можно отнести к целлюлозе, которая в основном импортируется в регион в течение последних трех лет, аналогичная ситуация с мебелью, средствами наземного транспорта, сигаретами, пластмассой и мясными продуктами, большинством продовольственных товаров.
В то же время значения показателя Ив^ приближающиеся к 100, также свидетельствуют об интересной динамике.
Так, например, по товарной группе «бумага, картон» наблюдается положительная динамика показателя внутриотраслевой торговли (от 79,6 до 89,6 ед.) с резкими падениями в отдельные годы. Это в целом обосновывает вывод об увеличении внутриотраслевой торговли в данном секторе. Для товарного рынка рыбы и ракообразных в течение последних трех лет было характерно некоторое снижение внутриотраслевой активности в сторону превалирования одного вида внешнеэкономических операций (импорта).
Наиболее интересной проблемой стала количественная оценка параметров, влияющих на формирование новых условий управления ВЭД. В процессе исследования может быть предложена методика определения коэффициента международного сравнительного преимущества, т. е. определение уровня воздействия каждой группы внешнеторговых товаров на создание положительного или отрицательного восприятия Калининградской области.
С использованием зависимостей Лаффея — Херцога [2] между весом каждого товара в структуре внешней торговли и его внешним сальдо, предлагающих измерить сравнительное преимущество или даже конкурентоспособность региона, можно произвести следующие математические преобразования:
_ х + _ ВТО{ -1
** _ X + М _ ВТО , §п ,
где gi — доля 1-го товара во внешнеторговом обороте региона;
xi — объем экспорта 1-го товара;
т1 — объем импорта 1-го товара;
X — совокупный объем экспорта региона;
М — совокупный объем импорта региона.
Для сопоставления показателей внешнее сальдо каждого товара было скорректировано с учетом его доли во внешнеторговом обороте и размеров экономики эксклавного региона (валовой региональный продукт).
у. _ 1000 • _ 1000 • С
GRP ВРП
где yi — внешнее сальдо i-го товара с учетом размеров экономики региона; GRP или ВРП — валовой региональный продукт;
С — внешнеторговое сальдо i-го товара.
Вклад каждого товара во внешнеэкономическое сальдо региона (zi) может быть определен следующим образом:
zi = gi •Y,
где Y — внешнеторговое сальдо региона (по всей совокупности товаров), скорректированное с учетом ВРП. Таким образом, показатель z можно определить как теоретическое (возможное) сальдо данного товара.
Путем математических преобразований данный показатель представим как:
x{ + mt X - M
zi = gi ■ Y = —- • 1000-----.
i 6i X + M GRP
Следовательно, можно определить сравнительное преимущество региона по каждой товарной позиции, измеряя взвешенный вклад каждого товара во внешнее сальдо региона и оценивая специализацию торговли, а не производства. Fi- коэффициент выявленного сравнительного преимущества определяется следующим образом:
Ft = уг - zt = 1000 • x±—mi- -1000 •(xi + m) •(X - M) = 1000 • ВТО •Ci - ВТО •С i ^ i ВРП ВТО • ВРП ВТО • ВРП
Таким образом, для расчетов уровня воздействия каждой товарной группы на формирование сравнительных преимуществ Калининградской области необходимо использовать следующую формулу:
= 1000 • ВТО • Ci -ВТО •С , i ВТО• ВРП
где Fi — коэффициент выявленного сравнительного преимущества региона в торговле,
Ci — внешнеторговое сальдо i—го товара;
ВТО — внешнеторговый оборот региона;
BTOi — внешнеторговый оборот i —го товара;
ВРП — валовой региональный продукт, рассчитанный с учетом среднегодового курса национальной валюты.
Положительные значения показателя свидетельствуют о позитивном влиянии данного товара, в то время как отрицательные — о негативном воздействии на торговый баланс региона. Значения показателя сравнительного преимущества по внешнеторговым товарам позволяют оценить воздействие или вклад каждого товарного рынка в формирование международного сравнительного преимущества. Динамика таких значений в течение ряда лет позволяет выявлять приоритетные направления как в тактическом, так и в стратегическом плане с целью выравнивания ситуации.
101
102
Анализ ситуации по каждой товарной позиции может стать основой для принятия управленческих решений в сфере компетенции региональных властей по стимулированию или оттоку внимания участников внешнеэкономической деятельности к тем или иным вццам продукции. И наоборот, подобный мониторинг развития внешней торговли региона не только по традиционной товарной и географической структуре, а и с использованием предложенной методики становится проверкой результативности применения тех или иных методов управления внешнеэкономической деятельностью.
Анализ структуры внешней торговли Калининградской области по товарным элементам может быть дополнен исследованием особенностей географического распределения внешнеторговых потоков.
Разработанная методика расчета индекса двусторонней торговли (Ид)) позволяет провести анализ экономического взаимодействия со странами-контрагентами во внешней торговле [3].
Так, индекс можно рассчитать по следующей формуле:
100 (вто , - |с, |)
Ид , =------ь-----j—LJ1-,
1 ВТО j
где Ид — индекс двусторонней торговли между данным регионом и j-й страной;
ВТО) — внешнеторговый оборот с j-й страной;
Cj — сальдо внешнеторгового оборота с j-й страной.
Такие показатели позволяют проанализировать возможности развития двусторонней торговли между Калининградской областью и конкретным регионом и основные тенденции в этом направлении.
Основные ограничения для индекса двусторонней торговли аналогичны изначальным для индекса Грубеля — Ллойда. При уровне, близком к 100 ед., развитие двусторонней торговли между странами (регионами) может быть признано максимальным. В свою очередь, снижение значений индекса Ид) до нуля характеризует односторонний внешнеторговый процесс.
В целом для совершенствования процесса управления внешнеэкономической деятельностью на уровне региона рассмотренные методические подходы могут быть адаптированы и сведены в методику по оценке влияния внешней торговли на управление экономическим развитием региона, включая анализ (мониторинг) динамики внешней торговли, анализ изменения товарной и географической структуры внешней торговли.
Список литературы
1. Lindstrem M. External flows o goods and services // Materials of Tacis PRO-METEE II. Kaliningrad, 1998.
2. Lafay G., Herzog C. Commerce international: la fin des avantages acquis. CEPII, Economica, 1989
3. Бородавкина Н.Ю. Роль внешнеэкономического фактора в развитии Калининградской области // Сотрудничество государств Балтийского моря в сфере
образования: Сб. материалов к заседанию экономической секции междунар. науч.-практ. конф. по проекту «Еврофакультет — Калининградская инициатива». Калининград: Изд-во КГУ, 2002. С.102 — 107.
Об авторе
Н.Ю. Бородавкина — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта. УДК 332.055
Т.М. Шулькина
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Приведены важнейшие индикаторы экономической безопасности Калининградской области. Проведен сравнительный анализ развития административно-территориальных образований региона по различным критериям.
The basic indicators of economic safety of the Kaliningrad region are revealed. The comparative analysis of development of administrative-territorial formations of region by various criteria. The author has carried out.
Для Калининградской области значение экономической безопасности (ЭБ) заключается в создании материальной основы жизнедеятельности региона, что особенно важно в условиях его оторванности от основной территории Российской Федерации. В связи со вступлением Литвы и Польши в Европейский союз обострились проблемы защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов области.
Именно в сфере обеспечения экономической безопасности должна быть сосредоточена деятельность государства по защите экономических интересов разноуровневых объектов социально-экономической системы региона. Немаловажное значение обеспечения экономической безопасности Калининградской области актуализируется в свете реализации национальных интересов РФ в Балтийском регионе. Прежде всего речь идет о сохранении единого экономического пространства после расширения ЕС и НАТО на восток.
Происходящие трансформации геополитического пространства Европы обостряют проблемы безопасного развития эксклавного региона, требуют выработки адекватных новым условиям управленческих решений в сфере экономической безопасности как на региональном, так и федеральном уровнях.
Исследования состояния экономической безопасности области, проведенные в соответствии с методикой сопоставления фактических и предельно допустимых (пороговых) значений индикаторов ЭБ, свидетельствуют о низком уровне ее обеспечения (табл. 1).
103
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 103 — 110.