Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Е.Н., Азиров Г.С.

К отличительным особенностям современного этапа экономического развития относят значительные изменения, связанные с возрастающей степенью технологичности, цифровой трансформации, а также вовлечение в экономический оборот накопленных массивов цифровых данных о субъектах и процессах экономической деятельности. При этом развитие отдельных секторов экономики идет неравномерно, стираются грани между смежными областями, создаются новые ранее не существовавшие области деятельности, возникают принципиально иные бизнес-модели или меняется подход к их реализации. Основой экономики становятся высокотехнологичные и наукоемкие производства, способные идти в ногу со временем или опережать его. В современных условиях это актуализируется возрастанием важности импортозамещения и локализации, что, в свою очередь, требует дополнительных затрат на организацию и управление предприятиями, исследования и разработки (НИОКР, R&D) в различных отраслях национальной экономики, в т. ч. и в фармацевтической промышленности, предприятия которой являются высокотехнологичными. При этом, модель локализации также меняется, поскольку зачастую нарушается ее ядро - иностранная компания, локализованная в России, и выходящая с этого рынка, и ее стейкхолдеры - часть поставщиков или прекращает свою деятельность на территории РФ или меняет ее модель, или испытывает логистические проблемы. Такая ситуация приводит к тому, что: необходимо форсирование импортозамещения во многих сферах экономической деятельности, и, в первую очередь, в высокотехнологичных отраслях экономики; а также необходимо пересмотреть стратегию и модель локализации. Для многих компаний очень важно продолжить эффективную работу в условиях необходимости активизации импортозамещения в сложившейся ситуации. Одним из инструментов успешного роста для многих компаний, может стать развитие локального производства, инвестиции в него, расширение производственных мощностей и модернизацию. Возможные преимущества локализации производства, а также и сложности, прежде всего, связаны с такими факторами, как: местоположение; производство; локальные НИОКР и гибкое реагирование на изменение спроса; локальные кадры. Наукоемкое производство получает дополнительный потенциал для своего развития в силу востребованности отечественных R&D и технических решений на внутреннем рынке. Это касается и фармацевтической промышленности, которая относится к высокотехнологичному сектору и встроена в цепочки различных видов деятельности. Вместе с тем, отечественная фармацевтическая промышленность имеет значительные отставания на мировом рынке, что формирует определенную модель ее развития и потенциал на внутреннем рынке в различных сегментах. Изучение научной и методической литературы показало, что сама локализация производства к настоящему времени пока остается недостаточно исследованной в отечественной науке о промышленности и промышленном развитии. В частности, требуется проработка ее теоретических и методических основ, вопросов управления локализацией и ее экономической эффективности. Объектом работы выступает экономическая деятельность предприятий фармацевтической промышленности России. Предмет работы - локализация промышленности России. Целью исследования является уточнение методических подходов локализации наукоемкого производства в фармацевтической промышленности. Исследование выполнено с использованием научно-методических основ экономической науки, включая методы анализа и синтеза, статистические и стратегические методы, методы статистической обработки информации, методы обоснования управленческих решений, методы экспертных оценок и визуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ветрова Е.Н., Азиров Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE LOCALIZATION OF INDUSTRIAL PRODUCTION AT THE PRESENT STAGE

The distinctive features of the current stage of economic development include significant changes associated with an increasing degree of manufacturability, digital transformation, as well as the involvement in the economic circulation of the accumulated arrays of digital data on the subjects and processes of economic activity. At the same time, the development of individual sectors of the economy is uneven, the boundaries between adjacent areas are blurred, new previously non-existent areas of activity are being created, fundamentally different business models are emerging or the approach to their implementation is changing. The basis of the economy is high-tech and knowledge-intensive industries that can keep up with the times or get ahead of it. In modern conditions, this is actualized by the increasing importance of import substitution and localization, which, in turn, requires additional costs for the organization and management of enterprises, research and development (R&D, R&D) in various sectors of the national economy, incl. and in the pharmaceutical industry, whose enterprises are high-tech. At the same time, the localization model is also changing, since its core is often violated - a foreign company localized in Russia and leaving this market, and its stakeholders - some of the suppliers either stop their activities in the territory of the Russian Federation or change its model, or experience logistical problems. This situation leads to: it is necessary to speed up import substitution in many areas of economic activity, and, first of all, in high-tech sectors of the economy; it is necessary to revise the strategy and model of localization. For many companies, it is very important to continue effective work in the face of the need to intensify import substitution in the current situation. One of the tools for successful growth for many companies can be the development of local production, investment in it, expansion of production capacities and modernization. Possible advantages of localization of production, as well as difficulties, are primarily related to factors such as: location; production; local R&D and flexible response to changing demand; local frames. Science-intensive production receives additional potential for its development due to the demand for domestic R&D and technical solutions in the domestic market. This also applies to the pharmaceutical industry, which belongs to the high-tech sector and is embedded in the chains of various activities. At the same time, the domestic pharmaceutical industry has significant lags in the world market, which forms a certain model of its development and potential in the domestic market in various segments. The study of scientific and methodological literature has shown that the very localization of production to date remains insufficiently studied in the domestic science of industry and industrial development. In particular, it is necessary to work out its theoretical and methodological foundations, issues of localization management and its economic efficiency. The object of the work is the economic activity of Russian pharmaceutical industry enterprises. The subject of the work is the localization of Russian industry. The aim of the study is to clarify the methodological approaches to the localization of high-tech production in the pharmaceutical industry. The study was carried out using the scientific and methodological foundations of economic science, including methods of analysis and synthesis, statistical and strategic methods, methods of statistical processing of information, methods for substantiating management decisions, methods of expert assessments and visualization.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 338.314

DOI: 10.17586/2310-1172-2023-16-1-3-12 Научная статья

Методические подходы к локализации промышленного производства

на современном этапе

К отличительным особенностям современного этапа экономического развития относят значительные изменения, связанные с возрастающей степенью технологичности, цифровой трансформации, а также вовлечение в экономический оборот накопленных массивов цифровых данных о субъектах и процессах экономической деятельности. При этом развитие отдельных секторов экономики идет неравномерно, стираются грани между смежными областями, создаются новые ранее не существовавшие области деятельности, возникают принципиально иные бизнес-модели или меняется подход к их реализации. Основой экономики становятся высокотехнологичные и наукоемкие производства, способные идти в ногу со временем или опережать его. В современных условиях это актуализируется возрастанием важности импортозамещения и локализации, что, в свою очередь, требует дополнительных затрат на организацию и управление предприятиями, исследования и разработки (НИОКР, R&D) в различных отраслях национальной экономики, в т. ч. и в фармацевтической промышленности, предприятия которой являются высокотехнологичными. При этом, модель локализации также меняется, поскольку зачастую нарушается ее ядро - иностранная компания, локализованная в России, и выходящая с этого рынка, и ее стейкхолдеры -часть поставщиков или прекращает свою деятельность на территории РФ или меняет ее модель, или испытывает логистические проблемы. Такая ситуация приводит к тому, что: необходимо форсирование импортозамещения во многих сферах экономической деятельности, и, в первую очередь, в высокотехнологичных отраслях экономики; а также необходимо пересмотреть стратегию и модель локализации. Для многих компаний очень важно продолжить эффективную работу в условиях необходимости активизации импортозамещения в сложившейся ситуации. Одним из инструментов успешного роста для многих компаний, может стать развитие локального производства, инвестиции в него, расширение производственных мощностей и модернизацию. Возможные преимущества локализации производства, а также и сложности, прежде всего, связаны с такими факторами, как: местоположение; производство; локальные НИОКР и гибкое реагирование на изменение спроса; локальные кадры. Наукоемкое производство получает дополнительный потенциал для своего развития в силу востребованности отечественных R&D и технических решений на внутреннем рынке. Это касается и фармацевтической промышленности, которая относится к высокотехнологичному сектору и встроена в цепочки различных видов деятельности. Вместе с тем, отечественная фармацевтическая промышленность имеет значительные отставания на мировом рынке, что формирует определенную модель ее развития и потенциал на внутреннем рынке в различных сегментах. Изучение научной и методической литературы показало, что сама локализация производства к настоящему времени пока остается недостаточно исследованной в отечественной науке о промышленности и промышленном развитии. В частности, требуется проработка ее теоретических и методических основ, вопросов управления локализацией и ее экономической эффективности. Объектом работы выступает экономическая деятельность предприятий фармацевтической промышленности России. Предмет работы - локализация промышленности России. Целью исследования является уточнение методических подходов локализации наукоемкого производства в фармацевтической промышленности. Исследование выполнено с использованием научно-методических основ экономической науки, включая методы анализа и синтеза, статистические и стратегические методы, методы статистической обработки информации, методы обоснования управленческих решений, методы экспертных оценок и визуализации.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, экономическое развитие, импортозамещение, локализация, стратегическое и операционное управление.

Д-р экон. наук Ветрова Е.Н. vetrovael3@yandex.ru Азиров Г.С. azirov@icloud.com Санкт-Петербургский государственный экономический университет 191023, Россия, Санкт-Петербург, Канал Грибоедова, д. 30-32

Scientific article

Methodological approaches to the localization of industrial production at the present stage

D.Sc. Vetrova E.N. vetrovael3@yandex.ru

Azirov G.S. azirov@icloud.com Saint Petersburg State University of Economics Griboyedov Canal, 30-32, St. Petersburg, Russia, 191023

The distinctive features of the current stage of economic development include significant changes associated with an increasing degree of manufacturability, digital transformation, as well as the involvement in the economic circulation of the accumulated arrays of digital data on the subjects and processes of economic activity. At the same time, the development of individual sectors of the economy is uneven, the boundaries between adjacent areas are blurred, new previously non-existent areas of activity are being created, fundamentally different business models are emerging or the approach to their implementation is changing. The basis of the economy is high-tech and knowledge-intensive industries that can keep up with the times or get ahead of it. In modern conditions, this is actualized by the increasing importance of import substitution and localization, which, in turn, requires additional costs for the organization and management of enterprises, research and development (R&D, R&D) in various sectors of the national economy, incl. and in the pharmaceutical industry, whose enterprises are high-tech. At the same time, the localization model is also changing, since its core is often violated - a foreign company localized in Russia and leaving this market, and its stakeholders -some of the suppliers either stop their activities in the territory of the Russian Federation or change its model, or experience logistical problems. This situation leads to: it is necessary to speed up import substitution in many areas of economic activity, and, first of all, in high-tech sectors of the economy; it is necessary to revise the strategy and model of localization. For many companies, it is very important to continue effective work in the face of the need to intensify import substitution in the current situation. One of the tools for successful growth for many companies can be the development of local production, investment in it, expansion of production capacities and modernization. Possible advantages of localization of production, as well as difficulties, are primarily related to factors such as: location; production; local R&D and flexible response to changing demand; local frames. Science-intensive production receives additional potential for its development due to the demand for domestic R&D and technical solutions in the domestic market. This also applies to the pharmaceutical industry, which belongs to the high-tech sector and is embedded in the chains of various activities. At the same time, the domestic pharmaceutical industry has significant lags in the world market, which forms a certain model of its development and potential in the domestic market in various segments. The study of scientific and methodological literature has shown that the very localization of production to date remains insufficiently studied in the domestic science of industry and industrial development. In particular, it is necessary to work out its theoretical and methodological foundations, issues of localization management and its economic efficiency. The object of the work is the economic activity of Russian pharmaceutical industry enterprises. The subject of the work is the localization of Russian industry. The aim of the study is to clarify the methodological approaches to the localization of high-tech production in the pharmaceutical industry. The study was carried out using the scientific and methodological foundations of economic science, including methods of analysis and synthesis, statistical and strategic methods, methods of statistical processing of information, methods for substantiating management decisions, methods of expert assessments and visualization.

Keywords: pharmaceutical industry, economic development, import substitution, localization, strategic and operational management.

К отличительным особенностям современного этапа экономического развития относят не только широкомасштабное использование новых цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, прогнозная аналитика, аддитивные технологии, интернет вещей, но и вовлечение в экономический оборот накопленных массивов цифровых данных о субъектах и процессах экономической деятельности. При этом развитие отдельных секторов экономики идет неравномерно, стираются грани между смежными областями, создаются новые ранее не существовавшие области деятельности, возникают принципиально иные бизнес-модели или меняется подход к их реализации. Основой экономики становятся высокотехнологичные и наукоемкие производства, способные идти в ногу со временем или опережать его. Это требует дополнительных затрат на исследования и разработки (НИОКР,

Введение

R&D) в различных отраслях национальной экономики, в т.ч. и в фармацевтической промышленности, предприятия которой являются высокотехнологичными.

В условиях российской действительности, когда в текущей политической обстановке происходит усложнение экономической деятельности, такие изменения, с одной стороны актуализируют R&D в различных секторах национальной экономики, а с другой стороны, R&D российских компаний осложняются высоким уровнем участия в этом секторе иностранных компаний. При этом, модель локализации также меняется, поскольку зачастую нарушается ее ядро - иностранная компания, локализованная в России, и выходящая с этого рынка, и ее составные элементы - часть поставщиков или прекращает свою деятельность на территории РФ или меняет ее модель, или испытывает логистические проблемы.

Такая ситуация приводит к тому, что:

- необходимо форсирование импортозамещения во многих сферах экономической деятельности, и, в первую очередь, в высокотехнологичных отраслях экономики;

- необходимо пересмотреть стратегию и модель локализации.

Для многих компаний очень важно продолжить эффективную работу в условиях необходимости активизации импортозамещения в сложившейся ситуации. Одним из инструментов успешного роста для многих компаний, может стать развитие локального производства, инвестиции в него, расширение производственных мощностей и модернизацию. Возможные преимущества локализации производства, а также и сложности, прежде всего, связаны с такими факторами, как: местоположение; производство; локальные НИОКР и гибкое реагирование на изменение спроса; локальные кадры.

Наукоемкое производство получает дополнительный потенциал для своего развития в силу востребованности отечественных R&D и технических решений на внутреннем рынке. Это касается и фармацевтической промышленности, которая относится к высокотехнологичному сектору и встроена в цепочки различных видов деятельности. Вместе с тем, отечественная фармацевтическая промышленность имеет значительные отставания на мировом рынке, что формирует определенную модель ее развития на внутреннем рынке в различных сегментах. Перечисленное определяет актуальность проведенного исследования.

Исследованию проблематики локализации производства посвящено не так много научных трудов. В большинстве случаев, локализация рассматривается, как закономерный результат глобализации и фактор инновационного развития (Вазьянский А.М., Обыденнова С.Ю. [1, 2]), как инструмент политики импортозамещения (Котляров И.Д. [3],), как инструмент регионального развития, кооперации и кластеризации (Рудашевский В., Разманова С.В. [4, 5, 6]), как инструмент модернизации (Кондратьев В.Б. [7]) и как инструмент государственного регулирования в современных условиях (достаточно много работ, в т.ч. нормативно-правовые акты [8]). Вместе с тем, локализация производства может выступать отдельной стратегией и / или моделью развития предприятия, которые в современных условиях подлежат изменениям в связи со сложившейся экономической ситуацией.

Исследованию особенностей наукоёмкого производства в разрезе основных управленческих процессов широко представлено в работах Аркина П.А. и Соловейчика К.А. [9]. Проблематика развития предприятий оборонно-промышленного комплекса исследована в работах Карлика А.Е., Ткаченко Е.А., Уманского и др. [10, 11, 12] Вопросы состояния и развития фармацевтической промышленности являются предметом многих исследований, при этом отдельно проблематика локализации производства авторами рассматривается или косвенно, или в отдельных аспектах проблематики импортозамещения. В большинстве случаев, научные труды по локализации производства посвящены или проблематике оценки степени локализации применительно к отдельным отраслям промышленности, в большей степени, автомобильной, или опыту локализации производства, что тоже в большей степени, относится к автопрому. Исследованию локализации производства в высокотехнологичных и наукоёмких производствах, по результатам поиска в российской информационной базе Elibrary посвящено всего 28 работ, что также актуализирует исследования автора.

Характеристика текущего состояния экономики РФ и тенденций ее развития

Текущее состояние экономики исследовано в свете сложившейся ситуации к настоящему моменту времени, акценты сделаны на ситуацию 2022 года, а также на высокотехнологичный сектор экономики. Выявлено замедление роста мировой экономики после динамичного выхода из рецессии, которую вызвала пандемия. В настоящее время ситуации осложнилась возросшей с политической нестабильностью, повлиявшей практически на все мировые рынки.

Исследование социально-экономического положения в экономике России в 2022 году выявили падение ВВП, индексов производства по большинству регионов РФ и значительному спектру видов экономической деятельности, в т.ч. и по высокотехнологичным, к которым по разработанному Евростатом перечню относятся:

• производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях.

• производство компьютеров, электронных и оптических изделий.

• производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте в РФ

практически неизменная, а к настоящему моменту времени наблюдается ее снижение (рис. 1). Доля машин и оборудования в стоимости основных фондов высокотехнологичных предприятий снижается к концу анализируемого периода (рис. 2), что не является положительным, поскольку общим в высокотехнологичном секторе трендом является рост фондоемкости. Степень износа основных фондах в высокотехнологичных сферах деятельности колеблется от 45,3% в 2017 году до 48,5% в 2020 году, что является высоким показателем и говорит о необходимости модернизации. Вместе с тем, инвестиции в обновление и модернизацию основных фондов снижаются (рис. 3), что в условиях высокой степени износа является отрицательной тенденцией [13].

60

30,0 20,0 10,0 0,0

<v° # <v° & # # # <v° # #

58 56 54 52

2017

2018

2019

2020

Рис. 1. Доля продукции высокотехнологичных Рис. 2. Доля машин и оборудования в общей

и наукоемких отраслей в валовом внутреннем стоимости основных фондов

продукте в РФ высокотехнологичных видов деятельности

Доля затрат на исследования и разработки крайне низкая и колеблется в районе 1,1% от ВВП (рис. 4). Для сравнения, В 2021 году расходы Китая на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы /НИОКР/ достигли нового максимума, составив 2,44 % от ВВП страны. Учитывая, что ВВП в 2021 году в Китае составил 14 722 731 $ млн (2-е место по уровню ВВП), а в России - 1 483 498 $ млн, почти в 10 раз меньше, ситуацию сложно назвать способствующей технологическому развитию [13].

Такая ситуация с собственными исследованиями и разработками привела к тому, что импорт количества закупаемых современных технологий российскими компаниями увеличивается и увеличивается зависимость компаний, что создало современную ситуацию в экономике при усилении санкций. На рис. 5 представлена статистика по доле высокотехнологичных товаров в общем объеме импорта, которая показываю высокую долю и ее увеличение в этом секторе. Таким образом, состояние высокотехнологичного сектора экономики РФ нельзя оценить положительно. Коме того, автором исследованы особенности цифровой трансформации экономики в России, которые затрагивают все виды деятельности, в т.ч. и высокотехнологичный и наукоемкий сектор экономики, выявлены ее основные проблемы, связанные с высокой зависимостью от участия иностранных компаний, что собственно характеризует всю экономику РФ. Это является основанием для активизации локализации производства в России.

25,0 20,0 15,0 10,0 5,0

0,0

101^оост>о*-нгмго^-1Л101^оа ооооооооооооа

(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N

0 2 0 2

Рис. 3. Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал РФ

1,15 1,10 1,05 1,00 0,95 0,90

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

Рис. 4. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по Российской Федерации

100 80 60 40 20 0

2013 2014 2015 2016 20172)20182)20192)20203) 2021

Рис. 5. Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме импорта, %

Сложившаяся ситуация в экономике России связана, в числе прочего, с недостаточно эффективным управлением. Особенно это касается высокотехнологичного сектора, который в мировой практике является генератором роста всех сфер экономики. Российским компаниям необходима новая стратегия и модель развития, в том числе и в направлении локализации производства.

Эволюция содержания локализации производства на современном этапе

Изучение российской информационной базы научной библиотеки Elibrary выявило 1075 публикаций с ключевыми словами «локализация производства» в период с 2001 по 2022 гг. в области экономических наук. Полученные показывают на незначительное число публикаций с 2001 по 2007гг. и на возрастание внимания к проблематике, начиная с 2008 года, очередного кризиса, выход из которого искали, в числе прочих, и в локализации, с целью привлечения на российский рынок иностранных компаний. Следующий заметный всплеск внимания к данной проблематике наблюдается в 2014г., когда РФ попала под санкции в связи с вхождением Крыма в состав России. Представленные в информационной базе публикации по вопросам локализации производства отличаются рассматриваемыми акцентами, приложены к различным видам деятельности и территориям. По проблематике локализации высокотехнологичного производства поиск выявил 21 публикацию, наукоемкого производства - 7 публикаций, а по локализации производства в фармацевтической промышленности выявлено через поисковую систему только две публикации. Это свидетельствует о недостаточном внимании к данной проблематике в отечественной науке. Хотя справедливости ради следует отметить, что вопросы локализации частично рассматриваются в разрезе проблематики кооперации и импортозамещения.

Систематизация публикаций содержания по вопросам локализации производства позволяет сделать выводы о ее представлении в научных исследованиях в следующих аспектах: как закономерный результат глобализации и фактор инновационного развития, как инструмент политики импортозамещения рассматривает, как инструмент регионального развития, кооперации и кластеризации, как инструмент государственного регулирования в современных условиях (в большинстве работ и нормативно-правовых актах).

Вместе с тем, локализация производства может выступать отдельной стратегией и / или моделью развития предприятия, которые в современных условиях подлежат изменениям в связи со сложившейся экономической ситуацией. Поскольку в мировой практике наблюдается отход от полной глобализации к стратегии избирательного глобализма, основанного на постепенном отказе от постоянных союзов и обязательств, переходу к ситуативности союзов, то и подходы к локализации производства на современном этапе существенно меняются.

Применительно к фармацевтической промышленности, локализация производства может быть рассмотрена как стратегия развития российского производства компонентной базы, проведения R&D, разработки отечественного программного обеспечения для проектирования, услуг по обслуживанию и модернизации оборудования предприятия отрасли.

Обобщая и систематизируя выявленные подходы к определению локализации производства можно сформулировать следующее определение для объекта исследования: Локализация производства в фармацевтической промышленности - это формирование компанией собственных производственных мощностей и / или привлечение на кооперационной основе потенциально готовых к этому предприятий на определенной территории, в областях: производства компонентов, проведения R&D, разработки отечественного программного обеспечения для проектирования, услуг по обслуживанию и модернизации оборудования, что на практике реализуется в разных формах и способно сыграть важную роль в развитии экономики отрасли и той территории, на которой находится.

Роль локализации производства на современном этапе претерпевает некоторые изменения, в частности [14, 15, 16]:

- в стратегическом аспекте - это корпоративная стратегия предприятия, позволяющая определить направления его развития,

- в операционном аспекте - инструмент выстраивания бизнес-процессов предприятия;

- с точки зрения государственной политики - это инструмент для реализации политики импортозамещения;

- с точки зрения управления - это один из механизмов инновационного развития и модернизации, кооперации, кластеризации, регионального развития.

Автором уточнена классификация локализации производства с точки зрения охвата территории и с позиции жизненного цикла продукции. Поскольку существующая (страновая) локализация производства нарушается, то для РФ появляются варианты: региональной локализации, локализации в пределах федеральных округов, частные варианты локализации. Для фармацевтической отрасли целесообразно рассматривать локализацию по этапам жизненного цикла - локализация НИОКР и разработки программного обеспечения для систем проектирования компонентной базы, локализация по обслуживанию и модернизации оборудования для производства и испытаний.

В перечисленных аспектах локализация выступает инструментом кластерной политики с формированием пула поставщиков вокруг предприятия - производителя. При этом использование цифровых платформ облегчает задачу моделирования системы производства, включающей пул поставщиков и контрагентов. Это особенно актуально для высокотехнологичного и наукоемкого производства. В табл. 1 представлена авторская концепция локализации производства в фармацевтической промышленности.

Возможные достоинства локализации производства, а также и сложности, прежде всего, связаны с такими факторами, как: местоположение; производство; локальные НИОКР (R&D) и гибкое реагирование на изменение спроса; локальные кадры, политическая ситуация.

Таблица 1

Авторская концепция локализации производства в фармацевтической промышленности

Элемент концепции Содержание

Определение локализации производства формирование компанией собственных производственных мощностей и / или привлечение на кооперационной основе потенциально готовых к этому предприятий на определенной территории, в областях: производства компонентов, проведения R&D, услуг по обслуживанию и модернизации оборудования, что на практике реализуется в разных формах и способно сыграть важную роль в развитии экономики отрасли и той территории, на которой находится

Роль локализации производства - корпоративная стратегия предприятия, позволяющая определить направления его развития, - инструмент выстраивания бизнес-процессов предприятия; - это инструмент для реализации политики импортозамещения; - один из механизмов инновационного развития и модернизации, кооперации, кластеризации, регионального развития

виды локализации производства - по этапам локализации: первичная, вторичная, третичная; - по территориальному признаку: региональной локализации, локализации в пределах федеральных округов, частные варианты локализации; - по стадиям жизненного цикла: локализация НИОКР и разработок, производства, локализация обслуживания и модернизации оборудования для производства и испытаний

Принципы локализации производства эффективность, рациональность; учет интересов стейкхолдеров; создание рабочих мест в собственной экономике; направленность на развитие национальных компаний; контроль над «стратегическими» отраслями

В табл. 2 представлена систематизация достоинств и недостатков локализации производства в авторской интерпретации.

Таблица 2

Достоинства и недостатки локализации производства

Факторы Достоинства Недостатки Примечание

Местоположение Способствует развитию территории Возможные сложности с инфраструктурой, в т.ч. и с энергетической Необходимы исследования в выборе месторасположения

Производство Способствует развитию производства всех участников Не всегда существует потенциал, требуются затраты времени и ресурсов необходимо изучать рынок потенциальных производителей и осуществлять их отбор

Локальные НИОКР (R&D) и гибкое реагирование на изменение спроса способствует росту числа исследований и Разработок всех участников, способствует развитию производства, экономики различных видов деятельности Не всегда существует потенциал, требуются затраты времени и ресурсов Необходимо изучать рынок исследования и разработок, стимулировать локальных исследователей и разработчиков; осуществить выбор -проводить исследования и разработки или заимствовать

Локальные кадры Способ получения дополнительных компетенций и развития локальных кадров Проблемы с подготовкой кадров, обучением и переобучением Развивать корпоративные университеты

Политическая ситуация Способствует активизации поиска новой стратегии и модели локализации производства Осложняет ситуацию со сложившейся системой локализации производства, изменение которой требует времени и ресурсов Является определенной точкой, стимулирующей изменения направлений развития, что требует разумного подхода к принятию решений в каждой отдельной ситуации

Гибкость в принятии решений Пересмотр состава участников локализации на основе требований эффективности Повышается зависимость от компании экстенсивера Требует анализа в конкретных ситуациях

Культура Переносится передовая культура Риски несоответствия национальным особенностям В любом случае происходит развитие

Синергетический эффект Экономическое развитие и /или рост Риски создания неэффективной системы кооперации В любом случае происходит развитие

Таким образом, достоинства и недостатки локализации производства с различных сторон отражают ее влияние на различных участников. Это необходимо учесть при формировании стратегии и модели локализации производства [17].

Формирование модели локализации

Предприятия фармацевтической промышленности в РФ ориентированы в большей степени на внутренний рынок. Это, с одной стороны определяет перспективы развития предприятия, в т.ч. и локализации в современных условиях, но с другой стороны, накладывает определенные ограничения.

Детальный анализ особенностей деятельности предприятий отрасли, показал, что:

- предприятия обладают производственным и научно-техническим потенциалом своего развития на рынке фармацевтической продукции;

- предприятия фармацевтической промышленности, с одной стороны, (первая модель) являются экстенсиверами для локализации вокруг них реципиентов, поставляющих отдельные компоненты, а, с другой

стороны, (вторая модель) выступают как реципиенты локализации для смежных отраслей (медицина), что определяет сложность стратегии и модели локализации производства;

- в первой модели, в отрасли локализованными являются: производство, НИОКР и кадры для, как предприятия экстенсивера (ядра) и ряд предприятий (реципиентов), поставляющих компоненты и осуществляющие разработки для предприятия;

- во второй модели, как участник поставки лекарственных средств для медицинский организаций и конечного пользователя;

- локализация в отрасли по первой модели низкая у реципиентов по направлениям: проектирование, обслуживание и модернизация оборудования для производства, испытаний и тестирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- такая ситуация с локализацией по первой модели отражается и на второй модели - проектирование и производство продукции ограничено;

- ориентация преимущественно на медицинские организации, создает ограничения для развития: зависимость от спроса со стороны заказчика, по сути, которым выступает государство.

Для предприятия фармацевтической промышленности, предлагается стратегия и модель локализации производства. В качестве альтернатив рассматривается:

а) стратегия локализации производства собственными силами (стратегия связанной диверсификации);

б) стратегия локализации производства в кооперации с предприятиями отрасли (стратегия вертикальной интеграции).

Углубленный анализ деятельности предприятий фармацевтической отрасли показал, что наиболее эффективной является стратегия вертикальной интеграции.

При этом, модель локализации производства может рассматриваться в зависимости от потенциала предприятия. Если предприятие имеет потенциал, то оно может локализовывать производство и разработки самостоятельно. Если потенциал предприятия недостаточный, то оно может вступать во временные или постоянные альянсы со своими поставщиками и /или покупателями для реализации целей локализации.

Модель локализации производства может рассматриваться в зависимости от потенциала предприятия. Если предприятие имеет потенциал, то оно может локализовывать производство и разработки самостоятельно. Если потенциал предприятия недостаточный, то оно может вступать во временные или постоянные альянсы со своими покупателями для реализации целей локализации.

При этом, модель локализации производства может рассматриваться: а) в краткосрочном аспекте -перестраивание логистических каналов и максимальной локализации санкционных компонентов отечественными аналогами и аналогами, производимыми в странах-участниках ЕврАзЭс, БРИКС и в других дружественных странах; б) в долгосрочном аспекте - локализация отечественной инфраструктуры разработки и производства лекарственных средств.

Локализация производства в первом случае предполагается в два этапа, что представлено на рис. 6.

Поставщи ки

предприят ий

Локализация отечественной инфраструктуры разработки и производства компонентов

Выстраивание логистики, локализация производства аналогов в РФ и в дружественных странах

диверсификаци и - локализация своими силами

вертикальной интеграции с потребителем/ поставщиком -

локализация производства в кооперации

Предприятие:

Вариант 1. Стратегия связанной

Вариант 2

п

Стратегия по

Потребители предприятия

Рис. 6. Стратегия и модель локализации

Заключение

Проведенные исследования показали значительное изменение условий ведения хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей экономики РФ, и в ее высокотехнологичном секторе. Такие изменения вызывают необходимость изменения стратегии и модели развития предприятия, в т.ч. на основе форсирования локализации производства. Локализация производства в фармацевтической промышленности позволит получить дополнительные инвестиции, а оборудование, набравшее необходимое количество баллов, может включаться в Реестр российской фармацевтической продукции, который используется при проведении госзакупок госкомпаниями.

Для предприятия фармацевтической промышленности предлагается два варианта стратегии локализации производства: создание производства собственными силами и / или в кооперации с потребителями и две модели поэтапного замещения участия иностранных компаний: на первом этапе замещение в компонентной базе российскими компаниями или компаниями дружественных стран; на втором этапе - замещение инфраструктуры отрасли, включая локализацию всех этапов жизненного цикла.

1. Вазьянский А.М. Локализация производства как проблема современного менеджмента: на примере автомобильной промышленности: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Вазьянский Альберт Мерзадзянович; [Место защиты: Нижегор. гос. техн. ун-т]. - Нижний Новгород, 2007. - 153 с.

2. Вазьянский А.М., Обыденнова С.Ю. Локализация производства как способ инновационного развития предприятия // Иннов: электронный научный журнал. 2014. № 4 (21). URL: http://www.innov.ru/science/economy/localizacia_proizvodstva/

3. КотляровИ.Д. Локализация производства как инструмент импортозамещения // ЭКО. 2016. №8. С 128-140.

4. Рудашевский В. Локализация производства. https://strategyjournal.ru/gosudarstvo/lokalizatsiya-proizvodstva/

5. Разманова С.В. Локализация инноваций в нефтегазовой отрасли региона: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера - 2018. Сборник статей Шестой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием): в 3 частях. 2018. Издательство: ООО "Коми республиканская типография" (Сыктывкар).

6. Разманова С.В. Проблемы реализации механизма локализации НИОКР при освоении углеводородных месторождений северных регионов // Международная конференция «Рассохинские чтения»: Матер. междунар. конфер. (1-2 февраля 2018 г., Ухта). Ухта, 2018. С. 196-201.

7. Кондратьев В.Б. Локализация производства как инструмент модернизации // Перспективы. Электронный журнал. 2016. № 2 (6). С. 98-116.

8. Официальный сайт МИНПРОМТОРГ России https://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/sudostroi/ (дата обращения 1.12.2022)

9. Соловейчик К.А., Аркин П.А. Методические вопросы стимулирования роста глубины передела промышленной продукции субъектами российской федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 25-30.

10. Уманский А.М. Управление экономическим развитием высокотехнологичных отраслей промышленности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет». Санкт-Петербург. 2022. https://unecon.ru/sites/default/files/dissumanskiyam.pdf

11. Карлик А.Е., Уманский А.М. Детерминирование институциональной структуры высокотехнологичных отраслей промышленности // Экономические науки. 2020. № 185. С. 126-131.

12. Карлик А.Е., Ткаченко Е.А. Проблемы обеспечения безопасности предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях геополитической нестабильности // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2022. № 11. С. 42-50.

13. Социально-экономическое положение России январь-апрель 2022 года. Москва. Росстат. 2022.

14. Локализация 2022. Кому переходит иностранный бизнес в России. AdIndex: https://adindex.ru/news/tendencies/2022/04/28/304040.phtml

15. Локализация производства. https://strategyjournal.ru/gosudarstvo/lokalizatsiya-proizvodstva/

16. Локализация производства: какие плюсы может получить компания? Экономика и жизнь» № 21 (9837) 2020. https://www.eg-online.ru/article/420750/

17. Минат В.Н. Моделирование развития высокотехнологичных отраслей экономики США в условиях реиндустриализации // Экономика высокотехнологичных производств. 2021. Том 2. № 4. С. 333-358. doi:

Литература

10.18334/evp.2.4.113823.

References

1. Vazyansky A.M. Localization of production as a problem of modern management: on the example of the automotive industry: dissertation ... Cand.Econ.Sci.: 08.00.05 / Vazyanskiy Albert Merzadzyanovich; [Place of protection: Nizhegorsk. state tech. university]. - Nizhny Novgorod, 2007. - 153 p.

2. Vazyansky A.M., Obydennova S.Yu. Localization of production as a way of innovative development of an enterprise // Innov: electronic scientific journal. 2014. No. 4 (21). URL: http://www.innov.ru/science/economy/localizacia_proizvodstva/

3. Kotlyarov I.D. Localization of production as a tool for import substitution // EKO. 2016. No. 8. From 128-140.

4. Rudashevsky V. Localization of production. https://strategyjournal.ru/gosudarstvo/lokalizatsiya-proizvodstva/

5. Razmanova S.V. Localization of innovations in the oil and gas industry of the region: problems and ways to solve them // Actual problems, directions and mechanisms for the development of the productive forces of the North - 2018. Collection of articles of the Sixth All-Russian Scientific and Practical Conference (with international participation): in 3 parts. 2018. Publisher: Komi republican printing house LLC (Syktyvkar).

6. Razmanova S.V. Problems of Implementation of the R&D Localization Mechanism in the Development of Hydrocarbon Fields in the Northern Regions // International Conference "Rassokhinsky Readings": Mater. intl. conf. (February 1-2, 2018, Ukhta). Ukhta, 2018. S. 196-201.

7. Kondratiev V.B. Localization of production as a tool for modernization // Prospects. Electronic journal. 2016. No. 2 (6). pp. 98-116.

8. Official website of the Ministry of Industry and Trade of Russia https://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/sudostroi/ (accessed 1.12.2022)

9. Soloveichik K.A., Arkin P.A. Methodological issues of stimulating the growth of the depth of redistribution of industrial products by the constituent entities of the Russian Federation // Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics. 2015. No. 4 (94). pp. 25-30.

10. Umansky A.M. Management of economic development of high-tech industries. Dissertation for the degree of candidate of economic sciences. FGBOU VO "St. Petersburg State University of Economics". St. Petersburg. 2022. https://unecon.ru/sites/default/files/dissumanskiyam.pdf

11. Karlik A.E., Umansky A.M. Determination of the institutional structure of high-tech industries // Economic Sciences. 2020. No. 185. P. 126-131.

12. Karlik A.E., Tkachenko E.A. Problems of ensuring the security of enterprises of the military-industrial complex in conditions of geopolitical instability // Bulletin of the Faculty of Management, St. Petersburg State University of Economics. 2022. No. 11. S. 42-50.

13. Socio-economic situation in Russia, January-April 2022. Moscow. Rosstat. 2022.

14. Localization 2022. Who gets foreign business in Russia. AdIndex: https://adindex.ru/news/trendencies/2022/04/28/304040.phtml

15. Localization of production. https://strategyjournal.ru/gosudarstvo/lokalizatsiya-proizvodstva/

16. Localization of production: what advantages can a company get? Economy and Life" No. 21 (9837) 2020. https://www.eg-online.ru/article/420750/

17. Minat V.N. Modeling the development of high-tech sectors of the US economy in the context of reindustrialization // Economics of high-tech industries. - 2021. - Volume 2. - No. 4. - P. 333-358. doi: 10.18334/evp.2.4.113823.

Статья поступила в редакцию 12.01.2023 Received 12.01.2023

Принята к публикации 03.03.2023 Accepted for publication 03.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.