Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГАЮЩЕГОСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ГОРОДСКОГО ШУМА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГАЮЩЕГОСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ГОРОДСКОГО ШУМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.Л. Карагодина, А.И. Левин, Л.З. Орлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors have developed a comprehensive methodological approach to the study of human health status in the population groups exposed to a continuous daily impact of noise at work and at home, which involved selection of population groups, methods for the evaluation of the functional state in a number of the body systems, and in the acoustic environment. Detrimental effects of noise on the central nervous system, cardiovascular system, and the hearing analyser have been observed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГАЮЩЕГОСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ГОРОДСКОГО ШУМА»

УДК 613.164:614.781:312.6

И. Л. Карагодина, А. И. Левин, Л. Г. Орлова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГАЮЩЕГОСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ

ГОРОДСКОГО ШУМА

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрнсмана

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года» предусматривается существенное увеличение автотранспорта, преимущественно грузового с дизельными двигателями, что может вызвать дальнейший рост уровней шума в окружающей среде.

Для нормализации санитарно-гигиенических условий проживания, трудовой деятельности и отдыха населения все большее значение приобретает борьба с транспортным шумом в целях предупреждения его неблагоприятного влияния на организм человека [1].

Из большого числа работ, посвященных изучению влияния шума и показывающих все разнообразие путей его действия на организм, неясны особенности длительного воздействия непостоянного городского шума на население. В крупных городах человек подвергается интенсивному воздействию акустической энергии ежедневно на протяжении многих лет в условиях производства, быта, на транспорте, в местах отдыха. Однако влияние шума изучалось изолированно: производственного — на рабочих различных отраслей народного хозяйства, городского и жилищ-но-бытового — на население различных возраст-но-половых групп в условиях проживания. Отсутствие единых методических подходов к изучению при массовых исследованиях влияния шума на население, подвергающееся воздействию его в условиях труда и быта, затрудняет сопоставление и оценку получаемых данных.

Для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию автотранспортного шума, нами разработан комплексный подход, позволяющий при одномоментном массовом наблюдении оценить как субъективные, так и объективные реакции организма в условиях быта и производства. Согласно этому, изучается акустический режим магистралей, жилых и общественных зданий в зависимости от времени суток, дней недели, сезона года.

Общий метод определения суммарного эквивалентного уровня звука, действующего на население в течение суток, базировался на результатах анкетного опроса с целью выяснения времени пребывания населения дома, на работе и транспорте в течение суток; гигиенических исследований этих временных периодов по данным одномоментных, динамических измерений уровней звука; расчетов максимального эквивалентного уровня для условий проживания и среднего уровня за каждый из восьмичасовых периодов на основе принципа энергетического суммирования согласно ГОСТу [9].

Работа проведена в натурных условиях. Физи-олого-гигиеническому обследованию подвергнуты «неорганизованные» (осмотр по месту проживания) и «организованные» (осмотр по месту работы) контингенты населения Москвы. В разработку включались лица, не подвергавшиеся воздействию чрезмерного производственного шума и других неблагоприятных факторов в условиях трудовой деятельности.

При обследовании жителей шумного района предпочтение отдавалось лицам, проживающим в квартирах с окнами на магистраль. В тихом районе города для формирования контрольной группы выбирались лица, проживающие в квартирах с окнами во двор.

При наблюдении «неорганизованного» контингента трудно отобрать однородные группы по условиям проживания, профессиям и другим показателям. Поэтому дальнейшие исследования проводились на «организованном» контингенте населения — служащих проектных институтов, которые имели идентичные социально-гигиенические условия и профессиональную деятельность, что позволило сгруппировать обследованных по полу, возрасту, длительности проживания. Имеющиеся различия в изучаемых группах были несущественны, что дало возможность проводить сравнение показателей в зависимости от воздействующего фактора (шума).

Поскольку среди обследованных были служащие, проживающие в различных акустических условиях города (шумная или тихая квартира), представлялось целесообразным объединить их по данному признаку (1—4-я группа) и провести сравнение оцениваемых показателей по этим группам.

Таким образом, по акустическим условиям были сформированы 4 группы: 1-я состояла из лиц, работающих и живущих в тихих районах города, 2-я — из работающих и живущих в шумных условиях, 3-я — работающие в шумных, а проживающие в тихих районах, 4-я — работающие в тихом районе, а проживающие в шумном. Особый интерес представляли результаты обследования лиц с резко различающимися акустическими условиями (1-я и 2-я группы) [4].

Работа по обследованию «организованного» контингента населения выполнена в 6 московских проектных институтах, расположенных на тихих и шумных магистралях города.

Всего обследовано 1057 человек (мужчин и женщин в возрасте 20—39, 40—59 лет), из которых 454 наблюдались по месту проживания, 603 по месту работы.

Шум регистрировали одновременно на магистрали, в помещениях жилых и административных зданий в различное время дня, недели, сезона года. Одномоментное и динамическое измерение шума в течение суток и его оценку проводили в соответствии с требованиями действующей нормативной документации: ГОСТа 23337—78*, ГОСТа 20444—74, СНиП II—12—77 [1, 3, 6]. Всего выявлено более 1000 эквивалентных уровней звука путем измерения и расчета шумомера типа 2203 фирмы «Брюль и Къер» (Дания), конденсаторного микрофона 4131, анализатора уровней шума и статистического процессора типа 4426.

С целью определения функционального состояния ряда систем организма разработана четкая последовательность проведения исследований различными специалистами клинического отдела института (оториноларингологом, невропатологом, терапевтом, физиологом), что позволило не только активно формировать группы с целью исключения из них лиц, имеющих отягощенный анамнез, не связанный с действием шума, но и оценить состояние здоровья наблюдаемых.

При массовом обследовании методы физиоло-го-гигиенического исследования выбирали, исходя из опыта применения их как в лабораторных, так и в производственных условиях. Выбор комплекса изучаемых физиологических показателей проводили с учетом показателей, характеризующих состояние центральной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности. Такими методами исследования были тональная аудио-метрия (на частотах 250, 500, 1000, 4000 Гц, ГОСТ 12.4.062—78) [8], хронорефлексометрия (определение скрытого времени простых сенсо-

моторных реакций с помощью электромеханического хронорефлексометра), корректурная проба (таблица В. Я. Анфимова),электрокардиография (в 12 отведениях по Вильсону). Социально-гиги-енические наблюдения включали опрос населения и измерение шума.

Анкетный опрос повторен дважды. Предварительно он выполнялся по анкете, дающей информацию (паспортная часть), необходимую для формирования групп наблюдаемых. При обследовании же его проводили по расширенной анкете, включающей вопросы о социальном положении, наличии хронических заболеваний, реакции на шум в различные периоды дня, года, характере этой реакции и др., о видах транспорта, используемых при поездке на работу, длительности передвижений.

Изменения функционального состояния систем оценивали по критериям, представленным в литературе, и состоянию изучаемых систем у жителей тихого (контрольного) района.

С целью углубленного анализа функционального состояния лиц, подвергающихся воздействию шума, рассчитывали персентильный интервал нормальных отклонений (Р75 — Р25) в тихом районе, а в шумном — процент общих отклонений от нормы.

Непараметрический анализ (метод персенти-лей) применяется при разработке нормативов. Персентили — это показатели типа средних по положению в ряду. В практике наиболее часто пользуются следующими персентилями: Р3, Р)0, Р25, Рэд, Р75, Рэо- Допускают, что если признак находится в границах от Р25 до Р 75. то величина его соответствует норме [7].

Результаты наблюдений подвергнуты статистической обработке по методам, применяемым в гигиенических исследованиях. Установлено, что на магистралях шум достигает 83 дБ А (т. е. величин, характерных для производства). В жилых помещениях с окнами на магистраль отмечались максимальные эквивалентные уровни звука (до 64 дБ А) при интенсивности потока 8500 ед/ч. В результате население города подвергается его воздействию почти круглосуточно. Интенсивность движения транспорта в различные периоды суток, дни недели, сезоны года характеризуется относительной стационарностью. Самые высокие показатели зарегистрированы с 7 до 9 ч и с 18 до 20 ч; с 7 и до 20 ч интенсивность потока колеблется от 5000 до 8500 ед/ч, эквивалентные уровни звука — от 80 до 83 дБ А. В воскресные дни интенсивность транспортного потока 4000 ед/ч и менее, что характерно для разных сезонов года. Количество грузового транспорта в потоке достигало 30 %.

При динамическом определении в одной точке в течение суток уровней звука на магистрали и в жилом помещении, ориентированном окнами на эту магистраль, выявлена логистическая зависимость эквивалентных уровней от интенсивности

^ транспортного потока. В случае увеличения потока от 500 ед/ч ночью до 8500 в час днем происходит медленное нарастание уровней звука, стремящееся к некоторому пределу. Для установления этого предела по уравнению регрессии Ферхюльста рассчитывали ожидаемые уров-при данной интенсивности движения:

у __6_

~1 + 10а+6х '

где У — эквивалентный уровень звука (в дБ А); А — предел нарастания эквивалентных уровней звука (в дБ А); х — интенсивность движения транспорта; а и Ь — коэффициенты регрессии; а—Ь = 0,0003. Начиная с интенсивности 4000 ед/ч, вычисленные уровни совпадали с фактическими.

Таким образом, на основании динамических наблюдений в течение суток, дней недели, сезона года, интенсивности движения транспорта, состава потока, регистрации уровней звука и проведенного расчета можно говорить о существовании предела А=83 дБ А, характеризующего шумовой режим магистрали в изучаемом шумном районе, а следовательно, и максимального эквивалентного уровня А = 64 дБ А в жилом помещении, ориентированном окнами на эту магистраль [2]. Полученные данные легли в осно-► ву расчета суммарных уровней звука, воздействующих в течение суток на человека. Днем в тихом районе города на жилой территории уровень звука не превышал 49 дБ А. Результаты регистрации шума в домах, расположенных вблизи магистрали, показали, что в квартирах с окнами на магистраль звук достигал 44 дБ А, а с окнами во двор — 37 дБ А. В глубине квартала в домах, удаленных от магистралей, уровень звука был 36 дБ А. При оценке шума служебных помещений «организованного» контингента установлено, что разность средних эквивалентных уровней звука в шумном и тихом районах составляет 13,6 дБ А. Уровни шума, создаваемые служебной деятельностью, на всех объектах идентичны (57—58 дБ А). Суммарный и средний эквивалентный уровень звука дБ А определяли путем расчета акустического режима по данным трех 8-часовых периодов с использованием принципа энергетического суммирования. Средний эквивалентный уровень звука Ьт вычислен по формуле:

п

¿т =ю и 2 Ю0>1£ч — 10 ^д, ¿ = 1

где — 1-й из усредняемых эквивалентных уровней звука (в дБ А); £=1,2,...п;

п

1018 2 Ю0,1*ч — суммарный эквивалентный

уровень звука (в дБ А), определяемый по ГОСТу 23337—78*, табл. 1, приложение 2, с. 5. На основании результатов социально-гигиенических ис-

следований для энергетической оценки шума принят эквивалентный уровень звука на транспорте 80 дБ А, в шумных условиях на работе 63 дБ А, в тихих 50 дБ А, в квартирах ночью 30 дБ А, в тихом районе и 40—59 дБ А в шумном, днем 40 и 64 дБ А соответственно. Считая продолжительность воздействия шума в условиях труда, во время пребывания дома в ночное и дневное время по 8 ч, рассчитали суммарный и средний эквивалентный уровни для отдельных групп населения, характеризующихся различными условиями труда, быта в шумных н тихих районах города.

Поскольку по данным «шумового анамнеза» выявлено, что наблюдаемые затрачивают почти одинаковое время при поездке на работу и обратно в опытном (72 мин) и контрольном (66 мин) районах города, т. е. подвергаются одинаковому воздействию шума на транспорте, но различному по суммарному суточному показателю, было целесообразно при сравнении этих групп исключить данный показатель из расчета. Тогда сравнение изучаемых групп можно проводить только из расчета длительности воздействия шума на работе и дома.

В результате расчета выявлено, что в акустически контрастных условиях проживания и трудовой деятельности разность эквивалентного уровня звука составляет 15—16 дБ А. Эта разница вызывает существенные изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также слухового анализатора: повышения функциональной активности ЦНС (уменьшение латентного периода простой сенсомоторной реакции, числа ошибок и времени выполнения задания); нарушение функционального состояния сердечно-сосудистой системы (снижение электрической активности миокарда по амплитуде зубцов /? и 7\ повышение содержания холестерина в сыворотке крови, ас-теновегетативные реакции по гипертоническому типу) [5], увеличение временного порога слуха в области частот 250, 500 и 4000 Гц.

Результаты физиолого-гигиенических исследований подтверждаются данными поликлинического обследования состояния здоровья изученного контингента населения.

Таким образом, разработанные методические подходы, включающие выбор групп населения, методов оценки состояния здоровья и акустической среды, позволяют оценить функциональное состояние ряда систем организма и заболеваемость населения, подвергающегося неблагоприятному круглосуточному воздействию шума в условиях проживания и трудовой деятельности.

Литература

1. Карагодина И. Л. Борьба с шумом и вибрацией п городах. М., 1979.

2. Карагодина И. Л., Орлова Л. Г. — В к».: Всесоюзная конф. по борьбе с шумом и вибрацией. 3-я, 1980, с. 113—116.

1 Нормы проектирования. Защита от шума. СНиП II— 12—77. 1^11—78. М„ 1978.

4. Орлова Л. Г. — В кн.: Современные проблемы гжгиевы населенных мест. М„ 1981, с. 37—41.

6. Орлова Л. Г., Карагодина И. Л., Столбун Б. М. в др.— В кн.: Гигиенические аспекты профилактики сердечно-сосудистой патологии при воздействии факторов окружающей ч производственной среды. М., 1982, с. 93—96.

6. Потоки транспортные в населенных местах. Метод определения шумовой характеристики. ГОСТ 20444—75. 1/VII—75. М„ 1975.

7. Сепетлиев Д. А. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. М., 1968.

I. Шум. Методы определения потерь слуха человека. ГОСТ 12.4.062—78. М. 197а

9. Шум. Методы измерения на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий. ГОСТ 23337*—78. 1 /VII—79. М„ 1979.

Поступила 01.08.83

Summary. The authors have developed a comprehensive methodological approach to the study of human health status in the population groups exposed to a continuous daily impact of noise at work and at home, which involved selection of population groups, methods for the evaluation of the functional state in a number of the body systems, and in the acoustic environment. Detrimental effects of noise on the central nervous system, cardiovascular system, and the hearing analyser have been observed.

ГДК б 14.71:613.632.4*07

К. В. Григорьева, И. П. Зонова, И. Г. Горячева

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВЛИЯНИЯ НА ОРГАНИЗМ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева; Институт газа

АН УССР, Киев

Гигиенические аспекты в комплексной программе управления качеством воздушной среды связаны с установлением количественных зависимостей влияния ее химических факторов на здоровье населения [7].

В связи с этим особенно важно изучение комбинированного действия химических веществ на организм с целыо гигиенической оценки воздушной среды современного города. При этом следует учитывать ее многофакторность, поскольку с промышленными выбросами от всех источников в атмосферный воздух поступают десятки таких веществ [2]. Концентрации атмосферных загрязнений непрерывно меняются во времени и пространстве.

Важно также отметить структурную и функциональную сложность организма — биосистемы. Известно, живой организм в своем функционировании организован в различные системы (нервную, кроветворную, пищеварительную, эндокринную, защитные реакции от инфекций и др.), способные в процессе жизнедеятельности реагировать на воздействие факторов среды изменением активности. При длительных или сильных воздействиях могут возникать более стойкие функциональные и даже структурные изменения в различных функциональных группах организма, приводящие к заболеваниям [4, 6].

Решение основных вопросов гигиены — оценка состояния среды, установление связи между заболеваемостью населения и загрязненностью среды — сопряжено с решением такого важного вопроса, как сравнительная количественная оценка нарушений в различных звеньях организма при взаимодействии с вредными факторами

среды и их значимости для целостного организма.

Сложность оценки суммарного влияния факторов на живой организм обусловливает необходимость совершенствования методических приемов его изучения [5]. Для оценки комбинированного действия химических веществ на организм нами применен способ, основанный на си* стемном подходе к организации физиологических функций организма, и метод математического планирования эксперимента с вероятностно-статистической оценкой данных опыта [1, 3, 8].

При этом использованы следующие предпосылки: живой организм — сложная система, ее подсистемы (физиологические системы) — также сложные системы с многообразными внутренними и внешними связями (между параметрами внутри подсистемы и параметрами физиологических систем). И системы, и их подсистемы относятся к объектам с экстремальными свойствами. Сохранение гомеостаза в подсистемах и системе в целом при изменении факторов внешней среды обеспечивается направленными изменениями параметров подсистем на основе адаптивного поведения живого организма. Реакция организма находится в пределах ее оптимального значения, если показатели состояния физиологических функций у подвергшихся влиянию вредного фактора и контрольных животных не различаются больше чем на ±2а. Изменения параметров подразделяются на две качественно различные области: устойчивого поведения («стационарная») и неустойчивого поведения («переходная + линейная»).

Для определения изменений показателей каж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.