Литература. Аббасов А. 3., Панов В. Н.,
Алиев А. М. — Гиг. и сан., 1971, № 4, с. 61. Богуславский В. В., Сиваш А. П. — В кн.: Всесоюзный съезд судебных ыедиков. 1-й. Тезисы докладов. Киев, 1976, с. 557.
Дмитриев М. Т., Мищихин В. А. — Гиг. и сан., 1979, № 3, с. 41.
Дмитриев М. Т., Мищихин В. А. — Там же, 1980, № 9, с. 66.
Дмитриев М. Т., Мищихин В. А. — Там же, 1981, № 4,
с. 46.
Дмитриев М. Т., Растянников Е. Г. — Там же, 1980, № 5, с. 42.
Дмитриев М. Т. и др. — Там же, № 9, с. 57.
Колесникова А. П. и др. — Завод, лаб., 1965, т. 31, № 11, с. 1330.
Перцовский А. Л., Иргер Н. С., Салей Г. В., — В кн.: Методы анализа органических соединений (промышленных токсикатов) в воздухе и почве в связи с проблемой охраны природной среды. Обнинск, 1982, с. 14.
Сакодынский К. И., Панина Л. И. Полимерные сорбенты для молекулярной хроматографии. М., 1977, с. 21.
Bober Н. — Beckman Rep., 1965, N 2, p. 17.
Dmilriev M. Т. — In: Meteorological Aspects of Air Pollution. M., 1982, p. ИЗ.
Поступила 19.10.82
УДК 616.5-02:648.18+614.37:648.18:612.791.014.46
К• А. Рапопорт, 3. С. Маркова, 3. А. Пылева, Н. Г. Митрофанова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ БЫТОВЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПРИ КОЖНОМ ПУТИ ПОСТУПЛЕНИЯ их В ОРГАНИЗМ
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Широкое применение препаратов бытовой химии вызывает необходимость их всесторонней гигиенической оценки, особенно в условиях длительного воздействия на кожные покровы.
С целью унификации методических подходов к изучению биологического действия препаратов бытовой химии (на примере синтетических моющих и чистящих средств на основе поверхностно-активных веществ — ПАВ) при кожном поступлении их в организм нами была предложена следующая методическая схема, используемая при гигиенической оценке препаратов бытовой химии: исследование санитарной ситуации производства и применения синтетических моющих и чистящих средств (CMC и СЧС соответственно); изучение степени химической нагрузки воздействия на человека бытовых химических веществ; определение раздражающего, сенсибилизирующего, общетоксического, антимикробного и модифицирующего канцерогенез действия препаратов бытовой химии при перкутанном пути поступления их в организм; разработка гигиенических рекомендаций по наиболее рациональному использованию препаратов бытовой химии населением.
Санитарную ситуацию производства и применения CMC и СЧС изучали методом анкетирования населения и работников специализированных предприятий (заводов CMC и ПАВ, фабрик-прачечных, прачечных самообслуживания) и путем анализа эбъема производства и рецептурного состава оте-1ественных препаратов бытовой химии.
Анкетный опрос проводили по специально раз-заботанным картам с целью выявления диском-¡юртного состояния организма при изготовлении \ применении CMC и СЧС, наиболее значимых 1утей поступления их в организм, наиболее рас-фостраненного среди опрошенных эффекта их Неблагоприятного действия (раздражающих, аллер-
генных, токсических и других свойств), частоты и цели применения, пожеланий, замечаний в отношении ассортимента и качества готовой продукции и др. Анкетные данные обрабатывали в виде абсолютных величин из расчета на 100 человек и в процентном отношении к общему количеству жалоб (Маркова 3. С. и др., 1980).
Анализ рецептурного состава отечественных CMC и СЧС (более 200 наименований) показал, что в готовые композиции входят преимущественно анионные ПАВ — сульфонолы, обладающие различной биоразлагаемостью и токсичностью. В некоторые CMC введены биологические добавки (ферменты), а также соединения, оказывающие бактерио-статическое, бактерицидное и дезинфицирующее действие. В рецептуры препаратов с антистатическим действием добавлены катионные ПАВ, обладающие выраженной токсичностью. В некоторые CMC входит значительное количество три полифосфатов, борсодержащих соединений, а также маномер-капролактам. В чистящих препаратах содержится в 3—5 раз меньше ПАВ, но больше щелочей и кислот, чем в CMC.
Полученные данные по оценке санитарной ситуации применения CMC и СЧС (методом анкетирования и на основе анализа рецептурного состава всего ассортимента моющих и чистящих средств отечественного производства) позволили обосновать выбор наиболее распространенных в быту препаратов, выделить основные наиболее токсичные ингредиенты в их составе (в частности, анионные ПАВ-сульфонолы), частоту и продолжительность воздействия на человека готовых композиций в условиях их использования (от 1 до 7 раз в неделю, в среднем по 2 ч на стирку) с целью изучения биологического действия химических соединений на организм экспериментальных животных.
Как показали результаты биохимических, ге-
матологических, радиологических и морфологических исследований, проводимых в динамике в условиях хронического эксперимента, продолжительность опыта по изучению общетоксического действия CMC и СЧС должна быть не менее 30 аппликаций с последующим восстановительным периодом. При изучении общетоксического действия CMC и СЧС наиболее адекватной моделью являются белые крысы, способ затравки — хвостовые аппликации. Данный метод позволяет лимитировать объем рабочих растворов химических веществ до и после аппликаций их на кожный покров, время контакта кожи с препаратом и учитывать площадь участка кожи, контактирующую с химическим веществом.
Выбор исследуемых концентраций химических веществ, в частности ПАВ, в условиях эксперимента на животных обусловлен реальным количеством их в готовой композиции, рекомендуемым при использовании населением в быту, остаточным количеством ПАВ на коже после контакта с CMC или СЧС и промежуточными концентрациями (выше и ниже реального содержания в препаратах). В случае изучения моющих препаратов в целом берутся рекомендуемые для использования в быту рабочие растворы в диапазоне концентраций от 0,7 до 2%.
Информативными при изучении общетоксического действия CMC и СЧС являются показатели окислительно-восстановительных процессов, углеводного и липидного обмена, результаты прижизненного радиологического определения функций щитовидной железы. Перспективно изучение состояния обмена в коже, органах и крови нейраминовой кислоты, играющей важную роль в процессах тканевой и сосудистой проницаемости, в защитно-приспособительных реакциях организма, иммуногенезе, выполнении функций клеток и субклеточных мембран. При изучении способности ПАВ и CMC проникать через кожу информативным показателем является содержание их в биологических средах организма: сыворотке крови, печени, почках, селезенке и др., определяемое по модифицированному нами методу О. И. Волощенко (Митрофанова Н. Г.. Маркова 3. С., 1981). Метод основан на расщеплении комплекса ПАВ с протеином раствором горячего спирта, после чего освобожденное ПАВ определяется по реакции с метиленовым синим. Чувствительность метода 0,05—0,1 мг/л.
В решении вопроса о биологической активности исследуемых веществ существенную роль играют морфофункциональные исследования кожи и внутренних органов, особенно печени и почек. При перкутанном воздействии ПАВ и средств на их основе наблюдаются неспецифические реакции со стороны эпидермиса и субэпидермального слоя. Гистоструктурные изменения находят отражение в метаболических сдвигах в клетках соединительной ткани, приводящих к нарушению процессов проницаемости ПАВ.
Для выявления раздражающих средств CMC и СЧС при перкутанном воздействии их на организм в эксперименте на животных (белых крысах, морских свинках) проводили визуальную оценку реакций кожи по пятибалльной системе. Одновременно изучали функциональное состояние кожи по следующим показателям: рН поверхности кожи электрометрическим методом на рН-метре по В. Н. Рогайлину, состояние капиллярной проницаемости кожи с помощью пробы Мак-Клюра — Олдрича (Маркова 3. С., 1981).
При гигиенической оценке действия химических веществ, используемых в быту, необходимы сведения не только о токсичности препарата, но и о его способности оказывать аллергенное действие. В случае получения отрицательных результатов по всем показателям необходимы данные о канцерогенных свойствах и способности влиять на канцерогенез.
При изучении аллергенных свойств CMC и СЧС отмечено, что наиболее адекватной экспериментальной моделью являются морские свинки, метод воздействия — накожные аппликации по схеме А. С. Рабена и соавт. (1970), продолжительность эксперимента 20 дней с постановкой аллерголо-гических тестов на 8-й и 20-й дни и кожным тестированием на 21-й день. При этом выбор рабочих концентраций веществ обусловлен их содержанием в CMC и СЧС, рекомендованных к использованию населением, а также остаточными количествами ПАВ на коже человека. Наиболее информативными тестами аллергенного действия при контакте кожи с CMC и СЧС (Еськова-Сосковец Л. Б. и др., 1980) являются изменения в крови, определяемые с помощью реакции специфического лизиса лейкоцитов в модификации JI. А. Дуевой и Р. В. Барру (1978), реакции Уанье и метода Ерне в модификации Н. В. Русакова (1973), а также пробы пассивного переноса повышенной чувствительности по Прауснитцу — Кюстнеру (Адо А. Д., Польнер А. А., 1963).
При выявлении активирующих канцерогенез свойств эксперимент целесообразно проводить на мышах-гибридах CBAXC57BI/6 обоего пола массой 14—16 г в начале опыта. Воздействие на предварительно выстриженный участок кожи межлопаточной области спустя 2—3 нед после однократного воздействия одной капли 0,5% бензольного раствора бензпирена или 3-метилхолантрена, частота воздействия—2—3 раза в неделю. Период затравки должен быть не менее 50 нед с последующим наблюдением за животными до конца их жизни. Концентрации исследуемых растворов должны соответствовать максимально переносимым по токсикологическим показателям, реальным — соответствующим содержанию ПАВ в составе готовых композиций, реальным — соответствующим концентрациям рабочих растворов при их использовании (не менее 3 концентраций). Критериями специфического действия ПАВ являются процент животных*
с опухолями, количество опухолей у 1 животного, 4 сроки их появления, вид и характер опухолей и предопухолевых изменений кожи и внутренних органов, определяемые при морфологическом исследовании кожи и внутренних органов всех павших и забитых животных.
На функциональное состояние кожных покровов человека существенное влияние может оказывать наличие на них специфической микрофлоры. Поэтому необходимо исследование влияния CMC на динамику выживания сапрофитных микроорганизмов кожи рук. В работе использован метод отпечатков на стенках с плотной питательной средой по Н. Н. Клемпарской (Клемпарская Н. Н., Шаль-нова Г. А., 1966). В опытах применяли среду Ко-ростелева (мясо-пептонный агар с 1% маннита бромтимоловым голубым). Использование CMC («Сумгаита» в концентрациях от 2 до 18%) снижало количество сапрофитных микроорганизмов на поверхности кожи в 5—8 раз.
Антимикробные свойства ПАВ-содержащих материалов изучали микробиологическим методом. Метод основан на определении бактерицидности исследуемых препаратов в отношении кишечной палочки (Е. coli) путем смыва жизнеспособных бактерий после контакта с ПАВ на среду Эндо I (Митрофанова Н. Г. и др., 1983).
Предложенная методическая схема изучения биологического действия препаратов бытовой химии при перкутанном пути поступления их в организм позволила получить наиболее полную информацию о характере и особенностях их неблагоприятного действия на состояние здоровья населения и загрязнении ими окружающей среды.
Анализ рецептурного состава CMC и СЧС показал, что при сравнительно малой токсичности большинства входящих в их состав соединений некоторые из них в условиях хронического эксперимента на животных оказывают не только выраженное общетоксическое, но и специфическое действие. Так, большинство ПАВ и некоторых других
компонентов препаратов бытовой химии обладают аллергирующимн свойствами (сульфонол из н-парафинов, синтамид-5, синтанол ДС-10, триэта-ноламин и др.). Сульфонолы (НП-1, НП-3, хлорный и 40% из нормальных парафинов), синтанол ДС-10, вторичный алкилсульфат натрия «Прогресс» в концентрациях, равных рекомендуемым в готовом препарате и превышающих их, характеризуются выраженными активирующими канцерогенез свойствами.
Свидетельством наличия биологической активности изученных соединений является их значительное антимикробное действие.
Анализ рецептурного состава препаратов бытовой химии с учетом их физико-химических свойств на основе собственных экспериментальных и литературных данных позволил выявить наиболее биологически активные компоненты CMC и СЧС с целью их дальнейшей гигиенической регламентации.
Литература. Дуева Л. А., Барру Р. В. — Гиг.
и сан., 1978, № 2, с. 78—81. Еськова-Сосковец Л. Б., Саутин. А. И., Русаков Н. В. —
Там же, 1980, № 2, с. 14 — 17. Клемпарская Н. Н., Шальнова Г. А. Аутофлора как индикатор радиационного поражения организма. М.. 1966.
Маркова 3. С. — В кн.: Новые методы гигиенического контроля за применением полимеров в народном хозяйстве. Киев. 1981, с. 260—262. Маркова 3. С., Саутин А. И. — Гиг. и сан., 1980, № 1, с. 43—44.
Маркова 3. С., Саутин А. //., Костродымова Г. М. —
Там же, 1979, № 7, с. 22—24. Митрофанова Н. Г., Маркова 3. С. — В кн.: Новые методы гигиенического контроля за применением полимеров в народном хозяйстве. Киев, 1981, с. 262—264. Митрофанова Н. Г., Тория Л. Н. — Гиг. и сан., 198о,
№ 7, с. 41—43. Равен А. С., Алексеева О. Г., Дуева Л. А. Экспериментальный аллергический контактный дерматит. М., 1970.
Современная практическая аллергология. Под ред. А. Д. Адо, А. А. Польнера. М., 1963.
Поступила 06.10.83
УДК 613.Ь32,4-{-614.72]: 547.313.41-074:543.544:661.183.6
О. С. Банах, И. И. Наценка, А. 3. Тымкевич
ЦЕОЛИТЫ Аб№Х ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ВОЗДУХА И ХРОМАТОГРАФ И ЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ БУТИЛЕНОВ
Львовский медицинский институт
Бурное развитие современной промышленности обусловливает возрастающее загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами, в том числе углеводородами. Известно (Красовиц-кая М. Л., 1972), что насыщенные углеводороды даже в значительных концентрациях в воздухе не оказывают на жилые организмы заметного токсического дей-|ствия, не считая наркотического. Ненасыщенные
углеводороды, в частности бутилены, благодаря лучшей растворимости в воде и крови дают более сильный, чем насыщенные, наркотический эффект, который повышается при наличии боковых ответвлений от основной углеродной цепи молекулы. Поэтому контроль содержания олефиновых углеводородов в воздухе с помощью новых количественных методов является актуальной задачей.
Настоящая работа проведена с целью использо-