Научная статья на тему 'Методические подходы к формированию цены на сахар'

Методические подходы к формированию цены на сахар Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
733
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА НА САХАР / МЕТОД РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ТОВАРА / БАЛЛОВЫЙ МЕТОД ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / МЕТОД ПОЛНЫХ ЗАТРАТ / МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паронян Артюш Степанович, Попадьина Наталья Валерьевна, Святова Ольга Викторовна

В статье изложены методические подходы к формированию цены на сахар (метод расчета экономической ценности товара, балловый метод, метод полных затрат). Выполнен выбор экономически целесообразной цены реализации сахара как важного социально значимого продукта питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паронян Артюш Степанович, Попадьина Наталья Валерьевна, Святова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к формированию цены на сахар»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕНЫ НА САХАР

А.С. Паронян, Н.В. Попадьина, О.В. Святова

Аннотация. В статье изложены методические подходы к формированию цены на сахар (метод расчета экономической ценности товара, балловый метод, метод полных затрат). Выполнен выбор экономически целесообразной цены реализации сахара как важного социально значимого продукта питания.

Ключевые слова: цена на сахар, метод расчета экономической ценности товара, балловый метод ценообразования, метод полных затрат, методы принятия управленческого решения.

Высокие риски выращивания сахарной свеклы фабричной, связанные с природно-климатическими условиями, мировой экономический кризис, несовершенство таможенно - тарифной политики, логистические проблемы на рынке сахара, наличие большого числа конкурентов, сложность свеклосеменоводческого и свеклосахарного процессов и другие факторы негативно влияют на формирование доступной цены на социально значимый продукт питания ежедневного спроса -сахар.

Наличие данных факторов на фоне возрастающей значимости укрепления конкурентной позиции на внутреннем рынке российских производителей и стимулирования покупательской способности свекловичного сахара усиливают необходимость разработки стратегии управления устойчивым развитием свеклосахарного подкомплекса АПК Российской Федерации, важным элементом которой является эффективная ценовая политика, разрабатываемая на основе рациональных методических подходов к формированию цены на сахар.

В научной литературе выделяют два основных подхода к определению категории «цена»:

- затратный подход, т.е. цена обусловлена объективными затратами (Адам Смит, Карл Маркс);

- ценностный подход, который основан на понимании цены как субъективной оценке полезности (Жан Батист Сэй, Давид Рикардо).

На их основании методы ценообразования могут быть разделены на три группы: затратные, рыночные и нормативно-параметрические [1. - С.80]. В современных рыночных условиях право выбора методических подходов ценообразования остается за руководством хозяйствующего субъекта.

В ходе исследования формирования цены на сахар нами применены три методических подхода, относящихся к различным группам методов ценообразования: метод расчета экономической ценности товара, балловый метод, метод полных затрат.

При установлении цены на основе ценности товара основным фактором ценообразования считается не издержки продавца, а покупательское восприятие. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара [2. - С.49-50].

Балловый метод формирования цены на сахар основан на оценке потребительских параметров товаров-конкурентов, которым присваиваются весовые коэффициенты (баллы).

Расчет цены по методу полных издержек заключается в начислении определенной наценки на полную себестоимость товара.

С использованием данных методических подходов мы провели исследование формирования цены на свекловичный сахар-песок на основе данных ОАО «Кривец-сахар» Мантуровского района Курской области.

Используя метод расчета экономической ценности товара, нами получена цена на свекловичный сахар-песок в размере 24,00 руб. за 1 кг (таблица 1). Данный результат основан на цене аналогичного товара ЗАО «Кшенский сахарный комбинат» Кшенского района Курской области, которая составляет 23,50 руб. за 1 кг и премиальной наценки за повышение вкусовых и внешних качеств, равной 1 руб. с учетом поощрительной скидки в размере 0,50 руб.

Таблица 1 - Формирование цены на свекловичный сахар ОАО «Кривец-сахар» Курской области методом

Составляющие планируемой цены Сумма, руб. Поощрительная скидка, руб.

Цена аналогичного товара конкурента ЗАО «Кшенский сахарный комбинат» 23,50 0,50

Премиальная наценка за повышение вкусовых качеств 0,50

Премиальная наценка за повышение внешних качеств 0,50

Итого 24,50 24,00

*Таблица составлена и рассчитана авторами.

Рассмотрев вариант установления цены на продукцию (Р) в соответствии с методом удельных показателей на основе баллового метода (таблица 2) по основным параметрам (качество сырья, внешние качества, вкусовые качества с весовыми коэффициентами 0,3, 0,5 и 0,4 соответственно) и приняв за аналоговый продукт свекловичный сахар-песок, ЗАО «Кшенский сахарный комбинат» была получена цена 1 кг сахара в размере 24,9 руб. в результате следующего расчета:

Р = 24,50/(0,93 0,3+1,06 0,5+1,13 0,4) • (0,93 0,3+1,09 0,5+1,15 0,4) = 24,90 руб.

Таблица 2 - Расчетные данные для установления цены на сахар ОАО «Кривец-сахар» по балловому

Параметры Коэффициент весомости Значение параметров продукции ОАО «Кри-вец-сахар», баллов Значение параметров продукции ЗАО «Кшен-ский сахарный комбинат», баллов

Качество сырья 0,3 0,93 0,93

Внешние качества 0,5 1,09 1,06

Вкусовые качества 0,4 1,15 1,13

Планируемая цена - 8,34 -

*Таблица рассчитана авторами.

Для формирования цены на продукцию ОАО «Кри-вец-сахар» Курской области методом полных затрат (таблица 3) на начальном этапе определена величина прибыли (1,12 руб. с 1 кг сахара), которая необходима для финансирования целевых затрат завода.

Таблица 3 - Основные показатели для расчета цены на свекловичный сахар-песок ОАО «Кривец-сахар»

Показатели Сумма, руб.

Полная себестоимость производства 1 кг сахара 23,18

Прибыль от реализации 1 кг сахара 1,12

Цена 1 кг сахара 24,30

*Таблица составлена и рассчитана авторами.

При полной себестоимости в размере 23,18 руб. за 1 кг произведенной готовой продукции и целевой вели-

*

чине прибыли 1,12 руб. с 1 кг сахара цена реализации 1 кг свекловичного сахара-песка составила 24,3 руб.

Таким образом, на основе применения трех методических подходов к ценообразованию нами установлено, что ОАО «Кривец - сахар» может использовать следующие цены для реализации произведенного сахара: 24 руб., 24,9 руб., 24,3 руб.

При этом для выбора экономически целесообразной цены реализации сахара наиболее применимы методы принятия управленческих решений (методы парных сравнений, экспертных оценок, простого ранжирования и медианы ряда).

Метод парных сравнений (модификация по Т. Саати) заключается в сравнении альтернативных значений цен реализации сахара между собой. Результаты применения методов расчета экономической ценности товара, баллового и полных затрат попарно сравниваются исходя из их воздействия (по весу или интенсивности) и оценивается их влияние на покупательскую способность исследуемого продукта питания - сахара (таблица 4).

Таблица 4 - Матрица парных сравнений цен реализации сахара ОАО «Кривец-сахар» Курской области для выбора оптимального уровня*__

Варианты цен Ц1 Ц2 Ц3 Сумма, баллов

Ц1 1 2 0,5 7,5

Ц2 0,5 1 0,5 4,5

Ц3 2 2 1 9

*Таблица составлена и рассчитана авторами.

Из таблицы 4 видно, что наибольшее количество баллов (9) соответствует цене на сахар, полученной с использованием метода полных затрат (24,3 руб. за 1 кг), а 7,5 и 4,5 баллов присуждено соответственно ценам реализации свекловичного сахара, рассчитанным методами расчета экономической ценности товара и балловым.

Используя метод прямого ранжирования, в основе которого разработана шкала оценок (таблица 5), показа-

тели критериев имеют максимальные, минимальные, промежуточные численные значения.

Таблица 5 - Шкала оценок критериев метода прямого ранжирования для выбора оптимальной цены реализации на сахар ОАО «Кривец-сахар» (2012 г.)

Значение Баллы

Абсолютное значение 5

Очень важен 4

Важен 3

Имеет среднее значение важности 2

Малозначим 1

В таблице 6 приведен результат выбора наиболее экономически обоснованного метода формирования цены реализации сахара методом простого ранжирования.

По результатам метода простого ранжирования целесообразно использовать цену реализации сахара ОАО «Кривец-сахар» методом полных затрат (24,3 руб. за 1 кг), т.к. его среднее ранжированное значение является максимальным (14,85 балла).

Использование метода медианы ранжированного ряда для выбора оптимальной цены на сахар, основано-го на сортировке по возрастанию балльных значений признаков, и определения медианы ряда для каждого из них. Применение данного метода подтверждает рациональность формирования цены на сахар ОАО «Кривец-сахар» при помощи метода полных затрат, которому соответствует наибольшее усредненное значение - 16 баллов (таблица 7).

В связи с неравнозначностью рассмотренных признаков нами проведена коректировка значений с использованием весовых коэффициентов, полученных экспертным методом (таблицы 8 и 9).

Таблица 6 - Исходные данные для применения метода простого ранжирования при выборе цены на сахар ОАО «Кривец-сахар»*

Признаки Метод расчета экономической ценности товара, баллов Балловый метод, баллов Метод полных затрат, баллов Среднее ранжированное значение, баллов

метод 1 метод 2 метод 3

Время проведения исследований 1 2 1 3 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 3 2 1 1 2 3 1,714 1,285 1,857

Время внедрения 3 2 2 2 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 1 2 3 2 1 1 2 2,285 2,285 1,714

Простота вычисления 4 3 3 3 2 3 2 4 2 1 4 3 2 4 1 4 2 3 4 4 4 2,85 2,85 3,142

Точность значения 1 2 1 1 2 1 2 1 2 3 2 2 1 2 3 4 5 5 5 4 3 1,428 1,857 4,142

Широта охвата данных 1 1 2 2 1 1 2 1 2 2 3 2 2 2 2 4 5 4 4 4 5 1,42 2 4

Сумма, баллов 9,714 10,28 14,85

*Таблица составлена и рассчитана авторами.

Таблица 7 - Исходные данные для применения метода медианы ряда при выборе оптимальной цены на сахар

ОАО «Кривец-сахар»*

Признаки Метод расчета экономической ценности товара, баллов Балловый метод, баллов Метод полных затрат, баллов Среднее значение медианы, баллов

метод 1 метод 2 метод 3

Время проведения исследований 1 1 1 2 2 2 3 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 2 3 3 2 1 2

Время внедрения 2 2 2 2 2 3 3 2 2 2 2 2 3 3 1 1 1 2 2 2 3 2 2 2

Простота вычисления 2 2 3 3 3 3 4 1 2 2 3 4 4 4 1 2 3 4 4 4 4 3 3 4

Точность значения 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 3 3 3 4 4 5 5 5 1 2 4

Широта охвата данных 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 3 2 4 4 4 4 5 5 1 2 4

Сумма, баллов 9 10 16

*Таблица составлена и рассчитана авторами.

Таблица 8 - Исходные данные для выбора цены реализации сахара ОАО «Кривец-сахар» методом ранжирования с учетом весовых коэффициентов* __

Признаки Метод расчета экономической ценности товара, баллов Балловый метод, баллов Метод полных затрат, баллов Весовой коэффициент С учетом коэффициента весомости:

значение по методу 1, баллов значение по методу 2, баллов значение по методу 3, баллов

Время проведения исследований 1,714 1,285 1,857 0,05 0,08571 0,064285 0,092857

Время внедрения 2,285 2,285 1,714 0,1 0,22857 0,22857 0,1714

Простота вычисления 2,85 2,85 3,142 0,05 0,1425 0,1425 0,1571

Точность значения 1,428 1,857 4,142 0,5 0,71425 0,92855 2,071

Широта охвата данных 1,42 2 4 0,3 0,426 0,6 1,2

Сумма, баллов - - - - 1,597 1,9639 3,6924

*Таблица составлена и рассчитана авторами.

Таблица 9 - Исходные данные для выбора цены на сахар ОАО «Кривец-сахар» при использовании медианы ранжированого ряда с учетом весовых коэффициентов* __

Признаки Метод расчета экономической ценности товара, баллов Балловый метод, баллов Метод полных затрат, баллов Весовой коэффициент С учетом коэффициента весомости:

значение по методу 1, баллов значение по методу 2, баллов значение по методу 3, баллов

Время проведения исследований 2 1 2 0,05 0,1 0,05 0,1

Время внедрения 2 2 2 0,1 0,2 0,2 0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Простота вычисления 3 3 4 0,05 0,15 0,15 0,2

Точность значения 1 2 4 0,5 0,5 1 2

Широта охвата данных 1 2 4 0,3 0,3 0,6 1,2

Сумма, баллов - - - - 1,25 2 3,7

*Таблица составлена и рассчитана авторами.

По результатам экспертных сравнений методами простого ранжирования и медианы ряда, а также их корректировки при помощи коэффициентов весомости, нами получено, что наиболее обоснованным в реальных рыночных условиях является метод полных затрат при формировании цены на сахар ОАО «Кривец-сахар» (24,3 руб. за 1 кг), т.к. ему принадлежит значительное количество баллов 14,85; 16; 3,6924; 3,7 соответственно. Преимущества данного методического подхода заключаются в простоте применения, экономии времени при использовании, широком охвате данных и точности полученного значения, математической и экономической обоснованности.

Таким образом, эффективная ценовая политика и выбор экономически обоснованного методического подхода к формированию цены на сахар является важным элементом стратегии управления устойчивым развитием субъектов свеклосахарного подкомплекса АПК страны, способствует укреплению позиций на внутреннем рынке, дает возможность конкурировать с зарубежными производителями сахара и расширять зоны экспорта отечественной продукции в связи с вступлением России в ВТО.

Список использованных источников

1 Ермолаев М.Б., Борисова А.А. К вопросу о методах ценообразования // Сборник научных трудов вузов России "Проблемы экономики, финансов и управления производством".-2011.-№30. - С.80-84.

2 Чирков С.В. Методы и подходы к формированию цены // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление.-2011. - №2. - С.48-52.

Паронян Артюш Степанович, доктор экономических наук, профессор кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел.: 8 (4712) 58-14-27, 53-14-25, nich@kgsha.ru

Попадьина Наталья Валерьевна, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА»,

Святова Ольга Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА» e-mail: olga_svyatova@mail.ru

Информация об авторах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.