Научная статья на тему 'Методические подходы к формированию стратегического учета собственного капитала коммерческой организации'

Методические подходы к формированию стратегического учета собственного капитала коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЕТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА / БЮДЖЕТ КАПИТАЛА / OWN CAPITAL / STRATEGY / THE STRATEGIC ACCOUNT OF OWN CAPITAL / ESTIMATION OF COST OF OWN CAPITAL / THE BUDGET OF THE CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстафьева Елена Михайловна

Разработка комплекса мероприятий по реализации выбранной стратегии базируется на различных видах информации, качество которой в дальнейшем будет определять эффективность осуществляемой стратегии. Современная учетно-аналитическая система коммерческой организации не соответствует в полной мере потребностям менеджмента. Наиболее эффективный путь достижения результатов построение системы стратегического учета. Его использование позволит обеспечить системный комплексный подход к формированию учетно-аналитической системы коммерческой организации. В статье рассмотрены методические подходы к формированию стратегического учета собственного капитала коммерческой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евстафьева Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a complex of actions on realization of the chosen strategy is based on various kinds of the information which quality in the further will determine efficiency of carried out strategy. The modern registration-analytical system of the commercial organization mismatches to the full to requirements of management. The most effective way of achievement of results construction of system of the strategic account. Its use will allow to provide the system complex approach to formation of registration-analytical system of the commercial organization. In clause methodical approaches to formation of the strategic account of own capital of the commercial organization are considere dexamined.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к формированию стратегического учета собственного капитала коммерческой организации»

Евстафьева Е.М.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УЧЕТА СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Имеющиеся на сегодняшний день системы финансового и управленческого учета недостаточно отвечают потребностям рынка. Используя только их, коммерческие организации не способны учитывать многочисленные изменения, происходящие во внешней среде (глобализация мировой экономики, гиперконкуренция, повышение роли рынков капитала в финансировании бизнеса, создание и функционирование различных компьютерных сетей), мгновенно адаптироваться к новым условиям хозяйствования и принимать необходимые для этого стратегические решения.

В связи с этим возникает потребность в разработке и использовании стратегического учета, функционирующего в режиме реального времени и обеспечивающего руководителей и менеджеров всей необходимой для принятия эффективных решений информацией.

Стратегический учет — понятие широкое и многогранное, на сегодняшний день отсутствует единая терминология этого направления учета.

Так, Кит Уорд считает, что стратегический учет — это система обоснования управленческих решений, которая должна обеспечить необходимой информацией определенных менеджеров компании, ответ-

ственных за принятие стратегических решений [9, с. 5].

Б. Райн под стратегическим учетом понимает определенный способ отражения финансовых и учетных проблем организации [8, с.52].

И.Н. Богатая считает, что стратегический учет — это модель информационной технологии, объединяющая в рамках единой системы финансовый и управленческий учет и обеспечивающая руководителей и специалистов предприятий производственной информацией для принятия эффективных решений [1, с. 9].

По нашему мнению, следует согласится с мнением О.В. Гуденицы, Л.О. Ива-шиненко, которые под стратегическим учетом понимают учет, направленный на достижение определенной коммерческой организацией его глобальной цели, основанный на взаимодействии методики анализа, планирования, контроля и учета внутренних процессов и условий меняющейся внешней среды [3, с.25].

Этого же мнения придерживаются О.Е. Николаева и О.В. Алексеева. Кроме того, они считают, что одной из главных функций стратегического управленческого учета является проведение стратегического анали-

за деятельности предприятия, который в первую очередь должен быть сконцентрирован на долгосрочных целях и внешних условиях, в которых действует предприятие и не должен чрезмерно сосредотачиваться только на традиционных задачах [5, с.37-38].

На формирование стратегического учета влияет выбранная организацией стратегия.

Именно стратегия устанавливает направление деятельности организации: рост,

стабилизация, сокращение или комбинация вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов; определение типа конкурентного преимущества.

Самое главное требование к стратегии — она должна быта эффективной.

Рассмотрим ряд ключевых характеристик в качестве критериев действительно эффективной стратегии.

Таблица 1. Ключевые характеристики эффективной стратегии

№ Критерии эффективной стратегии Характеристика

1 2 3

Критерии эффективной оценки стратегии по Зуб А.Т.1

1. Последовательность осуществления стратегии Стратегия определяется целью верхнего уровня, поэтому она не должна содержать несогласованные с верхним уровнем цели более низкого уровня

2. Согласованность с требованиями среды и пригодность Стратегия должна соответствовать внешней обстановке и происходящим в ней критическим изменениям

3. Осуществимость стратегии Стратегия не должна ни переоценивать доступные ресурсы, ни создавать нерешаемые проблемы в будущем

4. Приемлемость для стейкхолдеров Стратегия должна соответствовать ожиданиям конкретных групп поддержки

5. Преимущество по отношению к конкурентам Стратегия должна обеспечивать создание или поддержание конкурентного преимущества в избранной области

Критерии эффективной оценки стратегии по Шифрину М.Б.

1. Результативность и эффективность Результативность (внешняя производительность) — это внешний показатель хозяйственной деятельности организации, который основан на изучении потребительского спроса, реакции на его изменения, а также в нововведениях, связанных с поиском новых источников и средств удовлетворения нужд потребителей. Эффективность (внутренняя производительность) — внутренний показатель, который по Друкеру является следствием того, что «правильно создаются нужные, необходимые вещи».

2. Скорость и решительность Скорость — условие необходимое, но недостаточное для достижения успеха. Достаточным является решительность при привлечении ресурсов для реализации стратегических задач.

Критерии эффективной оценки стратегии по Попову С.А3.

1. Ментальная правильность выбираемой и (или) разрабатываемой стратегии К ментальной правильности относятся не только простое понимание, но и определенное постижение того, что все связанное со стратегией и стратегическим управлением есть некоторый органичный синтез менеджмент-искусства и феноменов успешной бизнес-практики.

1 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учеб. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 196 с.

2 Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2009.- с. 18.

3 Попов С. А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: ИНФРА — М, 1999

Окончание табл. 1

1 2 3

2. Ситуационность Эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего, т. е. стратегического успеха данной конкретной фирмы.

3. Уникальность стратегии Для достижения будущего бизнес-успеха в стратегию конкретной организации должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, которые в реальной практике ведения бизнеса делают ее значимо отличной от стратегий всех главных конкурентов.

4. Будущая неопределенность как стратегическая возможность Внешняя среда фирмы в наше время меняется все быстрее и, с точки зрения традиционных представлений, становится все более непредсказуемой. Но при этом в каждом таком изменении заключаются не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха. Поэтому современная стратегия должна быть способна превращать изменения внешней среды в уникальные стратегические конкурентные преимущества конкретной фирмы.

5. Гибкая адекватность Для того чтобы можно было реализовать новые возможности, которые потенциально заключаются в изменениях внешней среды фирмы, ее собственные стратегические изменения должны быть адекватны изменениям внешним. Эффективность бизнес-адекватности практически достижима только тогда, когда стратегия фирмы не случайно, а по существу является достаточно гибкой.

Таким образом, по критериям эффективности конкретные стратегические изменения бизнеса (по своему содержанию, по синхронности во времени и по всем другим существенным параметрам) должны быть достаточно адекватными относительно изменений внешней среды коммерческой организации. Кроме того, указанные характеристики являются не альтернативными, а взаимодополняющими и взаимоусиливаю-

щими.1

Разработка комплекса мероприятий по реализации выбранной стратегии базируется на различных видах информации, качество которой в дальнейшем будет определять эффективность осуществляемой стратегии.

Как отмечалось выше, современная учетно-аналитическая система коммерческой организации не соответствует в полной мере потребностям менеджмента. Наиболее эффективный путь достижения результатов — построение системы стратегического учета. Его использование позволит

1 Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организация: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2004

обеспечить системный комплексный подход к формированию учетно-аналитической системы коммерческой организации.

Собственный капитал является одним из важнейших направлений стратегического учета, поскольку собственный капитал определяет:

- величину прироста собственности предприятия;

- эффективность деятельности предприятия;

- доходность вложений инвесторов.

В связи с этим возникает необходимость разработки методологических подходов и методики его учета.

Нами разработана методика стратегического учета собственного капитала, включающая в себя пять этапов.

На первом этапе проводится исследование факторов макро и микросреды, факторов внутренней среды, и разрабатывается методика факторного анализа деятельности предприятия с учетом сильных и слабых сторон.

Так, при исследовании макросреды применяется РEST — анализ, который подразумевает анализ влияния политического,

экономического, социального и технологического факторов в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Однако на практике вышеприведенных четырех факторов оказывается недостаточно и часто добавляются правовые, экологические, демографические, физические и культурные факторы.

Анализ микросреды сводится к глубокому, детальному изучению отрасли в которой функционирует компания и сводится к анализу конечных потребителей, конкретной ситуации и прочих значимых факторов.

При анализе внутренней среды необходимо исследовать три составляющие: общее описание бизнеса, ревизию процессов и дать оценку текущей стратегии. При этом следует отметить, что каждая из них может делиться на мелкие составляющие в зависимости от конкретной ситуации.

При разработке методики факторного анализа необходимо провести оценку сильных и слабых сторон предприятия. Такая оценка связана, прежде всего, с определением возможностей реализации внутреннего потенциала предприятия и направлена на выявление уровня его конкурентоспособности.

На втором этапе проводится разработка учетной политики для целей стратегического учета собственного капитала коммерческой организации, включающая организационный, технический и методологический аспекты.

На следующем этапе осуществляется формирование системы планирования, программирования и бюджетирования.

При выборе методики планирования могут использоваться различные методы оценки стоимости собственного капитала:

- метод капитализации прибыли;

- метод приращения рентабельности собственного капитала;

- метод средневзвешенной стоимости капитала;

- метод экономической добавленной стоимости;

- дивидендные методы и др.

Оценка стоимости собственного капитала может осуществляться для различных целей. Собственникам (акционерам, дольщикам) интересны производные от стоимости собственного капитала, в части получения дивидендов или приумножения

собственности. Для потенциальных инвесторов наибольший интерес представляют данные об обеспечении эффективной реализации инвестиционного проекта, т.е. прироста вложенных средств. Каждая цель предусматривает выбор соответствующих методов определения стоимости, использование каждого из которых обусловлено применением соответствующего подхода к оценке.

Оценка стоимости собственного капитала, будучи «альтернативной стоимостью», иначе говоря, доходом, который ожидают получить инвесторы от альтернативных возможностей вложения капитала при неизменной величине риска дает более объективную картину стоимости предприятия в отличие от оценки активов.

Высокая актуальность определения стоимости собственного капитала состоит в том, что в процессе финансово-хозяйственной деятельности любое коммерческое предприятие нуждается в источниках средств, с точки зрения решения задач тактического и стратегического характера. Это в свою очередь требует привлечения того или иного источника финансирования, которое всегда связано с определёнными затратами. В таких условиях организация должна с достаточной степенью точности определить баланс между возможностью самофинансирования и привлечением заемных средств.

Вся совокупность методов оценки стоимости собственного капитала в соответствии с российскими стандартами оценки сосредоточена в рамках трех подходов к определению стоимости капитала: доходного, сравнительного и затратного1.

На наш взгляд, для оценки стоимости собственного капитала наиболее целесообразно применение доходного подхода, так как в случае с затратным подходом используются данные бухгалтерского баланса, а, следовательно, можно получить стоимость собственного капитала лишь в первом приближении, то есть значение величины капитала будет носить необъективный характер. Кроме того, основным методом, ис-

1 Федеральный стандарт оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1), утв. Приказом Минэкономразвития России, 20.07.2007 г., №256.

пользуемым в данном подходе, является метод ликвидационной стоимости, который по объективным причинам не отвечает требованиям инвесторов, которые, как мы уже выяснили, представляются главными «поставщиками капитала» и, соответственно, основными пользователями информации о стоимости собственного капитала.

Использование сравнительного подхода, в свою очередь, также ограничено отсутствием в достаточном количестве и качестве статистической информации о стоимости собственного капитала и других показателей на предприятиях-аналогах.

Между тем, для принятия эффективных, точных и взвешенных в финансовом отношении управленческих решений необходимо создание в организации системы бюджетирования, жёстко связанной со стратегическими целями организации, направленной на оптимизацию бизнес-процессов и финансовых ресурсов.

Вопросам развития бюджетирования посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Абрютина М.С., Александрова О.А. , Балабанова И.Т., Бар-мина Д.А., Бекетова Н.В., Владымце-ва Н.В., Денисова А.С., Друри К., Ивашкевича В.Б., Кабира Л.С., Карповой Т.П., Ке-римова В.Э., Стояновой Е.С.,. Савчука В.П, Чая ВТ.

В связи с тем, что на сегодняшний день большинство коммерческих организаций имеют ограниченные средства для капиталовложений, одним из основополагающих этапов в построении системы бюджетирования, на наш взгляд, должно быть бюджетирование капитала. Под бюджетированием капитала понимается процесс, связанный с выбором и оценкой соответствующей структуры затрат капитала, которая бы в наибольшей мере отвечала решению задачи максимизации благополучия держателей акций. Затраты капитала представляют собой долгосрочные инвестиции, производящиеся для расширения размеров производства, перемещение или обновление фиксированных активов или для получения других реальных выгод.

Бюджет капитала призван оценить, во-первых, как будет происходить возврат инвестированных средств, а во-вторых, какая процентная отдача будет от этого проекта.

В основе бюджетных расчетов лежат преимущественно алгоритмические операции, определяющие взаимосвязи отчетных показателей, либо в расчетах используются методы краткосрочного прогнозирования.

В качестве инструментария стратегического учета собственного капитала значительное распространение получил метод производных балансовых отчетов.

Применение производных балансовых отчетов направлено на решение следующих управленческих задач:

- организация внутреннего и внешнего контроля за недопущением несанкционированного выбытия активов и ресурсов;

- прогнозирование изменения собственных финансовых результатов и рентабельности;

- управление результатами деятельности в многоярусном и многосегментном режиме (по инвестиционным горизонтам и сегментам деятельности);

- управление денежными потоками;

- управление собственностью;

- управление стратегией развития;

- управление собственным капиталом.

Использование производных балансовых отчетов вызывается следующими факторами:

- необходимостью управления денежными потоками, активами и пассивами и их текущей оценке с учетом реальной стоимости всех ресурсов; широким распространением показателей «отрицательного капитала» и «отрицательного гудвилла»;

- прогнозированием денежных потоков и состояния расчетов на любую дату;

- оценкой финансовой информации с качественных позиций.

Система производных балансовых отчетов основывается:

- на теории чистых активов;

- системе корректировок на самые разнообразные внешние и внутренние факторы;

- принципе гипотетического изъятия или гипотетической реализации;

- экономическом механизме функционирования системы производных балансовых отчетов;

- теории чистых пассивов.

В стратегической бухгалтерии в целях управления стратегией развития коммерче-

ской организации используются стратегические балансовые отчеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При составлении стратегического производного баланса возникает необходимость учета неопределенности на основе корректировки данных баланса на коэффициент риска, вызванного неопределенностью.

Бондарь Д.В. отмечает, что «стратегический производный балансовый отчет является производным от стратегического баланса и получается путем гипотетической реализации активов и удовлетворения обязательств исходя именно из стратегического, а не бухгалтерского баланса».

При этом стратегический баланс носит прогнозный характер и составляется на определенный период двумя способами [2, с.146]:

- прямым прогнозированием в виде бюджетного баланса с учетом внешних и внутренних факторов;

- исходя из бухгалтерского баланса с постановкой на учет методом двойной записи ряда внешних факторов и факторов хозяйственной деятельности, точнее их изменения.

А.Н. Щемелев отмечает: «Стратегический производный балансовый отчет представляет собой прогнозный или бюджетный механизм и поэтому имеет статический характер, то есть направлен на определение возможной стоимости предприятия с учетом ряда внешних факторов, и поэтому строится на принципах статической балансовой теории [13, с.192-193].

И. А. Харченко рассматривает стратегические производные балансовые отчеты как один из видов расчетно-аналитических балансов. Ею была уточнена и дополнена вышерассмотренная методика в целях усиления контрольных функций, выполняемых данным видом балансов. [11].

Использование в стратегическом учете производных балансовых отчетов позволит оценивать и учитывать реальное или предполагаемое воздействие на организацию различных факторов и организовывать на их основе эффективную систему кон -троля и управления собственностью, рисками, платежеспособностью, поднять организацию бухгалтерской, аналитической и контрольной работы на уровень, соответствующий возможностям современных аппа-

ратных и программных средств, информационных технологий и систем и стратегических приложений к ним. Кроме того, на их основе можно оценить возможности и перспективы развития организации, реализовать стратегические решения и обосновать стратегию действий предприятия.

На последнем этапе проводится контроль за реализацией стратегии, который предполагает проведение стратегического аудита собственного капитала коммерческой организации. Он позволяет выявить стратегические «разрывы», которые препятствуют реализации избранных стратегий, и разрабатывает комплекс мероприятий, позволяющих адаптировать избранную стратегию к меняющимся условиям внешней среды.

Предлагаемая методика стратегического учета собственного капитала позволит подготовить релевантную информацию для различных уровней управления: стратегического; тактического; оперативного.

Библиографический список

1. Богатая И.Н. Стратегический учет собственности предприятия. Серия «50 способов». Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.

2. Бондарь Д.В. Финансовый, налоговый и управленческий учет инвестиционной деятельности: Монография [Текст]/ Ростов н/Д : РГЭУ «РИНХ», 2004.- 172 с.

3. Гуденица О. В., Ивашиненко Л. О. Стратегический учет в коммерческих организациях. Учебное пособие / под ред. профессора Богатой И.Н. — Ростов-на-Дону: Издательство ООО «АзовПечать».

4. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 196 с.

5. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. — М.: Едиториал УРСС, 2003.

6. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организация: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2004.

7. Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: ИНФРА — М, 1999.

8. Райн Б. Стратегический учет для руководителя/ пер. с англ./ под редакцией В. А. Мирюкова .- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

9. Уорд К. Стратегический управленческий учет / Пер.с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.

10. Федеральный стандарт оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1), утв. Приказом Минэкономразвития России 20.07.2007 г. №256.

П.Харченко И.А. Особенности формирования системы стратегического управленческого учета и внутреннего контроля в

организациях потребительской кооперации: Монография [Текст]: / ООО «Азов-Печать».-г. Азов, 2007,- 244 с.

12. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2009,-с. 18.

13. Щемелев А.Н. Теория и методология стратегического учета инноваций [Текст]/ А.Н. Щемелев. — Ростов н/Д: Госиздат, 2005.-240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.