Научная статья на тему 'Методические подходы к анализу финансовых результатов предприятия'

Методические подходы к анализу финансовых результатов предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3155
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / FINANCIAL RESULTS / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / МЕТОДЫ / METHODS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MANAGEMENT DECISIONS / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галицкая Ю.Н., Войнова В.В.

В данной статье освещены основные методические аспекты анализа финансовых результатов организации. Дана характеристика, описано содержание, достоинства и недостатки трех методик анализа финансовых результатов. Подчеркнуто значение анализа финансовых результатов для принятия стратегических управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO ANALYSIS FINANCIAL RESULTS OF THE ENTERPRISE

The article deals with the main methodical aspects of the analysis of financial results of the organization. A characteristic is given, the content, advantages and disadvantages of the three methods for analyzing financial results are described. The importance of the analysis of financial results for making strategic management decisions is disclosed.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к анализу финансовых результатов предприятия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ю.Н. Галицкая, канд .экон. наук, доцент В.В. Войнова, студент

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В данной статье освещены основные методические аспекты анализа финансовых результатов организации. Дана характеристика, описано содержание, достоинства и недостатки трех методик анализа финансовых результатов. Подчеркнуто значение анализа финансовых результатов для принятия стратегических управленческих решений.

Ключевые слова: финансовые результаты, анализ, прибыль, методы, эффективность, управленческие решения, устойчивое развитие

В современной экономике в условиях конкуренции важнейшим из показателей эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в производственной, финансовой и инвестиционной сферах является финансовый результат, который считается результатом деловой активности предприятия и показывает рентабельность проводимой политики, конкурентоспособность выпускаемой продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг.

Чтобы получить правильное представление внутренних связей, взаимозависимости и причин появления многообразных факторов, аналитику необходимы определенные знания. Ему необходимо знать общие методологические принципы анализа, важнейшим из которых являются: взаимосвязь, взаимообусловленность всех явлений и процессов и развитие взаимодействия количественных и качественных факторов, единство учитываемых единичных явлений и процесса в целом, единство динамичности изучаемых явлений и состояния их на отдельные даты [1].

Анализ прибыли организации - это исследование полученной предприятием прибыли или убытка за период как в абсолютной величине, так и в виде коэффициентов относительно других финансовых показателей [2].

Существует значительное количество отечественных методик осуществления анализа финансовых результатов деятельности предприятий. Проведем ана-

лиз трех из них авторов и сделаем выводы о достоинствах и недостатках предлагаемых методик.

Согласно мнению автора Савицкой Г.В. анализ финансовых результатов следует проводить следующим образом [3]:

1. Производится анализ динамики и состава прибыли организации. Для этого автор предлагает классифицировать прибыль следующим образом:

- по видам деятельности предприятия прибыль делится на: прибыль от операционной (основной) деятельности, прибыль от финансовой деятельности и прибыль от инвестиционной деятельности;

- в зависимости от видов деятельности предприятия: прибыль от обычных видов деятельности и прибыль от прочих видов деятельности;

- по экономическому содержанию: бухгалтерская и экономическая прибыль;

- по характеру налогообложения: налогооблагаемая и не облагаемая налогом прибыль;

- по степени учета инфляционного фактора: номинальная прибыль, реальная прибыль, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде;

2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, товаров и услуг. На данном этапе производится факторный анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг в общем, а также от реализации отдельных видов

продукции. Здесь проводится расчет влияния себестоимости продукции, работ, услуг, объема реализации и структуры товарной продукции;

3. Следующим этапом проводится анализ влияния продаж однородной и неоднородной продукции на получение прибыли и определяется зависимость средней цены единицы продукции от определенных факторов (качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, сроки реализации, уровень инфляции и

т.д.);

4. Далее анализируются прочие доходы и расходы предприятия. Определяется динамика, состав и структура, а также влияние различных факторов на изменение величины доходов и расходов;

5. Анализируются показатели рентабельности предприятия. На данном этапе происходит расчет таких показателей, как: рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность совокупных активов. Также здесь производится факторный анализ показателей рентабельности в целом по предприятию и по каждому виду продукции.

Достоинствами методики является детальное описание этапов анализа финансовых результатов, возможность проведения подробного анализа показателей рентабельности, порядка их расчета и анализа, а также возможность проведения сравнительного анализа как с предшествующими периодами, так и с конкурентными организациями.

Недостатком данного метода является трудоемкость работы, вызываемая множественностью показателей.

Шеремет А. Д. предлагает осуществлять анализ финансовых результатов тремя этапами [4]:

1. Производится анализ доходов организации. На данном этапе анализируется динами и структура доходов организации, объем производства и продажи продукции, определяется влияние использования производственных ресурсов на объем продаж, а также объема продаж на прибыль от продаж;

2. Затем производится анализ расходов и себестоимости. Производится анализ структуры и динамики расходов и анализ формирования себестоимости продаж. Осуществляется факторный анализ себестоимости и ее влияния на объем продаж.

3. Анализируются финансовые результаты и рентабельность продаж. На данном этапе автор разделяет доходы и расходы на три группы: операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Далее рассматривается формирование показателей прибыли и методы определения условий безубыточности продаж. Анализируется уровень и динамика финансовых результатов и дается оценка влияния инфляции на прибыль от продаж. Производится факторный анализ прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли, производится расчет и анализ рентабельности продаж.

Достоинством данной методики является то, что здесь большое внимание уделяется изучению источников информации, так как финансовая отчетность отражает эффективность деятельности предприятия.

Недостатком методики Шеремета А. Д., как и методики Савицкой Г. В., является ее трудоемкость, так как анализ предполагает включение множества показателей.

Методика анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности Мельник М. В. подразумевает последовательное выполнение следующих действий [5]:

1. Анализируется уровень и динамика финансовых результатов путем представления данных за ряд лет. Производится анализ каждого элемента прибыли, что позволяет определить перспективы развития предприятия, поскольку прибыль является источником финансирования текущий и инвестиционной деятельности;

2. Производится факторный анализ прибыли от продаж, в том числе по видам выпускаемой продукции (работ, услуг). Здесь определяется влияние изменения объема продаж и рентабельности

продаж на изменение прибыли от продаж.

3. Осуществляется факторный анализ чистой прибыли. В результате данного анализа формулируются выводы о влиянии тех или иных факторов на изменение чистой прибыли, а также составляется схема их взаимосвязи.

Достоинством данной методики является применение горизонтального и вертикального анализа каждого элемента прибыли. Данная методика подходит для анализа финансовой отчетности предприятия [6].

Недостатками методики являются слабая адаптированность к инфляционным процессам, неполноценное рассмотрение показателей рентабельности и процесса расчета различных коэффициентов.

Таким образом, можно сказать, что универсальной методики анализа финансовых результатов не существует, и предприятие должно подобрать ту, которая ему больше подходит исходя из специфики деятельности. Так же отметим, что структура анализа выручки у всех авторов схожа, но применение определенной методики для получения всестороннего анализа недостаточно.

Анализ финансовых результатов позволяет отразить максимально подробную информацию о состоянии предприятия на определенный момент и в динамике. Он также служит основой для принятия управленческих решений, направленных на формирование стратегии устойчивого развития предприятия под влиянием факторов внешней и внутренней среды [7].

Библиографический список

1. Галицкая Ю.Н., Гукасян З.О. Инструменты комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия виноделия // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 1159-1163.

2. Шестипалова В.А., Никитина Е.А., Галицкая Ю.Н., Управленческий анализ финансовых результатов организации. В сборнике: Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса. ФГБОУ ВПО «КубГТУ», ООО «Издательский дом - Юг», Краснодар, 2013. - 170 с.

3. Савицкая Г. В. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 649 с.

4. Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.Д. Шеремет. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 374 с.

5. Мельник М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. - 208 с.

6. Галицкая Ю.Н., Гукасян З.О. Прогнозный анализ финансовой отчетности в оценке и управлении финансовой устойчивостью организации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 826-830.

7. Лукошкина Т.И. Организационные основы и экономические методы формирования стратегии современного промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-3 (42-3). С. 767-770.

METHODICAL APPROACHES TO ANALYSIS FINANCIAL RESULTS OF THE

ENTERPRISE

Y.N. Galitskaya, candidate of economic sciences, associate professor

V.V. Voynova, student

Kuban state technological university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with the main methodical aspects of the analysis of financial results of the organization. A characteristic is given, the content, advantages and disadvantages of the three methods for analyzing financial results are described. The importance of the analysis of financial results for making strategic management decisions is disclosed.

Keywords: financial results, analysis, profit, methods, efficiency, management decisions, sustainable development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.